Научная статья на тему 'Воспоминания М. Ф. Махнева как источник по истории ГУЛАГа'

Воспоминания М. Ф. Махнева как источник по истории ГУЛАГа Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
634
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУЛАГ / ЛАГЕРЬ / ВОСПОМИНАНИЯ / ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК / РЕПРЕССИИ / GULAG / PRISON-CAMP / REMINISCENCES / HISTORIC SOURCE / REPRESSION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кузменкин Владимир Иванович

В статье рассказывается о воспоминаниях М.Ф. Махнева, проведшего десять лет в лагерях ГУЛАГа, которые ранее не были включены в научный оборот. Эти воспоминания были переданы автору статьи самим М.Ф. Махневым. Приводятся факты биографии автора воспоминаний, анализируются оставленные им записки. Для анализа стиля приводятся несколько мини-новелл о жизни в лагере на Колыме в 1937–1946 годах, написанных М.Ф. Махневым. Эти произведения представляют немалый интерес для исследователей, как неизвестные ранее свидетельства эпохи, которая и сегодня вызывает повышенный интерес не только в научных кругах, но и в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

M.F. MAKHNEYEV’S REMINISCENCES AS A SOURCE OF GULAG HISTORY

Reminiscences of M, F. Makhnyov (which have not been studied by far) who spent ten years in GULAG are considered. They were handed to the author by Makhnyov himself. The biography facts are presented, his memoirs are analyzed. Some of Makhnyov’s mini-novels about his life in Kolyma in 1937 -1946 are presented for the stylistic analysis. These works may be of interest for researchers as they reproduce some unknown facts of the period the scientists as well as general public would like to learn about.

Текст научной работы на тему «Воспоминания М. Ф. Махнева как источник по истории ГУЛАГа»

ВОСПОМИНАНИЯ М.Ф. МАХНЕВА КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ ГУЛАГА

Владимир Иванович Кузменкин

Исполнительный директор международного информационно-дискуссионного портала «Мир и Мы» (worldandwe.com), 630015, Россия, г. Новосибирск, ул. Королева, 29, оф. 602, тел.8-913-936-8416, kisulin@mail.ru

В статье рассказывается о воспоминаниях М.Ф. Махнева, проведшего десять лет в лагерях ГУЛАГа, которые ранее не были включены в научный оборот. Эти воспоминания были переданы автору статьи самим М.Ф. Махневым. Приводятся факты биографии автора воспоминаний, анализируются оставленные им записки. Для анализа стиля приводятся несколько мини-новелл о жизни в лагере на Колыме в 1937-1946 годах, написанных М.Ф. Махневым. Эти произведения представляют немалый интерес для исследователей, как неизвестные ранее свидетельства эпохи, которая и сегодня вызывает повышенный интерес не только в научных кругах, но и в обществе.

Ключевые слова: ГУЛАГ, лагерь, воспоминания, исторический источник, репрессии.

M.F. MAKHNEYEV’S REMINISCENCES AS A SOURCE OF GULAG HISTORY

Vladimir I. Kuzmenkin

Executive director of International Information and Discussion portal «worldandwe.com,» 630015, Possia, Novosibirsk, 29 Koroleva St., phone: 8-913-936-8416, e-mail: kisulin@mail.ru

Reminiscences of M, F. Makhnyov (which have not been studied by far) who spent ten years in GULAG are considered. They were handed to the author by Makhnyov himself. The biography facts are presented, his memoirs are analyzed. Some of Makhnyov’s mini-novels about his life in Kolyma in 1937 -1946 are presented for the stylistic analysis. These works may be of interest for researchers as they reproduce some unknown facts of the period the scientists as well as general public would like to learn about.

Key words: GULAG, prison-camp, reminiscences, historic source, repression.

