УДК 159.922.7+159.922.8
ВОСПРИЯТИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЬМИ РАЗНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИМИ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
Катеринина Анна Андреевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики, Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) Оренбургского государственного университета,
г. Орск, Россия Е-mail: [email protected]
THE PERCEPTION OF CHILD-PARENT RELATIONS BY CHILDREN OF DIFFERENT AGES WHO HAVE OFFENSES
Katerinina Anna Andreevna
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Psychology and Pedagogy,
Orsk Institute of Humanities and Technology (branch) Orenburg State University,
Orsk, Russia E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается динамика восприятия детско-родительских отношений подростками-правонарушителями разного возраста: от младшего подросткового до старшего подросткового возраста. Акцент сделан на необходимости коррекции детско-родительских отношений.
Abstract. The article examines the dynamics of perception of child-parent relationships by adolescent offenders of different ages: from younger adolescence to
older adolescence. The emphasis is on the need to correct child-parent relations.
Ключевые слова. детско-родительские отношения, подростки-правонарушители, эмоциональная дистанция, конфликтность, эмпатия, удовлетворенность отношениями.
Keywords. child-parent relations, juvenile delinquents, emotional distance, conflict, empathy, relationship satisfaction.
В последнее время подростковая преступность в нашей стране представляет собой чрезвычайно распространенное явление. С каждым годом увеличивается количество несовершеннолетних правонарушителей. Безусловно, такая ситуация может быть связана как с кризисными процессами подросткового возраста, так и с проблемами общества, к которым можно отнести напряженную конкуренцию в разных сферах жизни, информационную перегруженность, нивелирование роли личности и т.п. Но нередко детско-родительские отношения сказываются на становлении подросткового поведения, при чем их восприятие, возможно, меняется с возрастом.
В своем исследовании мы провели диагностику восприятия детско -родительских отношений несовершеннолетними правонарушителями и выявили закономерности восприятия детско-родительских отношений несовершеннолетними правонарушителями.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МОАУ СОШ № 43 г. Орска МОАУ СОШ № 28 г. Орска, в которой участвовали учащиеся 5, 7, 9 классов в количестве 30 человек, состоящие на учете.
Для изучения особенностей взаимоотношений несовершеннолетних правонарушителей с их родителями, испытуемым был предложен опросник «Детско-родительские отношения подростков». Получив результаты учащихся 5 класса, мы высчитали средний показатель по всем параметрам. Анализ результатов показал, что младшие подростки не получают любовь и внимание как со стороны отца, так и матери, что свидетельствует из показателей шкалы
«принятие». Также эти испытуемые считают, что родители не понимают их чувства и состояния (шкала «эмпатия»). По шкале «эмоциональная дистанция» (качество эмоциональной связи между родителем и подростком) наблюдаются показатели выше нормы, что свидетельствует о том, что связи между детьми и родителями нет.
Показатели, полученные по блоку шкал, описывающих особенности общения и взаимодействия в семьях младших подростков правонарушителей: совместное и равноправное выполнение заданий наблюдается с отцами, так как средний показатель находится в пределах нормы (шкала «сотрудничество»). Ни с отцом, ни с матерью не происходит совместное принятие решений, так как по данной шкале показатели в обоих случаях ниже нормы. Высокие показатели по шкале «конфликтность» свидетельствует о том, что с обоими родителями испытуемые вступают в конфликты. Высокие результаты шкалы «поощрение автономности» (передача ответственности подростку) свидетельствую о том, что подростки пятиклассники полностью подчинены самим себе.
Данные подростки считают, что их родители требовательны, авторитарны, о чем можно говорить, рассмотрев показатели по названным шкалам (все показатели выше нормы). Поощрения в данных семьях не присутствуют, так как средний показатель в данной выборке ниже нормы.
Необходимо также отметить, что в семьях младших подростков правонарушителей неуверенность в верности воспитательных усилий наблюдается больше у матерей чем, у отцов.
Что касается удовлетворения потребностей, то испытуемые указывают, что мать удовлетворяет материальные потребности, потребности во внимании больше, чем отец.
В целом подростки удовлетворены отношениями как с матерью, так и с отцом. Однако показатели эмоциональных отношений, особенности взаимодействия и контроля достаточно противоречивы.
Что касается блока шкал, описывающих особенности эмоциональных отношений, то данные младшие подростки, имеющие правонарушения,
испытывают недостаток внимания родителей, как со стороны мамы, так и со стороны отца. Родители в этих семьях не стараются понять чувства своих детей и их эмоциональное состояние.
Как правило, по мнению младших подростков, их родители не идут на сотрудничество, тем самым подтверждаются высокие показатели по шкале «конфликтность» и перекладывание ответственности полностью на подростка -шкала «автономности».
Рассмотрение результатов блока шкал контроля подтверждает выше названные показатели. Так, по мнению пятиклассников, их родители требовательны, не осведомлены об их интересах, авторитарны. Чаще наказывают, чем поощряют.
