ТЕХНИЧЕСКИЙ СЕРВИС В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ
УДК 629.33.004.67
В.Ю. Бойков, канд. техн наук А.Ф. Ахметзянов
Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ГЕРМЕТИЧНОСТИ ТРУБЫ
СИСТЕМЫ ВЫПУСКА ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ АВТОМОБИЛЯ
В современных условиях мирового экономического кризиса увеличивается процент автомобилей, работающих за пределами нормативных сроков эксплуатации, поэтому возрастает потребность в простых и доступных методах их ремонта. Анализ применяемых технологий при техническом сервисе автомобильной техники показывает, что использование полимерных композиционных материалов является экономически и технически оправданным, так как позволяет значительно снизить затраты на восстановление работоспособности выведенной из строя техники.
С помощью клеевых составов можно восстановить работоспособность деталей и поверхностей без использования дорогостоящего специального оборудования. Такие технологии находят широкое применение в развитых странах (США, Германия, Швейцария), где имеется целая сеть предприятий, производящих большую номенклатуру клеевых составов, которые могут использоваться как на специализированных ремонтных предприятиях (автосервис, автотранспортные предприятия), так и частными пользователями автотранспортных средств [1, 2].
В современных автомобилях имеется целая сеть трубопроводов с разнообразными режимами
работы, при восстановлении герметичности которых применение адгезивов во многих случаях является более целесообразным, чем использование традиционной сварки. Все трубопроводы можно условно разделить на две большие группы: трубопроводы, работающие под давлением (напорные), и безнапорные.
Трубопроводы системы выпуска отработанных газов автомобиля с достаточно большой точностью можно считать безнапорными, однако даже в штатном режиме работы они подвергаются сильному нагреву, вплоть до 500...800 °С в районе выпускного коллектора. Восстановление герметичности данного трубопровода следует производить с помощью высокотемпературного адгезива (например, на основе силиката натрия), иногда с использованием стеклоткани, которая служит для армирования адгезива, придания ему нужной формы и предотвращения его стекания [3, 4]. Данный способ ремонта является не только экономически оправданным, но и часто бывает единственно возможным, так как на трубопроводе, сильно пораженном коррозией, сварку применять нельзя.
Существенным недостатком применения ад-гезивов является сравнительно небольшая долговечность клеевых соединений. Для того чтобы уве- 65
АГРОИНЖЕНЕРИЯ
личить их срок службы, следует изучить причины и механизмы их разрушения.
Испытания показывают, что в случае с восстановленным при помощи адгезива трубопроводом системы выпуска отработанных газов разрушение клеевой накладки, как правило, происходит по двум причинам: 1) в результате термических деформаций; 2) вследствие вибрационных нагрузок. Последние особенно опасны, если частоты собственных колебаний клеевой накладки попадают в диапазон частот колебаний труб системы выпуска отработанных газов в режиме холостого хода и при движении автомобиля [5].
В большинстве случаев ремонтная клеевая накладка, восстанавливающая герметичность трубы, имеет прямоугольную форму, при этом при небольших линейных размерах накладки по сравнению с диаметром трубы с достаточно большой точностью накладку можно считать плоской.
Следует считать клеевую накладку прямоугольной пластиной (с линейными размерами а и Ь и толщиной к), которая в пределах упругих деформаций подчиняется закону Гука. Тогда свободные колебания такой пластины описываются уравнением [6]:
д2 С Я. 2, п
ра? + кАС = 0,
Я = Ек
(1)
(2)
12(1 -Ц2)'
где Я — жесткость пластины; £ — перемещение по нормали к плоскости пластины; Е — модуль продольной упругости; ^ — коэффициент Пуассона; р — плотность клеевого состава; А — двумерный оператор Лапласа:
дх2 + ду2'
Общее решение уравнения (1) будем искать в виде
С = Со( х; У)Ш5(Ю? + фо), (3)
где м — угловая частота собственных колебаний пластины, рад/с; ф0 — начальная фаза колебаний, рад; (— время, с.
Р
Подставим формулу (3) в (1): д2 (^(ю? + ф0)} Я
дг
2 +—А ^0со8(ю? + ф0) = 0.
к
После вычисления второй производной
2 Я 2
-рю ео8(ю? + Ф0) + —А ео8(ю? + Ф0) = 0. к
Разделим обе части уравнения на—ео8(ю? + ш0):
к
А2^0 - "кРю2С0 = 0.
Используя выражение (2), получим
А^ -
12(1 -Ц2) Ек2
рю 2^0 = 0.
(4)
С учетом обозначения
! 12р(1 -Ц2)
ю
Ек2
= к4
уравнение (4) приобретает вид А2^0 - к\ = 0.
(5)
(6)
Направим оси координат вдоль сторон пластины. Следует считать, что края пластины свободно опираются, тогда граничные условия приобретают вид
• - 0 ^
д х2 д2 Т
,= П к- Гг = П ^
д у2
при х — 0, а; £ — 0, = 0,
при у — 0, Ь; £ — 0, ^ = 0.
Решение, удовлетворяющее этим условиям:
^ . . тпх . ппу = А 81П-81П-,
а Ь
(7)
где А — амплитуда колебаний; т и п — любые целые числа. Найдем м из выражения (5):
Ек2
ю = 4-у к2. (8)
|12р(1 -Ц2) ' '
Подставим частное решение (7) в уравнение (6):
тпх ^ пну
Т
А2 I АI = к4 АЯП
а
тпх . ппу
-81П-.
