Научная статья на тему 'Восстановление работоспособности водителей автомобилей в длительных рейсах'

Восстановление работоспособности водителей автомобилей в длительных рейсах Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
902
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / УТОМЛЕНИЕ / АВТОМОБИЛЬ / ВОДИТЕЛЬ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / САМОМАССАЖ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / КРОВОТОК / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА / МЫШЕЧНЫЕ НАГРУЗКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Липкович Игорь Эдуардович, Егорова Ирина Викторовна

При длительном управлении автомобилем у водителя развивается утомление и снижается работоспособность. Утомление временное снижение работоспособности, вызванное длительным и интенсивным трудом. Если вовремя не принять меры профилактики утомления, то может возникнуть ряд профессиональных заболеваний, таких как радикулит, аритмия сердечной мышцы, ухудшение зрения, сердечно-сосудистая дистония, остеохондроз и т.д. От 40 до 70% ДТП происходит из-за ошибок, допускаемых в результате снижения работоспособности. Работоспособность изменяется в течение дня, суток, недели. Один из основных видов профилактики утомления выполнение физических упражнений и самомассаж. Физические упражнения это целенаправленная система воздействия на организм человека. Правильно организованная физическая нагрузка с учетом исходного функционального состояния, особенностей трудовой деятельности, общего физического развития человека, его возраста помогает быстро восстановить израсходованные функциональные резервы организма. Физические упражнения, включающие различные группы мышц, воздействуют на организм комплексно, охватывая практически все органы и ткани. Под влиянием физической нагрузки увеличивается частота сердечных сокращений, а следовательно, возрастает минутный объем крови, улучшаются обменные процессы в органах и тканях, увеличивается приток питательных веществ и отток продуктов обмена. Благодаря даже незначительным мышечным нагрузкам значительно увеличивается скорость кровотока, улучшается питание различных биологических структур организма. Физические упражнения, увеличивая кровоток, улучшают кровоснабжение внутренних органов, и, в первую очередь, печени. Время выполнения каждого комплекса упражнений зависит от индивидуальных особенностей физического развития водителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Восстановление работоспособности водителей автомобилей в длительных рейсах»

ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

УДК 612.823

ВОССТАНОВЛЕНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ В ДЛИТЕЛЬНЫХ РЕЙСАХ

© 2018 г. И.Э. Липкович, И.В. Егорова

При длительном управлении автомобилем у водителя развивается утомление и снижается работоспособность. Утомление - временное снижение работоспособности, вызванное длительным и интенсивным трудом. Если вовремя не принять меры профилактики утомления, то может возникнуть ряд профессиональных заболеваний, таких как радикулит, аритмия сердечной мышцы, ухудшение зрения, сердечно-сосудистая дистония, остеохондроз и т.д. От 40 до 70% ДТП происходит из-за ошибок, допускаемых в результате снижения работоспособности. Работоспособность изменяется в течение дня, суток, недели. Один из основных видов профилактики утомления - выполнение физических упражнений и самомассаж. Физические упражнения - это целенаправленная система воздействия на организм человека. Правильно организованная физическая нагрузка с учетом исходного функционального состояния, особенностей трудовой деятельности, общего физического развития человека, его возраста помогает быстро восстановить израсходованные функциональные резервы организма. Физические упражнения, включающие различные группы мышц, воздействуют на организм комплексно, охватывая практически все органы и ткани. Под влиянием физической нагрузки увеличивается частота сердечных сокращений, а следовательно, возрастает минутный объем крови, улучшаются обменные процессы в органах и тканях, увеличивается приток питательных веществ и отток продуктов обмена. Благодаря даже незначительным мышечным нагрузкам значительно увеличивается скорость кровотока, улучшается питание различных биологических структур организма. Физические упражнения, увеличивая кровоток, улучшают кровоснабжение внутренних органов, и, в первую очередь, печени. Время выполнения каждого комплекса упражнений зависит от индивидуальных особенностей физического развития водителя.

Ключевые слова: работоспособность, утомление, автомобиль, водитель, физические упражнения, самомассаж, реабилитация, кровоток, психологические способности человека, мышечные нагрузки.

