следующие основные внутренние факторы: полнота информации о наличии требуемого работника и рабочего места; интенсивность поиска работы; гибкость работника в отношении рабочего места и условий найма; гибкость работодателя в отношении требуемого работника и условий найма; конкурентоспособность работника.
Политику, направленную на улучшение организации и функционирования рынка труда через воздействие на его внутренние факторы с целью сокращения периода поиска рабочего места и заполнения вакансий, надо понимать как политику на рынке труда.
Даже хорошо организованный и гибкий рынок труда испытывает влияние факторов, которые находятся за его пределами, создают на нем так называемые «узкие» или проблемные места и зат-
рудняют его эффективное функционирование.
Разнообразие и степень влияния внешних факторов на рынок труда чрезвычайно велико. Отметим в качестве примера такие внешние факторы, определяющие вход рабочей силы, как демографическое движение населения, его состав, экономическая активность, интенсивность трудовых перемещений. С другой стороны, ключевое значение для рынка труда имеют макроэкономические показатели, трудовые. Существенную роль играет качество рабочей силы, соответствие структуры рабочей силы структуре рабочих мест, поэтому проблемы воспроизводства рабочей силы представляются наиболее актуальными для дальнейших исследований в области функционирования рынка труда.
ВОСПРОИЗВОДСТВО рабочей силы и повышение ее КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА
Ермоченко О.Н., Волгоградский институт бизнеса, к.э.н., доцент Исследование научных, теоретических положений предложения рабочей силы, ее воспроизводства и регулирования на рынке труда. Ключевые слова: воспроизводство, рабочая сила, рынок труда, конкуренция, предложение.
REPRODUCTION OF THE LABOR FORCE AND INCREASE ITS COMPETITIVENESS IN THE LABOR MARKET
Ermchenko O., Ph.D. in Economics, Professor, Volgograd Institute of Business Research of scientific, theoretical positions of the offer of a labour, its reproduction and regulation on a labour market. Keywords: reproduction, a labour, a labour market, a competition, the offer.
Общие научно-теоретические положения о движущих силах конкурентной борьбы впервые заявили о себе как о самостоятельных исследованиях в середине XVII века, когда конкуренция рассматривалась как нечто само собой разумеющееся, пронизывающее все отрасли экономики и ограничиваемое только субъективными причинами.
Рассматривая классическую научную школу, можно заметить, что она рассматривала ценовую конкуренцию. Так, А. Смит отождествлял конкуренцию с «невидимой рукой» рынка — автоматически равновесным механизмом, он доказывал, что конкуренция, уравнивая нормы прибыли, приводит к оптимальному распределению труда и капитала. А. Смит, не рассматривая конкретные элементы рыночного механизма, сделал шаг к пониманию конкуренции как эффективного средства ценового регулирования:
- на основе теории конкурентной цены сформулировал понятие конкуренции как соперничества, повышающего цены (при сокращении предложения) и уменьшающего цены (при избытке предложения);
- определил основные условия эффективной конкуренции, включающие наличие большого количества продавцов, исчерпывающую информацию о них, мобильность используемых ресурсов;
- впервые показал, каким образом конкуренция, уравнивая нормы прибыли, приводит к оптимальному распределению труда и капитала между отраслями;
- разработал модели совершенной конкуренции и теоретически доказал, что в ее условиях возможно максимальное удовлетворение потребностей;
- внес вклад в формирование теории оптимального распределения ресурсов в условиях совершенной конкуренции.
Абстрагирование теоретических положений позволило Д. Рикардо обосновать варианты решения проблемы роста в условиях совершенной конкуренции, теории роста и распределения на основе предельной производительности. Обобщающим элементом исследования стал «закон рынков», обосновавший тенденцию равновесного состояния при полной занятости.
Развитие монополий и все большее их воздействие на рыночную экономику привело к изменению взглядов экономистов на проблемы рынка, формы и методы конкуренции.
А.Маршаллом был разработан альтернативный подход к рыночному равновесию. Суть его в том, что равновесие на рынке складывается не под влиянием давления избытков спроса и пред-
ложения, а под влиянием превышения цены спроса над ценой предложения, или, наоборот, цены предложения над ценой спроса, на что продавцы реагируют соответственно увеличением или сокращением объема предложения.
Общее рыночное равновесие, по Л.Вальрасу, достигается тогда, когда имеется система цен, при которой на любом рынке объемы проданных факторов производства и купленных товаров сбалансированы таким образом, что отсутствует малейшая тенденция к изменению установившихся цен и благодаря этому отсутствует также какая-либо тенденция к изменению устоявшихся объемов покупок и продаж.
