Научная статья на тему 'ВОСПРИЯТИЕ ЭМОЦИЙ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРОБЛЕМАМИ ОБЩЕНИЯ'

ВОСПРИЯТИЕ ЭМОЦИЙ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРОБЛЕМАМИ ОБЩЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
331
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА / ОНТОГЕНЕЗ РАСПОЗНАВАНИЯ ЭМОЦИЙ / ДЕТСКИЕ ИГРОВЫЕ КОНФЛИКТЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Скворцова Елена Владимировна, Пастернак Мария Михайловна

Распознавание детьми дошкольного возраста эмоциональных состояний во многом определяет их успешность в межличностной коммуникации со сверстниками. Целью проведенного эмпирического исследования стало изучение особенности восприятия эмоций детьми дошкольного возраста с проблемами общения. Теоретико-методологическую базу исследования составили работы Л.С.Выготского о психическом развитии ребенка, Д.Б.Эльконина, Д.И.Фельдштейна о социальном характере игры и ее значении для обретения ребенком социального опыта, М.И.Лисиной, Т.И.Бабаевой об общении ребенка, Я.Л. Коломинского, Б.П. Жизневского о детских игровых конфликтах, Е.О.Смирновой о типах детей с высокой конфликтностью, Г.А.Урунтаевой, В.А.Сергиенко об особенностях эмоционального развития и онтогенезе распознавания эмоций в детском возрасте. В исследовании приняли участие 34 воспитанника МАДОУ "Детский сад №53" г.о.Балашиха в возрасте от 4 до 5 лет. Методики исследования: опросный лист (Н.Артюхина, А.М.Щетинина), тест руки ( Н.Я.Семаго), опросник "Характер проявления эмпатических реакций у детей (А.М.Щетинина), методика "Картинки" (Е.О.Смирнова, В.М.Холмогорова), методика "Определение эмоциональных состояний людей по графическим изображениям". Результаты исследования: Распознавание эмоций радости и грусти не вызывает затруднений у детей возраста 4-5 лет, степень распознавания других эмоций резко снижается в следующем порядке:гнев,удивление,страх, обида, чувство вины. Восприятие эмоций гнева и удивления связано в большей степени с субтестами "фото" и "ситуация", а страх с субтестом "ситуация". Социальные эмоции распознаются хуже по рисункам, схематичным изображениям и позе.Далее выяснялось различие в успешности распознавания различных эмоций в группах детей с 397 высокой и низкой конфликтностью. Для эмоций радости, грусти, гнева и чувства вины значимых различий между группами не выявлено. Обнаружена достоверная отрицательная связь между уровнем конфликтности ребенка и уровнем распознавания таких эмоций как удивление, страх, обида. Можно предположить, что наибольшую трудность распознавания у конфликтных детей вызывают те эмоции, которые появились в эмоциональном поле ребенка позже других. В нашем исследовании такими эмоциями оказались удивление, страх, обида. Отсутствие различий в восприятии чувства вины между конфликтными и неконфликтными детьми может быть объяснено его недостаточным "вхождением" в эмоциональный арсенал дошкольников 4-5 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОСПРИЯТИЕ ЭМОЦИЙ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРОБЛЕМАМИ ОБЩЕНИЯ»

Восприятие эмоций детьми дошкольного возраста с проблемами общения

Скворцова Елена Владимировна

АСОУ

Пастернак Мария Михайловна детский сад комбинированного вида №53 "Лесная полянка" г.о.Балашиха

Ключевые слова: психическое развитие ребенка, онтогенез распознавания эмоций, детские игровые конфликты

Распознавание детьми дошкольного возраста эмоциональных состояний во многом определяет их успешность в межличностной коммуникации со сверстниками. Целью проведенного эмпирического исследования стало изучение особенности восприятия эмоций детьми дошкольного возраста с проблемами общения. Теоретико-методологическую базу исследования составили работы Л.С.Выготского о психическом развитии ребенка, Д.Б.Эльконина, Д.И.Фельдштейна о социальном характере игры и ее значении для обретения ребенком социального опыта, М.И.Лисиной, Т.И.Бабаевой об общении ребенка, Я.Л. Коломинского, Б.П. Жизневского о детских игровых конфликтах, Е.О.Смирновой о типах детей с высокой конфликтностью, Г.А.Урунтаевой, В.А.Сергиенко об особенностях эмоционального развития и онтогенезе распознавания эмоций в детском возрасте. В исследовании приняли участие 34 воспитанника МАДОУ "Детский сад №53" г.о.Балашиха в возрасте от 4 до 5 лет. Методики исследования: опросный лист (Н.Артюхина, А.М.Щетинина), тест руки ( Н.Я.Семаго), опросник "Характер проявления эмпатических реакций у детей (А.М.Щетинина), методика "Картинки" (Е.О.Смирнова, В.М.Холмогорова), методика "Определение эмоциональных состояний людей по графическим изображениям". Результаты исследования: Распознавание эмоций радости и грусти не вызывает затруднений у детей возраста 4-5 лет, степень распознавания других эмоций резко снижается в следующем порядке:гнев,удивление,страх, обида, чувство вины. Восприятие эмоций гнева и удивления связано в большей степени с субтестами "фото" и "ситуация", а страх с субтестом "ситуация". Социальные эмоции распознаются хуже по рисункам, схематичным изображениям и позе.Далее выяснялось различие в успешности распознавания различных эмоций в группах детей с

высокой и низкой конфликтностью. Для эмоций радости, грусти, гнева и чувства вины значимых различий между группами не выявлено. Обнаружена достоверная отрицательная связь между уровнем конфликтности ребенка и уровнем распознавания таких эмоций как удивление, страх, обида. Можно предположить, что наибольшую трудность распознавания у конфликтных детей вызывают те эмоции, которые появились в эмоциональном поле ребенка позже других. В нашем исследовании такими эмоциями оказались удивление, страх, обида. Отсутствие различий в восприятии чувства вины между конфликтными и неконфликтными детьми может быть объяснено его недостаточным "вхождением" в эмоциональный арсенал дошкольников 4-5 лет.

Список литературы:

1. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. -Спб.: Союз, 1999. -с.7-25.

2. Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности // Вопросы психологии. -1990. - №2. -с.35-42.

3. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. -Спб.: Питер, 2009. -с.80-83.

4. Обухова Л.Ф. Детская психология:теории, факты, проблемы.- М.: Тривола, 1998. -с.123-134.

5. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. -М.: Владос, 2003. -с.47-69.

6. Щетинина А.М. Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния человека // Вопросы психологии. - 1984. -№3. -с.60-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.