Научная статья на тему 'Восприятие отношений с матерью и интеллектуальные показатели детей младшего школьного возраста: кросскультурный анализ'

Восприятие отношений с матерью и интеллектуальные показатели детей младшего школьного возраста: кросскультурный анализ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
163
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПРИЯТИЕ РЕБЕНКОМ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ / СТЕПЕНЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПРИНЯТИЯ / ХАРАКТЕР УЧАСТИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА / ИНТЕЛЛЕКТ / КРОСС-КУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Восприятие отношений с матерью и интеллектуальные показатели детей младшего школьного возраста: кросскультурный анализ»

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

УДК 159.9

ВОСПРИЯТИЕ ОТНОШЕНИЙ С МАТЕРЬЮ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: КРОССКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ

Т.Н. ТИХОМИРОВА1, С.Б. МАЛЫХ1*, И.А. ЛЫСЕНКОВА2, А.П. БЕЛОВА 1, О.Н. ОВЧАРОВА1, Е.Д. ГИНДИНА1, Д.А. ГАЙСИНА3

1 ФГНУ «Психологический институт РАО», Москва, Россия;

2Кыргызско-Российский Славянский университет, Бишкек, Кыргызстан;

3 Университет Сассекса, Брайтон, Великобритания

В статье представлены результаты кросскультурного анализа структуры взаимосвязей между восприятием детьми младшего школьного возраста материнского отношения и интеллектуальными показателями детей на выборках России и Кыргызстана. Обнаружен статистически значимый эффект фактора принадлежности к государству для интеллектуального показателя и трех аспектов материнского отношения, оцениваемых детьми, - эмоционального принятия, позитивного участия и агрессивной отчужденности. В среднем кыргызские дети воспринимают отношение матерей как более эмоционально принимающее и менее отвергающее, по сравнению с российскими сверстниками. Регрессионный анализ выявил предикторы интеллектуальных показателей: на российской выборке - восприятие ребенком материнского отношения как эмоционально отвергающего; на кыргызской выборке - степень агрессивной отчужденности матери, оцениваемая ребенком. Показано, что вклад этих воспринимаемых аспектов материнского отношения в интеллектуальные показатели ребенка зависит от сложности интеллектуальных тестовых заданий.

Ключевые слова: восприятие ребенком родительского отношения, степень эмоционального принятия, характер участия в деятельности ребенка, интеллект, кросс-культурный анализ, младший школьный возраст.

Введение

В современных исследованиях изучение семейной среды связывается, прежде всего, с научным поиском средовых факторов, участвующих в формировании индивидуальных различий в личностных и когнитивных характеристиках. При этом традиционно рассматриваются такие семейные факторы, как, например, социально-экономический статус семьи (Яокэа

© Тихомирова Т.Н., Малых С.Б., Лысенкова И.А., Белова А.П., Овчарова О.Н., Гиндина Е.Д., Гайсина Д.А., 2013

* Для корреспонденции:

Малых Сергей Борисович академик РАО

ФГНУ «Психологический институт» РАО 125009 Москва, ул. Моховая, 9, стр. 4 E-mail: malykhsb@mail.ru

J., Potter D., 2011) [35], социокультурные представления родителей о ценности образования (Sy S.R., Schulenberg J.E., 2005) [39], ситуации развода и новых браков родителей (Hetherington E.M., Bridges M., Insabella G.M., 1998) [23], личностные характеристики родителей (Hines E.M., & Holcomb-Mc-Coy C., 2013) [24].

Вместе с тем в контексте взаимосвязи с индивидуальными различиями в когнитивных характеристиках подчеркивается важность исследования особенностей родительского отношения (Дружинин В.Н., 2002 [1]; Тихомирова Т.Н., 2010 [7]; Poug-net E., Serbin L.A., Stack D.M., Schwartzman A.E., 2011 [34]; Cheung C.S.-S., Pomerantz E.M., 2011 [12]; Harold G.T., Aitken J.J., Shel-ton K.H., 2007 [21] и др.). При этом под родительским отношением понимается совокупность характерных, ситуационно

неспецифических способов эмоционального отношения и поведения конкретного родителя с конкретным ребенком. Согласно психолого-педагогической литературе, выделяются два аспекта, которые наиболее адекватно отражают родительское отношение к ребенку: 1) степень выраженности эмоционального принятия ребенка и 2) характер участия в деятельности ребенка (например, Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., 2001 [9]; Kagitcibasi C., 2005 [26]).

Большинство исследований взаимосвязей различных аспектов родительского отношения и когнитивных показателей детей сосредоточено на изучении роли эмоционального принятия и контроля в школьных достижениях. В частности, показано, что низкий уровень эмоционального принятия ребенка взаимосвязан с низкими показателями выполнения академических тестовых заданий (Kordi A., Bahamdin R., 2010 [28]; Harold G.T., Aitken J.J., Shelton K.H., 2007 [21]), а высокие показатели родительского контроля - с высоким уровнем успеваемости подростков (Pong S.L., Hao L., Gardner E., 2005) [33]. Установлено также, что позитивное участие родителей положительно взаимосвязано с успешностью подростков в обучении различным дисциплинам (Kordi A., Baharudin R., 2010 [28]; Xitao F., Michael C., 2001 [41]; Kaisa A., Hakan S., Jari-erik N., 2000 [27]; Grolnick W.S., Kurowski C.O., Dunlap K.G., Hevey C., 2000 [20]).

Кроме того, в подобных исследованиях делается акцент на изучение отношения матерей. Например, констатируется наличие взаимосвязи между отношением матери к ребенку в младенчестве и академической успешностью в школе (Cassidy J., Berlin L.J., 1994) [11]. Отмечается также, что материнское отношение к детям не статично, а претерпевает изменения в различные возрастные периоды жизни ребенка. Так, в лонгитюдном исследовании динамики дет-ско-родительских отношений было проде-монстировано, что родительское отношение к ребенку меняется при поступлении

его в школу - усиливается контроль и повышается требовательность со стороны матерей (Лужецкая И.А., Павлова О.Н., 2003) [3].

