Научная статья на тему 'ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ В СРЕДЕ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ: ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ, СЕМИОТИЧЕСКИЙ И ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ'

ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ В СРЕДЕ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ: ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ, СЕМИОТИЧЕСКИЙ И ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
89
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИММЕРСИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ФИЛОСОФИЯ ВРЕМЕНИ / ЦИФРОВОЙ ДВОЙНИК / ЭФФЕКТ ИММЕРСИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Александрова Маргарита Владимировна, Иващенко Антон Владимирович, Борисова Татьяна Вадимовна

В статье рассматриваются актуальные вопросы восприятия времени при погружении в среду виртуальной реальности. Формирование эффекта погружения у пользователя в искусственно созданную среду способствует потере контроля над реальным временем. Анализ поведения пользователя в виртуальной среде, разработка и применение методик, направленных на удержания внимания пользователя, позволяет внедрить в современные приложения систему управления глубиной погружения пользователя в виртуальной среде. Понимание основных принципов существования человека в иммерсивной среде, может обеспечить рациональное распределение времени пользователя на работу в реальной и виртуальной средах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERCEPTION OF TIME IN VIRTUAL REALITY ENVIRONMENT: EXISTENTIAL, SEMIOTIC AND ONTOLOGICAL ASPECTS

The article discusses the current issues of time perception, when immersing in a virtual reality environment. The formation of the effect of immersion in the user in an artificially created environment contributes to the loss of control over real time. The analysis of user behavior in a virtual environment, the development, and application of methods aimed at holding the user's attention, allows you to implement a system for managing the depth of user immersion in a virtual environment in modern applications. Understanding the basic principles of human existence in an immersive environment can provide a rational distribution of the user's time to work in real and virtual environments.

Текст научной работы на тему «ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ В СРЕДЕ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ: ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ, СЕМИОТИЧЕСКИЙ И ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ»

Научная статья

УДК 159.937.5 + 004.946

ГРНТИ: 02.15: Общефилософские проблемы

ВАК: 5.7.1. Онтология и теория познания; 5.7.7. Социальная и политическая философия ёо1: 10.51608/23058641 2023 2 9

ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ В СРЕДЕ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ: ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ, СЕМИОТИЧЕСКИЙ И ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

© Авторы 2023 АЛЕКСАНДРОВА Маргарита Владимировна

SPIN: 3327-2360 аспирант, кафедра философии и социально-гуманитарных наук

AuthorID: 1143583 Самарский государственный технический университет

(Россия, Самара, e-mail: margarita.alexandrowa@mail.ru)

SPIN: 3707-6260 ИВАЩЕНКО Антон Владимирович

AuthorID: 330112 доктор технических наук, профессор

Самарский государственный медицинский университет (Россия, Самара, e-mail: anton.ivashenko@gmail.com)

SPIN: 1805-6630 БОРИСОВА Татьяна Вадимовна

AuthorID: 278794 доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии

и социально-гуманитарных наук

Самарский государственный технический университет (Россия, Самара, e-mail: borisovatva@yandex.ru)

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы восприятия времени при погружении в среду виртуальной реальности. Формирование эффекта погружения у пользователя в искусственно созданную среду способствует потере контроля над реальным временем. Анализ поведения пользователя в виртуальной среде, разработка и применение методик, направленных на удержания внимания пользователя, позволяет внедрить в современные приложения систему управления глубиной погружения пользователя в виртуальной среде. Понимание основных принципов существования человека в иммерсивной среде, может обеспечить рациональное распределение времени пользователя на работу в реальной и виртуальной средах.

Ключевые слова: иммерсивная реальность; дополненная реальность; виртуальная реальность; философия времени; цифровой двойник; эффект иммерсивности

Для цитирования: Александрова М.В., Иващенко А.В., Борисова Т.В. Восприятие времени в среде виртуальной реальности: экзистенциальный, семиотический и онтологические аспекты // Основы экономики, управления и права. 2023. № 2 (37). С. 9-13. doi:10.51608/23058641_2023_2_9.

