Научная статья на тему 'Восприимчивость врача к эмоциональному состоянию пациента как феномен профессиональной эмпатии'

Восприимчивость врача к эмоциональному состоянию пациента как феномен профессиональной эмпатии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

293
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмпатия / профессиональная эмпатия / эмпатия врача / общение врача и пациента. / empathy / professional empathy / physician empathy / doctor-patient interaction

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Черненко Мария Сергеевна, Карягина Татьяна Дмитриевна

В статье описываются результаты исследования проявлений профессиональной эмпатии у врачей-репродуктологов и акушеров-гинекологов в процессе их общения с пациентами. В ходе обработки материалов интервью (7 человек) с помощью метода обоснованной теории был выявлен и описан феномен «восприимчивость врача к эмоциональному состоянию пациента», составлена центральная линия истории, позволяющая рассмотреть феномен с точки зрения условий, способствующих его возникновению, контекста, в котором он проявляется, стратегий действия/взаимодействия специалиста по реализации данного феномена, а также следствия этих стратегий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Doctor’s receptivity to the emotional state of the patient as a phenomenon of professional empathy

This work is dedicated to the study of professional empathy among fertility doctors and obstetricians-gynaecologists in the process of their communication with patients. As a result of processing the interview materials (7 people) using the method of grounded theory, a phenomenon was revealed which was described as the "doctor’s receptivity to the emotional state of the patient". Also a central line of history was compiled, allowing us to consider the phenomenon from the following points of view: the conditions conducive to emergence of this phenomenon, the context in which it appears, the specialist’s strategies of action/interaction towards the implementation of this phenomenon, as well as the consequences of these strategies.

Текст научной работы на тему «Восприимчивость врача к эмоциональному состоянию пациента как феномен профессиональной эмпатии»

Восприимчивость врача к эмоциональному состоянию пациента как феномен

профессиональной эмпатии

Черненко Мария Сергеевна, Карягина Татьяна Дмитриевна (Москва) Московский государственный психолого-педагогический университет Психологический институт Российской академии образования kartan18@gmail.com, mashach94@gmail.com

Аннотация. В статье описываются результаты исследования проявлений профессиональной эмпатии у врачей-репродуктологов и акушеров-гинекологов в процессе их общения с пациентами. В ходе обработки материалов интервью (7 человек) с помощью метода обоснованной теории был выявлен и описан феномен «восприимчивость врача к эмоциональному состоянию пациента», составлена центральная линия истории, позволяющая рассмотреть феномен с точки зрения условий, способствующих его возникновению, контекста, в котором он проявляется, стратегий действия/взаимодействия специалиста по реализации данного феномена, а также следствия этих стратегий.

Ключевые слова: эмпатия, профессиональная эмпатия, эмпатия врача, общение врача и пациента.

Doctor's receptivity to the emotional state of the patient as a phenomenon

of professional empathy

Maria S. Chernenko, Tatiana D. Karyagina (Moscow) Moscow State University of Psychology and Education Psychological Institute Russian Academy of Education

Abstract. This work is dedicated to the study of professional empathy among fertility doctors and obstetricians-gynaecologists in the process of their communication with patients. As a result of processing the interview materials (7 people) using the method of grounded theory, a phenomenon was revealed which was described as the "doctor's receptivity to the emotional state of the patient". Also a central line of history was compiled, allowing us to consider the phenomenon from the following points of view: the conditions conducive to emergence of this phenomenon, the context in which it appears, the specialist's strategies of action/interaction towards the implementation of this phenomenon, as well as the consequences of these strategies.

Keywords: empathy, professional empathy, physician empathy, doctor-patient interaction.

Профессиональная деятельность врача тесно связана с общением - необходимость установления контакта с пациентом вызвана обязанностью собрать подробный анамнез, замотивировать пациента на лечение и добиться выполнения точных медицинских предписаний. Ряд зарубежных [12, 14, 15, 16, 18] и отечественных [1, 2, 3, 4, 7, 8] авторов в этой области подтверждают, что эмпатичное отношение врача к пациенту способно улучшить самочувствие пациента, повысить статус врача в глазах пациента, что ведет за собой снижение количество жалоб на врача и более лояльное отношение к опыту врача и его ошибкам, снижает явление, которое в зарубежной литературе определяется как doctor shopping (частая смена специалистов, переход от одного врача к другому) [13, 17], а также является профилактикой эмоционального выгорания самих врачей. Понимание врачом психологического состояния, личностного склада пациента является дополнительным фактором, который способен улучшить качество оказываемой медицинской помощи и повысить комплаентность пациентов

[4].

