Научная статья на тему 'Восстановление Храма Гроба Господня крестоносцами: определение этапов строительства, постановка новых вопросов'

Восстановление Храма Гроба Господня крестоносцами: определение этапов строительства, постановка новых вопросов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
335
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ / ХРАМ ГРОБА ГОСПОДНЯ / АРХИТЕКТУРА КРЕСТОНОСЦЕВ / АРХИТЕКТУРА ЛЕВАНТА / РОТОНДА АНАСТАСИС / КАФОЛИКОН ХРАМА ГРОБА ГОСПОДНЯ / HOLY LAND / HOLY SEPULCHRE / CRUSADER ARCHITECTURE / LEVANT ARCHITECTURE / ROTUNDA ANASTASIS / HOLY SEPULCHRE KATHOLIKON

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лаврентьева Елена Сергеевна

В данной работе рассматривается проблема определения временных рамок строительства кафоликона Храма Гроба Господня в XII в., которая связана с несколькими этапами строительства и с покровительством восстановительному процессу главной святыни христианского мира. Постановка новых вопросов особенно необходима для дальнейшего изучения архитектурного устройства комплекса Храма Гроба Господня, так как в обширной исследовательской литературе многие вопросы намечались пунктиром и не получали должного освещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Crusader Rebuilding of the Holy Sepulchre: Defi nition of the Construction Stages, Setting New Targets

A great deal of research remains to be done on the architectural features of Holy Sepulchre complex in Jerusalem reestablished during the 12th century. The main target of this paper is the definition of stages of the building process that rarely received the focused attention they deserve. Yet architectural features of Rotunda Anastasis (11th century) and katholikon (12th century) have the potential to challenge our understanding of fundamental issues of historical inquiry, various processes of transmission, the working relationships between builders, patriarchs and patrons. Barring the Rotunda Anastasis, Byzantine Holy Sepulchre complex was in ruins by the early 12th century. The remains of the complex, built by Constantine Monomachos, were preserved and integrated into the structure of a new domed Crusader church, katholikon. It is archaeologically confirmed that during the process of the katholikon construction several chapels were moved, the eastern apse of the Rotunda was destroyed, the omphalos position was shifted to the west. The first phase of restoration work was carried out under Patriarch Arnulf of Chocques during the reign of Baldwin I; the second phase under patriarch William of Malines during the reign of Melisenda. It's still unknown what the first version of the katholikon's plan was and which fragments had been erected under Patriarch Arnulf. It is also not clear if there were differences between the first and the second version of the plan during the reign of Baldwin I and the reign of Melisenda.

Текст научной работы на тему «Восстановление Храма Гроба Господня крестоносцами: определение этапов строительства, постановка новых вопросов»

Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства

Лаврентьева Елена Сергеевна, аспирант сектора Древнерусского искусства ФГБНИУ «Государственный институт искусствознания» [email protected]

2016. Вып. 4 (24). С. 33-47

Восстановление Храма Гроба Господня крестоносцами:

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭТАПОВ СТРОИТЕЛЬСТВА, ПОСТАНОВКА НОВЫХ ВОПРОСОВ

Е. С. Лаврентьева

В данной работе рассматривается проблема определения временных рамок строительства кафоликона Храма Гроба Господня в XII в., которая связана с несколькими этапами строительства и с покровительством восстановительному процессу главной святыни христианского мира. Постановка новых вопросов особенно необходима для дальнейшего изучения архитектурного устройства комплекса Храма Гроба Господня, так как в обширной исследовательской литературе многие вопросы намечались пунктиром и не получали должного освещения.

Центральный памятник христианского мира, Храм Гроба Господня, разрушался и восстанавливался много раз, но та его часть, которая была возведена крестоносцами, сохранилась до наших дней практически без изменений, что дает возможность рассматривать его в качестве главного памятника архитектуры Леванта XII в. В исследовательской литературе неоднократно поднимался вопрос, посвященный архитектурному устройству Храма Гроба эпохи крестоносцев; но при тщательном изучении работ становится очевидным, что авторам не всегда удавалось учитывать мнения друг друга, из-за чего в выводах иногда встречаются противоречия. Уточнение основных этапов строительства и их временных рамок на основе библиографического анализа, а также выявление нерешенных вопросов являются целью данной работы.

Представление исследователей о том, каким был комплекс Храма Гроба Господня до прихода крестоносцев, формировалось отчасти на основании археологических данных, но в большей степени на основании сохранившихся письменных и иллюстративных источников, где значение духовного превалирует над описанием материального облика.

Первым, кто стал сопоставлять сохранившиеся исторические тексты, посвященные описанию Святой земли, с памятниками и топографическими особенностями местности, был Дж. Правер1. Этот метод лег в основу работ

1 См.: Prawer J. The Latin Kingdom of Jerusalem: European Colonialism in the Middle Age. L.,

1973.

Дж. Вилкинсона2, которые также посвящены историческому анализу литературных источников, ориентированных на описание паломничеств, что подготовило основательную базу для реконструирования облика храмов Святой земли, в частности Храма Гроба Господня.

Главным источником для изучения архитектурных особенностей храмов Святой земли является материал археологических исследований. Одним из первых фундаментальных трудов, который цитируется дальнейшими исследователями, является книга «Новый Иерусалим»3 Л.-Ю. Венсана и Ф.-М. Абеля, которые изучили, зафиксировали и описали почти все христианские памятники Палестины. Кроме того, архитектура Храма Гроба была исследована В. Харве-ем4, который уточнил план памятника и внес соответствующие коррективы относительно этапов строительства в XII в.

Спустя полвека археолог Францисканской библейской школы в Иерусалиме В. К. Корбо5 в своих статьях снова заговорил о периоде строительства XII в. Его фундаментальный труд, сформировавший широкую базу для дальнейших исследований, служит опорой для изучения исторических периодов строительства Храма Гроба; например, в своих трудах Г. Бушхаузен6 цитирует в основном статьи В. К. Корбо. Отдельного внимания заслуживает работа археолога Ф. Д. Фер-нандеза, который занимался вопросом исторической подлинности Голгофы и местоположения церкви св. Елены. Ему не удалось издать результаты своих исследований, но его тезисы были изложены Г. С. П. Фриманом-Гренвилем7. Ряд статей об устройстве кувуклии Храма Гроба Господня XII в. появился в связи с фотограмметрическим исследованием Мартина Биддла в рамках программы «Gresham Jerusalem Project»8.

