Научная статья на тему 'Воспроизводство основных фондов в транспортной отрасли региона'

Воспроизводство основных фондов в транспортной отрасли региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
241
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПРОИЗВОДСТВО / ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА / ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ВОСПРОИЗВОДСТВА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ / ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дмитренко Анастасия Владимировна, Ильина Ирина Васильевна

Поскольку основные фонды для предприятий пассажирского транспорта очень важны, необходимо изучить вопрос о правильном и эффективном их использовании. В статье рассматриваются актуальные проблемы транспортной отрасли региона на примере МУП ТТП и пути улучшения ее финансового состояния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспроизводство основных фондов в транспортной отрасли региона»

Воспроизводство основных фондов в транспортной отрасли региона Дмитренко А. В.1, Ильина И. В.2

'Дмитренко Анастасия Владимировна /Dmitrenko Anastasija Vladimirovna — студент;

2Ильина Ирина Васильевна /Il'ina Irina Vasil'evna — кандидат экономических наук, доцент, кафедра «Финансы, инвестиции и кредит», экономический факультет, Орловский государственный аграрный университет, г. Орел

Аннотация: поскольку основные фонды для предприятий пассажирского транспорта очень важны, необходимо изучить вопрос о правильном и эффективном их использовании. В статье рассматриваются актуальные проблемы транспортной отрасли региона на примере МУП ТТП и пути улучшения ее финансового состояния.

Ключевые слова: воспроизводство, основные средства, источники финансирования воспроизводства, эффективность использования основных средств, пути улучшения финансового состояния.

В развитии пассажирского транспорта существует ряд противоречий и проблем, которые требуют решения. Они сконцентрированы в основных блоках: правовые основы деятельности, финансирование деятельности, инвестиции, институциональные вопросы, организация и управление.

Существуют различные формы простого и расширенного воспроизводства основных фондов. Формы простого воспроизводства — замена устаревших средств, труда и капитальный ремонт, формы расширенного воспроизводства — новое строительство, расширение действующих предприятий, их реконструкция и техническое перевооружение, модернизация оборудования.

Кризис, который в недавнем времени пережила страна, привел к медленным темпам модернизации производств, отставанием сроков ремонтов и замены устаревшего оборудования, неудовлетворительному состоянию систем предупреждения и ликвидации аварий. Тенденция быстрого износа и старения основных фондов пока сохраняется. Допускаются грубые нарушения установленных требований по проведению ремонта основных средств, перенос сроков ремонта без надлежащих технических обоснований, необоснованная замена регламентных видов ремонта на упрощенные [3].

Учитывая исключительную важность основных фондов для предприятий пассажирского транспорта, вопрос об эффективном их использовании является одним из самых важных. Однако негативные тенденции в сфере обновления основных фондов транспортных предприятий в большей степени связаны с отсутствием необходимых финансовых ресурсов. Рассмотрим данные проблемы на примере МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие» г. Орла.

Таблица 1. Состояние и тенденции развития финансово-хозяйственной деятельности МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие» г. Орла

Показатели 2013 2014 2015 Темп снижения, %

Выручка от реализации продукции, тыс. руб. 377068 341199 321086 85,2

в том числе трамвайные перевозки 119066 115674 105456 88,6

троллейбусные перевозки 106180 95733 84280 79,4

прогулки на теплоходе 450 486 0 0,0

бюджетное финансирование, тыс. руб. 122137 102062 106122 86,9

Стоимость имущества предприятия, тыс. руб. 184434 189441 148862 80,7

в том числе: собственный капитал, тыс. руб. 157918 162516 107224 67,9

Среднегодовая численность работников, чел 1196 1102 1076 90,0

Перевезено пассажиров, тыс. пасс. 29176 24544 20338 69,7

Выпуск трамваев на линию, ед. 45,6 36,3 34,4 75,4

Выпуск троллейбусов на линию, ед. 53,1 42,8 40,3 75,9

Наличие трамваев на конец года, физ. ед. 78 76 76 97,4

Наличие троллейбусов на конец года, физ.ед. 96 91 82 85,4

Как видно из таблицы 1, выручка от реализации услуг снизилась на 14,8 % в 2015 г. по сравнению с 2013 г. Это связано с уменьшением экономически не выгодных для организации маршрутов троллейбусов, сокращением выпуска на линию троллейбусов и трамваем почти на 25 %. Выручка от прогулок на теплоходе в 2015 году отсутствует, т.к. у предприятия закончился срок действия лицензии на данный вид услуг, а для получения новой лицензии, отсутствует материально-техническая база для ремонта и обслуживания теплоходов. Финансирование выпадающих доходов

МУП, недополученных в связи с предоставлением льготного проезда некоторым категориям граждан, так же сократилось в 2015 году на 13,1 %. Установлено также сокращение численности трамваев и троллейбусов, т.к. подвижной состав изношен, срок службы давно истек. За неимением средств (недостаточным финансированием из бюджета) предприятие не может приобретать больше новых единиц основных фондов.

К источникам финансирования воспроизводства основных фондов относятся: собственные источники (амортизация основных фондов и нематериальных активов, чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, нецелевое безвозмездное финансирование из бюджета) и заемные источники (долгосрочные кредиты банков, заемные средства других предприятий и организаций, долевое участие в строительстве, целевое финансирование из бюджета). Самыми надежными являются собственные источники финансирования воспроизводства основных фондов. Назначение амортизационных отчислений -обеспечивать воспроизводство основных производственных фондов предприятия.

