ВОСПРОИЗВОДСТВО МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ УРАЛЬСКОЙ ЧАСТИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
Душин A.B.
В статье обоснована необходимость интенсификации процесса воспроизводства минерально-сырьевой базы Урала. Произведена оценка потенциальной ценности минеральных ресурсов и структуры минерально-сырьевого потенциала горной части Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Представлен авторский методический подход к регулированию процесса воспроизводства минерально-сырьевой базы, реализованный в условиях Уральской части ХМАО - Югры.
Экономические интересы Уральского региона, значительную часть промышленного потенциала которого традиционно составляют металлургия, сырьевой сектор и металло- и энергоемкое тяжелое машиностроение, определяют необходимость интенсификации воспроизводства собственной минерально-сырьевой базы (МСБ). Как показывают исследования [1, с.18; 3, с.17], в настоящее время на промышленный Урал завозится более 60 млн т различных видов полезных ископаемых. Доля местного сырья по предприятиям Урала составляет: железные руды - около 35%, медный концентрат -50%, цинковый - 70%, никель-кобальтовые руды - 30 - 40%, энергетический уголь -около 17%. При этом предприятия региона продолжают развиваться и имеют неплохие шансы продолжить этот процесс с успехом и в будущем. Однако в настоящее время можно констатировать, что МСБ промышленного Урала не способна обеспечить предполагаемое развитие промышленности практически по всем видам минерального сырья, исключение составляют только железные руды качканарского типа и флюсовые известняки. В этом плане воспроизводство минерально-сырьевой базы Урала в настоящее время по ряду полезных ископаемых связывается именно с развитием МСБ Уральской части ХМАО - Югры и обосновывается необходимостью обеспечения предприятий промышленного Урала минеральным сырьем.
По различным оценкам [1, с. 131; 2, с. 123; 3, с.69; 4 с. 152], валовая ценность минерально-сырьевого потенциала Уральской части ХМАО - Югры колеблется в диапазоне 175 - 320 миллиардов долларов, стоимость продукции, полученной в результате его разработки, может составить несколько десятков миллиардов долларов.
Минеральные ресурсы на рассматриваемой территории локализованы весьма не равномерно, что определяется как особенностями геологического строения, так и различной степенью изученности региона. В результате комплексной оценки Уральской части Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на ее территории выделены четыре геолого-экономических района (ГЭР) [1, с.142; 2, с.123]: Северо-Хулгинский ГЭР 2 2 площадью 4661 км ; Саранпаульский ГЭР площадью 9416 км ; Волья-Ляпинский ГЭР 2 2 площадью 8740 км ; Усть-Маньинский ГЭР площадью 8744 км .
Анализ структуры минерально-сырьевого потенциала позволяет сделать вывод о низкой геологической изученности территории. Как видно из табл.1, разведанные запа-
Воспроизводство минерально-сырьевой базы: это экономическая категория, отражающая процесс воссоздания ее материально-вещественного содержания и социально-экономической формы посредством пополнения запасов и ресурсов минерального сырья.
Душин А.В.
сы, даже с учетом коэффициента частичного перехода ресурсов из более низких категорий достоверности в более высокие, не превышают 11% ценности минерально-сырьевого потенциала исследуемой территории. Для сравнения: доля прогнозных ("спекулятивных") ресурсов по категории Рз и "металлогенический потенциал" по аналогичному показателю превышают 23%. Две трети ценности минерально-сырьевого потенциала Уральской части Югры составляют "гипотетические" ресурсы (Р1+Р2). Таким образом, можно констатировать: уровень изученности выявленных на рассматриваемой территории минеральных ресурсов низкий.
В этих условиях на исследуемой территории необходимо выделить наиболее перспективные объекты для проведения дальнейших геологоразведочных работ и возможного последующего освоения. В этом плане воспроизводство МСБ Уральской части Ханты-Мансийского автономного округа - Югры связывается, прежде всего, с развитием коммуникаций и повышением уровня геолого-геофизической изученности территории. Возможное инфраструктурное развитие этого региона требует программного подхода к освоению его минерально-сырьевого потенциала, оптимизация затратной составляющей которого подводит к необходимости выделения перспективных центров развития.
