Научная статья на тему 'Воспитательный потенциал театрализации'

Воспитательный потенциал театрализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
577
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА / SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES / CULTURAL AND EDUCATIONAL WORK / THE THEATRICALITY IN THE FIELD OF LEISURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рубекина Инна Вадимовна

В статье рассматриваются предпосылки возникновения в начале прошлого века метода театрализации в новых формах выражения эмоционального состояния, поиске эффективных средств воздействия на психологию с целью формирования личности нового типа. В числе режиссеров-авторов экспериментов по активизации зрителя в театрализованном представлении Всеволод Мейерхольд, Николай Охлопков, Евгений Вахтангов и другие. Воспитательный потенциал театрализации в больших возможностях специалистов сферы культуры и искусства, которые через интерес, удовольствие, развлечение, релаксацию могут донести до участника, зрителя, аудитории культурно-досуговых программ главные человеческие ценности, привлечь внимание к важным событиям, осмыслить собственные и чужие поступки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the background in the beginning of the last century method of theatricality in new forms of expression of the emotional state, the search for effective means of influence on the psychology of the masses to form a new type of man. Among the Directors of the authors of the experiments on the activation of the viewer in the pageant Vsevolod Meyerhold, Nikolai Okhlopkov, Evgeny Vakhtangov, and others. Educational potential of theatricality in large capacity of professionals in the sphere of culture and art, through interest, pleasure, fun, relaxation can convey to the participant, spectator, audience, cultural and leisure programs main human values, to draw attention to important events, to comprehend of own and others‘ actions.

Текст научной работы на тему «Воспитательный потенциал театрализации»

ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПОТЕНЦИАЛ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ

Инна Вадимовна РУБЕКИНА,

старший преподаватель кафедры социально-культурной деятельности МГУКИ e-mail: trampampuha@mail.ru

В статье рассматриваются предпосылки возникновения в начале прошлого века метода театрализации в новых формах выражения эмоционального состояния, поиске эффективных средств воздействия на психологию с целью формирования личности нового типа. В числе режиссеров-авторов экспериментов по активизации зрителя в театрализованном представлении - Всеволод Мейерхольд, Николай Охлопков, Евгений Вахтангов и другие. Воспитательный потенциал театрализации - в больших возможностях специалистов сферы культуры и искусства, которые через интерес, удовольствие, развлечение, релаксацию могут донести до участника, зрителя, аудитории культурно-досуговых программ главные человеческие ценности, привлечь внимание к важным событиям, осмыслить собственные и чужие поступки.

Ключевые слова: социально-культурная деятельность, культурно-просветительная работа, театрализация в сфере организации досуга.

The article discusses the background in the beginning of the last century method of theatricality in new forms of expression of the emotional state, the search for effective means of influence on the psychology of the masses to form a new type of man. Among the Directors of the authors of the experiments on the activation of the viewer in the pageant Vsevolod Meyerhold, Nikolai Okhlopkov, Evgeny Vakhtangov, and others. Educational potential of theatricality in large capacity of professionals in the sphere of culture and art, through interest, pleasure, fun, relaxation can convey to the participant, spectator, audience, cultural and leisure programs main human values, to draw attention to important events, to comprehend of own and others ' actions.

Key words: socio-cultural activities, cultural and educational work, the theatricality in the field of leisure.

Еще в начале прошлого столетия государственными деятелями (В.И. Ленин, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский), было сформулировано, а видными режиссерами-новаторами (В.Э. Мейерхольд, К.А. Марджанов, И.Г. Виноградов и др.) воплощено в действии, основное предназначение массовых представлений - стать театрализованной формой отражения действительности. Благодаря такой формулировке были определены такие функции постановочного искусства как идеологическое и эмоциональное воздействие, что включило театрализованные представления в систему коммунистического воспитания.

Основные предпосылки возникновения метода театрализации выявил историко-педагогический анализ опыта культурно-просветительской работы 20-х годов. Эти предпосылки нашли свое отражение в стремлении найти новые формы выражения эмоционального состояния, чувств, переживаний по отношению к событиям, фактам новой исторической ситуации, в потребности поиска эффективных средств воздействия на психологию, с целью формирования личности нового типа.

