Научная статья на тему 'Воспитательный потенциал взаимодействия семейных и школьных традиций'

Воспитательный потенциал взаимодействия семейных и школьных традиций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
565
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ / ШКОЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мирдиянова Бибинур Мукатдисовна

Данная статья рассматривает вопросы важнейших институтов социализации детей семьи и школы. В работе обосновывается важность использования традиций народной педагогики в воспитании и социализации подрастающего поколения. Автором рассматриваются воспитательные средства, основные методы народной педагогики, определяются основные направления для осуществления взаимодействия семьи и школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитательный потенциал взаимодействия семейных и школьных традиций»

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНЫХ И ШКОЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ Мирдиянова Б.М.

Мирдиянова Бибинур Мукатдисовна - старший преподаватель цикла, цикл секторов русского и татарского языков, кафедра иностранных языков, Нижнекамский химико-технологический институт Казанский национальный исследовательский технологический университет, г. Нижнекамск

Аннотация: данная статья рассматривает вопросы важнейших институтов социализации детей - семьи и школы. В работе обосновывается важность использования традиций народной педагогики в воспитании и социализации подрастающего поколения. Автором рассматриваются воспитательные средства, основные методы народной педагогики, определяются основные направления для осуществления взаимодействия семьи и школы.

Ключевые слова: социализация, народная педагогика, воспитательный процесс, народные традиции, национальная культура, семейные традиции, школьные традиции.

Семья и школа как важнейшие институты социализации детей и субъекты образовательного процесса выполняют общие социальные функции, к числу которых относятся: учебная (передача информации, знаний, умений, навыков), воспитательная (формирование мировоззрения, ценностных ориентаций, личностных качеств), контроль за содержанием жизнедеятельности учащегося. Однако характер и содержание взаимодействия указанных институтов в процессе социализации детей существенно различаются. Если в школьном образовании преобладают определенная планомерность, научность, системность, то в семье главенствуют естественные факторы жизни, протекающие, как правило, стихийно.

Если школа дает теоретические знания, то в семье доминирует жизненная практика, специфика которой становится средством единения людей, раскрытия их нравственных качеств.

Ключевую роль школы в образовательном процессе нельзя рассматривать вне взаимодействия с семьей. Сотрудничество учителей с родителями зачастую ограничивается хозяйственно-бытовой сферой. Что же касается интеллектуально -духовного, профессионального потенциала и жизненного опыта родителей, то он в школе реализуется слабо. Трансформационные процессы в нашей стране еще более актуализировали эту проблему, так как произошло изменение характера как указанных институтов, так и их взаимодействия.

В концепции модернизации российского образования подчеркивается, что она не может замыкаться в рамках образовательного ведомства, её реализация осуществляется на основе принципа открытости образовательной системы. Активными субъектами этого процесса должны быть все граждане, в том числе семья.

Школа в состоянии дать основы знаний по народной педагогике, разъяснить, напомнить, но постоянно влиять, поправлять, убеждать, может лишь семья, потому что именно семья была и остается первым и главным институтом развития и воспитания детей. Воспитание зависит от взрослых, от детей и отношений между ними. А добрые отношения зависят от воспитания общением, сотрудничеством, сотворчеством.

Роль воспитания возрастает еще больше, если воспитательный процесс строится на традициях народной педагогики. Значение народной педагогики обусловлено тем, что она берет на попечение ребенка с первых дней его рождения и охватывает все стороны, воспитания: социальную, психолого-педагогическую, этническую,

нравственную, этическую, эстетическую, хозяйственную. Говоря словами К.Д. Ушинского, «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа» [5, с. 57]. Народ, лишенный традиций, не может не только успешно развивать свою культуру, но и воспринимать высшие общечеловеческие ценности.