Философские науки

Original article

PERCEPTION OF TIME IN VIRTUAL REALITY ENVIRONMENT: EXISTENTIAL, SEMIOTIC AND ONTOLOGICAL ASPECTS

© The Author(s) 2023 ALEXANDROVA Margarita Vladimirovna

PhD Candidate of the Department of Philosophy and Social Sciences and Humanities Samara State Technical University

(Russia, Samara, e-mail: margarita.alexandrowa@mail.ru)

IVASHCHENKO Anton Vladimirovich

Doctor of Technical Sciences, Professor

Samara State Medical University (Russia, Samara, e-mail: anton.ivashenko@gmail.com)

BORISOVA Tatyana Vadimovna

Doctor of Philosophy, Associate Professor, Professor of the Department of Philosophy and Social Sciences and Humanities Samara State Technical University (Russia, Samara, e-mail: borisovatva@yandex.ru)

Annotation. The article discusses the current issues of time perception, when immersing in a virtual reality environment. The formation of the effect of immersion in the user in an artificially created environment contributes to the loss of control over real time. The analysis of user behavior in a virtual environment, the development, and application of methods aimed at holding the user's attention, allows you to implement a system for managing the depth of user immersion in a virtual environment in modern applications. Understanding the basic principles of human existence in an immersive environment can provide a rational distribution of the user's time to work in real and virtual environments.

Keywords: immersive reality; augmented reality; virtual reality; time philosophy; digital twin; immersivity effect

For citation: Alexandrova M.V., Ivashchenko A.V., Borisova T.V. Perception of time in virtual reality environment: existential, semiotic and ontological aspects // Economy, governance and lave basis. 2023. No. 2 (37). Рр. 913. (InRuss.). doi: 10.51608/23058641_2023_2_9.

В настоящее время технологии виртуальной реальности находят широкое распространение в различных областях человеческой жизнедеятельности. Их применение на практике позволяет построить качественно новые пользовательские интерфейсы, предоставляющие специальные возможности человеко-ком-пьютерного взаимодействия. К примеру, реализация нового типа технологий виртуальной реальности показала высокую результативность в системах управления качеством производства в интерактивных электронных технических руководствах [1-2], в медицинской реабилитации [3], симуляционном обучении [4] и, конечно, в индустрии компьютерных игр и развлечений. В отрасли информационных технологий под виртуальной реальностью (virtualreality) понимают искусственный мир, созданный с помощью современных средств

вычислительной техники и интерактивных интерфейсов, воспринимаемый человеком посредством органов чувств: зрения, слуха, осязания. Обычно отмечается, что для повышения реалистичности и убедительности формируемого мира виртуальной реальности воздействие на человека производится в режиме реального времени, то есть в темпе происходящий событий. С философской точки зрения, виртуальная реальность отделена от ее технического воплощения [5]. Виртуальная реальность рассматривается как продукт моделирования объектов, существование которых сопоставимо с реальностью, но рассматривается обособленно от нее. Виртуальность реальности устанавливается по отношению к обусловливающей её «основной» реальности [6-7].

Таким образом, виртуальная реальность формирует особую среду, воспринимаемую че-

fi

Основы экономики, управления и права

Economy, Governance and Law Basis

ловеком обособленно от реального мира, но в контексте происходящих с ним событий в реальном мире. С этой точки зрения можно выделить следующие ключевые аспекты использования виртуальной реальности:

1. Технологии виртуальной реальности осуществляют погружение пользователя в искусственно созданный мир, который в той или иной степени дополняет среду существования человека.

2. Организация интерактивного взаимодействия с человеком производится по определенным правилам, осваивая которые пользователь получает новые навыки информационного взаимодействия, отличающиеся от тех, которыми он пользуется в реальности.

3. Для обеспечения своего адекватного восприятия виртуальные компоненты формируемой среды должны обладать определенной логикой отображения и поведения.

4. Существование человека в виртуальном пространстве технические легко осуществляется, то есть человек может создать определенную виртуальную сцену средствами компьютерной техники и при желании мгновенно завершить симуляцию.

5. В рамках виртуальной сцены пользователь руководствуется в основном собственным интересом, то есть его существование обусловлено собственными ощущениями, требованиями и желаниями, в то время как в реальном мире существует достаточно жесткая система ограничений.

6. В виртуальной среде происходит виртуализация личности - появляется ее цифровой двойник (аватар), получающий новые характеристики, не свойственные оригиналу.

7. В виртуальной среде обычно фиксируется относительно низкая ответственность актора за принимаемые решения по отношению к его реальному существованию.

