Научная статья на тему 'ВОСПОМИНАНИЕ О РАЕ: ОТ МИФА К СКАЗКЕ В ТВОРЧЕСТВЕ ТАТЬЯНЫ КОЧЕМАСОВОЙ'

ВОСПОМИНАНИЕ О РАЕ: ОТ МИФА К СКАЗКЕ В ТВОРЧЕСТВЕ ТАТЬЯНЫ КОЧЕМАСОВОЙ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
68
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнодиалоги
Область наук
Ключевые слова
СКАЗКА / БИБЛЕЙСКИЙ СЮЖЕТ / СИМВОЛ / ФОН / ДРЕВО ЖИЗНИ / РАЙСКИЙ САД / ЖИВОПИСЬ ТАТЬЯНЫ КОЧЕМАСОВОЙ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ржевская Елена Александровна

В статье рассматривается семиотическое пространство искусства академика Российской академии художеств Татьяны Кочемасовой, в котором раскрывается романтичный мотив путешествия «Из сказки в сказку». Сквозной темой живописи становится образ Райского сада - волшебного и изменчивого лирического локуса. Фон произведений (ландшафтные доминанты, знаки-символы, символические цветовые акценты) - категория сказочной гетеротопии («иноместности») и гетерохронии («иновременья»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REMEMBRANCE OF PARADISE: FROM MYTH TO FAIRYTALE IN THE WORKS OF TATIANA KOCHEMASOVA

The article examines the semiotic space of art of the academician of the Russian Academy of Arts Tatyana Kochemasova, which reveals the romantic motive of the journey “From fairy tale to fairy tale”. The image of the Garden of Eden, a magical and changeable locus-image, becomes the cross-cutting theme of the painting. The background of the works (landscape dominants, signs-symbols, symbolic color accents) is the category of fabulous heterotopy (“otherness”) and heterochrony (“other times”).

Текст научной работы на тему «ВОСПОМИНАНИЕ О РАЕ: ОТ МИФА К СКАЗКЕ В ТВОРЧЕСТВЕ ТАТЬЯНЫ КОЧЕМАСОВОЙ»

Larisa Porshunova,

Head of the Department of Museum Projects, Museum of Nature and Man (Khanty-Mansiysk), Lporshunova@umuseum.ru

"Grandmothers 3.0": international projects with a new twist

The Museum of Nature and Man (Khanty-Mansiysk) continues the cultural activities to ensure the development of indigenous peoples of the North, exchange experiences and traditions of Finno-Ugric peoples in the renewed Russian-Finnish cultural project "Grannies 3.0" with colleagues from Lappeenranta Museums and the Russian-language association "Cultural Bridge" (Helsinki). Cultural exchange is very important for the active generation of indigenous peoples of the Third Age, who dream of applying their wisdom, knowledge, and skills wherever there are interested parties.

Keywords: intangible heritage, sustainable development folk diplomacy, silver age, museum project Finno-Ugric cultural relations, cultural exchange, Russian-Finnish relations, live communication.

Елена Ржевская 001:10.37492/ЕТМ0.2022.67.1.008

Воспоминание о Рае: от мифа к сказке в творчестве Татьяны Кочемасовой

В статье рассматривается семиотическое пространство искусства академика Российской академии художеств Татьяны Кочемасовой, в котором раскрывается романтичный мотив путешествия «Из сказки в сказку». Сквозной темой живописи становится образ Райского сада - волшебного и изменчивого лирического локуса. Фон произведений (ландшафтные доминанты, знаки-символы, символические цветовые акценты) - категория сказочной гетеротопии («иноместности») и гетерохронии («иновременья»).

Ключевые слова: сказка, библейский сюжет, символ, фон, Древо Жизни, Райский сад, живопись Татьяны Кочемасовой.

«Жизнь - мираж. Тем не менее -радостным будь».

Омар Хайям

Вице-президент Российской академии художеств, академик Татьяна Александровна Кочемасова - профес-

II

£ P

£ ,2

о <u

w £

5 Б

Ржевская

Елена Александровна,

кандидат искусствоведения, член-корреспондент Российской академии художеств, ученый секретарь Научно-организационного управления PAX (Москва), Lrjev@yandex.ru

сиональныи искусствовед, ее кандидатская диссертация посвящена творчеству художников объединения «Голубая роза». Она является автором научных статей по истории Российской академии художеств, ряда книг и монографий по изобразительному искусству. Яркая многогранная творческая личность, Татьяна Кочемасова последние десять лет серьезно занимается изобразительным и декоративно-приклад-ным искусством.

