2. Александров В.А. Русские / В.А. Александров, В.А. Тишков, И.В. Власова [и др.]. - Рос. акад. наук, Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. - М.: Наука, 1997. - 827 с.
3. Рывкина В.В. Социология российских реформ. Социальные последствия экономических перемен. Курс лекций / В.В. Рывкина. - М.: ГУ-ВШЭ, 2004. - 440 с.
4. Соловьев В.С. Религиозно-нравственное состояние русского общества перед реформой Петра Великого / В.С. Соловьев. - М.: Странник, 1878. - 11 с.
5. Чаадаев П.Я. Сочинения / П.Я. Чаадаев. - М.: Правда, 1989. - 655 с.
Р.Ш. Садыханова
воспитательный потенциал внеучебной работы в формировании профессионально-нравственных качеств у студентов медицинского колледжа
Аннотация: в статье выявлены и раскрыты направления, формы и методы внеучебной работы в формировании профессионально-нравственных качеств у студентов медицинского колледжа.
Ключевые слова: внеучебная работа, профессионально-нравственные качества, студент медицинского колледжа.
Внеучебная деятельность медицинского колледжа является важным звеном процесса качественной подготовки специалистов, целостной динамической системой учреждения среднего профессионального образования. Генеральной задачей колледжа является цель - развитие активности личности студента, реализуемая во взаимодействии его с педагогическим сообществом, окружающей социальной средой, а также оказание поддержки и помощи студенту в самореализации и творчестве, его готовности в становлении и способности самостоятельно решать любые медицинские, профессиональные и практикоориентированные задачи. Внеучебной работой можно назвать работу преподавателей и администрации медицинского колледжа во внеучебное время, которая будет направлена на формирование необходимых профессиональных и нравственно-личностных качеств будущих медиков среднего звена посредством активного вовлечения учащихся в профессиональную, научно-инновационную, культурно-досуговую и общественную жизнь суза.
Достаточно большое количество научно-педагогических работ показывают значительные преимущества внеучебной работы в деле воспитания у студентов профессионально-нравственных качеств, которые обоснованы внедрением ее специфических требований и принципов. В качестве общего требования к организации внеучебной воспитательной работы выдвигается требование сочетания увлекательности, добровольности и педагогической действенности. Другим требованием при эффективной организации вне-учебной работы колледжа, направленной на воспитание профессионально-нравственных качеств студента, является учет возрастных особенностей студентов и уровень развития данного студенческого коллектива или группы, а также групповые и индивидуальные интересы, актуальные потребности учащихся, их интерес, мотивация, способности, наклонности, ценностные жизненные и профессиональные ориентиры.
© Садыханова Р.Ш., 2013
Профессиональная деятельность специалистов среднего медицинского звена обязательно содержит нравственную составляющую, которая проявляется в глубоком понимании специалистом своего профессионального долга, чести, ответственности, человечности. Если у студента не сформирована система профессионально-нравственных качеств, то он не сможет работать в медицине, поскольку медицинский работник - это не только профессия, но и призвание. Воспитание профессионально-нравственных качеств личности студента имеет свою специфику, являясь сложным и разносторонним процессом, который включает педагогические, профессиональные, социально-психологические воздействия. Специфической его особенностью является то, что он непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.
Целью внеучебной деятельности медицинского колледжа является воспитание конкурентоспособного, ориентированного на общечеловеческие ценности будущего специалиста, способного профессионально решать поставленные медицинские задачи, осмысливать последствия принимаемых практико-ориентированных решений и нести нравственную и гражданскую ответственность за свои профессиональные действия. Общий подход к воспитательной деятельности студентов суза ориентирован на реализацию в учебно-воспитательном процессе идеи гуманизма, милосердия и профессионализма. В соответствии с общей целью воспитания студентов медицинского колледжа в качестве основных приняты следующие направления воспитательной внеучебной деятельности: профессионально-трудовое, гражданско-мировоззренческое и культурно-нравственное [2].
Направления внеучебной работы со студентами сложились в колледже в ходе естественного культурно-исторического развития суза и нацелены, по мнению Т.Ф. Га-лиуллиной, на создание благоприятной социально-педагогической воспитывающей среды колледжа, организацию гражданского воспитания студентов, организацию научно-исследовательской, инновационной работы студентов во внеучебное время, проведение научно-методических конференций по внеучебной работе [2].
Профессионально-трудовое направление внеучебной работы. Задачи направления: приобщение студентов к профессионально-трудовой, научно-исследовательской и инновационной деятельности и связанным с нею социальным функциям в соответствии со специальностью медика среднего звена; воспитание интереса к постоянному обновлению знаний, а также умений и навыков самостоятельной работы.
