Научная статья на тему 'Воспроизводство информационных ресурсов в современном менеджменте'

Воспроизводство информационных ресурсов в современном менеджменте Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
379
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ФОНД / ВОСПРОИЗВОДСТВО / ПРОЦЕСС НАКОПЛЕНИЯ / МЕНЕДЖМЕНТ / THE INFORMATION / AN INFORMATION RESOURCE / INFORMATION FUND / REPRODUCTION / ACCUMULATION PROCESS / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Орехов Г. С.

В статье рассматривается процесс воспроизводства информационных ресурсов в менеджменте, подробно описываются стадии воспроизводственного процесса информационных ресурсов и указываются особенности процесса воспроизводства информационных ресурсов на каждой стадии. Исходя из особенностей воспроизводства информационного ресурса, предлагается своя схема воспроизводственного процесса информационных ресурсов в современном менеджменте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPRODUCTION OF INFORMATION RESOURCES IN MODERN MANAGEMENT

In article process of reproduction of information resources in management is considered, stages of process of reproduction of information resources are in detail described and features of process of reproduction of information resources at each stage are specified. Proceeding from features of reproduction of an information resource, the scheme of process of reproduction of information resources in modern management is offered

Текст научной работы на тему «Воспроизводство информационных ресурсов в современном менеджменте»

Г.С. ОРЕХОВ, ассистент кафедры математического и информационного анализа экономических процессов Орловского государственного университета Тел. 8 953 6147084; [email protected]

ВОСПРОИЗВОДСТВО ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ В СОВРЕМЕННОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ

В статье рассматривается процесс воспроизводства информационных ресурсов в менеджменте, подробно описываются стадии воспроизводственного процесса информационных ресурсов и указываются особенности процесса воспроизводства информационных ресурсов на каждой стадии. Исходя из особенностей воспроизводства информационного ресурса, предлагается своя схема воспроизводственного процесса информационных ресурсов в современном менеджменте.

Ключевые слова: информация, информационный ресурс, информационный фонд, воспроизводство, процесс накопления, менеджмент.

В настоящее время среди основных направлений экономической теории особенно выделяется формирование общей теории экономической трансформации. Согласно основным правилам общей теории трансформации настоящее рассматривается в единстве с прошлым и будущим.

Макро- и микроэкономика, экономическая система, технологии, информационные системы, производительность, информационные ресурсы являются объектами экономических трансформаций. Из всех объектов экономической трансформации наиболее адекватным объектом является воспроизводство. В наше время воспроизводство информационных ресурсов является расширенным и интенсивным. В нашем обществе сильно возросла роль компьютера во всех областях и сферах экономики.

Воспроизводство следует понимать как направленность человеческой деятельности на сохранение и развитие сложившихся условий жизни, материальной основы собственного существования, выраженное в единстве взаимопереходящих стадий производства и потребления.

Информационные ресурсы относятся к числу воспроизводимых. В научной литературе существуют различные подходы к понятию воспроизводства информационных ресурсов. Большинство исследователей утверждают, что формирование информационных ресурсов имеет место в общем воспроизводственном процессе. Процесс воспроизводства информационных ресурсов имеет важные особенности по сравнению с другими видами производственных ресурсов.

Менеджмент и воспроизводство информационных ресурсов, а также характеристики информационного ресурса качественно и количественно определяют информационную и всю хозяйственную деятельность: ее эффективность, целостность и устойчивость. Известно, что стадиями воспроизводства обычно служат создание, распределение, обмен и потребление.

Первой стадией воспроизводства информационных ресурсов в менеджменте является процесс создания и накопления. Данная стадия представляет собой процесс познания состояния производственно-хозяйственной деятельности объекта управления. Существует множество подходов в анализе производства и формирования ин-

__формационных ресурсов, связанных с различными трактовками процесса создания и

© Г.С. Орехов

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

накопления. Указанные подходы обладают, на наш взгляд, недостатками, основным из которых является совместное рассмотрение процессов создания и накопления. Сущность данного процесса состоит в создании, хранении и поддержании в акту-

альном состоянии информационного фонда, поэтому необходимо рассматривать данные составляющие отдельно друг от друга.

Рассмотрим процесс накопления и создания подробнее.

Накопление

Создание

Хранение

Актуализация

у ~

Извлечение

Обмен

Условия доступа

Коммерческий обмен

Рисунок 1 - Особенности воспроизводства информационных ресурсов

Данные извлекаются из области хранения по запросу пользователя или какого-либо приложения быстро и в достаточном объеме. Далее эти данные либо преобразовываются по заданным алгоритмам, либо отображаются на экране, либо выдаются на печать, либо передаются по каналам связи. Данные функции накопления данных реализуются по алгоритмам, которые разработаны на основе соответствующих математических моделей.