«Пространство радости» - так она назвала свою первую персональную выставку живописи в Галерее искусств Зураба Церетели.

Слово «радуйся» встречается в Евангелии 365 раз, это означает, что каждый день Господь посылает нам повод для радости. Святитель Иоанн Златоуст в духовных литературных творениях, рассуждая о «Радости духовной» процитировал слова апостола Павла: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь (Флп. 4:4)».

Гармония в искусстве - характерная черта древней культуры Востока: «Я видел сон, что каждый там поэт...». Ректор Буддийского университета Бурятии Ганжур лама Раднаев в одной из своих бесед в июле 2018 г. сказал: «Искусство является проводником как светлых, так и темных энергий, которые в виде импульсов действу-

ют как на наше сознание, так и подсознание. Небом на художника возложена большая ответственность».

Православное искусство - путь к совершенной радости. Испокон веков поэты и художники стремятся каждый выразить это состояние по-своему.

«Ну как на свете радость сбережешь?» - задавал вопрос в одноименном стихотворении Э. Асадов. «Радость может ждать на каждом повороте. Не грусти. Не надо. Посмотри в окно», - словно дает ответ в «Осенней радости» К. Бальмонт. «Радость искусству» - название одной из статей Н.К. Рериха, в которой художник рассуждает о новом светлом пути «неонационализма», который «овеян священными травами Индии, крепкими чарами финскими, высокими взлетами мысли так называемого «славянства». В этой статье Рерих с надеждой пишет: «Всех нас бесконечно волнует - откуда придет радость будущего искусства? Радость искусства - о ней мы забыли - идет. В последних исканиях мы чувствуем шаги этой радости» [5].

Стремление к красоте, мажорная нота исконно присуща национальному изобразительному искусству всех народов, что выражено и в цвете, и в колорите, и в композиции , и в характерном рисунке орнамента. Ключевая творческая идея народного искусства - утверждение единства природного и человеческого мира.

Преломляя и синтезируя мотивы «неонационального» искусства - «сплав миров, где часть души вселенской» - Татьяна Кочемасова творит свой мир. Для ее творчества характерны методы и приемы декоративной живописи, применение открытых цветовых сочетаний, как в звонких красках эмалей, неожиданных переливов. Тонкое художественное чутье подсказывает их гармоничное единство. В этой манере написаны все полотна, при этом особый акцент сделан на символическое прочтение фона композиций.

Сюжетная линия работ складывается в путешествие «Из сказки - в сказку», как цветаевская «тоска по чуду», из одноименного стихотворения. Под таким романтичным названием в 2021 г. прошла персональная выставка Т.А. Кочемасовой в Мемориальном музее-мастерской С.Т. Коненкова. Экспонировалось более 50 работ, среди которых живопись, графика, керамика и стекло.

В наследии каждого художника, если он обращается к композициям с библейскими сюжетами, вкладывая в них свой талант и душевные силы, они становятся центральными.

В творчестве Татьяны Кочемасовой это триптих «Адам, Ева и Древо» (2018). Символичен фон картин, насыщенного красного цвета, обладающий особым смыслом и выражающий самые разные значения, эмоции и символы. В предисловии к альбому «Красный цвет в русском искусстве» (1997) художник Иозеф Киблицкий писал: «Красный цвет, имеющий длинноволновый диапазон, как бы расположен ближе к зрителю, создает эффект присутствия» [4, с. 6].

Казалось бы, благолепие Эдемского сада: прекрасные растения, цветы и птицы - все это должно быть передано нежными тонами, изысканными оттенками. Но «пламень огненный» красного фона - отражение страсти, роковое стремление к плоду познания добра и зла. Невольно вспоминаются слова Германа Гессе из «Демиана»: «Вещи, которые мы видим, это те вещи, которые в нас. Нет реальности, кроме той, которую мы носим в себе» [2, с. 47]. Первые люди на земле познали иную реальность, чем в Эдеме, с которой был утрачен доступ к Древу Жизни и в мир пришла смерть.