Следует особо отметить, что аспекты родительского отношения в большинстве исследований рассматриваются с позиции родителей - матери и/или отцы заполняют различные диагностические опросники. Вместе с тем, согласно результатам психологических и психогенетических исследований, факторы семейной среды должны анализироваться как факторы индивидуальной среды - средовые условия, не способствующие похожести детей, находящихся в формально одинаковых условиях (Малых С.Б., Тихомирова Т.Н., Ковас Ю.В., 2012 [4]; Plomin R., DeFries J.C., Knopik V.S., & Neiderhiser J.M., 2012 [32]; Plomin R., As-bury K., & Dunn J.F., 2001 [31]). Действительно, с одной стороны, родители могут относиться к своим детям по-разному, с другой - дети одной семьи по-разному могут воспринимать родителей сквозь призму своих индивидуальных особенностей (Тихомирова Т.Н., 2010 [7]; Марковская И.М., 1999 [5]; Карабанова О.А., 2004 [2]; Harris K.M., Morgan S.P., 1991 [22]).

Кроме того, в ряде исследований семейной среды подчеркивается низкая степень согласия между оценками матерей и детей, отвечавших на один и тот психодиагностический тест, - указываются коэффициенты корреляции от 0,11 до 0,41 для младших подростков (Tsaousis I., Mascha K., Giovazolias T., 2011) [40] и от 0,31 до 0,41 - для молодых людей (Schwarz J.C., Barton-Hanry M.L., Pruzinsky T., 1985) [38]. Подобные результаты могут объясняться генетическими различиями и уникальным индивидуальным опытом, который возможно зафиксировать через оценку восприятия ребенком особенностей родительского отношения.

Исследования восприятия детьми родительского отношения развиваются, в основном, в направлении взаимосвязей с индивидуальными различиями в реле-

вантных образованию признаках (например, Cheung C.S.-S., McBride-Chang, 2008). В частности, показано, что воспринимаемая детьми материнская и отцовская эмоциональная поддержка объясняет индивидуальные различия в мотивации и академических достижениях детей (Pougnet E., Serbin L.A., Stack D.M., Schwartzman A.E., 2011 [34]; Roy K., Kwon Y., 2007 [36]). В работах, изучающих взаимосвязи с когнитивными характеристиками детей, семейная среда традиционно анализируется через оценку ребенком стабильности/хаотичности домашней обстановки (Dumas J.E., Nissley J., Nordstrom A. et al., 2005) [15]. Так, определяется взаимосвязь воспринимаемой нестабильности домашней остановки с низким уровнем IQ детей (Dumas J.E., 2005) [14] и высоким уровнем поведенческих нарушений (Petrill S.A., Pike A., Price T.S., Plomin R, 2004) [30]. В лонгитюдном исследовании, направленном на изучение направления взаимосвязей семейной среды и IQ детей, было найдено влияние воспринимаемой нестабильности домашней остановки на низкий уровень интеллекта детей (Deater-Deckard K., Mullineaux P.Y., Beekman C., Petrill S.A., Schatschneider C., Thompson L.A., 2009) [13].

Специалисты в области исследования детско-родительских отношений констатируют стабильные кросскультурные различия в степени эмоционального принятия и характере вовлечения родителей в деятельность ребенка, а также в особенностях восприятия детьми родительского отношения. Показано, например, что азиатские родители демонстрируют более высокое понимание ценности образования для своих детей, чем европейские родители, и, следовательно, больше участвуют в процессе обучения своих детей (Zhou X. et al., 2006 [42]; Lim S., Lim B.K., 2004 [29]; Huntsinger C.S., Jose P.E., Larson S.L., 1998) [25]. Этот факт используется в качестве объяснительной категории кросскультурного превосходства школьников из Китая, Сингапура и Кореи по математическим и естествен-

нонаучным дисциплинам (PISA, www.pisa. oecd.org). Интересными представляются кросскультурные исследования оценки родителями интеллектуальных показателей своих детей (Furnham A., Rakow T., Mak T., 2002 [19]; Furnham A., Mkhize N., Mndaweni T., 2004 [18] и др.). Так, было обнаружено, что оценки интеллектуальных показателей своих детей у японских родителей в целом ниже, чем у американских и европейских родителей (Furnham A., Fukumoto S., 2008) [16]. Кросскультурные различия в родительских оценках интеллекта детей традиционно объясняется социально желательными в культурных сообществах поведенческими признаками и личностными качествами, например, скромностью в Японии (Furnham A., Hosoe T., Tang T., 2002 [17]; Furnham, Fukumoto, 2008 [16]).

Таким образом, теоретический анализ выявил некоторые принципиальные моменты в исследованиях взаимосвязи дет-ско-родительских отношений и когнитивных показателей ребенка, которые представляют собой актуальные, преемственные задачи в данном направлении.

Во-первых, необходимо сфокусировать исследовательское внимание на изучении восприятия ребенком отношения матери к нему, а именно: степени эмоционального принятия и характера участия в жизни ребенка. В частности, степень принятия может варьировать от эмоционального отвержения до принятия ребенка матерью, а характер участия матери в жизни ребенка - от агрессивной отчужденности до позитивного участия.

Во-вторых, представляется актуальным исследовать взаимосвязь различных аспектов восприятия детьми родительского отношения с показателями тестового интеллекта детей. При этом следует интерпретировать причинно-следственные взаимосвязи в соответствии с дизайном и результатами исследования.

В-третьих, возможно, наиболее информативной будет выборка детей младшего школьного возраста. В этом возрасте, с од-

ной стороны, сохраняется ориентация на значимость родительского отношения, а, с другой стороны, рефлексивные возможности детей 8-10 лет позволяют адекватно оценить родительское отношение посредством выбора ответа на вопросы.

