Научная статья на тему 'Воспоминания об Александре Ивановне Доброхотовой'

Воспоминания об Александре Ивановне Доброхотовой Текст научной статьи по специальности «Педиатрия»

CC BY
102
39
Поделиться
Область наук

Аннотация научной статьи по медицине и здравоохранению, автор научной работы — Ладодо Калерия Сергеевна

Написать воспоминания о моем учителе А. И. Доброхотовой и большая честь, и большая ответственность, поскольку сложно осветить всю многогранность и уникальность этого человека. Александра Ивановна Доброхотова была выдающимся ученым, крупным специалистом в области детских инфекций, талантливым организатором здравоохранения. Александра Ивановна родилась в 1884 г. в Кинешме в семье священнослужителя. Ее отец рано умер, оставив без средств к существованию вдову с девятью малолетними детьми. Заботу о семье взял на себя дедушка, образованный и добрый человек. К сожалению, вскоре умер и он, и тогда четырех старших девочек поместили на казенный счет в епархиальное училище, где были тяжелые, казарменные условия жизни и скудное пропитание, но несмотря ни на что Александра Ивановна хорошо училась и успешно завершила курс обучения. После окончания училища ей пришлось работать гувернанткой в купеческой семье. Стремление получить образование и стать врачом позволило ей самостоятельно подготовиться, сдать экзамены за гимназический курс и поступить на Медицинский факультет Высших женских курсов в Москве. В 1913 г. она окончила курсы и начала работать в Морозовской детской больнице вначале ординатором, а затем врачом-ассистентом. Контингент больных в то время был тяжелым, свирепствовали детские инфекции, и врачи, не считаясь со временем, постоянно находились в больнице, оказывая помощь больным детям, проводя все необходимые манипуляции вплоть до трахеотомии. Здесь, в Морозовской больнице, она познакомилась со своим будущим супругом Фридрихом Оскаровичем Краузе, прекрасным педиатром, высокообразованным человеком. Вскоре у них родилась дочь Ирина, ставшая впоследствии врачом и большим другом матери. Одновременно с педиатрической деятельностью Александра Ивановна в течение 4-х лет занималась микробиологией, работая на кафедре у профессора П. В. Цик линской, что, безусловно, пополнило ее знания в области детских инфекций. С 1921 г. ее жизнь тесно связана с бывшим Воспитательным домом на Солянке, который был реорганизован сначала в Институт охраны материнства и младенчества, а затем в Институт педиатрии АМН СССР (теперь это Институт педиатрии Научного центра здоровья детей РАМН им. Г. Н. Сперанского). Здесь она работала до конца жизни, возглавляя более 25 лет отдел острых детских инфекций. Во время Великой Отечественной войны Александра Ивановна была назначена Главным педиатром Нар172 Из истории педиатрии комздрава СССР и вела сложную для того времени работу по организации педиатрической службы. А. И. Доброхотова отличалась исключительной широтой интересов. Она углубленно изучала этиологию, патогенез, клинику и лечение острых инфекционных заболеваний у детей, вопросы правильной организации госпитализации, оптимального режима для больного; много внимания уделяла созданию благоприятных условий, способствующих выздоровлению. Стремясь к более полному и разностороннему изучению основных насущных вопросов, Александра Ивановна всегда работала в контакте с представителями других профессий микробиологами, вирусологами, иммунологами, патофизиологами. Основными направлениями в ее работе, особенно в последние годы, явились разработка профилактических мероприятий в педиатрии: внедрение активной иммунизации против кори, дифтерии, коклюша и других инфекций. Ее вклад в развитие этого направления огромен, и многие положения, полученные в результате исследований, вошли в широкую педиатрическую практику. Нельзя не сказать, что внедрение активной иммунизации давалось нелегко. Александра Ивановна очень осторожно относилась к этому вопросу, и первую вакцинацию против кори осуществила не на чужом ребенке, а на собственной единственной дочке. А. И. Доброхотовой принадлежит более 150 научных и популярных работ, посвященных важнейшим вопросам детских инфекций, а многие ее монографии стали настольной книгой врача-инфекциониста. Научно-исследовательскую и организаторскую работу Александра Ивановна сочетала с неутомимой общественной деятельностью, являясь председателем проблемной комиссии по детским инфекциям при АМН СССР, бессменным членом правления Всесоюзного общества детских врачей и почетным его членом, членом Президиума Ученого совета Минздрава РСФСР, Бюро отделения клинической медицины АМН СССР, редколлегии журналов «Педиатрия» и «Советская медицина». Александра Ивановна сочетала в себе черты крупнейшего ученого, блестящего клинициста и замечательного педагога. Она внимательно и любовно растила молодые кадры, постоянно пробуждая в них мысль и инициативу. На обходах и научных конференциях она привлекала к обсуждению молодежь, приучая их к самостоятельному мышлению и обобщению. Александра Ивановна умела увлечь молодого врача перспективой научного поиска, поощряла полученные результаты, искренне раду ясь его успехам. Все это привлекало к ней массу молодежи со всех концов Советского Союза и из-за рубежа (Чехо сло вакии, Болгарии, Китая). Каждый, кто обращался к ней, получал совет и помощь, каждый встречал живейшее участие и внимание. Многие ученики Александры Ива новны стали кандидатами медицинских наук, профессорами, продолжили ее начинания, возглавляя отдельные направления педиатрической науки. Александра Ива нов на была требовательна к себе, глубоко принципиальна, и в то же время оставалась человеком большой души, сердечности и доброты. Из воспоминаний М. Д. Ковригиной: «Она искренне сочувствовала чужому горю, сострадала, старалась помочь, чем только могла. Но любая несправедливость, равнодушие, казенное, нерадивое отношение к больным детям (да и не только к больным) вызывали у нее негодование, и обычно добрые ласковые глаза становились сердитыми, «метали молнии». Сама она для детей ничего не жалела ни времени, ни здоровья». И далее: «Пожалуй, следует привести еще один пример доброты и душевной щедрости Александры Ивановны. Ее муж был тоже врачом. Так уж случилось, что, прожив вместе много лет, они расстались. Александра Ивановна осталась с дочерью, а он с новой семьей уехал из Москвы. Но нежданно-негаданно случилась большая беда двое его малолетних детей остались без родителей. И Александра Ивановна, несмотря на трудное военное время, взяла на себя заботу об этих детях, помогла им вырасти, выучиться, стать хорошими специалистами». Надо сказать, что ее любовь к детям, людям, своим ученикам была беспредельна. И дети платили ей тем же, они любили ее и тянулись к ней. А мы, ее ученики, помним Александру Ивановну и каждый год в день ее рождения 1 апреля где бы мы ни были, собираемся вместе, чтобы отдать должное учителю и прекрасному человеку.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Воспоминания об Александре Ивановне Доброхотовой»

