Научная статья на тему 'Воспроизводство человеческого капитала: методология исследования и российские реалии'

Воспроизводство человеческого капитала: методология исследования и российские реалии Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
3525
367
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
человеческий капитал / воспроизводство человеческого капитала / воспроизводство человеческого капитала в россии

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Святодух Е. А.

На основе синтеза воспроизводственного и неоклассического подходов в статье раскрыта сущность воспроизводства человеческого капитала, выявлено функциональное содержание человеческого капитала, особенности и проблемы его воспроизводства в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the describing of substance the reproductive of the human capital on the basis of junction the reproductive and neoclassical points of view. Functional maintenance of the human capital, particulars and problems of them are described.

Текст научной работы на тему «Воспроизводство человеческого капитала: методология исследования и российские реалии»

Е. А. Святодух

ВОСПРОИЗВОДСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА: МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ И РОССИЙСКИЕ РЕАЛИИ

Работа представлена кафедрой общей экономической теории Воронежского государственного университета.

Научный руководитель - доктор экономических наук, профессор Т. Д. Ромащенко

На основе синтеза воспроизводственного и неоклассического подходов в статье раскрыта сущность воспроизводства человеческого капитала, выявлено функциональное содержание человеческого капитала, особенности и проблемы его воспроизводства в России.

The article is devoted to the describing of substance the reproductive of the human capital on the basis of junction the reproductive and neoclassical points of view. Functional maintenance of the human capital, particulars and problems of them are described.

В современных условиях конкурентные преимущества экономики и возможности ее модернизации в значительной степени определяются накопленным и реализованным человеческим капиталом. Человеческий капитал имеет значение и необходим каждому человеку, предприятию и обществу в целом. Существует всеобщая заинтересованность в формировании, накоплении и обогащении человеческого капитала, т. е. в его воспроизводстве.

Исследование воспроизводства человеческого капитала предполагает необходимость использования методологических принципов, к которым целесообразно отнести следующие:

• человеческий капитал воспроизводится и как рабочая сила, и как капитал; при этом процесс его воспроизводства рассматривается как непрерывный;

• в процессе воспроизводства человеческий капитал проходит стадии производства (формирования), распределения, обмена, потребления;

• условием воспроизводства человеческого капитала является превращение некоторой части созданного продукта в инвестиции на воссоздание элементов человеческого капитала;

• типология процесса воспроизводства человеческого капитала предполагает выделение трех основных типов: простого, суженного (деградирующего) и расширенного (инновационного) воспроизводства;

• в движении человеческого капитала выделяются два периода - инвестиционный, в процессе которого происходит формирование базы человеческого капитала, и период активной трудовой деятельности или непосредственно процесс воспроизводства, когда человеческий капитал участвует в процессе производства.

Воспроизводство человеческого капитала, являясь экономической категорией, выражает совокупность социально-экономических отношений по поводу формирования, сохранения, развития и совершенствования человеческого капитала, т. е.

знаний, умений, навыков, способностей человека к труду, а также его физического состояния, интеллектуальных и творческих способностей. Воспроизводство человеческого капитала предполагает динамичное развитие всех его составных элементов, а это требует как от самого человека, так и от фирмы, и от государства определенных финансовых средств.

Объектом социально-экономических отношений по воспроизводству человеческого капитала являются процессы восстановления, сохранения, развития и совершенствования работоспособности, невосприимчивости к заболеваниям, физического развития, языковой и культурной компетенции человека, трудовых и интеллектуальных навыков, знаний и образования, умения управлять, организовывать, создавать и вести успешный бизнес, которые воплощаются в живом человеке и неотделимы от него. Целью функционирования социально-экономических отношений выступает обеспечение вышеуказанных процессов.