В-четвертых, структура взаимосвязей восприятия родительского отношения и интеллекта детей будет рассмотрена с позиций кросскультурного сходства и различия: в исследовании будут принимать участие респонденты из Российской Федерации и Кыргызской Республики, представляя европейскую и азиатскую модели семейных отношений.

Следовательно, целью настоящего исследования является кросскультурный анализ взаимосвязей восприятия ребенком младшего школьного возраста материнского отношения и его интеллектуальных показателей на выборках России и Кыргызстана.

Методика

В исследовании приняли участие 1334 обучающихся младшего школьного возраста, из них 690 младших школьников (52,5% мальчиков) из Российской Федерации (Гимназия, Московская область), и 644 младших школьника (45,5% мальчиков) из Кыргызской Республики (Гимназия, г. Бишкек). Образовательный процесс в этих двух гимназиях ведется на русском языке. При этом у кыргызских детей общение в семье происходит на кыргызском языке.

Возраст российских участников находится в пределах от 6,8 до 11,7 лет (среднее значение = 9,3, стандартное отклонение = 1,03); возрастной диапазон кыргызских участников - от 6,8 до 11,8 лет (среднее значение = 9,2, стандартное отклонение = 1,16). На участие детей в данном исследовании были получены индивидуальные письменные согласия от родителей.

Восприятие ребенком отношения матери фиксировалось при помощи опросника «Детский отчет о родительском отноше-

нии», вариант «Отношение матери» (The Children's Report of Parental Behavior Inventory - CRPBI, Schludermann S. & Schludermann E., 1988 [37]). Русскоязычная версия этого опросника в вариантах «Отношение матери» и «Отношение отца» адаптирована Т.Н. Тихомировой, С.Б. Малых и Д. А. Гайсиной (2013 [8]. Аспекты восприятия родительского отношения рассматривались как количественные показатели шкал опросника: 1) «Эмоциональное принятие», 2) «Позитивное участие», 3) «Эмоциональное отвержение», 4) Агрессивная отчужденность».

Интеллект детей измерялся тестом «Стандартные Прогрессивные матрицы» (Равен Дж., Равен Дж.К., Корт Дж., 2002) [6], который позиционируется как самая «чистая» мера интеллекта (как латентная характеристика); тест не требует владения специальными навыками (Carpenter P.A., Just M.A., Shell P., 1990) [10]. Кроме того, этот тест подходит для диагностики интеллекта в условиях культурно-сравнительных исследований (Равен Дж., Равен Дж.К., Корт Дж., 2002) [6]. В рамках настоящего исследования в статистический анализ включен не только общий балл по тесту, но и анализируются количественные показатели по сериям A, B, C, D и E, определяющим уровень сформированности определенных мыслительных операций. В частности, серия А выявляет умение дифференцировать элементы; серия B - способность находить аналогии между парами фигур; серия С - умение устанавливать закономерности изменения фигур; серия D - способность устанавливать количественные и качественные закономерности как фигуры в целом, так и ее элементов; серия Е - определяет способность к анали-тико-синтетической переработке информации. При этом предполагается увеличение сложности заданий теста - от серии А к серии E.

Сбор данных в России и Кыргызстане осуществлялся в соответствии со стандартами проведения кросскультурных ис-

следований (Berry, Poortinga, Segall, Dasen, 2002). Анализ данных проводился на базе обезличенных персональных данных.

Результаты и обсуждение

Для подтверждения структурной эквивалентности данных на Российской и Кыргызской выборках был проведен факторный анализ анализируемых показателей восприятия отношения матерей и интеллектуальных показателей детей. Факторный анализ выявил инвариантную факторную структуру данных: на выборках России и Кыргызстана выявлено два фактора, объяснивших 67,9 и 64,7% дисперсий показателей, соответственно.

Следовательно, результаты факторного анализа подтверждают структурную эквивалентность данных, что дает возможность интерпретировать количественные разли-

чия между показателями в кросскультур-ном контексте.

Описательные статистики и коэффициенты внутренней согласованности шкал опросника «Детский отчет о родительском отношении» на российской и кыргызской выборках представлены в Таблице 1.

Из таблицы 1 видно, что коэффициенты внутренней согласованности альфа Кронбаха достигают удовлетворительных значений для всех шкал опросника: от 0,73 до 0,79 - на российской выборке и от 0,72 до 0,84 - на кыргызской выборке. Эти результаты подтверждают надежность шкал опросника «Детский отчет о родительском отношении».

В таблице 2 представлены описательные статистики для показателей по сериям А, В, С, Б, Е и общего балла по тесту «Стандартные Прогрессивные матрицы», полученных на выборках России и Кыргызстана.

Таблица 1

Описательные статистики и коэффициенты альфа Кронбаха для шкал опросника «Детский отчет о родительском отношении»

Шкалы Россия Кыргызстан

Среднее Стандартное отклонение Альфа Кронбаха Среднее Стандартное отклонение Альфа Кронбаха

Эмоциональное принятие 20,06 2,72 0,73 20,92 3,00 0,75

Позитивное участие 17,85 2,41 0,74 18,39 3,59 0,72

Эмоциональное отвержение 10,07 2,88 0,75 9,86 3,24 0,80

Агрессивная отчужденность 11,73 3,53 0,79 11,19 3,85 0,84

Описательные статистики для серий теста «Стандартные Прогрессивные матрицы» Дж. Равена

Шкалы Россия Кыргызстан

Среднее Стандартное отклонение Среднее Стандартное отклонение

Серия А 10,48 1,53 9,77 1,69

Серия В 9,95 2,39 8,44 3,08

Серия С 7,81 2,47 6,23 3,10

Серия Б 7,94 2,57 5,58 3,51

Серия Е 3,37 2,57 1,39 1,85

Общий балл по Равену 39,58 9,24 31,41 10,46

Таблица 2

Максимально возможное значение по каждой серии составляет 12 баллов, минимальное - 0 баллов. Максимальное значение общего балла по тесту Равена может достигать 60. Уменьшение средних значений от серии А к серии Е, наблюдаемое на обеих выборках, подтверждает увеличение сложности заданий теста «Стандартные Прогрессивные матрицы».

