Научная статья на тему 'ВОСПРИНИМАЕМЫЙ ВОЗРАСТ КАК ФЕНОМЕН СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ '

ВОСПРИНИМАЕМЫЙ ВОЗРАСТ КАК ФЕНОМЕН СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
164
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспринимаемый возраст / факторы воспринимаемого возраста / внешний облик / социальное познание / perceived age / factors of perceived age / appearance / social cognition

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Воронцова Т.А.

В статье отмечается, что проблема изучения конструирования воспринимаемого возраста имеет фундаментальный характер, так как относится к теории социального познания, отправной точкой которого является внешний облик человека как основной источник информации о его возрасте, а также является междисциплинарной проблемой, так как может быть решена на пересечении социально-психологических, культурно-исторических, генетических, антропологических, биопсихических, психофизиологических факторов развития человека. В работе обосновывается необходимость разработки социально-психологической концепции конструирования воспринимаемого возраста с позиций психологии социального познания, включая определение механизмов, закономерностей, факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERCEIVED AGE AS A PHENOMENON OF SOCIAL COGNITION

The article notes that the problem of studying the construction of perceived age has a fundamental character, as it relates to the theory of social cognition, the starting point of which is the appearance of a person as the main source of information about his age, and is also an interdisciplinary problem, since it can be solved at the intersection of socio-psychological, cultural-historical, genetic, anthropological, biopsychic, psychophysiological factors of human development. The paper substantiates the need to develop a socio-psychological concept of constructing the perceived age from the standpoint of the psychology of social cognition, including the definition of mechanisms, patterns, factors.

Текст научной работы на тему «ВОСПРИНИМАЕМЫЙ ВОЗРАСТ КАК ФЕНОМЕН СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ »

ВОСПРИНИМАЕМЫЙ ВОЗРАСТ КАК ФЕНОМЕН СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ Воронцова Т.А.(Ростов-на-Дону, ЮФУ) shkurko@sfedu.ru

Аннотация.В статье отмечается, что проблема изучения конструирования воспринимаемого возраста имеет фундаментальный характер, так как относится к теории социального познания, отправной точкой которого является внешний облик человека как основной источник информации о его возрасте, а также является междисциплинарной проблемой, так как может быть решена на пересечении социально-психологических, культурно-исторических, генетических, антропологических, биопсихических, психофизиологических факторов развития человека. В работе обосновывается необходимость разработки социально-психологической концепции конструирования воспринимаемого возраста с позиций психологии социального познания, включая определение механизмов, закономерностей, факторов.

Ключевыеслова:воспринимаемыйвозраст,факторы воспринимаемого возраста, внешний облик, социальное познание.

PERCEIVED AGE AS A PHENOMENON OF SOCIAL COGNITION

Vorontsova T.A. (Rostov-on-Don, SFU) shkurko@sfedu.ru

Abstract. The article notes that the problem of studying the construction of perceived age has a fundamental character, as it relates to the theory of social cognition, the starting point of which is the appearance of a person as the main source of information about his age, and is also an interdisciplinary problem, since it can be solved at the intersection of socio-psychological, cultural-historical, genetic, anthropological, biopsychic, psychophysiological factors of human development. The paper substantiates the need to develop a socio-psychological concept of constructing the perceived age from the standpoint of the psychology of social cognition, including the definition of mechanisms, patterns, factors.

Keywords: perceived age, factors of perceived age, appearance, social cognition.

В современной науке, наряду с понятиями хронологический, биологический, психологический, субъективный возраст, вводится понятие «воспринимаемый возраст». «Воспринимаемый возраст» (ВВ) человека (объекта восприятия) представляет собой его возраст, приписанный ему другим человеком (субъектом восприятия, оценщиком) в процессе восприятия его внешнего облика (Шкурко, 2018, 2015).