История ГУЛАГ а привлекает внимание многих отечественных и зарубежных историков. Исследователи привлекают массу разнообразного материала для того, чтобы раскрыть сущность процессов, происходивших тогда в Советском Союзе. Помимо архивных материалов большой интерес вызывают также непосредственные свидетельства очевидцев - наших сограждан, переживших период репрессий и рассказавших затем о том, что они видели собственными глазами.

Как отмечает автор работы «Воспоминания поволжских узников ГУЛАГ а как исторический источник» Н.А.Мухинова: «Большую значимость в этой связи представляют воспоминания бывших узников советских исправительнотрудовых лагерей. Этот ценнейшей источник, раскрывающий многие стороны жизни советского общества и советского человека, позволяет выявить новые возможности исследования феномена сталинизма»(1).

В настоящее время воспоминания репрессированных хранятся, в основном, в двух больших архивах. Так, в архиве НИПЦ «Мемориал» существует архивный фонд «Коллекция мемуаров и литературных произведений». Большое собрание находится также в Сахаровском центре (прежнее название - Музей и общественный центр «Мир, прогресс, права человека» имени Андрея Сахарова), учредителем которого является «Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова», международная неправительственная организация, созданная в 1990 году.

По вполне очевидным причинам в последние годы появляется все меньше воспоминаний репрессированных. И, разумеется, каждая новая находка представляет большой интерес.

Мне хотелось бы рассказать о воспоминаниях Михаила Федоровича Мах-нева, переданных им лично автору данной статьи.

Михаил Федорович Махнев родился в небольшой деревеньке в Свердловской области, учился в школе красной молодежи. Планировал поступить в железнодорожный техникум, но его отца за то, что раздал в голодный год излишки зерна крестьянам, отправили в бессрочную ссылку в Сибирь. В итоге в 1933 году семья Махневых оказалась в поселке Маслянино в Новосибирской области. Дед и бабка М.Ф.Махнева умерли от голода, а отцу с большим трудом удалось устроиться пастухом. Самого же Михаила, как «грамотного», взяли бухгалтером в одну из районных организаций. Затем он заочно поступил на учебу в Московский институт народного образования.

В 1937 году был арестован по неизвестной причине. Протокол допроса подписать отказался, за что был избит следователем рукояткой нагана. Чтобы сознался в преступлениях, которых не совершал, был отправлен в «холодную». Опасаясь замерзнуть насмерть, был вынужден плясать три часа без перерыва... В результате следователь в протоколе расписался за М.Ф.Махнева и констатировал: «Десятка по пятьдесят восьмой тебе обеспечена!»

В лагерях на Колыме М.Ф. Махнев провел десять лет: забойщик, бурильщик, бригадир забоя, горный мастер. Был освобожден 12 февраля 1947 года, а справку о своей реабилитации получил только через одиннадцать лет. В дальнейшем жил в городе Куйбышев Новосибирской области. Работал на пищеком-бинате. Спустя много лет начал писать воспоминания о пережитом.

Воспоминания Михаила Федоровича Махнева трудно классифицировать определенным образом. Сам он называл их «Дневником», хотя по форме это скорее заметки. Разумеется, их автор читал и «Архипелаг ГУЛАГ, и «Крутой маршрут», «Колымские рассказы» и «Непридуманное», но он тоже постарался придать своим воспоминаниям литературную форму. И объяснил, почему он взялся за эту работу: «Я не считаю себя литератором. Я просто писал правду для себя. На Колыме выживал один из тысячи — я выжил и, значит, должен рассказать обо всем, что видел».

Свои воспоминания Михаил Федорович Махнев писал на тетрадных листах крупным ровным почерком. Они разделяются на две части: собственно «Дневник» и сборник небольших мини-новелл.

