РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
УДК 159.923
Корниенко Дмитрий Сергеевич
доктор психологических наук, заведующий кафедрой общей и клинической
психологии e-mail: [email protected]
Ковбаснюк Мария Александровна
студентка III курса по направлению подготовки бакалавров «Психология», философско-социологический факультет ПГНИУ e-mail: [email protected]
ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский
университет», Россия, Пермь 614990, Пермь, Букирева, 15, +7(342) 239-66-17
ВОСПРИЯТИЕ «ПРОГРЕССИВНОГО» И «ТРАДИЦИОННОГО» ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ ПОЗИТИВНОГО И НЕГАТИВНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
Dmitrii S. Kornienko
Sc.D., Professor of the Department of General and Clinical Psychology
e-mail: corney@yandex. ru
Maria A. Kovbacnuk
Third Year Student of Psychology, Philosophy and Sociology Faculty
e-mail: [email protected]
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State National Research University» 15, Bukireva, 614990, Perm, Russia
THE ROLE OF POSITIVE AND NEGATIVE INFORMATION IN PERCEPTION OF "PROGRESSIVE" AND "TRADITIONAL" PERSON
Аннотация. Рассматривается роль позитивного и негативного информационного воздействия на восприятие «традиционного» и «прогрессивного» человека. Исследование опирается на работы:
© Корниенко Д.С., Ковбаснюк М.А., 2018
по социальному восприятию аут-групп в условиях социальной поддержки или угрозы; изучению установок по отношению к прогрессу и науке; анализу взаимосвязей между личностными чертами и стремлением поддерживать традиционные взгляды и ценности. Исследование проведено на выборке 106 человек, от 19 до 84 лет. В рамках экспериментальной части на респондентов оказывалось воздействие позитивной или негативной информацией, а затем просили оценить образы «традиционного» и «прогрессивного» человека. В рамках корреляционного исследования анализировалось, как связаны личностные черты (авторитарность, консерватизм и религиозность) с оценкой образов. Результаты исследования показывают, что образ «прогрессивного» человека воспринимается лучше, независимо от информационного воздействия. Личностные черты, описывающие склонность к консервативности и религиозности, положительно связаны с высокой оценкой традиционного человека, эти же черты и склонность к авторитаризму, конвенционализму, связаны негативно с оценкой «прогрессивного» человека.
Ключевые слова: информационное воздействие, прогресс, авторитаризм, консерватизм.
Abstract. This study aims to reveal the role of positive and negative information in the perception of "progressive" and "traditional" person. The bases are the studies about social perception of out-groups in the condition of social support or threat; attitudes towards progress and science; the association between personality traits and tend to support traditional values and behavior. The study sample consists of 106 persons, aged from 19 to 84. Positive or negative information influenced the participants during factor experiment. Afterward they asses the images of "traditional" or "progressive" person. Also, the association between personality traits such as authoritarianism, conservatism and religious and image evaluation was analyzed. The results show that "progressive" person is perceived positively by participants despite the positive or negative information presented before. Personality traits which connected with conservative ideology or religious dogmatism positively associate with higher evaluation of "traditional" person and negatively with "progressive" person.
Key words: informational influence, progress, authoritarianism, conservatism.
Данное исследование является попыткой рассмотреть следующие вопросы:
1) восприятие другого человека в условиях позитивного и негативного информационного воздействия;
2) отношение к образам «традиционного» и «прогрессивного» человека;
3) как связаны личностные черты с оценкой образов «традиционного» и «прогрессивного» человека.
Восприятие аут-групп в условиях позитивного и негативного информационного воздействия
Данное исследование опирается на идеи и работы, выполненные в отношении пространственно-символической угрозы как негативного фактора,
влияющего на идентичность, мировоззрение человека и устойчивость картины мира [6]. В контексте исследований восприятия стереотипных и контрстереотипных образов было установлено, что в ситуации угрозы наблюдается положительное отношение к представителям аут-групп, являющихся стереотипными, тогда как в нейтральной ситуации предпочтение отдается контрстереотипным [6, 19]. Сходные данные были получены в исследовании восприятия мигрантов [5], однако в отношении разных этнических групп результаты не полностью согласуются с общей картиной исследований данного направления. В дальнейшем развитие изучения влияния информации на восприятие мигрантов было связанно с анализом роли социальной угрозы или поддержки [2]. Также было установлено позитивное влияние информационной поддержки на восприятие мигрантов, что, в частности, объясняется феноменом когнитивной эвристики, которая приводит к повышению настроения и снижению внимания, в том числе и по отношению к представителям аут-групп [2]. Обнаруженные факты о роли социальной угрозы, приводящие к негативной оценке мигрантов, вступали в противоречие с фактами, полученными в аналогичных исследованиях Голденберг и коллег [9], однако объяснимы с позиции феномена «нереалистичного оптимизма» [22].
