Научная статья на тему 'Воспитывающая среда школы как фактор формирования социальной компетентности старшеклассников'

Воспитывающая среда школы как фактор формирования социальной компетентности старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
705
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТЫВАЮЩАЯ СРЕДА / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МОДЕЛЬ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ СРЕДЫ / КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / THE EDUCATIVE MEDIUM / THE SOCIAL COMPETENCE / THE MODEL OF EDUCATIVE MEDIUM / THE CRITERIONS OF FORMATION OF SOCIAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нагайченко Наталья Николаевна

В статье автор представляет модель воспитыівающей среды, целенаправленной на формирование социальной компе­тентности старшеклассников. Представлены структурные компоненты воспитывающей среды. Особое внимание уделяется критериям сформированности социальной компетентности в результате развертывания социально значимых событий (соци­альных проб) и воспитывающих ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The model of educative medium, which forms the social competence of students

The author presents a model of educative medium, which forms the social competence of students. In article the author presents the structural components of educative medium, paying special attention to the criterions of formation of social competence as a re­sult of the deployment of socially significant events (the social probe) and the education situations.

Текст научной работы на тему «Воспитывающая среда школы как фактор формирования социальной компетентности старшеклассников»

Н.Н. Нагайченко

Воспитывающая среда школы как фактор формирования социальной компетентности старшеклассников

В статье автор представляет модель воспитывающей среды, целенаправленной на формирование социальной компетентности старшеклассников. Представлены структурные компоненты воспитывающей среды. Особое внимание уделяется критериям сформированности социальной компетентности в результате развертывания социально значимых событий (социальных проб) и воспитывающих ситуаций.

Ключевые слова: воспитывающая среда, социальная компетентность, модель воспитывающей среды, критерии сформи-рованности социальной компетентности.

N.N. Nagaychenko

The model of educative medium, which forms the social competence of students

The author presents a model of educative medium, which forms the social competence of students. In article the author presents the structural components of educative medium, paying special attention to the criterions of formation of social competence as a result of the deployment of socially significant events (the social probe) and the education situations.

Key words: The educative medium, the social competence, the model of educative medium, the criterions of formation of social competence,

Воспитывающая среда - это естественная стихия воспитания, которая заимствована из процессов непреднамеренной социализации и состоит в целенаправленном воздействии не на детей, а на окружающую их обстановку, среду их жизнедеятельности, с которой дети взаимодействуют.

В своем исследовании под формированием воспитывающей среды мы понимаем поэтапную педагогическую работу по оптимизации отношений всех компонентов среды. Интегративным критерием сформированности воспитывающей среды является степень ее влияния на уровень социальной компетентности школьника: на адаптацию ученика к окружающей социальной среде, сохранение его автономности в этой среде, проявление социальной активности. Развитие социальной компетентности учащихся старших классов предполагает проектирование в содержании и развертывание в процессе воспитания социально значимых событий и ситуаций, задающих социальный контекст будущей жизни и деятельности старшеклассников и несущих в себе воспитательный потенциал. Формирование осознающей себя личности и обучение взрослым социальным ролям включает переосмысление основных ценностей и взаимоотношений, а также проверку своих быстро изменяющихся возможностей.

Модель воспитывающей среды описана с точки зрения ее целостных характеристик, функ-

© Нагайченко Н.Н., 2010

ций в более широкой системе; системного представления самого качества социальной компетентности, формирование которого рассматривается через выделение его компонентов, критериев и показателей.

Структура движения представляется этапами, общей логикой процесса, обеспечивающей его оптимальный результат, и описанием внутренних сил самодвижения процесса. Формирование социальной компетентности личности старшеклассника в целом осуществляется путем создания определенной последовательности психолого-педагогических новообразований, которые, в конечном счете, поднимают ее на новый уровень социальной зрелости.

