И. Ф. ДЕДКОВА Т. И. ПЕТРОВА А. В. МАХОРТОВА
ВОСПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СТРУКТУРА
ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ РЕГИОНА
Ключевые слова: человеческий капитал, воспроизводство, воспроизводственная структура региона, элементы человеческого капитала, социально-экономическое развитие региона, здравоохранение, культура, образование
Key words: human capital, reproduction, reproductive structure of the region, human capital elements, social and economic development of the region, health care, culture, education
Изучение человеческого капитала особенно актуально в условиях провозглашенной концепции инновационного развития и модернизации экономики Российской Федерации. Возросший интерес к воспроизводству человеческого капитала в рыночной экономике обусловлен тем, что именно созидательные способности человека, его интеллектуальная деятельность (а не только оборудование и производственные запасы) являются определяющим фактором повышения конкурентоспособности региона, его экономического роста и эффективности экономики страны в целом.
ДЕДКОВА Инна Федоровна, доцент кафедры прикладной экономики и управления персоналом Кубанского государственного университета, кандидат экономических наук.
ПЕТРОВА Татьяна Игоревна, студентка 4 курса экономического факультета Кубанского государственного университета.
МАХОРТОВА Анастасия Владимировна, студентка 4 курса экономического факультета Кубанского государственного университета.
Человеческий капитал — сформированный в результате соответствующих инвестиций и накопленный индивидом определенный потенциал здоровья, знаний, умений и навыков, а также социальных характеристик (духовных, нравственных качеств, ценностных ориентаций), который используется в условиях рыночной экономической системы в различных сферах общества, обеспечивает повышение производительности труда, эффективности производства, национальной конкурентоспособности и влияет на величину доходов данного индивида1.
Для получения наибольшего эффекта от вложения инвестиций в человеческий капитал необходимо проанализировать его воспроизводственную структуру и понять, какой элемент наиболее выгодно инвестировать. Структура человеческого капитала представляет собой единство трех капиталов: здоровья, образования и культуры.
Человеческий капитал здоровья состоит из наследственной и благоприобретенной частей. В течение жизни человека этот капитал изменяется. Главная цель инвестиций в человеческий капитал здоровья — продление периода активной жизнедеятельности человека. Инвестиции в капитал здоровья — база для человеческого капитала, так как они продлевают трудоспособный период жизни человека. Здоровье общества оказывает большое влияние не только на экономическое развитие государства, но и служит фактором национальной безопасности. Этот вид капитала зависит от образа жизни человека, развития здравоохранения и спорта в стране. Средой воспроизводства капитала здоровья является система здравоохранения государства. Характерная черта капитала здоровья человека — увеличивающийся с годами его износ. Именно поэтому государству важно создать эффективную систему, состоящую из системы здравоохранения, а также различных программ, обеспечивающих сохранение, поддержание и восстановление здоровья нации.
К первой составляющей человеческого капитала образования относятся профессиональные знания, умения и навыки. С учетом изменений, происходящих в российской экономике, они становятся другими. В современных условиях знания, как и труд, выступают источником стоимости, так как они являются основой любой практической деятельности. В связи с сокращением рабочего времени и снижением роли
труженика знания и способы их практического применения играют роль источника прибавочной стоимости2.
Главное качество специалиста — умение непрерывно пополнять, развивать и совершенствовать свои знания в процессе производства. Эти способности в условиях новой образовательной парадигмы являются предметом совершенствования и составляют второй элемент человеческого капитала образования. К третьему элементу относятся менеджерские и предпринимательские навыки, например, самоорганизация, позволяющая работнику самостоятельно совершенствовать свои знания и принимать решения в нестандартных ситуациях.
Степень включенности в корпоративную культуру — четвертый элемент структуры человеческого капитала образования. Это умение представляет собой набор правил и норм как профессиональной и деловой этики, так и организационного поведения, социально-психологических особенностей и морально-нравственных ценностей, развиваемых средой организационной культуры, которые можно охарактеризовать как «умение работать в команде». Пятый элемент составляют необходимые для той или иной профессии умения: владение иностранными языками, работа с офисными программами и т. д.
Средой воспроизводства капитала образования является государственная система образования. Современное образование должно быть посредником, осуществляющим преобразование первоначальных задатков человека в качества, пользующиеся спросом на рынке труда. В России система общего и профессионального образования представлена государственными и негосударственными общеобразовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования детей и начального профессионального образования, государственными и муниципальными учреждениями среднего профессионального образования, учреждениями высшего образования (государственные и негосударственные вузы).