В «Дневнике» речь идет о жизни в империи ГУЛАГ а, начиная с того момента, как молодой человек оказался на борту печально известного судна «Джурма», которое использовали для перевозки осужденных по морю, и до окончания Великой Отечественной войны. Автор подробно рассказывает о жизни в лагере при золотоносном прииске Верхний Ат-Урях, описывает и жизнь заключенных, и распорядок дня. Он подробно характеризует и начальников лагеря, которых довелось видеть. Вот как М.Ф.Махнев характеризует полковника С.Ф.Гаранина: «Начальник лагеря — полковник Гаранин был палач из палачей. В конце 1938 года его вдруг объявили японским шпионом и расстреляли, чтобы скрыть следы всех его преступлений».

Действительно, полковник Г аранин - одиозная личность, о которой писали и Александр Солженицын, и Варлам Шаламов. Старший научный сотрудник лаборатории истории и археологии СВКНИИ ДВО РАН Александр Козлов написал о нем статью под характерным названием: «Гаранин и «гаранщина» (2).

Рассказал М.Ф.Махнев и о другом человеке, сохранившем достоинство в труднейших условиях: «Василий Иванович Лебедев из донских казаков был следующим начальником лагеря. Он оставил о себе хорошее впечатление: заботился о чистоте территории, построил баню. К нему можно было обратиться с любым вопросом. Заключенные любили его, между собой называли «дядей Васей». Позже его перевели начальником другого лагеря, о чем мы все сильно сожалели».

Автор воспоминаний написал десять заявлений с просьбой отправить его на фронт. Ответа не получил. Почему? Это было очевидно: «Стране как никогда нужно было золото. Им расплачивались с союзниками за оружие, оборудование, продукты питания. А золота в это время на Колыме было огромное количество — и в россыпях, и в шурфах, и в шахтах. Добывалось же оно неимоверно тяжело. Поэтому обидно, что каторжный труд заключенных, в большинстве своем безвинно осужденных, так и не оценен пока потомками. А ведь эти люди сделали для победы очень много».

Дальше события развивались следующим образом: «С каждым днем нас оставалось все меньше. Пополнения не было, потому что всех отправляли на фронт. План добычи золота всякий раз увеличивался. Для начальства лагеря выход был один: беречь людей, хорошо кормить, одевать, иначе некому будет работать. Когда немцы подошли к Москве, администрация лагеря побоялась, что среди заключенных вспыхнет восстание, поэтому на сопках были расставлены пулеметы. Но люди вопреки всем прогнозам стали работать еще лучше, искренне веря в победу над врагом. Убедившись в полной надежности «контры», начальство приказало снять пулеметы. За хорошую работу многим моим товарищам, в том числе и мне, «скостили» по одному году пребывания в лагере. Наиболее опытные заключенные стали выдвигаться на ответственные должности - бригадирами, горными мастерами».

Десять мини-новелл, написанных М.Ф.Махневым, рассказывают о событиях и людях, которые навсегда врезались в память. Они совсем невелики по объему, но бесценны по содержанию, так как приводят новые факты, свидетельствующие о той эпохе. Названия мини- новелл, как правило, короткие, но они

передают суть рассказа: «День освобождения», «Если успеешь», «Свидание», «Трояк», «У костра». «В шурфе», «Замороженный этап». Есть среди них и рассказы о людях: «Христосик», «Виктор Викторов», «Иуда Скариотский».

Стиль автора наиболее ярко характеризуют мини-новеллы, тексты которых приводится ниже.

Если успеешь...

Июль 1938 года. Прииск. В бараках тесно, душно. Заключенный Иван Ува-рич, в прошлом инженер-сантехник, грязный, оборванный, с бессмысленным взором на худом желтом лице, сегодня освобожден от работы в забое по причине расстройства желудка. И вот он ведет разговор с таким же бедолагой, чуть-чуть не попавшим на тот свет:

- Вы, Эдуард Павлович, возьмите сегодня и съешьте мою пайку, а я завтра вашу съем.

- Если успеешь, - бормочет тот в ответ.