During the long-term driving, the driver gets tired and his performance is reduced. Tiredness is a temporary decrease in working capacity caused by long and intensive work. If preventive measures are not done in time, it can be happened several occupational diseases such as sciatica, fibrillation of the heart muscle, deterioration of vision, cardiovascular paging, osteochondrosis, etc. From 40 to 70% of road accidents occur because of declining health. Performance depends on the time of day, day of the week. One of the main types of tiredness prevention is physical exercises and self-massage. Physical exercise is a purposeful system of influence on the human body. Properly organized physical activity, according to the initial functional state, peculiarities of labor activity, general physical development, age, helps to recover the spent functional reserves of the body. Physical exercise involving different muscle groups affect the body holistically, covering almost all organs. Under the influence of physical activity, the heart rate increases, and, consequently, the minute volume of blood increases, improves metabolism in organs, increases the flow of nutrients and the outflow of metabolic products. Even insignificant muscular loadings increase the speed of a blood flow considerably, the nutrition various biological structures of an organism improves. Exercise, increasing blood flow, improve blood supply to internal organs, and, first of all, the liver. The time to perform each set of exercises depends on the individual characteristics of physical development of the driver.

Keywords: working capacity, tiredness, car, driver, physical exercises, self-massage, rehabilitation, blood flow, psychological abilities of a person, muscle loads.

Введение. При длительном управлении автомобилем у водителя развивается утомление и снижается работоспособность.

Утомление - временное снижение работоспособности, вызванное длительным и интенсивным трудом. Если вовремя не принять меры профилактики утомления, то может возникнуть ряд профессиональных заболеваний,

таких как радикулит, аритмия сердечной мышцы, ухудшение зрения, сердечно-сосудистая дистония, остеохондроз и т.д.

От 40 до 70% ДТП происходит из-за ошибок, допускаемых в результате снижения работоспособности. Работоспособность изменяется в течение дня, суток, недели (рисунок 1).

I 2 1

Пом Втор Среда Чет

а б

а - в течение рабочей смены; б - по дням недели; А - нарастание работоспособности; В - стадия устойчивой работоспособности; С - стадия снижения работоспособности; X - рабочее время; У - работоспособность в условных единицах Рисунок 1 - Изменение работоспособности водителя

Методика исследований. Один из основных видов профилактики утомления - физические упражнения. Физические упражнения -это целенаправленная система воздействия на организм человека. Правильно организованная физическая нагрузка с учетом исходного функционального состояния, особенностей трудовой деятельности, общего физического развития человека, его возраста помогает быстро восстановить израсходованные функциональные резервы организма.

Физические упражнения, включающие различные группы мышц, воздействуют на организм комплексно, охватывая практически все органы и ткани. Под влиянием физической нагрузки увеличивается частота сердечных сокращений, а следовательно, возрастает минутный объем крови. Увеличение кровотока улучшает обменные процессы в органах и тканях, увеличивает приток питательных веществ и отток продуктов обмена от утомленного организма, мышцы, мозга человека.

Благодаря даже незначительным мышечным нагрузкам значительно увеличивается скорость кровотока, улучшается питание различных биологических структур организма.

Физические упражнения, увеличивая кровоток, улучшают кровоснабжение внутренних органов и, в первую очередь, печени.

При выполнении упражнений необходимо соблюдать правило: чем больше вы устали, тем менее интенсивно необходимо нагружать себя, старайтесь не перенапрягаться. Легкое, еле заметное утомление при выполнении упражнений является сигналом для их прекращения. При долгом нахождении в положении сидя за счет пережатия кровеносных сосудов ухудшается кровоснабжение нижних конечностей. Ходьба, приседания, самомассаж ног значительно облегчают кровоток в них за счет так называемого мышечного насоса.

При выполнении физических упражнений необходимо стараться делать их в свободном темпе, начиная с ходьбы и заканчивая упражнениями на расслабление и восстановление дыхания. В комплекс включают 5-6 различных упражнений.

К первой группе упражнений относятся потягивания.

Вторая группа упражнений - наклоны.

Третья группа упражнений - вращательные движения.

Четвертая группа упражнений - рывки.

Пятая группа упражнений - на расслабление мышц рук и плечевого пояса.

