Научная статья на тему 'Восприятие фотоизображений лиц людей разной расовой принадлежности'

Восприятие фотоизображений лиц людей разной расовой принадлежности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
655
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Барабанщиков В. А., Ананьева К. И.

Исследуется структура межличностного восприятия людей разной расовой принадлежности. В статье показано, что по фотоизображению лица примерно половина индивидуально-психологических особенностей личности может оцениваться верно; эффективнее распознаются индивидуально-психологические особенности, присущие и натурщику, и зрителю при восприятии лиц северо-русского типа; при восприятии лиц южно-азиатского типа русскими чаще используются механизмы проекции и атрибуции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Барабанщиков В. А., Ананьева К. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perception of photographed faces of people of different races

Psychological structures of interpersonal perception of people of different races were studied. It is demonstrated that: (a) about one half of judgments about individual psychological features of photographed persons may be accurate; (b) when faces of North Russian type are perceived by Russian spectators, more efficient are judgments about individual psychological features witch model and spectator share; and (c) when faces of Austroasiatic type are perceived, Russian spectators more often show mechanisms of projection and attribution.

Текст научной работы на тему «Восприятие фотоизображений лиц людей разной расовой принадлежности»

ВОСПРИЯТИЕ ФОТОИЗОБРАЖЕНИЙ ЛИЦ ЛЮДЕЙ РАЗНОЙ РАСОВОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ

В.А. Барабанщиков, К.И. Ананьева

Институт психологии Российской академии наук Ул. Ярославская, 13, Москва, Россия 129366

Исследуется структура межличностного восприятия людей разной расовой принадлежности. В статье показано, что по фотоизображению лица примерно половина индивидуально-психологических особенностей личности может оцениваться верно; эффективнее распознаются индивидуально-психологические особенности, присущие и натурщику, и зрителю при восприятии лиц северорусского типа; при восприятии лиц южно-азиатского типа русскими чаще используются механизмы проекции и атрибуции.

На протяжении многих столетий делаются попытки уточнить связь внутреннего мира человека с его внешним обликом. Уже в древности широкое распространение получила физиономика — искусство предсказания судьбы по конфигурации и чертам лица. Однако подобные учения больше опирались на житейский опыт и принятые в обществе стереотипы. С появлением научного, объективного знания интерес к теме не пропал, в частности, особую актуальность приобрел вопрос о способах восприятия личности коммуниканта по его внешности. В ходе исследований были раскрыты механизмы формирования первого впечатления, влияние социальных установок на процесс межличностной перцепции, вклад возрастных, профессиональных, гендерных особенностей личности воспринимающего и др. [3; 9]. Вместе с тем природа адекватного восприятия личности коммуниканта по его лицу по-прежнему остается неясной.

В связи с этим небезынтересным представляется изучение восприятия выражений лица в аспекте межрасовых отношений. Это позволит усилить экологическую и социокультурную валидность экспериментальных исследований межличностного восприятия и расширить возможности их практического использования.

В первой части статьи описан инструментарий, предназначенный для эффективной оценки индивидуально-психологических особенностей людей разной расовой принадлежности; во второй части исследуется структура межличностного восприятия людей, принадлежащих разным расовым типам.

Вербальная оценка черт личности представителей различных рас по фотоизображению лица и их шкалирование. Хорошо известные методики (опросники, проективные техники и т.д.), как правило, основаны на теоретических пред-

ставлениях о личности и той парадигме, в рамках которой экспериментатор проводит исследования. Обладая универсальностью, эти методы не всегда учитывают уникальность внутреннего мира конкретной личности (индивидуальности), обусловленную расовой принадлежностью. Более адекватным в этом плане является подход с точки зрения субъективной семантики [4], в частности метод системного анализа вербальных единиц, предложенный В.Н. Носуленко и Е.С. Самойленко для изучения восприятия акустический событий [8; 11]. Оценка предметов и событий выполняется здесь с помощью категорий, выбираемых испытуемым самостоятельно. Высказывания наблюдателей об особенностях экспонируемых сцен используются в качестве материала, характеризующего перцептивный образ объектов. В нашем исследовании данный подход применен для изучения восприятия индивидуально-психологических особенностей людей разных расовых типов.