Для настоящего исследования наиболее важным являются полученные доказательства влияния позитивного/негативного информационного воздействия на восприятие образов других людей.
Отношение к прогрессу как психологическая проблема
Научно-технический прогресс как поступательное развитие научной мысли и ее применение в различных областях человеческой жизнедеятельности рассматривается чаще как предмет исследования в философии, естественных науках, экономике, чем в психологии. Для психологической науки обсуждение вопроса о «прогрессе» проявляется в контексте того, что социальные, экономические, научно-технические изменения не могут не отражаться на психике человека и тем самым создавать новые исследовательские проблемы для психологической науки [4]. В психологии исследования прогресса и науки в большей степени связаны с тем, как человек воспринимает научно-технические изменения, как относится к ним, какие имеет пр едставления.
Установлено, что вера в прогресс схожа с религиозными верованиями, так как в их основе лежит стремление к упорядочиванию и контролю окружающей жизни, однако респонденты, ориентированные на прогресс, имеют низкие значения религиозности [17]. При этом люди склонны в равной степени использовать религиозные или мистические и научные объяснения одних и тех же явлений и даже сочетать разные объяснения [13, 23].
Достаточно частыми являются исследования установок по отношению к отдельным элементам научно-технического прогресса: генная инженерия, клонирование, информационные технологии, а также к науке в целом или как к учебной дисциплине. Так, исследования отношения к различным биотехнологиям (клонирование, эксперименты со стволовыми клетками) показывают, что респонденты скорее отмечают недостаток собственных знаний в данной области [7, 8], а опасение вызывают возможности недобросовестного
использования технологий [11]. Отношение к научно-техническому прогрессу может опосредоваться факторами пола, образования и возраста, что проявляется в том, что мужчины значимо отличаются в отношении к техническим изобретениям, демонстрируют больший либерализм в отношении добрачных связей. Профессиональное становление приводит к большему принятию технического (естественнонаучный профиль) или социального (гуманитарный профиль) прогресса [3]. Имеется несколько исследований в отношении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ), которые показывают положительное отношение 97 % респондентов (студентов медицинских вузов и медицинских работников) к ВРТ, которое не зависит от пола, вероисповедания и уровня образования, но различается в зависимости от семейного положения испытуемых и наличия у них детей [3]. В целом принятие ВРТ связано с положительным отношением к другим аспектам научно-технического прогресса, в рамках которого ВРТ рассматриваются как его часть [3].
Значимым фактором в повышении положительного отношения к науке в целом является мотивация школьников и студентов, возможность быть активным участником получения научного знания и значимость учебной научной задачи для последующей жизни [10, 14]. Так, было установлено, что у школьников установка по отношению к науке является сложным конструктом, состоящим из восприятия учителя, тревожности по отношению к науке, ценности науки, самооценки, связанной с успехами в естественнонаучных дисциплинах, радости от изучения естественных наук и отношения родителей, друзей и одноклассников [14].
Рассматривая отношение к прогрессу как частное проявление отношения личности, можно детализировать установки по отношению к окружающему миру, а в социально-психологическом контексте - к другим людям как носителям более прогрессивных установок или характеристик. В практическом плане понимание механизмов, лежащих за установками по отношению к прогрессу и науке, позволит формировать адекватное восприятие научного и технического развития, например, в целях профессионального самоопределения.
