Научная статья на тему 'ВОССТАНОВЛЕНИЕ ГОЛОСА ПРИ ПАРЕЗЕ ГОЛОСОВЫХ СКЛАДОК'

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ГОЛОСА ПРИ ПАРЕЗЕ ГОЛОСОВЫХ СКЛАДОК Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
306
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРЕЗ ГОЛОСОВЫХ СВЯЗОК / ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ФОНОПЕДИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ / PARESIS OF THE VOCAL CORDS / RESTORATIVE TRAINING / PHONOPEDIC THERAPY

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Смирнова Ольга Леонидовна

В статье рассматриваются вопросы восстановительного обучения при нарушениях голоса. Изложен опыт работы логопеда в условиях поликлинического приема. Анализируется план коррекционной работы при парезе голосовых складок. На материале наблюдения рассмотрены этапы работы; приведены материалы, используемые в практике фонопедической терапии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOICE RESTORATION FOR PARESIS OF VOCAL FOLDS

The article deals with the issues of restorative learning in voice disorders. The article describes the experience of a speech therapist in a polyclinic reception. The plan of corrective work for paresis of the vocal folds is analyzed. Based on the observation material, the stages of work are considered; the materials used in the practice of phonopedic therapy are presented.

Текст научной работы на тему «ВОССТАНОВЛЕНИЕ ГОЛОСА ПРИ ПАРЕЗЕ ГОЛОСОВЫХ СКЛАДОК»

УДК 376.37+612.78

О. Л. Смирнова

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ГОЛОСА ПРИ ПАРЕЗЕ ГОЛОСОВЫХ СКЛАДОК

Общение играет важную роль в жизни каждого человека. Речь выступает средством коммуникативного поведения и общения [1]. В течение всего периода детского и взрослого онтогенеза человек совершенствует свои коммуникативные навыки, что достигается в процессе этнокультурных условий воспитания и обучения [2—3]. В то же время при всей успешности овладения речью и коммуникативными навыками в жизни того или иного человека возникают ситуации, когда его речевая деятельность подвергается нарушениям вследствие различных патогенных факторов — перенесенных заболеваний головного мозга, травм психогенной этиологии и пр.

Утрата речевой функции и её восстановление рассматриваются в контексте этиологии, клиники и патогенеза основного заболевания (черепно-мозговая травма, инсульт, поздние атрофические процессы головного мозга и др.).

Голос при этом выражает способность человека издавать звуки при разговоре и характеризует особенности проявления высших психических функций. Техническая (функциональная) сторона голосообразования

происходит путем выдыхания воздуха из легких через рот и нос, что приводит к вибрации голосовых складок, и создают звуковые колебания в проходящем через них воздухе [4]. Характерный для каждого человека тембр голоса приобретается в результате прохождения звуковых волн через резонаторы, роль которых выполняют окружающие гортань сверху и снизу воздухоносные полости: ротоглоточ-ная и носовая сверху и трахея с крупными бронхами снизу.

Больные с нарушениями голоса обычно испытывают не только физические затруднения в общении с окружающими, но у многих из них появляется чувство собственной неполноценности. Они стараются реже пользоваться голосом, что нарушает их сложившуюся социально-профессиональную и бытовую жизнь. Для лиц речевых профессий даже самые небольшие дефекты голоса являются психотравмирую-щими, так как создают угрозу профессиональной непригодности. Поэтому восстановление голоса при необходимости включает кли-нико-логопедическое обследование, лечение и функциональную реабилитацию речи, как психической функции.

В нашей клинико-логопедиче-ской практике для реабилитации голоса применялся метод фонопе-дической терапии [5—7], суть которого сводилась к функциональной тренировке голосового аппарата, а также воспитание навыков правильного голосоведения при минимальной его нагрузке.

К логопедам поликлинической амбулаторной службы обращаются нередко пациенты с самыми разнообразными нарушениями голоса. Чаще всего это функциональные дисфонии у лиц голосовых профессий (учителей, лекторов, юристов и др.), а также парезы и параличи гортани после операций на щитовидной железе. Поэтому логопедам необходимо владеть технологиями логокоррекционной работы при различных патологиях голоса. Методики восстановительной работы с ними широко изложены разными авторами. Но встречаются в нашей практике и довольно редкие случаи, которые представляют несомненный интерес для круга специалистов.

Приводим описание логопедической практики в работе с пациенткой.

В клинику обратилась пациентка М., 34 лет, с жалобами на внезапно пропавший голос. Обстоятельства осложнялись тем, что её работа кадрового сотрудника связана с переговорами, а кроме того она учится в институте по специальности психология, что предус-

матривает её будущую голосовую нагрузку на длительном этапе. Она была незамедлительно направлена к врачу-фониатру, который выявил идиопатический парез гортани слева. Левая голосовая связка не работала. Причину заболевания выявить не смогли.

Врачебный прогноз оказался не совсем благоприятным — «Голос может не вернуться...». М. была крайне встревожена такой «перспективой» и обратилась за помощью к нам.

При обследовании выявлено практически полное отсутствие фонации, кроме того М. испытывала значительные затруднения дыхания при увеличении физической нагрузки, даже при ходьбе, хотя до болезни активно занималась спортом, бегом в том числе.

