Научная статья на тему 'ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ КОЛЛЕДЖА (НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ»)'

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ КОЛЛЕДЖА (НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уразова Ю.Е.

В статье рассмотрена роль изучения истории и культуры региона как одного из аспектов духовной культуры России в подготовке будущих педагогов. На примере создания виртуальных экскурсий показан воспитательный потенциал реализации регионального компонента основной профессиональной образовательной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Уразова Ю.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE REGIONAL COMPONENT IN THE COLLEGE EDUCATIONAL PROCESS (BY THE EXAMPLE OF THE DISCIPLINE “HISTORY AND CULTURE OF THE KRASNOYARSK REGION”)

The article considers the role of studying the history and culture of the region as one of the aspects of the spiritual culture of Russia in the preparation of future teachers. The example of creating virtual tours shows the educational potential of the implementation of the regional component of the main professional educational program.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ КОЛЛЕДЖА (НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ»)»

Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal

peer-reviewed • open access journal

ISSN 2500-3585

DOI: 10.21626/j-chr/2022-4(33)/6 Педагогические науки

УДК: 377.8

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ КОЛЛЕДЖА (НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ»)

© Уразова Ю.Е.

Уразова ^Э.Е. — преподаватель цикловой комиссии педагогики дополнительного образования КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 2» E-mail: pdokpk2@mail.ru

Адрес: 660100, Красноярск, ул. Академика Киренского, 70, Российская Федерация

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрена роль изучения истории и культуры региона как одного из аспектов духовной культуры России в подготовке будущих педагогов. На примере создания виртуальных экскурсий показан воспитательный потенциал реализации регио-№4 (33) 2022 нального компонента основной профессиональной образовательной программы. www.j-chr.com

Ключевые слова: среднее профессиональное образование; воспитание; духовная культура; региональный компонент; виртуальная экскурсия.

Воспитание — неотъемлемая часть образовательного процесса учреждения среднего профессионального образования. Воспитание молодежи в традициях отечественной духовной культуры — общенациональный приоритет, значимость которого подчеркивается в стратегических документах федерального уровня [3]. «Воспитание гражданина, знающего и поддерживающего исторические и культурные традиции своей страны» [2, с. 253], малой родины — одна из задач целостной системы нравственно-эстетического и гражданского воспитания, реализуемой в аудиторной и внеаудиторной деятельности колледжа.

«Воспитательный процесс в колледже является неотъемлемой частью целостного образовательного процесса. Он строится на основе гуманистической направленности воспитательной работы, на основе развития социальной и культурной компетентности личности» [1]. Результатом воспитательного процесса являются ценности и идеалы, духовные потребности, способствующие личностному росту студента, его духовному и нравственному самосовершенствованию. Формирование ориентиров невозможно без изучения культуры не только Российской Федерации, но и ее регионов. Формирование и развитие территориальной идентичности позволяет придать специфику воспитательному процессу как неотъемлемой части процесса образования, приобщить будущих педагогов к изучению духовного наследия предков.

Важной частью профессиональной подготовки будущих специалистов сферы общего и дополнительного образования является изучение истории и культуры России и Красноярского края. Изучение предпосылок, особенностей формирования и развития духовной культуры региона играет роль не только в обеспечении условий для личностного духовного и нравственного роста студента, но и для формирования содержательной базы, которая может лечь в основу разрабатываемых будущими педагогами дополнительных общеобразовательных программ, проектов, конспектов занятий, сценариев досуговых мероприятий, содержание которых должно быть направлено в том числе на «духовное развитие личности» учащегося, соответствовать «российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов» [4, с. 1].

Приобщение к региональной духовной культуре во внеаудиторной деятельности возможно посредством различных форм: экскурсий, лекций, конференций, концертов, выставок и т.д.

Региональный компонент может быть включен в содержание рабочих программ в виде дидактических единиц дисциплин и междисциплинарных курсов. Кроме того, отдельные дисциплины основной профессиональной образовательной программы могут быть полностью посвящены изучению истории и культуры региона. Задания, выполняемые студентами в аудитории, должны быть практиконаправленными и ориентированными на создание продуктов, которые могут быть использованы в дальнейшем при организации обучения, воспитания и развития в объединениях учреждений общего и дополнительного образования, учреждениях культуры. Одним из подобных заданий является разработка виртуальной экскурсии.