Таблица 1
Оценка ценности МСП Уральской части ХМАО с учетом степени изученности
ресурсов недр
Показатели Северо-Хулгинский район Саранпаульский район Волья-Ляпинский район Усть-Маньинский район Всего по территории
Валовая ценность общего МСП по категории Р3 и МП
Всего 2032,51 16753,78 14820,84 7431,05 41038,18
Всего без угля, железа и бокситов 646,25 2101,74 2776,61 2843,36 8367,95
Валовая ценность общего МСП по категориям А+В+С1+С2+Р1+Р2
Всего 312,00 16580,03 115166,21 3691,06 135749,29
Всего без угля, железа и бокситов 312,00 2061,21 937,20 1438,14 4748,55
Валовая ценность общего МСП по категориям A+B+Ci+C2
Всего 0,00 7581,98 12270,83 927,16 20779,97
Всего без угля, железа и бокситов 0,00 621,98 180,83 257,16 1059,97
В связи с этим на исследуемой территории были выделены потенциальные горнопромышленные узлы (111 НУ), которые в нашем понимании подразумевают собой локализацию перспективных и потенциально-перспективных объектов недропользования, возможное инфраструктурное развитие которых наиболее рационально проводить совместно. В этом плане крупные и уникальные потенциальные объекты недропользования могут образовывать 111 НУ и при отсутствии вблизи других перспективных объектов.
В качестве базовых объектов этого уровня, вокруг которых происходит формирование соответствующей инфраструктуры, рассматриваются месторождения и перспективные проявления полезных ископаемых. Основными источниками информации для базовых объектов этого уровня являются Государственные балансы запасов месторождений твердых полезных ископаемых и данные производственных отчетов.
В состав потенциального горнопромышленного узла входят:
• перспективные рудопроявления;
• месторождения полезных ископаемых;
• горнодобывающие предприятия;
• объекты инфраструктуры, обеспечивающие работу горнодобывающего предприятия (железные дороги, морские пути, морские терминалы, линии электропередач, трубопроводы и т.д.), в том числе и планируемые.
Принципиально важной особенностью выделения потенциального горнопромышленного узла является экономический эффект, достигаемый за счет экономии капитальных и текущих затрат при строительстве и эксплуатации объектов промысловой, производственной и социально-экономической инфраструктуры. Такой подход к выделению ПГПУ позволяет вовлечь в хозяйственный оборот мелкие и средние месторождения полезных ископаемых, самостоятельная разработка которых была бы низкорентабельна.
В основе выделения потенциальных горнопромышленных узлов учитывались следующие факторы: концентрация потенциально-перспективных объектов (анализ сближенности), конъюнктурное значение полезного ископаемого. Анализ сближенности проводился на основании принятия тезиса "расстояние внутри узла между наиболее удалёнными друг от друга объектами не должно превышать 15-20 км", что соответствует примерно 30-60 млн. рублей затрат на развитие внутриузловых коммуникаций в рамках реализации проекта. Вообще, как видно из таблицы 2, затраты на развитие инфраструктуры могут достигать более 50% от размера общих инвестиций. В этом плане реализация позволит существенно сократить бремя инфраструктурных затрат на отдельные проекты.
Таблица 2
Затраты некоторых горнодобывающих предприятий на создание _инфраструктуры [5, с. 5]__
Рудники Вид минерального сырья Доля затрат на инфраструтктуру в общих инвестициях, %
Куахоне (Перу) Си 43,7
Селеби-Пикве (Ботсвана) А7, Си 30,6
Ок-Теди (Папуа Новая Гвинея) Си, Аи 50,2
Блейда (Марокко) Си 50,0
Бонг-Рейндж (Либерия) Ре 36,1
Страткона Саунд (Канада) Щ 2п 53,7
Афтон (Канада) Си 6Д
Хигмонт (Канада) Си, Мо 8,0
Учитывая низкую изученность региона, возможность появления новой информации по объектам исследования, повышающей их ценность, а также для определения возможных энергогенерирующих центров необходимо провести укрупнение представленных структурных элементов. Для этого были выделены потенциальные руднопро-мышленные узлы (ПРПУ), под которыми понимается совокупность пространственно сближенных потенциальных горнопромышленных узлов и отдельных перспективных объектов недропользования, относящихся к различным полезным ископаемым и связанных общей транспортной, энергетической, социально-экономической и экологической инфраструктурой, которая позволяет повысить экономическую эффективность освоения минерально-сырьевой базы района.