В последние годы все больше возрастает интерес к народной педагогике, к ее воспитательным традициям и обычаям. Такое отношение к народным традициям не случайно. Жизнь доказала, что они активно воздействуют на все стороны духовной сферы личности. Знание и использование традиций народной педагогики в воспитании и социализации детей особенно важно в условиях многонациональной республики, какой является Татарстан. А всякая национальная культура, замкнутая в себе, теряет свою ценность, общечеловеческие черты. В условиях переходного периода, когда Россию захлестнули мутные волны безнравственности, жестокости, преступности, - в этой ситуации проблемы воспитания и социализации детей приобрели небывалую остроту и вошли в число общенациональных проблем первостепенного значения.

В народной педагогике воспитательные средства объединяют в четыре блока [4, с. 20]:

- устное народное творчество: загадки, пословицы, поговорки, сказки, баиты, риваяты, песни, монаджаты, дастаны, легенды, предания, шутки, загадки, частушки;

- праздники, игры, трудовые традиции: Сабантуй, Навруз, Нардуган, Карга боткасы, Каен бэйрэмэ, Жыен, вечерние игры, посиделки, каз омэсе, ой кутэру омэсе;

- обычаи, обряды, ритуалы: праздничные обряды, свадебные, похоронные, обряд рождения ребенка, ритуалы первого урожая, дождя, весны;

- ремесла: рукоделие (вышивание, вязание, шитье), промыслы по изготовлению головных уборов, резьба по дереву, работа с соломкой.

Основные правила народной педагогики имеют четкие и очень доступные требования: милосердие, заботливое отношение к детям, старшим, беспомощным, больным, уважение к окружающим, чуткость, отзывчивость, доброта. Они передаются нам через следующие основные методы народной педагогики: общение (возрастное, ритуальное, гостевое, заповеди...), дело (труд, действие), традиции (обряды, ритуалы), пример старших, проявление взаимопонимания, игру, слово. Источниками народной педагогики в формировании социального опыта у детей младшего школьного возраста являются устное народное творчество, социальные явления (язык народа, письменность), духовная культура (древние памятники истории, литературы, просвещения), материальная культура и природа (народные рецепты, лекарства, ремесла, орудия труда и быта, инструменты), народный этикет (общение, взаимоотношения между родственниками), которые осуществляются в форме праздников, различной помощи, обычаев, ритуалов, конкурсов.

Народные традиции, обычаи, устное народное творчество как исторический памятник и как конденсатор духовного опыта народа были и будут нравственной опорой человека, каждого поколения, каждой этнической общности. В центре ее -многогранные человеческие взаимоотношения, обеспечивающие нравственное развитие личности. Учить людей человечности, заботливости, доброте - главные задачи народной педагогики.

Традиции, которые своими корнями уходят в далекую древность , так или иначе всегда были связаны с укладом семейной жизни народа, с ее бытом. Семья дает изначальный опыт самоуправления, общественного труда, распределения обязанностей и т.д. И чем сложнее становится человеческое бытие, тем прочнее и дольше должен быть союз тех, кто хочет воспроизвести себя в потомстве [3, с. 305-306].

Семейные традиции - это органическое сплетение разумного и доброго, найденного старшими членами семьи с желанием передать их младшему поколению.

11

«Агачны яшьтэн бок» (Сгибай дерево, когда оно молодо), - говорит татарский народ. Такие качества как трудолюбие, послушание, уважение к старшим, нужно формировать с малых лет в семье.

З. Нигматов подчеркивает, что семейные традиции — это не только мероприятия, проводимые в определенный день и час, это не только дни празднования юбилеев и дней рождения, выбор профессий членами семьи и традиционные увлечения семьи. В традициях находит свое выражение рыцарство мужчин и нежность женшин, уважение к старшим, любовь к младшим, чувство такта, великодушие, душевная щедрость, снисходительность, уступчивость — все то, без чего не может существовать семья, развивать и растить потомство. Традиции направлены на сохранение любви, покоя, правды. Добрые чувства, возвышенные идеалы в условиях семейных традиций выражаются не в выдающихся и героических поступках, а в повседневном быте, в мелочах и пустяках. Это и гуманистические традиции семьи, являющиеся одним из главных средств реализации принципа гуманизма в семейном воспитании [3, с. 306].

