Научная статья на тему 'Восстановление родников как практическая составляющая в подготовке инженеров-экологов'

Восстановление родников как практическая составляющая в подготовке инженеров-экологов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1176
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДНИК / ВОССТАНОВЛЕНИЕ / RESTORATION / ОБУСТРОЙСТВО / МОНИТОРИНГ / MONITORING / ЭКОЛОГИЯ / ECOLOGY / ПРОЕКТ / PROJECT / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / SEEP / ENGINEERING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волчек Александр Александрович

В статье представлен опыт реализации проекта по восстановлению и обустройству родников студентами-экологами с целью формирования экологической культуры. Дана характеристика родников, очерчен круг проблем, необходимых для их сохранения, рассмотрена технология восстановления и обустройства родников. Показано, что для повышения эффективности овладения экологическими знаниями студентам технического вуза требуется понимание необходимости указанных знаний. Заявлено, что получение знаний должно стать внутренней потребностью студентов, при этом не менее важным является и положительная мотивация обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волчек Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Seep Restoration as a Practical Training Component of the Environmental Engineers

The article presents the experience of seep restoration and engineering by the ecology students targeted at developing the culture of ecology. Seeps characteristics are discussed as far as the range of problems to solve for their preservation. Technology of seep restoration and engineering is presented. It is indicated that to increase the efficiency of knowledge adoption in a technical higher institution it is necessary to understand the necessity of the indicated knowledge. It is claimed that the learning process should be an internal need, and the positive motivation is important.

Текст научной работы на тему «Восстановление родников как практическая составляющая в подготовке инженеров-экологов»

4. Коллективная разработка. Вследствие больших объёмов ПС разработка ведётся достаточно большим коллективом специалистов, иногда включающим сотни и тысячи разработчиков (достаточно напомнить проект OS/360, не говоря уже о линейки современных Windows). Обеспечивать целостность и качество проекта в этом случае трудно по причине сложности организации эффективного взаимодействия специалистов в таких коллективах.

5. Необходимость увеличения степени повторяемости кодов. С целью увеличения производительности труда компании стремятся к созданию библиотек компонентов, которые можно было бы использовать в дальнейших разработках. Однако в этом случае компоненты приходится делать более универсальными, что в итоге увеличивает сложность разработки. Тем не менее не только повторяемость кодов сказывается негативно на сложности разработки. Стремление использовать имеющийся задел приводит к «перетягиванию» не лучшего кода в последующие разработки. Здесь можно вспомнить, как Microsoft долго уверяла общественность о ликвидации 16-разрядного DOS-кода (и не только его) в разработке последующих операционных систем.

6. Большая программная система - это крупное капиталовложение, и нельзя игнорировать изменения внешних требований в процессе разработки и сопровождения. К сожалению, опыт показывает, что существенный процент затрат на разработку программных систем тратится именно на сопровождение.

Все перечисленные факторы существенно увеличивают сложность разработки программных систем. Таким образом, сложность является приоритетным свойством современных программных систем. Большинство проблем при разработке ПС является следствием этой сложности и её нелинейного роста при увеличении размера системы. Сложность является ключевым фактором затруднений, возникающих в процессе общения между разработчиками, что ведёт к возникновению ошибок в продукте, удорожанию разрабатываемого программного обеспечения, увеличению сроков разработки, а также снижению понимания всех возможных состояний программ. Сложность структуры ограничивает развитие программной системы и возможности добавления новых функциональных возможностей. Для того чтобы ПС успешно функционировала, она должно быть адекватно описана, то есть должны быть построены полные и понятные модели и алгоритмы архитектуры ПС, определяющие сложность иерархического построения и динамического взаимодействия элементов структуры системы при их взаимодействии.

Библиографический список

1. Соснин, П. И. Архитектурное моделирование автоматизированных систем: учебное пособие / П. И. Соснин. - Ульяновск: УлГТУ, 2008. - 147 с.