Свидание

Колымская темная зимняя пора. Сквозь просветы в облаках изредка выглядывает ночное бледное небо. Метет поземка. Стройная женщина легкой походкой идет за мужчиной. Надежда Ивановна Малютина - жена главного механика прииска «Ветреный», имеющая двухлетнего сына, и заключенный Виктор Григорьевич Зорин, отбывающий здесь срок, оставивший на воле жену и дочь, искали в эту пору место для тайной встречи. Вскоре они совсем исчезли из вида...

Пьяные от любви два совершенно противоположных по занимаемому положению человека решились на свидание. в морге. Морг стоял в ста шагах от прииска и никогда не закрывался.

.Надежда с ужасом отпрянула от Виктора, когда светом от зажженной спички из темноты выхватило груды голых скрюченных трупов. Это были тела бывших заключенных, не выдержавших пятидесятиградусного мороза и тех жутких лагерных условий жизни и работы, в каких они находились в сороковых годах.

Встречи и ласки среди трупов. Тот, кто не прошел этот путь, не поверит, что эти люди были безмерно счастливы в ту морозную ночь. Живые среди мертвых. Наслаждаясь ворованным, кратковременным счастьем, они не думали о неизбежной расплате.

Трояк

Вечером перед разводом зачитали приказ начальника лагеря о расстреле за саботаж. В числе тех, кого должны были завтра расстрелять, был черный, как грек, мужчина средних лет. А фамилия у него была русская - Ларионов. Знаком я с ним был давно - работали в одной бригаде. После вечерней проверки Ларионов подошел ко мне и протянул замусоленный трояк - долг, который он возвращал перед смертью.

Иуда Скариотский

Его, чуть живого от истощения, взял в контору нормировщиком начальник шестого приискового участка Блинов, молодой статный москвич, попавший на прииск имени Ворошилова Ат-Уряхского горного управления после ранения в ногу в первые дни Отечественной войны.

Через месяц-два Букбулатов, добравшись до жирных харчей, поправился, и его чисто азиатского типа лицо заблестело здоровым цветом жизни и силы.

Блинов по своему русскому простодушию часто рассказывал о непорядках на участке, о том, что много золота идет в отвалы, о поломках импортных дорогих машин. Слушал откровения своего начальника Бикбулатов и сквозь зубы сплевывал слюну - такая у него была привычка. А вечером, по-собачьи заглядывая Блинову в глаза, все повторял: «Спасибо вам за мое спасение, человеком стал. Век не забуду. Из тюрьмы выйду - детям о вас рассказывать буду. Ведь погиб бы я в забое».

- Ну ладно, ладно, знай работай честно, — говорил добродушно Блинов.

.Раз в неделю охрана и нарядчики делали в бараках сплошной обыск -«шмон», как звали этот процесс заключенные. Вот в такой день нарядчик Алеха и извлек из кармана пиджака Бикбулатова лист бумаги, исписанный красивым почерком: «Уполномоченному НКВД Федорову. Начальник участка Блинов И. А. вредительски, с целью уничтожения запасов золота сбрасывает его в отвалы, а 12 июня 1943 года умышленно вывел из строя бутару. Вообще это вредный для государства человек, скрытый враг народа. Бикбулатов».

Блинов читал донесение подлого человека и всё пожимал плечами да качал головой и удивленно бормотал: «Вот иуда Скариотский, вот мерзавец!» А Алеха добавил: «Сучейший из сучек, стукач из стукачей!»

Справка: Бикбулатов, бывший ответственный работник Татарии, осужденный тройкой НКВД на 1Q лет по статье 58.

Воспоминания М.Ф.Махнева и биографические материалы о нем переданы автором статьи в Сахаровский центр.

БИБЛИОГРАФИЧ ЕСКИЙ СПИСОК

1. Мухинова Наталья Александровна. Воспоминания поволжских узников ГУЛАГа как исторический источник : дис. ... канд. ист. наук : Q7.QQ.Q9 Казань, 2QQ6 188 с. РГБ ОД, 61:Q7-7/35

2. http://www.kolyma.ru/magadan/index.php?newsid=392

© В.И. Кузменкин, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.