Научная статья на тему 'Восстановление плунжерных пар топливных насосов высокого давления судовых дизелей нанесением композиционных покрытий'

Восстановление плунжерных пар топливных насосов высокого давления судовых дизелей нанесением композиционных покрытий Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
258
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Леонтьев А. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Восстановление плунжерных пар топливных насосов высокого давления судовых дизелей нанесением композиционных покрытий»

ЛИТЕРАТУРА

1. Грибиниченко М.В., Куренский A.B., Самсонов A.A. К вопросу расчета смазочного слоя осевых лепестковых газодинамических подшипников, Ж.. «Трение и смазка в машинах и механизмах», Изд-во «Машиностроение», 4-й выпуск, 2010г.

2. Грибиниченко М.В., Куренский A.B. Некоторые вопросы проектирования подшипников с газовой смазкой для турбокомпрессоров наддува судовых ДВС// Актуальные проблемы освоения биологических ресурсов Мирового океана: материалы Международной науч.-техн. конф. ДВГТРУ. -Владивосток, 2010. - 4.1. -С. 312-314.

3. Ninth international young scholars forum of the Asia-Pacific Region Countries; Proceeding, Fentu, 2009,p. 126-128

Леонтьев А.Л.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПЛУНЖЕРНЫХ ПАР ТОПЛИВНЫХ НАСОСОВ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ СУДОВЫХ ДИЗЕЛЕЙ НАНЕСЕНИЕМ КОМПОЗИЦИОННЫХ ПОКРЫТИЙ

Основной причиной отказов плунжерных пар ТНВД является потеря гидроплотности вследствие увеличения зазора между плунжером и втулкой из-за абразивного изнашивания сопряженных поверхностей трения, а также гидроабразивного, кавитационно-эрозионного изнашивания. Реже встречаются отказы из-за задира и заедания, которые приводят к заклиниванию плунжера во втулке.

Доминирующим видом изнашивания плунжерных пар является абразивное. В топливе всегда имеются твердые механические частицы, причем наибольшее количество частицы имеют размер 1-5 мкм (это окислы кремния, алюминия, железа и цинка). Окислы кремния и алюминия имеют высокую твердость и оказывают наиболее существенное абразивное воздействие (износы, задиры) на поверхности прецизионных деталей топливной аппаратуры [1].

Широкое распространение при восстановлении и упрочнении деталей получило пористое хромирование благодаря высокой износостойкости при повышенных давлениях, температуре и в коррозионных средах.

Для сравнительных триботехнических испытаний образцы изготавливали из стали ХВГ в форме роликов диаметром 45 мм, шириной 10 мм, часть образцов покрывай! хромовым покрытием юлщиной 12 15 мкм. Перед проведением испытаний образцы полировали алмазной пасюй до К а - 0,063 мкм. Испытания на универсальной машине трения модели УМТВК проводили по схеме «ролик ролик» в условиях [рения при 1раничной смаже при скорости скольжения 0,628 м/с. В качестве неподвижного образца использовался ролик из стали ХВГ твердостью 60-61 НЯС. Смажу пары фения осуществляли капельным способом (25-30 капель в минуту). Для смазки применялось дизельное топливо марки Л-0,5 по ГОСТ 305-82. В качестве искусственного загрязнителя использовалась кварцевая пыль дисперсностью 1 -5 мкм. Концентрация загрязнителя в топливе составляла 1 %. Время испытаний каждой пары трения составляло 4 часа. Нагрузка изменялась 01 100 до 500 Н.

В процессе испытаний фиксировали следующие параметры: ишенсивность (величину) изнашивания, силу (коэффициент) трения и температуру фрикционного разо! рева (табл. 1).

Анализ износостойкости пар трения ХВГ-ХВГ и Сг-ХВГ (табл. 1) показал, что хромирование вращающегося образца позволяет повысить износостойкость и соответственно долговечность сопряжения примерно в 6,9 раза, коэффициент трения снижается в зависимости от нагрузки испытаний от 12 до 23,6%, а температура в зоне трения меньше в среднем на 10%.

