Psychology. - 1999. - Vol. 76. - P. 972-987.
REFERENCES
1. Mendelevich, V.D. (2003), "The test of anticipatory consistency (prognostic competence) - an experimental psychological method for assessing readiness for neurotic disorders", Social and clinical psychiatry, No. 1, pp. 35-40.
2. Regush, L.A. (2003), Psychology of forecasting: success in knowledge of the future, Speech, St. Petersburg.
3. McMorris T. (2004), Acquisition and Performance of Sports Skills, John Wiley and Sons, Ltd, West Sussex, England.
4. Pacini, R. and Epstein, S. (1999), "The relation of rational and experiential information processing styles to personality, basic beliefs, and the ratio-bias phenomenon", Journal of Personality and Social Psychology, Vol. 76, pp. 972-987.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 05.07.2019
УДК 159.9
ВОСПРИЯТИЕ И ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Анна Васильевна Катасонова, кандидат психологических наук, доцент,
Марина Владимировна Яворская, старший преподаватель, Тихоокеанский государственный медицинский университет, Владивосток
Аннотация
В статье рассмотрены особенности восприятия детей с расстройством аутистического спектра. Наиболее информативным и полностью адекватным методом исследования является нейропси-хологический метод, в результате которого возможен анализ особенностей мозговой организации психических функций, а также выявление первичного дефекта, лежащего в основе нарушений развития. Учитывая системное строение высших психических функций, не своевременное развитие одной функции приводит к искажению развития других. Проведенное эмпирическое исследование расширяет представления о специфических нарушениях развития ВПФ у детей с расстройством аутистического спектра. Выявленные факторы станут мишенью при разработки коррекционной программы.
Ключевые слова: восприятие, расстройство аутистического спектра (РАС), нейропсихологи-ческое исследование, высшие психические функции, пространственно-временные функции.
PERCEPTION AND SPACE-TIME PERCEPTIONS AMONG CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDER
Anna Vasilievna Katasonova, the candidate of psychology, senior lecturer, Marina Vladimirovna Yavorskaya, the senior teacher, Pacific State Medical University, Vladivostok
Annotation
The characteristics of perception of the children with autism spectrum disorder are reviewed in the article. The most informative and completely adequate research method is neuropsychological method, due to which the results, the analysis of the specific traits of the brain organization of mental function and identification of primary defect, as a base of development disorder, get possible. Taking into account the systemic structure of higher mental functions, the underdevelopment of one of the functions leads to the distortion of the development of others. The conducted empirical study expands ideas about the specific disorders of the development of higher mental functions among the children with autism spectrum disorder. Revealed factors will become the target when correcting program designing.
Keywords: perception, autism spectrum disorder (ASD), higher mental functions, neuropsycholog-ical study, space-time representation.
Симптоматика клинических проявлений у детей с расстройством аутистического спектра крайне разнообразна. Существует несколько теорий развития расстройств аутистического спектра (РАС), однако все они не полностью объясняют многообразие встречаемых симптомов. При этом главным дефектом, встречаемом при аутизме является нарушение в построении адекватного социального поведения и неспособность ориентироваться среди постоянно поступающих внешних стимулов, а также недоразвитием воображения, которое проявляется в ограниченном спектре поведения.
Большинство исследователей (Бергман, Эскалон, Эвелофф, Крик, Римланд, Л. Винг, Орниц, Е.В. Гребникова, И. Л. Шпицберг и др.), занимающихся изучением особенностей развития детей с РАС, подчеркивают наличие у них гиперсензитивного восприятия на ранних этапах онтогенеза [1]. По мнению О.С. Никольской повышенная чувствительность аутичных детей к любым сенсорным стимульным раздражителям приводит к нарушению развития системы аффективной организации сознания и поведения в целом [2]. Так как в норме именно на базе ощущений формируются все виды гнозиса, то искажение восприятия приводит к нарушению пространственно-временных представлений, а также ориентации в окружающей действительности, что и наблюдается у детей с РАС.
Благодаря совместной работе анализаторных систем, поступающая информация от окружающего мира, интегрируется в единый образ, что позволяет ребенку эффективно взаимодействовать с окружающим миром. Так освоение внешнего опто-мануального пространства или временных феноменов невозможно без сформированности схемы тела, т.е. через ощущения своего тела. Именно схема тела является базовой, онтогенетически более ранней и закрепленной всем опытом человека системой ориентации. Так, А. Лоуэн пишет, «Человек переживает реальность мира только через собственное тело... Живость тела напрямую связана со способностью чувствовать ...». Именно соматогнозис является основой для формирования пространственно-временных представлений: метрических, топологических, координатных, структурно-топологических представлений. Таким образом, для формирования пространственно-временных представлений необходимо упрочить телесный опыт, на основе четкой дифференциации ощущений и движений собственного тела. Формирование схемы тела идет в пространстве, существующем в пределах собственного тела ребенка и оформленное им. Здесь основную роль играют тактильные, проприоцеп-тивные и интероцептивные ощущения, самоощущения и самовосприятия, которые создают чувственную основу, базу для разделения воспринимаемых стимулов на принадлежащие себе и не себе.
