Научная статья на тему 'Воспитательный потенциал семьи в социализации личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья'

Воспитательный потенциал семьи в социализации личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
770
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / РЕБЕНОК С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Евдокимова Екатерина Юрьевна

В статье описано значение воспитательного потенциала семьи в социализации личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, представлены результаты исследований, свидетельствующие о взаимоотношениях родителей и детей в семье. Выявлены проблемы, которые оказывают негативное воспитательное воздействие на ребенка в семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Евдокимова Екатерина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитательный потенциал семьи в социализации личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья»

УДК 376.2

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕМЬИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE FAMILY IN THE SOCIALIZATION OF A DISABLED CHILD

Е. Ю. Евдокимова E. Y. Evdokimova

ГОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. В статье описано значение воспитательного потенциала семьи в социализации личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, представлены результаты исследований, свидетельствующие о взаимоотношениях родителей и детей в семье. Выявлены проблемы, которые оказывают негативное воспитательное воздействие на ребенка в семье.

Abstract. The article describes the role of the family educational potential in the socialization process of a disabled child. It depicts the results of the research showing relationship between parents and children. The problems producing a negative educational effect on child in the family are also revealed.

Ключевые слова: воспитательный потенциал, социализация, ребенок с ограниченными возможностями здоровья, семейное воспитание.

Keywords: educational potential, socialization, adisabled child, family education.

Актуальность исследуемой проблемы. Актуальность проблемы, обозначенной в названии статьи, обусловлена существенным возрастанием в современном российском обществе интереса к проведению грамотной, стратегически выстроенной социальной политики в области формирования системы воспитания. В настоящее время задача педагогической поддержки семьи выдвинута в разряд первостепенных, что позволяет надеяться на активизацию исследований в этой области.

Сегодня на фоне общего снижения «жизненного потенциала» российской семьи отмечается устойчивая тенденция падения уровня ее психологического здоровья и, соответственно, ее воспитательных возможностей. Проблематичными для этой категории семей в сложившихся условиях представляются вопросы достижения сходства семейных ценностей, сохранения социально-ролевой адекватности действий ее членов, активности семьи в отношении перспектив. Все это в целом способствует развитию внутрисемейной эмоциональной неудовлетворенности, социальной пассивности и безразличия к реальной действительности.

В этих условиях наиболее актуальным является повышение педагогической куль-

туры родителей как основы раскрытия воспитательного потенциала, совершенствование семейного воспитания. В ходе исследования нами определена сущность воспитательного потенциала семьи, которая представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. В повышении педагогической культуры родителей особую роль призван сыграть родительский всеобуч, так как у них имеется большой информационный пробел в вопросах физического и психического здоровья, планирования семьи, отсутствуют навыки гармонизации взаимоотношений в семье.

Работа образовательных учреждений как социальных институтов с родителями должна быть направлена на организацию сотрудничества с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к социальному воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизических особенностей, выработку единых требований в обучении, физическом и духовном развитии.

Воспитательная значимость семьи особенно возрастает при формировании личности детей с ограниченными возможностями в социальном развитии. От взаимоотношений ребенка с родителями зависит, насколько адекватными будут его отношения с социальной средой.

Материал и методика исследований. Исследование проводилось на базе РГУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики. В исследовании приняли участие 42 семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья. Возраст детей варьировался от 7 до 14 лет.

Метод изучения психолого-педагогической документации детей позволил разделить детей с ограниченными возможностями здоровья на экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ) группы.

В качестве диагностических средств использовались методики, позволяющие выявить воспитательный потенциал семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья, такие как беседа, анкетирование, проективная методика «Рисунок семьи» [1]. Для выявления специфики эмоционального восприятия семейного воспитания детьми с ограниченными возможностями нами использовалась методика тест-фильм Рене Жиля (1959), которая предполагала индивидуальное исследование и позволяла с достаточно высокой степенью надежности выявить особенности социальной приспособленности ребенка, сферы его межличностных отношений, специфику эмоционального отношения к родителям, близким родственникам, друзьям и педагогам, некоторые социально-поведенческие особенности [2]. Русскоязычная адаптация методики была проведена И. Н. Гильяшевой и Н. Д. Игнатьевой (1978), которые подтвердили ее валидность и значительную диагностическую ценность.

Результаты исследований и их обсуждение. Для изучения особенностей развития детско-родительских отношений в семье и характера воспитания детей с ограниченными возможностями нами было проведено исследование с использованием методов беседы и тестирования по батарее методик.