В качестве стимульного материала использовались фотографии женских и мужских лиц трех расовых групп — европеоидной, монголоидной и негроидной. Испытуемым предлагалось дать вербальное описание индивидуально-психологических особенностей людей, изображенных на фотографиях (оценить возраст, национальность, черты характера, темперамент, волевые качества, способности, направленность, эмоциональность и др.), а также описать собственные личностные особенности. Все высказывания были внесены в базу данных вербальных единиц и подвергнуты семантическому и частотному анализу [2. С. 73—81].

В разработке оценочных шкал приняли участие 30 человек (студенты вузов) в возрасте от 17 до 25 лет.

Анализ вербального материала позволил выделить обобщенные категории, используемые испытуемыми для оценки фотопортретов. С учетом частоты встречаемости было отобрано шестнадцать личностных характеристик, которые были дополнены синонимами, образовав шестнадцать семибаллльных биполярных шкал (табл.).

Таблица

Вербальная оценка черт личности представителей различных рас

Шкала Оценка Шкала

Веселый -3 -2 0 1 2 3 Грустный

Общительный -3 -2 0 1 2 3 Замкнутый

Привлекательный -3 -2 0 1 2 3 Отталкивающий

Серьезный -3 -2 0 1 2 3 Легкомысленный

Добрый -3 -2 0 1 2 3 Злой

Дружелюбный -3 -2 0 1 2 3 Враждебный

Спокойный -3 -2 0 1 2 3 Тревожный

Целеустремленный -3 -2 0 1 2 3 Не знает, чего хочет

Открытый -3 -2 0 1 2 3 Скрытный

Умный -3 -2 0 1 2 3 Глупый

Уверенный -3 -2 0 1 2 3 Неуверенный

Довольный -3 -2 0 1 2 3 Недовольный

Неординарный -3 -2 0 1 2 3 Обычный

Независимый -3 -2 0 1 2 3 Зависимый

Эгоистичный -3 -2 0 1 2 3 Бескорыстно действующий для других

Напряженный -3 -2 -1 0 1 2 3 Расслабленный

Полученные шкалы отражают представления респондентов об эмоционально-волевой, коммуникативной и когнитивной сферах личности, ее темпераменте, характере и способностях. Главными преимуществами сконструированного инструмента являются понятность оценочных шкал, их инвариантность по отношению к расовой принадлежности респондентов, лаконичность и простота обработки данных.

Оценка личностных особенностей людей разной расовой принадлежности по фотоизображению их лица. Целью данной работы является анализ психологической структуры восприятия лиц различной расовой принадлежности. Гипотеза исследования: психологическая структура межличностного восприятия зависит от расовой принадлежности и пола коммуникантов.

В исследовании использовались цветные фотоизображения 10 х 15 двух мужских (26 и 25 лет) и двух женских (27 и 25 лет) лиц анфас, соответствующих южно-азиатскому и северо-русскому расовому типу (рис. 1).

Северо-русский тип

Южно-азиатский тип

Рис. 1. Пример тестовых изображений

Испытуемым (114 женщинам и 72 мужчинам в возрасте от 17 до 25 лет), принадлежащим к северо-русскому расовому типу, с помощью указанной выше системы шкал предлагалось оценить особенности своей личности. Натурщики, изображенные на фото, выполняли эту процедуру ранее. Затем с помощью этих же шкал испытуемых просили оценить фотоизображения лиц натурщиков. Фотографии предъявлялись на экране монитора в случайном порядке; время экспозиции не ограничивалась, но возвращение к предыдущим изображениям исключалось.

В результате проделанной работы были получены три группы личностных профилей: 1) воспринимающего (зрителя), 2) натурщика и 3) оценки натурщика зрителем. Степень соответствия оценочного профиля профилю натурщика рассматривалась как мера адекватности восприятия его личностных черт.

