Научная статья на тему 'Восприятие городской среды: сенсорная экология'

Восприятие городской среды: сенсорная экология Текст научной статьи по специальности «Нанотехнологии»

CC BY
649
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Восприятие городской среды: сенсорная экология»

ВОСПРИЯТИЕ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ: СЕНСОРНАЯ ЭКОЛОГИЯ

Сенсорная экология является частью физиологической экологии, она изучает принципы формирования сенсорных способностей организма в различных экологических условиях и оценку экологического состояния информационного поля внешней среды. Разделами сенсорной экологии являются визуальная экология, звуковая экология, и запаховая (обонятельная) экология. На одном из первых мест в сенсорной экологии стоит светоцветовой комфорт и инсоляция в городах и зданиях: около 80% всей информации, воспринимаемой человеком, приходится на зрительное восприятие. Климатический и акустический комфорт иногда являются определяющими в архитектурном проектировании: в экстремальных климатических условиях планировка города, архитектура зданий, их композиция определяются климатическими и ландшафтными условиями.

На первом месте по степени влияния на состояние человека, безусловно, находится видимая им окружающая среда. Житель современного города больше всего видит плоские поверхности - фасады зданий, площади, улицы,

рг

а

Глаз выделяет наиболее яркие и контрастные участки поля зрения, при этом основной источник зрительного ощущения - появление, изменение и исчезновение раздражителей (к постоянно действующим раздражителям глаз привыкает и не замечает их). Если в пространстве нет архитектурных доминант, контрастирующих с фоном или друг с другом объектов, глаз не реагирует на объекты в его поле (например, в районах, застроенных однотипными панельными зданиями серого цвета). При рассмотрении архитектурного объекта глаз обегает поле зрения, и при распознавании предметов, их формы и цвета проецирует изображение в зону отчетливой видимости.

Задача экологизации естественного освещения решается выбором типа, размеров и расположения световых проемов в стенах и покрытиях для обеспечения нормированных показателей; защитой рабочих зон от ярких прямых и отраженных лучей солнца; согласованием свето-проемов с архитектурными требованиями к освещению, способствующими выявлению пространства, цветового решения и образа сооружения; созданием устройств типа зеркальных жалюзи на окнах для дополнительного введения дневного света вглубь помещений; созданием устройств на кровле для концентрированного ввода дневного света вглубь здания. При этом должны быть учтены качественные характеристики освещенности: насыщенность светом, ослепленность и дискомфортная блескость,

Тетиор Александр Никанорович

доктор технических наук, профессор РГАУ-МСХА г. Москва

прямые углы - пересечения этих плоскостей. В природе же плоскости, соединенные прямыми углами, не встречаются. В окраске городских зданий и сооружений преобладает монотонный серый цвет бетона и асфальта, в природе же - более благоприятный для глаз зеленый цвет и другие цвета, особенно в регионах с теплым климатом. В городе много монотонно повторяющихся однотипных деталей на фасадах зданий, что связано главным образом с индустриальным изготовлением типовых изделий - окон, панелей, балконов и пр. При оценке комфортности важен вопрос создания благоприятной визуальной (в том числе светоцветовой) среды. Цвет - особенность зрительного восприятия, позволяющая распознавать цветовые излучения, различающиеся по спектральному составу. Светоцветовая среда - важнейшая часть среды живой природы. Глаз человека хорошо приспособлен к солнцу как к источнику света (рис. 1). Большую роль в экологической светологии играет экологически обоснованная комфортная освещенность пространства зданий и городов, инсоляция, повышение использования дневного света.

контрастность, направление световых потоков, спектральный состав излучения и цветопередача, изменения освещенности [3]. Инсоляция (суммарное солнечное облучение поверхностей и пространств) важна для достижения оздоровительного, психологического, эстетического и экономического эффекта, но она же вызывает тепловой и световой дискомфорт, что требует солнцезащиты от излишней инсоляции. Задачи оптимальной, экологически обоснованной, инсоляции решаются путем обеспечения установленной нормами продолжительности непрерывной инсоляции, обоснованной ориентации зданий, солн-цезащиты разнообразными средствами, в том числе с помощью озеленения [3].

Светология позволяет более обоснованно подходить к архитектурному проектированию объектов с учетом особенностей восприятия света и цвета. В связи с этим интересны данные о восприятии человеком видимой среды, полученные В.А.Филиным [4]. Он и получил результаты, позволившие объяснить негативное восприятие зданий из монотонных плоских однотипных поверхностей и позитивного восприятия зданий с многочисленными и отличающимися друг от друга деталями, и украшениями. Для этого им были использованы саккады - быстрые автоматические движения глаз. Глаза человека не могут быть долго направлены на одно место, они постоянно должны перемещаться. Перемещения происходят в основном за счет быстрых автоматических движений глаз - саккад.

