Научная статья на тему 'Воссоздание игрового зала объекта культурного наследия «Спортивный клуб “Динамо”» в Новосибирске'

Воссоздание игрового зала объекта культурного наследия «Спортивный клуб “Динамо”» в Новосибирске Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
203
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТРУКТИВИЗМ / ГОРДЕЕВ / АРКА / СПОРТКОМПЛЕКС / АРХИТЕКТУРА НОВОСИБИРСКА / ДИНАМО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Печерин Константин Михайлович

Статья посвящена вопросам проекта воссоздания игрового зала объекта культурного наследия «Спортивный клуб “Динамо”» в г. Новосибирске. Исследование базируется на подлинных архивных материалах 1930-х гг., хранящихся в государственных архивах Новосибирска, и современных научно-проектных материалах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reconstruction of a Gambling Hall of Sports Club Dinamo, an Architectural Monument of Novosibirsk

The article deals with reconstruction of a gambling hall of Sports Club Dinamo, an architectural monument of Novosibirsk. The gambling hall was fully destroyed by fire in 1989. The research is based on archival documents of the 1930-s kept in the state archives of Novosibirsk as soon as on modern design reports.

Текст научной работы на тему «Воссоздание игрового зала объекта культурного наследия «Спортивный клуб “Динамо”» в Новосибирске»

УДК: 72.025.4 ББК: 75(253)

К.М. Печерин, г. Новосибирск

Воссоздание игрового зала объекта культурного наследия «Спортивный клуб "Динамо"» в Новосибирске

Аннотация

Статья посвящена вопросам проекта воссоздания игрового зала объекта культурного наследия «Спортивный клуб "Динамо"» в г. Новосибирске. Исследование базируется на подлинных архивных материалах 1930-х гг., хранящихся в государственных архивах Новосибирска, и современных научно-проектных материалах.

Ключевые слова: конструктивизм, Гордеев, арка, спорткомплекс, архитектура Новосибирска, Динамо.

Объект культурного наследия «Спортивный клуб "Динамо"», расположенный по адресу г. Новосибирск, ул. Коммунистическая, 60, поставлен на государственную охрану в 1987 г. Здание было построено в 1933 г. по проекту архитекторов Б.А. Гордеева, С.П. Тургенева и инженера Н.В.Никитина. Спортивный клуб «Динамо» — один из наиболее ярких примеров архитектуры конструктивизма в Новосибирске (рис. 1).

Памятник состоял из двух соединенных между собой под углом 90° объемов: 2-3-этажного главного корпуса и 1-этажного игрового зала арочной конструкции (рис. 2). В результате пожара 1989 г. игровой зал полностью сгорел. Утрата игрового зала нанесла памятнику серьезный ущерб: в результате исчезновения одной из составляющих здания разрушен его целостный архитектурный облик. Кроме того, уничтожено одно из его важнейших конструктивных достоинств — уникальная деревянная арка пролетом 22 м (рис. 3).

Так как в памятнике главным является его правдивый внешний вид, рассмотрим в данной статье два главных вопроса — цветовое решение и проектирование арок.

Есть сложившееся мнение о том, что большинство памятников конструктивизма было окрашено в сложные серые цвета. Перед пожаром здание «Динамо» тоже имело серую штукатурку под шубу. Сейчас главный фасад выкрашен в песочно-желтый и коричневые цвета, дворовый фасад до сих пор покрыт серой шубой. Поэтому перед нами стояла задача определить, какой цвет был первоначальным. Обычно на дворовых фасадах, где реже делается ремонт, можно найти под слоями поздних наслоений первоначальную окраску. На дворовом фасаде «Динамо» под слоем шубы сложного серого цвета вторым слоем лежит бирюзово-зеленый цвет, под ним по оштукатуренной кирпичной кладке лежит пастельно-желтый цвет. Таким образом, в ходе натурных исследований было выявлено, что изначально здание было выкрашено в пастельно-желтый цвет, скрывающийся под более поздними наслоениями

На следующем этапе мы провели аналоговые исследования цветового решения. Спортивный клуб «Динамо» находился на территории квартала №14, ограниченного ул. Свердлова, Серебренниковской, Коммунистической и Каменской. Застройка этого квартала не была завершена по первоначальному проекту, было выстроено всего два здания. Но даже в этом случае все современные здания решены в пастельно-желтой цветовой гамме. В настоящее время фасады ДК им. Дзержинского, находящегося в этом же квартале, имеют розовато-малиновый

оттенок, но при детальном изучении было выявлено, что изначально здание было выкрашено в аналогичный пастельно-желтый цвет.

