Научная статья на тему 'Восприятие условий профессиональной деятельности педагогами коррекционных образовательных учреждений'

Восприятие условий профессиональной деятельности педагогами коррекционных образовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / TEACHER / ПЕДАГОГ КОРРЕКЦИОННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / TEACHER CORRECTIONAL INSTITUTION / УСЛОВИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / CONDITIONS OF LABOUR ACTIVITY OF SOCIAL-PSYCHOLOGICAL CLIMATE / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демьянчук Р.В.

Изучены показатели социально-психологического климата с целью исследовании восприятия условий профессиональной деятельности педагогами коррекционных учреждений. Проведен сравнительный анализ особенностей эмоциональной, когнитивной, поведенческой составляющей социально-психологического климата, удовлетворенность разными аспектами условий трудовой деятельности. Установлено отсутствие достоверных различий в оценке социально-психологического климата в коллективах коррекционных и массовых образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Демьянчук Р.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teachers perceptions of professional activity conditions in Correctional educational institutions

With a view to study the perceptions features of the correctional educational institutions teachers professional activity conditions studied indicators of social-psychological climate. The comparative analysis of the characteristics of the emotional, cognitional, behavioral component of the social-psychological climate, as well as satisfied of the different aspects of the conditions of labor activity. Set the lack of reliable differences the differences in the assessment of the social-psychological climate in the collective correctional and mass educational institutions.

Текст научной работы на тему «Восприятие условий профессиональной деятельности педагогами коррекционных образовательных учреждений»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ^^^

УДК 159.9.072.433 ББК 6/8.6/8.88.88.6

ВОСПРИЯТИЕ УСЛОВИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГАМИ КОРРЕКЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

РОМАН ВИКТОРОВИЧ ДЕМЬЯНЧУК,

доцент кафедры специальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета E-mail: rdconsult@yandex.ru Научная специальность 19.00.07 — педагогическая психология

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Изучены показатели социально-психологического климата с целью исследовании восприятия условий профессиональной деятельности педагогами коррекционных учреждений. Проведен сравнительный анализ особенностей эмоциональной, когнитивной, поведенческой составляющей социально-психологического климата, удовлетворенность разными аспектами условий трудовой деятельности. Установлено отсутствие достоверных различий в оценке социально-психологического климата в коллективах коррекционных и массовых образовательных учреждений.

Ключевые слова: педагог, педагог коррекционного учреждения, условия трудовой деятельности, социально-психологический климат.

Annotation. With a view to study the perceptions features of the correctional educational institutions teachers professional activity conditions studied indicators of social-psychological climate. The comparative analysis of the characteristics of the emotional, cognitional, behavioral component of the social-psychological climate, as well as satisfied of the different aspects of the conditions of labor activity. Set the lack of reliable differences — the differences in the assessment of the social-psychological climate in the collective correctional and mass educational institutions.

Keywords: teacher, teacher correctional institution, conditions of labour activity of social-psychological climate.

В условиях современной системы комплексного сопровождения развития ребенка, ставшей неотъемлемой составляющей специального и инклюзивного образования, каждый специалист должен уметь работать во взаимодействии с другими, понимать язык коллег со смежными специальностями, обмениваться значимой информацией, увязывать содержание тех или иных элементов своей работы с элементами работы других [5].

Конструктивное взаимодействие с коллегами по работе, совместное разрешение повседневных задач, взаимодействие, направленное на достижение общей цели — все эти составляющие являются неотъемлемой частью труда педагогических работников. Будет ли это взаимодействие успешным, во многом определяется общими условиями деятель-

ности, которые сложились в коллективе, а также характером взаимоотношений сотрудников [3, 4]. Такой аспект деятельности профессионального коллектива отражается в понятии социально-психологического климата.

В современной психологии существуют несколько подходов к пониманию природы социально-психологического климата [2], но основной идеей разных подходов является его понимание как объединяющей характеристики, которая является состоянием психологии трудового коллектива как единого целого, интегрирующего частные и групповые состояния. При этом делается акцент на то обстоятельство, что климат не является простой суммой групповых состояний, но представляет собой результат их объединения, который обладает соб-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ственными свойствами и характеристиками, отличными от характеристик отдельных составляющих.