Из истории педиатрии

К.С. Ладодо

Научный центр здоровья детей РАМН, Москва

Воспоминания об Александре Ивановне Доброхотовой

Контактная информация:

Ладодо Калерия Сергеевна, доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник отделения питания здорового и больного ребенка Научного центра здоровья детей РАМН

Адрес: 119991, Москва, Ломоносовский проспект, д. 2/62, тел.: (495) 132-26-00 Статья поступила: 26.07.2010 г., принята к печати: 16.08.2010 г.

Написать воспоминания о моем учителе А. И. Доброхотовой — и большая честь, и большая ответственность, поскольку сложно осветить всю многогранность и уникальность этого человека.

Александра Ивановна Доброхотова была выдающимся ученым, крупным специалистом в области детских инфекций, талантливым организатором здравоохранения.

Александра Ивановна родилась в 1884 г. в Кинешме в семье священнослужителя. Ее отец рано умер, оставив без средств к существованию вдову с девятью малолетними детьми. Заботу о семье взял на себя дедушка, образованный и добрый человек. К сожалению, вскоре умер и он, и тогда четырех старших девочек поместили на казенный счет в епархиальное училище, где были тяжелые, казарменные условия жизни и скудное пропитание, но несмотря ни на что Александра Ивановна хорошо училась и успешно завершила курс обучения.

После окончания училища ей пришлось работать гувернанткой в купеческой семье. Стремление получить образование и стать врачом позволило ей самостоятельно подготовиться, сдать экзамены за гимназический курс и поступить на Медицинский факультет Высших женских курсов в Москве.

В 1913 г. она окончила курсы и начала работать в Морозовской детской больнице вначале ординато-

ром, а затем врачом-ассистентом. Контингент больных в то время был тяжелым, свирепствовали детские инфекции, и врачи, не считаясь со временем, постоянно находились в больнице, оказывая помощь больным детям, проводя все необходимые манипуляции вплоть до трахеотомии.

Здесь, в Морозовской больнице, она познакомилась со своим будущим супругом — Фридрихом Оскаровичем Краузе, прекрасным педиатром, высокообразованным человеком. Вскоре у них родилась дочь Ирина, ставшая впоследствии врачом и большим другом матери.

Одновременно с педиатрической деятельностью Александра Ивановна в течение 4-х лет занималась микробиологией, работая на кафедре у профессора П. В. Циклинской, что, безусловно, пополнило ее знания в области детских инфекций.