Субъектов отношений по поводу воспроизводства человеческого капитала можно классифицировать по следующим критериям:

а) по институциональной организации экономической системы: домохозяйства, фирмы, государство;

б) по экономической роли субъектов отношений человеческого капитала в воспроизводственном процессе: собственники человеческого капитала, арендаторы человеческого капитала;

в) по объему и качеству человеческого капитала, которыми располагает субъект: субъекты, имеющие дефицит человеческого капитала, субъекты, имеющие превосходящий человеческий капитал, и субъекты, обладающие общественно-нормальным объемом и качеством человеческого капи-тала.

Исследование сущности воспроизводства человеческого капитала предполагает раскрытие присущих ему функций, к которым, по нашему мнению, относятся:

1. Экономическая, обеспечивающая существенное ускорение экономического роста и приращение национального богатства страны, а также прироста доходов индивида для осуществления жизнедеятель -ности как субъекта человеческого капита-ла, так и его семьи.

2. Стимулирующая, способствующая ускорению прироста прибыли за счет формирования и реализации необходимых предприятию систем знаний и отношений, которые, в свою очередь, обеспечивают высокоэффективную хозяйственную деятельность.

3. Инновационная, содействующая развитию НТП, поскольку человеческий капитал является главным источником нововведений.

4. Социальная, способствующая развитию человека как личности, обеспечивающая повышение его социального статуса.

5. Инвестиционная, предполагающая вложение средств в человеческий капитал и способствующая его расширенному воспроизводству. Инвестиции в человеческий капитал обеспечивают более высокий доход в будущем как для отдельного человека, так для других возможных инвесторов.

6. Креативная, способствующая самовыражению, реализации творческих и интеллектуальных возможностей человека.

При рассмотрении теоретико-методологических основ процесса воспроизводства человеческого капитала необходимо раскрыть его основные стадии - формирование, распределение, обмен, потребление.

Формирование человеческого капитала начинается еще в детстве и в школьные годы. В этом возрасте ребенок осваивает основы культуры, нормы общения - язык, речь, основные жизненные принципы поведения и общения, т.е. первоначально формируются некие институты, как базис последующего увеличения человеческого капитала.

Таким образом, база человеческого капитала - это те знания, умения, навыки, способности, которые формируются и на-

капливаются в период обучения в школе, вузе или других учебных заведениях и еще не задействованы в трудовой деятельности.

На начальное формирование человеческого капитала и на его дальнейшее расширенное воспроизводство влияют следующие факторы: здоровье, семейный климат, интеллектуальный потенциал, трудовые навыки, социальный статус, финансовый капитал, школа, предпринимательский потенциал, институциональная среда, экологическая обстановка. В течение дальнейшей жизни человеческий капитал может совершенствоваться, оставаться на постоянно сформированном уровне или ухудшаться, вплоть до полной потери имевшегося.

Распределение, как часть общественного экономического процесса, включает не только распределение результатов производства и доведение конечных товаров и услуг до потребителя, но и распределение ресурсов или факторов производства. Человеческий капитал является фактором производства, принадлежащим конкретному собственнику - человеку, субъекту воспроизводства человеческого капитала, который заинтересован в будущих доходах. От этого в конечном итоге зависит распределение человеческого капитала.

На наш взгляд, распределение человеческого капитала - это направления использования индивидуумом своих знаний, умений, навыков, опыта и т. д. в определенных сферах, секторах экономики и видах экономической деятельности. Из вышесказанного напрашивается вывод, что человек заранее принимает решение относительно области и перспектив использования своего человеческого капитала.

Если рассмотреть отношения обмена в процессе воспроизводства рабочей силы, то они заключаются в обмене функционирующей рабочей силы на жизненные средства. Этот обмен необходим для воспроизводства рабочей силы, для постоянного возобновления способностей. Представляется, что в отношениях обмена по поводу воспроизводства человеческого капитала

проявляется такая же зависимость, так как сами стимулы для формирования и дальнейшего совершенствования человеческого капитала основываются на ожидаемом будущем вознаграждении, поскольку дальнейшее полноценное воспроизводство человеческого капитала невозможно без достаточной материальной базы.