На фоне картин цвета макового поля более хрупкими кажутся силуэты фигур юных Адама и Евы. Центральная часть триптиха - образ Древа Познания Добра и Зла с обвивающим его ствол Змием, который,

как на картинах Г. Климта, испытующе взирает на нас, далеких потомков прародителей. В подобном решении композиции - дань традиции, идущей с позднего Средневековья. Главным во всех произведениях на эту тему было Древо, символизирующее постоянный и нерушимый Закон, данный Господом, и олицетворяющий собой самого Бога, который дал этот Закон человечеству. Не случайно у Татьяны Кочемасовой с такой любовью выписаны детали Древа - его ветви, листья и плоды наполнены драгоценным мерцанием. Использование изумрудно-зеленого цвета в решении кроны Древа -отождествление с Божественной Премудростью. Кроме того, сочетание этих цветов дает особый эффект, что подтверждает мысль И. Киблицкого: «Находящийся на краю солнечного спектра красный цвет способствует интенсивности положенного на него другого цвета, например, зеленого. Проходя через него, световой поток спектральных лучей, встретив красный цвет и отразившись, возвращается назад, усиливая оптическую яркость зеленого цвета. Этот прием успешно применяли русские художники» [4]. «Кружевность» рисунка деталей - характерная черта пластического метода художницы. Это придает утонченность и легкость достаточно масштабным монументальным работам.

Ежегодные праздники членят повседневность и становятся поводом для художественной рефлексии. Новый год мы с детства встречаем мечтой о чуде и волшебстве. Образы восточного звериного календарного цикла стали ключевыми в этой серии. Это также относится к триптиху «Адам, Ева и Древо», где центральное полотно имеет дополнительное название «Год змеи». Змея - универсальный и наиболее сложный из всех символов, воплощенных в животных. Как существо убивающее, змея означает смерть и уничтожение, как существо, периодически меняющее кожу, - жизнь

и Воскресение. Змее посвящен шестой год двенадцатилетнего восточного календарного цикла. Это символ мудрости, изогнутая восьмеркой - бесконечность, отождествляемая с двумя мирами: материальным и духовным.

Пасхальный праздник - самый главный, светлый и радостный для православных людей. Для художницы это момент творческого вдохновения, повод написать картину из атрибутов торжества - раскрашенных яиц -символа Возрождения. На одной из картин они украшают цветущее Древо Жизни. Хрупкое на вид, с раскидистыми тоненькими веточками оно кажется прекрасным видением на мерцающем фоне, вызывающим ассоциацию с радугой - дорогой к небу. Древо стережет домашний любимец кот, свернувшийся калачиком. Зеленая лужайка с цветущими ландышами и тюльпанами настраивает на грезы в духе Спиридона Дрожжина: «Распустились почки, лес зашевелился, яркими лучами весь озолотился. На его окраине из травы душистой выглянул на солнце ландыш серебристый».

В другом радужном пейзаже на пасхальную тему среди цветов и вербы - семейство зайчиков радуется корзине с разноцветными яйцами. В христианском мире заяц символизирует человека, который отдает себя под защиту Богу. На переднем плане нарциссы, этот цветок является символом победы Христа над смертью. В этих фантазийных пейзажах ощущается стремление порадовать близких и друзей своей картиной, а того, кого нет рядом, - поздравительной открыткой, как это было в дореволюционной России.

Новый год по Восточному календарю воплощает в себе удаление старого и злого из жизни и возобновление новых надежд. Как известно, животные-символы олицетворяют каждый год и «отвечают» за черты характера родившихся в этот год людей. Используя

яркие краски, мотивы цветов, фруктов и растений художница постаралась изобразить особенность характера и пластику движений каждого из животных. Год Кота - это очередной повод написать любимую домашнюю кошку Масяню.

Серия произведений «12 месяцев» посвящена зодиакальному кругу. Животные и мифологические существа - центральные герои произведений. Как и у восточных мастеров эти картины несут добрые пожелания счастья и благополучия. Картина «Похищение Европы» - Бык в солнечном сиянии (Юпитер, принявший его обличье), похитивший прекрасную деву. Январь -месяц быка.

Романтические чувства художницы раскрываются в серии городских пейзажей. Очевидно, многие написаны по воспоминаниям и несут оттенки ретроспекти-визма: «Венецианский этюд» (2015), «Пуэрто-Рико. Из серии «Истории лошадей» (2015), «Аресибо. Из серии «Берега океана»... Их тональное и цветовое решение наводит на мысль о декорациях к сказкам.