2. Буч, Г. UML. Руководство пользователя / Г. Буч, Д. Рамбо, И. Якобсон; пер. с англ. Н. Мухина. - 2-е изд .- М.: ДМК Пресс, 2007. -496 с.

3. Назаров, С. В. Архитектуры и проектирование программных систем: монография / С. В. Назаров. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 413 с.

4. Боэм, Б. У. Инженерное проектирование программного обеспечения / Б. У. Боэм; пер. с англ. - М.: Радио и связь, 1985. - 512 с.

5. Кулямин, В. Компонентный подход в программировании / В. Кулямин. - 2-е изд., испр. - М.: Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016. - 591 с.

6. Вендров, А. М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем: учебник / А. М. Вендров. -М.: Финансы и статистика, 2000. - 352 с.

7. Крылов, Е. В. Техника разработки программ. В 2 кн. Кн. 2. Технология, надёжность и качество программного обеспечения / Е. В. Крылов, В. А. Острейковский, Н. Г. Типикин. - М.: Высшая школа, 2008. - 469 с.

8. Липаев, В. В. Программная инженерия. Методологические основы / В. В. Липаев. - М.: ТЕИС, 2006. - 608 с.

9. Майерс, Г. Надёжность программного обеспечения: пер. с англ. / Г. Майерс. - М.: Мир, 1980. - 360 с.

10. Брукс, Ф. П. Как проектируются и создаются программные комплексы. Очерки по системному программированию / Ф. П. Брукс. -М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1979. - 152 с.

© Артюшкин О. В., Хрусталев В. И., 2017 УДК 502:37.03+504.2(476)

ВОССТАНОВЛЕНИЕ РОДНИКОВ КАК ПРАКТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРОВ-ЭКОЛОГОВ

А. А. Волчек

Брестский государственный технический университет

В статье представлен опыт реализации проекта по восстановлению и обустройству родников студентами-экологами с целью формирования экологической культуры. Дана характеристика родников, очерчен круг проблем, необходимых для их сохранения, рассмотрена технология восстановления и обустройства родников. Показано, что для повышения эффективности овладения экологическими знаниями студентам технического вуза требуется понимание необходимости указанных знаний. Заявлено, что получение знаний должно стать внутренней потребностью студентов, при этом не менее важным является и положительная мотивация обучения. Ключевые слова: родник; восстановление; обустройство; мониторинг; экология; проект; студенты.

Сегодня перед человечеством стоит ряд сложных проблем, связанных с необходимостью осмысления жизни с позиций новейшего времени. Одна из таких актуальных проблем - это современная экологическая ситуация. Становится очевидным, что преодолеть надвигающийся глобальный экологический кризис, оставаясь в системе ценностей традиционного потребительского природопользования, уже нельзя. Важно заложить у будущих специалистов высшей квалификации основы экологически устойчивых структур производства и потребления, экологически обоснованной экономической политики и управления. При этом недостаточно дать студентам только

информацию о существовании экологических проблем и путях их устранения. Главное заключается в выработке человеком внутренней потребности принимать адекватные экологически грамотные и рациональные решения, иначе говоря, возникает необходимость формирования экологической культуры в обществе в целом и у конкретного человека в частности.

Образование и воспитание студентов в области бережного отношения к окружающей среде являются в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с ними. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у студентов, тем выше эффективность их воспитания. Научная организация процесса экологического воспитания требует чёткого определения всех его звеньев, выявления их взаимосвязей и зависимостей. Осуществлять процесс экологического воспитания необходимо на основе строгого учёта его комплексного и личностного характера. Усиление или ослабление одного из аспектов без учёта целостности процесса экологического воспитания может привести и к негативным последствиям. Сложность экологического образования заключается в необходимости изменить в сознании людей старые, ненаучные, стихийно сформированные представления о взаимодействии общества и природы как на уровне теоретического отражения действительности, так и на уровне обыденного сознания.