Однако, как и на многих других предприятиях, МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие» использует амортизационные отчисления на другие цели, не свойственные их экономическому назначению, в частности, на пополнение оборотных средств. Амортизационная политика на предприятии не совершенна и требует серьезной доработки. Она должна включать в себя: политику воспроизводства основных фондов, совершенствования методов исчисления амортизационных отчислений, выбор приоритетных направлений использования амортизационных отчислений.

В связи с тем, что МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие» за последние 2 года перестало получать прибыль, то и воспроизводство основных фондов перестало быть возможным за счет чистой прибыли.

Еще одним источником финансирования воспроизводства основных фондов МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие» является финансирование из бюджетов разного уровня, поступающее в качестве частичной компенсации выпадающих доходов от пассажирских перевозок льготных категорий граждан. Финансирование является нецелевым и включается в учете в выручку от пассажирских перевозок. Таким образом, финансирование из бюджета на предприятии является собственным источником воспроизводства основных фондов.

Таблица 2. Воспроизводство основных средств МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие г. Орла»

Показатели 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Поступило основных средств всего, тыс. руб. 30904 5391 1478

В том числе:

за счет амортизации основных средств, тыс. руб. - - -

за счет чистой прибыли, тыс. руб. 12400 - -

за счет финансирования из бюджета, тыс. руб. 18504 5391 1478

Основным источником воспроизводства основных фондов на предприятии является бюджетное финансирование. С каждым годом ситуация с обновлением основных фондов ухудшается, т.к. у предприятия не хватает средств. В 2013 г. предприятием была получена чистая прибыль, в связи, с чем ее часть была направлена на покупку двух новых троллейбусов. В 2014-2015 г.г. предприятие является убыточным. Что касается амортизационных отчислений, то они не используются для воспроизводства основных фондов. Да и сумма отчислений не велика, т.к. большая часть основных средств изношена и не имеет остаточной стоимости.

Оценку обеспеченности и эффективности использования основных средств предприятия делают для того, чтобы определить обеспеченность предприятия и его структурных подразделений основными средствами и уровень их использования по обобщающим и частным показателям, а также установить причины их изменения; рассчитать влияние использования основных средств на объем производства продукции и другие показатели; изучить степень использования производственной мощности предприятия и оборудования.

Таблица 3. Показатели обеспеченности и эффективности использования основных фондов МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие»

Показатели 2013 2014 2015 Темп роста, %

Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб. 149091 166449 177886 119,3

Фондовооруженность, тыс. руб./чел 124,6 151,04 165,32 132,7

Фондоотдача, руб./руб. 2,6 2,05 1,81 69,6

Фондоёмкость, руб./руб. 0,39 0,49 0,55 141,0

Уровень рентабельности (+) / убыточности (-) использования основных фондов, % 14,04 -18,79 -34,78 -

Данные таблицы 3 показывают, что среднегодовая стоимость основных фондов предприятия увеличилась в 2015 г. по сравнению с 2013 г. Фондовооруженность в динамике увеличивается, что говорит о положительной динамике использования основных фондов. Фондоотдача сокращается за исследуемый период на 30,4 %, но несмотря на незначительное сокращение, это серьезный повод задуматься о причинах нерационального использования имеющегося оборудования. Так как данная проблема может привести само предприятие к значительным убыткам. Фондоемкость - обратный показатель фондоотдаче. За исследуемый период данный показатель возрастает на 41 %. Уровень рентабельности использования основных фондов имеет отрицательное значение в 2014 и 2015 гг. т.е. здесь нужно говорить не о рентабельности, а об убыточности использования фондов. Это связано с получением предприятием чистого убытка за 2014 и 2015 гг. Таким образом, руководству предприятия необходимо принимать меры по повышению эффективности использования основных фондов предприятия.

Для улучшения финансового состояния предприятию в целом, а значит, для обновления основных фондов можно предложить следующие пути:

- Ежегодное повышение тарифа на проезд, а также изменение порядка финансирования -возмещение потерь в доходах перевозчика, возникших в результате установления тарифов ниже уровня экономически обоснованных затрат.

- Изменить методику оплаты расходов предприятия, т.к. она должна производиться из расчета выполненной работы - за 1 километр пробега подвижного состава согласно экономически обоснованных расходам.

- Пересмотреть маршрутную схему движения пассажирского транспорта, в которой исключить наложение маршрутов движения коммерческих маршрутных такси на маршруты движения горэлектротранспорта и социально-значимые автобусные маршруты, а также насыщенность маршрутов подвижным составом.

- Установить оптимальные пропорции между основными и оборотными средствами.

- Расширить спектр оказываемых дополнительных услуг, привлекать организация для размещения рекламы на транспортных средствах, опорах контактной сети, оказывать услуги по ремонту и строительству сторонним организациям.

Если воплотить в жизнь данные мероприятия полностью или хотя бы частично, то МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие» будет получать прибыль, а значит, программа обновления и капитального ремонта, имеющихся у предприятия основных фондов будет реализована, эффективность их использования будет улучшена.

Литература

1. Ильина И. В., Сидоренко О. В. Региональные аспекты устойчивого развития аграрного сектора //

Региональная экономика: теория и практика, 2011 г. № 19.

2. [Электронный ресурс]: Электронное учебное пособие: Обновление основных производственных

фондов. URL: http://www.obzh.ru/eco/2-3.html/ (дата обращения: 25.05.2016).

3. [Электронный ресурс]: Экономика предприятия: учебное пособие. Воспроизводство основных

фондов. URL: http://www.bibliotekar.ru/economika-predpriyatiya-5/89.htm/ (дата обращения:

25.05.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.