Широкий обзор публикаций, посвященных изучению архитектуры и вопросам археологии Храма Гроба Господня в XX в., был составлен Я. Фолдой9; более избирательный обзор источников и литературы приведен в статьях Р. Оустер-

2 См.: Wilkinson J. Jerusalem pilgrims before the Crusades. Warminster, 1977; Idem. The Church ofthe Holy Sepulchre // Archaeology. Vol. 31, № 4. P. 6—13; Wilkinson J., Hill J., Ryan W. F. Jerusalem pilgrimage, 1099-1185. L., 1988.

3 Vincent L.-H., Abel F. M. Jerusalem: Recherche de Topographie, d'Archeologie et d'Histoire. P., 1914. Vol. II. Fascs. I and II. P. 1-419; P., 1922. Fasc. III. P. 421-668; P., 1926. Fasc. IV. P. 6691035.

4 См.: Harvey W. Church of the Holy Sepulcher, Jerusalem; Structural Survey, Final Report. L.,

1935.

5 См.: Corbo V. C. Il Santo Sepolcro di Gerusalemme. Aspetti archeologici dalle origini al periodo crociato. Jerusalem, 1981-1982. 3 vols.; Idem. Richerche Archeologiche Al Monte Degli Ulivi. Jerusalem, 1965.

6 См.: Buschhausen H. Die Fassade der Grabeskirche zu Jerusalem // Crusader Art in the Twelfth Century. 1982. P. 85-86 [nt. 11]; Idem. Die sьditalienische Bauplastik im Knnigreich Jerusalem von Knnig Wilhelm II. Wien, 1978.

7 См.: Freeman-Grenville G. S. P. The Basilica of Holy Sepulchre, Jerusalem: History and Future // Journal of the Royal Asiatic Society. 1987. P. 187.

8 См.: Biddle M. Jerusalem: The Tomb of Christ // Current Archaeology. 1991. 11. P. 107-112; Idem. The Tomb of Criste // The Illustrated London News. 1990. P. 83-86.

9 См.: Corbo. Op. cit.; Katsimbinis C. The Uncovering of the Eastern Side of the Hill of Calvary and Its Base: New Lay-out of the Area of the Canons' Refectory by the Greek Orthodox Patriarchate // Liber Annuus, 27. 1977. P. 197-208; Couasnon Ch. The Church of the Holy Sepulchre. Jeru-

хаута10 и Д. Багата11. Исторические и археологические сведения о церковной архитектуре Святой земли были собраны и опубликованы Д. Принглом12.

Храм Гроба Господня создан в IV в. при правлении императора Константина. Это был комплекс, который состоял из Ротонды Анастасис (Воскресения), базилики Константина (Мартирий), внутреннего двора между ними, где находилась Голгофа, атрия, прилегающего к базилике с восточной стороны, и нескольких вспомогательных построек, включая резиденцию патриарха13.

Предположительно в своем первоначальном виде храмовый комплекс существовал следующие три столетия до момента его разрушения персами 4 мая 614 г. Были сожжены Ротонда Анастасис и часовня(?) Голгофы, Базилика Константина была разграблена, а главная реликвия, Животворящий Крест, был увезен в Персию14. Возглавил работу по восстановлению христианских церквей в Иерусалиме патриарх Модест в 615—617 гг., и комплекс Храма Гроба был возведен заново, вероятно на фундаменте Константиновского15.

Иерусалим был завоеван халифом Умаром ибн аль-Хаттабом в 638 г. Приблизительно к этому времени относится первое сохранившееся описание Каль-варии: над горой возвышался крестовый свод, покоящийся на четырех опорах, а рядом располагалась скальная церковь, апсида которой примыкала к западной стороне Голгофы16. Следуя описаниям нач. VIII в. (правление Омейядов), Ротонда состояла из «12 колонн в нижнем ярусе и 12 колонн над ними», где, возможно, находились галереи17. Считается, что галереи Ротонды Анастасис не были зам-

salem, 1972; L., 1974. P. 58-60 // Folda J. The Art of the Crusaders in the Holy Land, 1098-1187. Cambridge University Press, 1995. P. 704.

10 Ousterhout R. The Church of Santo Stefano: A 'Jerusalem' in Bologna // Gesta. 1981. Vol. 20. № 2. P. 311-321; Idem. Il Santo Sepolcro di Gerusalemme. Aspetti archeologici dalle origine al periodo crociato by Virgilio C. Corbo // Journal of the Society of Architectural Historians. 1984. Vol. XLIII. P. 266-267; Idem. Rebuilding the Temple: Constantine Monomachus and the Holy Sepulchre // Journal of the Society ofArchitectural Historians. 1989. Vol. 48. № 1. P. 66-78; Idem. The Temple, the Sepulchre, and the Martyrion of the Savior // Gesta. 1990. Vol. 29. № 1. P. 44-53; Idem. Architecture as Relic and the Construction of Sanctity: The Stones of the Holy Sepulchre // Journal of the Society of Architectural Historians. 2003. Vol. 62. № 1. P. 4-23.

11 Bahat D. Carta's historical atlas of Jerusalem: an illustrated survey. Jerusalem, 1976. P. 2-5; Idem. Does the Holy Sepulchre Church Mark the Burial ofJesus? // Biblical Archeology Review. 1986. Vol. XII. P. 26-45.

12 См.: Pringle D. The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: A Corpus. Cambridge, 1993-2008. Vols. 1-4.

13 См.: Pringle. Op. cit. Vol. 3. P. 6-9, pl. 1(a); Ousterhout. Rebuilding the Temple... P. 67; KrautheimerR. Early Christian and Byzantine Architecture. Baltimore, 1986. P. 72-75; Mango C. The art of the Byzantine Empire, 312-1453. Toronto; Buffalo; L., 1986. P. 11-14.

14 См.: Eucherius // Wilkinson. Jerusalem pilgrims before the Crusades. P. 53; Breviarius (A short Account of Jerusalem) // Ibid. P. 59-60; Theodosius. The Topography of the Holy Land // Ibid. P. 65-66; The Piacenza Pilgrim. Travels // Ibid. P. 83; Sophronius of Jerusalem // Ibid. P. 91; Pringle. The Churches of the Crusader Kingdom. P. 9.

15 См.: Ousterhout. Rebuilding the Temple. P. 67, 68 [Fig. 4].

16 См.: Theodosius // Wilkinson. Jerusalem pilgrims before the Crusades. P. 65-66; The Piacenza Pilgrim // Ibid. P. 83; Pringle. The Churches of the Crusader Kingdom. P. 9.