В связи с заявленными проблемами и необходимостью осуществления эффективного экологического образования и воспитания на занятиях с будущими инженерами-экологами на факультете инженерных систем и экологии Брестского государственного технического университета (далее по тексту - БГТУ) широко используются следующие направления обучения:

- активные формы обучения: проведение проблемных лекций; создание и разбор проблемных ситуаций; организация семинаров-дискуссий; мозговые штурмы; использование элементов групповых тренингов; подготовка и проведение деловых игр и др.;

- рационализация процесса обучения: планирование работы студентов на практических и лабораторных занятиях; планирование внеаудиторной самостоятельной работы; высокое методическое обеспечение учебных курсов; совершенствование способов контроля и самоконтроля за качеством полученных знаний; единство требований, предъявляемых к студентам на разных этапах обучения;

- создание благоприятных условий для актуализации познавательных потребностей и интеллектуальных возможностей студентов: выполнение творческих заданий; организация самостоятельной работы студентов; перенос условных ситуаций применения экологических знаний на реальные обстоятельства.

Экологизация мировоззрения невозможна лишь путём внесения в сознание людей новых экологических знаний. Возникает необходимость воздействовать на все подструктуры экологического сознания с целью его изменения как целостного образования, что невозможно без включения обучаемых в соответствующие виды деятельности (например, возрождение родников). С целью обеспечения роста положительной мотивации у студентов к получению экологических знаний и формированию соответствующих умений и навыков на факультете инженерных систем и экологии БГТУ был реализован проект по восстановлению и обустройству родников. Суть проекта заключается в возрождении и восстановлении родников, обустройстве околородниковой территории, организации системы постоянного мониторинга за состоянием родников, выделении ряда уникальных исторических объектов и родников.

Актуальность проекта заключается в возрождении и восстановлении родников, а его теоретическая и практическая значимость определяется всесторонним изучением объектов исторического наследия в их органической целостности, системности и во взаимосвязи с особенностями местного колорита и ландшафта региона.

Объектом проекта являются родники, а его предметом - восстановление и обустройство родников. Под родником понимают естественный выход подземной воды на земную поверхность. Обладая несомненными уникальными качествами, родники до настоящего времени изучены недостаточно и используются не в должной мере. Родниковая фауна является важным компонентом общего биологического разнообразия водоёмов. Вокруг родников формируются уникальные растительные сообщества, где произрастают редкие виды растений. Родники имеют большое значение в процессе поддержания стабильности окружающих их наземных биоценозов, а также в формировании болотных, аллювиальных и озёрных ландшафтов. В сельской местности родники часто используются в качестве источника питьевой воды. Вода в родниках, как правило, чистая, имеет хороший вкус и может быть лечебной. Кроме гидрологических функций, родники играют значительную роль в социальной и духовной жизни людей.

Родники являются уникальными естественными водоёмами. Они имеют большое значение в питании рек и других поверхностных водоёмов, в поддержании водного баланса и сохранении стабильности окружающих их биоценозов. Некоторые реки и водоёмы порождаются именно такими подземными источниками. Их питание осуществляется за счёт более глубоких водоносных слоёв (свыше 10-20 м), куда загрязняющие вещества с поверхности земли практически не проникают. По гидрохимическим особенностям воды родников можно судить о состоянии подземных вод в данном регионе. Родниковая вода берётся в том самом месте, откуда она поступает из-под земли. Родники являются стратегическими объектами природы. При возникновении чрезвычайной ситуации они могут выступать как единственные источники питьевой воды для населения.

С родниками связаны многие легенды и обычаи местного населения. Воду некоторых родников местное население считает святой, целебной, используемой при лечении различных заболеваний. На некоторых родниках сооружены часовни, которые представляют собой историческую и культурную ценность. Вода из источника может быть пресной или минерализованной. В первом случае речь идёт о родниках и ключах, а во втором - об источниках минеральных вод.

Родниковая вода доходит до её потребителей в своём первозданном, природном по своему гидрохимическому составу виде. Кроме того, она живая, подвижная. Родниковая вода из экологически чистого проверенного источника практически не нуждается в очистке: добираясь из недр Земли до её поверхности и проходя через песок и гравий, она подвергается естественной и практически идеальной очистке.

