Научная статья на тему 'Восстановление театров в Нижнем Поволжье в 1943-1952 годах'

Восстановление театров в Нижнем Поволжье в 1943-1952 годах Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
287
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Восстановление театров в Нижнем Поволжье в 1943-1952 годах»

© И.С. Петрова, 2006

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ТЕАТРОВ В НИЖНЕМ ПОВОЛЖЬЕ В 1943-1952 ГОДАХ

И.С. Петрова

Период восстановления Нижневолжского региона во время и после Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. является одной из самых ярких страниц в истории Нижнего Поволжья. Однако в силу специфической политической обстановки в нашей стране в 194080-е гг. подход к рассмотрению проблем восстановления носил односторонний характер: подробно изучено положение в промышленности и сельском хозяйстве, но практически ничего не написано о возрождении культурной жизни. В данной статье предпринимается попытка рассмотреть этот процесс на основе документов и материалов по истории театров.

Военные действия на территории Нижнего Поволжья велись в Астраханской и Сталинградской областях. Во время войны в оккупации оказались 6 районов Астраханской области, были разрушены и повреждены более 6 000 зданий и сооружений, около 700 единиц подвижного состава, 290 судов, несколько нефтяных станций, уничтожены десятки тысяч голов скота 1. В Сталинградской области были оккупированы 16 районов. Почти полному разрушению подвергся Сталинград. Фактически все его 126 промышленных предприятий, пристанционные сооружения, вагонное хозяйство, связь и грузовые устройства были выведены из строя, значительно пострадал водный транспорт, сожжены и разрушены 41 685 жилых домов, а также практически вся социальная инфраструктура, полностью уничтожены системы водопровода и канализации, трамвайное хозяйство, а также торговая сеть города2. По подсчетам В.И. Павлова, ущерб, причиненный гитлеровцами народному хозяйству Астраханской и Сталинградской областей, составил свыше 30 млрд рублей 3.

Значительные потери понесли и культурные учреждения Нижневолжского региона. Здание Астраханского областного драматического театра имени С.М. Кирова было се-

рьезно повреждено - сгорела большая часть зрительного зала и множество декораций. В Сталинграде все четыре здания театров были разрушены, а оборудование, костюмы и постановочные средства уничтожены. Театральные труппы, возвращавшиеся из эвакуации в родной город, должны были начинать все сначала. Менее всего пострадала материальная база театров Саратова, но и здесь требовалось произвести ремонт зданий и обновление костюмов и декораций.

В 1943-1945 гг. в Астрахани на ремонт и восстановление театров было выделено 800 тыс. руб., освоено - 700 тыс. рублей. Удалось восстановить сценическую коробку и зрительный зал театра имени С.М. Кирова 4. В 1945 г. предполагалось также восстановить летний театр и сад имени К. Маркса, произвести реконструкцию ТЮЗа. Однако небольшой объем отпущенных средств не позволял производить масштабных работ. Деньги, выделенные государством, быстро использовались, а строительство приостанавливалось. Из справки о работе Астраханского областного отдела по делам искусств за 1944 г. и первое полугодие 1945 г. следует, что на восстановительные работы на 1945 г. было ассигновано всего 300 тыс. руб. вместо необходимых 3 млн рублей. На выделенные деньги удалось заключить договор с Астраханским областным стройтре-стом на отдельные виды работ и заказать проект на реконструкцию и переоборудование помещений летнего театра имени К. Маркса и ТЮЗа5. Тем не менее, восстановление учреждений искусства Астрахани велось более быстрыми темпами, чем в полностью разрушенном Сталинграде.