В ранее опубликованной работе [1. С. 76—80] все расчеты и сопоставления велись на основе прямого использования семибалльной шкалы. Однако в ходе дальнейшего исследования (1) выяснилось, что психологически более целесообразно пользоваться переводом данных в техбалльную шкалу, когда ответы -3, -2, -1 соответствуют -1; 0 ^ 0; 1, 2, 3 ^ 1. Проставляя оценку, отличную от нуля, испытуемый с той или иной степенью уверенности отдает предпочтение положительному или отрицательному полюсу личностной черты.

Проверка гипотезы о наличии влияния расового типа лица и пола натурщика осуществлялась с помощью Г-критерия Вилкоксона. Влияние гендерных различий зрителей оценивалось ^-критерием Манна—Уитни.

Анализ структуры межличностного восприятия осуществлялся в терминах общепсихологических механизмов резонанса, проекции, интроекции и атрибуции [8; 10; 12].

Резонанс проявляется в совпадении оценок одних и тех же личностных черт натурщика и наблюдателя. В выполненном исследовании средняя доля резонанса в формировании образа натурщиков (Он-образа) северо-русской и южно-азиатской расы составляет около 35%. Значимое влияние на работу этого механизма оказывает расовый тип лица натурщика (2 = 7,560 при р < 0,001) и гендерные различия зрителей (2 = 4,087, при р < 0,001). Женщинами более точно оцениваются идентичные индивидуально-психологические особенности лиц северо-русского типа.

Интроекция указывает на верную оценку индивидуально-психологических черт натурщика, отсутствующих у наблюдателя. Исходя из полученных данных, в межэтническом восприятии доля интроекции составляет 15%. При этом личностные черты представителей северо-русского типа воспринимаются несколько эффективнее (2 = 1,928 при р < 0,05). Гендерные различия натурщиков и зрителей не оказывают статистически значимого влияния.

Резонанс и интроекция в совокупности обеспечивают адекватное восприятие личностных черт коммуниканта, однако существуют механизмы, как бы уводящие перцептивный процесс в сторону от действительности. Один из них — проекция — перенос индивидуально-психологических черт наблюдателя на личность натурщика. В нашем исследовании средняя доля проекции составляет 16%. На участие данного процесса в восприятии личностных черт оказывает влияние расовая принадлежность натурщиков (2 = 9,528 прир < 0,001).

Еще одним механизмом, способствующим ошибочным суждениям о личности партнера по общению, является атрибуция — приписывание отсутствующих в действительности черт личности натурщику. Зарегистрированная доля атрибуции составляет около 34%. При восприятии лиц южно-азиатского типа она значимо возрастает ( 2 = 3,491 прир < 0,001); некоторое влияние оказывает пол зрителя (р = 0,005): мужчины демонстрируют склонность более активно использовать функционирующие в обществе представления о других людях (социальные стереотипы).

Адекватность межличностного восприятия оценивалась с помощью специального коэффициента адекватности:

Кай = ((Я + I) - (А + Р) / Я + I + А + Р).

Его среднее значение равно 0 при разбросе данных в диапазоне от -0,88 до 1. Согласно полученным данным в среднем половина личностных черт натурщиков оценивается верно. Существуют значимые различия в адекватности восприятия лиц разной расовой принадлежности (2 = 8,730 при р < 0,001). Более точно оцениваются личностные особенности представителей северо-русского типа. При этом зрители-женщины оценивают индивидуально-психологические особенности

(р = 0,002) более эффективно. Этот результат связан с меньшей частотой использования атрибуции женщинами и, возможно, более широким опытом общения наблюдателей с представителями собственной расовой группы.

Степень участия Я-концепции (особенностей личности наблюдателей) в процессе восприятия отражает коэффициент идентификации:

^о = (Р + Я) - (А + I) / Р + Я + А + I.