Рис. 1. Строение органа зрения: а - глаз; б - сетчатка; в - строение глаза

Глаз постоянно совершает мелкие непроизвольные движения, не ощущаемые человеком. Они смещают изображение на сетчатке и вовлекают в процесс возбуждения новые фоторецепторы (рис. 2). Благодаря тому, что изображение рассматриваемых предметов все время попадает на новые участки сетчатки, предотвращается его исчезновение. Движения глаз делят на скачки (саккады), дрейф и тремор (дрожание). Длительность саккад составляет от 10 до 80 мс, длительность периодов фиксации -150-300 мс. При рассматривании объектов природы после очередной саккады глаза всегда находят новый зрительный элемент, на котором можно остановиться на короткое время до очередной саккады. В природе визуальные элементы расположены довольно плотно и, как правило, они отличаются друг от друга. В случае отсутствия информативности (гомогенности зрительного поля, депривации) происходит увеличение амплитуды саккад, и это приводит к негативным ощущениям. В гомогенном или агрессивном поле после очередной саккады мозг не получает новой информации, в результате чего зрительная система и нервные центры оказываются в состоянии длительного возбуждения, что приводит к ощущению дискомфорта.

В городе при наличии больших гомогенных полей для глаз может не быть очередного визуального объекта. В результате мозг не получает нужной информации, могут наступить неприятные ощущения. Поэтому гомогенные поля неприятны для глаз. Но еще более неприятны «агрессивные» зрительные поля, когда на рассматриваемой поверхности (стен, тротуара, пола, обоев, ткани и др.) расположено множество одинаковых повторяющихся элементов (окон, плиток, швов, рисунков и др.). Отметим,

что это объяснение не полностью обосновано: так, в природе встречаются большие однородно окрашенные пространства (поверхность спокойного озера, небо, пустыня, и пр.) без каких-либо деталей, воспринимаемые глазом позитивно. Так же воспринимаются покрытые тонированным стеклом небоскребы, не имеющие деталей на фасадах (огромный цветной кристалл). Проблемы визуальной экологии сложны; возможно, и здесь ценным фактором является архитектурное разнообразие. Насыщенность визуальной среды разнообразными зрительными элементами оказывает сильное воздействие на физиологические аспекты состояния человека. Визуальное окружение человека - это мощный психофизиологический фактор. Проблема визуальной экологии стала особенно актуальной в связи со стремительной урбанизацией, отторгающей человека от естественной, природной визуальной среды. Архитектурная физика пока не отвечает на актуальные вопросы, связанные с светологией, о позитивно воспринимаемых экологически обоснованных размерах помещений, зданий, городов; о формах помещений и зданий; о предпочтениях в архитектурных стилях, деталях, отделке. Можно отметить, что, во-первых, безусловно, красивы и приемлемы для человека пространственные, криволинейные формы [1.. .5] (известна истина, поддерживаемая Леонардо да Винчи и Г. Хогартом «волнистая линия - линия красоты»). Во-вторых, очевидно, что необходимо стремление к разнообразию, подобному биоразнообразию в природе: разнообразию размеров, форм, деталей, цвета (с учетом природоподобия). В-третьих, желательно соответствие размеров зданий размерам компонентов ландшафта (в первую очередь - деревьев), и тела человека [1.7].

Рис. 2. Схемы бинокулярного зрения (а, б) и микродвижений глазного яблока - саккад (в): циклопический

глаз - условный глаз, в котором сетчатки двух глаз наложены друг на друга; гороптер - криволинейная поверхность,

на которой лежат узловые точки обеих глаз и точка фиксации

Звуковая (акустическая) экология - также одно из актуальных направлений сенсорной экологии в городе. Человек подвергается сильным акустическим воздействиям, не известным ранее или действовавшим в прежние века в течение очень короткого времени (землетрясение, сход лавин, гром, ураган, обвал, шторм и др.). Хотя имеются нормы по ограничению уровня шума, шумовое загрязнение городской среды растет, причем как вне дома - на улицах, так и внутри зданий. Шумовые воздействия приводят к нарушениям деятельности центральной нервной и сердечно-сосудистой систем, органов слуха. Звукоизоляция квартир должна быть пересмотрена, звуки не

должны попадать к соседям - иначе нарушается одна из биологических потребностей человека - стремление к защищенности от «стресса присутствия». В то же время пока нормируются только неблагоприятные шумы (но и они не рассматриваются вместе с другими неблагоприятными воздействиями, что, несомненно, должно заставить снизить предельные значения). Есть огромное число звуков и шумов, приятных для человеческого уха, а в условиях полного отсутствия звуков человек не может жить. Важной частью этой проблемы является создание в местах расселения благоприятного звукового фона.