Личностные черты как основа отношения к прогрессу
Отношение к прогрессу и науке, вероятно, связано с личностными чертами. Определяя список черт, которые могут выступить значимыми факторами такого отношения, можно полагать, что базовые черты личности, такие как экстраверсия и открытость новому, могут выступить как основа положительного отношения исходя из их характеристик ([12] и др.). Вместе с тем более частные черты личности, такие как авторитарность, консерватизм, религиозность, догматизм, могут более детально ответить на вопрос о связи личности и отношения к прогрессу, науке. Данные черты описывают предрасположенность к традиционным взглядам, принятие ценностей большинства, готовность к подчинению власти, стремление руководствоваться некими авторитетными установками. В отношении авторитарности существует
множество исследований, которые показали, что, несмотря на неоднозначность половых различий, связанных с другими признаками (например, уровень образования, религиозность), жесткость в представлении о гендерных, семейных ролях обнаруживает положительную связь с авторитаризмом. Возрастная динамика увеличения значений авторитаризма и консерватизма связана со снижением способности к усвоению опыта, стремлению сохранить самооценку и утрату способности декодировать эмоции [1, 16]. Результаты сопоставления авторитарности с пятифакторной моделью личности показали, что открытость опыту связана отрицательно, а с сознательностью -положительно [1, 20]. Различные аспекты религиозности демонстрируют разнонаправленные связи с личностными чертами. Так, религиозность и открытость опыту имеют отрицательную связь в случае религиозного фундаментализма и догматической строгости и положительную - в случае более «экстернализированной» религии [18, 21].
Исследовательские вопросы и гипотезы
Первый вопрос (1.1), который поставлен в данном исследовании: будут ли отличаться оценки образов «прогрессивного» и «традиционного» человека в условиях социальной угрозы или поддержки. Исследования влияния социальной угрозы на восприятия стереотипных и контрстереотипных образов мигрантов показывают неоднозначные результаты при разных уровнях ощущения социальной угрозы так, что как стереотипный, так и контрстереотипный образы получали близкие оценки. На данный момент затруднительно говорить о направлении влияния ощущения социальной угрозы или поддержки на восприятие образов «прогрессивного» и «традиционного» человека, так как в отличие от мигрантов они представляют не естественные социальные группы и не противоположные респондентам группы. Например, человек может считать себя прогрессивным из-за активного использования Интернета, но быть сторонником традиционных семейных ценностей. Возможно полагать (1.2), что при увеличении социальной угрозы будет снижаться оценка «прогрессивного» человека и повышаться оценка «традиционного» человека. В данном предположении мы основываемся на том, что «традиционный» человек представляет некий традиционный, знакомый и понятный образ, тогда как носитель «прогрессивных» характеристик выступает как новый человек, обладающий нетрадиционными характеристиками. С последним предположением согласуется другой вопрос (2): не будет ли оценка «традиционного» и «прогрессивного» человека связана с возрастом респондентов. Так, можно ожидать, что молодые респонденты будут более положительно оценивать «прогрессивного» человека как носителя новых качеств, независимо от того, будут они находиться в ситуации социальной угрозы или поддержки. Наконец, возможно (3), что оценка «прогрессивного» и «традиционного» человека в большей степени связана с личностными, а не ситуационными факторами. Можно полагать, что
респонденты с высоким уровнем консерватизма, религиозности и авторитарности будут склонны негативно оценивать образ «прогрессивного» и положительно - образ «традиционного» человека.
Организация и методы исследования
Участники исследования. В исследовании приняли участие 106 человек в возрастном диапазоне от 19 до 84 лет, 80 % выборки - люди до 32 лет; 58,5 % -женщины. Средний возраст составил 28 лет, стандартное отклонение - 11,6. Опрос респондентов проходил с помощью сайта опросов Survey Monkey: они переходили по предложенной организаторами исследования ссылке и заполняли электронные бланки опросников.
Организация эксперимента
Был выполнен двухфакторный экспериментальный межгрупповой план, в котором в качестве зависимой переменной рассматривались оценки образа прогрессивного и непрогрессивного человека, а в качестве независимых: 1) ощущение социальной угрозы - поддержки и 2) портрет прогрессивного или непрогрессивного человека. В данном исследовании воспроизводится процедура и используется стимульный материал, которые были применены в исследовании особенностей восприятия мигрантов С.А. Щебетенко, М.В. Балевой и Д.С. Корниенко [2, 5]. Участники заполняли личностные опросники, затем им предлагалось прочитать один из текстов-воздействий и оценить ощущение социальной угрозы - поддержки по шкале оценки текста [2, 5], после этого они читали портретные самоописания прогрессивного или непрогрессивного человека и оценивали их на основе шкалы отношения к образу рассказчика [2, 5]. Выбор текста и портрета осуществлялся следующим образом: респонденты перед предъявлением текстов и портретов выбирали одну из двух цифр или букв, которые означали один из вариантов.