В.Парето, заложивший основы теории благосостояния исследовал проблему социально-экономического оптимума, он отмечал, что указанный оптимум имеет место в том случае, когда невозможно улучшить положение одного или многих индивидов, не ухудшив положение других индивидов или хотя бы одного из них. Вместе с тем он доказал, что существует множество оптимумов: их столь же много, сколько имеется различных вариантов рыночного равновесия, основанных на разных способах распределения собственности на ресурсы.
Новые явления в развитии экономики в конце XIX - начале ХХ вв., прежде всего рост концентрации производства и централизации капитала, появление монополий и олигополий способствовали усилению научных течений по изучению конкуренции на рынке труда.
Рассматривая различные виды конкуренции, как определить, какая конкуренция складывается на рынке труда? Например, Э.Чемберлин, при создании своей теории монополистической конкуренции исходит из того, что всякое предприятие или фирма независимо от ее размеров, выпуская новый товар, отличный от ранее существовавших, создает себе одновременно и монопольный рынок, так как новый товар не подвержен конкуренции.
Если брать за основу теорию монополистической конкуренции, то рабочая сила (трудовой капитал, потенциал) является одновременно и ресурсом и источником конкуренции. Можно сказать, что рабочая сила представляет собой одновременно и объект и субъект конкуренции. С точки зрения субъекта конкуренции -рабочая сила с присущими только ей особенностями, знаниями, профессиональными компетенциями, является монополистом тех качеств, которыми обладает, возможно, только данная трудовая единица и никакая другая. Как правило, такие «монополисты» на рынке труда достигают тех личностных и профессиональных вы-
сот, которые ставят их на несколько ступеней выше по сравнению с другими «монополистами», но уже не такой качественной и востребованной на текущем рынке труда рабочей силой.
С другой стороны, рабочая сила как объект конкуренции, представляет собой «товар», который при прочих равных условиях может быть востребован, а может быть, и не востребован на рынке труда. То есть, можно сказать, человек, обладающий уникальными, только ему присущими чертами и особенностями - «монополист» на конкурентном рынке рабочей силы и, в то же время субъект конкуренции, поскольку может использовать чужую рабочую силу. А человек, обладающий средними, ничем не примечательными, общими для данного рынка трудовыми ресурсами, типичный «объект» конкуренции, выступающий на рынке совершенной конкуренции наравне с другими такими же обладателями тех или иных ресурсов.
Продавец ресурса, или имеющегося человеческого потенциала, может воздействовать на объем своего сбыта при помощи специальных затрат - расходов на рекламу. В маркетинге такое явление получило название - самомаркетинг или самореклама. Подобные расходы одновременно увеличивают и спрос на его продукт, и его издержки.
Обращаясь к изучению теорий конкуренции, интерес представляет учение Дж. Робинсон, которая, в отличие от Э. Чемберлина, для которого механизм рынка в условиях монополистической конкуренции играет преимущественно положительную роль для общественного благосостояния, разработала концепцию монопсонии. В ее трактовке монопсония используется при анализе случаев, когда единичному покупателю противостоят множество продавцов. В таких условиях (особенно характерных для рынков производственных ресурсов) цену диктует уже не продавец, а покупатель. В определенном смысле, по Дж. Робинсон, монопсония является «зеркальным отражением монополии».
Можно ли сказать, что в настоящее время, особенно учитывая кризисную составляющую современной экономике, что на рынке труда как раз сложилась ситуация «монопсонии». Покупатель (хозяйствующий субъект различных организационно-правовых форм ведения бизнеса, различных форм собственности), мотивируя кризисными условиями, сокращением производства, экономическими мотивами сокращает численность работающих, сводя к минимуму обращения на рынок труда с целью вовлечения свободной рабочей силы. В случае монопсонии на рынке труда, покупатель рабочей силы, как товара, диктует свои условия, которые либо принимает, либо не принимает продавец такого капитала, как рабочая сила.
Э.Чемберлин представляет конкуренцию и монополию как единое органическое целое, а Дж. Робинсон как взаимоисключающие друг друга явления. Мы пришли к выводу о том, что конкуренция и монополия образуют диалектическую общность, постоянно противостоят друг другу на рынке и являются неотъемлемой чертой рыночных отношений.
