УДК 93/94(470.620):37.0"1943/1945"
https://doi.org/10.24158fik.2019.12.11
Серогодский Николай Александрович
доктор исторических наук, профессор, филиала Кубанского государственного университета в городе Славянске-на-Кубани
Москаленко Елена Владимировна
аспирант кафедры истории России филиала Кубанского государственного университета в городе Славянске-на-Кубани
ВОССТАНОВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ И КАДРОВОГО СОСТАВА УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ПОСЛЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ОККУПАЦИИ (1943-1945)
Serogodsky Nikolai Alexandrovich
D.Phil. in History, Professor, Slavyansk-on-Kuban branch of Kuban State University
Moskalenko Elena Vladimirovna
PhD student, History of Russia Department, Slavyansk-on-Kuban branch of Kuban State University
RESTORATION THE MATERIAL BASE AND PERSONNEL OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF KRASNODAR REGION AFTER LIBERATION FROM OCCUPATION (1943-1945)
Аннотация:
В статье раскрываются вопросы восстановления школ и учебных заведений трудовых резервов Краснодарского края в 1943-1945 гг. Деятельность по воссозданию образовательных учреждений в регионе осуществлялась в соответствии с инструкцией Наркомата просвещения СССР, которая ставила перед местными властями задачи определения материального ущерба, нанесенного в ходе военных действий, организации работы по восстановлению школ и подбору кадров. Авторы отмечают, что летом 1943 г. в крае были начаты ремонт и строительство общеобразовательных школ при активном участии преподавателей и учащихся. Значительное внимание в статье уделено кадровой политике, в ходе реализации которой отстранялись от трудовой деятельности педагоги, находившиеся на оккупированной территории, и привлекались молодые учителя из лучших выпускников школ края. В результате активной работы местных властей, учителей и учеников в условиях военного времени была восстановлена большая часть общеобразовательных школ и учебных заведений системы трудовых резервов, действовавших в регионе до войны.
Ключевые слова:
система образования, восстановление школ и учебных учреждений, трудовые резервы, фашистская оккупация, Краснодарский край.
Summary:
The paper describes the issues of reconstruction of schools and educational institutions of the labour reserves of the Krasnodar region in 1943-1945. The rehabilitation of educational institutions in the province was carried out in accordance with the instruction of the USSR People's Commissariat of education, which followed up with the local authorities the tasks of determining the material damage caused during the hostilities, organizing the reconstruction of schools and recruitment for educational institutions. The author notes that in the summer of 1943, repair and construction of secondary schools with the active participation of teachers and students were started in the region. Considerable attention is paid to the personnel policy, had being realized with firing those teachers that had been on the occupied territory and attracting young teachers from the best graduates of schools of the region. As a result of active work of local authorities, teachers and students in the wartime conditions most part of comprehensive schools and educational institutions of labor reserve system operating in region before war was restored.
Keywords:
education system, the restoration of schools and educational institutions, labor reserves, fascist occupation, Krasnodar region.
Масштабные изменения на фронте в ходе Великой Отечественной войны в конце 1942 г. были связаны с началом наступательных действий наших войск на рубеже Сталинграда и послужили началом освобождения оккупированных территорий СССР. К середине февраля 1943 г. была освобождена значительная часть Краснодарского края.
Для региона возобновление функционирования системы образования являлось первостепенной задачей. Учебные заведения советского общества по-прежнему считались ведущими центрами воспитания и социализации детей, подростков и юношества [1]. Перед руководством образовательной сферы стояла важнейшая цель продолжения правительственной программы всеобщего обучения и предотвращения возрастания уровня неграмотности в стране путем восстановления общеобразовательных школ.
Исследование проблемы воссоздания системы образования нашло отражение в публикациях таких ученых, как Н.И. Кондакова, Л.М. Цымбал, Л.В. Ярушина, А.Н. Еремеева. В их работах
приведены статистика послевоенного времени, факты, касающиеся строительства новых учебных заведений и восстановления разрушенных школ в последние военные годы. Из документов тех лет видно, какие усилия предпринимались правительством по поиску необходимого количества учителей, приобретению учебного материала, оборудования и мебели. Процесс восстановления образовательного пространства Кубани мало представлен в научной литературе и архивных источниках, хотя и имел свою специфику: в крае прежде всего возрождалась структура учебных заведений трудовых резервов.