Таким образом, семейные традиции, обряды, обычаи (рождение, наречение ребенка, память об умерших, свадьбы, семейные юбилеи, новоселье и т.д.) обладают особой силой воспитательного воздействия на детей младшего школьного возраста [1, с. 58].

В настоящее время школа во многом руководствуется в воспитании детей теми положениями, которые выдвигаются семьей. Для школы воспитательное сотрудничество с семьей должно стать процессом создания условий, при которых актуальные традиции способны развиваться, укрепляться и функционировать, не теряя дидактической значимости и воспитательного характера. В этом процессе социализации личности ученика важную роль играют школьные традиции, входящие в богатый арсенал средств воспитания подрастающего поколения.

Школьные традиции — это унаследованные из опыта старших поколений, твердо установившиеся порядки, правила, нормы поведения, которые передаются новым поколениям.

Сегодня каждая школа пытается найти свои традиции, она имеет свои ритуалы, значки и эмблемы. Все это — действительность, воплощающая в символической форме духовную жизнь коллективного организма.

Характерным для школьных традиций является наличие в них привлекательности, красочности, окрашенности. Создание необходимого эмоционального подъема торжественности побуждает детей к действию, усиливает коллективные чувства и переживания.

З. Нигматов удтверждает, что школьным традициям свойственны различного рода игровые, конкурсные элементы, спортивные соревнования и состязания. В этой особенности детских традиций заложены большие возможности роста инициативы, самодеятельности, массовой активности ребят. В конкурсно-игровой деятельности, устраняющей скованность и принужденность, полнее выявляются интересы и наклонности учащихся, закрепляются умения и навыки, приобретается опыт, быстрее идет процесс обогащения знаниями как умственными, так и морально-этическими [3, с. 296].

В технологии формирования и использования традиций школы можно условно выделить следующие основные этапы:

- зарождение традиций,

- организация традиционной деятельности;

- анализ коллективных форм жизни;

- обобщение, закрепление и коррекция коллективного опыта [2, с. 130].

Любое массовое воспитательное дело украшают обычаи и обряды. Они - это те же традиции, хотя и в разных их видах. Согласно энциклопедическому словарю, обычай - это стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов.

Среди интересных обычаев можно назвать вручение школе на память от выпускников подарков, изготовленных своими руками на основе творческой фантазии, соревнования среди мальчиков в силе, ловкости, выносливости в традиционном празднике, посвященном Дню защитника Отечества; вручение подарков девочкам 8 марта и мальчикам 23 февраля с остроумными, юмористическими пожеланиями; приглашение в школу и чествование участников Великой Отечественной войны в День Победы 9 мая; митинги и возложение цветов на могилы погибших воинов. В последние годы появилась и прочно укрепилась традиция провожать ребят в армию, давать им напутственные пожелания и др.

На традиционных воспитательных мероприятиях должны присутствовать те школьники, которым на следующий год предстоит организовывать аналогичные мероприятия. Такое требование вытекает из самой сущности традиций, как формы передачи социального опыта от старшего поколения к младшему. Но акт передачи может состояться тогда, когда младшие воспитанники участвуют в этом деле и у них будет предварительно сформирована установка на усвоение опыта его организации.

Значение традиций в том и состоит, что они приобщают молодое поколение к культуре своего народа, к изучению его исторического прошлого. Знакомство с народными традициями, обычаями и обрядами создает нравственную основу, чувство исторической причастности к своему народу.

Таким образом, тесная связь с традициями народа, отражает специфику и характерные свойства школьных традиций, как важного средства реализации принципа гуманизма в воспитательном процессе.

В своем исследовании мы были заинтересованы в том, чтобы семья и школа слились воедино при формировании социального опыта у детей младшего школьного возраста на основе традиций семьи и школы.