На международном научно-практическом семинаре в октябре 1997 г. «Развитие исторических центров сибирских городов с учетом сохранения историко-культурного наследия: проблемы и новые подходы», в разделе, посвященном конструктивизму, было высказано предположение, что для сибирского конструктивизма характерен желтый цвет. Подтверждением тому в Новосибирске служат дома комплекса жилого кооператива «Кузбассуголь», а также дома жилого комплекса в районе Главного железнодорожного вокзала, построенные в стиле конструктивизма. Желтый цвет в конструктивизме также встречается и в других провинциальных городах Сибири и Урала, например, в комплексе зданий «Городок чекистов» в Екатеринбурге.

Итак, на основе проведенных натурных и аналоговых исследований было принято цветовое решение, согласно которому фасады игрового зала «Динамо» будут иметь песочно-жел-тый пастельный цвет, а горизонтальные тяги — коричневато-розовый.

Вторым вопросом стало восстановление деревянной арочной конструкции зала.

Так как для конструктивизма не является характерным решением, когда в прямоугольном здании с бетонным каркасом несущей конструкцией являются деревянные арки, то хотелось бы рассмотреть вопрос об авторстве арочных конструкций в спортивном зале «Динамо» (рис. 4).

Возьмем воспоминания архитектора Леонова Константина Константиновича. В статье «Сибирский архитектор Борис Александрович Гордеев. Жизнь и творчество» [1] Леонов пишет: «Работала над спорткомплексом большая творческая группа, в которой приняли участие наряду с Гордеевым, Тургеневым многие другие архитекторы и инженеры ряда специальностей. Так как в работе проектного бюро находилось значительное количество объектов, то разработка рабочих чертежей по Спортклубу была поручена мне (архитектору К.К. Леонову), как уже ведущему архитектору группы. Мне, работавшему под руководством Б.А. Гордеева, приходилось самостоятельно исполнять рабочие чертежи с разработанных им эскизных или технических проектов, а также искать решения ряда сложных конструктивных узлов и других планировочных деталей разных зданий.

Разрабатывая рабочие чертежи перекрытия главного спортивного зала, на очередной консультации по проекту Борису Александровичу было высказано, с известной прямотой (по молодости автора (архитектора К.К. Леонова — К.П.), что открытая висячая дерево-металлическая ферма системы ГАУ, предусмотренная в эскизном проекте для перекрытия спортзала, в интерьере смотрится неэстетично и, главное, может мешать свободной игре с мячом. Тогда Борис Александрович тактично, с присущей ему вежливостью, ответил... "Константин Константинович, возьмите карандаш и поищите лучшее решение, и мы сделаем по-другому... ". Сказано было назидательно, сердечно, с присущей ему улыбкой, и это послужило зарядкой к поиску нового решения. Поиск нового решения, как всегда, был не прост. Потребовались творческие усилия в анализе возможных решений, и в результате через три дня мы коллегиально рассматривали предлагаемые мной эскизы новых вариантов конструкций перекрытия зала: в дереве, металле, железобетоне. Один из них, представляющий деревянную арочную конструкцию, был одобрен и принят к разработке. Положительно отозвался об арочной конструкции присутствующий на осмотре главный конструктор проектного бюро инженер Н.В. Никитин, который вскоре произвел статический расчет арочной конструкции, и она пошла в разработку».

Получается, что автором арочной конструкции является архитектор Леонов. Его арка тоже частично перекрывает игровое пространство, как и дерево-металлическая ферма системы

302

ГАУ, и поэтому проводить соревнования в зале тоже будет затруднительно (рис. 5).