При этом суть развития воспитывающей среды состоит в том, чтобы в результате перехода к новому состоянию воспитывающая среда более успешно выполняла свою главную функцию - становление человеческого качества. Поэтому динамическая модель воспитывающей среды представляет определенную последовательность ее состояний за то или иное время. В русле этой последовательности выстраиваются все другие процессы и компоненты воспитания: цели, содержание, методы и т.д.

В нашей работе определяются те социально-педагогические условия и воспитывающие методы, при которых структурно-функциональная модель воспитывающей среды в массовом общеобразовательном учреждении будет способство-

вать формированию социальной компетентности старшеклассников.

Одним из основных методологических принципов построения модели является системный подход, позволяющий рассматривать относительно самостоятельные компоненты не изолировано, а в их взаимосвязи, в системе с другими. При системном подходе воспитывающая среда рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели воспитания, субъекты педагогического процесса, методы и формы педагогического процесса, материально-технические и информационные ресурсы.

Целью созданной нами модели воспитывающей среды является развивающаяся, социально-активная личность, обладающая социальными компетенциями высокого уровня.

Работа по формированию и развитию социальных компетенций старшеклассников велась как во время обучения, так и в процессе вне-

урочной деятельности, обеспечивая единство социальной и педагогической среды. В своем исследовании мы приняли за основу опытно-практическое и развивающее воспитание.

Структурная схема педагогической системы (рис. 1), предложенная В.П. Беспалько, является прототипом нашей модели [1, с. 192]. Мы выделили структурные компоненты воспитывающей среды: воспитательную задачу и воспитательную технологию, ввели оценочно-результативный блок, позволяющий определить эффективность функционирования целевого и содержательно-целевого блоков.

Характеризуя целевой блок (табл. 1), следует отметить, что цель, которая должна достигаться в реализуемой модели, осуществляется на основе социального заказа, которым в настоящее время является воспитание личности с высоким уровнем социальной компетентности.

Таблица 1

Целевой блок

Социальный заказ: воспитание социальной компетентности старшеклассников_

Цель: создание воспитывающей среды, способствующей формированию социальной компетентности старшеклассников_

Воспитывающая среда - это совокупность окружающих социально-ценностных обстоятельств, влияющих на

развитие; личность как субъект и объект воспитания, средообразовательное действие_

Задачи: формирование необходимого уровня социальной компетентности старших школьников посредством формирования:_

системы социально-коммуникативных знаний и отношений

системы социально-коммуникативных умений

опыта продуктивной социально-

коммуникативной деятельности

личностно-ценностного отношения к самосовершенствованию

Содержательно-операционный блок модели содержание, методы, формы и педагогические воспитывающей среды (табл. 2) включает в себя условия, способствующие выполнению постав-организацию воспитательного процесса, то есть ленных задач.

Таблица 2

Содержательно-операционный блок

Организация воспитательного процесса

1. Содержание 2. Методы и формы

Учителя - развитие педагогической компетентности; - развитие педагогической рефлексивности Учителя проблемные лекции, семинары, конференции, «круглые» столы, тренинги, работа творческих групп и т.п.

Ученики получение знаний, навыков, опыта, формирование мотивации в областях социально-ролевых компетентностей «гражданин», «ценности», «профессия» Ученики социальные пробы и воспитывающие ситуации

Родители, внешний социум - пробуждение у родителей и представителей внешнего социума интереса к себе как к воспитателю; - пополнение психолого-педагогических знаний; - включение в воспитывающую среду класса и школы Родители, внешний социум педагогические университеты, индивидуальные консультации, «круглые» столы, Дни открытых дверей, семинары, тренинги, КТД вместе с учащимися, участие в ролевых играх, конкурсах и т.п.