Указанные выше аспекты обусловлены особенностями восприятия человеком виртуальной среды, для описания которых обычно выделяют такие характеристики как реалистичность и достоверность. Реалистичность является важным параметром, обеспечить который часто стремятся разработчики информационных технологий виртуальной реальности. В случае, если виртуальные объекты по внешнему виду и поведению похожи на реальные, человек быстрее и адекватнее реагирует на происходящие события и быстрее адаптируется к новым условиям существования в виртуальной

2023

№ 2 (37)

среде. Вместе с тем, упрощение, стилизация или схематизация внешнего облика объектов позволяет добиться более высокой привлекательности виртуальной среды, вызвать дополнительный интерес, что характерно, например, для мультипликационных фильмов, комиксов или карикатур. В обоих случаях важно удержать внимание пользователя, сохранить его интерес к существованию и активной деятельности в виртуальной среде, что позволяет добиться эффекта иммерсивности.

В этом случае говорят о появлении им-мерсивной реальности [см. подр.: 8-9]. Обобщенно иммерсивность определяется как способ восприятия, создающий эффект погружения в искусственно созданную среду. Различные уровни иммерсивного восприятия достигаются в кино, театрализованных представлениях, литературе и живописи, и в целом свойственны человеческой деятельности. Важной характеристикой такого эффекта является степень или глубина погружения. Концепция иммерсивной реальности расширяет понятие виртуальной и дополненной реальности, поскольку к сугубо технологическим возможностям в ней рассматриваются особенности человеко-компьютер-ного взаимодействия на психо-эмоциональном и философском уровне. Например, достаточно высокий интерес представляет изучение проблем осмысленного восприятия иммерсивной среды человеком в экзистенциальном, семиотическом и онтологическом аспектах.

Основное отличие виртуального мира от реального состоит в том, что в реальном мире объективность явлений и сущностей обусловлена их существованием, а в виртуальном мире - волей разработчика. Это, с одной стороны, облегчает понимание и интерпретацию виртуальной сцены, но, с другой стороны, в случае ошибки разработчика, разрушает виртуальную реальность. Данные проблемы формируют достаточно широкий круг исследований. С целью выделения наиболее значимых факторов, рассмотрим особенности формирования виртуальной среды на техническом уровне. Структурно иммерсивную реальность можно декомпозировать на такие составляющие, как трехмерное пространство, в котором размещаются совместно виртуальные и реальные объекты, время, в котором эти объекты изменяются и находят, таким образом, свое развитие, и социальную среду, в которой взаимодействуют пользователи. Восприятие этих составляющих происходит в динамике, в связи с чем, следует

Философские науки

выделить важную роль фактора времени. Восприятие времени представляет собой особый предмет философского исследования. Содержательно восприятие времени - это субъективное отражение скорости, темпа, ритма и последовательности явлений действительности. Это особенная перцепция, которая имеет под собой скорее когнитивную основу, нежели нейро-нальную или физическую [10].

Существует несколько теорий, объясняющих субъективность восприятия времени: наличие внутренних часов, паттернов нейро-нальной активности, влияние воспринимаемого и сохраняемого в памяти объема информации на субъективную продолжительность времени, сложности предъявляемых стимулов и др. [11]. Отмечается также экспериментальная относительность пространства и времени [12]. Восприятие времени в виртуальном пространстве отличается от его восприятия в реальном мире. К примеру, изменение локации в реальном мире связано с затратами времени на перемещение, а в виртуальном мире происходят мгновенно. Это вызывает определенные проблемы в реализации перемещений человека в среде виртуальной реальности, свойственные для игровой индустрии и виртуального туризма. Изменяется также отношение к будущему и прошлому. Память человека в иммер-сивной среде в отличие от реального мира распространяется на опыт, полученный в ходе несвязанных симуляций. Восприятие будущего в отличие от реального мира вариативно и необязательно для каждого пользователя.

В представлении человека пространство-время существует в виде определенной схемы, в которой он расставляет происходящие события по порядку. Эта схема в иммерсивной среде отличается от схемы в реальной жизни. У человека, часто попадающего в иммерсивную среду, данный опыт откладывается на уровне памяти, и, как следствие, формируются навыки существования (например, планирование будущего), связанные с этим новым опытом. Схематично это можно представить в виде ассоциации человека и его цифрового двойника (ава-тара). В реальном мире человек осознает настоящее в контексте его существования, помнит о прошлом и имеет представление о возможном будущем. Глубокое погружение в виртуальную среду способно изменить его представление о времени, синхронизировав его восприятие с темпом событий, происходящих в виртуальной среде.