Огромный урон был нанесен фашистской оккупацией экономике Кубани, по подсчетам того времени ущерб оценивался в 35 млрд р., что отразилось и на сфере образования. В частности, до войны в регионе действовало 5 067 школ, а с ее окончанием в разной степени рабочего состояния оказалось всего 2 332. В архивных документах относительно сохранности школ отмечалось следующее: «выбитое стекло, вырванные рамы и двери, развороченные крыши и полы, груды обвалившейся штукатурки, крошево кирпича, обгоревшие остатки инвентаря» [2]. В таком состоянии после войны находилась большая часть учебных заведений Кубани.
Чудом уцелевшие строения, принадлежавшие системе трудовых резервов, как и общеобразовательные школы, были серьезно повреждены. Например, в Краснодарском ремесленном училище № 2 были полностью сожжены литейный цех, мастерские и общежитие, уничтожен производственный и учебный инвентарь, вывезены или уничтожены фашистами инструменты и производственное оборудование. По подсчетам историков, стоимость разрушенного, вывезенного или поврежденного имущества и оборудования, а также расходы бюджета на эвакуационные мероприятия и последующие реэвакуационные затраты по ремонту ремесленных училищ и школ фабрично-заводского обучения (ФЗО) в регионе достигли суммы 32 млн р. [3].
Государственным Комитетом Обороны (ГКО) и Советом народных комисаров СССР вместе с органами народного образования была разработана программа возрождения образовательных учреждений в районах Кубани, бывших под оккупацией [4, с. 608-615]. Осуществлялась проверка восстановления и финансирования организаций. После освобождения большей части территорий Северного Кавказа Наркомпросом была направлена инструкция по организации на местах восстановительных работ и начала образовательного процесса в школах региона [5]. В соответствии с этим документом местные власти должны были установить объем вреда, нанесенного учебным заведениям, определить необходимое число учителей для начала обучения. Были даны рекомендации по привлечению к восстановительным работам населения.
На правительственном уровне рассматривались вопросы ликвидации безнадзорности и беспризорности среди подростков. В марте 1943 г. наркомом Г.И. Иваненко, проводившим совещание в Москве по проблеме восстановления образовательных учреждений в освобожденных регионах, был принят план строительных работ [6].
К началу второй половины 1943 г. руководством сферы образования Краснодара в рамках реализации программы правительства страны были приняты следующие меры в направлении организации восстановительных работ: подготовлен план мероприятий, необходимых для ремонта школ, поддающихся восстановлению; принято решение о строительстве новых школ. Одновременно осуществлялись подбор кадров для начала обучения и комплектация отделов образования, определялось количество учащихся по местам проживания [7].
26-27 февраля и 5-6 марта 1943 г. на пленумах, проходивших в Краснодарском крайкоме ВКП(б), решались не только вопросы по восстановлению народного хозяйства, но и школьные проблемы, разрабатывались планы мероприятий по оказанию финансовой поддержки образовательным учреждениям региона [8, с. 184].
Период 1943-1945 гг. стал определяющим в плане улучшения организации учебно-воспитательного процесса в образовательных заведениях. На заседаниях партийных органов региона многократно рассматривались проблемы привлечения квалифицированных педагогических кадров в каждую школу, осуществлялась реконструкция зданий, вновь создавалась их материально-методическая база и др. В целях налаживания образовательного процесса в большинстве школ и образовательных организаций трудовых резервов требовалось как провести мероприятия по восстановлению самих объектов, так и заняться формированием коллективов преподавателей, несмотря на дефицит работников сферы образования все последние военные годы [9]. В учебный процесс на начальном этапе привлекались педагоги и мастера производственного обучения, пребывавшие определенное время на оккупированных территориях, но по мере укомплектованности кадрами их отстраняли от преподавания как скомпрометировавших себя службой у оккупантов [10].
По распоряжению партийного руководства работники образования составляли полный отчет о привлекаемых кадрах, включающий фамилии, должности, послужной список, места нахождения и род занятий на оккупированной территории. Далее отчеты в обязательном порядке пе-
редавались в органы НКВД и партийные организации. К сожалению, «практика огульного недоверия властных структур к лицам, пережившим оккупацию, трагически отразилась на судьбах работников образования» [11].
Кроме работников, согласившихся сотрудничать с фашистами, подверглись наказанию и граждане, отказавшиеся от такой деятельности, но попавшие под подозрение. Выяснением фактов участия либо неучастия местных жителей в работе на оккупантов занимались органы НКВД, партийный аппарат и отдел образования. Преподаватели и мастера ремесленных училищ и школ ФЗО находились под следствием до нескольких месяцев. Для начала процесса в отношении учителей хватало анонимного доноса [12]. Первыми попадали под следствие и, соответственно, под сокращение работники, исключенные из партии, комсомола, независимо от их деятельности на оккупированных территориях. В самые тяжелые военные годы исключение из партийных рядов происходило за неисполнение распоряжения властей об эвакуации, не принималась в расчет возможность его фактической реализации.