Ввиду того что Сталинград являлся крупным военно-промышленным центром Поволжья, занимал выгодное экономическое и географическое положение, являлся важным транспортным узлом и сыграл большую роль

в ходе Великой Отечественной войны, возрождение его началось в условиях продолжавшихся военных действий. 4 апреля 1943 г. Государственный Комитет Обороны СССР опубликовал постановление «О первоочередных мероприятиях по восстановлению хозяйства города Сталинграда и Сталинградской области». Им определялась программа восстановительных работ важнейших промышленных и культурных объектов Сталинграда, в число которых включались и театры 6. Руководствуясь постановлением ГКО СССР, Сталинградский обком ВКП(б) и Сталинградский облисполком 21 апреля 1943 г. приняли совместное решение о восстановлении драматического театра на площади Павших борцов к 1 ноября

1944 года7. Однако ввиду большого объема работы в течение 1943 г. удалось приступить лишь к разбору завалов и очищению от мусора уцелевших конструкций театра силами чер-касовских бригад.

27 января 1944 г. СНК СССР принял постановление «О ходе восстановления хозяйства Сталинграда и районов Сталинградской области, освобожденных от немецкой оккупации». В нем часть вины за невыполнение постановления ГКО возлагались на союзные и республиканские Наркоматы: «Наркомстройматери-алы СССР», «Главснаблес» при СНК СССР, которые не обеспечили поставку Сталинграду необходимого количества стройматериалов. В постановлении определялся объем капиталовложений на восстановление учреждений искусства Сталинградской области. Он составлял 3,25 млн руб., из них 2,5 млн руб. предназначалась театрам 8. Однако в течение 1944 г. строительные организации смогли освоить всего 130 тыс. руб. (5,2 %). Основными причинами этого являлись: недостаток материалов, транспорта, квалифицированных рабочих, отсутствие механизации процессов.

В 1945 г. в титульный список восстановления учреждений искусств Сталинграда вошли работы по возведению драматического театра имени М. Горького и театра музыкальной комедии, на их проведение выделялось значительно больше средств, чем в предыдущем году - 2,6 млн рублей 9. Необходимость скорейшего восстановления театров была связана с возвращением из эвакуации их трупп, которые расположились в неприспо-

собленных помещениях клубов Сталгрэса и тракторного завода. Местные партийные и советские органы власти способствовали ускорению строительных работ, установив конкретные жесткие сроки завершения строительства. Однако переписка треста «Сталин-градстрой» со строительным отделом Сталинградского обкома ВКП(б) свидетельствовала о том, что вопросы с поставками стройматериалов не решались своевременно, а подрядчики ввиду этого отказывались от порученных им работ.

Таким образом, во время войны было начато восстановление театров Астрахани и Сталинграда. Однако объем капиталовложений был недостаточным, выделенные средства не осваивались полностью, так как основной задачей на этом этапе являлось восстановление промышленности.

22 августа 1945 г. советское правительство приняло постановление «О мерах по восстановлению Сталинграда», сыгравшее огромную роль в возрождении города-героя. В нем определялись задачи по промышленному, жилищно-бытовому и культурному строительству. Постановлением предусматривалось выделить на восстановление театров во втором полугодии 1945 г. -1,1 млн руб., в 1946 г. - 4,3 млн руб., в 1947 г. -

2 млн рублей 10.

31 августа 1945 г. была создана специальная строительная организация, Главное управление по восстановлению Сталинграда -«Главсталинградстрой» в составе трех трестов: «Сталинграджилстрой» (по жилищному строительству), «Сантехстрой» (по санитарно-техническим работам), «Сталинградкуль-тстрой» (по культурно-бытовому и административному строительству). Начала действовать целая программа помощи городу, охватывающая два направления - обеспечение рабочей силой и материальной базой. Предусматривалось также обеспечение строителей продовольствием и промышленными товарами, была разработана система премирования для передовиков. Все это свидетельствовало

об увеличении внимания к культурному строительству в Сталинграде.