Чувствительность уха настолько велика, что человек почти способен слышать удары молекул воздуха о барабанную перепонку, и в то же время ухо способно выдерживать очень сильные по интенсивности удары звуковых волн, вызывающих вибрацию всего тела, например, при

взрывах. Орган слуха человека (ухо) состоит из наружного, среднего и внутреннего уха (рис. 3). Информация о звуковом воздействии поступает по аксонам нейронов в слуховые ядра половин мозгового ствола и в слуховую кору полушарий. Это поддерживает слуховую ориентацию в пространстве.

Рис. 3. Устройство органа слуха: а - ухо; б - схема устройства уха: 1 - наружный слуховой проход; 2 - барабанная перепонка; 3 - молоточек; 4 - наковальня; 5 - стремечко; 6 - полукружные каналы; 7 - улитка

На затухание звуковых волн в приземном пространстве влияют зеленые насаждения. Зеленые насаждения -деревья и кустарники - являются рассеивателями и поглотителями звуковой энергии. В зависимости от ширины, плотности, дендрологического состава, структуры и др. затухание изменяется в больших пределах. В условиях застройки вблизи источника шума расположены здания или инженерные сооружения, и потому необходимо учитывать отражение звука от их плоскостей. Большое влияние на распространение шума оказывает рельеф (холмы, насыпи, выемки), здания и сооружения на пути шума, рассматриваемые как шумозащитные экраны. За этими экранами образуется звуковая тень, но в ее зоне шум от источника не исчезает, он частично огибает препятствие, что объясняется явлением дифракции. Снижение звука благодаря экранированию может достигать более 20 дБА. На небольшом расстоянии за экраном (40-50 м) оно велико, поэтому защита от шума экранирующими препятствиями рациональна из всех имеющихся средств уменьшения шума в открытом воздушном пространстве города.

Источники шума опасны и в закрытых помещениях. При излучении шума звуковые волны в помещении распространяются беспрепятственно до ограждений, затем они многократно отражаются от них. Воздушный объем в помещении под действием прямых волн от источника и волн, отраженных от всех ограждений, приходит в колебательное движение. Принципиально отличается по воздействию и способам защиты воздушный и ударный шум.

Для создания экологически комфортной среды, с техногенным шумом нужно бороться путем надежной шу-мозащиты; исключая техногенный шум, нужно создавать в городах природный звуковой фон. Звуковой фон лучше всего создавать естественным путем, максимально впуская природу в город и создавая условия для существования живой природы. Шум деревьев, пенье птиц, шум дождя, кваканье лягушек, плеск волн, стрекотание кузнечиков - обычные природные звуки, создающие комфортную звуковую среду. В условиях отсутствия возможности создания природной звуковой среды, наиболее экологически комфортной для жителей, допустимы заменители природных звуков, установки, которые в зависи-

мости от времени дня генерировали бы нужные и приятные для человека природные звуки взамен ныне действующих агрессивных звуков.

Обоняние - древнейшее чувство, исторически первый дистантный рецептор живых организмов. Поэтому запахи играют очень большую роль в психофизиологическом состоянии человека. Возможно, что задолго до того, как развились и усовершенствовались зрение и слух, обоняние обеспечивало возможность поиска пищи, особей другого пола и врагов. Загазованность больших городов, духота в общественном транспорте, затхлый воздух малогабаритных квартир, малопривлекательные «ароматы» общественных столовых, табачный запах от повсеместного распространения курения, выхлопные газы автомобилей - все это не способствует поддержанию тонкого обоняния. В связи с изменившимися экологическими условиями для человека обоняние, возможно, стало менее жизненно необходимым чувством, чем для многих других животных. Тем не менее, человек зависит от запахового окружения в гораздо большей степени, чем ему кажется. Обоняние человека представлено обонятельным эпителием, или мукозой, расположенной в глубине полости носа (рис. 4). Носовая полость у млекопитающих разделена на две симметричные половины вертикальной перегородкой. Внутренний рельеф полости носа определяется строением носовых раковин. В раковине, образованной задней частью носовой перегородки и решетчатой костью, расположена обонятельная выстилка. Обонятельный эпителий имеет толщину от 30 до 200 нм, площадь его у человека составляет несколько квадратных сантиметров. Из обонятельной луковицы митральные и пучковые клетки «посылают» свои аксоны в составе обонятельного тракта в обонятельную кору.

Обонятельная система реагирует на запахи в незначительных концентрациях. По чувствительности выделяют три группы обонятельных рецепторов: 1 группа воспринимает запахи феромонов, 2 группа воспринимает запахи пищевого спектра (широкий спектр запахов натуральных пищевых веществ), 3 группа с широким спектром восприятия (причем, различные рецепторные клетки способны различать определенные сочетания обонятельных раздражителей). Эти рецепторные клетки могут определять способность организма различать разные качества природных раздражителей.