Из архивных документов становится ясно: для того чтобы попасть под подозрение НКВД или партийных органов, достаточно просто находиться в зоне оккупации. Представителей сферы образования, независимо от рода деятельности, отстраняли «за работу при немцах». Учителя школы станицы Отрадненской Краснодарского края К.Н. Харламова отстранили от преподавания «за содействие немецко-фашистским властям в качестве инспектора народных училищ» [13], к его детям также была применена подобная мера с определением «за деятельность в период оккупации».
Руководство учебных учреждений трудовых резервов в качестве мастеров обучения привлекало своих выпускников-отличников. Вместе с принятыми новыми работниками уже трудившиеся кадры проходили курсы по повышению квалификации с использованием всевозможных способов и форм. Кроме того, в целях повышения профессионального уровня педагогических коллективов специалисты вузов, передовые педагоги-методисты выступали с лекциями как по педагогике, так и по общественно-политической тематике.
В результате принятых мер в Краснодаре занятия начали проводить в 31 школе. В 437 классах обучалось 15 870 школьников, уроки у которых вели 650 учителей [14, с. 605]. Учебный процесс был возобновлен почти сразу после освобождения, несмотря на то что 70 % школ Кубани были полностью разрушены или им требовался основательный ремонт. С 1943 г. в регионе, как и по всей стране, вводилось раздельное обучение.
Не хватало учебников, тетрадей, необходимого оборудования, часть классов размещалась в подсобных помещениях, жилых домах, занятия проходили в три смены. Для школьников и студентов серьезной проблемой был дефицит бумаги: шли в ход газеты, оборотная сторона исписанных листов, старые обои, брошенные убегающими противниками географические карты. На нескольких человек выдавался один учебник, общими усилиями решался вопрос элементарного оборудования аудиторий (стульями, столами и пр.) [15, с. 65-66]. Молодежь участвовала в городских воскресниках, помогая восстанавливать разрушенные объекты, отправлялась на уборку урожая, сбор лекарственных трав. Количество книг в библиотечных фондах уменьшилось в четыре раза. Фонд восстанавливали за счет книжных собраний Москвы и Ленинграда. В нелегких условиях возвращались к активной деятельности культурно-просветительские учреждения.
Несомненно, большой объем восстановительных операций пришелся на самих сотрудников учебных учреждений. Учителя и ученики школ организовывали отряды по ремонту зданий, участвуя в подсобных работах. Учащиеся Краснодара внесли свой вклад в восстановительные работы учебных заведений в количестве 30 000 человеко-дней. Руководство школ организовывало из старшеклассников две бригады, силами которых осуществлялись побелка стен и покраска полов в помещениях школ, ремонт кровли и другие строительные работы. В документах значится: «Ремонтные работы в школе № 26 г. Краснодара были проведены коллективом работников учреждения и учащимися в сжатые сроки» [16].
Школьники под руководством педагогов, кроме внесения большого вклада в строительно-ремонтные работы, также принимали участие в восстановлении базы школ и училищ [17]. Организованные отряды учащихся собирали расхищенные в период войны школьную мебель и инвентарь, несли из дома необходимые для обучения бытовые предметы. В итоге классы комплектовались партами и даже кухонными столами.
В целях обеспечения надлежащей подготовки к урокам при недостаточном количестве учебного материала (один учебник на троих, а в самых тяжелых случаях две-три книги на 35-40 обучаемых) сотрудниками отделов образования при помощи педагогов комплектовались школьные библиотеки, подбирался учебный материал. Также для подготовки к занятиям можно было пользоваться учебными пособиями в специально созданных классах самоподготовки. Подобное помещение было организовано директором и учителями школы № 26 Краснодара. Выделенный
кабинет был укомплектован полным набором учебников, наглядных пособий, на самостоятельных занятиях учащихся присутствовали педагоги для консультации.