Время выполнения каждого комплекса упражнений зависит от индивидуальных особенностей физического развития водителя и составляет в среднем от 15 до 30 минут. При выполнении отдельных упражнений может возникнуть чувство легкого мышечного утомления. В этом случае следует временно прекратить выполнение упражнений, по возможности принять горизонтальное положение, расслабить мышцы и продолжить упражнение через 3-5 минут.

Еще одним действенным методом реабилитации физических и психологических способностей человека является самомассаж. Действие самомассажа направлено на повышение функциональных возможностей организма, т.е. увеличение работоспособности водителя.

Приступая к самомассажу, необходимо использовать следующие правила.

Движение рук при самомассаже должно идти по ходу лимфатических путей, по направлению к ближайшим лимфоузлам от периферии к центру.

Кровь человека, протекая по кровеносным сосудам, включая и мельчайшие капилляры, не имеет непосредственного соприкосновения с тканями. Все клетки человеческого тела омываются особой жидкостью - лимфой. Выйдя из капилляров, по которым протекает кровь, лимфа продолжает двигаться в межклеточном пространстве и далее снова попадает в капиллярную сеть.

Явление отекания ног при длительном пребывании за рулем связано с тем, что в межклеточном пространстве скапливается излишнее количество лимфы вследствие нарушенного её оттока из-за неудобной позы. Вообще, скорость лимфы по тканям и даже сосудам очень мала. В крупных лимфатических сосудах скорость лимфотока с трудом достигает 3-4 мм в секунду.

Учитывая пути лимфотока при массаже нижних конечностей, движение рук должно быть направлено к подколенной области. Верхние конечности массируются по направлению от пальцев рук к локтевой и подмышечной областям.

Наиболее сложной при выполнении самомассажа является способность максимально расслабить массируемые части тела.

Результаты и их обсуждение. У автомобилистов основная задача массажа - подготовка организма к предстоящей поездке или ослабление отрицательных влияний утомления вследствие длительного пребывания за рулем.

При выполнении самомассажа применяются следующие приемы.

Поглаживание - самый распространенный прием. При поглаживании значительно усиливается отток лимфы и венозной крови, всасывание жидкости из подкожной клетчатки может увеличиваться на 15-50%. Поглаживание действует успокаивающе на центральную нервную систему. Массаж любой части тела начинается и заканчивается поглаживанием.

Растирание отличается от поглаживания тем. что давление, создаваемое на кожу и подкожные ткани, более значительно. Растирание способствует более усиленному местному кровообращению, рассасыванию различных патологических отложений, согреванию тканей.

Выжимание - рука плотно охватывает массируемую часть и, не ослабляя давления, двигается от периферии к центру. Этот прием действительно «выжимает» лимфу из ткани, продвигая ее к центру с периферии. Это движение напоминает выдавливание остатка зубной пасты из тюбика. Сжав твердым предметом конец тюбика, мы, не ослабляя давления, продвигаем этот предмет к отверстию в тюбике, пока не появятся остатки пасты.

Разминание напоминает отжимание мокрой губки. Зажав между пальцами часть мышечной ткани и несколько оттягивая ее, начинают делать вращательные движения вперед.

Потряхивание применяется на больших группах мышц (икроножные, бедра и ягодицы, плечи и предплечья). Во всех случаях мышцы должны быть расслаблены. Охватив их всей кистью руки, производят интенсивное встряхивание (сотрясение).

Ноги водителя находятся в наиболее неблагоприятных условиях, особенно при длительном пребывании за рулем на загородных трассах. Ограниченность движения, сдавливание кровеносных сосудов в области бедер и ягодиц значительно затрудняют кровообращение.

Самомассаж ног производят следующим образом: необходимо стоять, а массируемая

нога должна находится на каком-нибудь возвышении, согнутая в колене под углом примерно 90°. В качестве упора для массируемой ноги можно использовать подножку автомобиля, поваленное дереве или камень. Самомассаж начинают с икроножных мышц попеременным поглаживанием двумя руками. Движения всегда идут снизу вверх. Возможно комбинированное поглаживание, когда одна рука, делает зигзагообразные движения, левая - простое поглаживание вслед за правой.