Успешное решение задач воспитания и социализации возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. И в наши дни подобное сотрудничество становится всё более актуальным и востребованным. В существующих социально-экономических условиях семья переживает кризис, что негативно отражается на её основных функциях, особенно воспитательной. Вследствие этого снижается уровень нравственного поведения подрастающего поколения, меняются мотивы его деятельности. Поэтому деятельность школы в современных условиях является благоприятным условием для обеспечения взаимопонимания школы и семьи в развитии личности ребенка, установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Для осуществления взаимодействия семьи и школы были использованы следующие направления:

- Изучение условий семейного воспитания. Информация о семье необходима для решения педагогических задач. Для изучения семьи использовались такие методы, как наблюдение; индивидуальные беседы; тестирование; анкетирование; диагностика; детские ответы на вопросы и рисунки.

- Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса и результатах деятельности. Отношения с родителями складывались на основе взаимного доверия, заинтересованности школы во взаимодействии с семьёй. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса осуществлялось на родительских собраниях по разным темам.

- Педагогическое просвещение родителей. Учителя провели большую и серьезную работу, выступая объединяющим ядром образовательного пространства, потому что родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка и методами семейного воспитания, осуществляют его «вслепую», интуитивно.

- Взаимодействие с родительским комитетом. Целенаправленно и эффективно организовывать работу с родителями во многом помогал родительский комитет класса и школы, в функции которого входит обсуждение вопросов содержания, форм и методов образовательного процесса, планирования педагогической деятельности.

- Совместная деятельность родителей, педагогов и учащихся. Добиться успеха в воспитании и социализации учеников помогали родители, которые являлись союзниками в работе. Совместные творческие дела сплачивали детей, родителей и педагогов, положительно воздействовали на формирование социального опыта детей.

Таким образом, в основе взаимодействия семьи и школы лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Список литературы

1. Газизова Ф.Г. Народные традиции как средство нравственного воспитания младших учащихся сельской школы: автореферат диссертации канд. пед. наук / Ф.Г. Газизова. Казань, 2004. 24 с.

2. Коваленко В. Воспитательный потенциал школьных традиций / В. Коваленко, П. Решетников // Народное образование, 2004. № 8. С. 165-170.

3. Нигматов З.Г. Гуманистические основы педагогики: учеб. пособие. М.: Высш. шк., 2004. 400 с.

4. Сахипова Р.А. Народные традиции заботливого отношения к людям. Набережные Челны, 1997. 104 с.

5. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т. 2 / К. Д. Ушинский. М.: Просвещение, 1974. 271 с.

ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПОЛИЯЗЫЧИЯ НА УРОКАХ ЯЗЫКОВЫХ ДИСЦИПЛИН Мусинова К.Ж.1, Николаенко Т.В.2

1Мусинова Кымбат Жумажановна - директор школы, учитель казахского языка;

2Николаенко Татьяна Васильевна - учитель русского языка, Средняя общеобразовательная школа № 33, г. Экибастуз, Республика Казахстан

Аннотация: в статье анализируются проблемы полиязычия на уроках русского, казахского и английского языков. Автор предлагает решать эти проблемы через культурологические аспекты, учить школьников делать сравнительный анализ концептов в данных языках.

Ключевые слова: концепт, лингвокультура, семантическое поле, пословичное поле.

Президент нашей страны Н.А. Назарбаев большое внимание уделяет науке и образованию. В его проекте «Триединство языков» говорится: «Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, население которой пользуется и должно пользоваться тремя языками. Это казахский язык -государственный язык нашего народа, русский язык как язык межнационального общения, английский язык - язык успешной интеграции в глобальной экономике развития нашей страны» [1].

В Инструктивно-методическом письме «Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях в 2017-2018 учебном году» говорится, что «ученик овладевает не только знаниями о языке, но и усваивает социокультурный

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.