Одним из первых исследований воспринимаемого возраста была работа J. H. Lawrence (Lawrence, 1974), посвященная влиянию воспринимаемого возраста незнакомого человека на первое впечатление о нем. Но настоящий прорыв в области изучения воспринимаемого возраста сделали открытия последних лет (Christensen, 2009, Uotinen, 2005), которые позволили сделать следующий вывод: ВВ, который традиционно используется клиницистами в качестве общего показателя здоровья пациента, является надежным биологическим маркером старения, позволяет предсказать выживаемость лиц в возрасте >70 лет и коррелирует с функциональными и молекулярными фенотипами старения.То есть, результат социального познания одного человека другим, а ВВ в данном исследовании и многих других, является ничем иным, как результатом социального познания, оказывается связанным со сложнейшими биопсихическими и психофизиологическими процессами. Во всех подобных исследованиях «оценщиками» возраста выступали обычные люди, неэксперты. Классик отечественной социальной психологии Г.М. Андреева (Андреева,

2000)подчеркивала, что основной проблемой социального познания является выявление того, как обычный человек познает окружающий его повседневный мир.

Конструкт «воспринимаемый возраст»является социально-психологическим феноменом, т.к. не может быть изучен, его невозможно ухватить в целях научного анализа вне контекста общения, взаимодействия, социального познания. При этом именно воспринимаемый, а не хронологический возраст, задает само это повседневного общения и взаимодействие человека, так как ВВ незнакомого человека влияет на специфику каждого из этапов общения: на формирование первого впечатления о нем; на возникновение относительно него ролевых ожиданий и возрастных установок; на формирование отношения к нему; на выбор стратегии и формы общения и взаимодействия и т.д.

В отечественной социальной психологии: в школе социального познания Г.М. Андреевой, школе А.А. Бодалева, в социальной психологии внешнего облика В.А. Лабун-ской раскрыты социально-психологические закономерности социального познания и восприятия человека человеком, которые распространяются и на восприятие возраста другого человека. В психологии социального познания, в частности, показано, что в качестве главных факторов восприятия другого выступают психологические и социально-психологические характеристики субъекта восприятия, объекта восприятия, особенности отношений между субъектом и объектом восприятия, социальная ситуация взаимодействия.

Таким образом, проблема изучения закономерностей конструирования возраста человека:

- имеет фундаментальный характер, т. к. относится к теории социального познания, отправной точкой которого является внешний облик человека как основной источник информации о его возрасте. Это становится тем более актуальным в современную эпоху, когда внешний облик становится «способом визуальной коммуникации и стратификации» [2, с. 36].

- имеет междисциплинарный статус, т.к. она должна быть решена на пересечении социально-психологических, культурно-исторических, генетических, антропологических, биопсихических, психофизиологических факторов развития человека.

На сегодняшний день можно констатировать всплеск научного интереса к изучению процесса конструирования возраста другого человека в психологии, геронтологии, социологии, медицине, генетике и других науках. Проблема поиска закономерностей конструирования воспринимаемого возраста в последние десятилетия входит в число актуальнейших. Можно выделить два основных направления исследований: 1) выделение факторов, которые оказывают влияние на ВВ человека; 2) изучение «вклада» различных компонентов внешнего облика в ВВ человека.

В рамках первого направления исследованийучеными выявлены следующие факторы, влияющие на ВВ человека:1) генетические факторы - параметры физического и когнитивного функционирования, длина теломер лейкоцитов; 2) социально-экологические факторы - курение, нахождение на солнце и низкий индекс массы тела (для мужчин), низкий социальный уровень, низкий индекс массы тела и брак (для женщин); усталость после рабочего дня;3) медико-эстетические факторы - общий холестерин сыворотки крови, гемоглобин крови (у мужчин), скорость оседания эритроцитов и билирубин в сыворотке крови (у женщин); инновационные эстетические процедуры (инъекции токсина ботулизма, хирургические процедуры для лица).

Анализ современных исследований позволяет констатировать, что влияние психологических факторов на ВВ практически не изучено. Исключение составляют несколько работ, в которых показано влияние на ВВ человека его общего благополучия и веры в будущее (Uotinen, Rantanen, Suutama, 2005), его аффективных переживаний в течение жизни (Adams, Garrido, Albohn, Hess, Kleck, 2016) и субъективного возраста (Сергиенко, 2013). При этом изучение психологических факторов ВВ, и, в целом, процесса конструирования воспринимаемого возраста в процессе социального познания может иметь социальное и

экономическое значение - для создания альтернативных «жестким» хирургическим способам омоложения «щадящих», позитивных, дружественных человеку психологических практик омоложения, отвечающих на запрос современного человека выглядеть моложе своих лет.