Попытки образовательных органов обеспечить школы учебным материалом не могли полностью удовлетворить их потребности. В этом случае значительную помощь оказывали школьные кружки, где изготавливались наглядные пособия. Для решения существующей проблемы учителями и учащимися школы № 26 создано более ста пособий. Отделом образования Краснодара проводился конкурс на лучшее методическое пособие [18]. Для участия в нем школьники Брюховецкого, Геленджикского и других районов на занятиях в кружках изготавливали разнообразные пособия по филологическим, естественно-научным и другим дисциплинам. Членами кружков на мероприятие также были представлены сконструированные силами школьников физические приборы. Мастерские, имевшиеся в большинстве школ и училищ Кубани, осуществили необходимый ремонт школьного оборудования, снабдили классы указками, досками и т. п.
Обеспечение школ продуктами было недостаточным. Несмотря на это, фиксировались случаи воровства, обвеса, передачи продуктов питания посторонним людям [19]. Проведенные в 1943 г. партийными органами проверки учебных заведений Краснодара на предмет обеспечения всем необходимым для нормального функционирования показали, что не было такого учреждения, которое в полной мере было снабжено продуктами и промышленными товарами [20].
Частично устранить проблему обеспечения продовольствием позволило решение правительства о создании подсобных хозяйств при некоторых учебных заведениях, где имелись соответствующие возможности. В этих целях органами местных властей школам были предоставлены земли для обработки собственными силами - учениками и сотрудниками, что позволяло в определенной степени разнообразить меню столовых учебных учреждений [21].
Процесс воссоздания школ и заведений профессионального образования Краснодарского края стал важнейшим идейно-восстановительным моментом, усиливающим авторитет государственно-партийных органов края. Ощущалась острая потребность в квалифицированных кадрах, учебных учреждениях. В регионе возобновили работу 16 фабрично-заводских школ и 11 ремесленных училищ, в которых обучалось 7 496 человек. Практическая направленность программ образования позволила к концу первого года выпустить 1 558 высококвалифицированных рабочих в области промышленности и транспорта [22]. Интенсификация деятельности осуществлялась с опорой на трудовые коллективы учебных заведений и учащихся, что давало возможность демонстрировать уверенность государства в непременной победе над фашистами.
Финансирование образования в стране обеспечивалось за счет как местных ресурсов, так и помощи государственных органов. Восстановительные работы в данной сфере велись в тяжелый военный период, когда государство было не в состоянии выделить требуемые материальные и человеческие ресурсы. В таком положении самой значимой движущей силой процесса восстановления после нанесенных врагом разрушений явился морально-психологический фактор. Огромное желание приблизить момент победы и воодушевление населения послужили мотивами при воссоздании народного хозяйства и системы образования Краснодарского края.
Таким образом, можно сделать вывод, что восстановление материальной базы образовательных учреждений края в этот период проходило под руководством партийных и советских органов власти при активном участии коллективов учебных заведений и учащихся. В результате в короткие сроки воссоздана большая часть общеобразовательных школ и организаций системы трудовых резервов, действовавших до войны. Значительное внимание было также уделено подготовке педагогических кадров и улучшению бытовых условий учеников. Несмотря на то что материальное и учебно-методическое обеспечение школ существенно отличалось от довоенного уровня, именно в этот период был заложен фундамент для последующего развития регионального образования в послевоенные годы.
Ссылки:
1. Ярушина Л.В. Восстановление общеобразовательных школ на освобожденной территории // Возрождение прифронтовых и освобожденных районов СССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. : сборник статей / отв. ред. Ю.А. Поляков. М., 1986. С. 137-147.
2. ГАКК. Ф. Р-1561. Оп. 2. Д. 612. Л. 3 ; Д. 853. Л. 4 ; Д. 637. Л. 27.
3. Там же.
4. Екатеринодар-Краснодар: два века города в датах, событиях, воспоминаниях (1793-1993): материалы к летописи / ред.-сост. И.Ю. Бондарь ; предисловие В.А. Самойленко. Краснодар, 1993. 798 с.
5. ГАКК. Ф. Р-1561. Оп. 2. Д. 612. Л. 6-7.
6. ЦДНИКК. Ф. 1774-А. Оп. 11. Д. 172. Л. 1, 2, 5, 7, 30.
7. Яркина Т.Ф. Школа РСФСР в период Великой Отечественной войны (1941-1945) : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1954. 26 с.
8. Ровный Б.И. Особенности разработки и реализации политики Советского государства в сфере образования в годы Великой Отечественной войны: 1941-1945 гг. : дис. ... д-ра ист. наук. М., 2004. 359 с.
9. Юрчук И.В. Политика местных властей Кубани по защите детства и ее практическая реализация в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) : дис. ... канд. ист. наук. Ставрополь, 2008. 235 с.
10. ЦДНИКК. Ф. 1774-А. Оп. 12. Д. 219. Л. 1.
