ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА РАННИХ РАССКАЗОВ М. ГОРЬКОГО СОВРЕМЕННИКАМИ Аушева А. Б.1, Хадзиева А. А.2
'Аушева Аминат Бейалиевна — магистрант, филологический факультет; 2Хадзиева Айна Ахмедовна - кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой, кафедра русской и зарубежной литературы, Ингушский государственный университет, г. Магас, Республика Ингушетия
Аннотация: статья посвящена изучению проблем художественных особенностей ранних произведений М. Горького. В работе проведено исследование проблемы романтических рассказов в творчестве М. Горького. Также рассмотрена проблема переплетения романтизма и реализма в рассказах «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе». В ранних произведениях М. Горького показаны гордые, сильные, свободолюбивые, одинокие люди, разрушители сонного прозябания большинства. Действие происходит в необычной, часто экзотической обстановке: в цыганском таборе, в общении со стихией, с миром природы — море, горы, прибрежные скалы. Часто действие переносится в легендарные времена. Отличительные черты романтических образов Горького — гордая непокорность судьбе и дерзкое свободолюбие, цельность натуры и героичность характера. Романтический герой стремится к ничем не стесняемой свободе, без которой нет для него подлинного счастья и которая ему нередко дороже самой жизни. В романтических рассказах воплощены наблюдения писателя противоречий человеческой души и мечта о красоте. Ключевые слова: художественный мир, романтизм, реализм, двоемирие, гипертрофированное чувство.
THE PERCEPTION OF THE ART WORLD OF THE EARLY STORIES M. GORKY CONTEMPORARIES Ausheva A. B.1, Hadzieva A. А.2
'Ausheva Aminat Beyalievna — Undergraduat, PHILOLOGICAL FACULTY, 2Hadzieva Aina Ahmedovna - Candidate of Philology, associate professor, manager of department, DEPARTMENT OF THE RUSSIAN AND FOREIGN LITERATURE, INGUSH STATE UNIVERSITY, MAGAS,REPUBLIC OF INGUSHETIA
Abstract: the article is devoted to the study of the problem of artistic features of the early works of Gorky. The paper studied the problems of romantic stories in the works of Gorky. Also, the problem of Woven romanticism and realism in the stories of "Old Isergil", "Song of the Falcon".Heroes of the early works of Gorky - proud, strong, freedom-loving, single people, destroyers sleepy vegetating majority. The action takes place in an unusual, often exotic setting: in a gypsy encampment, in communion with the elements, with the world of nature - sea, mountains, coastal cliffs. Often the action is transferred to the legendary times. The characteristics of romantic images Gorky - a proud and defiant disobedience destiny of freedom, wholeness of nature and the nature of heroism. Romantic hero tends to hesitate no freedom, without which there is no true happiness for him and that it is often more expensive than life itself. In the romantic stories of the writer implemented observing the contradictions of the human soul and the dream of beauty. Keywords: art world, romanticism, realism, dvoemirie, exaggerated sense.
УДК: 82-1/-9
Уже в первых произведениях молодого писателя М. Горького появился не только незаурядный талант рассказчика и художника, но и умение отстаивать свои убеждения.
Открыть человеку глубины его души, сделать его лучше, сильнее - в той или иной степени добивается Горький в своих ранних произведениях, автор ищет в современной ему действительности смелых и гордых людей, ярких, неординарных, вечно ищущих смысл жизни героев. Эти герои противопоставляют себя убогой мещанской среде.
Именно традиции романтизма избрал для своего творчества М. Горький, чтобы с наибольшей полнотой выразить интересы и устремления народа, М. Горький выражает решительное неприятие современного им общества, несправедливо устроенного, живущего по лживой морали. Отвергая
реальное современное общество, утверждая справедливое, высоконравственное общественное устройство создаётся двоемирие, которое является отличительной особенностью произведений романтизма. Персонажи ранних творений М. Горького - романтические мятежники, они ведут активную борьбу с реальной действительностью (Сокол), доказывают свою духовную независимость от обывательской жизни (Радда и Лойко), жертвуют собой ради других (Данко).