По шкале «непоследовательность» показатели данных испытуемых находятся в норме.
По результатам дополнительных шкал можно сказать, что отношения в семье между супругами, по мнению детей, являются негативными, так как получены высокие баллы по шкалам «доброжелательность» и «враждебность» к супругу.
Правонарушители семиклассники сотрудничают больше с матерью, чем с отцом, хотя эмоциональная дистанция с обоими родителями есть. В этом возрасте, несмотря на эмоциональную дистанцию, принятие решений происходит совместно, хотя при высоких показателях конфликтности. И отец, и мать поощряют автономность своих детей, что выражается в низких показателях по шкалам «поощрение автономности», «авторитарность», «контроль».
В целом, наблюдается снижение показателей по шкале «принятие», то есть подростки в этом возрасте считают, что родители оказывают им мало внимания и любви. Низкие показатели по отношению к отцу наблюдаются по шкале «эмпатия», что отражается в непонимании родителем чувств и состояний собственного ребенка и как следствие наблюдается снижение эмоциональной дистанции.
На данном возрастном этапе наблюдается снижение сотрудничества как с матерью, так и с отцом. Но в противовес наблюдаются нормальные показатели по шкале «принятие решений». Подростки способны прислушиваться к советам родителей, однако конфликтность достаточно высока. По мнению несовершеннолетних правонарушителей, родители способны передать ответственность им. Также наблюдается стремление к самостоятельности в отношениях с отцом.
Нормальные показатели наблюдаются по шкалам «требовательность» со стороны матери. Что касается отцов, то, по мнению семиклассников, они недостаточно требовательны. В противовес этому родители достаточно осведомлены о делах и интересах своих детей.
Результаты блока противоречивости отношений говорят нам о том, что родители данных правонарушителей непостоянны в применении воспитательных приемов.
В целом подростки удовлетворены отношениями с родителями, но по их показателям наблюдается негативное отношение родителей между собой.
9 класс - это подростки 15-16 лет. В этом возрасте они уже ощущают себя взрослыми и референтной группой окончательно становятся сверстники. Поэтому мы получили следующие показатели: увеличение эмоциональной дистанции, снижение эмпатии. Старшие подростки считают, что родители не понимают их чувства и состояния.
Данные подростки-правонарушители отказываются от сотрудничества с родителями, что проявляется в независимом принятии собственных решений. Также наблюдается автономность поведения. Низкие показатели наблюдаются по шкале «мониторинг» в отношениях с матерью. Их мамы недостаточно осведомлены об их интересах и делах. Но результаты опросника говорят нам о том, что со стороны матери присущ низкий контроль, но наблюдается некая авторитарность. Также старшие подростки не получают поощрения со стороны отца, а вот наказания в одинаковой степени проявляются у обоих родителей. В целом старшие подростки неудовлетворены отношениями с родителями.
Возможно, это связано с тем, что родители пытаются относиться к ним так же, как к детям, и не видят в них взрослую личность.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что от младшего подросткового возраста к старшему происходит увеличение эмоциональной дистанции, снижение эмпатийных отношений и снижение проявления любви и внимания по отношению к своим детям.
По результатам блока шкал, описывающих особенности общения и взаимодействия, можно сказать, что происходит увеличение конфликтности (особенно у семиклассников), снижение сотрудничества в принятии решений, также падает автономность - никакой ответственности подростков.
Снижается удовлетворенность потребностей детей, искажается образ ребенка, снижается, по мнению старших подростков, удовлетворенность и доброжелательное отношение между родителями. Также в разы уменьшается удовлетворенность отношениями с родителями.
Таким образом, проведенное нами диагностическое исследование восприятия несовершеннолетними правонарушителями детско -родительских отношений показало:
1) с возрастом удовлетворенность отношениями с родителями уменьшается;
2) увеличивается эмоциональная дистанция;
3) подростки более критичны к своим родителям;
4) все это говорит о необходимости изменения поведения родителей и подростков и коррекции детско-родительских отношений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авдеева Н.Н., Хоффман Б.Я. Актуальные направления исследований взаимоотношений подростков с родителями [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. - 2019. - Т. 8. - № 4. - С. 69-78.
2. Карабанова О.А. Детско-родительские отношения и практика воспитания в семье: кросс-культурный аспект [Электронный ресурс] //
Современная зарубежная психология. - 2017. - Т. 6. - № 2. - С. 15-26.
3. Катеринина А.А. Психология подросткового возраста: учебное пособие / А.А. Катеринина. - Орск: Издательство Орского гуманитарно -технологического института (филиала) ОГУ, 2015. - 159 с.
4. Майорова-Щеглова С.Н. Социальные факторы, влияющие на деструктивность детско-родительских отношений в современных семьях с подростками // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2018. - № 4 (52). - С. 55-61.