Тогда возникает множество новых театрализованных форм в сфере организации досуга: политические пантомимы, шествия, мистерии, инсценировки, карнавалы (политические, книжные и другие.), митинги и суды, художественно-публицистиче-

ские представления, агитбригады, тематические гуляния, олимпиады самодеятельного искусства, праздники песен, «живые газеты» и др.

Первые театрализованные формы носили массовый характер, а их организаторами являлись профессиональные режиссеры драматических театров: Всеволод Эмильевич Мейерхольд, Константин Александрович Марджанов, Сергей Эрнесто-вич Радлов, Платон Михайлович Керженцев и другие.

История театра сохранила немало примеров театрализованных представлений как экспериментов по активизации зрителя, авторами которых стали Всеволод Мейерхольд, Николай Охлопков, Евгений Вахтангов и другие.

В работах Платона Керженцева, Адриана Пиотровского, Анатолия Луначарского и других отмечалось, что в основе театрализации массовых мероприятий лежит событие, вызывающее своей значимостью эмоциональный подъем.

Всеволод Эмильевич Мейерхольд также подчеркивает роль метода театрализации как средства активизации масс. Он писал, что массовая эмоция, возникающая в процессе восприятия театрализованного зрелища, должна пробуждать к коллективным формам действия. [4]

Опыт прошлого века позволяет сделать вывод о том, что воспитательный потенциал театрализации был теоретически осмыслен и практически применен не только на площадях, улицах и стадионах (в первой половине ХХ века), но и широко реализован в условиях советских учреждений, клубов.

Приводя в своих трудах положение советской педагогики, что «человек может быть объектом воспитания в любом возрасте»[3], Ю.А. Стрельцов определил, что само клубное дело опирается на педагогизацию окружающей среды, а сам культработник является организатором воспитания.

Конечно, трудно представить, что современный человек, любого возраста, направлялся в досуговые учреждения или на уличное представление, чтобы воспитываться. Но в этом-то и скрыты большие возможности специалистов сферы культуры и искусства, которые через интерес, удовольствие, развлечение, релаксацию могут донести до участника, зрителя, аудитории культурно-досуговых программ главные человеческие ценности, привлечь внимание к важным событиям, осмыслить собственные и чужие поступки. В подтверждение можно привести мысль К.С. Станиславского: «Не будем говорить, что театр - школа. Нет, театр - развлечение. Нам невыгодно упускать из наших рук этого важного для нас элемента. Пусть люди всегда ходят в театр, чтобы развлекаться. Но вот они пришли, мы закрыли за ними дверь, напустили темноту - и мы можем вливать им в душу все, что захотим».

Режиссеры-постановщики, организаторы имеют возможность управлять огромным потенциалом организации воспитательного процесса, и, не «напуская темноты», через все многообразие форм культурно-досуговых программ, могут доносить до зрителя идеи духовного и нравственного совершенства. А театрализация придаст этому материалу необходимую наглядность, доступность и эмоциональность.

Изменение прежней официальной идеологии, с одной стороны, открыло простор свободному творческому поиску, а с другой стороны создало ситуацию возникновения ценностей - их внешнего многообразия без внутреннего единства. Модифицируется круг моральных ценностей, значимых для общества, допускается единовременное существование в социуме вариативных представлений о нравственных ценностях (светских и религиозных, отечественных и западных, традиционных, национальных, общечеловеческих). В этом многоцветии человеческих представлений

цель воспитания становится почти неуловимой. Ситуация жизни взрослых и детей в условиях возможности выбора складывается таким образом, что социально востребованными оказываются именно нравственные качества (духовность, гуманность, порядочность, терпимость, терпимость, ответственность). Их развитие и проявление тесно вплетается в контекст жизнедеятельности и происходит непрерывно. Закономерным в создавшейся ситуации является обращение к опыту прошлого и применение проверенных временем тех ценностных ориентиров, которые имеют общечеловеческое начало.

В работах последних лет (М.И.Ананьев, Д. Маркуша, К.А. Шварцман) ставится вопрос об особой важности нравственного воспитания, об овладении культурой, о том, что молодое поколение должно понять роль морали для широкого круга практических проблем, уметь мыслить моральными категориями и соответствующим образом действовать.

