МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
ВОСПРИЯТИЕ - ОСНОВА КОГНИТИВНОЙ АКТИВНОСТИ СУБЪЕКТА В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Лариса Валентиновна Калашникова,
доктор филологических наук, профессор кафедры иностранных языков Орловского государственного аграрного университета
В статье показана значимость процесса восприятия как основы когнитивной активности адаптации субъекта к окружающей действительности. Автор статьи, отмечая факт формирования разнообразных когнитивных стилей для обеспечения максимальных адаптивных возможностей человека применительно к его среде обитания в условиях дефицита информации и времени на ее обработку, акцентирует внимание на целостном постижении картины мира. Развитие интеллекта или формирование логического мышления зависит от нарастающей активности субъекта во взаимоотношениях с внешним миром.
Ключевые слова: восприятие, адаптация, интеллект, когнитивная активность, мышление, когнитивный стиль, категоризация.
PERCEPTION IS THE GROUND OF A SUBJECT'S COGNITIVE ACTIVITY IN THE PROCESS OF ADAPTATION TO THE OUTER WORLD
Larisa V. Kalashnikova,
Doctor of Philological Sciences, Professor of Foreign Languages Chair of Federal State Budget
Educational Establishment of Higher Professional Training "Orel State Agrarian University"
The importance of perception process as the ground of a subject's cognitive activity in the process of adaptation to the outer world. Stressing the fact of developing various cognitive styles to provide maximum adaptive human capacities in relation to his human environment in the condi-
tions of shortage of information and time for its processing, the author of the article draws special attention to the integral world view comprehension. Development of an intellect or formation of logical thinking depends on a subject's growing activity in relationship with the outer world.
Keywords: perception, adaptation, cognitive activity, thinking, cognitive style, categorization.
Характерной чертой современного периода развития общества является переход от понятийного мышления к формированию устойчивых способов познавательной деятельности, познавательных стратегий, заключающихся в своеобразных приемах получения и переработки информации, приемах ее воспроизведения и способах контроля - когнитивных стилях. Когнитивные стили характеризуют типические особенности интеллектуальной деятельности. Они понимаются как формы интеллектуальной активности более высокого порядка по сравнению с традиционно описываемыми особенностями познавательных процессов [11].
Если философы: Платон, Ф. Бэкон, Р. Декарт, Т. Пэббс, Дж. Локк, И. Кант, К. Мангейм, Р. Мертон, Г. Маркузе сосредоточили свое внимание на обсуждении самого процесса познания, то Ж. Пиаже обратился к исследованию тех механизмов, с помощью которых осуществляется этот процесс. С его точки зрения, развитие интеллекта или формирование логического мышления рассматривается в зависимости от нарастающей активности субъекта во взаимоотношениях с внешним миром. Ж. Пиаже определяя интеллект как особый обмен информацией между внешним миром и субъектом, акцентирует внимание на адаптивной природе интеллекта [16; 9]. Связь между восприятием и интеллектом очевидна. Познание не есть статическая копия реальности, задача интеллекта - структурирование отношений между средой и человеком [2].
У Найсер определил познание как процесс, при помощи которого входящие сенсорные данные подвергаются различным видам трансформации для удобства их накопления, воспроизведения и дальнейшего использования. «В восприятии встречаются когнитивная активность и реальность. Назначение восприятия, как и эволюции, несомненно, состоит в раскрытии того, что же действительно представляет собой окружающая среда, и в приспособлении к ней» [14].
Процесс познания связан с имеющимися у индивида системами репрезентации, теми модальностями ощущений, которые нам как человеческим существам доступны и которые используются для познания (репрезентации) окружающего нас мира [5]. Способность различать и использовать системы репрезентации имеет несколько преимуществ: 1) возможность увеличить степень понимания и значимость коммуникации между индивидами [5]; 2) конструирование и утилизация метафор: первичная система репрезентации индивида выражает себя через набор предикатов, которые следует использовать в метафоре; 3) возможность использовать паттерны репрезентации индивида при описании и идентификации тех частей в предъявляемой истории, где метафорическая ситуация изоморфна реальной [5; 7].