аЬ
После применения оператора Лапласа:
\2 / \2 т \ I п
л Ь
. . тпх . ппу А 81П-81П-
,4 . . тпх . ппу
= к А 81П-81П-,
Ь
а
тV Iпч2
а) +1 Ь
. . тпх . ппу А 81П-81П-
= к А яп
тпх . ппу
-81П-.
аЬ
Разделим обе части уравнения на А 8т
. тпх . ппу
81П-
а
Ь
и извлечем корень:
\2 / \ 2 т \ I п
+1 Ь
= к2.
После подстановки (9) в (8)
ю =
Ек2
12р(1 -ц2)
\2 / \2 т \ I п
л Ь
(9)
(10)
Окончательно частота собственных колебаний клеевой накладки имеет вид
1
V = ■
Ек
2
-п
12р(1 -ц2)
тНп)!
(11)
а
4
п
а
2
п
2
Технический сервис в агропромышленном комплексе
Из выражения (11) видно, что, так как т и п — любые целые числа, то клеевая накладка имеет бесконечное множество частот собственных колебаний (гармоник). Следует заметить, что физический смысл имеют лишь натуральные значения т и п, а наибольшую амплитуду имеют низкочастотные гармоники (т = 1 — 2, п = 1 — 2).
Чтобы обобщить полученные результаты и отвлечься от конкретных размеров накладки, введем безразмерные параметры: Ь/к = й и а/Ь = с. При этом толщина клеевого слоя к, как правило, задается технологией склеивания. Выражение (11) будет иметь вид
v =
Eh4
1
2л V 12h2 р(1 -ц2)
v=
12р(1 -Ц) 1
1"
+1 П
2
m \
— | + n"
2
2л у 12р(1 -ц2)
- п
— + n
(12)
С помощью программы МаШсаё построим графики зависимости (12) п от Ь/к = й и а/Ь = с при й = 10.50, с = 1.5 (к = 1 мм).
Теоретические расчеты и экспериментальные исследования показывают, что частота вынужденных колебаний труб системы выпуска отработанных газов близка к частоте вращения коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания. Если учесть, что коленчатый вал двигателя вращается со скоростью от 600 до 8000 об./мин, то частота воздействия возмущающей силы на клеевую накладку лежит в диапазоне от 10 до 133 Гц. Наиболее опасный режим работы адгезива возникает при попадании частот собственных колебаний клеевой накладки в данный диапазон,
так как из-за резонансных явлений амплитуда колебаний накладки многократно увеличивается, что в свою очередь ведет к многократному увеличению напряжений, которые выходят за предел выносливости адге-зива к повторно-переменным нагрузкам, и как следствие — к разрушению клеевого соединения. Путем подбора геометрических характеристик клеевой накладки следует избегать подобного явления.
Разработанная математическая модель, имитирующая физические процессы при ремонте элементов трубопроводов системы выпуска отработанных газов в автомобилях, позволяет в каждом конкретном случае негерметичности подобрать термостойкий адгезивный материал с оптимальными характеристиками (Е, р, д), а также оптимальные геометрические размеры клеевой накладки для того, чтобы избежать резонанса и тем самым значительно продлить срок службы клеевого соединения.
Список литературы
1. Башкирцев В.И. Ремонт автомобилей полимерными материалами. — М.: За рулем, 1999. — 32 с.
2. Мохов А.И., Бойков В.Ю. Ремонт машин с применением анаэробных и формообразующих полимерных материалов // Механизация строительства. — 2006. — № 9. — С. 9-11.
3. Бойков В.Ю., Башкирцев Ю.В. Экспериментальные исследования распределения температуры в системе выпуска отработанных газов в автомобилях: сб. материалов МНТК «Ресурсосбережение XXI век». — Орел: Ор-ГАУ, 2006. — С. 147-153.
4. Бойков В.Ю., Сливов А.Ф., Башкирцев Ю.В. Классификация термостойких адгезивов для технического сервиса машин и оборудования в АПК // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. Технический сервис в агропромышленном комплексе. — 2004. — № 1(6). — С. 26-31.
5. Ландау Л.Д., Лифшиц Е.М. Теоретическая физика: в 10 т. Т. 7. Теория упругости: учеб. пособие. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Наука, 1987. — 248 с.
2
2
2
УДК 621.828
А.Г. Пастухов, доктор техн. наук А.В. Ефимцев
Белгородская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Я. Горина
РАДИАЛЬНЫЙ ЗАЗОР В КАРДАННЫХ ШАРНИРАХ ТРАКТОРА «ДЖОН ДИР» В ЭКСПЛУАТАЦИИ
К одной из основных тенденций развития сельскохозяйственной техники относят повышение ее технического уровня и качества, что в первую очередь связано с внедрением инновационных технологий в эксплуатации.
В настоящее время объем, перечень и периодичность работ по техническому обслуживанию (ТО), определяемый нормативными документа-
ми, проводится в обязательном порядке для тракторов, находящихся на гарантийном обслуживании, в остальных случаях владельцы самостоятельно принимают решение о выборе стратегии поддержания работоспособности.
Задача повышения эффективности эксплуатации сельскохозяйственных тракторов связана с совершенствованием методики диагностирова-