К концу 1945 г. в Нижнем Поволжье действовало 10 театров - драматические Астрахани, Саратова и Сталинграда, театры юного зрителя Астрахани и Саратова, театры му-

зыкальной комедии Астрахани и Сталинграда, театр кукол Саратова и Сталинграда, театр оперы и балета Саратова. Из них 6 имели собственные помещения. Оставались не восстановленными здания драматического и музыкального театров Сталинграда, продолжал работу в Камышине из-за отсутствия помещения Сталинградский театр кукол. Кроме того, из-за передачи помещения театру музыкальной комедии фактически прекратил свою деятельность Астраханский ТЮЗ, не возвратился из эвакуации Сталинградский ТЮЗ. Причины создавшегося положения становятся очевидными при анализе доклада секретаря Сталинградского обкома и горкома ВКП(б) на пленуме горкома 14 сентября

1945 г., посвященного итогам восстановления города. В нем указывалось, что затраты на жилищные и культурно-бытовые здания за последние два года составили 72 % к установленному плану, в то время как на восстановление промышленных предприятий - 123 % 11. В сложном положении оставались и учреждения искусств менее пострадавших Астраханской и Саратовской областей: на их реконструкцию и ремонт ассигнований практически не предусматривалось.

Новый этап в восстановлении театров Нижнего Поволжья связан с принятием 18 марта 1946 г. Верховным Советом СССР «Закона о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг.». Он предусматривал повышение государственных расходов на культурно-бытовое обслуживание населения, восстановления всех разрушенных врагом театров 12. В соответствии с Законом на заседании Сталинградского обкома и горкома ВКП(б) было принято решение ввести в действие в Сталинграде в течение пятилетия

3 театра, затратив 8 900 тыс. рублей 13. В Астрахани и Саратове расширение сети театров не предполагалось.

Из данных титульных списков капиталовложений в строительство театров Сталинграда видно, что фактически только за 3 первых года пятилетки было выделено 8,4 млн рублей. Из них освоено 1,72 млн руб., то есть всего 21,5 % 14. Причинами этого стали отсутствие технических проектов, недопоставка стройматериалов, низкая квалификация строительных рабочих (в этот период на стройках

работали военнопленные и мобилизованные рабочие из городов и деревень), переброска рабочей силы на промышленные и социально-бытовые объекты, несоответствие в объемах капиталовложениях, запланированных Госпланом РСФСР и предусмотренных Сталинградским горисполкомом, несоответствующем контроле со стороны наркоматов и организаций наравне с восстановлением промышленности, в плановых заданиях не учитывались реальные возможности строительных организаций. Главным итогом этих лет явились восстановительные работы, проведенные генеральным подрядчиком - трестом «Ста-линградкультстрой» в здании будущего Сталинградского драматического театра, бывшего Дворца физкультуры. О торжественном открытии театра 11 апреля 1947 г. сообщалось в областной газете: «...На самом берегу Волги красовалось здание театра, белоснежное, как лебедь, с десятью мощными колоннами фасада, портиком, легким карнизом...»15. В то же время театр кукол, вернувшийся в Сталинград в 1948 г., не имел своего помещения до 1956 г., был вынужден скитаться по подвалам, размещаться в одной из комнат Дома пионеров. Пятилетним планом предусматривалось строительство здания для этого театра, но в титульных списках за 1946-1948 гг. о нем не упоминалось.

В Астрахани в этот период были те же трудности. На продолжавшийся ремонт здания ТЮЗа в 1946 г. было отпущено 865,1 тыс. рублей. Строительные работы выполнялись трестом «Астраханьстрой», а оформление фасада осуществлено под руководством архитектора Черняева. Только благодаря настойчивости директора ТЮЗа Е. Забары, направившего письмо первому секретарю Астраханского обкома ВКП(б) Ф. Муратову о необходимости мер по ускорению восстановления здания, и обком ВКП(б) и облисполком приняли в сентябре

1946 г. специальное решение. Его выполнение позволило театру приступить к работе в новом помещении с марта 1947 года 16.

Ремонт зданий театров, не пострадавших от войны регионов, в эти годы практически не велся. Здесь на первый план выходили трудности с постановочными средствами. По данным объяснительных записок к отчетам Саратовского областного театрально-производственно-

го комбината за 1946-1948 гг., который снабжал театры постановочными средствами и строительными материалами, задолжниками были все театры Саратова. За прокат костюмов, расклейку афиш, другие необходимые материалы директора театров были кредиторами на сумму 24 959 рублей 17.