Данные становятся «информацией», только когда они классифицируются и объединяются с ранее приобретенной информацией, включенной в картину мира. Отдельные когнитивные акты объединяются в одной схеме (образе) мира и сортиру-
ются в соответствии с используемыми в настоящее время логическими правилами. Формирование образа или схемы объекта внешнего мира в человеческом сознании - процесс, состоящий из числа когнитивных действий [6; 7; 22].
Информация преобразуется в знание в пределах системы знания. Следует отметить, что система знания должна служить не только как хранилище полученной информации, но и как хранилище принципов, согласно которым процесс познания функционирует. Информация, преобразованная в знание и затем занесенная в память, приобретает форму, которая зависит и от используемых логических и когнитивных принципов и от организационной формы существующей системы знания [8; 22].
С помощью органов чувств человек создает свои представления и приобретает знания об окружающем мире, являющиеся инструментом построения образа повседневной реальности. Адекватность этого образа определяется тем, насколько хорошо он соответствует действительности, критерием чего может служить успешность или неуспешность адаптации человека к внешнему миру.
В результате систематического воздействия определенного рода искусственных стимулов на органы чувств, мозг воспринимает некоторые непривычные и нетипичные образы, которые в совокупности составляют образ некоторой реальности, обозначаемой термином «виртуальная реальность» [2]. Степень восприятия зависит от емкости памяти и глубины когнитивных структур, от субъективного опыта воспринимающего.
Визуальные ментальные образы строятся на основе визуальных воспоминаний. Мы визуализируем объекты, исполняем действия с ними в сознании, и, что более важно, строим визуальные образы в сознании. Принято, что визуальные ментальные образы могут использоваться четырьмя способами [23]: для доступа к информации в памяти, в рассуждении, в приобретении новых навыков и в понимании вербальных описаний.
Современный подход к пониманию образов предусматривает включение этого понятия в когнитивную модель, центральным элементом которой является внутренняя репрезентация информации [18; 20; 21; 24]. Существуют три теоретические позиции, описывающие кодирование информации: радикальная гипотеза образов, концептуально-пропозициональная гипотеза и гипотеза двойного кодирования [15]. На одном этапе обработки действует образное кодирование, а на другом - концептуальное кодирование». Кодирование информации может охватывать несколько уровней когнитивной обработки, каждый из которых переписывает информацию своим особым способом [18].
Эволюция мозга шла в том направлении, чтобы обеспечить максимальные адаптивные возможности человека применительно к его среде обитания - физической и социальной, в условиях дефицита как информации, так и времени на ее обработку. Так или иначе, за три сотни лет эволюции в СМИ выработался универсальный формат подачи информации - так называемая последовательность актуальных клипов. Клип в данном случае - это короткий набор тезисов, подающихся без определения контекста, так как в силу своей актуальности контекстом для клипа является объективная действительность [10; 22]. Ввиду фрагментарности подачи информации
и разнесения связанных событий по времени, мозг просто не может осознавать и постигать связи между связанными событиями. Сам формат СМИ заставляет мозг совершать фундаментальную ошибку осмысления - считать события связанными, если они имеют временную близость, а не фактологическую. Появление клипового мышления - это ответ на возросшее количество информации [1; 4; 17].
За время нашей жизни мы уже научились понимать такой формат и осознавать тот факт, что перечисленные новости, скорее всего, не имеют связи между собой. Однако их связь с другими событиями, которые наступили ранее, также не очевидна - для ее осознания необходимо держать в голове полную актуальную картину мира, а в том случае, если она отсутствует, - постигать цепочки событий целостно.
