Научная статья на тему 'Воспитательный потенциал военно-патриотического спортивного клуба как фактор развития социальной позиции подростков'

Воспитательный потенциал военно-патриотического спортивного клуба как фактор развития социальной позиции подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
842
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ СПОРТИВНЫЙ КЛУБ / ПОДРОСТКИ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ / PATRIOTIC EDUCATION / MILITARY PATRIOTIC SPORT CLUB / TEENAGERS / SOCIAL POSITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хлусьянов Олег Владимирович

В статье рассмотрены возможные подходы к пониманию воспитательного потенциала военнопатриотического спортивного клуба, сущность процесса патриотического воспитания, особенности организации этой работы в системе дополнительного образования подростков. Рассматриваются возможные направления работы клуба в развитии социальной позиции подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хлусьянов Олег Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL POTENTIAL OF A MILITARY PATRIOTIC SPORT CLUB AS A FACTOR OF DEVELOPMENT OF TEENAGERS’ SOCIAL ATTITUDES

The article discusses the possible approaches to the educational potential of a military patriotic sport club, the essence of the patriotic education, the peculiarities of organization of such activities in a system of youth supplementary education. The author discusses possible areas of the club’s work focused on development of the teenagerssocial position.

Текст научной работы на тему «Воспитательный потенциал военно-патриотического спортивного клуба как фактор развития социальной позиции подростков»

УДК 371.84

Хлусьянов Олег Владимирович

заведующий кафедрой кафедры физической культуры Вятский государственный университет

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО СПОРТИВНОГО КЛУБА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ ПОДРОСТКОВ

Hlusyanov Oleg Vladimirovich

Head of the Physical Education Subdepartment, Vyatka State University

EDUCATIONAL POTENTIAL OF A MILITARY PATRIOTIC SPORT CLUB AS A FACTOR OF DEVELOPMENT OF TEENAGERS’ SOCIAL ATTITUDES

Аннотация:

В статье рассмотрены возможные подходы к пониманию воспитательного потенциала военнопатриотического спортивного клуба, сущность процесса патриотического воспитания, особенности организации этой работы в системе дополнительного образования подростков. Рассматриваются возможные направления работы клуба в развитии социальной позиции подростков.

Ключевые слова:

патриотическое воспитание, военнопатриотический спортивный клуб, подростки, социальная позиция.

Summary:

The article discusses the possible approaches to the educational potential of a military patriotic sport club, the essence of the patriotic education, the peculiarities of organization of such activities in a system of youth supplementary education. The author discusses possible areas of the club’s work focused on development of the teenagers’ social position.

Keywords:

patriotic education, military patriotic sport club, teenagers, social position.

Социально-культурная ситуация нашего современного общества постмодерна характеризуется снижением уровня нравственной и гражданской воспитанности. Это подтверждает необходимость поиска форм работы с детьми и подростками. Преобразования в стране конца XX -начала XXI в. определи поворот в новейшей истории России и до сих пор сопровождаются изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании ее граждан. Ученые и практики с тревогой констатируют, что резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма [1].

Девальвация духовных ценностей оказала негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп, в том числе и подростков. Возрождение деятельности военно-патриотических спортивных клубов может стать, по нашему мнению, не только культурно-оздоровительным, но и воспитательным центром [2].

Патриотизм всегда считался нравственной основой жизнеспособности государства и выступал в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, способствовал развитию активной социальной позиции личности, ее готовности к служению своей Родине.

Создание системы военно-патриотической работы с подростками предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе включения их в деятельность общественных организаций. В нашем случае это военно-патриотические спортивные клубы. Под ними мы понимаем некоммерческие общественные организации, занимающиеся патриотическим воспитанием молодежи, подготовкой к службе в вооруженных силах, пропагандой здорового образа жизни и т.п. В Российской Федерации деятельность военно-патриотических, военно-спортивных и военно-исторических клубов осуществляется в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 г. № 551 «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях».

Необходимость осознания сущности патриотического воспитания [3; 4; 5] как эффективного механизма образовательной политики государства обоснована в соответствии с происходящими переменами и требованиями, которые предъявляет новая социально-политическая ситуация и реформированный тип подростка. Кроме того, современные требования к деятельности военно-патриотического спортивного клуба связаны с четким осознанием учеными и спе-циалистами-практиками двух важных фактов, касающихся развития социальной позиции:

- во-первых, на основе проведенных теоретических исследований и обобщения практического опыта все больше и глубже осознается тот факт, что в этой деятельности заложены огром-

ные возможности для достижения разнообразных социально-культурных и личностных целей применительно к различным группам населения, в том числе для подростков;

- во-вторых, многочисленные социологические и педагогические исследования, проведенные в разное время и в разных странах, доказывают, что для значительной (иногда даже большей) части подростков характерна пассивная социальная позиция. В деятельности клубов мы видим значительный социально-гуманистический потенциал, который используется недостаточно полно и эффективно [6; 7].

На качество и результативность развития социальной позиции подростков в военнопатриотическом спортивном клубе, на наш взгляд, оказывают влияние следующие факторы:

- индивидуально-психологический (установки, мировоззрение и специальные знания, эмоционально-чувственные переживания, эмоционально-волевая устойчивость);

- социально-психологический (психологическая атмосфера в группах, подгруппах, коллективах);

- материально-технический (создание необходимых материально-бытовых условий клуба);

- педагогический (психолого-педагогическая и психолого-социальная подготовленность педагогов, реализующих программы военно-патриотической направленности) [8].