В отличие от родниковой воды все другие типы воды требуют очистки с помощью различных технологий (адсорбции, обратного осмоса, ионообменных смол), изменяющих физико-химический состав и природную структуру воды. Это связано с тем, что присутствующие в исходной воде в повышенной концентрации различные вещества требуют значительных преобразований для достижения водой норм, соответствующих требованиям, предъявляемым к питьевой воде.

Цель проекта - формирование экологической культуры у студентов водохозяйственного профиля, обучающихся в БГТУ. Под экологической культурой нами понимается качество личности, включающее в себя следующие обязательные компоненты:

- живой интерес к природе и формирование понятия о взаимосвязях в природе;

- развитие духовной потребности в общении с природой, осознание её облагораживающего воздействия, стремление к познанию окружающей природы в единстве с переживаниями нравственного характера;

- позитивная деятельность и рациональное поведение в природе;

- мотивы деятельности в природе (гуманистические, познавательные, эстетические, санитарно-гигиенические, утилитарные и др.).

- Задачами проекта являются:

- возрождение и восстановление родников региона;

- усвоение будущими специалистами водохозяйственного профиля ведущих идей, основных понятий и научных фактов, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу и природы на человека;

- овладение теоретическими знаниями, практическими навыками рационального природопользования, развитие способности объективно оценивать состояние природной среды и возможности принять правильное решение по её улучшению;

- выработка умений предвидеть возможные последствия своей деятельности в природе;

- формирование стремления к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде природоохранительных знаний, нетерпимого отношения к действиям людей, наносящих вред природе. Практическая значимость проекта подтверждается тем, что возрождение и восстановление родников региона способно:

- показать жизнеспособность и оздоровительный фактор природы данной местности;

- сохранить и сберечь культурно-историческую и генетическую память;

- расширить границы поиска духовно-нравственного оптимизма в экологическом воспитании и образовании студентов;

- предопределить развитие агроэкотуризма как составляющей части устойчивого социально-экономического развития региона.

Практическому этапу реализации проекта предшествовало детальное изучение природы родников края. Интерес к изучению родников вызван ландшафтным и хозяйственным их значением. Выходы подземных вод на поверхность не только создают предпосылки развития гидрологической сети, но и обусловливают своеобразие условий увлажнения, что отражается в почвообразовательном процессе и характере растительного покрова.

В распределении родников на территории Брестской области прослеживается связь со строением поверхности земли и климатическими условиями региона. В силу разнообразия геологического строения и рельефа местности распространение родников по территории области неравномерно. В регионе выявлено около 100 родников, большая часть которых приходится на геоморфологическую область равнин и низменностей Предполе-сья. Особенно богат родниками Барановичский район, где находится более третьей части всех родников области; южная часть района лежит в пределах Барановичской водно-ледниковой равнины, а север района расположен на склоне Новогрудской возвышенности.

В недалеком прошлом в силу своей целительности родники были объектами поклонения со стороны человека. До настоящего времени жители д. Завершье Дрогичинского района используют воду из родника для лечения кожных заболеваний, а жители д. Ополь Ивановского района считают, что вода их родника восстанавливает силы и укрепляет организм. В настоящее время родники, помимо прочего, имеют важное значение в развитии туризма. Такие родники нередко оборудованы часовнями, где находятся иконы, украшенные ручниками, как часовня в д. Охово Пинского района и д. Верчицы Пружанского района. К сожалению, не сохранилась часовня у родника в д. Смоляница Пружанского района.

Температура воды родников в течение года колеблется от +7 до +10°С, что позволяет отнести их по температурному режиму к холодным источникам. Воды родников относятся к пресным с низкой минерализацией, которая изменяется от 89 мг/дм3 у д. Лахва до 887 мг/дм3 в роднике у д. Ботово Пинского района.