По словам Павла Флоренского, отечественная духовная культура существует в двух формах: духовной и материальной [5]. Памятники архитектуры и скульптуры, живописные полотна, изделия мастеров прикладного искусства воплощают, материализуют, делают зримыми мировоззренческие идеи, порожденные сознанием зодчего, ваятеля, художника, ремесленника. Тематика виртуальных экскурсий и сопровождающих их мини-исследований, разрабатываемых студентами Красноярского педагогического колледже №2 в рамках курса «История и культура Красноярского края», на данный момент включает памятники архитектуры и скульптуры, связанные с ключевыми событиями города и края, значимыми личностями, развитием стилей, формированием особенностей в пластических искусствах.

Большой интерес при выборе темы вызывают у студентов объекты, связанные с

43

44

жизнью и деятельностью людей, внесших значительный вклад в становление и развитие города и края: воеводы А. Дубенского, губернатора А. Степанова, предпринимателя-промышленника Г. Юдина, живописца В. Сурикова, архитекторов Л. Чернышева и В. Соколовского, архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), писателя В. Астафьева, графика и живописца А. Поздеева и мн. др. Особое внимание уделяется изучению объектов скульптуры и архитектуры, связанных с событиями Великой Отечественной Войны (Мемориал Победы, памятники «Воину-освободителю», «Слава народу-победителю», «Союз фронта и тыла», «Журавли», «Детям войны» и мн. др.).

Мини-исследование, выполняемое перед непосредственным созданием экскурсии, включает аспекты: «история и культура» и «искусство». Аспект «история и культура» представлен изучением влияния социокультурных процессов, предпосылок и причин появления того или иного объекта; истории создания; места объекта в творчестве автора, культурной жизни региона или отдельной местности; значимость объекта для духовной культуры края, города и т.д. Аспект «искусство» включает анализ стилевых особенностей выбранного объекта, специфики вида искусства, жанра, разновидности, к которой принадлежит исторический памятник.

В ходе разработки содержания экскурсии осуществляется постановка цели и задач, подбор информационного и иллюстративного материала; интерпретация материалов; адаптация материала для выбранной возрастной категории фото- и видеосъёмка, монтаж, подготовка презентации или ролика с применением ИКТ. При постановке цели и задач особое внимание уделяется гражданскому, эстетическому и нравственному воспитанию; ценностно-смысловому развитию; удовлетворению познавательных потребностей целевой аудитории; стимулированию познавательного интереса к изучению духовной культуры региона; формированию патриотической позиции; осознанию ценности духовного наследия. Экскурсия должна иметь воспитательную доминанту: формирование ценностного отношения к малой родине, народу, культуре и т.д.

Возможно дополнение экскурсии стихотворениями, легендами, загадками, связанными с выбранной тематикой. Экскурсия может сопровождаться вопросами: нацеливающими внимание, активизирующими мышление, стимулирующими деятельность воображения, побуждающими к выводам, суждениям. При создании виртуальной экскурсии для детей дошкольного возраста необходимо дополнить рассказ характеристикой профессии человека, который создал исторический памятник: архитектор, скульптор и т.д.

Методическая составляющая работы, помимо презентации/ролика, может включать конспект, описание вариантов использования виртуальной экскурсии в профессиональной деятельности педагога (дополнительного образования, дошкольного образования и т.п.). Оформление презентация/ролика должно соответствовать возрастным особенностям целевой аудитории, содержать качественные исторические иллюстрации, современное изображение объекта, портрет автора и лиц, связанных с историей выбранного объекта. Возможно включение в визуальный ряд других объектов, созданных автором; изображений, характеризующих стиль, вид искусства, жанр, разновидность; изображений / видео, характеризующих события эпохи того периода, в котором был создан исследуемый объект и т.д. Функциональным дополнением может стать настольная игра по мотивам содержания экскурсии. Вопросы по содержанию экскурсии могут стать основой для квестов и игр-путешествий.

Материалы виртуальной экскурсии могут стать составляющей развивающей предметно-пространственной среды кабинета в учреждении дополнительного образования, помещения группы в дошкольном образовательном учреждении; методического портфолио студента. Комплексный характер описанного выше задания подчеркивает его универсальность и возможность применения на разных этапах обучения, в разных дисциплинах и междисциплинарных курсах, на производственной практике. Экскурсии могут создаваться не только как отдельный самостоятельный материал, но и объединяться

в комплексы в соответствии со значимыми историческими событиями, стилями, видами искусства, жанрами и разновидностями. Многонациональность Енисейской Сибири, разнообразие истоков культуры, множество ее значимых представителей, исторических событий дает возможность для расширения тематики.

