Научная статья на тему 'Воспоминания Али Уста о шейхе Шарапуддине Кикунинском как источник по истории дагестанского мухаджирства конца XIX – начала XX вв'

Воспоминания Али Уста о шейхе Шарапуддине Кикунинском как источник по истории дагестанского мухаджирства конца XIX – начала XX вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
387
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПОМИНАНИЯ / ШЕЙХ ШАРАПУДДИН КИКУНИНСКИЙ / АЛИ УСТА / ДАГЕСТАНСКАЯ ДИАСПОРА / REMINISCENCES / SHEIKH SHARAPUDDIN AL-KIKUNI / ALI USTA / DAGHESTANI DIASPORA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гаджиева Л. А., Ибрагимова З. Б.

Статья посвящена воспоминаниям Али Уста о шейхе Шарапуддине Кикунинском, известном представителе дагестанской диаспоры в Турции. В представленной статье даётся общий анализ данных воспоминаний, как ценного источника о жизни и деятельности шейха Кикунинского, одного из идеологов переселенческого движения горцев в страны Османской империи в конце XIX – начале XX вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспоминания Али Уста о шейхе Шарапуддине Кикунинском как источник по истории дагестанского мухаджирства конца XIX – начала XX вв»

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА ИАЭ. 2013. № 4. С. 41-46.

УДК 94(470) «16/18»

ВОСПОМИНАНИЯ АЛИ УСТА О ШЕЙХЕ ШАРАПУДДИНЕ КИКУНИНСКОМ КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ ДАГЕСТАНСКОГО МУХАДЖИРСТВА КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВВ.

Л.А. Гаджиева, З.Б. Ибрагимова Дагестанский Государственный Университет, Институт ИАЭ ДНЦ РАН, Махачкала

sevdacik@mail.ru mzaira@list.ru

Аннотация: Статья посвящена воспоминаниям Али Уста о шейхе Шарапуддине Кикунинском, известном представителе дагестанской диаспоры в Турции. В представленной статье даётся общий анализ данных воспоминаний, как ценного источника о жизни и деятельности шейха Кикунинского, одного из идеологов переселенческого движения горцев в страны Османской империи в конце XIX - начале XX вв.

Annotation: The article is devoted to reminiscences of Ali Usta about Sheikh Sharapuddin al-Kikuni, a well-known representative of Daghestani diaspora in Turkey. In the present article it is given general analysis of reminiscences as a valuable source of Kikuni Sheikh's life and activity, who was one of the ideologist of migration movement of mountaineers to countries of Ottoman Empire at the end of XIX -beginning of XX century.

Ключевые слова: воспоминания, шейх Шарапуддин Кикунинский, Али Уста, дагестанская диаспора.

Key words: reminiscences, Sheikh Sharapuddin al-Kikuni, Ali Usta, Daghestani diaspora.

История дагестанского переселенческого движения (мухаджирства) в страны Османской империи в конце XIX - начале XX вв. в настоящее время является объектом изучения ряда отечественных и зарубежных исследователей. Она нашла отражение во многих исследованиях дагестанских ученых: М.И. Абдулаевой (Абдулаева М.И., 2006), М.К. Мусаевой, М.Ю. Курбанова, А.М. Магомеддадаева (Мусаева М.К., Магомеддадаев А.М., Курбанов М.Ю., 1997; Магомеддадаев А.М., 2000-2001), А.М. Муртазалиева (Муртазалиев А.М., 2004), А.А. Магомедова (Магомедов А.А., 1994), М.М. Магомедханова (Магомедханов М.М., 1997), Б.Р. Алиева (Алиев Б.Р., 2001). В них рассматриваются особенности мухаджирства различных этнических групп Северного Кавказа, в частности, Дагестана, этапы этого движения и его причины, основные зоны расселения мухаджиров, процессы их ассимиляции, их место в общественной жизни стран переселения. Исследователями проведена огромная работа по выявлению различных источников по истории дагестанского переселенческого движения, среди них особое значение имеют архивные материалы (Магомеддадаев А.М., 2000-2001; Абдулаева М.И., 2006. С. 8-10), памятники эпистолярного жанра (Наврузов А.Р., Бобровников В.О., 2009. С. 77-84; Ибрагимова З.Б., 2012. С. 152-156), а также произведения представителей дагестанской диаспоры (Шехмагомедов М.Г., Ибрагимова З.Б., 2011). Наряду с ними интерес представляют и воспоминания мухаджиров (переселенцев) и их потомков. Эти исторические документы широко представлены в работах, посвященных данному культурно-историческому явлению. В воспоминаниях отражено множество исторических фактов и событий, имеющих значительный научно-познавательный интерес (Магомеддадаев А.М., 2000. С. 373-432).