В 1949 г. театры страны были переведены на бездотационную работу. Это привело к резкому сокращению государственного финансирования восстановления и ремонта зданий, оборудования театров. Критическая ситуация сложилась в Астрахани, где встал вопрос о существовании ТЮЗа, испытывавшего дефицит собственных средств. Астраханский областной отдел по делам искусств предлагал закрыть его или сделать филиалом драмтеат-ра для проведения детской работы. При Астраханском облисполкоме была создана комиссия по этому вопросу. Однако, несмотря на неоднократные письма и телеграммы в Комитет по делам искусств при Совете министров РСФСР вопрос так и не был разрешен. В театре отсутствовали средства на приобретение топлива, грузовой машины. Бесхозяйственность руководства при строительстве Астраханского ТЮЗа привела к тому, что здание разрушалось из-за повышения уровня засоленных грунтовых вод 18. При содействии Астраханского обкома ВКП(б) и облисполкома театр получил в 1950 г. на строительные и ремонтные работы 100 тыс. рублей. Тем не менее, в последующие годы ТЮЗ испытывал трудности, вызванные отсутствием материалов для декораций и необходимостью ремонта кровли, отопительной системы, водоснабжения и канализации. Те же проблемы были и в Астраханском драмте-атре, так как все его сценическое хозяйство устарело и не отвечало санитарным требованиям. Таким образом, в конце 1940-х - начале 1950-х гг. все здания и оборудование астраханских театров требовали обновления, однако средств на эти цели выделялось очень мало. В такой же ситуации оказались и саратовские театральные учреждения, за тем лишь исключением, что имели более высокий уровень и получали больше доходов по сравнению с астраханскими.

В ином положении находились театры Сталинграда. Ввиду того что пятилетка подходила к завершению, строительство театров

развернулось ускоренными темпами. В 19491952 гг. планировалось освоить 25,84 млн рублей 19. Однако не были предусмотрены суммы на архитектурное оформление фасада и внутреннюю отделку помещений здания нового драматического театра, что сдерживало его восстановление. Сталинградский областной отдел искусств несколько раз обращался по этому вопросу в обком ВКП(б), указывая на перебои с финансированием, медленное оформление технической документации, отсутствие материалов и оборудования. По решению бюро обкома партии и облисполкома театрам выделялись дополнительные средства, оказывали помощь местные предприятия и организации других городов. Так, Сталинградский лесокомбинат имени Ермана и лагерное отделение № 1 ОПВИ УМВД Сталинграда занимались изготовлением мебели; коллективы заводов тракторного, протезного, имени Петрова и «Красный Октябрь», строительные тресты принимали участие в строительных работах; предприятия Москвы, Ленинграда, Харькова, Новосибирска оказывали помощь по обеспечению оборудованием и материалами. В восстановлении здания драматического театра на площади Павших борцов участвовали специалисты Всесоюзного треста «Театрпроект» под руководством ар-хитектора-художника Н. Куренного. Проектирование архитектурно-строительной части велось при консультировании лауреата Сталинской премии академика И. Желтовского. Оформление фойе и зрительного зала выполнено художниками Я. Скрипковым, Д. Мер-перт, Б. Дятловым, В. Крыловым, которые были награждены почетными грамотами Сталинградского облисполкома. Все основные работы выполнялись 3-м строительным участком треста «Сталинградкультстроя». Жесткий контроль местных партийных и советских органов за выполнением плана поставок стройматериалов, система поощрения за высокие темпы и качество строительных и оформительских работ привели к тому, что Сталинградский драматический театр начал действовать в собственном здании 2 августа 1952 г., а Сталинградский театр музыкальной комедии стал работать в помещении бывшего Дворца физкультуры 6 ноября 1952 г., получив там постоянную прописку.

О том, как выглядело здание нового драматического театра, красочно сообщалось краткими заметками в местной периодической печати на протяжении 16 месяцев (с апреля 1951 г. по август 1952 г.)20. Из них можно получить сведения о внешних и внутренних особенностях драмтеатра. Особое внимание уделялось тому, что он был оснащен самым современным оборудованием (вращающаяся сцена, противопожарный металлический занавес, новая осветительная аппаратура) и выполнен в строгом монументальном стиле (колонны, облицованные гранитом, скульптуры над портиком, лепка и художественная роспись).

