Научная статья на тему 'Восприятие уровня коррупции государственными и муниципальными служащими Костромской области'

Восприятие уровня коррупции государственными и муниципальными служащими Костромской области Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
248
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПРИЯТИЕ УРОВНЯ КОРРУПЦИИ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ / ПОРТРЕТ СОТРУДНИКОВ / РАБОТАЮЩИХ В КОРРУПЦИОННОЕМКИХ СФЕРАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ / РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ КОРРУПЦИОННЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ / PERCEPTION OF CORRUPTION / NATIONAL ANTI-CORRUPTION PLAN / A PORTRAIT OF EMPLOYEES WORKING IN CORRUPTION-INTENSIVE AREAS OF STATE AND MUNICIPAL GOVERNMENT / THE PREVALENCE OF CORRUPTION MANIFESTATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Брагина Зинаида Васильевна, Максименко Александр Александрович, Тимонин Александр Юрьевич

В статье предпринята попытка описать восприятие уровня коррупции государственными и муниципальными служащими. В ходе анализа удалось выявить отношение государственных и муниципальных служащих к коррупции, а также к способам борьбы с ней, взяточникам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Брагина Зинаида Васильевна, Максименко Александр Александрович, Тимонин Александр Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perception the Level of Corruption by Officials of the Kostroma Region

The paper attempts to describe the perception of the level of corruption by state and municipal employees. In the course of the analysis, it was possible to identify the attitude of state and municipal employees to corruption, to the ways of combating it and to bribe-takers.

Текст научной работы на тему «Восприятие уровня коррупции государственными и муниципальными служащими Костромской области»

УДК 316.75

Восприятие уровня коррупции государственными и муниципальными служащими Костромской области

Брагина З.В.

Доктор технических наук,

профессор кафедры маркетинга и менеджмента Костромского государственного университета

Максименко А.А.

Кандидат психологических наук, доцент кафедры маркетинга и менеджмента Костромского государственного университета

Тимонин А.Ю.

Кандидат экономических наук,

доцент кафедры маркетинга и менеджмента

Костромского государственного университета

В статье предпринята попытка описать восприятие уровня коррупции государственными и муниципальными служащими. В ходе анализа удалось выявить отношение государственных и муниципальных служащих к коррупции, а также к способам борьбы с ней, взяточникам.

Ключевые слова: восприятие уровня коррупции, Национальный план противодействия коррупции, портрет сотрудников, работающих в коррупционноемких сферах государственной и муниципальной власти, распространенность коррупционных проявлений.

В последние несколько лет тема коррупции в России стала довольно обсуждаемой. По словам Президента РФ, антикоррупционное законодательство в нашей стране соответствует мировым стандартам. В связи с этим становится довольно актуальным вопрос о том, как воспринимается коррупция самими чиновниками. Костромской областной общественной организацией «Зание» совместно с Костромским государственным университетом в рамках исполнения Указа Президента РФ от 11.04.2014 г «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 гг.» в сентябре-октябре 2015 г было проведено исследование о восприятии уровня коррупции в Костромской области.

Цель исследования - дать многостороннюю оценку состояния коррупции в Костромской области. Задачами исследования являлись: выявление портрета сотрудников, работающих в коррупционноемких сферах государственной и муниципальной власти; оценка распространенности коррупционных проявлений; выявление отношения к коррупции, к способам борьбы с ней, взяточникам и пр.

Метод исследования: анонимный опрос (самозаполнение анкет чиновниками). В результате опроса было охвачено: 61 муниципальный служащий и 91 респондент государственных служащих (работники администрации Костромской области). Результаты опроса и обсуждение. 73,8 % опрошенных чиновни-

ков муниципального уровня - женщины. Возрастной состав респондентов представлен ниже (рис. 1). Как видно из рисунка 1, преобладает доля сотрудников среднего возраста (от 30 до 49 лет), а также высока доля работников старше 50 лет.

96,7 % опрошенных чиновников имеют высшее образование, чаще всего экономической, технической и юридической направленности. Преобладающая часть опрошенных занимают позицию руководителей отделов или их заместителей (53 %), еще треть опрошенных - исполнители, специалисты отделов (рис. 2). Чиновники, занимающие наивысшие посты в органах муниципальной власти (руководители департаментов, и заместители), составляют 14 % выборки.

Подобная структура чиновничьего аппарата ожидаема и соответствует российским тенденциям в кадрах муниципалитетов: преобладание женщин (особенно на младших должностях), служащих низшего и среднего уровня, сотрудников более старшего возраста.

На вопрос о ценности своей работы (и своей незаменимости) многие государственные и муниципальные служащие затруднились ответить (рис. 3). Чиновники высшего уровня более уверены в своей незаменимости (50 %), в то время как руководители среднего уровня и исполнители считают себя скорее заменимыми (только 24-28 % считают свою работу ценной).