Основной художественной чертой ранних рассказов Горького является соединение в одном произведении черт революционного романтизма и реализма .Можно сказать ,что освободительное движение явилось причиной обращения Горького к традициям романтизма.Это необычное переплетение романтизма и реализма можно проследить в нескольких произведениях Горького ( «Песня о Соколе», «Макар Чудра», «Челкаш»). В «Макаре Чудре» поднимается нравственный вопрос: что важнее для человека — любовь или воля (независимость)? [1, с. 49-50] Такова тема рассказа. История любви молодых героев изъясняет романтическую идею: воля дороже всего в жизни. М. Горький ведет противопоставление храбрых романтических героев: Данко, цыганскую вольницу, гордые натуры свободолюбивых людей, которые готовы выбрать смерть, чем подчинение даже возлюбленному. Писателем в рассказе использована форма обрамления: легенда о Ларре, рассказ о жизни Изергиль, легенда о Данко. Единым целым три части рассказа делает основная идея —желание понять истинную ценность человеческой личности. Всю свою жизнь несла в себе Изергиль чувство человеческого достоинства; его не могли сломить ни превратности судьбы, ни опасность смерти, ни страх потерять любимого человек. Особое место занимает в рассказе образ самой Изергиль, которая опираясь на опыт давно минувших дней, помогает людям найти верный путь. История ее жизни это возвеличивание свободы, красоты, высоких нравственных ценностей человека.
Горький пытается сказать, что жизнь ради свободы в одиночестве теряет смысл. Горький осуждает эгоизм и жестокость, гордыню и презрение к людям.
Настоящий герой не должен жить только для себя, не принося добра людям. Это доказывает образ Данко, который стремится к свободе, но свободе не для себя лично, а для людей своего племени, изгнанных врагами в глубь непроходимого леса. Подвиг во имя жизни человеческой, свободы ляжет в основу рассказа. Горький призывал к самопожертвованию во имя людей и основная мысль, прослеживающаяся в рассказе: человек, сильный, красивый, способный на подвиг — это настоящий человек. Горький на примере своего героя дает увидеть глубину нравственных сил человека, его способность пожертвовать собой для блага других.
Описания природы позволяют автору переходить, как по мостку, от темы к теме, украшают повествование, дают простор фантазии художника слова, подчеркивают красоту авторской речи. В «Старухе Изергиль» тема несколько изменяется, но по сути является продолжением темы «Макара Чудры»: в чём счастье — в свободе от людей или в жизни для людей? Здесь идея-ответ даётся в виде легенды о Данко, который посвятил себя служению своему народу и обрёл любовь и бессмертие в людской памяти. В «Песне о Соколе» вопрос-тема о цели жизни ставится почти по-гамлетовски: что достойнее — смириться под ударами судьбы иль оказать сопротивление? Правильный выбор, по мнению автора, делает Сокол: мудрость жизни — в активной борьбе со всевозможными препятствиями. Такова идея рассказа.
Во-вторых, Горький активно использует любимые романтиками жанры: легенды (о Ларре и Данко), полулегендарные истории (любовь Радды и Лойко), философские аллегории (песня о Соколе).
В-третьих, герои ранних рассказов Горького — яркие натуры, которые не сгибаются под гнётом обстоятельств, но активно борются с этими враждебными обстоятельствами. Романтические герои Горького — гордые личности, умеющие наслаждаться жизнью, обладающие яркими чувствами, сильными страстями, совершающие смелые поступки. Характеры героев созданы писателем вполне в романтическом духе. Данным героям характерно одно сильное желание - качество, которое подавляет остальные черты характера. У Радды и Лойко это — гипертрофированное чувство собственного достоинства и независимости. У Ларры главная черта — гипертрофированный эгоизм, у Данко — самопожертвование, когда герой не жалеет свою жизнь , во имя своего народа, у Сокола — желание активной деятельности. При этом горьковские герои не знают душевного раздвоения; противоречий между мыслью, чувством и действием; их характеры лишены динамики (не изменяются во времени).