В исследовании, посвященном изучению формирования схемы тела у детей с аутизмом, Ж. Ааг выявила, что «первые идентификации этих детей - это «внутрителесные идентификации», когда ребенок первоначально переживает часть тела как идентифицируемую с материнским телом». По мнению исследователя, аутичные дети часто не осознают некоторых частей своего тела, и это приводит к их неиспользованию».
Современные исследования доказали существование сенсорных взаимодействий матери и плода, которые оказывают вестибулярно-улитковые, химико-сенсорные, обонятельные, вкусовые, слуховые, осязательные, психовегетативные, эндокринологические стимулы - они постоянно меняют окружающую среду матки. По мнению Хоунмейеера, Б. Марци, плод «помнит» этот сенсорный опыт, т.к. у плода к концу беременности уже развита лимбическая система. Анализ анамнеза матерей, у которых дети имеют диагноз расстройство аутистического спектра, выявляет стрессовые состояния, эмоциональные переживания во время беременности, что сопровождается выделением в кровоток большого количества гормонов стресса. В 2014 г. Изабелла Мансуй выявила корреляции между стрессом, поведением и метаболизмом у мышей. Minshew и ее коллеги (Minshew 1996; Minshew е! а1. 1997Ь), предположили, что в качестве мозговых основ аутизма могут выступать многократные и рассеянные повреждения мозговых структур и их взаимосвязей в период внутриутробного развития. Эти исследования свидетельствуют о непрерывности
дородовой и послеродовой жизни
Таким образом, важность проблемы диагностики и коррекции детей с отклонениями в развитии не вызывает сомнения. Разнообразие форм проявлений симптомов РАС требует использования множества диагностических процедур. Важной задачей диагностики является анализ особенностей мозговой организации психических функций, а также выявление первичного дефекта, лежащего в основе нарушений развития. Выявленные факторы станут мишенью при разработки коррекционной программы. Наиболее информативным и полностью адекватным поставленной задаче методом исследования является нейропсихологиче-ский метод.
С целью изучить особенности восприятия и пространственно-временные представления у детей с РАС было проведено нейропсихологическое исследование детей.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Было исследовано 20 детей (17 мальчиков и 3 девочки) в возрасте от 6 до 8 лет с диагнозами: ранний детский аутизм, расстройства аутистического спектра. Медицинские диагнозы выставлены врачами психиатрами, зафиксированы в медицинских документах. Обследование проводилось на базе ГБУЗ «Краевая клиническая детская психиатрическая больница» г. Владивостока.
В ходе эмпирического исследования были использованы методы - анамнестический, наблюдения и нейропсихологический.
Все дети посещали специализированную группу в детском саду, с ними дополнительно проводились развивающие занятия. При наблюдении за детьми в условиях стационара обращает на себя внимание их обособленность от других детей, нарушения общения, а также частые стереотипные движения. В связи с выделенными особенностями поведения детей, требуется много времени для установления контакта с ними, в связи, с чем нейро-психологическое исследование проходило в несколько этапов и в медленном темпе.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Анализ акушерского анамнеза матерей показал, наличие отягощенного акушерско-гинекологического анамнеза, проявлявшегося токсикозом 1,2 триместрах беременности, хронической фетоплацентарной недостаточностью, угрозой преждевременных родов, обострением хронической герпетической инфекции, наличие стрессовых ситуаций. По данным анамнестических данных все дети состоят на учете у невролога с первого года жизни. Также мамы отмечают частые простудные заболевания у детей.
У всех детей наблюдались речевые нарушения (расстройства). Диапазон которых варьировал от грубых дефектов (5 человек), при которых коммуникативная функция невозможна в принципе. У большинства детей наблюдались повторяющаяся, стереотипная речь.
Результаты нейропсихологического исследования. При нейропсихологическом исследовании двигательной сферы ребенка оценивали: усвоение и удержание программы движений, плавность выполнения, переключаемость с одного элемента на другой, время выполнения.
Выполнение пробы на динамический праксис (кулак-ребро-ладонь), детьми с расстройствами аутистического спектра, соответствует нормативным показателям для данной возрастной группы. Дети выполняют пробу плавно, встречались единичные ошибки с последующей самокоррекций, с постепенным замедлением темпа выполнения пробы, а также увеличение времени вхождение в задание.
Проба на реципрокную координацию направлена на оценку сформированности механизмов серийной организации движений и межполушарного взаимодействия.