Средняя заработная плата опрошенных чиновников, включая доплаты, составляет порядка 34 тыс. руб., при этом, по мнению опрошенных, размер вознаграждения составляет 71,15 % от той суммы, которую респонденты считают справедливой за

никаких проблем

не возникло бы,

легко нашли бы

мне замену ..... Г ^ Затрудняюсь

29% / ответить

^ | 42%

на работе

возникли бы

значительные

сложности: меня__—^-^И

трудно заменить

29%

Рис.

1. Распределение респондентов по возрастным группам

Рис. 2. Распределение респондентов по занимаемой позиции в иерархии

Рис. 3. Распределение ответов респондентов на вопрос о своей (не)заменимости

свой труд. Дополнительно отметим, что эта величина одинакова для чиновников среднего и высшего уровня (порядка 74-75 %), а в группе исполнителей фактическая зарплата составляет лишь 61 % от желаемой, что может стать причиной неудовлетворенности местом работы и поводом к увольнению, а также служит предпосылкой для коррупционных проявлений.

Оценивая различные ситуации на предмет их коррупционной составляющей (рис. 4), чиновники не всегда категоричны. Так, 57 % опрошенных оценивают как факт коррупции случай «согласия чиновника на приглашение бизнесмена поужинать в ресторане после решения этим чиновником проблемы бизнесмена». Только 56 % считают коррупцией, когда «чиновник устраивает жену на работу в фирму, работу которой он контролирует в рамках своих обязанностей». 29,5 % отнесли к коррупции ситуацию, когда «должностное лицо устраивает на работу к себе в ведомство своего родственника». При этом почти 100 % опрошенных считают коррупцией факты дачи взятки инспектору ГИБДД, судье или сотруднику полиции за избежание наказания.

На основе вышеприведенного анализа можно заключить, что коррупция интерпретируется государственными и муниципальными служащими Костромской области не в ее широком понимании (как это закреплено законом - «злоупотребление служебным положением»), а в узком смысле - как «дача взятки».

По мнению чиновников (рис. 5), основными причинами развития коррупции в России являются: противоречие законов друг другу или в рамках одного закона (63,2 %), влияние бизнеса на власть (59,6 %), смыкание власти и бизнеса (57,9 %), нечеткость законов и возможность их широкой трактовки (52,9 %), широкая свобода действий чиновников на свое усмотрение (50,9 %). Культура и традиции, стимулирующие коррупцию, отмечаются гораздо реже.

При этом по мнению чиновников (рис. 6), основным мотивом взятки являются все-таки не внешние обстоятельства, а личное желание чиновника обогатиться (60 %).

Вестник экономики, права и социологии, 2017, № 3

Социология

□ Затрудняюсь ответить

□ Это точно случай коррупции

□ Это спорная ситуация: может коррупция, а может - нет

□ Это не имеет отношения к коррупции

0

20

40

60

80

100

Инспектор ГИБДД останавливает машину с сильно пьяным водителем, но за вознаграждение отпускает его

Студент вручает экзаменатору бутылку коньяка и коробку конфет для получения хорошей оценки

Депутат законодательного органа голосует в поддержку законопроекта, получив за это вознаграждение

Репетитор при подготовке для поступления в вуз гарантирует поступление независимо от качества подготовки

Фирма получает заказ от органа власти на строительство по цене в два раза большей, чем принята на рынке строительства

Должностное лицо устраивает на работу к себе в ведомство своего родственника

Крупный руководитель звонит судье и дает указание, как нужно решить рассматриваемое дело

Судья решает хозяйственный спор между двумя фирмами в пользу той, которая дала взятку

Чиновник устраивает жену на работу в фирму, работу которой он контролирует в рамках своих обязанностей

Сотрудник милиции за неформальную плату обеспечивает безопасность коммерческой фирме.

Врач за небольшое вознаграждение выдает больничный лист

Чиновник принимает приглашение бизнесмена поужинать в ресторане после решения этим чиновником проблемы бизнесмена

Чтобы ускорить сроки принятия решения по регистрации фирмы, предприниматель приносит чиновнику подарок

Администрация района грозит жителям села не завести корма, если жители не проголосуют за нужного кандидата

Хулиган за взятку освобождается от наказания (15 суток)

Рис. 4. Интерпретация различных ситуаций на предмет их коррупционной составляющей, по мнению опрошенных

У

1,6 98,4 0

3,3 68,9 ( 23,0 4,9)

1,6

3,3 93,4 1,6)

8,2 55,7 24,6 (11,5 0

3,3

3,3 85,2 8,2

4,9 29,5 ( 45,9 ( 19,7 0

1,6 75,4 ( 16,4 Ы)

1,6 96,7 1,6

3,3 55,7 ( 36,1 4,9)

1,6

86,9

83,6

ыб6

57,4

34,4

75,4

(13,1 4,9 )

-72Д

4 6,

95,1

Среди возможных мер по снижению коррупции респонденты наиболее склонны поддерживать усиление уголовной ответственности за взятки (как для берущих, так и дающих), а также образовательные программы для населения. Меньше всего сторонников вызывают мера по увеличению налогов для населения для повышения зарплаты чиновников и разрешение прослушивания телефонных разговоров, а также чтение личной переписки (рис. 7).