Беседа проводилась в виде вопросов и ответов. Сначала вопросы задавались ребенку, а потом его родителям. В ответах детей прослеживалось положительное отношение к родителям, прародителям, друзьям, но также наблюдались факты негативного высказывания по отношению к родителям. В ходе беседы с родителями были выяснены формы и средства общения ребенка с родителями; представления ребенка об окружающих его

людях и желания установить с ними контакт; особенности характера ребенка; проблемы в семье, связанные с воспитанием ребенка; методы воспитания ребенка; условия воспитания, созданные для ребенка.

В процессе исследования мы пришли к выводу о том, что большинство родителей находятся в тесном контакте со своими детьми. Они развивают в них уверенность в себе, самостоятельность, доверительное отношение к другим. Но есть и такие родители, которые находятся в состоянии растерянности. Они испытывают чувство социальностатусной неполноценности, беспомощности, тревоги за своего ребенка. Отсюда и вытекает ряд проблем, связанных с социализацией личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Некоторые члены семьи (сестра, брат, отец) отвергают больного ребенка, не хотят общаться с ним, считая его неполноценным, комплексуют из-за него в присутствии посторонних людей. Таким образом, ребенок испытывает элементы социальной депривации.

Результаты бесед с родителями позволили выделить условия, затрудняющие социальное развитие детей с ограниченными возможностями: неадекватное взаимодействие родителей с собственным ребенком (запреты, недовольство, пренебрежение ребенком); неготовность родителей быть «проводником» от ребенка к социуму; изоляция ребенка от окружающего мира; использование неадекватных методов воспитания.

Для анализа особенностей взаимоотношения детей и родителей нами использовалась проективная методика «Рисунок семьи», целью которой являлось исследование детско-родительских отношений. Результаты методики позволили представить более полную картину детско-родительских отношений в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями. В качестве оценки теста «Рисунок семьи» была использована система интерпретации, разработанная Г. Т. Хоментаускасом. В ней выделяется пять симптомо-комплексов: благоприятная семейная ситуация, тревожность, конфликтность в семье, чувство неполноценности, враждебность в семейной ситуации. Анализ данных показал, что у детей с ограниченными возможностями более выражены тревожность, конфликтность в семье и чувство неполноценности (табл. 1).

Таблица 1

Результаты теста «Рисунок семьи» (%)

Симптомо- ^^комплексы Группы Благоприятная семейная ситуация Тревожность Конфликтность в семье Чувство неполноцен- ности Враждебность в семейной ситуации

ЭГ 28,6 52,4 57,1 71,4 38,1

КГ 33,3 61,9 47,6 52,4 47,6

Наиболее частый, встречающийся в рисунках почти всех детей признак - руки, раскинутые в стороны. В рисунках 38,1 % детей ЭГ и 47,6 % детей КГ можно было отметить агрессивную позицию той или иной изображенной фигуры. У многих детей наблюдались деформированные фигуры членов семьи, что говорит о социально-ролевом конфликте в семейных отношениях.

Следовательно, при изображении нарисованной и реальной семьи только 23,8 %

детей ЭГ и 28,6 % детей КГ изобразили свою семью полностью, без искажения реального состава.

При исследовании рисунков мы обратили внимание на ряд характерных особенностей изображения. Остановимся на них более подробно.

Наблюдался такой факт, как уменьшение состава семьи. 33,3 % детей ЭГ и 19,0 % детей КГ не изобразили всех членов своей семьи. 14,3 % детей в двух экспериментальных группах в своих рисунках не изображали себя. Психолог Г. Т. Хоментаускас трактует это как отсутствие общности в семье, что характерно для детей, чувствующих отверженность, неприятие.

Встречалось и увеличение состава семьи. У 9,5 % детей ЭГ и 4,8 % детей КГ в нарисованную семью включались посторонние люди, не проживающие с ребенком, но, по всей вероятности, значимые для него. По мнению Г. Т. Хоментаускаса, нарисованные дополнительно к родителям, не связанные с семьей взрослые люди указывают на восприятие неинтегративности семьи, на поиск человека, способного удовлетворить потребность ребенка в эмоциональных контактах. В некоторых случаях наличие других людей может указывать на символическое разрушение целостности семьи, месть родителям вследствие ощущения отверженности, ненужности.