Помимо этих видов источников существует и целый ряд мемуарных произведений, посвященных историческим событиям на Кавказе периода XIX - нач. XX вв., принадлежащих представителям северокавказской диаспоры. В качестве источников по истории переселенческого

движения горцев, а также Кавказской войны в работах исследователей широко используются различные воспоминания известных представителей кавказской диаспоры в странах Ближнего и Среднего Востока. Среди них воспоминания генерала Мусы Кундухова (1818-1889 гг.) (Муса-Паша Кундухов, 1936-1937), Ахмеда Мидхата (1844-1913 гг.) (Тимижев Х.Т., 2001. С. 9-14), Хаджи-Мурада Амирова (1854-1917 гг.) (Муртазалиев А.М., 2004) и других. В биобиблиографическом справочнике, посвященном писателям дагестанского зарубежья, А.М. Муртазалиевым упомянуты также и другие авторы мемуаров-воспоминаний, среди них: Хамза Осман Эркан (1898-1968 гг.) (Муртазалиев А.М., 2006. С. 55-56), Магомед Шасаев (1916 г.) (Муртазалиев А.М., 2006. С. 79-80), Муса Рамазан (1922-2004 гг.) (Муртазалиев А.М., 2006. С. 84-85).

Воспоминания современников об известных представителях кавказской диаспоры в странах Ближнего Востока заслуживают особого внимания. На основе данного материала исследователь имеет возможность помимо биографических сведений, получить также представления об их личностных качествах, т.е. реконструировать своего рода «исторический портрет». В исследовании А.А. Ганич, посвященном истории черкесской диаспоры в Иордании, справедливо подчеркивается, что «в целом мемуарные сочинения важны не столько для получения объективных сведений о переселении, сколько для характеристики представлений и формирования образа переселенцев в исторической памяти» (Ганич А.А., 2003). Однако, необходимо учесть, что воспоминания, как никакой другой источник, субъективны. В них находят отражение особенности личностей повествователей, их видение происходящего и жизненные позиции.

В тематике переселенческого движения дагестанцев воспоминания Али Уста о шейхе Шарапуддине Кикунинском занимают определенное место* [*Авторы благодарят к.и.н. А.М. Магомеддадаева за любезно предоставленный им материал]. Воспоминания изданы в виде небольшой брошюры на турецком языке под названием «Cerafeddin Zeynelabidin Hazretleri ve Ali Usta» (Досточтимый шейх Шарафеддин Зейнелабид и Али Уста). Составителем и автором предисловия и дополнений к тексту является Хасан Буркай (1930-2005 гг.), представитель суфийского ордена накшбандийа в Турции (Haci Hasan Burkay). Автор воспоминаний -дагестанский мухаджир (переселенец) Али Уста (Мастер Али), последователь шейха Шарапуддина Кикунинского (1876-1936 гг.), уроженца с. Кикуни (ныне Гергебильского района

РД).

Шарапуддин Кикунинский известен как один из дагестанских суфийских шейхов, ратовавших за переселение дагестанцев в «страну единоверцев». Он и его дядя - Мухаммад-Хаджи Кикунинский (1835/36-1913 гг.), ставший впоследствии не только его главным духовным наставником, но и тестем, представляются в архивных документах и исследовательских работах по данному вопросу, как агитаторы и идеологи дагестанского переселенческого движения горцев в страны Османской империи конца XIX - начала XX вв. (Ибрагимова ЗБ., 2011. С. 62-69). Они разделяли воззрения своего суфийского наставника - шейха Абдурахмана-Хаджи Согратлинского (1792-1881/82 гг.) (Магомедова З.А., 2010), которые были изложены в его трактате «Хазихи рисала шарифа ли-ш-шайх ал-фадил ал-хаджж Абд ар-Рахман ас-Сугури» (Shikhsaidov A. R., Kemper M., Tagirova N., 2002. Р. 121-140), посвященном необходимости переселения мусульман на территорию, подвластную исламским законам (Бобровников В.О., 2010. С. 72).