Таким образом, чтобы противодействовать коррупции в органах власти, важно изменять восприятие коррупции. В связи с этим важен акцент на неприемлемость использования должностным лицом своих полномочий, авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам.

Личное желание обогатиться 60%

Затрудняюсь _ 37%

Внешние обстоятельства 3%

Рис. 6. Основной мотив взятки, по мнению опрошенных

□ Затрудняюсь ответить □ Согласен поддержать □ Не согласен

,0 50,0 100,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Разрешение на прослушивание телефонов, чтение личной переписки

Усиление уголовной ответственности за взятки -как для берущих, так и дающих

Усиление государственного контроля за расходами всех граждан

Увеличение налогов со всех граждан для повышения зарплаты чиновникам

Увеличение налогов со всех граждан для направления дополнительных средств в здравоохранение и образование

Введение обраиовательных программ для населения за счет бюджета

<1

(8,8 (12,3 ( 78.9 ()

(14,0 ( 70,2 (15.8 1

( 16,4 ( 18,2 ( 65,5

( 19,6 1,8 78,6

( 29,1 (14,5 ( 56.4 0

( 29,8 ( 47,4 ( 22,8 0

Рис. 7. Эффективные меры по снижению коррупции, по мнению опрошенных

Вестник_ экономики, права и_ социологии, 2017, № 3

Социология

□ Затрудняюсь ответить

□ Определяют в большой степени □ Практически не определяют

Доля респондентов, %

0 20 40 60 80 100

Обилие ведомственных инструкций (постановлений, циркулярных писем и проч.)

Работа должностных лиц плохо регламентирована правилами

Чрезмерные налоги и сборы

Нечеткость законов, дающая возможность их широкого толкования чиновником

Противоречия законов друг другу или внутри одного и того же закона

Широкая свобода усмотрения чиновника, предоставляемая законом или инструкцией

Слабая судебная система, включая исполнение судебных решений

Отсутствие стимулов честной работы чиновников, включая отсутствие зависимости служебного роста от добросовестного выполнения...

Неоконченная приватизация

Слабые гарантии достойного обеспечения чиновника при уходе с государственной службы

Плохой пример, подаваемый политическими лидерами («рыба гниет с головы»)

Слишком обширное вмешательство государства в экономику и другие сферы жизни

Радикальные экономические реформы Низкий образовательный и культурный уровень населения Низкая зарплата чиновников Ускоренная приватизация Смыкание власти и бизнеса Исторические традиции мздоимства, лихоимства, воровства Незаконченность экономических реформ Неправильное использование зарубежной помощи России Влияние крупных бизнесменов на власть Необходимость получения массы согласований и разрешений Неупорядоченность контрольной деятельности государства Снижение уровня морали среди госслужащих и политиков Плохая работа правоохранительных органов Коррумпированность власти на высшем уровне Низкий образовательный и культурный уровень чиновников Ослабленный контроль государства за бизнесом

Исторические и культурные традиции - без подарков никуда

Отсутствие или препятствие общественному контролю за деятельностью органов власти

Коммерциализация государственной деятельности в сфере оказания соц.услуг

_

35.7,

ад.

33.9

-214-

35.1

19.3

22.8

52.fi

17.5

63 2

24.fi

50.9

24.fi

45.fi

31.fi

40.4

49Д-

зж:

_38J

( 22.8

33.3

42.1

40.4

19.3

47.4

10.5

26.3 I

43.9

26.3 i 33 3

50.9

28.1

57.9

29.8

35.1

45.6

21.1

64.9

26.3

59.6

24.6

49.1

28.1

49.1

26.3

54.4

35.1

38.6

43.9

31.6

33.3

49.1

22

45.6

22.8

38.

17.5

44.6

J

44.6

45.6

J)

24.6

19.3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24.6

29.8

28.1

43.9

38.6

J)

26.3

38.6

3

42.1

J)

29.8

40.4

J

40.4

14.0

35.1

JZ

33.3

J

7.0 28.1

14.0

26.3

22.8

19.3

26.3

47.4

8.8

35.1

J

28.1

31.6

J

43.9

J)

52.6

у

22.8 24.6

/

Рис. 5. Основные причины развития коррупции в России, по мнению опрошенных

Литература:

1. Указ Президента РФ от 11.04.2014 г. № 226 (ред. от 15.07.2015 г.) «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 гг.» // СПС КонсультантПлюс.

2. Сайт Костромской областной общественной организации «Знание». - URL: www.oznanie.ru.

Perception the Level of Corruption by Officials of the Kostroma Region

Z.V. Bragina,A.A. Maximenko,A.Yu. Timonin Kostroma State University

The paper attempts to describe the perception of the level of corruption by state and municipal employees. In the course of the analysis, it was possible to identify the attitude of state and municipal employees to corruption, to the ways of combating it and to bribe-takers.

Key words: perception of corruption, the National anti-corruption plan, a portrait of employees working in corruption-intensive areas of state and municipal government, the prevalence of corruption manifestations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.