На основе синтеза монополии и конкуренции возникает пересмотр сложившихся концептуальных представлений о механизме функционирования и развития рынков труда, формирования издержек производства и цен, закономерностей взаимодействия спроса и предложения. Продуктом свободного предпринимательства является не чистая, а монополистическая конкуренция.
Оценивая уровень и характер конкуренции на российском рынке труда, следует учитывать его глубокую сегментацию (территориальную, отраслевую, по степени формализации трудовых отношений, принадлежности предприятий к государственному или частному сектору и др.) и ограниченные возможности межсегментного перемещения работников. Так, коэффициент напряженности рынка труда (отношение количества зарегистрированных безработных к заявленной предприятиями потребности в работниках) вырос с 0,6 в 1991 г. до 21,3 в 2009 г. (при этом в 1997 г. он составлял в Москве 0,4, Липецкой области - 1,5, Брянской области - 31,4, Республике Карелия - 57)1.
Конкуренция на рынке рабочих мест ослаблена недостаточным распространением конкурентных начал в экономике страны, монополизацией ряда отраслей. В условиях высокой безработицы (особенно региональной) наниматели находятся в выигрышном положении, у них нет проблем с тем, где найти нужных сотрудников. Конкуренция между работниками, особенно в трудоизбыточных регионах, разворачивается на всех рынках труда: внутренних, отраслевых, профессиональных.
Экономический кризис вытеснил работников из первичного рынка труда во вторичный, где соперничество стало более острым. Важной особенностью трудовой мотивации российского рынка труда является то, что значительная часть российских граждан в первую очередь принимает во внимание такие факторы, как: величина и регулярность выплаты зарплаты в сочетании с социальным пакетом. Конкуренция ведется за рабочие места, обеспечивающие пусть небольшой, но стабильный заработок, за работу по специальности на государственных и на финансово устойчивых частных предприятиях.
Полученные знания и профессии часто оказываются невостребованными, многие не просто меняют род занятий и сферу трудовой деятельности, а значительно понижают свой социальный статус в условиях кризиса. Работники вынужденно сокращают свои притязания по поводу ценовых и неценовых характеристик рабочих мест; вместе с тем усиливается стремление учиться, повышать квалификацию, увеличивая собственную конкурентоспособность.
Оценивая конкурентоспособность работника на рынке труда, важно, что существует прямая связь между уровнем трудового вознаграждения работника (зарплата и социальный пакет) и его конкурентоспособностью. Факторов, определяющих конкурентоспособность, достаточно много, при этом образование, в том числе высшее, - лишь один из них. Высоко ценятся профессиональный опыт и связи, немалую роль играют здоровье, выносливость, коммуникабельность, внешние данные, нередко - возраст, пол, национальность, наличие регистрации. Внутрифирменный стаж работы может повысить преимущества человека в сравнении с коллегами в своей организации, но не всегда - на рынке труда.
Не менее значима конкуренция между работниками и нанимателями за условия найма. Часто реальная власть работодателей выходит за рамки равноправных отношений партнеров по найму, что проявляется не только в занижении зарплаты, но и в консервации скверных условий занятости, игнорировании норм трудового законодательства, сознательном искажении информации о качестве рабочих мест, выдача зарплаты «в конверте», делающая работников зависимыми от субъективизма нанимателей.
В соответствии со ст.15 ТК РФ работник обязан подчиняться правилам внутрифирменного распорядка, а фактически - работодателю, который их утверждает. Объективно это иногда создает основу для злоупотреблений, что объективно выводит на необходимость активного вмешательства государства в трудовые отношения. Часто контроль за соблюдением трудовых прав работников со стороны государственных структур и профсоюзов недостаточно эффективен, или отсутствует. Одним из направлений деятельности профсоюза является борьба за расширение государственного нормирования и регулирования труда.
Важной составной частью такого нормирования является законодательство о минимуме заработной платы. Цель его заключается в установлении минимума заработной платы выше равновесного уровня. Средний уровень заработной платы при этом повышается, однако масштабы найма рабочих сокращаются. значительное влияние государства - не только одна из специфических особенностей рынка труда, это и определенная защита с нормативноправовой, юридической позиции практически незащищенной от работодателей трудоспособной и готовой к труду части населения.
Государство в современной экономике законодательно регулирует условия труда и режим рабочего времени, разрабатывая нормы техники безопасности и определяя максимальную продолжительность рабочей недели, а также обязательный повышающий коэффициент оплаты сверхурочных часов работы. На наш взгляд, роль государства в критических ситуациях, особенно связанных с циклическими и неблагоприятными изменениями в экономике должна быть усилена в защиту работников.