Научная статья на тему 'Воспоминания доцента Р. С. Липовского'

Воспоминания доцента Р. С. Липовского Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
16
2
Поделиться
Ключевые слова
ДІІТ / ДНУЗТ / МОЙСЕЙ АБРАМОВИЧ ФРИШМАН / DIIT / DNURT / MOISEI ABRAMOVYCH FRYSHMAN / ДИИТ / ДНУЖТ / МОИСЕЙ АБРАМОВИЧ ФРИШМАН

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Липовский Р.С.

Воспоминания доцента Р. С. Липовского

MEMORIES OF PROFESSOR R. S. LIPOVSKY

Memories of professor R. S. Lipovsky

Текст научной работы на тему «Воспоминания доцента Р. С. Липовского»

ВОСПОМИНАНИЯ

ДОЦЕНТА Р. С. ЛИПОВСКОГО (ДИИТ)

Человечество делится условно на людей ведущих и ведомых. Моисей Абрамович относился к числу явных лидеров. Поэтому когда он стал заведующим кафедрой «Путь и путевое хозяйство» ДИИТа, все его устремления были направлены на то, чтобы и кафедра стала одной из ведущих среди кафедр транспортных вузов страны. Это свое желание ему удалось реализовать. Так, например, до него на кафедре не было защищено ни одной диссертации, в его же бытность заведующим кафедрой было защищено более 30 кандидатских диссертаций. Он понимал, что выполнения научных работ только лишь за счет наблюдений за работой конструкции в пути и сбора статистического материала явно недостаточно. Необходимы исследования прочностных и других характеристик элементов пути, возникающих при его взаимодействии с подвижным составом. А такие данные возможно получить лишь в результате выполнения экспериментальных исследований. Поэтому он много своей кипучей энергии потратил на создание лаборатории, позволяющей изучить условия взаимодействия подвижного состава и пути.

Возможности создания такой лаборатории во многом способствовали личные качества Моисея Абрамовича - его коммуникабельность, доброта, целеустремленность. Созданная под его руководством путеиспытательная лаборатория при кафедре «Путь и путевое хозяйство» по ряду параметров превосходила единственную в то время лабораторию на железнодорожном транспорте Советского Союза, имевшуюся в отделении пути ЦНИИ МПС. Работа путеиспытательной лаборатории послужила основой ряда исследований, которые в дальнейшем легли в основу диссертаций, выполненных на кафедре. Создание лаборатории и ее оснащение современными на то время измерительными средствами и пополнение высококвалифицированными кадрами было сопряжено с преодолением неимоверных трудностей в условиях фондируемого и планируемого народного хозяйства.

На передовых позициях находился Моисей Абрамович и в организации учебного процесса. Под его руководством была создана лекционная аудитория, оборудованная прогрессивными техническими средствами обучения. Также был создан класс программного обучения. Учебная лаборатория по путевому хозяйству была оснащена прогрессивными обучающими средствами, наглядными стендами и приборами, а также современным электроисполнительным инструментом.

Много внимания уделял Моисей Абрамович доходчивому, можно сказать, популярному изложению сложных вопросов взаимодействия подвижного состава и пути. Примером этому может послужить написанная им и неоднократно переиздаваемая книга «Как работает путь под поездами». Написанные им или изданные под его редакцией книги излагались доходчивым для линейных работников языком и сопровождались иллюстрациями, позволяющими составить объемное представление о конструкции.

Большое внимание уделял Моисей Абрамович организации тесной связи кафедры с производством.

Первым в СССР М. А. Фришман организовал защиту дипломных проектов на производстве. Благодаря ему, возникли ныне традиционные дни науки на производстве (на железных дорогах). Вся кафедра под его руководством принимала в них участие.

Большие усилия прилагал Моисей Абрамович для создания на кафедре дружеской и творческой атмосферы, и ему удалось создать коллектив единомышленников.

Вклад Моисея Абрамовича в дело становления кафедры «Путь и путевое хозяйство» поистине неоценим. И поэтому в результате единой оценки его труда сотрудники кафедры добились присвоения кафедре «Путь и путевое хозяйство» имени М. А. Фришмана.