17 Epiphanius, I-II // Wilkinson. Jerusalem pilgrims before the Crusades. P. 117; Armenian Guidebook, I—III, Nahabedian, 200; Hugebure, Vita S. Willibaldi (c. 780), XVIII // Ibid. P. 129; Pringle. The Churches of the Crusader Kingdom. P. 10.

кнутыми, и из них можно было попасть в базилику Константина, не спускаясь на нижний ярус18. В 813 г. купол Ротонды обрушился во время землетрясения19. Патриарх Томас I (809—819) добился позволения у халифа аль-Мамуна восстановить перекрытия: новый купол был возведен из пятидесяти кедровых стволов, привезенных с Кипра20.

Во время правления Аббасидского халифата в 937 г. была подожжена базилика Константина, а Голгофа и Ротонда Анастасис разграблены. 28 мая 9бб г. горела сама Ротонда Воскресения, и снова обрушился ее купол. Преемник убитого патриарха Христодул II начал восстановительные работы, но купол Ротонды был установлен только при патриархе Томасе II (9б9—978) под руководством зодчего, выходца из Ирака, принадлежащего сиро-яковитской церкви.

В 1007—1008 гг. халиф аль-Хаким отдал распоряжение Яруху, правителю Рамлы, уничтожить Храм Воскресения21, с этого момента базилика Константина прекратила свое существование. В 1011 г. благодаря покровительству матери халифа, Мариам, Ротонду Воскресения стали восстанавливать, но она была повреждена во время землетрясения в 1034 г.22

Вторая треть XI в. связана с восстановлением Храма Гроба Господня (ок. 1042—1048) императором Константином IX Мономахом. В это время были восстановлены Ротонда Анастасис и перистильный двор, расположенный к востоку от нее. Были построены часовни, фланкирующие Ротонду с севера и юга, также были возведены три часовни рядом с Кальварией, посвящение которых неизвестно23. Гипотетически в восточной части трипортика находились три часовни, посвященные Бичеванию Христа, Возложению Тернового Венца и Разделению Риз24.

Для возведения Ротонды XI в. строительный материал добывался в местных каменоломнях. Предположительно, плинфа, используемая в конструктивных (стены, своды) и декоративных (оформление арок, оконных проемов) целях, была изготовлена либо в местной мастерской, либо (в качестве сполий) была взята из разрушенных храмов Иерусалима. Сполиями являются и колонны, и базы, и капители Ротонды Анастасис, но не выяснено до сих пор, в какое время они были созданы. Данный вопрос заслуживает отдельного исследования.

Есть мнение (на основании археологических данных В. Корбо)25, что византийские зодчие использовали короткие колонны на высоких базах, оставшихся

18 См.: Беляев Л. А. Храм Гроба Господня (Воскресения Христова), Храм в Иерусалиме || Православная энциклопедия. URL: www.pravenc.ru|text|168155.htmI (дата обращения: 1б.01.201б).

19 См.: Pringle. The Churches of the Crusader Kingdom... P. 10.

20 См.: Eutychius. Annales || Pirone. 1990. P. б2—б3; Pringle. The Churches of the Crusader Kingdom. P. 10.

21 См.: Yahya ibn Sa'id || Pringle. The Churches of the Crusader Kingdom. P. 11.

22 См.: Pringle. The Churches of the Crusader Kingdom. P. 11; Ousterhout. Rebuilding the Temple. P. 70.

23 См.: Ousterhout. Op. cit. P. 71—72; Pringle. The Churches ofthe Crusader Kingdom. P. l. 1(b). На плане Д. Прингла эти часовни не отмечены.

24 См.: Pringle. Op. cit. Pl. 1(b); Беляев. Указ. соч.

25 См.: Corbo V. C. Il Santo Sepolcro di Gerusalemme... P. б9—71 || Ousterhout. Rebuilding the Temple. P. 70 [nt. 19].

от римского храма Элии Капитолины, которые сохранились благодаря их включению в комплекс храма Константина Великого26. Существует и противоположное утверждение, что в Ротонде XI в. были установлены колонны в два раза выше, чем те, которые стояли с IV в.; однако археологически эта точка зрения не доказана27.

В эпоху крестоносцев Ротонда Константина Мономаха не перестраивалась, но была разрушена апсида в ее восточной части для сообщения византийской Ротонды и кафоликона, крестоносной купольной церкви XII в.28 Предположительно, купольная ротонда XI в. имела внутренний круг, образованный чередованием колонн и столбов, несущих купол, и кольцевой амбулаторий, ограниченный круглой в плане стеной с тремя апсидами, ориентированными на северную, южную и западную стороны. Колонны Ротонды были изучены Р. Оустерхаутом29, типы опор — Т. Лиманом30. Ротонда, как и Кувуклия с Гробом Господним, являлась образцом для многих церквей, погребальных часовен, мартириев31.

Храм Гроба Господня горел в 1808 г.; сильно пострадала как Ротонда Ана-стасис, так и Кувуклия Гроба Господня. И к настоящему моменту, в результате восстановительных работ 1810 г. под руководством греческого архитектора Ком-нина Митилиниоса, от конструкции XI в. сохранилось очень немного: стены и галереи Ротонды, северная крытая колоннада перистильного двора32. Полноценно сохранились три часовни рядом с Кальварией. К югу от Ротонды сохранился фундамент и восточный фасад баптистерия, объединенного общим нартексом с часовнями св. Иоанна и св. Иакова. Сейчас на их общем фундаменте стоит колокольня крестоносцев, перестроенная в более позднее время.

Византийский комплекс Храма Гроба Господня существовал менее одного столетия, но стал главным источником идей для строительства крестоносного Храма XII в.33

Работа зодчих XII в. хотя и была восстановительной, но строительные силы были направлены на возведение новой, ранее никогда не существовавшей купольной церкви. Сохранившийся северный портик перистильного двора был интегрирован в пространство новой церкви. На востоке был установлен алтарь с амбулаторным обходом, три часовни, посвященные Бичеванию Христа, Возложению Тернового Венца и Разделению Риз, возведены в качестве трех радиальных часовен, окружающих алтарь34. С южной стороны Кальварии была воз-

26 См.: Ousterhout. Op. cit. P. 70.

27 См.: Coüasnon. The Church of the Holy Sepulchre. P. 27—32 // Ousterhout. Rebuilding the Temple. P. 70 [nt. 19].