Также невозможность создания точной копии первоначальных деревянных арок покрытия спортивного зала Динамо обусловлена следующими факторами:

1. Во времена проектирования и постройки спортивного зала расчет велся по Своду производственных строительных норм, определялись несущие характеристики по прочности. Арка могла немного прогибаться под тяжестью снеговых мешков, летом восстанавливать свои геометрические параметры, но в местах сопряжения кровли возникали протечки, кровля гнила, арку приходилось укреплять металлическими обоймами.

Нормативная литература, а именно СНиП И-25-80 и СП 64.13330.2011 «Деревянные конструкции», СНиП 2.01.07-85* и СП 20.13330.2011 «Нагрузки и воздействия», определяющие нормируемые нагрузки, расчетные характеристики материалов, коэффициенты запаса, условий работы, коэффициентов запаса по ответственности и методику расчета конструкций, появились только лишь в 1980-е и более поздние годы (последняя цифра в номере СНиПа и СП соответствует году издания). Вследствие этого для повышения надежности и безопасности строительных конструкций были значительно уменьшены расчетные характеристики материалов и увеличены расчетные величины нагрузок, в том числе снеговых. Расчеты стали вестись не по прочности, а по прогибам и зыбкости, что повлекло за собой увеличение сечения конструкций.

Следует также принять во внимание, что на основании Пояснительной записки к реставра-ционно-восстановительным обмерным чертежам и эскизному проекту игрового зала спортивного корпуса «ДИНАМО» в г. Новосибирске за 1961 г. №№ А-68 можно заключить, что несущая способность арок на момент их изготовления была недостаточной, о чем свидетельствуют многочисленные чрезмерные деформации арок и установленные на них обоймы усиления, наличие которых описано в данной пояснительной записке.

2. Отличия в технологии изготовления арок. Прежняя арка была изготовлена на гвоздевых соединениях, новая арка планируется клееная. Следует обратить внимание на то, что изготовление, транспортировка и монтаж двухшарнирной арки пролетом 22 м в современных стесненных городских условиях не представляется возможным по причине ее больших габаритов. Также невозможность изготовления гвоздевой арки обусловлена отсутствием данной технологии на заводах-изготовителях и тем, что гвоздевые соединения не являются жесткими и при нагрузке начинают гнуться и деформироваться.

Новосибирским центром по охране памятников была проведена работа по поиску подрядчиков по изготовлению арок. По всей стране были разосланы запросы. Сборные арки из отдельных элементов сейчас никто не изготавливает. Другие компании делают клееные арки только тех типов, в которые запущены у них в производство, и только новосибирская компания «Стилвуд» («Steelwood») может сделать индивидуальную клееную арку по проекту. Арка будет обработана бесцветными антисептиками и антипиренами, что переводит дерево в негорючее, невоспламеняющее и неподдерживающее горение состояние, затем арка будет покрыта бесцветным лаком, что сохранит естественный вид древесины.

На основании проведенного анализа было решено изготавливать арку из клееной древесины, что сохранит историческое решение интерьеров спортивного зала и даст возможность придать аркам требуемые расчетные характеристики.

Список использованных источников

1. Государственный архив Новосибирской области. Ф. Р-2208. Оп. 1. Д. 9. Л. 47-48.

Рис. 1. Фасад спорткомплекса «Динамо» со стороны Октябрьской магистрали. 2014 г. Снимок автора

Рис. 2. Аксонометрия спорткомплекса «Динамо». 1930-е гг. ГАНО. Ф. Р-1594. Оп. 1. Д. 28. С. 13

Рис. 3. Фотография строительства спорткомплекса «Динамо». 1930-е гг. ГАНО. Ф. Р-1594. Оп. 1. Д. 28. С. 24

Рис. 4. Интерьер спортивного зала «Динамо». 1980-е гг. Источник: форум «Новосибирск в фотозагадках». URL: http://nsk-kraeved.ru/viewtopic.php?id=538

Рис. 5. Интерьер спортивного зала «Динамо». 1980-е гг. Источник: форум «Новосибирск в фотозагадках». URL : http://nsk-kraeved.ru/viewtopic.php?id=538

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.