В художественных произведениях находят отражение все известные «жгучие» вопросы, которые решает человечество: различные заповеди, философские идеи, касающиеся смысла бытия, моральных норм, различные теории нравственного усовершенствования человека, факты реальной действительности, отражающие тему добра и зла, добродетели и порока[2].

Поэтому в нынешней социально-культурной ситуации вопрос воспитательного потенциала театрализации требует современного осмысления и внимательного изучения.

Само понятие «театрализация» всегда предполагало и предполагает возможность использования образной художественной формы и только театральными средствами, в театральной структуре той или иной идеи.

Театрализацию нельзя внести, ввести куда-либо, ибо она, как любое зрелищное искусство, неизбежно связано с моделированием процесса действительности, со специфическим его целостным воссозданием[1].

Как творческий метод театрализация организовывает социально значимую информацию, средства искусства и самодеятельность участников в единое композиционное целое, с обязательным оригинальным образным решением. Не менее значимо, что происходит этот процесс как в момент подготовки, так и во время проведения творческой акции.

Создание театрализованных культурно-досуговых программ требует соблюдения некоторых условий, которые, во-первых, позволяют расширить число их участников не только как зрителей, но и как аудиторию, включенную в действо, а следовательно, увеличивает возможности воспитательного воздействия.

Благодаря использованию метода театрализации как результата художественной обработки документального материала участник КДП и ее организатор имеют возможность удовлетворить свое стремление к документальному познанию жизни, духовно саморазвиваться, перенимать общественный опыт, формировать собственное мировоззрение, с точки зрения сверхзадачи, заложенной в театрализованном представлении. Примером такой работы является работа режиссеров-организаторов при подготовке мероприятий к Дню города и посвященных историческим событиям, годовщинам, героям.

В процессе подготовки и проведения театрализованных представлений решаются задачи по художественной организации реального действия участников - это позволяет сделать художественную информацию более доступной, яркой, эмоцио-

нальной. Каждый участник становится сопричастным происходящему, эмоциональный отклик возникает в душе у каждого зрителя.

Активизируя деятельность участников представления, метод театрализации стимулирует у людей возникновение особого эмоционального состояния, что является важной социально-психологической особенностью праздничной ситуации. Особая значимость события, стремление участников выразить свое отношение, позицию, оценку к событию, проблеме, потребность выразить свою причастность к происходящему через зрелищно-игровое, ритуально-символическое, творческо-исполни-тельское и другое реальное действие обостряет чувства, делает зрителей соучастниками происходящего, активизирует стремление к более широкому социальному общению, формирует массовые эмоции, заряжает позитивной энергетикой.

Главное помнить о том, что результат воспитательного воздействия определяется личностью воспитателя, поэтому реализация воспитательного потенциала методом театрализации зависит от тех, кто применяет его в организации досуга населения, при создании культурно-досуговых программ. Поэтому продолжает оставаться актуальной задачей высших учебных заведений подготовка специалистов готовых к постоянному самосовершенствованию, постоянному повышению профессионализма, стремлению овладевать необходимыми знаниями и умениями, а значит быть образованными людьми с высокими моральными и нравственными убеждениями и устоями, которые заботятся о духовном состоянии страны.

Литература

1. Герасимов С.В. Массовые праздники как фактор развития социального партнерства: дис... канд. пед. наук: 13.00.05. - Санкт-Петербург, 2007. - С.74-75

2. Молодцова Т.В. Воспитательный потенциал произведений Ф. Абрамова в формировании активных моральных знаний старшеклассников: автореф. дис... канд. пед. наук: 13.00.01.Поморский гос.университет. - Петрозаводск, 1998. - С. 3-4.

3. Стрельцов Ю.А. Методика воспитательной работы в клубе: учеб.пособие для культ.-просвет. фак. ин-тов культуры и пед.вузов. - М.: Просвещение, 1979. - С. 7.

4. Сценарно-режиссерские технологии культурно-досуговых программ: сценарные технологии: краткий курс лекций для студентов очной и заочной форм обучения по специальности 071401 «Социально-культурная деятельность» квалификации «Постановщик культурно-досуговых программ»/ сост. Т.Т. Фисюк; АлтГАКИ, кафедра социально-культурной деятельности. - 2-е изд., доп. и перераб. - Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2009. - С. 35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.