Самомассаж грудной клетки проводится сидя или лежа на спине, обе ноги должны быть вытянуты. Наиболее часто используются приемы: поглаживание, разминание, выжимание и растирание. При поглаживании работает рука, противоположная массируемой части груди. Движения плавные, мягкие, непрерывные.

При самомассаже верхних конечностей исходное положение сидя. Порядок массажа такой же, как и при массировании ног - от периферии к центру. Сначала массируются пальцы, тыльная поверхность кисти, ладонь, луче-запястный сустав, предплечье и плечо. Для массирования пальцев руки применяются приемы растирания и поглаживания. Пальцы массируемой руки кладутся на ладонь массирующей, и большим пальцем производится поочередное растирание пальцев массируемой руки по направлению от периферии к центру. Таким же приемом массируется тыльная часть кисти руки.

После растирания кисти необходимо поглаживание от ногтей пальцев в сторону луче-запястного сустава. Сам лучезапястный сустав массируется круговыми движениями. При массировании предплечья и плеча, кроме метода растирания и поглаживания, эффективно использовать также выжимание и разминание. Поглаживание мышечной массы проводится ладонью по направлению к центру (локтевому или плечевому суставу). При выжимании кисть охватывает мышечную массу, сжимая ее, движения те же - от периферии к центру.

Разминание проводится при обхвате мышечной массы так же: массируемая рука плотно зажата кистью, и с помощью большого пальца делаются круговые вращательные движения. Заканчивается массаж потряхиванием мышц предплечья и плеча.

Самомассаж шеи проводится сверху вниз в положении сидя или стоя. На передней поверхности шеи применяется только прием по-

глаживания. Руки двигаются от челюсти вниз несколько в сторону от ключицы. Ни в коем случае нельзя массировать сонные артерии, проходящие с правой и левой стороны шеи. Задняя часть шеи, ее мышцы больше всего устают в процессе вождения автомобиля в условиях дороги с плохим покрытием, имеющим существенные неровности. Массаж мышц задней поверхности шеи проводится способом поглаживания ладонью одной руки или подушечками пальцев обеих рук. Растирание делается круговыми движениями четырех пальцев массируемой руки, при этом большой палец отведен в сторону. Разминание проводится приемом «щипцы».

Самомассаж мышц спины является наиболее трудным для самомассажа участком тела, что связано с отсутствием идеальной исходной позы для массирования. Чаще всего самомассаж спины проводится в положении сидя или стоя. Положение стоя позволяет несколько расширить арсенал приемов, используемых при самомассаже. Обычно используется три приема: поглаживание, выжимание и разминание.

В нижней части спины ближе к пояснице поглаживание и выжимание удобнее проводить ладонями обеих рук. Чем выше массируемая область, тем сильнее разворачивается кисть. Верхнюю часть удобнее массировать тыльной стороной кисти. Разминание можно проводить боковой стороной указательного пальца или верхней частью кисти, согнутой в кулак. При проведении самомассажа каждый прием повторяется от 4 до 5 раз. Общее время, затрачиваемое на самомассаж, - от 5 до 10 минут.

Заключение. Так как при длительном управлении автомобилем у водителя развивается утомление и снижается работоспособность, необходимо выполнять физические упражнения и самомассаж.

Благодаря мышечным нагрузкам увеличивается скорость кровотока, улучшается питание различных биологических структур организма человека.

Рассмотренные физические упражнения и самомассаж улучшают кровоснабжение мозга и конечностей водителя, что существенно восстанавливает его работоспособность.

Литература

1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (редакция от 05.10.2015).

2. Семгенкова, Л.В. Оказание скорой неотложной помощи при автомобильных авариях / Л.В. Семгенкова. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

3. Глушко, О.В. Труд и здоровье водителя /О.В. Глушко, Н.В. Клюев. - Москва: Транспорт, 2007.

4. Левшин, А.Г. Сельскохозяйственная техника и работоспособность механизатора I А. Г. Левшин II Механизация и электрификация сельского хозяйства. - 2006. -№ 1.-С. 15-19.

5. Лейтас, А.М. Модель переработки информации человеком в процессе управления мобильной машиной / А.М. Лейтас, О.М. Макаревич II Механизация и электрификация сельского хозяйства. - 2008. - № 3. - С. 4-7.