Для определения оптимальной триботехнической композиции для модифицирования стали ХВГ и хромового покрытия были выбраны следующие геоматериалы и органическое соединение:

1.М&(ОН)8[814О10],

2. (Са, Мё, Ре)2(ОН)2 [А1(8;4О|0)]-4Н2О,

3. 8г>0,

4. [(Са, Мё, Ре)2(ОН)2 А1(8ЦО10)]-{ М§6(ОН)8[8ЦО10]}-4Н2О,

f

5. (Са, М& Ре)2 (0Н)2 [А1(8140ю)]-4Н20 + полисахарид,

6. Ре4[Ре(СЫ)6]з, + полисахарид природного происхождения,

7. [(Са, Мё, Ре)2(ОН)2 А1(814О|0)Н Мёб(ОН)8[814О10]}-4Н2О + полисахарид.

Модифицирование поверхности вращающегося образца из стали ХВГ путем натирания при

нагрузке 300 Н композицией №4 позволяет снизить износ вращающегося образца на 27,8% и неподвижного на 12,9% (табл. 1) из-за уменьшения износа в период приработки и уже сформировавшихся вторичных структур в период натирания. При нагрузке 500 Н наблюдается выравнивание скоростей изнашивания модифицированных и базовых образцов вследствие износа к этому времени упрочненного слоя. Температура в зоне трения и коэффициент трения ниже у пары с модифицированной поверхностью, кроме режима при 100 Н, когда происходит приработка поверхностей.

Опыт восстановления плунжерных пар хромированием показал, что для избежания их заклинивания в период приработки приходится увеличивать зазор в сопряжении на 1—3 мкм (в зависимости от диаметра плунжерной пары), вследствие чего уменьшается долговечность. Для уменьшения вероятности заклинивания в период приработки и повышения долговечности плунжерных пар наиболее перспективным является создание металлокерамической пленки на поверхности трения.

Таблица 1

Результаты сравнительных триботехнических испытаний_

Пара трения Нагрузка, Н Время испытаний , ч t °С 'max, v к-гр Средняя скорость изнашивания, г/ч