Культурный капитал — это языковая и культурная компетенция человека, своеобразное богатство в форме знаний и идей, которые легитимируют статусы и власть, поддерживают установленный социальный порядок, существующую в обществе иерархию. Культурный капитал состоит из интеллектуальной, образовательной, морально-нравственной,
символической и социальной культуры. Инвестиции в капитал культуры имеют большое социальное значение. Они повышают склонность человека к коммуникации, создают предпосылки для более успешной профессиональной подготовки, способствуют передаче культурного наследия из поколения в поколение. Средой воспроизводства капитала культуры является система культуры государства. Его финансирование — это обеспечение необходимыми государственными и региональными финансовыми ресурсами составляющих культурно-образовательного процесса.
Воспроизводство каждого из элементов человеческого капитала необходимо для обеспечения устойчивого развития региона и государства в целом. Для этого в России реализуются федеральные целевые программы.
Здравоохранение является одним из приоритетных направлений развития РФ. Для его реализации разработан национальный проект «Здоровье». Необходимо также отметить федеральные целевые программы «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями» и «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации».
Для улучшения качества образования разработана «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г.». С 2011 по 2025 г. планируется довести объем финансирования образования до уровня не менее 10 % от ВВП, в том числе за счет бюджетов всех уровней (не менее 8 % от ВВП), из них за счет средств федерального бюджета — не менее 1,5 % ВВП (не менее 9 % от расходной части федерального бюджета)3. Кроме того, реализуется Федеральная целевая программа развития образования на 2011—2015 гг., цель которой — обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития РФ.
Государство финансирует воспроизводство человеческого капитала через систему федеральных целевых программ. Пример такой программы — Федеральная целевая программа «Жилище». Обеспечение граждан доступным и комфортным жильем позволит снизить социальное напряжение в семьях, так как отсутствие жилья ведет к разладу в семьях и снижает общий уровень культуры.
В соответствии с данными Федерального казначейства и Росстата составлен «Рейтинг субъектов РФ по динамике
расходов консолидированных бюджетов на образование, здравоохранение, физическую культуру и спорт»4. Первую строчку в рейтинге занимает Пензенская область, увеличившая в 2011 г. на 68,4 % расходы консолидированного бюджета на образование, здравоохранение, физкультуру и спорт. Доля этих расходов в консолидированном бюджете области составила 45 %. Также в десятку лидеров вошли Чеченская и Карачаево-Черкесская республики, республики Коми и Мордовия, Смоленская, Тамбовская, Самарская области, Чукотский автономный округ, Алтайский край. Краснодарский край занял 75-ю строчку рейтинга, увеличив инвестиции в воспроизводство человеческого капитала на 23,32 %. Таким образом, доля этих расходов в консолидированном бюджете края составила 38,0 %.
В рамках Федеральной целевой программы на строительство спортивных сооружений в Краснодарском крае в 2011 г. выделено 3,2 млрд руб. (2,9 млрд руб. — из краевого бюджета). Эти цифры значительно превзошли показатели 2010 г., когда на те же цели выделялось 2,7 млрд руб. (2,5 млрд руб. — из краевого бюджета). Также увеличилось финансирование физической культуры и спорта с учетом муниципальных образований. Если в 2010 г. на эти цели было выделено 7 млрд 128 млн руб., то в 2011 г. — 8 млрд 814 млн руб.5
Помимо Федеральной целевой программы «Образование», в регионе также реализуются краевые долгосрочные целевые программы. Следует особо выделить программу «Развитие системы дошкольного образования Краснодарского края на 2010—2015 годы». Ее реализация позволит построить более 20 новых детских садов и создать свыше 8,5 тыс. дошкольных мест. Программа «Создание развивающей среды и укрепление материально-технической базы дошкольных учреждений» позволила приобрести и наполовину обновить игровое и спортивное оборудование детских садов. Расход на эти цели составляет 85,5 млн руб. Дошкольное образование — одно из приоритетных направлений в системе образования Кубани. Предстоит решить много проблем, связанные с его модернизацией.
Жилищная проблема в Краснодарском крае — одна из наиболее острых социальных проблем. По обеспеченности жильем на душу населения регион занимает 69-е место в
России. В улучшении жилищных условий только из числа зарегистрированных граждан нуждаются почти 128 тыс. семей, при этом первые очередники состоят на учете еще с 60—70-х гг. ХХ в. Чтобы обеспечить жильем только очередников, необходимо построить 7 млн м2 жилой площади (при социальной норме предоставления жилых помещений в среднем 54 м2 на семью). Для комплексного решения проблемы развития жилищной сферы и формирования рынка доступного жилья в регионе действует Краевая целевая программа «Жилище».