Несмотря на важность и интерес к этой области, исследований на тему профессиональной эмпатии врача не так много. Например, диссертационное исследование О.Ю. Богачевой рассматривает эмпатию как профессионально важное качество врача, в исследованиях Е.Л. Бережковской и Н.Г. Радинской рассматривается профессиональная эмпатия врачей разных специальностей [1; 3]. Есть также исследования о связи эмпатии и эмоционального выгорания в медицинской деятельности [7]. Однако в ходе исследования данного вопроса нами не было найдено ни одной работы с использованием качественных

методов при рассмотрении и описании профессиональной эмпатии врачей. Применение качественных методов при исследовании эмпатии врачей дает нам возможность приблизиться к пониманию о том, как существует, конкретно проявляется эмпатия в этой области, в условиях деятельности врача, где сама эмпатия выступает не как основная «фигура», а в качестве «фона», сопровождающего специалиста во время общения с пациентом.

В нашем исследовании мы рассматриваем эмпатию как способность, помогающую в осуществлении профессиональной деятельности врача [5]. Поскольку проявление эмпатии не является для врача первостепенной задачей, а встраивается в профессиональную деятельность и служит достижению медицинских целей, нам кажется важным, что врач должен иметь возможность ее регуляции и управления. Мы также предполагаем, что способность к эмпатии может изменяться во время профессионального становления специалиста.

В фокус нашего исследования попали врачи из области репродуктивного здоровья (репродуктологи, акушеры-гинекологи), и это произошло по ряду причин. Во-первых, это особенности самой сферы, которая является достаточно закрытой, а темы, которые обсуждаются на приеме у врача - табуированными. Во-вторых, это особенности самих пациентов, которые зачастую демонстрируют высокий уровень тревожности, сопряженный с опасениями за собственное здоровье или обусловленный предыдущими неудачами в репродуктивной сфере, такими как замершая беременность или выкидыши. Уровень ожидания от приема и проводимого лечения также достаточно высок, что требует от врача особого отношения и подбора правильных поведенческих стратегий для общения с такими пациентами. Взаимодействие врача и пациента в области репродуктивного здоровья является эмоционально насыщенным и зачастую достаточно длительным, и проявление эмпатии играет большую роль. Нужно также упомянуть, что у нас была возможность проведения исследования с респондентами, работающими в коммерческих гинекологических центрах ЭКО и репродукции, что позволяет им больше времени тратить на прием и установление контакта с пациентами.

Понимание и структурирование эмпатических феноменов в профессиональной деятельности врача позволит дополнить и расширить представление об эмпатии в медицинской сфере, может дать возможность для разработки дальнейшего методического материала для обучения молодых специалистов относительно установления качественного контакта с пациентами. Данное исследование будет также интересным для психологов и психотерапевтов, интересующихся различными аспектами феномена эмпатии.

Эмпирическая часть. Цель исследования: выявление и описание эмпатических феноменов в профессиональной деятельности врача сферы репродукции. Выборка: в исследовании приняли участие 7 врачей, работающих в коммерческих центрах ЭКО и репродукции. Возраст от 30 лет до 51 года, все респонденты - женщины. Средний возраст -40 лет. Стаж работы в сфере репродукции - от 6,5 до 20 лет. Методы и конкретные методики исследования: исследовательское полуструктурированное интервью, анализ полученных интервью при помощи метода обоснованной теории А. Страусса и Дж. Корбин [9]. Был поставлен центральный исследовательский вопрос: какие эмпатические феномены проявляются в профессиональной деятельности врача?

Каузальные причины

Особый характер медицинской области

Особый характер пациенток медицинской области

Мотивация врача на осуществление медицинской деятельности

Центральный феномен

Восприимчивость врача к эмоциональному состоянию пациента

Контекст

Промежуточные

Профессиональны е задачи врача

Собственное эмоциональное состояние врача

О

Специфика Степень

каждого случая контакта

Опыт Индивидуальные

взаимодействия особенности

Стратегии действия/взаимодействия

Совладаниес собственным эмоциональным состоянием

Установление доверительного контакта и настройка «канала

Следствия

Повышение эффективности выполнения медицинских

Эмоционально насыщенный («особый») контакт

Рисунок 1. Аналитическая диаграмма

Обсуждение результатов. В ходе применения процедур метода обоснованной теории мы смогли выявить центральный феномен исследования, который назвали «восприимчивость врача к эмоциональному состоянию пациента», и выстроить вокруг него линию истории (рис. 1). Он обусловлен особенностями профессиональной сферы и необходимостью реализации профессиональных задач по своевременной диагностике, совладанием с состоянием пациента в условиях приема. В условиях высокой тревожности пациенток сфер репродукции и акушерства, а также при условиях обсуждения на приеме интимных, зачастую табуированных тем, установление контакта и осуществление эмпатического отклика становятся важными компонентами для повышения эффективности терапевтических мероприятий. Было выявлено влияние собственного эмоционального состояния врача на осуществление профессиональной деятельности и на способность к «восприимчивости состояния пациента».