Социально-психологический климат определяется рядом факторов, которые принято разделять на факторы макросреды и факторы микросреды. К первым относятся условия социального пространства, в котором функционирует конкретная организация. Ко вторым — конкретные материальные и психологические условия, в которых протекает повседневная профессиональная жизнь человека. Эту группу факторов принято подразделять на факторы материально-вещной среды, социально-психологические факторы и индивидуально-психологические факторы.

На основании того, что социально-психологический климат во многом определяет степень комфортности самоощущения работников в конкретной профессиональной среде, оценить его состояние в коллективе позволяет такой важный показатель, как «удовлетворенность — неудовлетворенность». Его составляющие представляют существенный интерес — не только психологический, но и управленческий, поскольку субъективная удовлетворенность каждого работника рассматривается как одна из целей руководителя коллектива. В этой связи уместно вспомнить широко используемую в психологии управления двухфакторную теорию мотивации Ф. Герцберга. Эта теория предполагает, что все побуждения к труду основываются на двух группах потребностей — мотиваторах, направленных на удовлетворенность (потребность в признании, в наличии возможности учиться и развиваться, в социальном уважении, в профессиональной ответственности, в перспективах самореализации), и гигиенических (или поддерживающих) факторах, направленных на неудовлетворенность и ее устранение (потребность в безопасности, удовлетворяющей индивидуальные запросы в заработной плате, благоприятном социально-психологическом климате, хороших условиях труда и т.п). Учитывая тот факт, что организация оптимальных условий для реализации педагогической деятельности должна рассматриваться как одна из стратегических целей образовательного учреждения [1], исследование особенностей социально-психологического климата в педагогических коллективах представляется актуальным.

С целью изучения восприятия условий трудовой деятельности специалистами коррекционных образовательных учреждений нами обследовано две группы педагогов. Экспериментальную группу составили 264 специалиста, работающих в системе специального образования. Контрольную группу — 238 специалистов, работающих в системе массового образования.

Для решения поставленных задач нами использована экспериментально-психологическая методика «Диагностический опросник социально-психологического климата группы» А.Ю. Ша-лыто, О С. Михалюк. Данная методика позволяет оценить эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты социально-психологического климата.

Наиболее высоко педагоги оценивают эмоциональный компонент социально-психологического климата, в качестве существенного признака которого рассматривается критерий привлекательности на уровне понятий «нравится — не нравится», «приятный — неприятный». Это свидетельствует о том, что педагоги демонстрируют взаимное эмоционально-позитивное принятие. Данный факт представляется важным, так как умение взаимодействовать с коллегами является важнейшим условием эффективности профессиональной деятельности педагога, его профессионально значимым качеством. При этом одного такого умения недостаточно. Должно быть желание и стремление к его реализации, что крайне затруднительно при отсутствии благоприятного эмоционального фона в коллективе.

Исследование степени удовлетворенности эмоциональным компонентом социально-психологического климата позволяет утверждать, что его позитивная оценка является доминирующей как в массовых, так и в коррекционных образовательных учреждениях.

Основным критерием для когнитивного компонента используется переменная «знание — незнание особенностей членов коллектива», при чем под особенностями подразумеваются как качества, непосредственно связанные с выполняемой работой, так и личностные свойства, раскрывающиеся обычно в процессе неформального общения. Этот компонент социально-психологического климата оценивается

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ниже, чем эмоциональный, но имеет все же высокие показатели. Достаточно адекватное понимание профессиональных и личностных качеств коллег является признаком возможностей конструктивного взаимодействия. Для коррекционных образовательных учреждений это особенно актуально, так как преемственное и последовательное взаимодействие специалистов разного профиля является необходимым для обеспечения целенаправленной работы с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья.

Вопросы, направленные на измерение поведенческого компонента, сконструированы в соответствии с критерием «желание — нежелание работать в данном коллективе», «желание — нежелание общаться с членами данного коллектива в сфере досуга». Педагоги оценили этот компонент наиболее низко. Такие данные можно трактовать как приоритет эмоционального общения над действенным, что требует усиления управленческих воздействий с точки зрения более широкого внедрения командных методов работы, и, прежде всего, проектных. Следует учитывать тот факт, что значительное количество вопросов используемой методики, направленных на оценку поведенческого компонента социально-психологического климата, ориентировано на измерение отношения к взаимодействию за пределами образовательного учреждения, в неформальном его аспекте. Поэтому при совершенствовании организационной культуры образовательного учреждения вряд ли стоит рассчитывать на существенное увеличение показателей по отношению к поведенческому компоненту.