Однофакторный дисперсионный анализ был применен для изучения влияния фактора принадлежности к государству (Российская Федерация и Кыргызская Республика) на показатели восприятия отношения матерей и интеллектуальные показатели детей.

Критерий равенства дисперсий Ливи-ня использовался для проверки гипотезы о равенстве дисперсий всех распределений анализируемых переменных для сравниваемых выборок. Для шкал «Эмоциональное принятие» и «Агрессивная отчужденность» уровень значимости оказался больше, чем 0,05, что говорит о равенстве дисперсий в двух популяциях по этим показателям. Для всех остальных показателей восприятия отношения матери и интеллекта уровень значимости оказался меньше, чем 0,05. Этот факт говорит о неравенстве дисперсий по этим тестовым показателям.

В таблице 3 представлены обобщенные результаты однофакторного дисперсионного анализа, где фактор «Государство» - фактор принадлежности испытуемых к Российской Федерации или Кыргызской Республики; в качестве зависимых переменных последовательно выступили показатели по шкалам опросника «Детский отчет о родительском отношении» и сериям теста «Стандартные Прогрессивные матрицы».

Из таблицы 3 видно, что эффект фактора «Государство» оказался статистически значимым для показателей по трем шкалам опросника «Детский отчет о родительском отношении» и для показателей по всем сериям и общему баллу по тесту «Стандартные Прогрессивные матрицы».

В частности, среди аспектов детского восприятия отношения матерей значимые эффекты принадлежности к государству получены для шкал «Эмоциональное принятие», «Позитивное участие» и «Агрессивная отчужденность». При этом показатели восприятия кыргызскими детьми своих матерей оказываются более высокими для «положительных» шкал («Эмоциональное принятие» и «Позитивное участие») и менее высокими для шкалы «Агрессивная отчужденность» по сравнению с показателями российских детей. При этом обращают на себя внимание незначительные размеры эффектов для этих шкал -от 1 до 2%.

Более значительные размеры эффектов фактора принадлежности к государству получены для всех серий теста «Стандартные Прогрессивные матрицы». Размер эффекта возрастает соответственно сложности тестовой серии. Так, наименьший размер эффекта получен для серии А (п2 =0,03, р=0,00), а наибольший - для серии Е (п2 =0,14, р=0,00). Для общего тестового эффект фактора принадлежности к государству объяснил 10% дисперсии этого показателя. Согласно средним значениям тестовых серий (см. таблицу 1), российские младшие школьники обнаруживают лучшие результаты по сравнению со своими кыргызскими сверстниками.

С помощью корреляционного анализа были изучены взаимосвязи между различными аспектами восприятия ребенком отношения матери и его интеллектуальных показателей. В таблице 4 представлены коэффициенты корреляции показателей по шкалам опросника «Детский отчет о родительском отношении» с общим баллом по тесту «Стандартные Прогрессивные матрицы» на российской и кыргызской выборках.

При анализе корреляционной матрицы на выборке России необходимо отметить высокое количество статистически достоверных взаимосвязей между показателями восприятия ребенком материнского отношения и интеллекта ребенка.

Таблица 4

Матрица взаимных корреляций аспектов родительского отношения и показателя интеллекта детей на выборках России (первая строка) и Кыргызстана (вторая строка)

Таблица 3

Оценка влияния фактора принадлежности к государству на анализируемые показатели

Анализируемый эффект Показатель Сумма квадратов Критерий Фишера (Б) Уровень значимости (р) Размер эффекта (п2)

Фактор «Государство» «Эмоциональное принятие» 194,75 23,47 0,00 0,02

«Позитивное участие» 78,25 12,40 0,00 0,01

«Эмоциональное отвержение» 10,48 1,11 0,29 0,00

«Агрессивная отчужденность» 78,73 5,71 0,02 0,01

Серия А 76,31 29,34 0,00 0,03

Серия В 351,02 43,44 0,00 0,04

Серия С 435,90 52,47 0,00 0,05

Серия Б 1059,66 106,40 0,00 0,09

Серия Е 834,37 176,59 0,00 0,14

Общий балл по Равену 12053,21 119,22 0,00 0,10

(1) (2) (3) (4) (5)

«Эмоциональное принятие» (1) 1 1

«Позитивное участие» (2) 0,64** 0,68** 1 1

«Эмоциональное отвержение» (3) -0,43** -0,37** -0,41** -0,33** 1 1

«Агрессивная отчужденность» (4) -0,48** -0,38** -0,47** -0,38** 0,68** 0,74** 1 1

Общий балл, тест «СПМ» Дж. Равена (5) 0,13** 0,04 0,12** 0,05 -0,35** -0,17** -0,24** -0,22** 1 1

Примечание: ^коэффициенты корреляции Пирсона значимы на уровне р<0,01

При этом отмечаются положительные взаимосвязи интеллектуального показателя со шкалами «Эмоциональное принятие» и «Позитивное участие», а также -отрицательные корреляции интеллекта со шкалами «Эмоциональное отвержение» и «Агрессивная отчужденность».

Отличительной особенностью результатов корреляционного анализа на кыргызской выборке является отсутствие взаимосвязей «положительных» шкал опросника («Эмоциональное принятие» и «Позитивное участие») с общим баллом

по интеллектуальному тесту. Что касается шкал «Эмоциональное отвержение» и «Агрессивная отчужденность», то они отрицательно коррелируют с интеллектуальным показателем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Корреляционный анализ, проведенный на объединенной выборке, демонстрирует сходные с кыргызской выборкой взаимосвязи - не обнаружены корреляции общего балла по тесту «Стандартные Прогрессивные матрицы» со шкалами «Эмоциональное принятие» и «Позитивное участие».