Обращение к сказке - излюбленная тема творчества Татьяны Кочемасовой. «Только детские книги читать, только детские думы лелеять, все большое далеко развеять, из глубокой печали восстать», вспоминаются Манделыптамовские строки. Известный литературовед В.П. Бутромеев справедливо отметил, что по-настоящему знаменитых собраний сказок немного. Всего пять. Среди них - немецкие «Детские и домашние сказки» братьев Гримм. В предисловии к ним он писал: «Они - душа народа, его автопортрет, который может показаться необычным, фантастическим, несоответствующим общепринятым представлениям об этом народе, но именно этот автопортрет точен и истинен» [3, с. 5]. Начиная с первого перевода сказок братьев Гримм В.А. Жуковским, они очень полюбились детям.

По мотивам сказки «Бременские уличные музыканты» художница написала картину, раскрыв свою любовь к животному миру, всегда в пространстве детской сказки резонирующему человеку. Напомним, что сказка о «Бременских музыкантах» начинается со слов о состарившемся ослике, от которого решил избавиться хозяин. Однако старый ушастый работяга быстро смекнул, «что дело неладное, убежал от хозяина в Бремен и решил стать городским музыкантом» [6, с. 3]. Так задумаешься над этой историей - почти реалии нашего времени.

У Татьяны Кочемасовой образность персонажей и сюжетная линия сказки преломляются через кинематографическое прочтение. Замечательные мультфильмы, вышедшие в начале 1970-х по мотивам одноименной сказки братьев Гримм, где лучшие музыкальные партии исполнил Олег Анофриев, полюбили многие поколения юных зрителей. Ноту музыкальности в раскрытии темы к словам «Ничего на свете лучше нету, чем бродить друзьям по белу свету» стремилась привнести художница в свою сказочную картину. Поэтому ее фон - это ассонанс волнообразных линий и плавных форм, которые переходят из одного состояния в другое - то ли лужайка, которая превращается в море, то ли море, становящееся небом. В цветовом отношении это paradise land, где все наполнено пастельными тонами, нежными созвучиями, как в стихотворении Осипа Мандельштама: «...Моя печаль - пастельный цвет, моя отрада, / Мое пристанище на час, где мне не надо / Ни утешения, ни слез, ни оправдания, / Мой тихий дом посередине мирозданья».

В этом же лирическом ключе созданы произведения на тему «Приключений барона Мюнхгаузена» Р.Э. Распе: «Павлин барона Мюнхгаузена» (2019) и «Олень барона Мюнхгаузена» (2019). И как тут

не вспомнить великолепный музыкальный фильм «Тот самый Мюнхгаузен» по сценарию Григория Горина, где главный герой, неподражаемо сыгранный Олегом Янковским, произносит: «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь».

Фон картины «Ундина» (от лат. Unda - волна) - волшебный подводный сад, где «...растут невиданные деревья и цветы с такими гибкими стеблями и листьями, что они шевелятся, как живые, при малейшем движении воды. Между ветвями шныряют маленькие и большие рыбки, точь-в-точь как у нас здесь птицы» [ 1, с. 3]. Образ Ундины - Русалочки, как и у Ганса Христиана Андерсена: «...нежная и прозрачная, как лепесток розы, с глубокими синими, как море, глазами» - ассоциируется с автором этого живописного произведения. Персонажи картин «Лебединое озеро. LacdeZurich» (2015), «Летнее настроение. Из серии «Истории лошадей» (2016), диптих «Купание тигра» (2019), «Лягушки» (2014) балансируют в сознании между героями из произведений на музыку Чайковского, Вивальди, сказок Киплинга и А. Афанасьева и их прототипами из «Райского сада». Не случайно доктор философских наук O.A. Лавре-нова в своих рассуждениях о творчестве художницы отметила, что ее искусство - коннотация песни Б. Гребенщикова на стихотворение «Рай» Анри Волохонского. Напомним, что в его поэзии использованы образы из ветхозаветной Книги пророка Иезекиля.