Ранние рассказы Горького принято относить к романтическим произведениям. Во-первых, потому, что в них писатель несколько идеализирует своих героев, наделяя их исключительными качествами. Во - вторых, главной темой ранних рассказов М. Горького является тема свободы и любви. В рассказе Макар Чудра Горький высказывает собственную точку зрения на эти проблемы, дает свое определение понятиям любви и свободы, четко формулируя мысль: Свобода
для человека- главное на свете. Рассказ об удивительной гордой любви Лойко Зобара и Радды — это гимн свободе. Гордые герои рассказа утверждают как высшее начало в жизни и человеке любовь к свободе. Лойко и Радда не хотят жертвовать волей даже ради друг друга. Не желая становиться на колени перед возлюбленной, Зобар убивает ее, а затем погибает сам. Восставая против власти обстоятельств, измельчающих человеческую жизнь, Горький в рассказе —Макар Чудра слишком заострил идею свободы, что могло привести к оправданию произвола. Почувствовав опасность своего идеала, писатель попытался определить границы свободы, показать подлинный героический характер [1, с. 49-50].
При чтении рассказов Горького читателю часто приходится задумываться над понятием — абсолютной свободы. Это понятие является жизненным идеалом для многих героев Горького. Но в своих произведениях писатель показывает, что —абсолютная свобода недостижима: стремление к ней часто приводит героев к конфликту с обществом. Романтическое бунтарство писателя питалось неприятием действительности. Горький мечтал о сильных, волевых натурах, о людях - борцах, но не находил их в реальности. Молодой писатель отрицал безгеройность окружающей его жизни. Серому, обывательскому существованию он противопоставил яркий, экзотический мир своих рассказов. Действие в них происходит в необычной обстановке, в окружении романтических стихий. В героях произведений больше символического, чем типического. Но романтический пафос не мешал Горькому искать ответы на мучительные вопросы о смысле жизни и предназначении человека. Горький был одним из первых писателей в русской литературе, у которых вопрос о воспроизведении человеческого характера ставился прежде всего как вопрос о создании социального характера. Вся деятельность М. Горького служила и служит утверждению идеалов добра, справедливости.
Итак, мировоззренческие проблемы, привлекавшие внимание Горького, обусловливают художественное своеобразие его ранних произведений. На основе противостояния двух комплексов идей строится сюжет, причем один комплекс идей несет отчетливо выраженную положительную оценку. Развитие сюжета формирует такую же оценку со стороны читателей. Герои, несущие эти идеи, даже погибая, остаются победителями. С самого начала произведения они композиционно выделены и противопоставлены остальным персонажам в силу того, что стремятся «жить, а не примиряться». Из-за того, что они противостоят мещанскому идеалу, положительные герои часто воплощаются в таких характерных образах, как «босяки». Это проявляется и в речи, и в стремлении к «вольной природе», и в конфликте с существующим обществом.
Список литературы / References
1. Калашников А. А. Максим Горький и герои его ранних рассказов, Минск, БГУ им. В. И. Ленина, 2002 г.
2. Леденев А. В. Максим Горький. Москва. Дрофа, 2001 г.
3. Моргачев А. С. Липецк, Москва. Советская Россия, 1983 г.
4. Техерев И. М. Максим Горький, Москва. Просвещение, 2009 г.
5. Шалавина Г. П. Все обо всех. Москва. Филологическое общество «Слово», 1997 г.
РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) Адамова Г. Н.1, Бурдина М. А.2 WORK WITH THE TEXT AT LESSONS OF RUSSIAN AND LITERATURE (FROM A WORK EXPERIENCE) Adamova G.1, Burdina M.2
'Адамова Галина Николаевна / Adamova Galina - учитель русского языка и литературы; 2Бурдина Марина Анатольевна / Burdina Marina - учитель русского языка и литературы, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Гимназия № 1, г. Ноябрьск
Аннотация: статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме приемам работы с текстом на уроках русского языка и литературы (из опыта работы). Что же необходимо для того, чтобы уроки русского языка из малопродуктивных и неинтересных превратились в увлекательные и результативные? Нашли ответ на этот вопрос, познакомившись с системой заданий на понимание текста по методике О. Н. Зайцевой. В соответствии с данной методикой определенным образом меняется содержание и организация процесса обучения русскому языку. Во-