Вместе с тем корреляционный анализ не раскрывает причинно-следственных отношений взаимосвязей аспектов восприятия ребенком материнского отношения и его интеллектуального уровня. Так, с одной стороны, для российской выборки можно предположить, что если отношение матери воспринимается как эмоционально поддерживающее с позитивным участием в делах ребенка, то ребенок демонстрирует более высокие интеллектуальные показатели. С другой стороны, возможно, что ребенок, обладающий более высокими интеллектуальными показателями, воспринимает отношение матери к нему как эмоционально поддерживающее.

В рамках множественного регрессионного анализа аспекты восприятия ребенком материнского отношения - «Эмоциональное принятие», «Позитивное участие», «Эмоциональное отвержение» и «Агрессивная отчужденность» - рассматривались как предикторы успешности выполнения каждой серии и всего теста в целом на выборках России и Кыргызстана. В таблице 5 представлены характеристики регрессионных моделей, где в качестве зависимых переменных последовательно выступали показатели по сериям и общий

балл теста «Стандартные Прогрессивные матрицы».

Из таблицы 5 видно, что на российской выборке успешность выполнения серий теста «Стандартные Прогрессивные матрицы» предсказывают регрессионные модели, объясняя от 5 до 10% дисперсии этих показателей. Результаты оценки этих регрессионных моделей с помощью критерия Фишера позволяют считать регрессии в целом значимыми. На кыргызской выборке значимыми являются регрессионные модели для серий В, С, Б, Е, объясняя при этом от 1 до 5% дисперсии показателей по этим сериям.

Следует отметить, что на российской выборке получены более высокие значения коэффициента детерминации как для показателей по отдельным сериям, так и для общего балла по тесту. В частности, множественный регрессионный анализ объяснил 12% дисперсии показателя по тесту в целом для российской выборки и 4% дисперсии для кыргызской. Следовательно, вклад восприятия материнского отношения в показатели успешности выполнения интеллектуальных тестов является более существенным в российском обществе, чем в Кыргызстане.

Зависимая переменная Я2 Скорректированный Я2 Б-статистика Уровень значимости

Серия А 0,06 0,01 0,05 0,00 7,43 1,28 0,00 0,28

Серия В 0,09 0,02 0,08 0,01 11,53 2,84 0,00 0,03

Серия С 0,11 0,06 0,10 0,05 14,34 8,47 0,00 0,00

Серия Б 0,08 0,05 0,08 0,05 10,86 8,38 0,00 0,00

Серия Е 0,06 0,03 0,05 0,02 7,82 3,56 0,00 0,00

Общий балл 0,12 0,12 17,00 0,00

по Равену 0,05 0,04 7,46 0,00

Таблица 5

Характеристики регрессионных моделей, зависимые переменные - серии и общий балл по тесту «СПМ» Дж. Равена на выборках России (первая строка) и Кыргызстана (вторая строка)

Таблица 6

Оценка параметров регрессий, прогнозирование показателей по сериям и общему баллу теста «Стандартные Прогрессивные матрицы»

Зависимая переменная Значимые предикторы в В Стандартная ошибка В 95% доверительный интервал для В

Серия А «Эмоциональное отвержение» -0,22*** -0,12 0,03 -0,18 -0,06

Серия В «Эмоциональное отвержение» -0,28*** -0,23 0,05 -0,33 -0,14

С Серия С «Эмоциональное отвержение» -0,33*** -0,28 0,05 -0,38 -0,18

С о Р Серия Б «Эмоциональное отвержение» -0,31*** -0,28 0,06 -0,38 -0,18

Серия Е «Эмоциональное отвержение» -0,24*** -0,21 0,06 -0,32 -0,10

Общий балл по Равену «Эмоциональное отвержение» -0,35*** -1,12 0,19 -1,49 -0,75

Серия А - - - - - -

к Серия В «Агрессивная отчужденность» -0,16* -0,12 0,05 -0,22 -0,02

£ и т Серия С «Агрессивная отчужденность» -0,21** -0,17 0,05 -0,27 -0,08

В Серия Б «Агрессивная отчужденность» -0,24*** -0,22 0,06 -0,33 -0,11

Серия Е - - - - - -

Общий балл по Равену «Агрессивная отчужденность» -0,21** -0,58 0,17 -0,91 -0,25

Анализ коэффициентов детерминации, полученных и на российской, и на кыргызской выборках, демонстрирует сходные тенденции. Так, на обеих выборках коэффициент детерминации достигает максимума для показателя по серии С - средней по степени сложности (0,10 и 0,08 - для российских и кыргызских участников, соответственно, при p=0,00). При этом минимальные значения скорректированного Я.2 получены и для самой легкой серии А, и для самой сложной серии Е. В частности, на российской выборке для серий А и Е значения коэффициентов детерминации составляют 0,05 при p=0,00; на кыргызской - для серии А регрессия оказалась незначимой ^=0,28), для серии Е значение коэффициента детерминации составляет 0,02 при p=0,00. Согласно полученным результатам, для тестовых заданий средней сложности

особенности восприятия ребенком материнского отношения объясняют больший процент дисперсии показателей успешности выполнения таких заданий, а для заданий минимальной и максимальной сложности - меньший процент дисперсии.

Регрессионные модели для отдельных тестов и общего балла по Равенну включали в качестве предикторов четыре аспекта восприятия детьми материнского отношения: 1) «Эмоциональное принятие», 2) «Позитивное участие», 3) «Эмоциональное отвержение» и 4) «Агрессивная отчужденность». В таблице 6 представлены обобщенные результаты регрессионного анализа. В таблицу 6 включены только значимые предикторы - аспекты восприятия детьми материнского отношения.

