Научная статья на тему 'ВОСПРИЯТИЕ ФОРМАЛЬНЫХ ПРИЗНАКОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ В СПОНТАННОЙ ЗВУЧАЩЕЙ РЕЧИ (на материале речи спортивных телекомментаторов)'

ВОСПРИЯТИЕ ФОРМАЛЬНЫХ ПРИЗНАКОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ В СПОНТАННОЙ ЗВУЧАЩЕЙ РЕЧИ (на материале речи спортивных телекомментаторов) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

704
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗВУЧАЩАЯ РЕЧЬ / РИТМ / ТЕМП / ПАУЗА / ПСИХОЛИНГВИСТИКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Эйхгольц Иван Александрович

Статья посвящена исследованию формальных признаков звучащей речи. Категория эмоциональной напряженности рассматривается как характеристика звучащей речи с точки зрения ее восприятия. Напряженность выражается в звучащей речи комплексом формальных признаков (ритм, темп, паузы). Изучение функционирования средств, ответственных за передачу напряженности, проводилось с помощью методов психолингвистического эксперимента и последующего анализа формальных признаков звучащей речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Эйхгольц Иван Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERCEPTION OF FORMAL CHARACTERISTICS OF EMOTIONAL TENSION IN SPONTANEOUS SPEECH (AT THE EXAMPLE OF SPORTCASTERS' SPEECH)

The article deals withformal characteristics of spontaneous speech. The category of emotional tension is considered to be a characteristic of speech from the point of its perception. The tension in speech is expressed with a gamut of formal characteristics (rhythm, tempo, pauses). Means of expressing tension are studied with the help of psycholinguistic experiment and further analysis of formal characteristics of speech.

Текст научной работы на тему «ВОСПРИЯТИЕ ФОРМАЛЬНЫХ ПРИЗНАКОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ В СПОНТАННОЙ ЗВУЧАЩЕЙ РЕЧИ (на материале речи спортивных телекомментаторов)»

ВОСПРИЯТИЕ ФОРМАЛЬНЫХ ПРИЗНАКОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ В СПОНТАННОЙ ЗВУЧАЩЕЙ РЕЧИ (на материале речи спортивных телекомментаторов)

И. А. Эйхгольц

Воронежский государственный университет

Аннотация: Статья посвящена исследованию формальных признаков звучащей речи. Категория эмоциональной напряженности рассматривается как характеристика звучащей речи с точки зрения ее восприятия. Напряженность выражается в звучащей речи комплексом формальных признаков (ритм, темп, паузы). Изучение функционирования средств, ответственных за передачу напряженности, проводилось с помощью методов психолингвистического эксперимента и последующего анализа формальных признаков звучащей речи.

Ключевые слова: звучащая речь, ритм, темп, пауза, психолингвистика.

Abstract: The article deals with formal characteristics of spontaneous speech. The category of emotional tension is considered to be a characteristic of speech from the point of its perception. The tension in speech is expressed with a gamut of formal characteristics (rhythm, tempo, pauses). Means of expressing tension are studied with the help of psycholinguistic experiment and further analysis of formal characteristics of speech.

Восприятие речи может быть объектом исследования различных наук, в частности, физиологии, психологии, лингвистики. Однако, предметом исследования в физиологии является материальная основа процессов восприятия, в психологии — проявление общих и частных закономерностей восприятия действительности, в лингвистике и психолингвистике — система лингвистических и па-ралингвистических средств, опосредующих восприятие текста [3, 10—11].

Предметом настоящего исследования является восприятие носителями русского языка признаков эмоциональной напряженности в спонтанной звучащей речи. Термин «эмоциональная напряженность», употребляющийся в психологии и психолингвистике в различных значениях [6, 17—22], является в данном случае эквивалентом немецкого «emotюnale Spannung», в значении, в котором это понятие употребляется Э. Штоком и Л. В. Велич-ковой [9]. Эмоциональная напряженность в данном понимании относится в первую очередь не к характеристике психофизиологического состояния говорящего, а к обусловленным этим состоянием определенным изменениям речи на уровне формальных признаков (ритм, темп, паузы). Изменение этих параметров обозначает общую напряженность речи, порожденной, например, в ситуации стресса или сильного эмоционального возбуждения.