28 См.: Corbo. Il Santo Sepolcro di Gerusalemme. Pl. 4 // Ousterhout. Rebuilding the Temple. P. 70 [nt. 18], 71.

29 См.: Ousterhout. Op. cit. P. 70, Figure 8.

30 См.: Lyman T. The Counts of Toulouse, the Reformed Canons, and the Holy Sepulcher // The Horns of Hattin. 1992. P. 69-73.

31 Смл Krautheimer R. Introduction to an 'Iconography' // Journal of the Courtald and Warburg Institutes. 1942. P. 1-33.

32 См.: Ousterhout. Rebuilding the Temple. P. 71-72, 74.

33 См.: Ibid. P. 66.

34 См.: Folda. The Art ofthe Crusaders in the Holy Land. P. 536 [nt. 33]; Coüasnon. The Church of the Holy Sepulchre. Pl. IX; Corbo. Il Santo Sepolcro di Gerusalemme. Pl. 1, 6, 7; Беляев. Указ. соч.

ведена часовня франков, а с южной стороны Ротонды Анастасис построена колокольня, которая не сохранилась в первоначальном виде.

Как упоминалось выше, византийская Ротонда в западной части комплекса Храма Гроба была сохранена крестоносцами. Купольная церковь крестоносцев примыкает к ней с востока таким образом, что в плане комплекс выглядит как единое церковное здание. Размеры восточной части комплекса Храма Гроба соотнесены с размерами византийской Ротонды. Форма плана купольной церкви отличается от ее же плана уровня хор, что хорошо продемонстрировал Д. Прингл35, который также писал и о том, насколько редким является правильный крестообразный план на Латинском Востоке36.

Непростым устройством наделены и галереи, рассчитанные на большое количество паломников. Они являются связующим звеном новой купольной церкви и Ротонды Анастасис37. Однако расположены они не по всему периметру комплекса Храма Гроба: галереи прерываются южным трансептом. Устройство галерей было подробно описано в своей работе В. Харвеем38. Рукава трансепта купольной церкви Храма Гроба уникальны, и отсутствие нефа с галереями отличает его как от ранних романских западных церквей, так и от позднероман-ских39.

Так как в северное пространство кафоликона была интегрирована часть византийского трипортика, пространство трансепта церкви не читается вовсе. На уровне хор план кафоликона выглядит как усеченный крестовокупольный, на что указывают нервюрные крестовые своды, расположенные по трем сторонам от подкупольного пространства. Вход в Храм Гроба Господня ведет с южной стороны прямо в трансепт, центром которого является подкупольное пространство.

Купол кафоликона, установленный на барабане, украшенном внутренней аркатурой, был возведен над омфалом, центром мироздания, который ранее находился предположительно в центре открытого перистильного двора византийского комплекса40. Однако при строительстве купольной церкви его положение было отодвинуто в западную сторону, чтобы соответствовать куполу, о чем писали в своих работах Р. Оустерхаут41, Л. Йан-Бонги42 и Б. Кюнель43. Под-купольное пространство не только было наделено значением центра мироздания, духовного центра мира, но и указывало то место, где тело Христа было по-

35 Cm.: Pringle. The Churches of the Crusader Kingdom. P. 6-72 [39, 40, 41, 49].

36 Cm.: Pringle. The planning of some pilgrimage churches in Crusader Palestine // World Archaeology. 1987. № 18. P. 349.

37 Cm.: Couasnon. The Church of the Holy Sepulchre. P. 58.

38 Cm.: Harvey. Church of the Holy Sepulcher, Jerusalem. Pl. IV; Corbo. Il Santo Sepolcro di Gerusalemme. Pl. 7.

39 Cm.: Kubach H. E. Romanesque Architecture. N. Y., 1975. P. 76ff, 207ff.

40 Cm.: Folda. The Art of the Crusaders in the Holy Land. P. 537-538 [nt. 54]; KuhnelB. From the Earthly to the Heavenly Jerusalem: Representations of the Holy City in Christian Art of the First Millenium. Rome, 1987.

41 Cm.: Ousterhout. Rebuilding the Temple. P. 71.

42 Cm.: Yawn-BonghiL. E. Seminar on the Church of the Holy Sepulcher, fall 1990 // Folda. The Art of the Crusaders in the Holy Land. P. 537-538 [nt. 54].

43 Cm.: Kuhnel. From the Earthly to the Heavenly Jerusalem...

ложено после снятия с Креста, а также где Христос явился Марии Магдалине после Воскресения44.

Характерной чертой архитектурной композиции кафоликона Храма Гроба Господня являются слегка стрельчатые арки, которые можно увидеть почти в любой церковной постройке крестоносцев в Иерусалиме и его окрестностях45. Также в кафоликоне были применены нервюрные крестовые своды по трем сторонам от подкупольного пространства. Темой для отдельного изучения является стилистическое соотношение архитектуры Леванта эпохи крестоносцев и архитектуры Западной Европы во время зарождения Готики.

В нач. XX в. К. Анлар46, Л.-Ю. Винсен и Ф.-М. Абель47 считали, что строительство кафоликона началось ок. 1130 г. и продолжалось вплоть до 1180-х гг. Так же утверждал в своей лекции историк-медиевист А. Борг48.

Тогда же, в 1-й пол. XX в., как М. де Вогюэ49, так и К. Шмальтц50 высказали предположение, что строительные работы начались сразу после 1099 г. и окончательно завершились чуть позже 1149 г. Этих же дат придерживался в своих работах и Дж. Правер51. Т. Лиман52 в статье, посвященной поиску европейских архитектурных прототипов Храма Гроба, утверждает, что строительство нового Храма Гроба состоялось в 1-й трети XII в.

Я. Фолда предполагает, что восстановительные работы, судя по всему, велись постоянно53. В этой непрерывной строительной деятельности возведение купольной церкви Храма Гроба Господня занимает главное место. Опираясь на текст Вильгельма Тирского54, он определяет время строительства между 1131— 1149 гг., а время возведения купола между 1146 и 1149 гг.55 Окончание работ над

44 См.: Lehmann K. The Dome of Heaven // The Art Bulletin. 1945. № 27. P. 1-27; Smith E. B. The Dome of Heaven. Princeton, 1950.

45 См.: Folda J. The Church of Saint Anne // The Biblical Archaeologist. 1991. Vol. 54, № 2. P. 88-96.

46 Enlart C. Les Monuments des Croisйs dans le Royaume de Jerusalem: Architecture religieuse et civile. P., 1925-1928. 2 vols and album.