В предисловии издания «Cerafeddin Zeynelabidin Hazretleri ve Ali Usta» Хасан Буркай поясняет: «Эта книга - квинтэссенция бесед (Али Уста с Шарапуддином Кикунинским. - Авт.) в течение двадцати лет. Мы смогли записать на кассеты речь Али Уста и проделали большую работу для того, чтобы привести её в такой вид»*[*Перевод с турецкого на русский язык представленных в статье отрывков из воспоминаний Али Уста выполнен Л.А. Гаджиевой]. Здесь же описывается первая встреча Хасана Буркая с Али Уста в 1955 г. В следующей вводной части под заголовком «Кто такой Али Уста?» указано, что Али Уста родился в 1304 г. хиджры, т. е. 1886/87 г. европейского летоисчисления в дагестанском с. Хаджалмахи (ныне Левашинского района РД). В пятнадцать лет он переселился в Турцию, «вслед за своей матерью, которая отправилась за своим устазом».

Конец XIX - начало XX вв., согласно архивным материалам, характеризуется увеличением объема нелегальной эмиграции в страны Османской империи среди жителей с. Хаджалмахи. В донесении начальника даргинского округа помощнику начальника Бакинского Губернского Жандармского управления от 10 мая 1900 г. указывается: «...Беглецы принадлежат преимущественно к жителям с. Хаджалмахи, представляющим из себя гнездо таррикатчиков

(тарикатистов. - Авт.), особенно усиливших свою деятельность с 1889 г., т.е. со времени высылки из края административным порядком одного из самых видных распространителей тариката, жителя с. Кикуны (с. Кикуни. - Авт.) Гунибского округа Магомеда-Гаджияв оглы (Мухаммада-Хаджи Кикунинского. - Авт.), сосланного во внутренние губернии Империи и вскоре бежавшего из места ссылки в г. Медину...» (Донесение начальника даргинского округа помощнику начальника Бакинского Губернского Жандармского управления. Л. 52).

В декабре 1912 г. военный губернатор Дагестанской области предписывает начальнику Даргинского участка «обратить особое внимание на Хаджалмахи и зорко следить за местным населением», запретить жителям распродажу недвижимого имущества без разрешения начальства, установить контроль за желающими переселиться в Турцию, «чтобы они не были снабжены заграничными паспортами или же не приобретали их негласным путём», уволить старшину с. Хаджалмахи, «заменив его лицом толковым и преданным долгу службы» (Предписание военного губернатора Дагестанской области начальнику Даргинского округа. Л. 61).

Таким образом, с наибольшей вероятностью, мы можем предположить, что мать Али Уста отправилась в Турцию вслед за шейхом Мухаммадом-Хаджи. Это подтверждается и тем, что она с сыном обосновалась в поселении дагестанских мухаджиров Рашадийи (ныне с. Гюней-кёй), которое было основано Кикунинскими шейхами в конце XIX в. (Бобровников В.О., 2006. С. 150-163;МусаеваМ.К., Магомеддадаев A.M., КурбановМ.Ю., 1999. С. 68).

В сборнике документов и материалов, посвященном эмиграции дагестанцев в Османскую империю, приводятся воспоминания дочери Али Уста Халимат Сискир: «... Отца моего звали Али-уста. Он был мастером на все руки. Умер в 1980 году, ему было 107 лет. Бабушку звали Айшат, она из Ходжалмахи (с. Хаджалмахи. - Авт.). Отец знал даргинский, аварский, турецкий языки» (Магомеддадаев А.М., 2000. С. 398). На наш взгляд, возраст Али Уста к моменту его кончины здесь немного преувеличен (по данным дочери, он родился в 1873 г.). Дата рождения Али-Уста, указанная Хасаном Буркай, более точная. Известно, что шейх Мухаммад-Хаджи Кикунинский эмигрировал в Турцию приблизительно в 1894 или 1896 г. и, основываясь на сведениях из «Cerafeddin Zeynelabidin Hazretleri ve Ali Usta», пятнадцатилетний Али Уста с матерью переселились в Турцию, вероятно, в 1901 или 1902 г.

В отличие от своей матери Али Уста стал муридом (последователем) шейхов Кикунинских гораздо позже. В своих воспоминаниях он рассказывает: «Я был человеком упрямым, блуждающим между верой и неверием. Хотя мы с шейхом Шерафеддином (Шарапуддином. -Авт.) были соотечественниками, то есть, оба дагестанцами, я не сразу стал его приверженцем». Рассказы Али Уста изобилуют повествованиями о чудотворствах шейха Шарапуддина, свидетелем которых был он сам, и, которые представлялись ему доказательством неоспоримости шейхства Кикунинского.