Естественно, что ни у одного из живущих на земле людей никогда не будет той самой полной и актуальной картины - ее просто невозможно построить. Мозг физически не приспособлен к тому, чтобы оперировать реальностью - он работает с моделями и абстракциями. Клип лишается собственного контекста и из средства корректировки модели превращается в информационный шум. Однако декларируемая цель клипа при этом остается в восприятии, и человек, постоянно читающий новости, тешит себя иллюзией того, что он имеет представление о процессах, происходящих в мире, в то время как в действительности он имеет в своей голове набор разрозненных фактов, которые практически невозможно объединить в общие цепочки событий и связать между собой.
Существует несколько гипотез о том, в какой момент стал господствовать клиповый, типично новостной формат [19]. Одна из них - следствие возможности максимально актуализовать подачу информации, благодаря отсутствию задержек на дистрибуцию, характерных для традиционных СМИ. Другая - сокращение объема текста - обратная сторона возможности увеличения частоты публикаций.
Таким образом, проблема клипа - отсутствующий контекст. Так или иначе, при восприятии любого связанного текста формируется некий контекст - набор положений и допущений. Любое новое положение из текста человек рассматривает как в сформированном контексте, так и в контексте собственных знаний и опыта. Чем длиннее текст - тем более сложен его контекст, тем проще осознавать семантические связи между явлениями, так как они фактически существуют перед глазами - в контексте [10].
При клиповом подходе контекст оказывается слишком слаб для закрепления, и в результате клип не оставляет следов в связанной семантике явлений - он как бы зависает в вакууме, представляя явление без его собственного прошлого и будущего. Однозначного определения клипового мышления нет, но «клиповое мышление» -это процесс отражения множества разнообразных свойств объектов без учета связей между ними, характеризующийся фрагментарностью информационного потока, алогичностью, полной разнородностью поступающей информации, высокой скоростью переключения между частями, фрагментами информации, отсутствием целостной картины восприятия окружающего мира.
Несмотря на то, что клип - это форма репрезентации информации, все проблемы, связанные с этим подходом, возникают при интерпретации. Человек не спосо-
бен понять причины и следствия явлений, потому что не видит между ними связей, так как сам формат подачи информации не дает шансов образоваться им самопроизвольно, а сознательное их создание требует времени и сил. Основная опасность клипового восприятия мира - это получаемая при этом иллюзия знаний [12].
Общепризнано, что восприятие предполагает понимание, осмысление и истолкование воспринятого, оно покоится на принятии решения и всегда предполагает выбор, в ходе которого человек сопоставляет полученную информацию с некоторыми находящимися в памяти эталонами. Именно в этом смысле можно говорить, что человек конструирует, творит мир, формируя целую систему «конструктов», при помощи которых сравнивает между собой явления и процессы объективного мира.
Всякое восприятие предполагает акт категоризации: все, что воспринимается, приобретает свое значение в зависимости от того, с каким классом перцептов группируется, то есть к какой категории относится [3: 13]. Категории, по Дж. Брунеру, представляют собой правила, по которым человек относит предмет к определенному классу. Кроме того, в восприятии репрезентирована реальность, то есть оно в большей или меньшей степени соответствует действительности. Соответствие реальности опирается на следующее гипотетическое основание: восприятие - не просто репрезентация, но построение «модели мира». Индивид подходит к ситуации восприятия не как tabula rasa, но с определенными ожиданиями, предположениями относительно того, как взаимодействовать с воспринимаемым объектом. Всякий акт восприятия включает проверку гипотезы, ибо в ходе восприятия человек решает, как категоризовать объект [2].