В состав потенциального руднопромышленного узла входят:
Душин A.B.
• межузловые объекты недропользования;
• потенциальные горнопромышленные узлы различных полезных ископаемых;
• объекты инфраструктуры, обеспечивающие общность руднопромышленного узла как самостоятельной территориальной единицы.
При этом перспективные рудопроявления и месторождения, участвующие в выделении ПРПУ, рассматриваются в качестве возможного источника воспроизводства запасов полезных ископаемых при истощении базового месторождения.
На территории Уральской части ХМАО - Югры в процессе исследований были выделены 15 ПГПУ, сгруппированые в 6 ПРПУ:
I Тыкотлово-Халъмеръинский ПРПУ
1. Грубеино-Тыкотловский ПГПУ
2. Хальмерьинский ПГПУ
II Народнинский ПРПУ
3. Кварцевый-1 ПГПУ
4. Кварцевый-2 ПГПУ
5. Кварцевый-3 ПГПУ
III Волъинский ПРПУ
6. Люльинский ПГПУ
7. Малохорасюрский ПГПУ
8. Янытурьинский ПГПУ
9. Ятринский ПГПУ
10. Охтлямский (Туяхланьинский) ПГПУ
11. Инасский ПГПУ
IV Оторъинский ПРПУ
12. Оторьинский ПГПУ
V Устъ-Манъинский ПРПУ
13. Лопсинский ПГПУ
14. Усть-Маньинский ПГПУ
VIМалососъвинский ПРПУ
15. Малососьвинский ПГПУ.
Перспективы воспроизводства минерально-сырьевой базы Уральской части Ханты-Мансийского автономного округа - Югры определяются строительством транспортных коммуникаций вдоль восточного склона Урала и связаны с разведкой и освоением буро-угольных и железорудных месторождений, приуроченных к Вольинскому и Оторьинско-му ПРПУ. Согласно [3, с. 115] с 2011 года при строительстве железной дороги Полуночное - Обская намечается освоение месторождений углей, железных руд, медноцинковых и хромовых руд, выпуск товарной продукции при этом достигнет в 2015 г. 473 млн. долл.
Регулирование производственно-экономических отношений, направленное на интенсификацию, процесса воспроизводства МСБ, - это суть государственной политики в сфере недропользования. При этом важно сохранить природные комплексы и обеспечить развитие главной производительной силы - природной производительной силы и человека.
ЛИТЕРАТУРА
1. Душин В. А., Кошевой В.Н. и др. Отчет о НИР "Выявление и типизация геодинамических обстановок формирования продуктивных породных ассоциаций Уральской
части Ханты-Мансийского автономного округа". Екатеринбург: УГГУ, 2006. Т. II. - 157 с.
2. Душин В.А., Кошевой В.Н., Павлов М.М. и др. Отчет Северной НИГЭ по теме 59-202-2000 "Составление геологического атласа Урала территории Ханты-Мансийского автономного округа масштаба 1:500 000". Екатеринбург, 2002 ф. 152 с.
3. Золоев К.К., Федоров О.П. и др. Концепция комплексного промышленного освоения Приполярного Урала на основе опережающего развития транспортной и энергетической инфраструктуры. Раздел "Недропользование". В 3-х кн. и одной папке. С.506. 2005ф.
4. Рудный потенциал ХМАО: Стратегия и тактика геологоразведочного и горнорудного производства / Под ред. К.К. Золоева, М.С. Рапопорта, A.B. Сурганова и др. Екатеринбург - Ханты-Мансийск, 2001. 176 с.
5. Горные разработки - область напряженности между конкурентами с позиций зарубежных горнодобывающих стран. Зарубежный опыт: Экспресс-информация / ВНИИ экон. минер.сырья и геол.-развед. работ ВИЭМС. 1990. Вып.4. С.1 -9. - Ref.op.: Wellmer F. - W. Dergbau im Spannungsfeld Konkurrierender Nutzungsanspruche - aus der Sicht auslandisher Bergbaunationen/Erzmetall. 1989. B.42, h.10. S.443 -450.