© Эйхгольц И. А., 2008

В настоящем исследовании напряженность речи рассматривается как интегративная категория слухового восприятия. Ее интегративный характер проявляется в том, что в звучащей речи напряженность выражается комплексом средств, включающим в себя: 1) ритмические параметры, 2) интенсивность, 3) темп, 4) паузы. Особое значение при исследовании эмоциональной напряженности звучащей речи имеет также изучение речевых сбоев (ошибок, оговорок) и элементов, маркирующих речь с психолингвистической точки зрения (фальстарты, повторы). Мы рассматриваем напряженность как перцептивную (воспринимаемую) категорию. Она может рассматриваться отдельно от категории эмоциональности, выражаемой в речи иными средствами (по-видимому, прежде всего мелодическими и тембровыми) [2]. Изменения на уровне ритмических параметров являются индикаторами напряженности речи безотносительно к конкретному эмоциональному состоянию. Это позволяет рассматривать вопрос о средствах напряженности в звучащей речи отдельно от дифференциации конкретных эмоциональных состояний [9]. Проблема классификации эмоций является одной из наиболее дискуссионных в психологии, и классификации эмоций, ко -торую можно было бы назвать общепринятой, не существует [1].

Данные исследований свидетельствуют о том, что различная степень выраженности напряжен-

ности в звучащей речи определяется носителями языка в первую очередь на основе формальных признаков и лишь затем по лексическому наполнению [4]. Напряженность как характеристика звучащей речи в процессе восприятия непосредственно не сопряжена с семантическим наполнением высказываний, и формальные показатели могут обусловливать восприятие нейтрального по содержанию текста как напряженного, что было экспериментально подтверждено Д. В. Жабиным [4, 83—85].

Объектом настоящего исследования является спонтанная звучащая речь на примере монологов спортивных телекомментаторов (изучаемый материал — аудиозаписи прямых трансляций футбольных матчей общей продолжительностью 409 минут). Исходя из того, что определенные изменения на уровне ритмических параметров, интенсивности, темпа и пауз являются индикаторами напряженности при восприятии, мы рассматриваем спонтанную речь спортивных телекомментаторов как модель функционирования формальных признаков звучащей речи, создающих у слушателя впечатление напряженности. Учитывая отсутствие достоверных данных о психофизиологическом состоянии комментатора во время репортажа, мы предполагаем, что присутствующая в его речи напряженность может не всегда непосредственно отражать подлинное эмоциональное состояние говорящего. Поэтому нас прежде всего интересует функционирование средств звучащей речи, воспринимаемых носителями языка как индикаторы напряженности.

В проведенном эксперименте носителям русского языка было предложено прослушать записи спонтанной речи комментатора и выделить фрагменты, где речь становится напряженной. Для эксперимента методом сплошной выборки было отобрано 6 аудио-фрагментов, соответствовавших следующим критериям:

а) продолжительность не более 60 сек. (необходимая для того, чтобы общее время звучания фрагментов не превышало 5—6 минут, а участие в эксперименте занимало не более 15—18 минут; это должно было предотвратить возможное наступление усталости, снижение внимания и так далее);

б) оформленность в единое целое на уровне формальных признаков, а именно: 1) выделенность в речи паузами; 2) отсутствие внутри отрезка длительных пауз (более 3 секунд); 3) интонационная завершенность;

в) относительная смысловая завершенность1 и самостоятельность (речь не обрывается на полуслове, фрагменты не вырваны из контекста, завершенность синтаксической конструкции).

В эксперименте приняли участие 20 носителей русского языка в возрасте от 18 до 31 года, не имевших ранее опыта участия в фонетических и психолингвистических экспериментах. Состав группы информантов по роду деятельности: студенты (7), менеджеры (4), преподаватели (2), инженеры (2), дизайнеры (2), представители других профессий (3). Перед началом эксперимента 60% информантов сообщили, что в большей или меньшей степени интересуются футболом. Данная информация важна, в частности, для определения того, насколько информанты разбираются в футбольной тематике (предполагалось, что люди, интересующиеся футболом, будут обращать больше внимания на содержательную сторону речи).

Участники эксперимента получали аудиозапись и тексты фрагментов, записанные в орфографии. Задание было следующим: 1) прослушать запись,

2) выделить части текста, где речь становится более напряженной, 3) обозначить степень напряженности знаками + (средняя), ++ (высокая), +++ (очень высокая). Характер напряженности, критерии ее выделения и оценка степени напряженности информантам не разъяснялись.