Одной из важных и основных процедур алгоритма является формирование информационного фонда. Формирование информационного фонда про-

исходит на основе принципов необходимой полноты и минимальной избыточности хранимой информации. Данные принципы реализуются процедурой «выбора хранимых данных». Благодаря этой процедуре данные группируются. После процедуры «выбора хранимых данных» определяется окончательный состав хранимых данных.

Существует три группировки данных: входные, промежуточные и выходные данные. Входные данные - данные, которые получены из первичной информации. Входные данные создают информационный образ предметной области. Они в первую очередь подлежат хранению. Промежуточные

данные - это данные, формирующиеся из других данных, полученных при алгоритмических преобразованиях по ходу решения задач управления. К выходным данным относят результат обработки первичных (входных) данных в соответствии с разработанной моделью обработки. Эти данные входят в состав управляющего информационного потока своего уровня. Они подлежат хранению в определенном промежутке времени [5].

Процедура хранения состоит в том, чтобы создать и поддерживать структуру хранения данных в памяти ЭВМ. Структуры хранения данных должны быть независимы от программ, использующих эти данные. Структура хранения данных должна реализовывать главные принципы: полноту и минимальную избыточность. Эти структуры называются базами данных. Создание данной структуры хранения данных, актуализация, извлечение и удаление данных производятся с помощью программы, называемой системой управления базами данных (СУБД).

Процедура актуализации данных позволяет изменять значения данных, записанных в базе, или дополнять определенный раздел, группу данных. Устаревшие данные могут удаляться именно в рамках этой процедуры.

Процедура извлечения данных пересылает из базы данных (БД) требующиеся данные либо для преобразования, либо для отображения, либо для передачи по сетям и каналам.

Регистрация, сбор и передача информации образуют первый этап производства информационных ресурсов в менеджменте. Следующая стадия - обработка данных наблюдения и их анализ, назначением которых являются обобщение факторов и установление существенных связей между явлениями.

Основными формами процессов, с помощью которых создаются информационные ресурсы, выступают информационная деятельность и информационное производство. Такое разделение имеет практическое значение. Формирование информации в результате информационной деятельности носит естественный характер, тогда как информационное производство, его параметры и эффективность являются объектом регулирования.

Исходя из этого, среди проблем создания и накопления информационных ресурсов в современной российской экономике основного внимания заслуживает проблема информационного производ-

ства, сконцентрированного в наукоёмких, высокотехнологичных отраслях промышленности [4]. При этом следует учитывать, что информационное производство является основой создания именно тех форм информационного ресурса, влияние которых на экономические процессы наиболее значительно.

Информационное производство существенно изменяет характер экономической динамики современного всемирного хозяйства. В современной экономике наряду с промышленными циклами хорошо выражаются волны экономической конъюнктуры. Они носят информационный характер и связаны с новым слоем научно-технической информации.

Современная теория циклов выделяет информационно-коммуникационный цикл. Информационно-коммуникационный цикл основан на создании, накоплении и использовании новых знаний и новых способов переработки информации. Такой цикл связан с обновлением знаний, сменой способов обработки, накопления, сбора, производства, обмена, передачи и использования информационных ресурсов [4].

Распределение информационных ресурсов в менеджменте происходит во всех звеньях экономики, как между различными организациями, так и внутри них. После производства экономического продукта следует его распределение. Распределение экономического продукта может проходить в количественной (натуральной) форме или в денежной форме, с помощью денежных операций с владельцами ресурсов. Если речь идет об информационных ресурсах, то процесс распределения часто бывает многократным. Все информационные ресурсы обычно разделяют на три большие группы: государственные, некоммерческие и коммерческие. В зависимости от своего функционального назначения они распределяются между субъектами экономической деятельности и членами общества.

К государственным ресурсам относят сведения, данные, информацию, имеющие стратегическое или общенациональное значение. Ресурсы, созданные за счет средств налогоплательщиков в процессе деятельности государственных органов власти и управления всех уровней или при выполнении предприятиями всех форм собственности государственных заказов, называются государственными ресурсами.

К ресурсам некоммерческого характера можно отнести информационные ресурсы общедоступного характера. Они не могут быть переданы в частную собственность, т.к. являются общечело-

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

веческим достоянием. Для ресурсов некоммерческого характера не существует конкретных способов применения, приносящих прибыль. Информационные ресурсы социальной сферы можно отнести к ресурсам этого типа. К социальной сфере относятся следующие отрасли: здравоохранение, образование, занятость и социальное обеспечение, пенсионное обеспечение, миграционная служба, физическая культура и туризм.