Таким образом, в восстановлении сети театров Нижневолжского региона можно выделить несколько периодов: 1943-1945 гг. -военный период, когда производился минимум работ, ввиду мобилизации основных материальных средств и ресурсов в военно-промышленный комплекс; 1946-1948 гг. - период постепенного создания материальной базы; 1949-1952 гг. - период интенсивного строительства театров.

К концу 1952 г. в Нижневолжском регионе, как и накануне войны, были представлены все основные жанры театрального искусства - драматический, музыкальный, оперы и балета, детский и кукольный. Все 9 театров имели собственные здания, за исключением театра кукол Сталинграда, который арендовал помещение в центре города. Вместе с тем, ремонт сохранившихся во время войны театров практически не велся ни в Астрахани, ни в Саратове. В Нижнем Поволжье не появилось ни одного нового театра в связи с трудностями, переживаемыми страной. Тем не менее, восстановление театров имело важное значение в период перехода от войны к миру. Это был значительный вклад в послевоенное культурное строительство.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 История Астраханского края. Астрахань, 2000. С. 790.

2 Кузьмина Э.В. Восстановление Сталинграда. 1943-1950. Волгоград, 2002. С. 25-27.

3 Кузнецова Н.В. Восстановление и развитие экономики Нижнего Поволжья в послевоенные годы (1945-1953). Волгоград, 2002. С. 30.

4 Государственный архив современной документации Астраханской области (далее -ГАСДАО), ф. 325, оп. 1, д. 90, л. 110, 111 об.

5 Там же. Л. 111.

6 Государственный архив Волгоградской области (далее - ГАВО), ф. Р-2115, оп. 3, д. 36, л. 99, 101, 104-107.

7 Поднятый из руин. Сборник документов. Волгоград, 1962. С. 51-54.

8 Постановления СНК СССР М., 1944. С. 6982; ГАВО, ф. Р-71, оп. 1, д. 733, л. 3, 14.

9 Центр документации новейшей истории Волгоградской области (далее - ЦДНИВО), ф. 113, оп. 20, д. 168, л. 2; ГАВО, ф. Р-2864, оп. 1, д. 10, л. 7.

10 Постановления СНК СССР. М., 1945. С. 101-135.

11 Поднятый из руин. С. 138-142.

12 Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 19461950 гг. Сталинград, 1946. С. 9, 47-49.

13 Поднятый из руин. С. 147-151; ГАВО, ф. Р-2115, оп. 1, д. 1066, л. 1, 8, 103, 168.

14 ГАВО, ф. Р-71, оп. 1, д. 985, л. 22, 24, 25, 41, 43, 43 об.; д. 993, л. 34, 35 об., 37; ф. Р-2864, оп. 1, д 32, л. 25; д. 64, л. 1-12; д. 112, д. 49-52; ф. Р-4005, оп. 1, д. 28, л. 69.

15 Сталинградская правда. 1947. 11 апреля.

16 Государственный архив Астраханской области (далее - ГААО), ф. Р-3018, оп. 1, д. 25, л. 5, 12, 22; ГАСДАО, ф. 9, оп. 1, д. 728, л. 169-171.

17 Государственный архив Саратовской области (далее - ГАСО), ф. Р-2844, оп. 1, д. 30, л. 24, 26; д. 33, л. 19; д. 36, л. 33, 34; д. 40, л. 33, 34.

18 ГААО, ф. Р-3018, оп. 2, д. 1, л. 5, 6.

19 ГАВО, ф. Р-71, оп. 1, д. 985, л. 61, 61 об.; ф. Р-2864, оп. 1, д. 247, л. 1, 3, 7; ф. Р-3710, оп. 2, д. 12 а, л. 188, 202; ЦДНИВО, ф. 113, оп. 35, д. 60, л. 58.

20 Сталинградская правда. 1951. 4 апреля, 9 декабря; 1952. 3 августа; Молодой ленинец. 1952.

3 августа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.