Таким образом, оценка параметров регрессии на российской выборке выявила,

что единственным статистически достоверным предиктором показателей по всем сериям и общего балла по тесту является такой аспект восприятия материнского отношения, как «Эмоциональное отвержение» с отрицательными значениями ^-ко-эффициентов. При этом максимального значения ^-коэффициент достигает для показателя по серии С (-0,33 при р<0,001). Минимальные значения ^-коэффициент принимает при прогнозировании показателей по сериям А и Е, что подчеркивает уменьшение процента дисперсии показателей по этим тестовым сериям, обусловленного воздействием эмоционального отвержения матерью. Для общего показателя по тесту «Стандартные Прогрессивные матрицы» ^-коэффициент составляет -0,35 при р=0,00. Таким образом, чем выше степень эмоционального отвержения согласно оценке ребенка, тем ниже его интеллектуальные тестовые показатели.

Множественный регрессионный анализ, проведенный на кыргызской выборке, показал несколько иные результаты. С одной стороны, регрессионный анализ так же, как и на российской выборке, выявил единственный предиктор успешности в выполнении тестовых серий и общего балла. С другой стороны, этим предиктором оказался второй «отрицательный» аспект восприятия ребенком материнского отношения - «Агрессивная отчужденность». Кроме того, этот аспект является предиктором успешности выполнения тестовых серий В, С и Б. Для наиболее легкой серии А и наиболее сложной серии Е не выявлено значимых предикторов этих показателей. Для общего балла как зависимой переменной значение ^-коэффициента составило -0,21 при р=0,00, что свидетельствует о некотором кросскультурном сходстве в структуре взаимосвязей аспектов восприятия материнского отношения и итогового интеллектуального показателя.

В целом, проведенное культурно-сравнительное исследование выявило сходства и различия как для показателей воспри-

ятия детьми материнского отношения и уровня интеллекта в младшем школьном возрасте, так и при анализе структуры взаимосвязей этих показателей.

Так, с помощью дисперсионного анализа установлен статистически значимый эффект фактора принадлежности к государству для трех аспектов материнского отношения, оцениваемых детьми, - эмоционального принятия, позитивного участия и агрессивной отчужденности. Согласно средним значениям, по этим аспектам кыргызские дети оценивают материнское отношение как более принимающее при высоком позитивном участии матерей. Однако необходимо отметить незначительные размеры эффектов - от 1 до 2%.

Для интеллектуальных показателей (общего балла и по каждой тестовой серии) получены кросскультурные различия с более значительными размерами эффектов. В частности, для итогового интеллектуального показателя размер эффекта государственной принадлежности составляет 0,10 (р<0,001). Вместе с тем полученные результаты подтверждают целесообразность анализа не только итогового тестового балла, но и показателей успешности младших школьников в выполнении отдельных серий тестовых заданий, которые различаются степенью сложности. Так, оценка размеров эффекта принадлежности к государству показывает, что происходит постепенное увеличение процента объясняемой дисперсии от наиболее простой серии А к серии Е (3, 4, 5, 9 и 14% при р<0,001). Этот факт подчеркивает увеличение роли государства, возможно, образовательной системы, в успешности выполнения детьми младшего школьного возраста более сложных тестовых заданий. Следует также подчеркнуть, что показатели выполнения всех тестовых серий российскими младшими школьниками в среднем превышают результаты кыргызских участников исследования.

Корреляционный анализ продемонстрировал некоторые различия в структу-

ре взаимосвязей особенностей восприятия детьми материнского отношения и успешности в выполнении интеллектуального теста на выборках России и Кыргызстана. Так, на российской выборке все показатели по шкалам опросника «Детский отчет о родительском отношении» коррелируют с итоговым тестовым баллом интеллекта. При этом обнаружено, что восприятие российскими детьми материнского отношения как эмоционально принимающего с позитивным участием положительно взаимосвязано с интеллектуальными показателями. «Отрицательные» шкалы - «Эмоциональное отвержение» и «Агрессивная отчужденность» - отрицательно взаимосвязаны с интеллектуальным тестовым баллом детей.

На кыргызской выборке не найдено взаимосвязей интеллекта детей с положительными аспектами восприятия материнского отношения. Структура взаимосвязей отрицательных аспектов восприятия отношения матерей с интеллектом детей оказывается сходной с российскими результатами корреляционного анализа. Возможно, отсутствие взаимосвязей между положительными аспектами материнского отношения и интеллектуальными показателями детей может объясняться тем, что в среднем кыргызские дети младшего школьного возраста оценивают материнское отношение к ним как более эмоционально принимающее с конструктивным позитивным участием по сравнению с оценками их российских сверстников.

Регрессионный анализ, проведенный внутри каждой выборки, позволил объяснить 12% дисперсии показателя интеллекта на российской выборке и 4% - на кыргызской. На обеих выборках обнаружен единственный значимый предиктор успешности выполнения интеллектуального теста - из числа «отрицательных» шкалы восприятия материнского отношения. Согласно результатам, на выборке российских младших школьников значимым предиктором является шкала «Эмоциональное отвержение», а на кыргызской выбор-

ке - «Агрессивная отчужденность». Таким образом, влияние отрицательных аспектов восприятия детьми материнского отношения оказывается значимым для уровня интеллектуального развития и российских, и кыргызских детей: чем более отвергающим и агрессивным оценивают дети поведение матери, тем более низкими являются их интеллектуальные показатели.

Обращает на себя внимание траектория изменения скорректированного коэффициента детерминации Я2, позволяющего оценить вклад восприятия детьми материнского отношения в успешность выполнения серий различной сложности теста «Стандартные Прогрессивные матрицы». Согласно полученным результатам, для тестовых заданий минимальной и максимальной сложности (серии А и Е) восприятие ребенком материнского отношения объясняет существенно меньший процент дисперсии показателей успешности выполнения таких заданий, чем для заданий средней сложности (серия С). Вероятно, существует некоторый диапазон сложности тестовых интеллектуальных заданий, в пределах которого восприятие ребенком отношения с матерью объясняет больший или меньший процент дисперсии успешности выполнения тестовых заданий.