В настоящее время вода из многих родников области применяется для хозяйственных нужд. Родники, расположенные вблизи насёленных пунктов, используются для питьевых нужд не только местными жителями, но и приезжими. В ряде мест (д. Мынишицы Каменецкого района, дд. Ковнятин, Дубой и Рудка Пинского района и др.). Территория вокруг родников не только обустроена для забора воды, но и оборудована местами для от-

дыха. Однако такая картина бережного обращения с родниками наблюдается не повсеместно. Родники, находящиеся за пределами населённых пунктов: в лесах, на лугах, в мелиоративных каналах, у берегов малых рек, -находятся в естественном состоянии или благоустроены только деревянными срубами. Эксплуатируются такие источники эпизодически для питьевых нужд во время полевых работ, туристических походов, сбора грибов и ягод и т. д. Деревянные срубы не всегда своевременно обновляются, и поэтому у многих родников они уже разрушены. Очень редко оборудуются подходы к родникам, что ведёт к ускорению эрозионных процессов на склонах. Доступ к ним на заболоченной местности часто заглублен. Так, легко можно подойти к источнику в топкой заболоченной низине у д. Хрищановичи Ивацевичского района только в летнее время, а у источника Ясенец Борисовичского района склоны ложбины вытоптаны, подвергаются осыпанию и размыву. Немногие из родников имеют ограждение и приспособления для отбора воды, хотя такой элемент их обустройства необходим для сохранения воды в родниковых источниках, расположенных в населённых местах.

Анализ родников Брестской области с точки зрения морфологии выходов подземных вод на поверхность позволяет разделить их на три типа: собственно родники (реокрены), ключи (лимнокремы) и топи (геокрены) [1]. Топи - наиболее широко распространённые в области родники - находятся в заболоченных понижениях. Так, из замкнутого заболоченного понижения, заросшего ольхой и плющом, грунтовые воды выклиниваются на поверхность у д. Вартыцк Ивановского райна, где берёт начало ручей, теряющийся среди болотной растительности. Такого же происхождения и источник у д. Хрищановичи Ивацевичского района. Этот родник оборудован бетонным кольцом, он имеет заиленное дно, а вокруг него находится сильно переувлажнённый топкий грунт. В роднике, находящемся в заболоченном понижении Дубойского парка Пинского района, установился уровень воды толщиной около 10 см, а под нею находится слой ила мощностью 80 см. Родники, расположенные в лесу северо-западнее д. Дубой, у хутора Няневичи Брестского района и д. Ковнятин Пинского района, также являются топями.

Собственно родники образуются на пересечённой местности, они имеют выраженный выход грунтовых вод на поверхность. Такой родник находится, например, на вершине пологой, слабо выраженной ложбины; он питает начинающийся от него ручей в д. Заполье Брестского р-на. В Пружанском районе, у д. Верчицы, родник вытекает из склона долины ручья. В сосновом лесу в пяти км от г. Столина родник бьёт из нижней части склона эолового холма. В д. Грацевичи и д. Тартаки Барановичского района у подножья ряда моренных холмов на поверхность выходят сливающиеся в ручей многочисленные родники.

В связи с густой гидрографической сетью, относительно ровной местностью и высокой заболоченностью в Брестской области имеется значительное количество лимнокренов. Они представляют собой выход грунтовых вод в виде ключей на дне водоёмов (рек, озёр, мелиоративных каналов и т. д.). Такие источники на дне мелиоративных каналов имеются в дд. Запруды Кобринского района, Заеленье Дрогиченского района, Псыщево Ивановского района. Ключи бьют на дне пруда в д. Пелище Каменецкого района.

Среди родников области наибольшее распространение, наряду с каптажными и переливающимися, получили эрозионные родники, появившиеся в результате активных антропогенных воздействий в системы речной и мелиоративной сети, вызвавших вскрытие водоносных горизонтов. Примером тому являются родники у д. Ост-ромичи Кобринского района, д. Заверилье Дрогиченского района, урочище Лозы у д. Глинка Столинского района и др.