В заключении отметим, что создание виртуальных экскурсий на основе составляющих духовной культуры края способствует профессиональному и личностному совершенствованию будущих педагогов, реализации творческого потенциала, приобщает к распространению традиционных ценностей и идеалов, формирует духовные потребности. Целенаправленная и планомерная реализация регионального компонента позволяет приумножить воспитательный потенциал изучения отечественной духовной культуры, сохранить уважение к культурному и историческому наследию, задать «код» гражданской и региональной идентичности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воспитательная работа в системе профессиональной подготовки современного специалиста СПО : сб. материалов XIV Всерос. интернет-конф. // Профобразование. Международное интернет-издание. - 2021. - URL: Воспитательная работа в системе профессиональной подготовки современного специалиста в СПО - 6. Методика организации воспитательного процесса в СПО - XIV - Всероссийская интернет — конференция - МИР ПЕДАГОГА - Профобразование (xn— btb1bbcge2a.xn--p1ai) (дата обращения : 22.12.2022). — Текст : электронный.

2. Маланичева М. В. Роль воспитательной работы в образовательных учреждениях системы профессионального образования условиях модернизации российского образования / М.В. 45 Маланичева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 46. — С. 252—

256.

3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р // Собрание законодательства РФ. - 2015. - № 23. - С. 3357.

4. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей. Письмо МО РФ от 18 июня 2003 года № 28-02-484/16: утв. на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования РФ 3 июня 2003 г. - URL: https://base.garant.ru/6146189. (дата обращения : 22.12.2022). — Текст : электронный.

5. Флоренский, П.А. Сочинения: в 4 ч / П.А. Флоренский. — Т.1. — М: Мысль, 1994. — 797 с.

Получена: 23.11.2022 г. Принята к публикации: 27.12.2022 г.

EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE REGIONAL COMPONENT IN THE COLLEGE EDUCATIONAL PROCESS (BY THE EXAMPLE OF THE DISCIPLINE "HISTORY AND CULTURE OF THE KRASNOYARSK REGION")

© Yulia E. Urazova

Yulia E. Urazovava — Teacher of the Cyclic Commission of the Pedagogy of Additional Education, Krasnoyarsk Pedagogical College №2 E-mail: pdokpk2@mail.ru

Address: 299028, Dybenko str., 1a, Sevastopol, Russian Federation

ABSTRACT

The article considers the role of studying the history and culture of the region as one of the aspects of the spiritual culture of Russia in the preparation of future teachers. The example of creating virtual tours shows the educational potential of the implementation of the regional component of the main professional educational program.

Keywords: secondary vocational education; upbringing; spiritual culture; regional

4б component; virtual tour.

REFERENCES

1. Vospitatel'naya rabota v sisteme professional'noj podgotovki sovremennogo specialista SPO : sb. materialov XIV Vseros. internet-konf. // Profobrazovanie. Mezhdunarodnoe internet-izdanie. - 2021. -URL: Vospitatel'naya rabota v sisteme professional'noj podgotovki sovremennogo specialista v SPO - 6. Metodika organizacii vospitatel'nogo processa v SPO - XIV - Vserossijskaya internet — konferenciya - MIR PEDAGOGA - ProfObrazovanie (xn—btb1bbcge2a.xn--p1ai) (data obrashcheniya : 22.12.2022). — Tekst : elektronnyj.

2. Malanicheva M. V. Rol' vospitatel'noj raboty v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah sistemy profession-al'nogo obrazovaniya usloviyah modernizacii rossijskogo obrazovaniya / M.V Malanicheva // Nauch-no-metodicheskij elektronnyj zhurnal «Koncept». — 2016. — T. 46. — S. 252—256.

3. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Feder-acii ot 29 maya 2015 g. № 996-r // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 2015. - № 23. - S. 3357.

4. Trebovaniya k soderzhaniyu i oformleniyu obrazovatel'nyh programm dopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Pis'mo MO RF ot 18 iyunya 2003 goda № 28-02-484/16: utv na zasedanii Nauchno-metodichesko-go soveta po dopolnitel'nomu obrazovaniyu detej Minobrazovaniya RF 3 iyunya 2003 g. - URL: https:// base.garant.ru/6146189. (data obrashcheniya : 22.12.2022). — Tekst : elektronnyj.

5. Florenskij, P.A. Sochineniya: v 4 ch / P.A. Florenskij. - T.1. - M: Mysl', 1994. - 797 s.

Received: 23.11.2022 Accpted: 27.12.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.