В определении содержания, сущности, методики формирования социальной позиции подростков мы придерживались определения социальной позиции о том, что это устойчивая система отношений к содержанию, результатам и социально детерминируемым последствиям деятельности, проявляющейся в самостоятельной, целостной, ценностно-ориентированной познавательнотворческой деятельности по обогащению индивидуального социального опыта и духовнонравственных сил соответственно внутреннему образу «Я» и актуальным социальным ожиданиям.

Проанализировав существующие в педагогике подходы к методам и формам развития социальной позиции мы выделили группы методов, которые могут быть наиболее эффективны в организации этого процесса (см.: таблица 1).

Таблица 1 - Характеристика методов, воздействующих на развитие

социальной позиции подростков

№ п/п Группа методов Методы Свойства методов

1. Методы воздействия на сознание личности Убеждение, внушение, беседы, лекции, дискуссии, метод примера Постановка подростка в позицию полноправного участника процесса, то есть он не объект для применения данных методов, а сам принимает активное участие в их использовании

2. Методы организации деятельности и развития опыта социально оправданного поведения Педагогическое требование, требование коллектива, общественное мнение, поручение, метод-требование, создание воспитывающих ситуаций, коллективное творческое дело, метод проектов Необходимо создавать ситуации, в которых подросток упражнялся бы в социально-одобряемой деятельности, осознавал свои обязанности по отношению к коллективу, обществу, ответственность за свои поступки. Важно демонстрировать значимость социальной позиции для общества

3. Методы стимулирования деятельности и поведения Соревнование, поощрение, наказание, взаимовыручка, создание ситуации успеха Необходимо побуждать подростка корректировать свое поведение. Стимулирование в различных его формах должно быть дозированным и заслуженным. Стимулирование побуждает подростка к анализу собственной деятельности, программированию дальнейшего поведения

Кроме того, при организации этой работы с подростками важно соблюдать следующие принципы:

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип сознательности, активности воспитанников;

- принцип уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью;

- принцип опоры на положительное в человеке;

- принцип включения в деятельность.

К числу важных направлений деятельности военно-патриотического спортивного клуба, адекватных современным требованиям, относится развитие социальной позиции подростков.

Гуманистическое отношение к спорту является показателем гуманистически ориентированной социально-гражданской культуры человека. Ее конкретными показателями, в свою очередь, являются:

- знания о тех гуманистических идеалах и ценностях, которые могут быть реализованы в конкретном обществе и посредством военно-патриотических мероприятий;

- ориентация на социально-гражданские идеалы и ценности (интерес к ним, стремление их реализовать и т.п.);

- поведение в обществе, такие качества и способности (умения и навыки), которые обеспечивают наиболее эффективную реализацию активной социальной позиции;

- эмоциональные реакции, которые способствуют развитию социальной позиции.

Эта педагогическая воспитательная деятельность направлена на решение ряда специфических воспитательных задач, связанных с деятельностью военно-патриотического спортивного клуба.

К их числу относится, прежде всего, задача формирования у подростка системы знаний о нравственных, эстетических, коммуникационных, эвристических и других гуманистических аспектах и функциях спортивного клуба, о его роли в разностороннем и гармоничном развитии личности, в реализации гуманистических ценностей.

Вторая важная задача спортивно-гуманистического воспитания - выработка у подростка мотивационной системы (интересов, потребностей, установок, ценностных ориентации и т.п.), связанной с гуманистическими ценностями, в том числе к спорту. Речь идет о формировании такой ориентации на спорт как сферу проявления эстетики, нравственности, культуры, чисто человеческого общения, гуманного отношения людей друг к другу и к природе, как средство разностороннего и гармоничного развития личности, и культуры человека.

Еще одна задача деятельности военно-патриотического спортивного клуба - формирование соответствующей системы чувств и эмоциональных реакций (например, чувства социальной ответственности гуманистических ценностей, эстетического чувства красоты, чувства негодования, связанного с любыми нарушениями нравственности и т.д.).

Следовательно, педагогическая деятельность военно-патриотического спортивного клуба, направленная на спортивно-гуманистическое воспитание и развитие социальной позиции подростка, нуждается в принципиальном изменении характера, содержания и направлений деятельности, которые мы обосновали в своем исследовании. Этот вывод подтвержден нами в работе военно-патриотического спортивного клуба «Эдельвейс», опыт которого мы обобщаем.

Ссылки:

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» //

Собр. законодательства Российской Федерации. № 41. 2011. (Ч. 2). 11Р1_:

http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml (дата обращения: 13.11.2013).

2. Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года // Российская газета. № 5109. 2010. 11Р1_: http://www.soldiers-mothers-rus.ru/conception.html (дата обращения: 10.11.2013).

3. Буйлова Л.Н. Актуальные проблемы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей // Молодой ученый. 2012. № 5. С. 405-412.

4. Беспятова Н.К., Яковлев Д.Е. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации. М., 2006. 192 с.

5. Николаев Г.Г. Воспитание гражданских качеств подростков в детских общественных объединениях. Екатеринбург, 2004. 134 с.

6. Буторина Т.С., Овчинникова Н.П. Воспитание патриотизма средствами образования. СПб., 2004. 224 с.

7. Микрюков В.Ю. Теория и практика военно-патриотического воспитания учащихся в современной России: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2009. 315 с.

8. Буйлова Л.Н. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.