_3. Комплекс педагогических условий_

- готовность учителя к внутренним и внешним изменениям в работе с учениками;

- формирование социально значимых ценностных ориентаций старших школьников;

- сотрудничество школы с родителями, направленное на преодоление отчуждения между поколениями;

- реализация воспитательных проектов, программ дополнительного образования;

- организация социально-психологической помощи с учетом возрастных и индивидуальных особенностей

Методы воспитания, выбранные нами для реализации процесса формирования социальной компетентности старшеклассников, были обусловлены задачами и особенностями воспитывающей среды, которые необходимо учитывать в приложении модели к процессу взаимодействия учителей, учащихся, родителей и представителей внешнего социума. Основываясь на исследованиях М.И. Рожкова [2],в качестве главных воспитательных методов и форм социализации старших школьников мы выбрали социальные пробы и воспитывающие проблемные ситуации.

Эти методы позволили активно включить старшеклассников в социальные сферы жизни человека через выполнение специально организованной социальной деятельности (социальных ролей) и направить воспитательный потенциал среды на формирование социально-ролевых компетенций «гражданин», «профессия», «ценности».

При определении уровня социальной компетентности у старшеклассников необходимо выделить критерии сформированности социальной компетентности (табл. 3).

Таблица 3

Оценочно-результативный блок

Критерии сформированности социальной компетентности у старшеклассников

наличие социально-коммуникативных знаний и отношений

владение социально-коммуникативными умениями

наличие опыта продуктивной социально-коммуникативной деятельности

наличие личностно-ценностного отношения к самосовер-шенствованию

Уровни сформированности социальной компетентности

низкий

средний

высокий

Конечный результат: создание воспитывающей среды, способствующей формированию социальной компетентности старшеклассников

Под понятием «критерий» мы понимаем признак, на основании которого производится оценка чего-либо, позволяющая произвести измере-

ния предмета и, на основании этого, дать ему оценку. Составляющие социальной компетентности старшеклассников представлены в табл. 4.

Таблица 4

Социальная компетентность Компоненты Критерии

Социально-ролевая компетентность «гражданин» понятийно-сущностный уровень знание устройства и функций социальных институтов, социальных структур; знание различных социальных процессов, протекающих в обществе

практико-деятельностный уровень навыки и опыт ролевого поведения, ориентированного на тот или иной социальный статус

практико- мировоззренческий уровень мотивация социального поведения в том или ином социальном статусе

концептуальный уровень толерантность; ответственность

Социально-ролевая компетентность «профессия» понятийно-сущностный уровень знание обязанностей и прав работника и работодателя; знание состава документов при приеме на работу, содержание трудового договора и т.п.; знание рынка труда, требований к ключевым специальностям

практико-деятельностный уровень получение навыков и опыта ролевого поведения, ориентированного на ту или иную профессию; получение опыта выбора профессии

практико- мировоззренческий уровень мотивация социального поведения, ориентированного на ту или иную профессию

концептуальный уровень адаптивность; креативность

Социально-ролевая компетентность «ценности» понятийно-сущностный уровень знание ролевых требований и ролевых ожиданий, предъявляемых в обществе к обладателям того или иного социального статуса; знание общечеловеческих норм и ценностей в различных сферах социальной жизни; знание и представление человека о себе, восприятие себя как социального субъекта

практико-деятельностный уровень получение навыков и опыта эффективного социального взаимодействия

практико- мировоззренческий уровень мотивация, стремление к достижениям, установки на социальное взаимодействие; отношение к нравственным нормам, ценности общественного и личного порядка

концептуальный уровень нацеленность на успех; коммуникабельность

Разработанная нами модель воспитывающей среды, от которой зависит формирование социальных компетентностей у старшеклассников, обеспечивает освоение и принятие школьниками общественных ценностей и идеалов, получение опыта эффективного межличностного взаимодействия, формирование социально значимых качеств, повышение мотивации к саморазвитию, выработку гражданской позиции и социальной активности [3, с. 42].

Библиографический список

1. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст]. - М.: Педагогика, 1998. - 192 с.

2. Рожков, М.И. Социальные пробы как фактор социализации учащихся [Текст]. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1994.

3. Рожков, М.И., Сапожникова, Т.Н. Социально-педагогическое сопровождение жизненного самоопределения старшеклассников как фактор профилактики употребления психоактивных веществ в молодежной среде [Текст]. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2009. - 42 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.