Заключение

Таким образом, проведенное исследование уточнило структуру взаимосвязей восприятия детьми младшего школьного возраста материнского отношения с интеллектуальными показателями детей на выборках Российской Федерации и Кыргызстана. В частности, показано, что кыргызские дети воспринимают отношение матерей как более эмоционально принимающее и менее отвергающее, по сравнению с российскими сверстниками. В то же время результаты российских младших школьников в выполнении интеллектуальных тестовых заданий в среднем превышают аналогичные показатели кыргызских детей. Выявлены пре-

дикторы интеллектуальных показателей: на российской выборке - восприятие ребенком материнского отношения как эмоционально отвергающего; на кыргызской выборке - степень агрессивной отчужденности матери, оцениваемая ребенком. Результаты регрессионного анализа, полученные на обеих выборках, подтверждают вклад «отрицательных» аспектов восприятия материнского отношения в интеллектуальные показатели детей: чем выше оценивается ребенком степень эмоционального отвержения, тем ниже интеллектуальные показатели детей. Интересно, что вклад этих воспринимаемых аспектов материнского отношения в интеллектуальные показатели ребенка зависит от сложности интеллектуальных тестовых заданий.

Вместе с тем представляется необходимым задаться вопросом о направлении взаимосвязей восприятия детьми материнского отношения и интеллектуальных показателей детей. Так, возможно, что аспекты восприятия ребенком родительского отношения воздействуют на показатели успешности выполнения интеллектуальных тестов. Но, с другой стороны, можно предположить, что уровень интеллектуального развития ребенка влияет на особенности восприятия родительского отношения. Однако научно обоснованный ответ на этот вопрос можно получить при проведении лонгитюдного анализа структуры взаимосвязей с включением выборок, принадлежащих к другим возрастным и социокультурным группам.

Работа выполнена при поддержке Министерства образования и науки РФ, Соглашение №. 8013.

Литература

1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 2002.

2. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. - М.: Гардари-ки, 2004.

3. Лужецкая И.А., Павлова О.Н. Особенности материнского отношения к ребенку до и после его поступления в школу // В кн.: Родители и дети. - М.: «Когито-Центр», 2003.

- С.119-126.

4. Малых С.Б., Тихомирова Т.Н., Ковас Ю.В. Индивидуальные различия в способностях к обучению: возможности и перспективы психогенетических исследований // Вопросы образования. - 2012. - № 4.- С. 186-199.

5. Марковская И.М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Семейная психология и семейная терапия. -1999. - № 2. - С. 94-108.

6. Равен Дж., Равен Дж.К., Корт Дж. Руководство для Прогрессивных Матриц Равена и Словарных Шкал: Раздел 2: Цветные Прогрессивные Матрицы (включая Параллельные версии Теста). - М.: «Когито-Центр», 2002.

7. Тихомирова Т.Н. Интеллект и креативность в условиях социальной среды. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010.

- 230 с.

8. Тихомирова Т.Н., Малых С.Б., Гайсина Д.А. Адаптация русскоязычной версии опросника «The Children's Report of Parental Behavior Inventory» (CRPBI) / Теоретическая и экспериментальная психология. -2013. - № 3. - С. 47-53.

9. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2001.

10. Carpenter P.A., Just M.A. Shell P. What one intelligence test measures: a theoretical account of the processing in the Raven progressive matrices test // Psychological Review. - 1990. -Vol. 97. - P. 404-431.

11. Cassidy J., Berlin L.J. The insecure/ambivalent pattern of attachment: Theory and research // Child Development. - 1994. - Vol. 65. - P. 971-991.

12. Cheung C.S.-S., Pomerantz E.M. Parents' involvement in children's learning in the United States and China: Implications for children's academic and emotional adjustment // Child Development. - 2011. - Vol. 82. - No. 3. - P. 932-950.

13. Deater-Deckard K., Mullineaux P.Y., Beekman C., Petrill S.A., Schatschneider C., Thompson L.A. Conduct problems, IQ, and household chaos: a longitudinal multi-informant study//

Journal of Child Psychology and Psychiatry. -2009. - Vol. 50. - No. 10. - P. 1301-1308.

14. Dumas J.E. Mindfulness-based parent training: Strategies to lessen the grip of automaticity in families with disruptive children // Journal of Clinical Child and Adolescent Psychology. - 2005. - Vol. 34. - P. 779-791.

15. Dumas J.E., Nissley J., Nordstrom A., Smith, P.E., Prinz R.J., Levine D.W. Home chaos: Sociodemographic, parenting, interactional, and child correlates // Journal of Clinical Child and Adolescent Psychology. - 2005. -Vol. 34. - P. 93-104.

16. Furnham A., Fukumoto S. Japanese parents' estimates of their own and their children's multiple intelligences: Cultural modesty and moderate differentiation // Japanese Psychological Research. - 2008. - Vol. 50. -No. 2. - P. 63-76.

17. Furnham A., Hosoe T., Tang T. Male hubris and female humility? A cross-cultural study of ratings of self, parental and sibling multiple intelligences in America, Britain and Japan // Intelligence. - 2002. - Vol. 30. - P. 101-105.

18. Furnham A., Mkhize N., Mndaweni T. Indian and isiZulu-speaking South African parents' estimates of their own and their children's intelligence // South African Journal of Psychology. - 2004. - Vol. 34. - P. 364-385.

19. Furnham A., Rakow T., Mak T. The determinants of parents' beliefs about the intelligence of their children: A study from Hong Kong // International Journal of Psychology. - 2002. - Vol. 37. - P. 343-352.

20. Grolnick W.S., Kurowski C.O., Dunlap K.G., Hevey C. Parental resources and the transition to junior high // Journal of Research on Adolescence. - 2000. - Vol. 10. - P. 465-488.

21. Harold G.T., Aitken J.J., Shelton K.H. Interparental conflict and children's academic attainment: a longitudinal analysis // Journal of Child Psychology and Psychiatry. - 2007. -Vol. 48. - No. 12. - P. 1223-1232.

22. Harris K.M., Morgan S.P. Fathers, sons, and daughters: Differential paternal involvement in parenting // Journal of Marriage and Family. - 1991. - Vol. 53. - No. 3. - P. 531544.