При выполнении пробы на реципрокную координацию отмечаются выраженные, грубые нарушения. Для детей были недоступны плавные, реципрокные движения, что проявлялось в поочередности, уподоблении, вплоть до дезавтоматизации, а также
замедленном темпе выполнения задания.
Проба «Пракис позы пальцев» - направлена на исследование кинестетической организации движений в правой и левой руке. Оценивается время выполнения, дифференци-рованность движений, пространственные ошибки.
При выполнении данной пробы детьми с расстройством аутистического спектра выявлены выраженные трудности дифференцировки движений, и невозможность переноса позы с одной руки на другую.
Проба Хэда (пространственная организация движений) - направлена на исследование пространственно-организованных движений. У большинства детей данная проба вызвала значительные трудности, которые проявлялись импульсивностью или зеркальностью выполнения пробы.
Исследование восприятия (зрительный гнозис) - направлено на изучение уровня развития процессов обработки зрительной информации. При проведении данной пробы обращает на себя внимание ненормативная стратегия восприятия перцептивного поля у всех детей, т.е. справа налево, снизу вверх. При этом не возникало трудностей при определении реалистичных изображений, отмечались единичные ошибки по типу семантических замен. Однако, при опознании перечеркнутых, наложенных изображений возникли выраженные трудности, которые проявлялись в акцентировании внимания на несущественных признаках, не способностью воспринимать целостный образ изображения.
Копирование пространственно-ориентированной фигуры Тейлора, проба направлена на оценку стратегии оптико-пространственной деятельности, целостного восприятия перцептивного поля. При наблюдении за детьми во время выполнения данной пробы обращает на себя внимание отсутствие ясной последовательности действий, что приводит к фрагментарно-хаотическому типу копирования.
Понимание и интерпретация одноактных сюжетных картин - проба направлена на точность понимания содержания картинки, точность зрительного опознания персонажей, деталей рисунка, а также определения типа стратегии восприятия перцептивного поля.
Анализ результатов данной пробы выявил трудности описания одноактных картин, связанных с затруднением понимания содержания, которые проявились в искажении смысла. Эти ошибки проявились в неправильном определении пола главного героя, времени года и т.д., так как дети ориентировались на вторичные, несущественные признаки. Также у детей не было целостного восприятия картины, стратегия восприятия была хаотичной.
ОБСУЖДЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
С помощью анамнестического метода выявлен высокий уровень факторов перинатального риска у матерей детей с РАС, что является причиной внутриутробной гипоксии плода. Это приводит к нарушению обмена кислорода и углекислоты, что в свое время вызывает метаболические расстройства уже на ранних этапах развития мозга.
Анализ нейропсихологического исследования выявил, что у детей с расстройствами аутистического спектра наиболее выражено страдает перцептивная сфера. Это проявляется в ненормативной стратегией восприятия перцептивного поля, сложностях при описании одноактных сюжетных картин, трудностях опознания предметных изображений (незавершенных, перечеркнутых). При копировании фигуры Тейлора, также проявлялась фрагментарно-хаотичная стратегия копирования.
Также у детей с РАС наблюдаются трудности выполнения пробы на «праксис позы пальцев». Однако, пробы на динамические праксис затруднений не вызывают.
Описанные симптомы связаны с дисфункций правого полушария, в функции которого входит обеспечение выделения простых, целостных зрительных образов. В основе данного синдрома лежит нарушение фактора оптического предметного восприятия и пространственного фактора. Это проявляется в грубых структурно-топологических,
метрических, координатных ошибках.
Слабостью зрительно-предметного восприятия в условиях зрительного шума, что проявляется в ошибках опознания незавершенных, перечеркнутых изображений.
Проведенное исследование выявило у детей несформированность межполушарного взаимодействия, что проявлялось трудностями выполнения пробы на реципрокную координацию и в пробах Хода.
Таким образом, в результате проведенного исследования выявлены нарушения функционирования правого полушария. Теменная область правого полушария отвечает за формирование соматогнозиса, на основе которого формируются количественные, пространственные и временные представления. Также, ощущение и познание собственного тела способствуют формированию личности, и взаимодействию с другими людьми. Обнаруженные трудности выполнения проб у детей с расстройством аутистического спектра, связанные с дисфункцией правого полушария объясняют наблюдаемые симптомы: трудности тактильного контакта, отрешенность, длительное привыкание к новым людям, так как одной из функций правого полушария является узнавание лиц.
ВЫВОДЫ
Таким образом, нейропсихологическое исследование детей с РАС выявило специфические нарушения, проявившиеся в расстройстве восприятия, несформированности меж-полушарного взаимодействия, несформированностью пространственно-временных представлений, дисфункции правого полушария.