Анализ результатов эксперимента имел целью установить, какие фрагменты в речи комментатора отмечены большинством (не менее чем 70 %) информантов как напряженные. Поскольку информантам не пояснялись характер и критерии выделения напряженности, задание многие интерпретировали как «отметить слова, выделенные голосом» (из речи информантов). В результате в 50% случаев как напряженные были маркированы отдельные слова — носители логического ударения. Это подтверждает сравнение показаний информантов с результатами анализа звучащего материала 3 аудиторами-фонетистами, которые получили задание выделить паузы и ударные слоги. Примеры (подчеркиванием выделены ударности, отмеченные аудиторами-фонетистами; жирным курсивом — фрагменты, маркированные информантами как напряженные; справа в квадратных скобках приводится схема ритмической

1 Спонтанная речь часто «строится как свободное нани-

зывание смысловых отрезков в различной степени связанных

друг с другом» [7, 144]. Обособленность таких смысловых

отрезков не всегда выделяется просодически и грамматически,

поэтому применительно к спонтанной речи уместнее говорить

об относительной смысловой завершенности.

группы с указанием общего количества слогов и местоположения ударного слога):

1) я назвал естественно и стартовый состав и запасных

2) итак внимание

3) играет с Кержаковым снова мяч у Лоськова

В остальных случаях фрагменты, отмеченные информантами как напряженные, включают в себя часть ритмической группы (далее — РГ), одну или несколько РГ. На основании результатов эксперимента можно сделать следующие выводы:

1. Высокая степень совпадения в показаниях информантов свидетельствует об отсутствии существенных различий в восприятии напряженности в данной разновидности спонтанной звучащей речи. Некоторые фрагменты охарактеризованы 90100% испытуемых как напряженные (над строкой указано в % количество информантов, отметивших данный фрагмент текста как напряженный):

95 %

Игнашевич [4: З]

100 %

Аршавин [З: 2]

100 %

пропустить Кержакову отличный [11: 6,11]

пас

95 % 100 % [1З: 5,1З]

Аршавин выходит и великолепный

гол [10: 9]

95 %

великолепный удар в девятку [14: 2,6]

95 % 90 %

сработала сработала питерская [12: 11]

связка

90 % 95 %

Аршавин получил мяч от

Кержакова

2. Прослеживается связь напряженности как характеристики звучащей речи с динамичностью — свойством текста, выводимым из его семантики [8]. Все фрагменты, выделенные информантами как напряженные, представляют собой динамическое описание. В данном случае под этим понимается описание происходящих событий и непосредственная эмоционально-оценочная реакция комментатора на них. В предложенных информантам аудио-фрагментах встречалось и статическое описание (представление составов команд, рассуждения комментатора о предыстории матча, об игре отдельных игроков), которое в большинстве

случаев не было воспринято как напряженное. Тем не менее, мы рассматриваем напряженность как характеристику звучащей речи, не связанную напрямую с семантикой текста, и считаем, что при оценке носителями языка степени напряженности звучащей речи формальные признаки играют ведущую роль по сравнению с содержательными.

3. Восприятие звучащей речи как напряженной обусловливается для носителей русского языка следующими изменениями формальных признаков:

3.1. Изменения на уровне ритмических параметров:

а) при низком уровне напряженности, характерном, в частности, для статических описаний, повышается частотность ритмических групп (РГ) протяженностью более 20 слогов, которые чередуются с РГ протяженностью до 10 слогов, например:

Анюков не играет сегодня вот он мог бы занять место на фланге обороны но дело в том что у него неожиданно обнаружилась весенняя аллергия еще в Швейцарии все думали что это пройдет с переездом

в холодный Таллинн но видимо нет

[ЗЗ: З,ЗЗ] [24: 17,22] [9: 9]

[4: З]

[10: 10]

б) при возрастании напряженности наблюдается сокращение объема РГ и тенденция к появлению дополнительных акцентов в середине РГ, наиболее частотными становятся РГ протяженностью 2—8 слогов и 9—14 слогов (см. также пример, приведенный в п. 1):

65 % 100 %

1)и удар [З: З]

70%

рикошет довольно опасно бил [27: 8,16,20,26]

Василий Березуцкий мяч задел

попал кому-то в спину [11: 6,11]

и поэтому не дошел до ворот

65 % 75 % 80 % [9: 9]

2) Лоськов отыгрывает назад [9: 7]

Василию Березуцкому [6: 4]

пас Игнашевичу

3.2. Увеличение интенсивности (воспринимаемой громкости) речи2. При возрастании напряженности громкость может увеличиваться на 30—40%

2 Громкость речи измерялась путем вычисления среднеквадратичной громкости звука (RMS) на отрезке речевого потока с помощью программы Sony Sound Forge 8.0.

