СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5 / 2018.
пространства включает эти свойства для усиления их эффектов. Свет определяет архитектурное пространство, он способствует восприятию цели в пространстве или помогает создать определенные эмоции, связанные с пространством, и является жизненно важным компонентом любого дизайна.
Все описанное демонстрирует нашу способность работать как с естественным, так и с искусственным светом, чтобы улучшить общее восприятие проектируемого пространства. Список использованной литературы:
1. Каплинская М.Ю., Бурский В.Б. Свет в современном жилище. М: Энергоатомиздат, 1984. 96 с.
2. Начало архитектурного освещения [Электронный ресурс]. URL: http://HfeandHght.ru/svet-i-chelovek/istoriya-osveshheniya/nachalo-arhitekturnogo-osveshheniya.html (дата обращения 20.04.2018).
3. Свет и архитектура [Электронный ресурс]. URL: http://green-buildings.ru/ru/svet-i-arhitektura (дата обращения 16.04.2018).
4. Щепетков Н.И. Световой дизайн города: монография. М: Архитектура-С, 2006, 319 с.
© Седова Ю. А., 2018
УДК 72.0
Седова Юлия Александровна
Студентка 2 курса магистратуры, РУДН
г. Москва, РФ E-mail: [email protected] Урнухбаяр Унуболд Студент 2 курса магистратуры, РУДН
г. Москва, РФ [email protected]
ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА В АРХИТЕКТУРЕ Аннотация
В статье рассматривается особенности влияния цвета в архитектуре на психологию человека и его восприятие окружающей среды. Выявляется необходимость более тщательного изучения данного вопроса при проектировании зданий и сооружений.
Ключевые слова
Цвет, философия цвета, цвет в архитектуре, цветовое восприятие, эргономика.
Цвет является неотъемлемым элементом нашего мира не только в естественной среде, но также и в архитектурной, созданной человеком. Он всегда играл важную роль в эволюционном процессе людей. Окружающая среда и ее цвета имеют влияние на психику человека и его эмоциональное состояние. Следовательно, целями цветового дизайна в архитектурном пространстве являются не только оформление.
Последние одиннадцать десятилетий эмпирические наблюдения и научные исследования доказали, что человеческое восприятие окружающей среды в архитектуре по большей части основано на чувственном восприятии цвета. Эти исследования включают в себя дисциплины психологии, архитектурной психологии, цветовой психологии, нейропсихологии, визуальной эргономики, психосоматики и многих других. Это подтверждает, что реакция человека на цвет является полной - она влияет на нас как психологически, так и физиологически.
Цвет - это чувственное восприятие, и, как и любое чувственное восприятие, он имеет эффекты являющиеся символическими, ассоциативными, синестетическими и эмоциональными. Потому что тело и ум - это одна сущность, нейропсихологические аспекты, психосоматические эффекты, визуальная
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5 / 2018.
эргономика и психологические эффекты цвета - это компоненты эргономики цвета. Это соображения, касающиеся дизайна, которые требуют приверженности защите человеческого психологического и физиологического благополучия в их искусственной среде. Задачей дизайнера является узнать как получение зрительной стимуляции, ее обработка и вызванные ответы в сочетании с гормональной системой создают наилучшие возможности для благосостояния людей. Это имеет первостепенное значение в различных средах нахождения людей, таких как медицинские и психиатрические учреждения, офисы, промышленные и производственные предприятия, учебные заведения, дома для престарелых, исправительные учреждения и многие другие. Каждая из них имеет разные области задач и функций.
Цвет не всегда был отделен от архитектурного дизайна. Исторически профессия художника охватывала все, но не всецело: живопись, скульптуру и архитектуру. Цвет использовался щедро в архитектуре из-за желания прославить Богов или королей или отпраздновать чудо самого здания.
Архитектор должен учитывать цветовой эффект каждого элемента конструкции здания: от стандартных цветов первичных строительных материалов, таких как дерево, камень, кирпич и мрамор, до широкого разнообразия цветов, доступных для окраски, цветов дверей, окон и отделки.
Одним из самых ярких результатов, касающихся цветовых коннотаций и ассоциаций цветового настроения, является его постоянность от одного человека к другому и от группы к группе. Цвет - это международный визуальный язык, понятный всем.
Впечатление от цвета, которое оно передает, имеет первостепенное значение для создания психологического настроя и атмосферы, которая поддерживает функцию пространства.
Как можно заметить, цвет имеет большое влияние на нашу повседневную жизнь. Мы научились определенным образом реагировать на определенные цвета, яркость, контрастность и сочетание цветов.
Цвет становится средством воздействия на состояние человека, вызывая различные чувства и эмоции. В частности, цвет может поднять настроение и активизировать энергию, успокоить и расслабить, поднять или снизить аппетит. Осознанное применение цвета позволяет корректировать состояние человека, подолгу находящегося в одном помещении.
Список использованной литературы:
1. Восприятие цвета [Электронный ресурс]. URL: http://www.teleos.kiev.ua/articles/arhitekt-designe/29.html (дата обращения 03.02.2018).
2. Культурная коннотация цветообозначений у разных народов [Электронный ресурс]. https://articlekz.com/article/6498 (дата обращения 21.04.2018).
3. Рац А.П. Основы цветоведения и колористики. Цвет в живописи, архитектуре и дизайне: курс лекций. М: Московский государственный строительный университет, 2014. 128 с.
© Седова Ю. А., Урнухбаяр Унуболд , 2018