С 2005 по 2011 г. более 68 тыс. жителей Кубани приобрели или построили квадратные метры жилой площади с помощью жилищных ипотечных кредитов на сумму 70,2 млрд руб. Почти каждый пятый житель Кубани, получивший такой кредит, улучшил свои жилищные условия с помощью государства. За время реализации программы «Жилище» с 2005 по 2011 г. господдержку получили более 14 тыс. семей на сумму 4,3 млрд руб., в том числе в рамках краевых и федеральных программ более 5 тыс. молодых семей предоставлена бюджетная поддержка на сумму более 1,4 млрд руб.
В 2012 г. господдержка осуществляется посредством социальных выплат отдельным категориям граждан, в том числе молодым семьям, с целью оплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита на приобретение и строительство жилья; молодым семьям в соответствии с подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011—2015 гг.; физическим лицам, открывающим вклады (счета) в кредитных организациях с целью накопления средств для улучшения жилищных условий («Накопительная ипотека»).
В 2011 г. на социальные выплаты из краевого бюджета выделено 694 млн руб., в том числе для молодых семей — 146 млн руб. В рамках этих средств претендентам выдано 1 658 свидетельств о праве на социальную выплату. В 2011 г. 1 656 семей получили из краевого бюджета социальные выплаты на сумму 660,9 млн руб. (365 молодых семей — 133,5 млн руб.).
По итогам конкурсного отбора субъектов РФ для участия в 2011 г. в реализации подпрограммы Краснодарский край получил 25 млн руб. из федерального бюджета. С уче-
том софинансирования из краевого и местного бюджета (44 млн руб.) на ее реализацию в 2012 г. предусмотрены 69,2 млн руб. Эти средства распределены между 27 муниципальными образованиями края, участвующими в подпрограмме. В сводный список претендентов на получение социальных выплат по Краснодарскому краю включены 117 молодых семей6.
Реализация программы «Накопительная ипотека» начата в октябре 2011 г. В настоящее время ведется прием заявлений граждан. За консультацией обратилось более 30 тыс. чел., более 1 300 семей подало документы на участие в программе. Граждане получили первые социальные выплаты уже в I квартале 2012 г.
В Краснодарском крае за последние годы созданы все необходимые условия для существенного роста объемов жилищного строительства. Появились коммерческие фирмы и компании (особенно в крупных городах, таких как Краснодар, Новороссийск, Анапа, Геленджик, Сочи), стабильно наращивающие объемы жилищного строительства и формирующие конкурентную среду на рынке жилья. Накоплен опыт реализации крупномасштабных проектов строительства жилья, позволяющий улучшить условия и качество жизни населения, предотвратить чрезвычайные ситуации, обеспечить эффективное функционирование рынка жилья.
Таким образом, все элементы воспроизводственной структуры человеческого капитала в России (как на федеральном, так и на региональном уровне) нуждаются в дальнейшем развитии и увеличении инвестирования. По здоровью необходимо проводить профилактические мероприятия, заниматься охраной детского здоровья, а также повышать квалификацию медицинского персонала. По образованию следует совершенствовать систему школьного образования, гармонично сочетать естественные и гуманитарные знания. По культуре требуется вкладывать инвестиции в творческое и нравственное развитие подрастающего поколения. Особое внимание необходимо обратить на обеспечение жильем. Нужно стремиться к включению Краснодарского края в число наиболее успешных регионов России по воспроизводству человеческого капитала.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Трунин С.Н. Экономика труда: учебник. М.: ЗАО «Издательство „Экономика"», 2009. С. 112.
2 См.: Вольвач В.Г. Структура человеческого капитала: социологический аспект // Актуальные методологические и теоретические проблемы в российской науке: сб. науч. тр. Омск: Изд-во Омск. экон. ин-та, 2006. Ч. 1. С. 123—128.
3 См.: «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 20125 года». URL: http://www.dvgu.ru/umu/zakrf/doktrin1.htm (дата обращения: 23.04.2012).
4 См.: РИА-Аналитика по данным Федерального казначейства и Росстата. URL: http://www.ria.ru (дата обращения: 22.04.2012).
5 См.: Информационный портал. URL: http://www.subscribe.ru (дата обращения: 23.04.2012).
6 См.: Департамент по финансовому и фондовому рынку Краснодарского края. URL: http://www.finmarket.kubangov.ru/bank/ipoteka/zh (дата обращения: 24.04.2012).
Поступила 02.05.12.