по сравнению с предшествующим фрагментом ненапряженной речи. Однако в некоторых случаях динамический перепад выражен не столь явно.

3.3. При возрастании напряженности в спонтанных монологах комментаторов прослеживается тенденция к снижению темпа речи. Об этом свидетельствуют, в частности:

а) сравнение темпа артикулирования внутри ритмических групп в напряженной и ненапряженной речи: в первом случае среднее значение составляет 323,73 слога/мин, а во втором — 399,26 слогов/мин;

б) во всех фрагментах, отмеченных информантами как напряженные, наблюдается снижение темпа артикулирования по сравнению с предшествующим отрезком речи; изменение составляет в среднем 86,5 слогов/мин (максимум — 149 слогов/ мин, минимум — 44 слога/мин);

в) средний темп речи комментатора в исследуемых аудио-фрагментах составляет около 313 слогов/мин, при этом самый высокий средний темп (382,7 слогов/мин) наблюдается во фрагменте № 4, в котором отрезки напряженной речи отсутствуют, а самый низкий (278,6 слогов/мин) — во фрагменте № 2, в котором протяженность отрезка напряженной речи составляет около 50% от общей протяженности фрагмента; важно заметить, что тенденция к снижению среднего темпа при возрастании напряженности обусловлена не только уменьшением темпа артикулирования, но и увеличением частотности пауз, особенно коротких (менее 1—1,5 секунд).

4. Имеющиеся экспериментальные данные позволяют утверждать, что проявления напряженности в спонтанной звучащей речи телекомментаторов могут характеризоваться определенной периодичностью. Реализация средств, ответственных за выражение напряженности, не всегда соответствует динамике происходящих событий. В частности, удалось установить, что в речи комментатора за относительно продолжительным (40-60 секунд) отрезком, характеризующимся низким уровнем напряженности, нередко следует фрагмент, отли-

чающийся возрастанием напряженности, даже если изменений динамики событий не происходит. Это означает, что выражаемая формальными признаками звучащей речи напряженность не всегда напрямую связана с динамичностью.

На основе проведенного анализа формальных признаков спонтанной звучащей речи удалось выделить средства, ответственные за передачу напряженности. Восприятие речи как напряженной обусловливается закономерными изменениями ритмических параметров, интенсивности и темпа речи. При этом в спонтанной речи спортивных телекомментаторов прослеживается определенная периодичность реализации средств, ответственных за передачу напряженности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вилюнас В. Психология эмоций / В. Вилюнас. — СПб.: Питер, 2004. — 496 с.

2. Винарская Е.Н. Выразительные средства текста (на материале русской поэзии) / Е. Н. Винарская. — 2-е изд. — Воронеж: Воронежский государственный университет, 2003. — 172 с.

3. Джапаридзе З. Н. Перцептивная фонетика / З. Н. Джапаридзе. — Тбилиси: «Мецниереба», 1985. — 120 с.

4. Жабин Д. В. Формальные признаки спонтанной речи говорящего в ситуации стресса: дисс. канд. филол. наук / Д. В. Жабин. — Воронеж, 2006. — 330 с.

5. Интонация и языковое сознание. Психолингвистическое исследование / О. В. Абакумова, О. В. Бердникова, Л. В. Величкова, Е. В. Петроченко; под ред. проф. Л. В. Величковой. — Воронеж: Воронежский государственный университет, 2001. — 156 с.

6. Носенко Э. Л. Эмоциональное состояние и речь /

Э. Л. Носенко. — Киев: «Вища школа», 1981. — 196 с.

7. Фонетика спонтанной речи / Бондарко Л. В., Вербицкая Л. А., Гейльман Н. И. и др.; под ред. Н. Д. Свето-заровой. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988. — 248 с.

8. Шаповалова О. В. Фоностилистические признаки звучащего художественного текста «динамическое описание» (на материале русского и немецкого языков) : дисс. канд. филол. наук / О. В. Шаповалова. — Воронеж, 2007 . — 183 с.

9. Stock, Eberhard und Velickova, Ludmila. Sprech-rhythmus im Deutschen und Russischen. - Frankfurt am Main; Berlin; Bern; Bruxelles; New York; Oxford; Wien: Lang, 2002. — 262 S.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.