47 См.: Vincent, Abel. Op. cit.

48 См.: Borg A. Lection "The Crusader Church of the Holy Sepulcher, Jerusalem". L., 1977 [не опубликована] // Folda J. The Art of the Crusaders in the Holy Land. P. 213, 226-227, 533 [nt. 18], 535 [nt. 27, 31], 536-538 [nt. 35, 40, 44, 49, 52, 56], 539-540 [nt. 76, 77, 79, 80], 543 [nt. 108]; Borg A. Observations on the Historiated Lintel of the Holy Sepulchre, Jerusalem // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. 1969. P. 25-40; Idem. The Holy Sepulchre Lintel // Journal of the Warburg and Courtauld Fergusson. 1972. No 35. P. 389-390.

49 См.: Vogue M., de Les Eglises de la Terre Sainte. Toronto and Buffalo, 1973.

50 См.: Schmaltz K. Mater Ecclesiarum: Die Grabeskirche in Jerusalem. Leipzig, 1984. P. 167-241.

51 См.: Prawer J. The Crusaders' Kingdom: European Colonialism in the Middle Ages. N. Y.,

1972.

52 См.: Lyman T. W. The Counts of Toulouse, the Reformed Canons and the Holy Sepulcher // The Horns of Hattin. 1992. P. 63-80.

53 См.: Folda. The Art of the Crusaders in the Holy Land. P. 672.

54 См.: William of Tyre. A History, II. Book 16, ch. 17. P. 162; Chronicon, LXIII A. P. 738 // Folda J. The Art of the Crusaders in the Holy Land. P. 186, 532 [nt. 10].

55 См.: Folda. The Art of the Crusaders in the Holy Land. P. 213; Idem. Reflections on Art in Crusader Jerusalem about the Time of the Second Crusade: c. 1140—1150 // The Second Crusade and the Cistercians. 1992. P. 173-176.

скульптурным и мозаичным оформлением он относит к кон. 1150-х гг., когда мастера Храма Гроба разошлись по другим строительным проектам Иерусалима.

В основном данная точка зрения строится на деятельности основных покровителей строительства Храма Гроба Господня. При отсутствии прямых свидетельств, указывающих на конкретных лиц, известно, что наибольшим влиянием обладали члены королевской семьи, Мелисенда и Балдуин III, особенно Мели-сенда, которая дважды короновалась в Храме Гроба Господня, а также Иерусалимские патриархи, Уильям I Малинский (1130—1145) и Фульхерий Ангулемский (1146-1157).

В своей лекции Алан Борг56 утверждает, что поддержал идею о том, что первый патриарх Иерусалима, Арнульф де Роол (1099, 1112-1118(9)), является автором первого варианта композиции крестоносцев по перестройке Храма Гроба. Предположительно проект был создан до 1114 г.57 Также А. Борг соглашается с К. Анларом58 в том, что патриарх Арнульф был не единственным автором проекта Храма Гроба.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Неизвестно, в какой степени он был реализован, учитывая, что средства на строительство были выделены только к 1120 г.59, но, несомненно, первоначальный проект был заменен на более поздний, по которому церковь была возведена между 1120 и 1146 гг.60 и который, по предположению Я. Фолды, был создан патриархом Уильямом I Малинским61. Строительство по второму проекту завершилось в 3-й четв. XII в., и, по замечанию Л. А. Беляева, именно тогда «сложилась основа его современного облика»62.

Этапы строительства крестоносного Храма Гроба Господня описаны и проанализированы Д. Принглом63 на основе археологических свидетельств, выявленных в ходе работы Британской археологической школы в Иерусалиме64. Его многотомное издание является основной работой последних лет по изучению архитектуры крестоносцев.

Следуя вышесказанному, строительство кафоликона Храма Гроба Господня было осуществлено в два этапа: первый — при патриархе Арнульфе де Рооле ок. 1112-1118(9) гг., второй — при патриархе Уильяме I Малинском при поддержке королевы Мелисенды в 1131-1149 гг. До сих пор остается неясным замысел композиции первого варианта кафоликона.

56 См.: Borg. Lection. // Folda J. The Art of the Crusaders in the Holy Land. P. 213, 533 [nt. 18].

57 См.: William of Tyre. Chronicon, LXIII A. Book 16, ch. 28. P. 625; Book 15, ch. 27. P. 711 // Folda J. The Art of the Crusaders in the Holy Land. P. 186-187, 532 [nt. 11].

58 См.: Enlart. Les Monuments des Croisés. P. 138-140.

59 См.: Folda. The Art of the Crusaders in the Holy Land. P. 535 [nt. 27].

60 См.: Ibid. P. 202.

61 См.: William of Tyre. A History, II. Book 8, ch. 3. P. 344; Chronicon, LXIII. P. 386 // Folda J. The Art of the Crusaders in the Holy Land. P. 202, 533 [nt. 18].

62 Беляев. Указ. соч.

63 См.: Pringle. The Churches of the Crusader Kingdom.

64 The British School of Archaeology in Jerusalem (BSAJ).

В планах Храма Гроба Господня, составленных на основе археологических данных, указывается фундамент XII в., но они не предусматривают два этапа строительства эпохи крестоносцев.

Впервые подробный план с указаниями исторических этапов строительства был создан в 1878 г., и затем он был перечерчен в 1918 г.65, где этапы строительства были выделены разными цветами. Спустя восемь лет К. Анлар66 переиздает этот план уже в черно-белом варианте. А Т. С. Р. Боас67, взявший для своей работы именно план Анлара, а не исходный вариант, уменьшил его до таких размеров, что уже невозможно было разглядеть ни деталей, ни этапов строительства. Опубликованные планы Венсана и Абеля68, дополненные А. В. Клэпхемом и Э. Г. Ньюнумом69, принципиально важны при вопросах о параметрах и пропорциях, однако то, что планы опубликованы по частям и без пояснений, усложняет чтение этапов.

План с указанием частей, принадлежащих времени Константина Великого, Константина Мономаха, а также с указанием частей архитектуры XII в. был опубликован В. Корбо70. Он был дополнен рисунками, созданными на основе обмеров нижнего уровня и уровня галерей купольной церкви. На данный момент самый полноценный, с учетом всех исправлений, вариант плана Храма Гроба опубликован Д. Принглом71.