Человек по-прежнему осознает свою связь с реальностью и понимает, что он представлен в виртуальной среде аватаром. Однако его реальный опыт не транслируется напрямую в виртуальную среду, он заменяет его новым прошлым и новым будущим. Завершив симуляцию и вернувшись в реальный мир, он,однако, продолжает соотносить свой опыт, полученный в виртуальной среде с опытом своего существования в реальности. Пользователь виртуальной среды при высоком погружении воспринимает виртуальное время и перестает контролировать реальное время. При частой смене виртуальных сцен, может накопиться довольно длинная цепочка несвязанных впечатлений, что влияет на восприятие пользователя. В результате восприятие темпа событий, и, соответственно, времени, в виртуальной среде обычно отличается в большую или меньшую сторону относительно реального времени ее пользователя.

Таким образом, существование человека в иммерсивной среде приобретает важный экзистенциальный характер, при этом человек играет роль цифрового двойника, однако не забывает и про существующую реальность. В ней у человека сохраняются восприятия времени и себя во времени. В виртуальной реальности аватар также формирует восприятие модельного времени и себя этом времени. Поскольку в реальности человек аккумулирует весь свой опыт, то всегда сохраняется память и восприятие себя в роли аватара. Это связано с тем, что события виртуальной реальности накладываются поверх реального существования человека. Поскольку аватар не имеет такой памяти, последняя фрагментирована и неравномерна, он не может воспринимать существование реального человека. Вследствие такого разрыва возникает эффект «забывания» о реальном темпе событий.

Понимание особенностей погружения человека в иммерсивную среду и, в частности, восприятия им времени в среде виртуальной реальности важно для разработки и эффективного применения приложений виртуальной реальность в различных областях, включая медицинскую реабилитацию, симу-ляционное обучение и др. Помимо этого, понимание сущностных аспектов пребывания человека в иммерсивной среде важно ему самому при организации работы и отдыха с использованием современных информационных технологий.

fi

Основы экономики, управления и права

Economy, Governance and Law Basis

Библиографический список

1. Феофанов, А. Н. VR/AR-технологии и их применение в машиностроении / А. Н. Феофанов, А. В. Охмат, А. В. Бердюгин // Автоматизация и моделирование в проектировании и управлении. - 2019. - № 4(6). - С. 44-48. - DOI 10.30987/2658-3488-20192019-4-44-48. - EDN GQBNQC.

2. Волынов, М. М. Виртуальная реальность: виды, структура, особенности, перспективы развития / М. М. Волынов, А. А. Китов, Б. С. Горячкин // E-Scio. - 2020. - № 5(44). - С. 795-812. - EDN СТШСТ.

3. Технологии виртуальной реальности в медицинской реабилитации, как пример современной информатизации здравоохранения// Вестник Национального медико-хирургического Центра им. Н.И. Пирогова. - 2020. - т. 15. - № 1. -С. 89-98.

4. Горшков, М. Д. Виртуальные симуляторы: обзор, устройство и классификация / М. Д. Горшков // Виртуальные технологии в медицине. - 2017. -№ 1(17). - С. 17-26. - DOI 10.46594/2687-0037_2017_1_17. - EDN XWQLUL.

5. Виртуальная реальность. Энциклопедия социологии / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко,

2023

№ 2 (37)

Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. -М.: Книжный Дом, 2003. - 1312 с.

6. Лем С. Сумма технологий. - М. : Издательство АСТ, 2018. - 736 с.

7. Носов Н.А. Манифест виртуалистики. -М.: Путь, 2001. - 17 с.

8. Выборнова, А. И. Иммерсивные технологии в телекоммуникациях: обзор и перспективы / А. И. Выборнова // Информационные технологии и телекоммуникации. - 2021. - Т. 9, № 3. - С. 1 -10. - DOI 10.31854/2307-1303-2021-9-3-1-10. - EDN MUSLMP.

9. Когнитивный контроль и чувство присутствия в виртуальных средах / Б. Б. Величковский, А. Н. Гусев, В. Ф. Виноградова, О. А. Арбекова // Экспериментальная психология. - 2016. - Т. 9, № 1. - С. 5-20. - DOI 10.17759/exppsy.2016090102. - EDN VXBDUV.

10. Шиффман Х.Р. Восприятие времени. Ощущение и восприятие. - СПб.: Питер.- 2003.-928 с.

11. Wearden J. The psychology of time perception. - Springer, 2016. - 261 p.

12. Гусев А.Н. Ощущение и восприятие // Общая психология. - 2007. - Том 7.- 416 с.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Статья поступила в редакцию 05.05.2023; одобрена после рецензирования 05.06.2023; принята к публикации 05.06.2023.

The authors declare no conflicts of interests. The authors made an equivalent contribution to the preparation of the publication.

The article was submitted 05.05.2023; approved after reviewing 05.06.2023; accepted for publication 05.06.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.