Гражданско-мировоззренческое направление внеучебной работы. Задачи направления: воспитание и развитие у студентов высокого сознания гражданского долга и гражданского достоинства, ответственности перед пациентами, уважения к правам и свободам; воспитание самопознания, самоконтроля.
Культурно-нравственное направление внеучебной работы. Задачи направления: воспитание высокого уровня нравственной культуры, честности и порядочности, милосердия, добросовестности, убежденности в необходимости выполнения норм морали; воспитание моральных качеств личности, умений и навыков соответствующего поведения в различных практических ситуациях; воспитание устойчивой потребности в толерантности и понимании других людей, проявления интереса ко всему кругу проблем, которые решаются в рамках подготовки к профессии.
В качестве конкретных форм внеучебной работы можно предложить следующие: тематические классные часы, посвященные медицине, профессии медицинского работника, а также проблемам нравственности, милосердия, патриотизма, гражданственности; беседы, диспуты, дискуссии: «Профессия - милосердие», «Русская сестра милосердия»,
«Духовность - норма человеческой жизни»; студенческие научно-практические конференции; благотворительные акции для пожилых людей, для детей-сирот из детских домов; конкурсы профессионального мастерства: «Скорая слушает», «Сестринское дело», «Лучший лаборант», «Лучший выпускник года»; участие в городских творческих конкурсах; проведение традиционных мероприятий «День матери», «День отказа от табакокурения», «День борьбы со СПИДом», «День борьбы с туберкулезом», «День здоровья», «День Красного Креста и Красного Полумесяца», «День медицинской сестры».
Одной из целей внеучебной деятельности медицинского колледжа является воспитание конкурентоспособного, ориентированного на общечеловеческие ценности будущего специалиста, способного профессионально решать поставленные медицинские задачи, осмысливать последствия принимаемых практико-ориентированных решений и нести нравственную и гражданскую ответственность за свои профессиональные действия. Как отмечают в своей книге А.А. Деркач и Н.В. Кузьмина: «общая цель воспитания студентов достигается посредством ее реализации системой воспитательных структур и решением конкретных задач, среди которых наиболее актуальными являются воспитание у студентов социально важных качеств через участие студентов в общественно-важных делах колледжа; самосознания и создание условий для самореализации личности студента; ориентирование студентов на гуманистические мировоззренческие установки и жизненные ценности; потребности студентов к освоению ценностей общечеловеческой и национальной культуры; воспитание у студентов высокого чувства профессионального долга, ответственности, терпения, наблюдательности, эмпатийности, интуиции, интеллекта, уважительное отношение к пациенту, добросовестность, отзывчивость, умение сострадать, твердость характера, состояние постоянной готовности оказать помощь» [4].
Задачи внеучебной воспитательной работы реализуются в конкретных направлениях деятельности в соответствии с этапами социализации студентов. В соответствии с общей целью воспитания студентов медицинского колледжа в качестве основных приняты следующие направления воспитательной деятельности: профессионально-трудовое, гражданско-мировоззренческое и культурно-нравственное [3]. Направления внеучебной работы со студентами сложились в колледже в ходе естественного культурно-исторического развития суза и нацелены на создание благоприятной социально-педагогической воспитывающей среды колледжа, организацию гражданского воспитания студентов, организацию научно-исследовательской, инновационной работы студентов во внеучебное время, проведение научно-методических конференций по внеучебной работе.
Профессионально-трудовое направление внеучебной работы направлено на приобщение студентов к профессионально-трудовой, научно-исследовательской и инновационной деятельности и связанным с нею социальным функциям в соответствии со специальностью медика среднего звена, воспитание интереса к постоянному обновлению знаний, а также умений и навыков самостоятельной работы. Гражданско-мировоззренче-ское направление внеучебной работы направлено на воспитание и развитие у студентов высокого сознания гражданского долга и гражданского достоинства, ответственности перед пациентами, уважения к правам и свободам, воспитание самопознания, самоконтроля. Культурно-нравственное направление внеучебной работы направлено на воспитание высокого уровня нравственной культуры, честности и порядочности, милосердия, добросовестности, убежденности в необходимости выполнения норм морали; воспитание моральных качеств личности, умений и навыков соответствующего поведения в различных практических ситуациях, воспитание устойчивой потребности в толерантности и понимании других людей, проявления интереса ко всему кругу проблем, которые решаются в рамках подготовки к профессии.
В успешной реализации внеучебной работы используются спеицифические методы, которые предполагают учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Методы внеучебной работы со студентами начальных курсов:
- каждое направление внеучебной работы включает мероприятия для студентов первых курсов;
- для студентов первых курсов реализуется адаптационная внеучебная программа;
- первокурсники сразу же получают полную информацию о специфике обучения и внеучебной деятельности суза, а также возможность участия в интересующих мероприятиях, кружках и спортивных секциях;
- с первого года обучения со студентами работает куратор группы.