Нет никаких свидетельств о том, как именно выглядел план комплекса Храма Гроба Господня нач. XII в., за исполнением которого следил патриарх Ар-нульф де Роол. Главная особенность второй композиции, осуществленной во время правления королевы Мелисенды и патриарха Уильяма I Малинского, заключалась в том, что все святые места: Голгофа, часовня св. Елены, часовня обретения Животворящего Креста, Христова темница, и все захоронения — были объединены под сводами одного храма и сформированы в единый по стилю храмовый комплекс.

Считается, что кафоликон Храма Гроба был возведен, ориентируясь на план западноевропейского происхождения в форме латинского креста, рукава которого не читаются в экстерьере72.

При попытке определить западноевропейский источник кафоликона патриарха де Роола возник спор между Т. Лиманом73 и Т. С. Р. Боасом74. Лиман был не согласен с утверждением, что «очевидным прототипом крестоносной работы

65 См.: ClaphamA. W., Newnum E. G. The Church and Priory ofthe Holy Sepulcher, Jerusalem // The Antiquaries Journal. 1921. Vol. I. Pl. 1.

66 См.: Enlart. Les Monuments des Croisés, atlas, 1er album, Plates 2 and 3.

67 См.: Boase T. S. R. Ecclesiastical Art in the Crusader States in Palestine and Syria // A History of the Crusades. 1977. № IV. P. 77. Figure 2.

68 См.: Vincent, Abel. Jerusalem: Recherche de Topographie. P. 108, 118, 271.

69 См.: Clapham, Newnum. Op. cit. P. 3-41.

70 См.: Corbo. Il Santo Sepolcro di Gerusalemme. Pl. 1.

71 См.: Pringle. The Churches of the Crusader Kingdom. P. 6-72 [39, 40, 41, 49].

72 См.: Folda. The Art of the Crusaders in the Holy Land. P. 535 [nt. 27, 30], 541 [nt. 94]. А. Борг следует позиции К. Анлара (см.: Enlart, Les Monuments des Croises... P. 138-140).

73 См.: Lyman. The Counts of Toulouse. P. 64ff.

74 См.: Boase. Ecclesiastical Art. P. 77.

[Храма Гроба] была клюнийская паломническая церковь на юге Франции». Его аргументация заключалась в том, что у Клюнийского ордена интерес к Святой земле был весьма ограничен, в связи с чем было предложено в качестве главного прототипа купольной церкви Храма Гроба рассмотреть план церкви Сен-Сернен в Тулузе, который с изменениями был воспроизведен в церкви Сен-Жиль в Раймонде, откуда уже был заимствован зодчими, работавшими в Иерусалиме. С такой позицией не согласился Я. Фолда: «несмотря на пребывание патриарха Арнульфа де Роола в церкви Сен-Жиль в Раймонде перед взятием Иерусалима в 1099 г., вопрос об определении источников, задействованных патриархом, остается открытым»75.

Кафоликон времени Мелисенды А. Фосийон охарактеризовал следующим образом: «Храм Гроба Господня — это здание исключительного характера», но его уникальность была создана в рамках романского искусства, принесенного французами в их колониальное латинское королевство Иерусалима76. В основных искусствоведческих работах по архитектуре Святой земли XII в. часто встречается утверждение, что кафоликон Храма Гроба Господня является колониальной романской церковью77.

Купольная церковь крестоносцев времени Мелисенды сравнивалась со многими романскими соборами, находящимися на паломнических путях Европы. Например, К. Конант78 и Х. Э. Кубач79 при сравнении плана кафоликона с европейскими памятниками называют план Храма Гроба наполовину Провансальским (half-Provemal) и наполовину Пуатевинским (half-Poitevin). Т. С. Р. Боас80 считал, что план иллюстрирует собою образец западной паломнической церкви. По одной из версий, в качестве возможных прототипов кафоликона рассматривались романские церкви во Франции и Испании плана латинского креста: церкви Сен-Сернен в Тулузе, Сент-Фуа в Конке, Сантьяго да Компостелла81.

И наоборот, такие исследователи, как К. Шмалтц82, К. Анлар83, Ш. Коуас-нон84, Я. Фолда85, Н. Кенаан-Кедар86, считали, что попытка найти западноевропейские аналоги приводит к потере осмысления купольной церкви как памятника архитектуры Ближнего Востока, в связи с чем они концентрировали

75 Folda. The Art of the Crusaders in the Holy Land. P. 541 [nt. 94].

76 Focillon H. The Art of the West, I, Romanesque Art. L., 1963. P. 97-99.

77 См.: Durliat M. L'Art Roman. P., 1982. P. 574-575; Avril F. et al. Le Temps des Croisades. P., 1982. P. 104, 108; Zarnecki G. Art of the Medieval World. N. Y., 1975. P. 330-333; ConantK J. Caro-lingian and Romanesque Architecture: 800-1200. Baltimore, 1966. P. 207-209.

78 См.: Conant. Carolingian and Romanesque Architecture. P. 94, Figure 28; Р. 208.

79 См.: Kubach. Romanesque Architecture. N. Y., 1975. P. 207-212.

80 См.: Boase. Op. cit. P. 77.

81 См.: Kubach. Romanesque Architecture. P. 207ff., Conant. Carolingian and Romanesque Architecture. P. 91ff., планы см.: Р. 94, 207-209.

82 См.: Schmaltz. Mater Ecclesiarum. P. 167-241.

83 См.: Enlart. Les Monuments des Croisés... P. 144ff.

84 См.: Couasnon. The Church of the Holy Sepulchre. P. 27-32.

85 См.: Folda. The Art of the Crusaders in the Holy Land. P. 228, 535 [nt. 30], 541 [nt. 94], 542 [nt. 95].

86 См.: Kenaan N. Symbolic Meaning in Crusader Architecture // Cahiers Archeologiques. 1986. No 34. P. 110, nt. 6.

внимание именно на отличии плана крестоносной церкви и романских западноевропейских базилик.

Все еще не найден прототип кафоликона или его ориентир в восточнохри-стианском мире. Данная проблема неоднократно ставилась в исследовательской литературе, но должного изучения до сих пор не получила.

Выводы

1. Первый этап восстановительных работ был связан с первым вариантом плана крестоносцев, принятым при патриархе Арнульфе де Рооле во время правления Балдуина I в 1112—1119 гг. Второй вариант плана Храма Гроба был принят, предположительно, патриархом Уильямом I Малинским при правлении Мелисенды и строился между 1131—1149 гг., где купол был установлен между 1146 и 1149 г., а скульптурное и мозаичное оформление было завершено, как и возведение колокольни, к кон. 1150-х гг.