Рис. 4. Устройство органа обоняния: а - нос; б - строение обонятельного эпителия; в - расположение обонятельных

рецепторов в полости носа: 1 - слизь; 2 - булава рецепторной клетки; 3 -жгутики; 4 - микровиллы; 5 - опорная клетка; 6 - ядро опорной клетки; 7 - ядро рецепторной клетки; 8 - ядро базальной клетки; 9 - базальная клетка;

10 - аксоны рецепторных клеток

Запахи очень сильно влияют на психофизиологическое состояние человека, на его эмоциональную жизнь. Они вызывают ассоциации, яркие воспоминания, пугают, возбуждают. Приятные запахи способствуют улучшению самочувствия человека, а неприятные могут оказывать угнетающее действие, вызывать различные отрицательные реакции, вплоть до тошноты, обморока; они способны вызвать отвращение к пище или отказ от нее, обострить чувствительность нервной системы, вызвать раздражительность и т.д.

Запах обусловлен летучими пахучими молекулами веществ. Молекулы пахучего вещества соединяются с молекулами обонятельного эпителия, причем с определенным соответствием колебательных частот (резонансом), меняют частоту колебания молекул и стимулируют возвращение возбужденной молекулы в исходное состояние [5]. Человек способен различать запах около сотни тысяч различных веществ. У человека существуют абстрактные представления о соленом, сладком, кислом и горьком вкусах, а представление о запахах является чисто предметным. Обычно человек характеризует запах, называя стандартное вещество или предмет, которому он свойственен. Представления о запахах носят субъективный характер и часто связаны с сильными эмоциональными реакциями. Существуют определения «приятный», «неприятный» запах. Запахи неоднократно пытались объективно классифицировать. Исследователи постоянно стремятся найти у пахучих соединений общие черты, обусловливающие определенное качество восприятия. Запаховая экология (одоэкология) - сравнительно новая отрасль сенсорной экологии, получившая развитие в последние годы. Одора-ция городской среды может реализовываться путем введения естественной природной среды в город с использованием принципов фитомелиорации среды (применения устойчивых растений с полезными выделениями в воздух); использования установок по одорации среды внутри

зданий и на улицах города с целью создания приятных и здоровых природоподобных запахов, исключения неприятных запахов и борьбы с микробным заражением среды. Сейчас одорация среды широко используется при создании приятных запахов в общественных зданиях, в некоторых жилых домах; рассматривается вопрос одорации среды городов. Гармония, красота и комфортность воспринимаются всеми органами чувств человека (сенсорными органами) в комплексе и одновременно. Создание благоприятной, природной или близкой к ней городской среды, комплексно воспринимаемой органами чувств человека, будет способствовать повышению комфортности и формированию любви к городу.

Список литературы

1. Тетиор А.Н. Архитектурно - строительная экология. - М., Академия, 2007. - 312 с.

2. Тетиор А.Н. Социальные и экологические проблемы архитектурного проектирования. - М., Академия, 2009. - 232 с.

3. Архитектурная физика /Лицкевич В.К., Макри-ненко Л.И., Мигалина И.В. и.др./ - М.: С.-И., 2003. - 448 с.

4. Филин В.А. Видеоэкология. - М.: «Видеоэкология», 1994. - 50 с.

5. Дмитриева Т.М. Основы сенсорной экологии. М: РУДН, 1999. - 168 с.

6. Курбатов Ю.И. Архитектурные формы и природный ландшафт. - Л., ЛГУ, 1988. - 138 с.

7. Sepanmaa Yrjo. The beauty of environment. A general model of environmental aesthetics. - Helsinki, 1986. -184 p.

8. Тетиор А.Н. Красота в природе и обществе. -М.: «Природа», 2008.-401 с.

9. Тетиор А.Н. Экологическая инфраструктура. - М.: «Колосс», 2005. -271 с.

S.KIERKEGAARD'S "ANXIETY OF FREEDOM" OVERCOMING

Vasilieva Nina Aleksandrovna

Ph. D in Philosophy, Assistant Professor, Department of Philosophy, History and Sociology, Irkutsk

Danish devotional philosopher S. Kierkegaard (b. 1811/1813, d.1855) is one of the most singular thinkers of his time. Few can compete with him in the influence on spiritual and intellectual life of both XIX and XX centuries. In his phil-

osophical-religious doctrine S. Kierkegaard touches upon issues associated with crisis of personality, which formed the basis of European philosophy of the XX century: loneliness, "escape from freedom", fear of future and responsibility for it.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.