Применялся двухфакторный дисперсионный анализ ANOVA.
Стимульный материал и методики
1. Ощущение социальной угрозы. Участникам были предложены два альтернативных текста, аналогичные текстам, использованным в исследованиях [2, 5]. В данной работе тексты были представлены как снимки с экрана сайта «Образовательный вестник» за апрель 2018 г. За исключением содержания текстов оформление было идентичным. Материал текстов статей был сконструирован таким образом, что в одной описываются проблемы, с которыми столкнутся студенты в процессе обучения или после окончания вуза, а в другой статье описывались возможные привилегии для студентов.
2. Портретные описания прогрессивного и непрогрессивного человека были составлены на основе вопросов и шкал опросника отношения к прогрессу [3]. Был составлены два портрета девушек, которых условно можно назвать
«прогрессивная» и «традиционная». Первая девушка положительно относится к технологиям и инновациям, использует их в своей повседневной жизни, считает глобализацию естественным процессом. Вторая девушка считает городской темп жизни слишком стремительным, негативно относится к инновациям, ограниченно их использует или пытается избегать их применения в повседневной жизни. Описания прошли экспертную оценку относительно того, насколько они отражают именно характеристики прогрессивного и непрогрессивного человека.
Шкала отношения к образу рассказчика [2, 5] включает в себя 15 утверждений, которые оцениваются по шкале от 1 (совершенно не согласен) до 7 (совершенно согласен). Шкала позволяет получить когнитивную, эмоциональную и поведенческую оценки рассказчика, а также кумулятивную оценку на основе среднего от трех оценок.
Шкала оценки текста [2, 5] представляет вариант семантического дифференциала и состоит из 9 пар полярных прилагательных. Респондент выбирает значение от 1 до 7, которое близко к одному из полюсов. Основным показателем является коэффициент ощущения социальной угрозы - поддержки.
Опросник отношения к научно-техническому прогрессу [3] состоит из 93 пунктов. Респонденты должны были выразить свое согласие с утверждениями, используя шкалу от 1 (полностью не согласен) до 5 (полностью согласен). Опросник нацелен на выяснение отношения к таким аспектам научно-технического прогресса, как технические новинки, глобализация, репродуктивные технологии, развитие биоинженерии. Также опросник позволяет оценить две личностные шкалы: религиозность и консерватизм.
Краткий опросник авторитарности (Right-wing authoritarianism) Б. Альтемейера, в адаптации Ю.Д. Чертковой и коллег [1], состоит из 13 утверждений и позволяет оценить две шкалы: «Авторитарное подчинение и авторитарная агрессия» и «Конвенционализм».
Данные обрабатывались дисперсионным анализом ANOVA, сравнительным t-критерием и корреляционным анализом.
Результаты
Первой задачей стояло выяснение того, оказывает ли текст влияние, т.е. создает ощущение социальной угрозы. Результаты сравнительного t-критерия показывают, что коэффициент ощущения социальной угрозы значимо выше (t = 4,03; p < 0,001; Мугроза = 3,44; £Оугроза = 1,76; Мподдержка = 2,11; £Оподдержка= 1,35) в группе, которая читала именно угрожающий текст.
Далее был проведен двухфакторный дисперсионный анализ ANOVA для определения влияния текста статьи и портретного описания на оценку образа «прогрессивного» или «традиционного» человека.
Таблица 1
Средние и стандартные отклонения показателей оценки образа при разных уровнях фактора «образ рассказчика»
Показатели оценки образа Образ рассказчика
«Прогрессивная» девушка «Традиционная» девушка
Ср. ар. Ст. откл. Ср. ар. Ст. откл.
