УДК 669.715 DOI: 10.18577/2071-9140-2014-0^4-19-21
О.Г. Сенаторова1
ВОСПОМИНАНИЯ О ЛИЧНОСТИ С.И. КИШКИНОЙ
И ЕЕ РОЛИ В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННЫХ АЛЮМИНИЕВЫХ СПЛАВОВ
^Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов» Государственный научный центр Российской Федерации
[Federal state unitary enterprise «All-Russian scientific research institute of aviation materials» State research center of the Russian Federation] E-mail: [email protected]
Софья Исааковна Кишкина (Ратнер) - доктор технических наук, профессор, лауреат премии Совета Министров СССР в области науки и техники - работала в ВИАМ более 50 лет. Уже в начале своей работы, после окончания Московского института стали в 1937 году, Софья Исааковна достаточно быстро проявила себя знающим специалистом в вопросах испытания авиационных материалов. Благодаря ее целеустремленности, настойчивости, неукротимой жажде научных и практических знаний, она стала выдающимся ученым в области прочности и надежности авиационных материалов, в 1942 году защитила кандидатскую диссертацию, в 1951 году - докторскую, а в 1956-м Софье Исааковне было присвоено звание профессора [1-6].
Опыт моей совместной работы с Софьей Исааковной, общение с отечественными и зарубежными учеными и специалистами в области материаловедения, в том числе в связи с выполнением совместной контрактной работы по алюминиевым сплавам с компанией «Боинг» в 1992-1993 гг., дают мне право утверждать, что специалиста такого уровня нет и не было не только в нашей стране, но и за рубежом. Ее отличали широта научных интересов, нестандартный подход к решению стоящих перед ней задач, острый ум и
энциклопедические знания. Она участвовала в экспертизах проектных работ конструкторских бюро, проводила анализ практически всех разрушений конструкций и деталей, в том числе при арбитражных работах во время расследования авиационных происшествий.
При С.И. Кишкиной, которая являлась руководителем научного направления «Механика хрупкого и вязкого разрушения авиационных материалов», созданы методы оценки прочности и надежности авиационных материалов при статическом и повторно-статическом нагружениях, при исследовании трещиностойкости (живучести) и масштабного эффекта, а также при воздействии внешней среды и температуры состояния поверхности деталей и фреттинг-коррозии.
Много внимания она уделяла методическим вопросам испытаний на усталость [7-10] и исследованию характеристик, связанных с новым принципом конструирования «безопасной повреждаемости», - вязкости разрушения и скорости роста трещины усталости [11,12].
Академик Фридляндер Иосиф Наумович -признанный мировой авторитет в области создания и исследования алюминиевых сплавов - отдавал должное профессионализму и опыту работы Софьи Исааковны с алюминиевыми деформируе-
мыми сплавами, знанию их свойств, особенностей поведения в различных условиях эксплуатации. Она была постоянным участником научно-технических советов и совещаний у Иосифа Наумовича, на которых обсуждались проблемные вопросы, и при принятии решений непременно учитывалось ее мнение.
В лаборатории Софьи Исааковны при ее непосредственном участии и под ее руководством были испытаны, изучены, паспортизованы и сертифицированы все перспективные материалы для планера российских самолетов Ил-86, Ил-96, Ил-114, Ил-76, Ту-204, Ту-334, Бе-200, «Антей», «Мрия» и других, а именно сплавы:
- В95о.ч.-Т2, 1163-Т/Т7 - плиты для обшивки крыла;
- В95о.ч.-Т2/Т2ПП, 1163-Т/ТПП - прессованные профили для крыла и фюзеляжа;
- 1973-Т2, 1161-Т - прессованные панели для обшивки крыла;
- 1163-АТ/РДТ, В95п.ч./о.ч.-АТ2 - листы для обшивки фюзеляжа;
- 1933-Т2/Т3, В93п.ч.-Т3 - штамповки и поковки для внутреннего силового набора.
Результаты исследований, проводимых под руководством С.И. Кишкиной, никогда не подвергались сомнению, а сделанным ею выводам доверяли конструкторы и производители авиационной техники.
Мне довелось очень много и плодотворно работать с Софьей Исааковной по созданию и испытаниям новых гибридных слоистых материалов класса АЛОР и СИАЛ различной структуры [13,
Софья Исааковна с мужем
14], бывать с ней в конструкторских бюро, в институтах ЦАГИ и ЦИАМ, на самолетостроительных и металлургических заводах. С огромным удовольствием и чувством гордости наблюдала я, как уважительно к ней относятся - консультируются, хотят знать ее мнение о решении тех или иных проблем. Рядом с Софьей Исааковной я многому научилась, и это не только технические знания, но и ее манера общения с коллегами -спокойная и доброжелательная, но в то же время твердая и уверенная.
Будучи настоящим ученым - теоретиком, исследователем и разработчиком, Софья Исааковна не гнушалась и «черновой» работы. Обычно с утра она сама изучала изломы образцов, проводила анализ результатов испытаний. В распорядок дня также входил обязательный осмотр оборудования, во время которого она учитывала мнение сотрудников о его работе. После трех часов дня начинался прием, к ней приходили со своими проблемами - кто по работе, кто по личным вопросам. Она всегда внимательно выслушивала, стараясь вникнуть в суть проблемы, чтобы понять, чем она может помочь. В секторе Кишкиной С.И. всегда царила товарищеская атмосфера, сближала не только работа, но и общение во внерабочее время. К своим сотрудникам Софья Исааковна обращалась просто, по имени, и это было не «панибратством», а выражением особого доверия к человеку как к своему единомышленнику, специалисту и коллеге.