В результате исследования выявлено, что отношения с родителями у большинства детей с ограниченными возможностями носят дисгармоничный характер (отсутствие взаимопонимания, дефицит положительных эмоциональных контактов). Анализ данных, полученных в результате проведения проективной методики «Рисунок семьи», свидетельствует о неблагоприятной ситуации в семьях, травмирующих переживаниях, связанных с семьей, высоком уровне тревожности, чувстве отверженности, неполноценности. По многим параметрам семейная ситуация выглядит неблагополучной и опасной для развития личности ребенка.

Для выяснения воспитательного потенциала семьи и психолого-педагогической грамотности родителей использовались тесты: «Какие мы родители?», «Хорошие ли вы родители?» [2].

Интерпретация теста «Какие мы родители?» позволила сделать вывод, что о социальном воспитании имеют смутное представление 19,0 % родителей детей ЭГ и 28,6 % - КГ; особо не делают значимых ошибок в воспитании 76,2 % родителей детей ЭГ и 61,9 % - КГ; вполне справляются со своими родительскими обязанностями соответственно 4,8 % (ЭГ) и 9,5 % (КГ) родителей.

Тест «Хорошие ли вы родители?» позволил выявить следующее: 14,3 % родителей детей ЭГ и 19,0 % родителей детей КГ имеют большие способности к пониманию психологических особенностей собственного ребенка, правильные взгляды и суждения помогают им в решении различных воспитательных проблем; 66,7 % родителей детей ЭГ и 71,4 % - КГ находятся на правильном пути к пониманию собственного ребенка, но имеют временные трудности или проблемы, которые необходимо разрешить; 19,0 % родителей детей ЭГ и 9,6 % - КГ совершенно не владеют опытом педагогического воспитания, откуда вытекает ряд проблем, которые необходимо срочно устранить.

Обобщая полученные данные, можно сделать выводы о том, что в изучаемых семьях преобладают следующие типы семейных взаимоотношений: диктат - доминирующая позиция одного из родителей, выражающаяся в жестких требованиях, правилах, приказах, насилии, угрозах и иных мерах воздействия на других членов семьи, и опека - чрез-

мерное внимание к ребенку, освобождающее его от трудностей, избавление от «лишних» требований, забот и волнений, что сдерживает его развитие, формирует иждивенца, не приспособленного к трудностям в жизни, самостоятельным действиям, поступкам. Также были выявлены проблемы, которые обуславливают негативное воспитательное воздействие родителей на ребенка с ограниченными возможностями здоровья: «близорукость» воспитательных представлений (недостаточность знаний, представлений о воспитании, воспитательных ситуациях на различных этапах возрастного развития ребенка); «фальстарт в воспитании» или нехватка терпения, выдержки перед началом активного этапа воспитательного процесса; доминирующая гиперпротекция; эмоциональное отвержение родителем ребенка.

В целях повышения психолого-педагогических знаний родителей нами была разработана и апробирована программа социально-педагогической коррекции «7Я», целями которой явились создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях детей с ограниченными возможностями, обучение родителей конструктивным формам общения со своими детьми, формирование положительных установок в сознании родителей.

Данная программа помогла родителям в решении таких психологических проблем, как нервные срывы и депрессии, тревоги и страхи; проблем, вытекающих из неумения общаться и понимать своего ребенка из-за его особых потребностей; внутрисемейных проблем, которые почти неизбежны, когда в семье есть ребенок с ограниченными возможностями, а также позволила родителям познакомиться не только с теорией воспитания, но и с конкретными техниками, применение которых в отношении к ребенку давало ожидаемый результат.

Резюме. Повышению воспитательного потенциала семьи способствуют:

— формирование педагогических знаний у будущих родителей: понимание важности авторитета родителя; общие представления о воспитании ребенка; психология половых различий для развития половой идентичности детей, различия мужчин и женщин для нормализации супружеских отношений; особенности личности ребенка и их проявления; границы дозволенного поведения детей разного возраста и др.;

— овладение родителями средствами и методиками воспитательной работы с ребенком на разных этапах его возраста;

— формирование у родителей опыта создания педагогически целесообразных отношений с ребенком.

ЛИТЕРАТУРА

1. Петрова, Т. Н. Этнопедагогические основы семейного воспитания / Т. Н. Петрова, А. А. Буданцова. -М. ; Чебоксары : Чебоксарский филиал МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2006. - 80 с.

2. Энциклопедия психологических тестов. Темперамент, характер, познавательные процессы. - М. : АСТ, 1997. - 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.