В результате исследования нам удалось показать, что эмпатия врачей-репродуктологов и акушеров-гинекологов наиболее явно представлена в виде феномена, которому мы дали название «восприимчивость врача к эмоциональному состоянию пациента». Традиционно в процессе эмпатии выделяют три стадии: появление викарного переживания состояния другого человека, развертывание и прояснение викарного чувства, реализация эмпатического переживания. Можно предположить, что наш феномен в наибольшей степени относится к первой стадии, то есть к моменту распознавания, к появлению эмпатического переживания, поскольку наиболее важной задачей врача является понимание как скорее диагностика состояния пациента, не требующая углубления и разворачивания. Респонденты в своих интервью также упоминали о стратегиях отклика, однако каждый из них реализовывал их по-разному, они не подвергались особой рефлексии, в то время как феномен восприимчивости врача и его целевая направленность был достаточно схож у всех респондентов и четко прослеживался в феноменологических описаниях.

Мы предполагаем, что это связано с ориентацией специалистов медицинской сферы на лечение пациентов и является, по сути, еще одним способом диагностики, на уровне эмоционального состояния, поскольку чувства и эмоции пациента являются важным компонентом, которые врач не может игнорировать, работая в сфере репродуктивного здоровья. Таким образом, феномен «восприимчивости врача» служит реализации профессиональных задач специалиста данной сферы.

Опираясь на данные других исследований, проводившихся в основном количественными методами, мы предполагали, что специфика конкретной области медицинской деятельности имеет большое значение для степени и феноменологии проявления эмпатии. Выделение центрального феномена стало возможно благодаря особенностям сферы репродукции, которые отличают ее от других медицинских областей - это интимный характер информации, транслируемый пациентом, который делает необходимым создание комфортных условий для пациента для самовыражения, а также необходимость доверительных, близких и, зачастую, неформальных отношений. Пациенток сферы репродукции врачи описывают как «тревожных», «тяжелых», зачастую отягощенных негативным опытом в виде предыдущих неудач. Наши респонденты стоят перед задачей установления доверительного контакта, зачастую на длительный период времени, если они хотят добиться от пациентки понимания важности лечения и положительных результатов в дальнейшем. Мы также должны упомянуть о том, что условия работы наших респондентов достаточно комфортные, время приема позволяет им более детально выяснять обстоятельства жизни пациента во время сбора анамнеза, что делает возможным проявление эмпатии.

Ни один из наших респондентов не демонстрировал симптомов эмоционального выгорания, что сами они связывают с наличием «уникального ресурса», сопряженного с причастностью к появлению человеческой жизни. Подпитка яркими, интенсивными эмоциями позволяет врачам сохранять ресурсное состояние во время работы, а также мотивирует их в профессиональной деятельности. В процессе интервью врачи описывали также и трудные для себя ситуации, произносили такие слова как «тяжело», «больно», «ужасно», что можно было

бы отнести к ситуациям, вызывающим эмпатический личный дистресс. Однако наши респонденты также говорили о том, что научились справляться с этими ситуациями, и они их не пугают. Сами врачи связывают способность к регуляции и контролю своего эмоционального состояния с жизненным опытом и высоким профессионализмом.

Мы также можем говорить о том, что, несмотря на важность установления доверительного контакта во время приема и способность врачей к восприятию состояния пациента и отклику, первичной задачей врача остается лечение пациента, что влечет за собой высокий уровень ответственности за его благополучие. В связи с этим, врачи склонны проявлять максимальную честность при сообщении пациенту важной информации о его здоровье и перспективах, даже если это приведет к дестабилизации состояния пациента и негативным реакциям, а также готовы пожертвовать контактом ради высшего блага. Профессиональная эмпатия специалиста медицинской сферы значительно отличается от эмпатии, которую проявляет психотерапевт или психолог, значительно отличается от идей К. Роджерса, в которых эмпатия определяется как «способ бытия с клиентом» [19]. Проявление феномена «восприимчивости», осуществление стратегий по его реализации с точки зрения врача могут также носить манипулятивный характер, поскольку в целом проявление эмпатии в рамках работы врача подчинено выполнению ряда клинических задач и используется для достижения наиболее эффективного результата, а не в целях личностного развития пациента.

Респонденты хорошо владеют своими эмпатическими способностями, уверенно включают их в свою профессиональную деятельность, однако не уделяют много внимания рефлексии на эту тему и не могут объяснить, какими способами они это делают. В то же время можно сказать о том, что респонденты демонстрировали высокий уровень осведомленности и понимания важности проявления эмпатии по отношению к пациенту. Некоторые врачи говорили о том, что посещали тренинги по установлению контакта с пациентами, и мы можем предположить, что осознание важности корректной диагностики эмоционального состояния была приобретена ими в ходе обучения.