11. Чуев С.А. Состояние и развитие народного образования в Воронежской области накануне и в годы Великой Отечественной войны, 1939-1945 гг. : дис. ... канд. ист. наук. Воронеж, 1998. 184 с.
12. Болдырев Н.И. Военное воспитание и школа: чему учит опыт войны // Советская педагогика. 1943. № 2-3. С. 10-21.
13. Трехбратов Б.А. История Кубани с древнейших времен до начала XX в. : учебное пособие по краеведению. Краснодар, 2005. 437 с.
14. Екатеринодар-Краснодар ... С. 605.
15. Еремеева А.Н. Культурная жизнь Кубани в XX в. Краснодар, 2013. 160 с.
16. ГАКК. Ф. Р-1561. Оп. 2. Д. 853. Л. 4.
17. Агеева В.А. Войной опаленное детство: система школьного и профессионально-технического образования Дона и Кубани в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). Таганрог, 2007. 155 с.
18. Токарев И.А. Формирование и реализация партийно-государственной политики СССР в сфере идеологии, культуры и образования в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) : дис. ... д-ра ист. наук. Саратов, 2007. 370 с.
19. Кубань в годы Великой Отечественной войны, 1941-1945 гг.: хроника событий. В 2 кн. / отв. сост. А.М. Беляев, И.Ю. Бондарь. 3-е изд. Краснодар, 2011. Кн. 1. 1941-1942. 814 с.
20. ГАКК. Ф. Р-1561. Оп. 2. Д. 637. Л. 24-28.
21. Зеленская Т.В. Культурно-просветительные учреждения Дона и Кубани в период Великой Отечественной войны: 1941-1945 гг. : дис. ... канд. ист. наук. Ростов н/Д., 2005. 218 с.
22. Большевик. 1943. 10 окт.
References:
Ageeva, VA 2007, War-Seared Childhood: the System of School and Vocational Education of the Don and Kuban During the Great Patriotic War (1941-1945), Taganrog, 155 p., (in Russian).
Belyaev, AM & Bondar, lYu 2011, Kuban During the Great Patriotic War, 1941-1945: a Chronicle of Events, Krasnodar, 814 p., (in Russian).
Boldyrev, NI 1943, 'Military Education and School: What the Experience of War Teaches', Sovetskaya pedagogika, no. 2-3, pp. 10-21, (in Russian).
Bondar, lYu & Samoilenko, VA (ed.) 1993, Ekaterinodar-Krasnodar: Two Centuries of the City in Dates, Events, Memoirs (1793-1993), Krasnodar, pp. 605, 798, (in Russian).
Chuev, SA 1998, The State and Development of Public Education in the Voronezh Region on the Eve of and During the Great Patriotic War, 1939-1945, PhD thesis, Voronezh, 184 p., (in Russian).
Eremeeva, AN 2013, The Cultural Life of the Kuban in the XX Century, Krasnodar, 160 p., (in Russian). Rovny, Bl 2004, Features of the Development and Implementation of the Policy of the Soviet State in the Field of Education During the Great Patriotic War: 1941-1945, D.Phil. thesis, Moscow, 335 p., (in Russian).
Tokarev, IA 2007, Formation and Implementation of Party-State Policy of the USSR in the Field of Ideology, Culture and Education During the Great Patriotic War (1941-1945), D.Phil. thesis, Saratov, 370 p., (in Russian).
Trekhbratov, BA 2005, The History of the Kuban From Ancient Times to the Beginning of the XX Century, Krasnodar, 443 p., (in Russian).
Yarkina, TF 1954, School of the RSFSR During the Great Patriotic War (1941-1945), PhD thesis abstract, Moscow, 26 p., (in Russian).
Yarushina, LV 1986, 'Restoration of Secondary Schools in the Liberated Territory', in YuA Polyakov (ed.), Revival of the Frontline and Liberated Areas of the USSR During the Great Patriotic War of 1941-1945: Collection of the Papers, Moscow, pp. 137-147, (in Russian).
Yurchuk, IV 2008, The Policy of the Local Authorities of the Kuban on the Protection of Childhood and Its Practical Implementation During the Great Patriotic War (1941-1945), PhD thesis, Stavropol, 235 p., (in Russian).
Zelenskaya, TV 2005, Cultural and Educational Institutions of the Don and Kuban During the Great Patriotic War: 1941-1945, PhD thesis, Rostov-on-Don, 218 p., (in Russian).
Редактор: Тюлюкова Мария Олеговна Переводчик: Дубина Юлия Юрьевна