Научную школу профессора С.И. Кишкиной прошли десятки специалистов-материаловедов.
Кишкиным
Среди ее учеников были Н.В. Кадобнова, Э.М. Радецкая, Н.В. Анисимова, Ю.С. Данилов, Я.А. Рублев, А.Г. Рудаков, А.А. Загребалов, Е.Н. Старова, К.Г. Манаева, В.М. Белецкий, Н.Г. Плеханова, Ю.М. Должанский и другие, ставшие впоследствии известными учеными.
Софья Исааковна умела неординарно излагать результаты научных исследований, ее творческое наследие насчитывает более 150 научных трудов (статьи, справочники, доклады...), в том числе четыре монографии. Она читала на языке оригинала специальную английскую и немецкую литературу. Почти наизусть знала зарубежную справочную информацию, в том числе авиационные стандарты (ASTM), была в курсе всех новых публикаций в периодической литературе по своему научному направлению.
Она была великим тружеником - как правило, уходила домой с портфелем, полным текущей работы, только после настойчивых напоминаний мужа - академика С.Т. Кишкина.
Софья Исааковна очень любила свою семью -мужа, сына, внучку, сестер, всегда была в курсе всего, что происходило в их жизни, и воспринимала проблемы каждого как свои, помогая и советом, и делом.
У семьи Кишкиных всегда был широкий круг общения и вне стен института, но в основном, ко-
нечно, друзья были из научной среды - семьи Боч-варов, Тумановых, Скляровых и других. Среди близких друзей Софьи Исааковны были также доктор технических наук, профессор, заведующая лабораторией прочности ИМЕТ им. А.А. Байкова -В.С. Иванова, заместитель генерального конструктора КБ «Антонов» по прочности - Е.А. Шахатуни.
Одним из увлечений Софьи Исааковны было вождение автомобиля, во всех поездках она была за рулем, и это доставляло ей огромное удовольствие. Ее любовь к технике и неукротимая жажда деятельности даже в часы досуга проявлялись втом, что на даче она неоднократно управляла трактором.
Профессор Софья Исааковна Кишкина была по настоящему предана институту. Она внесла большой вклад в развитие отечественного материаловедения: заложила основы сравнительной оценки конструкционной прочности, надежности и ресурса материалов летательных аппаратов; создала научную школу и исследовательский центр, оснащенный самым современным оборудованием; воспитала плодотворно работающий коллектив высококвалифицированных специалистов. Совершенно заслуженно имя С.И. Кишкиной присвоено лаборатории «Прочность и надежность материалов воздушного судна», формированию которой она отдала много сил и времени.
ЛИTEPATУPA
1. Каблов Е.Н. Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года //Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 7-17.
2. Испытательный центр /В кн. История авиационного
материаловедения: ВИАМ - 75 лет поиска, творчества, открытий; Под общ. ред. Е.Н. Каблова. М.: Наука. 2007. С. 193-196.
3. Механические испытания /В кн. История авиацион-
ного материаловедения. ВИАМ - 80 лет: годы и люди; Под общ. ред. Е.Н. Каблова. М.: ВИАМ. 2012. С. 407-414.
4. Доспехи для «Бурана». Материалы и технологии ВИАМ для МКС «Энергия-Буран» /Под общ. ред. Е.Н. Каблова. М.: Фонд «Наука и жизнь». 2013. 128 с.
5. Скорняков В.И., Антипов В.В. Инновационный характер сотрудничества ОАО «КУМЗ» и ФГУП «ВИАМ» //Авиационные материалы и технологии. 2012. №2. С. 11-14.
6. Каблов Е.Н. Авиакосмическое материаловедение //Все материалы. Энциклопедический справочник. 2008. №3. С. 2-14.
7. Кишкина С.И., Манаева К.Г. Кинетика коротких трещин и несущая способность элементов конструкции /В кн. Авиационные материалы на рубеже ХХ-ХХ1 веков: Науч.-техн. сб.; Под общ. ред. Р.Е. Шалина. М.: ВИАМ. 1994. С. 523-533.
S. Aвиационные материалы: Справочник в 9-ти т. /Под. общ. ред. Р^. Шалина. 6-е изд. перераб. и доп. М.: ОШИ BИAM. 1986. T. 4. Ч. II. Aлюминиевые и бериллиевые сплавы. 132 с.
9. Кишкина С.И. Методы испытания, контроля и иссле-
дования машиностроительных материалов: Справочное пособ. М.: Машиностроение. 19l4. T. II. С. 24-35, 239-241.
10. Кишкина С.И. Bыносливость статическая. Конструкционные материалы /Под общ. ред. A.T. Tу-манова. М.: Советская энциклопедия. 1963. T. I. С. 209-213.
11. ОСТ 1 9026S-lS. Металлы. Метод определения скорости роста усталостной трещины.
12. Кишкина С.И. Сопротивление разрушению алюминиевых сплавов. М.: Металлургия. 1981. 280 с.
13. Kishkina S.I. Mechanical testing of composite materials. Metal Matrix Composites. Chapman and Hall. 1992. P. 571-600.
14. Каблов E.H., Aнтипов B.B., Сенаторова О.Г., Лукина КФ. Швый класс слоистых алюмостеклопласти-ков на основе алюминий-литиевого сплава 1441 с пониженной плотностью /Жестик МГГУ им. КЭ. Баумана. Сер. «Машиностроение». 2011. №SP2. С. 1l4-1 S3.