Все перечисленные выше факторы относятся к объекту восприятия. В ряде работ было показано, что и характеристики субъекта восприятия влияют на ВВ, что существует тенденция «омолаживать» или «старить» воспринимаемого в зависимости от воспринимающего субъекта. В качестве таких характеристик выступают: 1) пол, возраст; 2) опыт взаимодействия с той или иной возрастной группой субъекта восприятия; 3) наличие специального обучения точности распознавания возраста.В этой связи приходится констатировать, что психологические характеристики субъекта восприятия, его отношение к своему внешнему облику в качестве субъективных факторов конструирования воспринимаемого возраста также практически не изучены.

В рамках второго направления исследований ученые в первую очередь сосредоточились на анализе разнообразных лицевых признаков, ассоциированных с воспринимаемым возрастом. Было изучено влияние характеристик кожи лица на ВВ российских, китайских, европейских светлокожих женщин; контраста лица; окраски склер глаз; наличия седых волос и степени облысения.

При этом до сегодняшнего дня на периферии внимания исследователей находится вопрос о влиянии различных компонентов внешнего облика, как пусковых механизмов восприятия, оценки, интерпретации воспринимаемого возраста. В исследованиях подчеркивается влияние внешнего облика на оценку воспринимаемого возраста, но в них, главным образом, акцент сделан на рассмотрении влияния физического (телесного) компонента, а инвестирование внешнего облика, как многокомпонентного явления, в конструирование воспринимаемого возраста не имеет многостороннего изучения, также как и определение интенсивности влияния различных компонентов внешнего облика (физического (телесная организация), социального (оформление внешнего облика), экспрессивного (выразительного поведения)) на оценку воспринимаемого возраста.

Итак, несмотря на наличие достаточно большое количество исследований, в том числе междисциплинарных, обращающихся к изучению влияния разнообразных факторов на ВВ, можно отметить ряд противоречий и ограничений:

- между вниманием к изучению феномена воспринимаемого возраста в медицине, генетике, геронтологии и других науках и отсутствием социально- психологического осмысления данного феномена;

- между наличием большого количества эмпирических исследований генетических, экологических, медико-эстетических факторов конструирования воспринимаемого возраста и отсутствием целостной концепции социально-психологической детерминации и механизмов конструирования воспринимаемого возраста;

- между наличием социального запроса на создание программ психологической помощи различным группам населения в области конструирования воспринимаемого возраста, профилактики явлений эйджизма, сексизма, лукизма и отсутствием комплексных социально-психологических практико-ориентированных программ.

Все вышесказанное определило дизайн цикла исследований, часть из которых уже осуществлены, часть находятся в процессе реализации, целью которого является разработка социально-психологической концепции конструирования воспринимаемого возраста с позиций психологии социального познания, включая определение механизмов, закономерностей, факторов.

Литература

1. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект-Пресс, 2000.

2. Лабунская В.А. «Видимый человек» как социально-психологический феномен // Социальная психология и общество. 2010. № 1. С. 26-39.

3. Шкурко Т.А., Лабунская В.А. Почему мы выглядим моложе или старше своих лет: поиск психологических детерминант // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. Т. 18. 2018. Вып. 4. С. 450-457.

4. Шкурко Т.А., Николаева Е.Г. Компоненты внешнего облика в структуре восприятия визуальных презентаций возраста // Социальная психология и общество. Т. 6. 2015. № 4. С. 78-90.

5. Christensen K., Thinggaard M., McGue M., Rexbye H., Hjelmborg J.V.B., Aviv A., Gunn D., Van Der Ouderaa F., Vaupel J.W. Perceived age as clinically useful biomarker of ageing: Cohort study // BMJ (Online). Vol. 339. 2009. Issue 7735. Article number b5262. P. 1433.

6. Lawrence J. H. The effect of perceived age on initial impressions and normative role expectations // International Journal of Aging and Human Development. 1974. Vol. 5 (4). P. 369-391.

7. Uotinen V., Rantanen T., Suutama T. Perceived age as a predictor of old age mortality: A 13-year prospective study // Age and Ageing. Vol. 34. 2005. Issue 4.P. 368-372.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.