В метафорическом пространстве радости Татьяны Кочемасовой особая тема - портреты родных. Центральным является образ мамы Елены (2013), где кисть художницы передает самые трепетные и нежные чувства. Рядом с родными и автопортрет самой художницы. В нем выбран тот же насыщенный фон, что и в картинах из триптиха Райского Сада: эфир, напол-

° m

| ненныи пламенеющим светом, где растут алые маки -

» | символ неувядающей красоты - и дети Солнца - под-■§■ I солнухи. Легкие в оттенках лепестки подсолнуха резо-5 | нируют золотистому мерцанию волос героини, во взоре М | которой мечты. И невольно вспоминаются слова | из «Рая» Волохонского: «Пускай ведет звезда тебя дорогой в дивный сад».

Становясь взрослыми, мы отчасти утрачиваем наивность детского восприятия, веру в чудо. Татьяна Кочемасова в своем искусстве остается романтиком, она волшебным образом открывает дверь зрителю в блоковский соловьиный звенящий сад:

«По ограде высокой и длинной Лишних роз к нам свисают цветы. Не смолкает напев соловьиный, Что-то шепчут ручьи и листы».

В этом прекрасном саду «за недоступностью ограды» - «прошедших лет и дней, давно минувших» -живут наши детские мечты и сказки.

Литература:

1. Андерсен Г.Х. Русалочка. М.: Малыш, 2018.144 с.

2. Гессе Г. Демиан. М.: ACT, 2020. 220 с.

3. Гримм В. Гримм Я. Детские и домашние сказки. Полное собрание сказок и детских легенд / Гримм В., Гримм Я.; ред.: В.П. Бутромеев, В.В. Бутромеев, Н.В. Бутроме-ева. М.: Белый город, 2008. T. I. М.: Белый город, 2008. 568 с.

4. Киблицкий Й. Немного о цвете, о красном цвете // Красный цвет в русском искусстве. Альбом/ Научный рук. E.H. Петрова; авт. вст. ст. E.H. Петрова, Й. Киблицкий, Т.Б. Вилинбахова. СПб: Palace Editions, 1997.184 с.

5. Рерих Н.К. Собрание сочинений, книга первая. Радость искусству. URL: http:// agniyoga.roerich.info/index.php?title (дата обращения: 12.12.2020).

6. Сказки братьев Гримм / Рис. В. Минаева. М.: Детгиз, 1957.127 с.

Татьяна Кочемасова. Павлин. 2020 (х., м.)

Елена Ржевская. Воспоминание о Рае: от мифа к сказке в творчестве Татьяны Кочемасовой

Татьяна Кочемасова. Год Тигра. 2021 (см. техн).

Elena Rzhevskaya,

PhD in Art History, Corresponding Member of the Russian Academy of Arts, Scientific Secretary of the Scientific and Organizational Department of the Russian Academy of Arts (Moscow), Lrjev@yandex.ru

Remembrance of Paradise: from myth to fairy tale in the works of Tatiana Kochemasova

The article examines the semiotic space of art of the academician of the Russian Academy of Arts Tatyana Kochemasova, which reveals the romantic motive of the journey "From fairy tale to fairy tale". The image of the Garden of Eden, a magical and changeable locus-image, becomes the cross-cutting theme of the painting. The background of the works (landscape dominants, signs-symbol^ symbolic color accents) is the category of fabulous heterotopy ("otherness") and heterochrony ("other times").

Keywords: fairy tale, biblical plot background symbol. Tree of Life, Garden of Eden, painting by Tatiana Kochemasova.

Гулия Шафикова 001:10.37492/ЕТМ0.2022.67.1.009

Обрядовая культура двух народов в творчестве Валентина Распутина и Зайнаб Биишевой

Автор рассматривает взаимовлияние русской и башкирской обрядовой культуры и повседневных практик на примере творчества двух писателей - Валентина Распутина и Зайнаб Биишевой. Использование мотивов календарных и семейных обрядов придает их произведениям особую познавательную ценность.

Ключевые слова: Валентин Распутин, Зайнаб Биишева, обряд, традиция, диалог культур, культура повседневности, нематериальное наследие, обрядовый фольклор, этническое самосознание, литература как этнографический источник.

Каждый народ обладает уникальной обрядовой культурой. Общеизвестно и взаимовлияние обрядовых практик у представителей разных культур в трансграничных зонах, усвоение культурных норм соседей. Общее в обрядовой культуре башкир и русских - не случайность, ведь два этих народа живут бок о бок не первое столетие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.