23. Hetherington E.M., Bridges M., Insabella G.M. What matters? What does not? Five perspectives on the association between

marital transitions and children's adjustment // American Psychologist. - 1998. - Vol. 53. -No. 2. - P. 167-184.

24. Hines E.M., Holcomb-McCoy C. Parental characteristics, ecological factors, and the academic achievement of African American males // Journal of Counseling & Development. - 2013. - Vol. 91. - P. 68-77.

25. Huntsinger C.S., Jose P.E., Larson S.L. Do parent practices to encourage academic competence influence the social adjustment of young European American and Chinese American children? // Developmental Psychology. - 1998. - Vol. 34. - No. 4. - P. 747-756.

26. Kagitcibasi C. Autonomy and relatedness in cultural context: Implication for self and family // Journal of Cross-Cultural Psychology. - 2005. - Vol. 36. - P. 403-422.

27. Kaisa A., Hakan S., Jari-Erik N. Parenting styles and adolescents' achievement strategies // Journal of Adolescence. - 2000. - Vol. 23. -No. 2. - P. 205-222.

28. Kordi A., Bahamdin R. Parenting attitude and style and its effect on children's school achievements // International Journal of Psychological Studies. - 2010. - Vol. 1. - No. 2. - P. 217-222.

29. Lim S., Lim B.K. Parenting style and child outcomes in Chinese and immigrant Chinese families: Current findings and cross-cultural considerations in conceptualization and research // Marriage and Family Review. -2004. - Vol. 35. - No. 3-4. - P. 21-43.

30. Petrill S.A., Pike A., Price T.S., Plomin R. Chaos in the home and socioeconomic status are associated with cognitive development in early childhood: Environmental mediators identified in a genetic design // Intelligence. -2004. - Vol. 32. - P. 445-460.

31. Plomin R., Asbury K., & Dunn J.F. Why are children in the same family so different? Nonshared environment a decade later // Canadian Journal of Psychiatry. - 2001. - Vol. 46. - P. 225-233.

32. Plomin R., DeFries J.C., Knopik V.S., & Neiderhiser J.M. Behavioral genetics (6th edition). - New York: Worth, 2012.

33. Pong S.L., Hao L., Gardner E. The roles of parenting styles and social capital in the school performance of immigrant Asian

and Hispanic adolescents // Social Science Quarterly. - 2005. - Vol. 86. - P. 928-950.

34. Pougnet E., Serbin L.A., Stack D.M., Schwartzman A.E. Fathers' influence on children's cognitive and behavioural functioning: A longitudinal study of Canadian families // Canadian Journal of Behavioural Science / Revue canadienne des sciences du comportement. - 2011. - Vol. 43. - No. 3. - P. 173-182.

35. Roksa J., Potter D. Parenting and academic achievement: Intergenerational transmission of educational advantage // Sociology of Education. - 2011. - Vol. 84. - No. 4. - P. 299-321.

36. Roy K., Kwon Y. Qualitative insights and methodological challenges: Next steps in research on low-income fathering // Applied Development Science. - 2007. - Vol. 11. - No. 4. - P. 234-238.

37. Schuldermann S., Schuldermann E. Questionnaire for Children and Youth (CRPBI-30). Unpublished manuscript. -Winnipeg: University of Manitoba, 1988.

38. Schwarz J.C., Barton-Henry M.L., Pruzinsky T. Assessing child-rearing behaviors: A

comparison of ratings made by mother, father, child, and sibling on the CRPBI // Child Development. - 1985. - Vol. 56. - No. 2. - P. 462-479.

39. Sy S.R., Schulenberg J.E. Parent beliefs and children's achievement trajectories during the transition to school in Asian American and European American families // International Journal of Behavioral Development. -2005. -Vol. 29. - No. 6. - P. 505-515.

40. Tsaousis I., Mascha K., Giovazolias T. Can parental bonding be assessed in children? Factor structure and factorial invariance of the parental bonding instrument (PBI) between adults and children // Child Psychiatry & Human Development. - 2012. - Vol. 43. - No. 2. - P. 238-253.

41. Xitao F., Michael C. Parental involvement and students' academic achievement: A meta-analysis // Educational Psychology Review. -2001. - Vol. 13. - No. 1. - P. 1-22.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

42. Zhou X., Huang J., Wang Z., Zhao Z., Yang L., Zhengaheng Y. Parent-child interactions and children's number learning // Early Child Development and Care. - 2006. - Vol. 176. -P. 763-775.

PERCEPTION OF RELATIONS WITH MOTHER AND INTELLECTUAL PERFORMANCE IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN: CROSS-CULTURAL ANALYSIS

T.N. TIKHOMIROVA1, S.B. MALYKH1, I.A. LYSENKOVA2, A.P. BELOVA1, O.N. OVCHAROVA1, E.D. GINDINA1, D.A. GAYSINA3

1 Psychological Institute of RAE, Moscow, Russia, 2 Kyrgyz-Russian Slavic University, Bishkek, Kyrgyzstan, 3 University of Sussex, Brighton, UK

The article represents the results of a cross-cultural analysis of the structure of the relations between primary school children's perception of maternal relation and intelligence indicators in Russian and Kyrgyz samples. We found a statistically significant effect of the factor of belonging to the state for the intellectual performance and three aspects of maternal relation estimated by children - emotional acceptance, positive involvement and aggressive alienation. On average, Kyrgyz children perceive their mothers as more emotionally accepting and less rejecting in comparison with the Russian peers. Regression analysis revealed the predictors of intellectual performance: in the Russian sample - child's perception of maternal relationship as emotionally rejecting, on Kyrgyz sample - the degree of mother's aggressive alienation evaluated by a child. It was shown that the contribution of these perceived aspects of maternal relation to the child's intellectual performance depends on the complexity of the intelligence tests.

Keywords: child's perception of maternal relation, degree of emotional acceptance, nature of participation in the child's activity, cross-cultural analysis, primary school age.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.