Сравнительно низкие показатели оценки поведенческого компонента могут свидетельствовать и о том, что большинство членов педагогического коллектива за пределами работы практически не общаются между собой, т.е. их связывают только профессиональные отношения. Однако, наши предположения о трудностях формирования предполагающей становление таких отношений организационной культуры не снижает значимости и необходимости расширения социальных контактов между членами коллективов, формирования чувства сплоченности.

Достоверных различий при математико-стати-стическом анализе полученных данных по оцен-

ке компонентов социально-психологического климата в исследуемых группах не установлено Ф>0,05).

Понимание роли и особенностей социально-психологического климата в рассмотренном контексте для принятия управленческих решений об организации психологической поддержки педагогов будет недостаточным, если не учесть степень удовлетворенности сотрудников разными аспектами трудовой деятельности. Возможности методики «Диагностический опросник социально-психологического климата группы» позволяют решить и эту задачу.

Большинство составляющих (8 из 10) оцениваются педагогами положительно. Наиболее высокие оценки получены по показателям: работа в целом, уровень организации работы и отношения с непосредственным руководителем. Полученные данные могут свидетельствовать в пользу положительной рабочей установки.

Отрицательно оцениваются состояние оборудования и размер заработной платы. При этом педагоги коррекционных образовательных учреждений оценивают состояние оборудования ниже, чем педагоги массовых. Это может объясняться необходимостью более сложного оборудования и дидактического материала в специальных школах, с одной стороны, и более широким внедрением информационно-коммуникационных технологий в массовой школе, — с другой. В то же время, педагоги массовых образовательных учреждений оценивают уровень заработной платы существенно ниже, чем их коллеги из коррекционных. Возможно, существенную роль играет мотивация к работе в системе образования и большая представленность старших возрастных групп педагогов в специальном образовании.

Отрицательные значения позволяют сделать вывод о необходимости дополнительных управленческих усилий, направленных, прежде всего, на дальнейшее совершенствование материально-технической базы и изыскание дополнительных возможностей мотивирования и стимулирования для компенсации неудовлетворенности заработной платой. Как известно, среди основных групп мотиваторов выделяют психологические, социальные и экономические.

в^ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ А

Очевидно, что в организации поддержки педагогов на первый план выходят психологические, что требует разработки и широкого внедрения технологий психологического сопровождения педагогов.

Литература

1. Демьянчук Р.В. Актуальные возможности организации психологической поддержки педагогов в современной школе // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2011. № 4. С. 173—177.

2. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. СПб: Речь, 2002. 298 с.

3. Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога. М., Изд-во Института психотерапии, 2002. 216 с.

4. Сырицо Т.Г. Особенности эмоциональности учителя и успешность деятельности // Психологическое обеспечение трудовой деятельности / Под ред. А.А. Крылова. Л., 1987. С. 114—118.

5. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под ред. Л.М. Шипицыной. СПб: Речь, 2003. 240 с.

References

1. Demyanchuk R.V. Actual possibilities of the organization of psychological support of teachers in the modern school // Vestnik St. Petersburg University. Series 12: Psychology. Sociology. Pedagogy. 2011. No. 4. P. 173—177.

2. Pochebut L.G., Chiker V.A. Organizational social psychology. St. Petersburg: Speech, 2002. 298 p.

3. Semenova E.M. Training emotional stability of a teacher. M., Publishing house of Institute of psychotherapy, 2002. 216 p.

4. Sirico T.G. Features of emotional teachers and the success of activity // Psychological support of labor activity / edited by A.A. Krylov. L., 1987. P. 114—118.

5. Comprehensive support preschool children / edited by L.M. Shipitsina. St. Petersburg: Speech Publ., 2003. 240 p.

Оперативно-розыскная

деятельность

Оперативно-розыскная деятельность: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» 2-е изд., перераб. и доп. Учебник. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. / Под ред. И.А. Климова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 407 с.

Изложены базовые положения оперативно-розыскной деятельности (ОРД) в Российской Федерации. Приведены материалы, касающиеся оперативно-розыскной тактики, агентурного метода ОРД, финансового обеспечения, тактических особенностей деятельности различных субъектов ОРД по выявлению конкретных преступлений и других вопросов, составляющих государственную тайну.

В основе учебника — Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 5 июля 1995 г. (с последующими многочисленными изменениями и дополнениями).

Для студентов, слушателей и курсантов учебных заведений си-

стемы правоохранительных органов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.