В целом, врачи репродуктивной сферы демонстрируют возможность интеграции двух видов терапевтического взаимодействия «care» и «cure» (забота и лечение) [11], о чем ведется активное обсуждение среди европейских исследователей. Эмоционально насыщенный контакт, неформальный характер отношений врача и пациента, эмоциональная близость и «проживание» жизненных ситуаций с пациентом подталкивают специалистов этой области к тому, чтобы быть более «человечными», и снижают тенденцию к восприятию пациента как объекта воздействия, в сравнении со специалистами других областей, с которыми сравнивают себя респонденты. Мы также предполагаем возможность проявления профессионального выгорания специалистов данной медицинской сферы, поскольку чрезвычайно близкий контакт с пациентом приводит к некоему подобию «слияния» и, как следствие, появлению интенсивных негативных эмоций в случае переживаний за пациента.

По результатам нашего исследования, мы можем говорить о том, что эмпатия специалистов медицинской сферы подчинена определенным задачам, что ставит перед ними проблему по ее регуляции. Данные выводы созвучны с представлениями о профессиональной эмпатии как о способности, которая служит вспомогательным звеном при постановке профессиональных целей и существует в условиях «задачи на эмпатию».

Литература

1. Бережковская Е. Л., Радинская Н. Г. Культурно-историческая и гуманистическая психология: возможные точки схода (эмпатия как высшая психическая функция) // Вестник РГГУ. - 2006. - № 1.

2. Богачева О.Ю. Основные подходы американских психологов к проблеме эмпатии как профессионально важному качеству врача // Ярославский педагогический вестник - 2011 - № 4 - Том II (Психолого-педагогические науки)

3. Богачева О.Ю. Эмпатия как профессионально важное качество врача (на примере врачей-терапевтов и врачей-хирургов): Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2014.

4. Данилов Д.С. Комплаенс в медицине и методы его оптимизации (клинические, психологические и психотерапевтические аспекты) // Психиатрия и психофармакотерапия. 2008. Т.10. № 1. С. 13—20.

5. Карягина Т.Д., Иванова А.В. Эмпатия как способность: структура и развитие в ходе обучения психологическому консультированию // Консультативная психология и психотерапия. - 2013 (а). - № 4. - С. 182-207.

6. Карягина Т.Д. Профессионализация эмпатии: постановка проблемы // Консультативная психология и психотерапия. - 2015. - Том 23. - № 5. - С. 235-256.

7. Карягина Т.Д., Кухтова Н.В., Олифирович Н.И., Шермазанян Л.Г. Профессионализация эмпатии и предикторы выгорания помогающих специалистов // Консультативная психология и психотерапия. - 2017. - Том 25. - № 2. - С. 39-58.

8. Поддубная Т.В. Проблематика эмпатии в исследованиях психологических аспектов профессиональной медицинской деятельности (обзор) // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Т. 23. № 2. С. 9—36.

9. Страусс А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники / Пер. с англ. и послесловие Т. С. Васильевой. — М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 256 с.

10. Черненко М. С. Профессиональная эмпатия во взаимодействии врача и пациента: Вып. квалификац. работа: Магист. дис.: Направление 37.04.01 «Психология». Магистерская программа «Консультативная психология» / Моск. гос. психолого-пед. ун-т. — М., 2020. — 89 с. — URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=395528.

11. DeValck, C., Bensing, J., Bruynooghe, R., & Batenburg, V. (2001). Cure-oriented versus care-oriented attitudes in medicine. Patient Education and Counseling, 45, 119-126

12. Hojat, M (2007) Empathy in patient care. Spinger. 117-139.

13. Ketterer M. W., & Buckholtz, C. D. (1989). Somatization disorder. Journal of the American Osteopathic Association, 89, 489-490.

14. Monden, K. R., Gentry, L., & Cox, T. R. (2016). Delivering bad news to patients. Proceedings (Baylor University. Medical Center), 29(1), 101-102.

15. Morse J.M., Bottorff J., Anderson G., O'Brien B., Solberg S. Beyond empathy: expanding expressions of caring. J Adv Nurs. 1992. Vol. 17. № 7. Pp. 809—821.

16. Peabody, F. W. (1984). The care of the patient. Journal of the American Medical Association, 252, 813-818

17. Smith, G. R. (1991). Somatization disorder in the medical setting.Washington, DC: American Psychiatric Press

18. Spiro, H. (1998). The power of hope: A doctor's perspective. New Haven: Yale University Press

19. Rogers C. The necessary and sufficient conditions of therapeutic personality change / C. Rogers // Psychotherapy: Theory, Research, Practice, Training. - 2007. - Vol. 44 (3). - P. 240-248.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.