Разброс его значений изменяется от -1 до +1. При этом среднее значение равно 0,2. Это означает, что в процессе межличностной перцепции зрители в наибольшей степени опираются на Я-концепцию. На коэффициент идентификации оказывает влияние пол зрителя (р < 0,001): по данным исследования женщины более активно обращаются к собственным индивидуально-психологическим особенностям при оценке других людей.

Заключение. Подводя итоги, целесообразно отметить, что особенности меж-расового восприятия могут быть описаны в терминах общепсихологических механизмов, доля участия которых оказывается различной в зависимости от расового типа воспринимаемого лица и пола наблюдателя. Очевидно, что существует связь проницательности человека с его умением идентифицировать себя с другими. При этом чем больше элементов Я-концепции совпадает с чертами личности коммуниканта, тем выше вероятность адекватного восприятия. Частота обращения к Я-кон-цепции или опыту взаимодействия с другими людьми подвержены влиянию пола коммуниканта и расовых различий оцениваемых лиц. Согласно полученным данным по фотоизображению лица около половины индивидуально-психологических особенностей оценивается верно. В процессе межличностной перцепции зрители чаще обращаются к коммуникативному опыту, используя представления о личностных (индивидуально-психологических) чертах, присущих другим людям. Эффективное распознаются индивидуально-психологические особенности, присущие и натурщику, и зрителю при восприятии лиц северо-русского типа, а при восприятии лиц южно-азиатского типа русскими чаще используются механизмы проекции и атрибуции. Женщины более проницательны при восприятии личностных особенностей по фотоизображению лица. Мужчины склонны активно использовать социальные стереотипы.

ПРИМЕЧАНИЕ

(1) РГНФ проект № 07-06-00302а.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Ананьева К.И. Оценка личностных особенностей людей различной этнической принадлежности по фотоизображению их лица // Сборник тезисов научно-практической конференции «Психология индивидуальности». — М.: ВШЭ, 2006.

[2] Ананьева К.И. Этнический тип лица и особенности его восприятия // Психологические и психоаналитические исследования. — М.: Институт психоанализа, 2008.

[3] АндрееваГ.М. Психология социального познания. — М.: Аспект пресс, 1997.

[4] Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. — М.: Наука-Смысл, 1999.

[5] Барабанщиков В.А. Восприятие и событие. — СПб.: Алетейя, 2002.

[6] Барабанщиков В.А. Психология восприятия. Организация и развитие перцептивного процесса. — М.: Когито-центр, 2006.

[7] Барабанщиков В.А., Демидов А.А. Восприятие индивидуально-психологических особенностей человека в ситуациях непосредственного и викарного общения // Вестник МОПУ. — 2007. — № 3. — С. 30—40.

[8] Барабанщиков В.А., Носуленко В.Н. Системность. Восприятие. Общение. — М.: ИП РАН, 2004.

[9] Бодалев А.А., Васина Н.В. Познание человека человеком. — СПб.: Речь, 2005.

[10] Болдырев А.О. Восприятие выражения целого и частично закрытого лица: Дисс. ... канд. психол. наук. — М.: ИП РАН, 2006.

[11] Самойленко Е. С. Сравнение в решении когнитивно-коммуникативных задач // Вопросы психологии. — 1987. — № 3. — С. 128—132.

[12] Федосеенкова С.М. Восприятие индивидуально-психологических особенностей человека по фотоизображению его лица: Дисс. ... канд. психол. наук. — М.: ИП РАН, 2003.

PERCEPTION OF PHOTOGRAPHED FACES OF PEOPLE OF DIFFERENT RACES

V.A. Barabanschikov, K.I. Ananyeva

Institute of Psychology Russian Academy of Sciences Yaroslavskaya str., 13, Moscow, Russia, 129366

Psychological structures of interpersonal perception of people of different races were studied. It is demonstrated that: (a) about one half of judgments about individual psychological features of photographed persons may be accurate; (b) when faces of North Russian type are perceived by Russian spectators, more efficient are judgments about individual psychological features witch model and spectator share; and (c) when faces of Austroasiatic type are perceived, Russian spectators more often show mechanisms of projection and attribution.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.