Остается неизвестным, каким был первый вариант плана кафоликона и что зодчие успели возвести при патриархе де Рооле. Также неясны отличия второго варианта плана от первого.

2. Комплекс Храма Господня XII в. включал в себя Ротонду, построенную при Мономахе, и ряд других часовен и уцелевших фрагментов предыдущего византийского Храма, дополненных купольной церковью, возведенной крестоносцами. Археологически подтверждено, что для строительства кафоликона было перемещено несколько часовен, восточная апсида Ротонды разрушена, положение омфала Храма Гроба было смещено к западу.

До конца не выяснен вопрос о том, какие именно фрагменты (учитывая сполии) византийского Храма Гроба были сохранены и по каким причинам. Уточнение восточного завершения комплекса Мономаха требует отдельного рассмотрения: не исключено, что крестоносцы ориентировались на византийскую постройку предыдущего столетия.

3. Определение прототипа кафоликона Храма Гроба остается открытым вопросом. Ни одним исследователем в качестве прототипа кафоликона не была предложена церковь восточнохристианского мира, несмотря на то что возможность существования такого прототипа оговаривалась в литературе неоднократно.

4. Отдельной темой является вопрос цитирования Храма Гроба Господня за пределами Святой земли. Учитывая, что в основном реплики создавались на Ротонду Анастасис, тема цитирования кафоликона, созданного крестоносцами, никогда не поднималась в исследовательской литературе.

5. Комплексного рассмотрения требует композиция кафоликона Храма Гроба Господня: применение стрельчатых арок, нервюрных крестовых сводов, использование аркатуры на внутренней плоскости светового барабана и пр. Известно, что использование стрельчатых арок в конструкции не соприкасается с зарождением готического стиля в западноевропейской архитектуре. Определение их архитектурного источника требует отдельного рассмотрения.

Комплекс Храма Гроба Господня имеет долгую и запутанную историю существования. До сих пор не написана та работа, в которой были бы сопоставлены

Храм Гроба Константина Мономаха и Храм Гроба эпохи крестоносцев, благодаря которой можно было бы дать ответы на многие поставленные вопросы.

Ключевые слова: Святая земля, Храм Гроба Господня, архитектура крестоносцев, архитектура Леванта, Ротонда Анастасис, кафоликон Храма Гроба Господня.

Crusader Rebuilding of the Holy Sepulchre: Definition of the Construction Stages, Setting New Targets

E. Lavrent'eva

A great deal of research remains to be done on the architectural features of Holy Sepulchre complex in Jerusalem reestablished during the 12th century. The main target of this paper is the definition of stages ofthe building process that rarely received the focused attention they deserve. Yet architectural features of Rotunda Anastasis (11th century) and katholikon (12th century) have the potential to challenge our understanding of fundamental issues of historical inquiry, various processes of transmission, the working relationships between builders, patriarchs and patrons.

Barring the Rotunda Anastasis, Byzantine Holy Sepulchre complex was in ruins by the early 12th century. The remains of the complex, built by Constantine Monomachos, were preserved and integrated into the structure of a new domed Crusader church, katholikon. it is archaeologically confirmed that during the process of the katholikon construction several chapels were moved, the eastern apse of the Rotunda was destroyed, the omphalos position was shifted to the west. The first phase of restoration work was carried out under Patriarch Arnulf of Chocques during the reign of Baldwin I; the second phase — under patriarch William of Malines during the reign of Melisenda.

It's still unknown what the first version of the katholikon's plan was and which fragments had been erected under Patriarch Arnulf. It is also not clear if there were differences between the first and the second version of the plan during the reign of Baldwin I and the reign of Melisenda.

Keywords: Holy Land, Holy Sepulchre, Crusader Architecture, Levant Architecture, Rotunda Anastasis, Holy Sepulchre katholikon.

Список источников

1. Armenian Guidebook. I—III. Nahabedian, 200; Hugebure. Vita S. Willibaldi (c. 780), XVIII // Wilkinson J. Jerusalem pilgrims before the Crusades. Warminster, 1977. P. 129.

2. Breviarius (A short Account of Jerusalem) // Wilkinson J. Jerusalem pilgrims before the Crusades. Warminster, 1977. P. 59-60.

3. Epiphanius. I—II // Wilkinson J. Jerusalem pilgrims before the Crusades. Warminster, 1977. P. 117.

4. Eucherius // Wilkinson J. Jerusalem pilgrims before the Crusades. Warminster, 1977. P. 53.

5. Eutychius. Annales // Pringle D. The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: A Corpus. Cambridge, 2004. Vol. 3. P. 10.

6. Sophronius of Jerusalem // Wilkinson J. Jerusalem pilgrims before the Crusades. Warminster, 1977. P. 91.

7. The Piacenza Pilgrim. Travels // Wilkinson J. Jerusalem pilgrims before the Crusades. Warminster, 1977. P. 83.

8. Theodosius // Wilkinson J. Jerusalem pilgrims before the Crusades. Warminster, 1977. P. 65-66.

9. Theodosius. The Topography of the Holy Land // Wilkinson J. Jerusalem pilgrims before the Crusades. Warminster, 1977. P. 65-66.

10. William of Tyre. Chronicon. Willelmi Tyrensis Archiepiscopi. Chronicon / Ed. R. B. C. Huygen, H. E. Mayer, G. Rosch // Corpus Christianorum, Conuatio Mediaevalis. Turnholt, 1986. Vols. LXIII and LXIII A.

11. William of Tyre. A History. William Archbishop of Tyre. A History of Deeds Done Beyond the Sea / Trans. E. A. Babcock, A. C. Krey // Records of Civilization. Vol. XXXV. N. Y., 1943. Vols. I, II.

Список литературы

1. Беляев Л. А. Храм Гроба Господня (Воскресения Христова), Храм в Иерусалиме // Православная энциклопедия. URL: www.pravenc.ru/text/168155.html (дата обращения: 16.01.2016).

2. AvrilF. et al. Le Temps des Croisades. P., 1982.

3. Bahat D. Carta's historical atlas of Jerusalem: an illustrated survey. Jerusalem, 1976.

4. Bahat D. Does the Holy Sepulchre Church Mark the Burial of Jesus? // Biblical Archeology Review. 1986. Vol. XII. P. 26-45.