Исходя из этого, был составлен план восстановления. Он включал в себя рациональную психотерапию в виде разъяснительных бесед, направленных на стабилизацию эмоционального фона, настроя на восстановление функции, уверенности в положительном результате. Также важным разделом являлась работа над дыханием: выработка костно-абдоминального физиологического дыхания, снимающего напряженность и позволяющего удлинить выдох. Этому этапу уделяли достаточно много времени на протяжении всего курса восстановления. Для усиления кинестезий в области гортани применяли игру

на губной гармошке в особом режиме: вдох и выдох в гармошку, начиная с 30 секунд за один приём.

Следующий раздел — активизация речевой моторики, снимающая зажатость органов артикуляции, улучшающая четкость дикции. С этой целью применялись известные логопедические упражнения на свободное открывание челюсти, разнообразные движения языка.

Далее применялись упражнения, направленные на активизацию мышечного тонуса мышц шеи, гортани, мягкого нёба. Это изотонические упражнения, массаж лица, мягкого нёба с вибрацией.

Одновременно с этим применялись приемы вызывания фонации с активирующими движениями рук (толкательными, бросательными, рубящими, рывками рук). Задача стояла в том, чтобы активизировать здоровую голосовую складку, увеличить амплитуду её движения и по возможности получить движение паретичной складки. Использовались закрытые слоги со смычно-взрывными согласными. Через несколько занятий появилась слабая фонация в позиции слогов типа СГС (составное глагольное сказуемое).

Далее мы перешли к тренировке кинестезий и координации голосового аппарата с помощью фоно-педических упражнений. Для этого использовали приём «мычания

в маску», активируя резонаторные полости головы. Цель: добиться звучной фонации с наименьшим напряжением мышц гортани. Этот этап занял достаточно много времени: фонация была слабая, непродолжительная, тембр глухой. После получения достаточно чистого голоса перешли к использованию гласных звуков с 0) на твердой атаке: звук 0) утрированно, а гласный коротко.

В результате удалось добиться достаточной длительности фонации для перехода к следующему этапу: воспитание нового голосового стереотипа, навыка правильной голосоподачи и голосоведения для наилучшего звучания при наименьшем напряжении. Мы работали над слитностью голосоведения. Мягкой подачей голоса, над динамическими свойствами: полетностью, модуляцией, интонированием. С этой целью на завершающем этапе мы использовали вокальные упражнения: пение интервалов, трезвучий, мелодий с небольшим тоновым диапазоном под аккомпанемент металлофона. Это внесло дополнительный положительный эмоциональный заряд в наши занятия.

Пациентка проявила заметное упорство, добросовестно выполняла все рекомендации. Занималась дома и на работе по несколько раз в день. В итоге после 2,5 месяцев занятий она стала разговари-

вать свободным достаточно чистым голосом средней громкости. При обследовании у врача-фониа-тра через 3 месяца выявлено полное восстановление движения па-ретичной складки. Это несомненный успех нашей кропотливой работы, четкого прохождения всех этапов и полного доверия пациентки специалисту.

Остались в планах вокальные упражнения для восстановления певческого голоса у М., так как до болезни она достаточно профессионально пела.

В заключение хотелось бы обратиться к коллегам-логопедам.

Восстановление голоса является одной из профессиональных компетенций деятельности логопеда. Поэтому знание соответствующих технологий позволяет практикующему логопеду оказывать помощь гораздо большему числу пациентов. Кроме того, успешность в этом виде деятельности вносит определенный вклад в практику логопедической профессиональной работы, отражает эффективность деятельности параклинических специалистов в реабилитационных мероприятиях с больными, имеющими речевые нарушения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Липатова Т. В. Вербальные и невербальные средства коммуникации и их место в системе языка (системно типологический подход) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Философия». 2015. № 4. С. 115-123.

2. Эльконин Д. Б. Детская психология. Развитие ребенка от рождения до семи лет. М.: Учпедгиз, 1960. 328 с.

3. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 199 с.

4. Голос // https://ru.wikipedia.org/ ттН/Голос (дата обращения: 02.12.2020).

5. Дмитриев Л. Б., Телеляева Л. М., Таптапова С. Л., Ермакова И. И. Фо-ниатрия и фонопедия. М.: Медицина, 1990.270 с.

6. Таптапова С. Л. Восстановление звучной речи у больных после резекции или удаления гортани. М., Медицина, 1985. 94 с.

7. Вильсон Д. К. Нарушения голоса у детей / Пер. с англ. А. В. Недвецкого. М.: Медицина, 1990. 446 с.

REFERENCES

1. Lipatova T. V. Verbal and nonverbal means of communication and their place in the language system (system-typological approach) // Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby

narodov. Seriya «Filosofiya». 2015. № 4. P. 115-123. (In Russ.).

2. Elkonin D. B. Child psychology. Child development from birth to seven years. M.: Uchpedgiz, 1960. 328 p. (In USSR).

3. Bodalev A. A. Perception and understanding of man by man. M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 1982. 199 p. (In USSR).

4. Vote // https://ru.wikipedia.org/ wiki/raroc (date of the application: 02.12.2020).

5. Dmitriyev L. B., Telelyayeva L. M., Taptapova S. L., Yermakova I. I. Phoniatrics and phonopedics. M.: Meditsina, 1990. 270 p. (In USSR).

6. Taptapova S. L. Restoration of sonorous speech in patients after resection or removal of the larynx. M.: Meditsina, 1985. 94 p. (In USSR).

7. Wilson D. K. Voice disturbances in children / Translated from English by A.V. Nedvetsky. M.: Meditsina, 1990. 446 р. (In USSR).

Поступила в редакцию 21.12.2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.