Потребление (использование) человеческого капитала - это производительное потребление (как ресурса), применение его для создания благ. Кроме этого, благодаря процессу потребления происходит и совершенствование человеческого капита-ла, т. е. его «величина» постепенно увеличивается. По сути, потребление человеческого капитала способствует его дальнейшему производству.

Методология исследования процесса воспроизводства человеческого капитала предполагает анализ характерологических черт, присущих его основным типам.

Простое воспроизводство человеческого капитала предполагает воссоздание и поддержание человеческого капитала в неизменном объеме, причем как в количественном, так и в качественном отношении.

Суженное воспроизводство типично для хозяйственного пространства современной России. Оно предполагает последовательное сокращение величины человеческого капитала. По сути, происходит деградация личности. Исходя из методологии Г. Беккера, человеческий капитал современной России не подкреплен в достаточной мере развитием вещественного капитала. Разрыв между человеческим и вещественным капи -талом может быть преодолен на основе интенсивного накопления вещественного капитала. Российское государство пока что предпочитает противоположный процесс -приведение человеческого капитала в соответствие с имеющимся вещественным капиталом. Результат такого процесса точно ка -тегориально обозначил Ю. Петров - воспроизводственный коллапс1.

Экономический смысл расширенного воспроизводства человеческого капитала

состоит в полноценном развитии человека. Сущность такого развития заключается в совершенствовании и расширении элементов человеческого капитала. По нашему мнению, воспроизводство происходит экстенсивно, если во главу ставятся количественные цели, т. е. приобретение дополнительных знаний. Воспроизводство осуществляется интенсивно в том случае, если совершенствуются имеющийся и приобретенный человеческий капитал. По нашему мнению, расширенное воспроизводство человеческого капитала должно осуществляться экстенсивно-интенсивным способом, всесторонне. Таким образом, в процессе расширенного воспроизводства человеческого капитала происходит его накопление и совершенствование.

В процессе экономической трансформации в России, при смене модели экономики, в сфере развития и воспроизводства человеческого капитала возникают принципиально новые тенденции.

На начальном этапе экономических преобразований в нашей стране проблеме формирования конкурентоспособной совокупной рабочей силы, качественного человеческого капитала не уделялось должного внимания, отсутствовала системность и комплексность в подходах к ее решению. Между тем качество человеческого капи-тала во многом зависит от тенденций развития производства и экономики в целом. В переходный период происходило существенное истощение человеческого капита -ла. Процесс системной трансформации в России сопровождался гигантским одномоментным обесценением человеческого ка -питала, накопленного в предыдущую эпоху. Это массовое обесценение трудового, образовательного, творческого потенциала не могло не сказаться на производительности труда и стало одним из главных факторов ее резкого снижения.

Таким образом, в экономике России в переходный период сложилась ситуация в основном неблагоприятная для развития процессов расширенного воспроизводства

23 1

человеческого капитала. В частности, ухудшилось качество образования и здравоохранения, снизилась доступность социально-культурных благ для большинства населения, сократились финансовые возможности домохозяйств как важной сферы формирования человеческого капитала будущих поколений

В настоящее время наблюдается повышение заинтересованности в обеспечении качественного роста человеческого капитала со стороны государства, домохозяйств и фирм. Подтверждением тому являются внедряемые государством национальные проекты, в частности национальный проект «Образование», первоочередными задачами которого являются ускорение модернизации российского образования и достижение современного качества образования,

адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям. За последние годы в стране возникли научные и образовательные учреждения новых организационных форм, качественно изменилось содержание учебных программ в школах и вузах, появились новые виды интеллектуальной деятельности.

Воспроизводство национального человеческого капитала в инновационной экономике предполагает воспроизводство интеллектуальных новаций - создание, распространение и использование новых видов знаний, технологий, факторов производства, приводящих к повышению эффективности функционирования экономики. Для обеспечения этого процесса в России необходима качественная реализация национальных проектов и социальной политики государства.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Петров Ю. Российская экономика в ХШ-Х1У пятилетках: от трансформационного шока в воспроизводственному коллапсу // РЭЖ. 1999. № 7. С. 9-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.