При принятии перцептивного решения значительно повышается вклад субъекта восприятия, который постоянно дает оценку воспринимаемому. Это обусловлено конкретными жизненными обстоятельствами. Восприятие всегда связано с процессом принятия решения, который основан на выборе отличительных признаков. Использование признаков позволяет осуществить переход к выбору категории, которую можно определить как набор правил, по которым воспринимаемые явления можно определить в один класс. Категории различаются по легкости («готовности»), с которой объект можно к ней отнести. Конечно, на пути умозаключений человек может совершать ошибки. Восприятие будет правильным («истинным») лишь в том случае, когда воспринимаемый стимул отнесен к соответствующей категории, что зависит от того, насколько «готовность» категорий отражает вероятность события. При изучении процессов познания мира необходимо больше внимания уделять деталям того реального мира, в котором обитает человек, а также структуре информации, описывающей мир, а помимо этого, следует учитывать навыки человека и возможности их изменения [13]. Тот факт, что на полноту восприятия человека оказывает влияние его опыт, навыки и знания, означает факт предвосхищения информации в каждом познавательном акте. Сама же когнитивная активность определяется как «активность, связанная с приобретением, организацией и использованием знаний».
ЛИТЕРАТУРА
1. Азаренок Н. В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире // Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна «Психология человека в современном мире». Т. 5: Личность и группа в условиях социальных изменений / отв. ред. А. Л. Журавлев. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. С. 110-112.
2. Баксанский О. Е. Виртуальная реальность и виртуализация реальности // Концепция виртуальных миров и научное познание. СПб.: РХГИ, 2000. 320 с.
3. Брунер Дж. Психология познания. М., 1997. 412 с.
4. Гиренок Ф. И. Метафизика пата (косноязычие усталого человека). М: Лабиринт, 1995. 201 с.
5. Гордон Д. Терапевтические метафоры. Режим доступа: http://www.psichology. vuzlib.org/book_o104_page_21.html
6. Калашникова Л. В. Метафора как механизм когнитивно-дискурсивного моделирования действительности: дисс. ... докт. наук. Волгоград, 2006. 409 с.
7. Калашникова Л. В. Когнитивные принципы процесса познания. Метафорическое понимание мира // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 1 (19). С. 92-94.
8. Калашникова Л. В. Когнитивный базис процесса познания. Система представления знаний // Образование, наука и производство.URL: http://sci-education.ru/ issue-2013-01/article_06.pdf
9. Калашникова Л. В. Дар и мастерство метафоры: моногр. Орел: Изд-во Орел ГАУ, 2014. 288 с. ISBN 978-5-93382-215-8
10. Клиповое мышление. Режим доступа: http://virtualmind.ru/2011/12/01/chunk-mentality/
11. Когнитивные стили / Мир психологии. URL: http://www.psyworld.ru/for-students/stories-for-students/571-2008-12-12-21-08-08.html
12. Маклюэн М. Галактика Гуттенберга: Становление человека печатающего. (The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man). М.: Академический проект, 2005. 496 с.
13. Найссер У. Познание и реальность. М., 1981. 230 с.
14. Найссер. У. Что такое когнитивная психология? Добавлено Psychology OnLine.Net 28.01.2010 (Правка 28.01.2010). URL: http://psychology-online.net/ar-ticles/doc-1494.html
15. Пайвио А. Теория двойного кодирования и обучение. URL: http://www.psy-chology-online.net/articles/doc-1743.html 30.08.2011
16. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969. С. 18-69.
17. Семеновских Т. В. «Клиповое мышление» - феномен современности. URL: http://jarki.ru/wpress/2013/02/18/3208/
18. Солсо Р. Л. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996. 600 с.
19. Фрумкин К. Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста // Ineternum 2010. № 1. URL: http://nounivers.narod.ru/pub/kf_clip.htm
20. Anderson J. R. Language, memory and thought. Hillsdale, NJ: Erlhaurn, 1976.
21. Anderson J. R. Human associative memory / J. R. Anderson, G. H. Bower. Washington: Winston, 1973. P. 312.
22. Kalashnikova L. V. Caratteristiche della percezione del performance cognitiva nella società moderna. Italian Science Review. 2014; 12(21). P. 25-28. URL: http://www. ias-journal.org/archive/2014/december/Kalashnikova. PDF
23. Koenig O. The development of special relation representations: Evidence from studies of cerebral lateralization. Journal of Experimental Child Psychology / O. Koenig, L. P. Reiss & S. M. Kosslyn. 1990. 50. P. 119-130.