Указанные методы позволяют студентам успешно интегрироваться в систему колледжа. Интеграция студентов продолжается с 1-2 и по 3-4 курсы обучения. Адаптационный период зависит от уровня развития внеучебной воспитательной среды в колледже и индивидуальной активности каждого студента. Важными критериями интегрированно-сти студента в систему суза считают результаты обучения, и результаты воспитанности студента.
Особое внимание в медицинском колледже отводится также вопросу нравственного воспитания студентов на отделении «Сестринское дело». С точки зрения морали, «сестринское дело» - это центральная профессия здравоохранения. Именно по работе медицинской сестры пациенты судят о медицине в целом. Именно они, хрупкие девушки, женщины, облегчают боль, ставят на ноги после операций, выхаживают больных во время тяжелейших болезней. Медсестра чаще, чем врач, контактирует с пациентом. Болезнь меняет привычное течение жизни человека. Человек, страдающий каким-либо недугом, являет собой «обнаженный нерв», острее, болезненнее воспринимая окружающую действительность» [5]. По этой причине медсестра должна обладать такими качествами, как заботливость, самоотверженность, понимание, терпение и милосердие. «Человечность медицинской сестры - это единство сопереживания, сочувствия, сострадания больному, нравственных представлений о любви к людям, доброте, необходимости прощения, терпимости, заботе о ближнем и нуждающемся; бескорыстного отношения к окружающим, оказания реальной помощи, стремления поступать адекватно своим профессиональным знаниям и личным чувствам» [1].
Таким образом, воспитание профессионально-нравственных качеств у студентов медиков рассматривают как процесс духовно-ценностной ориентации, предполагающий организацию социального опыта взаимодействия с субъектом, нуждающимся в медицинском уходе, освоение профессиональных действий, облегчающих физические и психические страдания пациента, и индивидуальной педагогической помощи в разрешении у студента проблем, препятствующих проявлению милосердия.
Библиографический список
1. Балобанов С.С., Дадыгин В.А. Социологическое исследование профессии медсестры //
Медицинская сестра. - 2000. - № 4.
2. Галиуллина Т.Ф. Деонтологическое обоснование теории; формирования, эмпатической
культуры студентов медицинского колледжа // Среднее профессиональное образование.
2007. - № 9. - С. 74-76.
3. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: перспективы развития: Монография / Под ред. Я.И. Кузьминова, Д.В. Пузанкова, И.Б. Федорова [и др.]. - М.: Логос, 2004. - 328 с.
4. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма / А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина. - М., 1993. - 752 с.
5. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, 1998. - 800 с.
В.С. Суйская М.В. Харламова
правила организации социально-ролевого взаимодействия студентов лингвистических вузов с целью совершенствования их межкультурной коммуникативной компетенции
Ключевые слова: социально-ролевое взаимодействие, проблемы, приемы, этапы.
В настоящее время в отечественной методике преподавания иностранных языков происходят значительные изменения. Эпоха мировой глобализации, свободного передвижения, неограниченных возможностей интернет-сетей вносят свои коррективы в процесс обучения иностранному языку. Указанные тенденции нашли свое отражение в новых требованиях, определенных федеральным государственным стандартом высшего профессионального образования третьего поколения. Основной целью обучения языку студентов лингвистических профилей провозглашается формирование языковой личности, способной осуществлять аутентичное, продуктивное общение на межкультурном уровне [1]. Данное положение обусловливает необходимость поиска новых более эффективных путей организации обучения с целью формирования межкультурной коммуникативной компетенции.
На основе исследований, посвященных теории социально-ролевого поведения, социологически и психологически ориентированным концепциям теории ролей (И.А. Стернин, М.А. Ариян, Н.В. Барышников, Н.А. Лемяскина, Т. Шибутани и др.), теоретических и экспериментальных исследований в рамках ролевой теории (Е.А. Ануфриева, Э.В. Беляев, Д.Н. Шалин, Г. Гибш, М. Форверг, Я. Щепаньский и др.), мы пришли к выводу о том, что организация обучения иностранному языку в вузе на основе социально-ролевого взаимодействия является одним из наиболее эффективных способов развития межкультурной коммуникативной компетенции. Под социально-ролевым взаимодействием мы понимаем процесс мотивированной, ориентированной друг на друга межкультурной коммуникации между проигрывающими социальные роли субъектами общения. Поведение индивида в роли при этом потенциально отличное от поведения в родной культуре. Социально-ролевое взаимодействие - это форма организации общения на уроке, где происходит обмен информацией в условиях искусственно созданной языковой среды. Прагматические факторы коммуникативной ситуации, роль и принятые в данном иноязычном обществе нормы поведения задаются извне. Студенты общаются в предложенных ситуациях в соответствии с принятыми нормами. В то же время в процессе общения студенты
© Суйская В.С., Харламова М.В., 2013