Проведенное исследование выявило особенности развития ВПФ у детей с РАС. Выявленные неблагоприятные пренатальные факторы приводят к повреждению подкорковых структур, теменных и задних отделов правого полушария во внутриутробном периоде, что связано с дальнейшим нарушением развития психических функций. В первую очередь, зрительного восприятия, нарушения реципрокной координации рук, пространственно-временных представлений.
Выявленные особенности развития позволяют лучше понять симптоматику проявлений нарушений у детей с расстройством аутистического спектра, и являются основой для разработки коррекционных программ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гребенникова, Е.В. Понимание расстройств аутистического спектра на основе междисциплинарного подхода / Е.В. Гребенникова, И.Л. Шелехов, Е.А. Филимонова // Научно-педагогическое обозрение. - 2016. - № 3 (13). - С. 16-22.
2. Никольская, О.С. Аутизм лечится общением / О.С. Никольская // Аутизм и нарушения развития. - 2016. - Том 14. - № 4. - С. 35-38.
3. Строганова, Т. А. Нейронные механизмы нарушений ориентировки внимания у детей с расстройством аутистического спектра / Т.А. Строганова, Е.В. Орехова, И.А. Галюта // Экспериментальная психология. - 2015. - Т. 8. - № 3. - С. 7-23.
4. Шпицберг, И.Л. Коррекция нарушений развития сенсорных систем у детей с расстройствами аутистического спектра / И.Л. Шпицберг // Аутизм и нарушения развития. - 2013. -№ 2. - С. 33-45.
REFERENCES
1. Grebennikova, E.V., Shelekhov, I.L. and Filimonova, E.A. (2016), "Understanding of autism spectrum disorders based on an interdisciplinary approach", Scientific and pedagogical review, No. 3. (13), pp. 16-22.
2. Nikolskaya, O.S. (2016), "Autism is treated by communication", Autism and developmental disorders, Vol. 14, No. 4, pp. 35-38, doi: 10.17759/autdd.2016140406.
3. Stroganova, T.A., Orekhova, E.V. and Galyuta, I.A. (2015), "Neural mechanisms of attention orientation disorders in children with autism spectrum disorder", Experimental Psychology, Vol. 8, No. 3, pp. 7-23. doi: 10.17759 / exppsy.2015080302
4. Spitsberg, I.L. (2013), "Correction of disorders of the development of sensory systems in children with autism spectrum disorders", Autism and developmental disorders, No. 2, pp. 33-45.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.07.2019
УДК 159.9.075
ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ УПРАВЛЕНИЮ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ СЛУШАТЕЛЕЙ С РАЗНЫМИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИМИ
ОСОБЕННОСТЯМИ
Светлана Васильевна Комарова, кандидат биологических наук, доцент, Лариса Петровна Петухова, кандидат педагогических наук, доцент, Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского; Марина Витальевна Хохлова, доктор педагогических наук, профессор, Брянский государственный инженерно-технологический университет
Аннотация
Целью данного исследования является выявление трудностей в обучении управлению транспортными средствами слушателями с различными индивидуально типологическими особенностями. В ходе проведенного эмпирического исследования были выявлены значимы корреляционные связи между трудностями теоретического и практического обучения в автошколе и некоторыми индивидуально-типологические особенностями. В тоже время проведенное исследование позволило выявить ряд проблем, что дает основание для определения перспективных направлений изучения индивидуально-психологических особенностей слушателей автошкол и их учета в обучении управлению транспортным средством.
Ключевые слова: трудности обучения, обучение вождению, индивидуально-типологические особенности, свойства нервной системы, теппинг-тест.
DIFFICULTIES IN LEARNING DRIVING OF THE VEHICLE AMONG LISTENERS WITH DIFFERENT INDIVIDUAL-TYPOLOGICAL FEATURES
Svetlana Vasilyevna Komarova, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Larisa Petrovna Petukhova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Bryansk State University, Marina Vitalievna Khokhlova, the doctor of pedagogical sciences, professor, Bryansk State Engineering and Technological University
Annotation
The purpose of this study is to identify the difficulties in teaching students to drive vehicles with different individual typological characteristics. In the course of the empirical study, the significant correlations between the difficulties of the theoretical and practical training at driving school and some individual typological features were revealed. At the same time, the study revealed a number of problems, which gives grounds for determining promising areas of the study of the individual psychological characteristics of the students of driving schools and their account in the training of driving.
Keywords: learning difficulties, learning to drive, individual typological features, properties of the nervous system, tapping test.
ВВЕДЕНИЕ
Современное общество ставит перед взрослым человеком задачу непрерывного совершенствования своих знаний, профессионального мастерства, расширения сферы общения. В связи с массовым использованием автотранспорта актуальным для многих взрослых людей становится обучение управлению транспортным средством.
Известно, что обучение, особенно обучение навыкам вождения, часто оказывает на взрослого человека психологическое давление. Во-первых, это связано с тем, что переход от профессиональной деятельности к учебной у многих людей сопровождается