Мелиоративные преобразования территории существенно отразились на состоянии родников. Общее снижение уровня грунтовых вод явилось одной из основных причин ухода воды из целого ряда родников. Иссякли родники в д. Рацкевичи Ивацевичского района, на хуторе Криничная Дрогиченского района, в урочище «Мо-рочно» у д. Колодное Столинского района и в некоторых других местах. В то же время при прокладке мелиоративных каналов были вскрыты водоносные пласты и появились новые родники. Список родников, составленный Брестским областным комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды, приведён в источнике [2].

Обладая несомненными уникальными качествами, родники до настоящего времени изучены недостаточно и используются не в должной мере. Кроме того, в силу различных причин значительное количество родников в настоящее время быстро деградирует. В этой связи остро встаёт вопрос об изучении и составлении государственного кадастра, а также принятии научно обоснованных мер по восстановлению и охране родников; в противном случае большинство источников качественной уникальной воды будет утеряно безвозвратно. Особое внимание при осуществлении природоохранных мероприятий необходимо уделить малым родникам как наиболее уязвимым, но тем не менее обеспечивающим водой места обитания редких видов животных и растений. Вокруг родников, выходов подземных вод и родниковых ручьёв необходимо выделять прибрежные полосы и водоохранные зоны, в которых требуется установить необходимые ограничения хозяйственной деятельности. Кроме того, настало время законодательно запретить действия, приводящие к изменению естественного состояния родников. Речь идёт о неграмотном подходе к каптажу и обустройству родников, которые вызывают негативные последствия их естественного функционирования. Работы по оборудованию родников должны проводиться специалистами по проектам. При этом необходимо помнить, что родниковую воду нельзя хранить дольше недели, так как она теряет свои органолептические качества. Кроме того, пить можно воду только из проверенных, то есть безопасных родников, которые регулярно обследует «Центр гигиены и эпидемиологии». Необходимо организовать систему постоянного мониторинга состояния родников, охватывающего всю территорию области, выделить ряд уникальных родников, находящихся в различных аграрно-географических регионах, экологические системы которых отличаются стабильностью и могут рассматриваться как эталонные при

оценке воздействия антропогенных факторов. В перспективе уникальные родники Брестской области могут рассматриваться не только как национальное достояние, но и как потенциальные объекты на включение их в Мировой список природного наследия ЮНЕСКО [3].

Программа реализации рассматриваемого проекта включала в себя:

- рекогносцировку местности, ландшафтных особенностей, типа водного питания;

- изучение архивных материалов, вариантов использования родниковой воды, исторического наследия ближайших объектов;

- составление проекта, технологической схемы возрождения и обустройства родника и околородниковой территории;

- организация волонтёрского движения по реализации проекта.

Изучение родников показало, что многие из них засыпаны мусором. На начальном этапе возрождения и восстановления родников необходимо очистить их от мусора, затем окопать землю вокруг них, убрать накопившуюся грязь, обложить источники мытыми крупными камнями. У спуска к родникам нужно установить таблички с названиями ключей, указать фамилии студентов, взявших над ними шефство. Также необходимо расчистить и русло реки, а при возможности, добиться его заповедания.

Следующий, более серьёзный, этап расчистки относится к заиленным родникам. Сначала нужно отвести от них воду, чтобы она не мешала земляным работам. Затем расчистить сам родник, выкопав (обязательно вручную!) яму глубиной 1-1,5 м и диаметром 2-3 м. Такое производится в том случае, если родник бьёт из одной точки. Если же подземная вода выбивается на поверхность рассеянно - на площади в несколько метров, то копают канаву. Откосы ямы или канавы покрывают так называемым «обратным фильтром», то есть сначала кладут слой песка, а потом более крупный фильтрующий материал - гравий и щебень. На него устанавливают железобетонное кольцо-колодец, деревянный сруб или просто плетёную корзину. На дно колодца для пригрузки фильтра укладывают слой камня-булыжника. Вокруг колодца кладут слой глины, которую хорошо утрамбовывают. При этом нельзя изменять русло родника, нарушать его выход на поверхность.