Применение коммерческих методов распределения могло бы тормозить технический прогресс, усложнить процессы накопления и передачи знаний. К настоящему времени наиболее развитыми системами государственных информационных ресурсов обладают отрасли здравоохранения и образования [3].

Информационный ресурс приобретает форму товара на этапе распределения. Пройдя стадию распределения, товар подвергается обмену. Фаза обмена является промежуточным звеном, которое связывает производство и потребление. Этап обмена информационных ресурсов осуществляется субъектами информационной деятельности на рынке информационных ресурсов.

В научной литературе все чаще обсуждается вопрос формирования и развития рынка информационных ресурсов. Информационный рынок - это система отношений (экономических, правовых, организационных) по торговле информационными технологиями, ресурсами и услугами. Данный рынок имеет свои особенности: способы организации, воздействие на производство и использование информационных ресурсов с участием государства. Он характеризуется субъектами рынка: производители, посредники и пользователи.

Информационные ресурсы общезначимого характера передаются с помощью средств некоммерческого обмена. К ним относятся такие ресурсы, как научно-технические знания, данные рекламно-технического характера, публикации и материалы общедоступного характера. Часто применение коммерческих методов обмена тормозит технический прогресс и образование в обществе, в частности в областях некоммерческого обмена [2].

Коммерческий обмен информационными товарами и информационными ресурсами осуществляется на рынке информационных ресурсов. На основе затрат на воспроизводство объектов обмена складываются пропорции обмена. В коммерческом обмене главную роль играет полезность информации.

При рассмотрении стадии «потребление» применительно к информационным ресурсам имеет смысл характеризовать ее как стадию «использование». При использовании информационных ресурсов их эффективность возрастает. Совокупность средств, методов и условий, позволяющих использовать информационные ресурсы, составляет информационный потенциал общества.

Таким образом, можно сделать вывод, что способности и потребности общества постоянно изменяются и превращаются в комплекс с информационной экономикой, функционирующий в форме человеческих информационных ресурсов.

Человеческие информационные ресурсы - это основной и главный фактор, обеспечивающий высокое качество и быстрое развитие социального и экономического прогресса. Носителями информационных ресурсов становится сам человек, что и позволяет сделать вывод о развитии информационного общества.

Информационные ресурсы как экономическая категория выражают отношения по поводу использования знаний, информационно-коммуникационных технологий и интеллектуального капитала в производстве, распределении, обмене и потреблении.

В современной экономике постоянно происходит развитие информационных ресурсов, связанных с развитием науки, появлением новых теорий и открытий. Информационные ресурсы позволяют создавать основу для инноваций.

Выделение информационных ресурсов в современной экономике является одним из факторов информационного типа экономического роста.

Воспроизводство информационных ресурсов в менеджменте, а также его характеристики качественно и количественно определяют всю хозяйственную деятельность: ее эффективность, целостность, устойчивость, сопряженность многообразных и разнонаправленных процессов с целью последующего потребления. Воспроизводство информационных ресурсов в менеджменте является расширенным и интенсивным.

Формирование информационных ресурсов происходит на каждом из этапов воспроизводства (производство, распределение, обмен и потребление). В последнее время информация выделяется повсеместно, во всех областях экономики, и становится наиболее перспективным направлением в области науки.

Библиографический список

1. Исаев Г.Н. Информационная система в экономике: - М. ОМЕГА-Л., 2006. - 462 с.

2. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность [Текст] / Д.И. Кокурин. - М.: Экзамен, 2001. - 576 с.

3. Плахотной Д.Г. Социально-экономическая природа информационного продукта и ресурса. - М.: изд-во МГУ, 1992. - 96 с.

4. Овсяникова И.В. Воспроизводство информационных ресурсов в современной экономике России / Под науч. ред. О.В. Пилипенко. - Орел: Изд-во ОрелГТУ, 2008. - 184 с.

5. Соболь Б.В. [и др.] Информатика: Учебник. Изд. 3-е, дополн. и перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - С. 15.

OREKHOV

REPRODUCTION OF INFORMATION RESOURCES IN MODERN MANAGEMENT

In article process of reproduction of information resources in management is considered, stages of process of reproduction of information resources are in detail described and features of process of reproduction of information resources at each stage are specified. Proceeding from features of reproduction of an information resource, the scheme of process of reproduction of information resources in modern management is offered.

Key words: the information, an information resource, information fund, reproduction, accumulation process, management.Keywords: the information, an information resource, information fund, reproduction, accumulation process, management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.