5. Biddle M. Jerusalem: The Tomb of Christ // Current Archaeology, 11. 1991. P. 107-112.

6. Biddle M. The Tomb of Criste // The Illustrated London News. 1990. P. 83-86.

7. Boase T. S. R. Ecclesiastical Art in the Crusader States in Palestine and Syria // A History of the Crusades. 1977. № IV. P. 77. Figure 2.

8. Borg A. Lection "The Crusader Church of the Holy Sepulcher, Jerusalem". London, 1977. [не опубликована] // Folda J. The Art of the Crusaders in the Holy Land... P. 213, 226-227, 533 [nt. 18], 535 [nt. 27, 31], 536-538 [nt. 35, 40, 44, 49, 52, 56], 539-540 [nt. 76, 77, 79, 80], 543 [nt. 108].

9. Borg A. Observations on the Historiated Lintel of the Holy Sepulchre, Jerusalem // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. 1969. P. 25-40.

10. Borg A. The Holy Sepulchre Lintel // Journal of the Warburg and Courtauld Fergusson. 1972. № 35. P. 389-390.

11. Buschhausen H. Die Fassade der Grabeskirche zu Jerusalem // Crusader Art in the Twelfth Century. 1982. P. 85-86 [nt. 11].

12. Buschhausen H. Die sbditalienische Bauplastik im ^nigreich Jerusalem von Кцш§ Wilhelm II. Wien, 1978.

13. Clapham A. W., Newnum E. G. The Church and Priory of the Holy Sepulcher, Jerusalem // The Antiquaries Journal. 1921. Vol. I. Pl. 1. P.

14. Conant K. J. Carolingian and Romanesque Architecture: 800-1200. Baltimore, 1966.

15. Corbo V. C. Il Santo Sepolcro di Gerusalemme. Aspetti archeologici dalle origini al periodo crociato. Jerusalem, 1981-1982. 3 vols.

16. Corbo V. C. Richerche Archeologiche Al Monte Degli Ulivi. Jerusalem, 1965.

17. Couasnon Ch. The Church of the Holy Sepulchre. Jerusalem, 1972; L., 1974.

18. DurliatM. L'Art Roman. P., 1982.

19. Enlart C. Les Monuments des Croisés dans le Royaume de Jerusalem: Architecture religieuse et civile. P., 1925-1928. 2 vols and album.

20. Focillon H. The Art of the West, I, Romanesque Art. L., 1963.

21. Folda J. The Art of the Crusaders in the Holy Land, 1098-1187. Cambridge University Press, 1995.

22. Folda J. The Church of Saint Anne // The Biblical Archaeologist. 1991. Vol. 54, № 2. P. 8896.

23. Freeman-Grenville G. S. P. The Basilica of Holy Sepulchre, Jerusalem: History and Future // Journal of the Royal Asiatic Society. 1987. P. 187.

24. Harvey W. Church of the Holy Sepulcher, Jerusalem; Structural Survey, Final Report. L., 1935.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Katsimbinis C. The Uncovering of the Eastern Side of the Hill of Calvary and Its Base: New Lay-out of the Area of the Canons' Refectory by the Greek Orthodox Patriarchate // Liber Annuus, 27. 1977. P. 197-208.

26. Kenaan N. Symbolic Meaning in Crusader Architecture // Cahiers Archeologiques. 1986. № 34. P. 109-117.

27. Krautheimer R Early Christian and Byzantine Architecture. Baltimore, 1986.

28. Krautheimer R. Introduction to an 'Iconography' // Journal of the Courtald and Warburg Institutes. 1942. P. 1-33.

29. Kubach H. E. Romanesque Architecture. N. Y., 1975.

30. Kuhnel B. From the Earthly to the Heavenly Jerusalem: Representations of the Holy City in Christian Art of the First Millenium. Rome, 1987.

31. Lehmann K. The Dome of Heaven // The Art Bulletin. 1945. № 27. P. 1-27.

32. Lyman T. The Counts of Toulouse, the Reformed Canons, and the Holy Sepulcher // The Horns of Hattin. 1992. P. 69-73.

33. Lyman T. W. The Counts of Toulouse, the Reformed Canons and the Holy Sepulcher // The Horns of Hattin. 1992. P. 63-80.

34. Mango C. The art ofthe Byzantine Empire, 312-1453. Toronto; Buffalo; L., 1986. Ousterhout R. Architecture as Relic and the Construction of Sanctity: The Stones of the Holy Sepulchre // Journal of the Society of Architectural Historians. 2003. Vol. 62, № 1. P. 4-23.

35. Ousterhout R. Il Santo Sepolcro di Gerusalemme. Aspetti archeologici dalle origine al periodo crociato by Virgilio C. Corbo // Journal of the Society of Architectural Historians. 1984. Vol. XLIII. P. 266-267.

36. Ousterhout R. Rebuilding the Temple: Constantine Monomachus and the Holy Sepulchre // Journal of the Society of Architectural Historians. 1989. Vol. 48, № 1. P. 66-78.

37. OusterhoutR. The Church of Santo Stefano: A 'Jerusalem' in Bologna // Gesta. 1981. Vol. 20, № 2. P. 311-321.

38. Ousterhout R. The Temple, the Sepulchre, and the Martyrion of the Savior // Gesta. 1990. Vol. 29, № 1. P. 44-53.

39. Prawer J. The Crusaders' Kingdom: European Colonialism in the Middle Ages. N. Y., 1972.

40. Prawer J. The Latin Kingdom of Jerusalem: European Colonialism in the Middle Age. L., 1973.

41. Pringle D. The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: A Corpus. Cambridge. 1993-2008. Vols. 1-4.

42. Schmaltz K. Mater Ecclesiarum: Die Grabeskirche in Jerusalem. Leipzig, 1984. Smith E. B. The Dome of Heaven. Princeton, 1950.

43. Vincent L.-H., Abel F. M. Jerusalem: Recherche de Topographie, d'Archeologie et d'Histoire. P., 1914. Vol. II. Fascs. I and II; P., 1922. Fasc. III; P., 1926. Fasc. IV.

44. Vogüe M., de. Les Eglises de la Terre Sainte. Toronto and Buffalo, 1973.

45. Wilkinson J. Jerusalem pilgrims before the Crusades. Warminster, 1977.

46. Wilkinson J. The Church of the Holy Sepulchre // Archaeology. Vol. 31, № 4. P. 6-13.

47. Wilkinson J., Hill J., Ryan W. F. Jerusalem pilgrimage, 1099-1185. L., 1988.

48. Zarnecki G. Art of the Medieval World. N. Y., 1975. P. 330-333.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.