24. Kosslyn S. M. Information representation in visual images. Cognitive Psychology, 1975. P. 341- 370.
REFERENCES
1. Azarenok N. V. Clip thinking and its influence on man's psychology in modern world // Materials of scientific conference devoted to 120th anniversary of S. L. Rubin-shtein birthday "Man's psychology in modern world". V 5: Personality and group in the conditions of social changes / editor in chief A. L. Zhuravlev. M.: Institute of psychology of the Russian Academy of Sciences, 2009. P. 110-112.
2. Baksansky О. Е. Virtual reality and virtualization of reality // Concept of virtual worlds and scientific cognition. SPb.: Russian Christian Humanitarian Institute. 2000. 320 p.
3. Bruner J. Psychology of cognition. M., 1997. 412 p.
4. GirenokF. I. Metaphysics of pat (tongue tired man). M.: Labirint, 1995. 201 p.
5. Gordon D. Therapeutic metaphors. URL: http://www.psichology.vuzlib.org/book_ o104_page_21.html
6. Kalashnikova L. V. Metaphor as a mechanism of cognitive and discourse modeling of reality: doctoral thesis. Volgograd, 2006. 409 p.
7. Kalashnikova L. V. Cognitive principles of cognitive process. Metaphoric understanding of the world // Philological sciences. Questions of theory and practice. Tambov: Gramota, 2013/ № 1 (19) P. 92-94.
8. Kalashnikova L. V. Cognitive base of cognitive process. System of knowledge presentation // Education, science and production. URL: http://sci-education.ru/is-sue-2013-01/article_06.pdf
9. Kalashnikova L. V. Gift and mastership of a metaphor: monogr. Orel: Publishing Office of Orel State Agrarian University, 2014. 288 p. ISBN 978-5-93382-215-8
10. Clip thinking. URL: http://virtualmind.ru/2011/12/01/chunk-mentality
11. Cognitive styles / World of psychology. URL: http://www.psyworld.ru/for-stu-dents/stories-for-students/571-2008-12-12-21-08-08.html
12. McLuhanМ. The Gutenberg galaxy: The Making of Typographic Man). M.: Academic project, 2005. 496 p.
13. Neisser U. Cognition and reality. M., 1981. 230 p.
14. Neisser U. What is cognitive psychology? Added Psychology OnLine.Net 28.01.2010 (Correction 28.01.2010) URL: http://psychology-online.net/articles/doc-1494.html
15. Paivio А. Theory of dual coding and education. URL: http://www.psychology-online.net/articles/doc-1743.html
16. Piaget J. Selected psychological works. M., 1969. P. 18-69.
17. Semenovskikh T. V. "Clip thinking" - phenomenon of the times. URL: http://jarki. ru/wpress/2013/02/18/3208/
18. SolsoR. L. Cognitive psychology. M.: Trivola, 1996. 600 p.
19. Frumkin K. G. Clip thinking and fortune of lineal text // Ineternum 2010. - №1. URL: http://nounivers.narod.ru/pub/kf_clip.htm
20. Anderson J. R. Language, memory and thought. Hillsdale, NJ: Erlhaurn, 1976.
21. Anderson J. R. Human associative memory / J. R. Anderson, G. H. Bower. Washington: Winston, 1973. P. 312.
22. Kalashnikova L. V. Caratteristiche della percezione del performance cognitiva nella società moderna. Italian Science Review. 2014; 12(21). P. 25-28. URL: http://www. ias-journal.org/archive/2014/december/Kalashnikova. PDF
23. Koenig O. The development of special relation representations: Evidence from studies of cerebral lateralization. Journal of Experimental Child Psychology / O. Koenig, L. P. Reiss & S. M. Kosslyn. 1990. 50. P. 119-130.
24. Kosslyn S. M. Information representation in visual images. Cognitive Psychology, 1975. P. 341- 370.