Хотя, как становится ясно из его воспоминаний, порой он всё же впадал в сомнения, которые развеивались после очередного чудотворения шейха. Описание чудотворств, как доказательств мистических способностей шейха Шарапуддина занимают большую часть воспоминаний Али Уста, что вполне естествено, так как перед нами повествование мурида о своем шейхе. Как указывалось, воспоминания, как никакой другой источник, субъективны, тем более, если они касаются духовного наставника глубоко верующего человека. Агиографический элемент -естественная составляющая воспоминаний мурида о шейхе. Необходимо не упускать из внимания тот факт, что хотя агиограф и рассказывает, казалось бы, о фантастических событиях, но в данном повествовании они происходят с реальными людьми, а не с мистическими персонажами.

В вводной части воспоминаний Хасан Буркай сообщает: «Досточтимый устаз Шерафеддин дал мастеру Али такую благую весть: «После меня ты проживешь долго. Будешь рассказывать людям о ярких событиях, которые ты перенес на духовном пути» (Hasan Burkay. С. 5). Али Уста тесно общался с шейхом Шарапуддином довольно долгий период времени, еще при жизни шейха Мухаммада-Хаджи Кикунинского (т.е. до 1913 г.) он выполнял поручения своих духовных наставников.

Благодаря воспоминаниям Али Уста мы имеет возможность получить сведения об окружении шейха Шарапуддина Кикунинского. Здесь упоминаются его секретарь - Ахмед (выходец из с. Хаджалмахи, известный из-за своего низкого роста, как Хитинав Ахмат (авар. яз.) - Маленький Ахмед. - Авт.), а также Муса Деде, Карим Уста, Нарим Уста. Мы узнаём, что шейх Шарапуддин общался с различными представителями турецкой духовной интеллигенции. Среди них Кучук Хусейн Эфенди (в воспоминаниях он упоминается, как духовный наставник маршала Февзи Чакмака (1876-1950 гг.), известного турецкого военачальника. - Авт.), проповедник Сервет (1880-

1962 гг.). Сервет Акдаг, как указывается в биобиблиографическом справочнике А.М. Муртазалиева «Писатели дагестанского зарубежья», родился в семье дагестанских мухаджиров, исполнял обязанности муэдзина и муфтия, принимал участие в заседании первого Великого Национального Собрания Турции (1920 г.), был одним из организаторов общества «Зеленая армия» (Муртазалиев А.М., 2006. С. 42). Ему посвящены несколько разделов воспоминаний Али Уста: «Кто такой Сервет?», «Устаз и шейх Сервет». В разделе «Вопросы, которые задал чужеземец губернатору Бурсы Халим паше» он выступает, как один из участников в дискурсе губернатора г. Бурса Аббаса Халим Паши и некоего иностранца.

Известно, что шейхи Кикунинские вели переписку с оставшимися на родине своими духовными последователями, в которой отвечали на вопросы, касающиеся отправления суфийских обрядов, полномочий своих вакилей (заместителей), а также призывали к переселению в «страну единоверцев» (Ибрагимова З.Б., 2012. С. 152-156). Об этом свидетельствует часть воспоминаний «Поездка Али Уста в Россию», в которой он рассказывает о своей поездке на родину: «Когда мне исполнилось 24 года, я поехал в Россию, Дагестан. До отъезда отправился в село, чтобы попрощаться с шейхом Шерафеддином (Шарапуддином. - Авт.). Он сказал, что напишет письмо, и попросил, чтобы я пришел лично. Шейх Шерафеддин сидел около великого шейха Мухаммеда Медени (шейх Мухаммад-Хаджи Кикунинский, его полное имя согласно мусульманской традиции - Мухаммад-Хаджи б. Усман ал-Кикуни ад-Дагистани ал-Мадани. -Авт.). Шейх Мухаммед Медени диктовал, шейх Шерафеддин писал. Они писали довольно долго, потом шейх Шерафеддин предостерег меня о том, чтобы письмо не попало в руки русским. Так как я был башмачником, я спрятал письмо в обуви, сняв подошву...» (Hasan Burkay. С. 33). Далее Али Уста рассказывает о встрече с адресатом письма - неким Хаджи-Насухом, представляемый в воспоминаниях, как девяностолетний дагестанский алим. Повествователь цитирует отрывок письма шейха Мухаммада-Хаджи Кикунинского: «Исчезла благодать Пророка (с. а. с.) с российских земель. После этого никто не будет хозяином имущества. Вы не сможете больше покровительствовать своим семьям, женам. Когда вывесят на ваши ворота шапку, вы от страха не войдете в свои дома. Русские возьмут вас под свое господство» (Hasan Burkay. С. 33). Как далее сообщает Али Уста, Хаджи-Насух после прочтения письма заявил: «Я обязан распространить это письмо среди народа, чтобы русские не навредили, я сотру свое имя, чтобы не вычислили» (Hasan Burkay. С. 33).