покрытия ХВГ

ХВГ-ХВГ 100 0,5 64 0,189 0,0628 0,0262

200 0,5 70 0,177 0,0316 0,0172

300 1,0 85 0,168/0,280* 0,0065 0,0047

500 2,0 118 0,214/0,293* 0,0055 0,0044

ХВГ - ХВГ, модифицированный композицией №4 100 0,5 45 0,200 0,0186 0,0060

200 0,5 54 0,143 0,0152 0,0152

300 1,0 70 0,164/0,260* 0,0196 0,0067

500 2,0 104 0,153/0,178* 0,053 0,0047

хром 100 0,5 49 0,171 0,0018 0,0068

200 0,5 64 0,142 0,0012 0,0050

300 1,0 78 0,148 0,0012 0,0015

500 2,0 110 0,174 0,0008 0,0014

ХВГ - Сг, модифицированный композицией №1 100 0,5 42 0,113 0 0,0004

200 0,5 52 0,128 0,0006 0,0010

300 1,0 64 0,128 0,0013 0,0025

500 2,0 98 0,128 0,0013 0,0011

ХВГ - Сг, модифицированный композицией №2 100 0,5 48 0,114 0 0,0008

200 0,5 55 0,164 0 0,0018

300 1,0 71 0,138 0 0,0020

500 2,0 105 0,166 0,0015 0,0022

ХВГ - Сг, модифицированный композицией №3 100 0,5 40 0,171 0,016 0,0014

200 0,5 55 0,150 0,008

300 1,0 73 0,143 0,015

500 2,0 108 0,137 0,006

ХВГ - Сг, модифицированный композицией №4 100 0,5 40 0,143 0 0,0006

200 0,5 51 0,143 0,0008 0,0012

300 1,0 70 0,152 0,0004 0,0019

500 2,0 106 0,137 0,0004 0,0011

ХВГ Сг, модифицированный композицией №5 100 0,5 36 0,149 0,0010 0,0024

200 0,5 50 0,129 0,0006

300 1,0 60 0,143 0,0005

500 2,0 95 0,125 +0,0007

ХВГ - Сг, модифицированный композицией №6 100 0,5 34 0, 142 0,0016 0,0017

200 0,5 51 0,122 0,0012

300 1,0 68 0,143 0,0014

500 2,0 105 0,131 0,0012

Продолжение табл. 1

ХВГ - Сг, модифицированный композицией №7 100 0,5 38 0,156 0 0,0014

200 0,5 51 0,143 0

300 1,0 63 0,133 0

500 2,0 98 0,125 0,0011**

Примечания.

1. * - в числителе приведена величина коэффициента трения при стабильной работе пары трения, в знаменателе — величина коэффициента трения при периодических скачках момента трения в течение 2-5 мин.

2. ** - увеличение диаметра образца на 0,004 мм.

Исследования, проведенные для определения состава оптимальной триботехнической композиции, позволили установить следующее.

Минимальный суммарный износ сопряжения наблюдается при использовании композиции №4 и составляет всего 46% от суммарного износа базового варианта сопряжения (ХВГ - Сг), в том числе износ модифицированного хрома составляет 38,6% от базового варианта, а стали ХВГ - 49%.

При использовании композиции №5 износа модифицированного хрома практически нет благодаря свойству абсорбции полисахарида. Однако износ неподвижного образца такой же, как у пары трения ХВГ - Сг.

Применение композиции №7 приводит к износу модифицированного образца только при нагрузке 500 Н - уменьшается его вес, однако при этом происходит увеличение диаметра образца на 0,004 мм. Износ неподвижного образца составляет 53,9% от износа базового варианта (ХВГ - Сг).

Модифицирование поверхности любым составом уменьшает температуру в зоне трения на 8-10% в зависимости от состава триботехнической композиции и нагрузки, действующей на трибосистему.

Коэффициент трения стабильный и самый низкий почти во всем диапазоне нагрузок у трибосопряжения с образцом, модифицированным композицией №1. По сравнению с базовой парой трения (ХВГ - Сг) коэффициент трения меньше на 10-50% в зависимости от нагрузки.

Коэффициент трения у хромированных образцов после модифицирования поверхности трения при малых нагрузках близок к коэффициенту трения хрома, но с повышением нагрузки свыше 200-300 Н (в зависимости от состава композиции) значительно меньше (на 25,4-38,4%).

Полученные результаты свидетельствуют о высокой эффективности применения для условий трения, характерных для прецизионных деталей (плунжерная пара и игла-корпус распылителя форсунки), композиционных износостойких покрытий. Модифицирование сопряженных поверхностей узла трения после нанесения слоя геоматериала на одну из деталей приводит к существенному уменьшению параметров шероховатости и коэффициента трения, и как следствие -к снижению энергетического уровня контактного взаимодействия трущихся поверхностей. Все эти положительные изменения триботехнических характеристик сопряжения позволяют говорить о перспективности использования данной технологии для повышения долговечности плунжерных пар.

ЛИТЕРАТУРА

1. Фомин, Ю. Я., Никонов Г.В., Ивановский В.Г. Топливная аппаратура дизелей. Справочник. -М.: Машиностроение, 1982. - 168 с.

2. Леонтьев, Л.Б. Технологическое обеспечение надежности судового оборудования. -Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2009. - 544 е..

3. Лазарев, С. Ю. К вопросу о критериях выбора природных минеральных материалов и других веществ для покрытий разного назначения / С. Ю. Лазарев, С. Б. Токманев, В. Б. Хмелевская // Металлообработка. - 2006. - №3 (33). - С. 29-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.