Когнитивный 3,88 1,06 3,18 1,27
Эмоциональный 4,43 1,02 3,85 1,33
Поведенческий 4,21 1,03 3,65 1,23
Общая оценка 4,17 0,92 3,56 1,18
В результаты был обнаружен только главный эффект образа «прогрессивного» или «традиционного» человека по всем показателям шкалы оценки образа рассказчика: когнитивный (Р (3, 102) = 9,65, р < 0,01), эмоциональный (Р (3, 102) = 6,89, р < 0,01), поведенческий (Р (3, 102) = 8,14, р < 0,01) и общая оценка (Р (3, 102) = 10,04, р < 0,01). Средние и стандартные отклонения по кумулятивной оценке по шкале образа рассказчика приведены в табл.1.
Фактор социальной угрозы не оказал значимого влияния, равно как не обнаружилось взаимодействие факторов. Отметим, что по показателю «поведенческий компонент» оценки образа рассказчика на уровне, близком к значимому (Р (3, 102) = 3,44, р < 0,06), есть взаимодействие факторов «образ рассказчика» и «социальная угроза - поддержка» (см. рисунок).
Рис. Средние значения оценок поведенческого показателя восприятия «прогрессивного» и «традиционного» человека в условиях социальной угрозы или поддержки
Несмотря на то что респондентам были представлены только портретные самоописания, сделанные от лица девушек, половых различий в их оценке не обнаружилось.
Далее был проведен корреляционный анализ показателей следующих личностных свойств: религиозность, консерватизм - либерализм
и авторитарность с показателями оценки образа и возрастом. Не обнаруживается значимых связей между возрастом и показателями оценки, как и с личностными чертами, за некоторым исключением в отношении религиозности, демонстрирующей связь, близкую к значимой (г = 0,178; р < 0,06). Анализ связей возраста, личностных черт и оценок образа отдельно в выборках респондентов, знакомившихся с портретным самоописанием «прогрессивной» или «традиционной» девушки, также не обнаружил значимых корреляций.
Таблица 2
Корреляционные взаимосвязи личностных черт и оценок образа
«прогрессивного» и «традиционного» человека
Показатели Религиозность Консерватизм-либерализм Авторитарное подчинение и агрессия Конвенционализм
«Прогрессивный» человек Когнитивный -,327** -293* -,237* -,268*
Эмоциональный -,238* -,300* -,271* -,196
Поведенческий -,376** -314** -,272* -294*
Общая оценка образа -349** -,322** -,292* -,282*
«Традиционный» человек Когнитивный ,449** ,430* ,232 ,178
Эмоциональный ,360* ,392* ,201 ,221
Поведенческий ,385* ,359* ,215 ,198
Общая оценка образа ,443** ,465** ,246 ,220
Примечание: * - значимые корреляции прир < 0,01; ** - значимые корреляции прир < 0,05.
Как видно из табл. 2, корреляционные взаимосвязи религиозности, консерватизма - либерализма обнаруживают аналогичные взаимосвязи с показателями оценки образов «традиционного» и «прогрессивного» человека, однако направленность противоположная. Так, более высокая религиозность и консерватизм связаны с положительной оценкой традиционного образа и отрицательно с оценкой прогрессивного образа. Кроме того, оценки прогрессивного образа отрицательно связаны с авторитарным подчинением и агрессией и конвенционализмом.
Обсуждение
Полученные результаты позволяют ответить на поставленные в данном исследовании вопросы следующим образом. Несмотря на то что тексты воспринимаются респондентами по-разному, читавшие угрожающий текст демонстрировали большее ощущение социальной угрозы, различий в оценках образов нет. Респонденты одинаково оценивают как «прогрессивного», так и «традиционного» человека, независимо от того, испытывают они ощущение угрозы или нет. Полученные факты только отчасти можно соотнести
с исследованием восприятия образов мигрантов в ситуации поддержки - угрозы [5], когда при усилении угрозы оценка стереотипного образа ухудшалась. Возможное объяснение кроется в том, что образы «традиционного» и «прогрессивного» человека не являются в чистом виде образами аут- или ин-группы, в таком случае переживание угрозы остается как эмоциональный фон и не вступает во взаимодействие с образами. Данное утверждение находит свое подтверждение в том, что отсутствуют взаимодействия факторов социальной угрозы и образа рассказчика. Образ «прогрессивного» человека остается привлекательным независимо от того, испытывают ли респонденты ощущение социальной угрозы или нет, при этом «прогрессивный» человек получает более высокие оценки. «Прогрессивная» девушка рассматривается респондентами как более интересный, умный собеседник, с ней с большей охотой встретились бы в реальной жизни и больше готовы оказать помощь. Возможным объяснением является то, что наша выборка на 60 % представлена студенческим возрастом (до 24 лет), и поэтому более молодые люди воспринимают «прогрессивного» человека как более привлекательного, независимо от того, испытывают они угрозу или нет.