Для глубоких водообильных родников после расчистки оплывшей земли в грунт забивают металлическую трубу длиной 2-3 м, диаметром 25-30 см. В нижней части трубы должны быть прорези-перфорации. Грунт из трубы выбирают, а перфорированную часть засыпают песчано-гравийной смесью и делают пригрузку из более крупных камней. У сливного отверстия можно положить деревянную колоду, подступы замостить. Родник желательно обсадить ивами, а около него поставить скамейку.

Студентами факультета инженерных систем и экологии совместно с Брестским межрайонным культурно-просветительским общественным объединением «Зов» под руководством преподавателей кафедры природо-обустройства в период с 2001 по 2010 гг. на территории Брестской области возрождено и обустроено девять родников (семь в Каменецком районе и по одному в Брестском и Малоритском районах).

Необходимо сказать о родниках в Каменецком районе, которые образуют туристический маршрут, где, помимо собственно родников, имеется много исторических достопримечательностей. Так, источник, находящийся в д. Ставы, отличается вкусной и целительной водой, которая славится на всю округу. В ней содержится много магния, калия и, что очень важно, кальция. Местные жители уверяют, что ключевая вода отлично помогает при болях и даже вырабатывает иммунитет против стрессов и депрессий. Рядом с родником размещаются уютная беседка, под крышей которой путник может отдохнуть и утолить жажду, и купель, в которую смельчаки окунаются даже в сильный мороз. Кроме того, в этой деревне находятся доты 62-го Брестского укрепрайона. Они размещались вдоль р. Западный Буг в 30-километровой полосе на север и юг от Брестской крепости. На одном из дотов установлена мемориальная доска в память о защитниках 62-го Брестского укрепрайона. Маршрут «Высоковское золотое кольцо», включающий посещение возрождённых и восстановленных родников в населённых пунктах Тумин, Огородники и Ставы, связан с именами Юлиана Немцевича, Августа Понятовского, Казимира Лыщинского и семьи Потоцких.

В д. Огородники расположен родник с более чем трёхсотлетней историей. Источник называют серебряным, и это не только красивая метафора: криница на самом деле известна тем, что в состав её воды входит этот химический элемент. А ещё считается, что такая вода омолаживает.

В д. Тумин Каменецкого района родник расположен в самом центре села. За водой в Тумин сегодня приезжают люди из Бреста и даже из более отдалённых районов. В Тумине родник расположен на голубой глине, которая является довольно сильным адсорбентом. В деревне много долгожителей. Считается, что это напрямую связано с той водой, которую сельчане пьют. А пьют они исключительно воду родниковую. Притом к источнику у них теперь сложилось особое отношение - почитание.

В 2009 году был обновлён и очищен родник в д. Верхи. В нём самая необычная по вкусу вода. Эта криница была известна ещё с незапамятных времён. Рядом с родником в земле была найдена старая, уже покорежённая временем посуда, которая, судя по всему, использовалась хозяйками для хранения молока. Таких источников в Верхах четыре. Явление, когда в одном месте бьют из земли сразу несколько ключей, встречается в природе не так часто.

Возрождённый и восстановленный в 2010 году родник, расположенный около д. Лешница Малоритского района, выполнен в стиле архитектуры суворовских колодцев, которые сохранились в данной местности. Родник украшает импровизированный журавль, чуть дальше находится мостик счастья. Согласно легенде вода из этого родника помогает в излечении глазных болезней.

Одной из целей восстановления родников является, как было уже сказано, формирование экологической культуры студентов. В ходе восстановления и обустройства родников студенты в полной мере усвоили основные понятия и осознали научные факты, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу и природы на человека. Кроме того, студенты стали понимать многостороннюю ценность природы как источника материального и духовного развития общества. Важно также и то, что обучаемые овладели прикладными знаниями, приобрели практические умения и навыки в области рационального природопользования; они развили способности оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по её улучшению, выработали умение предвидеть возможные последствия своей деятельности в природе, сформировали понятие о взаимосвязях в природе, развили духовную потребность в общении с природой. Помимо этого, участники проекта осознали облагораживающее воздействие природы на человека, у них возросло стремление к познанию окружающей природы в единстве с переживаниями эмоционально-нравственного характера, сформировалось стремление к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды.