Действительно, количество дагестанских мухаджиров в Османской империи наряду с другими факторами, увеличивалось за счёт эмигрировавших под воздействием подобных писем-воззваний шейхов суфийского братства накшбандийа, лиц, на протяжении долгого времени имевших огромный авторитет среди верующих, а также ранее последовавших за ними их муридов. В описываемый период, письма, даже косвенно имевшие отношение к мухаджирству, являлись вещественными доказательствами при расследовании дел о «подстрекательстве» населения Дагестанской области к переселению в Османскую империю и распространении идей панисламизма (Ибрагимова З.Б., 2012. С. 152-156). Из воспоминаний Али Уста мы узнаём, что на следующий день после встречи с Хаджи-Насухом он был арестован. Али Уста рассказывает: «На следующий день пришли русские, задержали меня и бросили в тюрьму. Знакомый директор школы стал моим поручителем, освободил меня из тюрьмы, привел к себе домой и сказал, что две ночи я буду его гостем. Он стал моим поручителем, потому что я прибыл с известием от шейха Шерафеддина» (Hasan Burkay. С. 34).

В своих воспоминаниях Али Уста уточнил, что ко времени поездки в Россию ему «исполнилось 24 года», исходя из того, что Али Уста родился в 1886/87 г., а дата смерти шейха Мухаммада-Хаджи Кикунинского, непосредственного адресанта письма относится к 1913 г., данные события, вероятнее всего, относятся к 1910-11 г.

В вышеуказанных воспоминаниях дочери Али Уста упоминается аналогичный эпизод: «Моего отца Али Уста в 1918 г. отправили с письмами-воззваниями переселиться в Турцию. Отправлял его шейх Шарапуддин, так как отец был его мюридом. В Дагестане моего отца арестовали большевики, но один дагестанец помог ему бежать из тюрьмы. Отец добрался обратно в Турцию. В тот день, когда отец приехал, шейх Шарапудин почувствовал, что отец возвращается, вышел на околицу селения, чтобы встретить его» (Магомеддадаев А.М., 2000. С. 398). Вероятнее всего, в воспоминания дочери закралась неточность относительно времени поездки отца на родину, которая и повлекла за собой другую неточность об аресте его «большевиками».

Несколько частей «Cerafeddin Zeynelabidin Hazretleri ve Ali Usta» посвящены рассказам Шарапуддина Кикунинского о других дагестанских накшбандийских шейхах: «Джамалуддин

Гумуки», «Значимость ценности супругов» и «Рассказ об огне и молоке» - о Джамалуддине Казикумухском (1788-1869 гг.); «Ахмад Сугури» - о Абдурахмане-Хаджи Согратлинском. Также в воспоминаниях передаются, прозвучавшие из уст шейха Кикунинского различные рассказы и предания о суфийских шейхах таких, как: ас-Сакати (ум. в 867 г.), Абдулкадире ал-Джилани (1077-1166 гг.), Абдулле Дехлеви (1745-1825 гг.), Мухаммаде Захид Котку (1897-1980 гг.) и др. Некоторые части воспоминаний посвящены суфийским притчам, также прозвучавшим из уст шейха Шарапуддина, его рассуждениям об ахирате (потустороннем мире), голосах ангелов, космосе, предназначении суфийских шейхов и т. д.

Воспоминания Али Уста о своём духовном наставнике Шарапуддине Кикунинском представляют для исследователей научный интерес, так как являются ценным источником о жизни и деятельности этого шейха и содержат важные сведения о дагестанской диаспоре в Турции периода конца XIX - начала XX вв.

ЛИТЕРАТУРА

Абдулаева М.И. Внутриполитическая ситуация в Дагестане в 70-90 гг. XIX века и миграционные процессы. Махачкала: ДНЦ РАН, 2006. - 194 с.

Абдулаева М. И. Дагестан в политике Османской империи во второй половине XVIII в. - XIX в. Махачкала: ИИАЭ ДНЦ РАН, 2006. - 180 с.