Интерес представляет тот факт, что в условиях социальной поддержки портрет традиционного человека оценивается ниже, чем в условиях угрозы, хотя данное утверждение основано на результате, близком к значимому. На уровне тенденции можно полагать, что переживание поддержки начинает вызывать отрицательную реакцию в отношении «традиционного» человека. Вероятно, именно здесь проявляется тот факт, что респонденты, знакомясь с текстом, который говорит о больших возможностях, открывающихся для студентов, начинают воспринимать девушку, не стремящуюся к активному использованию технологических достижений, как проявление характеристик, несоответствующих актуальному состоянию среды.
Личностные черты - религиозность и консерватизм - противоположным образом связаны с оценкой образа «традиционного» и «прогрессивного» человека. Большая поддержка традиционных семейных ценностей, распределения ролей в браке и т.д., равно как и более высокая оценка роли религии в обществе, приводят к негативной оценке прогрессивного образа и позитивной традиционного. Вместе с тем обнаружен интересный факт в отношении авторитарности. Авторитарность правого толка как принятие и одобрение той организации общества и тех ее властных структур, которые уже существуют, и следование традиционному укладу жизни усиливает негативную оценку «прогрессивного» человека, но никак не отражается на оценке «традиционного» человека. Использованные для диагностики личностных черт шкалы затрагивают сходные аспекты: поддержка традиционных ценностей, принятие мнения большинства, готовность подчиняться авторитету, поэтому обнаруженные взаимосвязи с параметрами оценки образов являются зеркальными и отражают общую тенденцию.
Выводы
Таким образом, во-первых, можно констатировать, что сам образ «прогрессивного» или «традиционного» человека определяет его оценку, независимо от ощущения негативного или позитивного информационного
воздействия. Во-вторых, личностные черты, описывающие склонность к консервативности и религиозности, положительно связаны с высокой оценкой «традиционного» человека, эти же черты и склонность к авторитаризму, конвенционализму связаны негативно с оценкой «прогрессивного» человека.
Данное исследование можно рассматривать как пилотное в отношении проблемы социального восприятия представителей неявной группы в условиях социальной угрозы - поддержки. Полученные факты подтверждают, что образ «прогрессивного» человека воспринимается лучше вне зависимости от условий, однако ответить, почему для респондентов такой образ привлекателен, является задачей нового исследования. Возможно, что «прогрессивного» человека оценивают как более успешного. Несмотря на то что в нашей выборке не проявились возрастные различия, их возможно ожидать, так как образ «прогрессивного» и «традиционного» человека с позиции разных поколений может иметь разное содержание.
Ограничения
Данное исследование имеет ряд ограничений, которые необходимо отметить: во-первых, тексты самоописаний образов «прогрессивного» и «традиционного» человека были составлены от лица молодых людей (до 30 лет); во-вторых, были использованы только женские образы, которые могли восприниматься респондентами через призму гендерных стереотипов, в-третьих, респондентами выступали люди от 19 до 84 лет, что делает результаты неоднородными по отношению к возрасту.
Список литературы
1. Авторитарность в структуре личностных черт [Электронный ресурс] / Ю.Д. Черткова, М.С. Егорова, А.Я. Фоминых, О.С. Алексеева // Психол. исслед. -2017. - Т. 10, № 52. - С. 11. - URL : http://psystudy.ru
2. Балева М.В., Корниенко Д.С. Эмоциональный характер информационного воздействия как фактор восприятия иммигрантов в России // Вестн. Перм. гос. ин-та искусства и культуры. - 2007. - Вып. 5. - C. 167-186.
3. Бычкова В.И. Психологические проблемы, обусловленные применением вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ): диплом. раб. - M.: МГУ. - 2011.