6. McFarland, R.C. Human Factors in Transport Design. - New York: McGraw-Hill, 2007.

7. Pew, R. W. Introduction to human factors engineering I R.W. Pew, P. Green, eds. II Human factors engineering; Ann. Arbor. Me.: The University of Michigan College of Engineering, 2009.

8. Chapanis A., Gerner W.K., Morgan C.T. Applied Experimental psychology. - New York: Wiley, 2010.

9. PTM 10.13.003-90. Термины и определения, применяемые при эксплуатационно-технологической оценке сельскохозяйственной техники. - Новокубанск: РосНИИТиМ, 1990.

10. Bekey, G.A. The human operator in control systems II Systems psychology. - New York: McGraw-Hill, 2011.

References

1. Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii ot 30.12.2001 No 197-FZ (redakcija ot 05.10.2015).

2. Semgenkova L.V. Okazanie skoroj neotlozhnoj pomoshchi pri avtomobil'nyh avariyah [Providing first aid at car accidents], Rostov-on-Don, Feniks, 2006.

3. Glushko O.V., Klyuev N.V. Trud i zdorov'e voditelya [The driver's work and health], M., Transport, 2007.

4. Levshin A.G. Agricultural machinery and operability of a mekhanizator [Agricultural machinery and efficiency of a machine operator], Mechanization and electrification of agriculture, 2006, No 1, pp. 15-19.

5. Leytas AM., Makarevich O.M. Model of processing of information by the person in process of management of the mobile car [Model of processing information by a man in the management process of a mobile machine], Mechanization and electrification of agriculture, 2008, No 3, pp. 4-7.

6. McFarland R.C. Human Factors in Transport Design, New York, McGraw-Hill, 2007.

7. Pew R. W., Green P., eds. Introduction to human factors engineering; Human factors engineering, Ann. Arbor Me., The University of Michigan College of Engineering, 2009.

8. Chapanis A., Gemer W.K., Morgan C.T. Applied experimental psychology, New York, Wiley, 2010.

9. PTM 10.13.003-90. The terms and definitions applied at an operational and technological assessment of agricultural machinery, Novokubansk,1990.

10. Bekey G.A. The human operator in control systems, Systems psychology, New York, McGraw-Hill, 2011.

Сведения об авторах

Липкович Игорь Эдуардович - доктор технических наук, профессор кафедры «Техносферная безопасность и физика», Азово-Черноморский инженерный институт ФГБОУ ВО Донской ГАУ в г. Зернограде (Ростовская область, Российская Федерация).

Егорова Ирина Викторовна - кандидат технических наук, ассистент кафедры «Техносферная безопасность и физика», Азово-Черноморский инженерный институт ФГБОУ ВО Донской ГАУ в г. Зернограде (Ростовская область, Российская Федерация). E-mail: orishenkolrina@mail.ru.

Information about the authors

Lipkovich Igor Eduardovich - Doctor of Technical Sciences, professor of the Technosphere safety and physics department, Azov-Black Sea Engineering Institute - branch of FSBEI HE «Don State Agrarian University» in Zernograd (Rostov region, Russian Federation).

Egorova Irina Victorovna - Candidate of Technical Sciences, assistant of the Technosphere safety and physics department, Azov-Black Sea Engineering Institute - branch of FSBEI HE «Don State Agrarian University» in Zemograd (Rostov region, Russian Federation).

УДК 614.8:006

ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ВНЕШТАТНЫХ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ

ОБЪЕКТОВ АПК

© 2018 ЕЛ Таран, Н.В. Петренко

Внештатные аварийно-спасательные формирования и спасательные службы отнесены к силам ГО, гпавными задачами которых являются оказание экстренной помощи населению в случае возникновения ЧС и ликвидация её последствий. От уровня подготовки внештатного аварийно-спасательного формирования объекта АПК зависит эффективность ликвидации ЧС. Разрабатывая план проведения занятий, определяют исходные данные и проведение рекогносцировки места занятий, ведут подготовку командира и личного состава внештатных формирований, определяют район и средства материально-технического обеспечения. Проводятся учения на учебно-материальной базе объекта АПК, которая включает территорию объекта с производственными зданиями, сооружениями и коммуникациями. Некоторые темы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.