Алиев Б.Р.. Северокавказская диаспора. История и современность (вторая половина XIX - XX вв.). Махачкала: Новый день. 2001. - 296 с.

Бобровников В.О. «Малый Дагестан» под Стамбулом: северокавказские суфии и святые места в Турции // Turcica et Ottomanica: Сборник статей к 70-летию профессора М.С. Мейера. М.: Восточная литература, 2006. С. 150-163.

Бобровников В. О. Мухаджирство в «демографических войнах» России и Турции // Восток (Oriens). 2010. № 2. С. 67-78.

Ганич А.А. Черкесская диаспора в Иордании: генезис и современное состояние: Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 2003. - 244 с. [электронный ресурс] URL: http://www.dsnb.net/vseobwaja-istoria/cherkesskaja-diaspora-v-iordanii-genezis-i-sovremennoe-sostojanie.html (дата обращения: 10.05.2013).

Дагестанская диаспора в Турции (Историко-этнографические очерки) / Мусаева М.К., Магомеддадаев A.M., КурбановМ.Ю. Махачкала: ДНЦ РАН. 1999. - 232 с.

Донесение начальника даргинского округа помощнику начальника Бакинского Губернского Жандармского управления // ЦГА РД. Ф. 66. Оп. 1. Д. 65. Л. 52-53.

Ибрагимова З.Б. Дагестанские шейхи как идеологи переселения дагестанцев в страны Османской империи в конце XIX начале XX вв. // Россия и арабский мир. Научные и культурные связи. Вып. 11. СПб: БАН, 2011. С. 62-69.

Ибрагимова З.Б. Проблема мухаджирства в дагестанских памятниках эпистолярного жанра конца XIX - начале ХХ вв. // Вопросы истории. 2012. № 4. С. 152-156.

Магомеддадаев А.М. (составитель). Эмиграция дагестанцев в Османскую империю (Сборник документов и материалов). Книга I-II. Махачкала: ДНЦ РАН, 2000. - 436 с.; 2001. - 210 с.

Магомедов А.А, Дагестан и дагестанцы в мире. Махачкала: Юпитер, 1994. - 312 с.

Магомедова З. А. Шейх накшбандийского тариката - Абдурахман-Хаджи из Согратля. Махачкала: Эпоха. 2010. - 152 с.

МагомедхановМ.М., Дагестанцы в Турции. Махачкала: ИИАЭ ДНЦ РАН. 1997. - 180 с.

Муртазалиев А.М. Писатели дагестанского зарубежья. Биобиблиографический справочник. Махачкала: Эпоха, 2006. - 102 с.

Муртазалиев А. М. Творчество Мурадбея Мизанджи (Х.-М. Амирова) в контексте литературы дагестанской диаспоры Турции (вторая половина XIX - начало XX вв.). Махачкала: Эпоха. 2004. -318 с.

Муса-Паша Кундухов. Мемуары // [электронный ресурс] URL: http://a-u-l.narod.ru/Memuary_gen_Musa-Pashi_Kunduhova.html (дата обращения: 10.06.2013).

Наврузов А.Р., Бобровников В.О. Три документа на арабском языке по истории северокавказского мухаджирства в восточном отделе народной библиотеки им. Кирилла и Мефодия (София, Болгария) // Вестник Института истории, археологии и этнографии. 2009. № 2 (18). С. 77-84.

Предписание военного губернатора Дагестанской области начальнику Даргинского округа // ЦГА РД. Ф. 66. Оп. 5. Д. 34. Л. 1- 61.

Тимижев Х.Т. Литература черкесского зарубежья: проблемы генезиса и национального своеобразия (на материале писателей черкесской диаспоры Турции в разные исторические периоды) / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Нальчик, 2001. С. 9-14.

Шехмагомедов М.Г., Ибрагимова З.Б., 2011. Призыв к хиджре в творчестве дагестанских суфиев конца XIX - начала XX вв. // [электронный ресурс] URL: http://www.gazavat.ru/history3.php?rub=14&art=599 (дата обращения: 13.06.2013).

Haci Hasan Burkay // [электронный ресурс]. URL: http://www.islamvetasavvuf.org/node/1429 (дата обращения: 10.05.2013).

Hasan Burkay. Cerafeddin Zeynelabidi Hazretleri ve Ali Usta. - 50 s. *[*в брошюре не указаны дата и место издания].

Shikhsaidov A. R., Kemper M., Tagirova N. The Library of Imam Shamil // Princeton University Library Chronicle. 2002. Vol. LXIV. Number I. Р. 121-140.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.