4. Ломов Б.Ф. Научно-технический прогресс и средства умственного развития человека // Психол. журн. - 1985. - Т. 6, № 6. - С. 8-28.
5. Щебетенко С.А., Балева М.В., Корниенко Д.С. Стереотип и социальная угроза как факторы восприятия иммигрантов русскими // Вестн. Перм. гос. инта искусства и культуры. - 2006. - Т. 2, № 2. - С. 138-151.
6. Burris C.N., Rempel J.K. "It's the End of the World as We Know It": Threat and the Spatial-Symbolic Self // Journal of Personality and Social Psychology. -2004. - Vol. 86, № 1. - Р. 19-42.
7. Concannon J.P., Siegel M.A., Halverson K. [et al.]. College Students'Conceptions of Stem Cells, Stem Cell Research, and Cloning // Journal of Science Education and Technology. - 2010. - Vol. 19. - Р. 177-186.
8. Dawson V.M., Schibeci R.A. West Australian high school students' attitudes towards biotechnology processes // Journal of Biological Education. - 2003. -Vol. 38, № 1. - P. 7-12.
9. Goldenberg J.L., Pyszczynski T., Greenberg J. [et al.]. Fleeing the Body: A Terror Management Perspective on the Problem of Human Corporeality // Personality and Social Psychology Review. - 2000. - Vol. 4, № 3. - P. 200-218.
10. Hong Z.R., Lin H. An investigation of students' personality traits and attitudes toward science. International // Journal of Science Education. - 2011. -Vol. 33, № 7. - P. 1001-1028.
11. Jallinoja P., Hakonen A., Aro A.R. [et al.]. Attitudes Toward Genetic Testing: Analysis of Contradictions // Social Science and Medicine. - 1998. -Vol. 46, № 10. - P. 1367-1374.
12. Lee K., Ashton M.C. Psychometric properties of the HEXACO Personality Inventory// Multivariate Behavioral Research. - 2004. - Vol. 39, № 2. - P. 329-358.
13. Legare C.H., Evans E.M., Rosengren K.S. [et al.]. The coexistence of natural and supernatural explanations across cultures and development // Child Development. - 2012. - Vol. 83, № 3. - P. 779-793.
14. Osborne J., Simon S., Collins S. Attitudes toward science: A review of the literature and its implications // International Journal of Science Education. - 2003. -Vol. 25, № 9. - P. 1049-1079.
15. Pyszczynski T., Greenberg J., Solomon S. A Dual-Process Model of Defense Against Conscious and Unconscious Death-Related Thoughts. An Extension of Terror Management Theory // Psychological Review. - 1999. -Vol. 106, № 4. - P. 835-845.
16. Riemann R., Grubich C., Hempel S. [et al.]. Personality and attitudes towards current political topics // Personality and Individual Differences. - 1993. -Vol. 15, № 3. - P. 313-321.
17. Rutjens B.T., van Harreveld F., van der Pligt J. Yes we can: Belief in progress as compensatory control // Social Psychological and Personality Science. -
2010. - Vol. 1. - P. 246-252.
18. Saroglou V. Religion and the five factors of personality: a meta-analytic review // Personality and Individual Differences. - 2002. - Vol. 32, № 1. - P. 15-25.
19. Schimel J., Simon L., Greenberg J. [et al.]. Stereotypes and terror management: Evidence that mortality salience enhances stereotypic thinking and preferences // Journal of Personality and Social Psychology. - 1999. - Vol. 77. -P. 905-926.
20. Sibley C.G., Duckitt J. Personality and prejudice: A meta-analysis and theoretical review // Personality and Social Psychological Bulletin. - 2008. - Vol. 12, № 3. - P. 248-279.
21. Webster D.M., Kruglanski A. W. Individual di erences in need for cognitive closure // Journal of Personality and Social Psychology. - 1994. - Vol. 67. - P. 10491062.
22. Weinstein N. Unrealistic optimism about susceptibility to health problems // Journal of Behavioral Medicine. - 1982. - Vol. 5, № 4. - P. 441-460.
23. Woolley J.D., Cornelius C.A., Lacy W. Developmental changes in the use of supernatural explanations for unusual events // Journal of Cognition and Culture. -
2011. - Vol. 11, № 3/4. - P. 311-337.