С 1921 г. ее жизнь тесно связана с бывшим Воспитательным домом на Солянке, который был реорганизован сначала в Институт охраны материнства и младенчества, а затем в Институт педиатрии АМН СССР (теперь это Институт педиатрии Научного центра здоровья детей РАМН им. Г. Н. Сперанского). Здесь она работала до конца жизни, возглавляя более 25 лет отдел острых детских инфекций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во время Великой Отечественной войны Александра Ивановна была назначена Главным педиатром Нар-

K.S. Ladodo

Scientific Center of Children's Health, Russian Academy of Medical Sciences, Moscow

171

Reminiscences of Alexandra Ivanovna Dobrokhotova

Из истории педиатрии

172

комздрава СССР и вела сложную для того времени работу по организации педиатрической службы.

А. И. Доброхотова отличалась исключительной широтой интересов. Она углубленно изучала этиологию, патогенез, клинику и лечение острых инфекционных заболеваний у детей, вопросы правильной организации госпитализации, оптимального режима для больного; много внимания уделяла созданию благоприятных условий, способствующих выздоровлению. Стремясь к более полному и разностороннему изучению основных насущных вопросов, Александра Ивановна всегда работала в контакте с представителями других профессий — микробиологами, вирусологами, иммунологами, патофизиологами.

Основными направлениями в ее работе, особенно в последние годы, явились разработка профилактических мероприятий в педиатрии: внедрение активной иммунизации против кори, дифтерии, коклюша и других инфекций. Ее вклад в развитие этого направления огромен, и многие положения, полученные в результате исследований, вошли в широкую педиатрическую практику.

Нельзя не сказать, что внедрение активной иммунизации давалось нелегко. Александра Ивановна очень осторожно относилась к этому вопросу, и первую вакцинацию против кори осуществила не на чужом ребенке, а на собственной единственной дочке.

А. И. Доброхотовой принадлежит более 150 научных и популярных работ, посвященных важнейшим вопросам детских инфекций, а многие ее монографии стали настольной книгой врача-инфекциониста. Научно-исследовательскую и организаторскую работу Александра Ивановна сочетала с неутомимой общественной деятельностью, являясь председателем проблемной комиссии по детским инфекциям при АМН СССР, бессменным членом правления Всесоюзного общества детских врачей и почетным его членом, членом Президиума Ученого совета Минздрава РСФСР, Бюро

отделения клинической медицины АМН СССР, редколлегии журналов «Педиатрия» и «Советская медицина». Александра Ивановна сочетала в себе черты крупнейшего ученого, блестящего клинициста и замечательного педагога. Она внимательно и любовно растила молодые кадры, постоянно пробуждая в них мысль и инициативу. На обходах и научных конференциях она привлекала к обсуждению молодежь, приучая их к самостоятельному мышлению и обобщению.

Александра Ивановна умела увлечь молодого врача перспективой научного поиска, поощряла полученные результаты, искренне радуясь его успехам. Все это привлекало к ней массу молодежи со всех концов Советского Союза и из-за рубежа (Чехословакии, Болгарии, Китая). Каждый, кто обращался к ней, получал совет и помощь, каждый встречал живейшее участие и внимание. Многие ученики Александры Ивановны стали кандидатами медицинских наук, профессорами, продолжили ее начинания, возглавляя отдельные направления педиатрической науки.

Александра Ивановна была требовательна к себе, глубоко принципиальна, и в то же время оставалась человеком большой души, сердечности и доброты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из воспоминаний М. Д. Ковригиной: «Она искренне сочувствовала чужому горю, сострадала, старалась помочь, чем только могла. Но любая несправедливость, равнодушие, казенное, нерадивое отношение к больным детям (да и не только к больным) вызывали у нее негодование, и обычно добрые ласковые глаза становились сердитыми, «метали молнии». Сама она для детей ничего не жалела — ни времени, ни здоровья». И далее: «Пожалуй, следует привести еще один пример доброты и душевной щедрости Александры Ивановны. Ее муж был тоже врачом. Так уж случилось, что, прожив вместе много лет, они расстались. Александра Ивановна осталась с дочерью, а он с новой семьей уехал из Москвы. Но нежданно-негаданно случилась большая беда — двое его малолетних детей остались без родителей. И Александра Ивановна, несмотря на трудное военное время, взяла на себя заботу об этих детях, помогла им вырасти, выучиться, стать хорошими специалистами».

Надо сказать, что ее любовь к детям, людям, своим ученикам была беспредельна. И дети платили ей тем же, они любили ее и тянулись к ней.

А мы, ее ученики, помним Александру Ивановну и каждый год в день ее рождения — 1 апреля — где бы мы ни были, собираемся вместе, чтобы отдать должное учителю и прекрасному человеку.