В заключение ещё раз акцентируем внимание на том, что для повышения эффективности овладения студентами экологическими знаниями необходимо понимание важности таких знаний, а овладение экологическими знаниями, как и знаниями вообще, должно стать для обучаемых внутренней потребностью. При этом не следует забывать о значимости формирования у обучаемых положительной мотивации к обучению. Экологическая грамотность будущих специалистов есть уровень их естественнонаучных знаний, выработанных специальных умений и навыков, а также нравственных качеств человека. Всё это позволит им сознательно участвовать в будущей природоохранной деятельности на тех производствах, куда они придут работать.

Выпускник технического вуза должен обладать экологической культурой, необходимой для принятия ответственных, щадящих и оберегающих природу технико-технологических решений, а экологизация сознания специалиста будет важнейшим условием эффективного обеспечения устойчивого развития региона и страны.

Библиографический список

1. Грибко, А. В. География, хозяйственное лесопользование и состояние родников Брестской области / А. В. Грибко, В. К. Карпук // Брэсцга геаграфiчны весшк. - Т. 1. - Вып. 1.- Брэст, 2001. - С. 51-56.

2. Волчек, А. А. Водные ресурсы Брестской области / А. А. Волчек, М. Ю. Калинин. - Минск: Изд. центр БГУ, 2002. - 440 с.

3. Методические проблемы охраны родников Беларуси в условиях повышающей антропогенной нагрузки на природную среду / М. Д. Мороз, А. П. Голубев, Ю. Г. Гигиняк, Ю. Ф. Мухин // Теоретические и прикладные проблемы геоэкологии: тезисы докладов Ме-ждунар. науч. конф. 26-29 сентября 2001 г. - Минск.: Квадрограф, 2001. - С. 110-112.

© Волчек А. А., 2017

УДК 004.9.519.7

ТЕХНОЛОГИЯ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПРИ УПРАВЛЕНИИ ТОРГОВЫМИ СЕТЯМИ РЕГИОНА

И. А. Гиманова

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

Развитие торговых сетей влечёт за собой увеличение количества оптовых и розничных организаций с усложнением взаимодействий между участниками. В данной работе обоснована актуальность исследования сетевых торговых структур региона на основе использования технологии поддержки принятия решений.

Ключевые слова: торговая сеть, торгово-посредническая система, управление, поддержка принятие решений.

Торгово-посредническая система относится к сложным социально-экономическим системам с большим количеством поставщиков, посредников, конечных потребителей. Движение товара от производителя к потребителю усложняется, что связано с появлением разветвлённых посреднических сетей, которые занимаются распределением товара. Все участники торгово-экономической системы, обладая при этом разными целями и предпочтениями, вступают в разного рода взаимодействия. Руководители любой цепочки посреднической сети в процессе продвижения товара от производителя к конечному потребителю вынуждены учитывать влияние факторов конкурентной среды и прогнозировать последствия своих управленческих решений.

Решающую роль в определении того, какие именно товары будут предлагаться на том или ином рынке региона, играет структура сети, поэтому выбор каналов распределения и донесение товара до конечного потребителя является актуальным и стратегически важным направлением в развитии бизнеса для всех участников сети. В связи с этим возникает необходимость глубокого и всестороннего изучения вопроса о структуре сети, построении логистических каналов, динамике цен и распределении объёмов поставок товара.

Региональная экономика имеет свою специфику, она отличается от среднероссийского уровня и от уровня других регионов. Эту особенность важно предусмотреть при исследовании торговых сетей. В Республике Хакасия Постановлением её Правительства от 06.02.2015 № 32 [1] утверждена региональная программа «Развитие торговли в Республике Хакасия на 2015-2017 годы».

В данной программе предусмотрены мероприятия, направленные:

- на совершенствование системы товарообеспечения, логистики и оптовой торговли;

- организацию и регулирование процессов продвижения товаров от производителей к потребителям;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.