Научная статья на тему 'ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИДЕРСТВА В СОВРЕМЕННОМ ДЕТСКОМ ДВИЖЕНИИ'

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИДЕРСТВА В СОВРЕМЕННОМ ДЕТСКОМ ДВИЖЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
142
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКИНЕТИКА ДЕТСТВА / ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ СОЦИОКИНЕТИКИ / МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ ДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ДЕТСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ / УРОВНИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ / ИНВАРИАНТЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ / КОММУНИТАРНОСТЬ ДЕТСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ / МЕТОДИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ / ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕННОМ ОБЪЕДИНЕНИИ / МЕЖВОЗРАСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ДЕТСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ / ЛИДЕР / ЛИДЕРСТВО В ДЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕННОМ ОБЪЕДИНЕНИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Малиновский Андрей Викторович

В статье с позиций новой области знания - социокинетики, изучающей социальное движение детей, описываются основные социально-психологические факторы и условия формирования воспитательного потенциала лидера детского общественного объединения, раскрывается структура и особенности социально-педагогической реальности детского общественного движения, её инвариативные свойства, особенности и психолого-педагогические принципы межвозрастного взаимодействия в детском объединении, особенности социального воспитания, раскрываются основные гуманистические константы воспитательного потенциала лидерства в современном детском объединении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UPBRINGING POTENTIAL OF LEADERSHIP IN THE MODERN CHILDREN’S MOVEMENT

In the article from the perspective of a new field of knowledge - sociokinetics studying the social movement of children - we describe the main socio-psychological factors and conditions for the formation of the upbringing potential of the leader of children’s public association; we reveal the structure and features of the socio-pedagogic reality of the children’s social movement, its invariant properties, features as well as psychological and pedagogic principles of inter-age interaction in the children’s association, features of social upbringing; we reveal the basic humanistic constants of the upbringing potential of leadership in the modern children’s association.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИДЕРСТВА В СОВРЕМЕННОМ ДЕТСКОМ ДВИЖЕНИИ»

Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27,

№ 4. С. 89-96. ISSN 2073-1426

Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2021, vol. 27, № 4, pp. 89-96.

ISSN 2073-1426

Научная статья

УДК 329.78

https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-89-96

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИДЕРСТВА В СОВРЕМЕННОМ ДЕТСКОМ ДВИЖЕНИИ

Малиновский Андрей Викторович, кандидат психологических наук, г. Александров, Россия, andrejmalinovsky@yandex.ru

Аннотация. В статье с позиций новой области знания - социокинетики, изучающей социальное движение детей, описываются основные социально-психологические факторы и условия формирования воспитательного потенциала лидера детского общественного объединения, раскрывается структура и особенности социально-педагогической реальности детского общественного движения, её инвариативные свойства, особенности и психолого-педагогические принципы межвозрастного взаимодействия в детском объединении, особенности социального воспитания, раскрываются основные гуманистические константы воспитательного потенциала лидерства в современном детском объединении.

Ключевые слова социокинетика детства, предмет и объект социокинетики, Международная ассоциация исследователей детского движения, социально-педагогическая реальность детского общественного движения, уровни социально-педагогической реальности, инварианты социально-педагогической реальности, коммунитарность детского общественного объединения, методические системы детского движения, воспитание в детском общественном объединении, межвозрастное взаимодействие в детском объединении, лидер, лидерство в детском общественном объединении.

Для цитирования: Малиновский А.В. Воспитательный потенциал лидерства в современном детском общественном объединении // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 4. С. 89-96. ISSN 2073-1426. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-89-96

Research Article

UPBRINGING POTENTIAL OF LEADERSHIP IN THE MODERN CHILDREN'S MOVEMENT

Andrey V. Malinovsky, Candidate of Psychological Sciences, Alexandrov, Vladimir Region, Russia, andrejmalinovsky@yandex.ru

Annotation. In the article from the perspective of a new field of knowledge - sociokinetics studying the social movement of children - we describe the main socio-psychological factors and conditions for the formation of the upbringing potential of the leader of children's public association; we reveal the structure and features of the socio-pedagogic reality of the children's social movement, its invariant properties, features as well as psychological and pedagogic principles of inter-age interaction in the children's association, features of social upbringing; we reveal the basic humanistic constants of the upbringing potential of leadership in the modern children's association.

Keywords: childhood sociokinetics, subject and object of sociokinetics, International Association of Children's Movement Researchers, socio-pedagogic reality of children's social movement, levels of socio-pedagogic reality, invariants of socio-pedagogic reality, communitarianism of children's public association, methodological systems of children's movement, upbringing in children's public association, inter-age interaction in children's association, leader, leadership in children's public association.

For citation: Malinovsky A.V. Upbringing potential of leadership in the modern children's movement. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2021, vol. 27, № 4, pp. 89-96. (In Russ.) https://doi. org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-89-96

© Малиновский А.В., 2021

Педагогика. Психология. Социокинетика -Ш № 4 89

С благодарностью и памятью о моих учителях и друзьях -А.Г. Кирпичнике и Т.В. Трухачевой

Взгляды на детство и юность как на подготовительный этап к жизни или как на самоценную жизнь растущих граждан гармонизировались и в общественном сознании, и в научных парадигмах. Документы, принятые ООН, а затем последовательно и Российской Федерацией, провозгласили права детей не только на их защиту, но и на возможность активного участия в жизни общества. Для научного мира и педагогической общественности стала очевидной позиция, выраженная академиком РАО Д.И. Фельдштейном, о том, что «детство составляет неотъемлемую часть общества, выступая как особый обобщенный субъект многоплановых, разнохарактерных отношений...», что детство «не социальный питомник, а развернутое во времени, ранжированное по плотности, структурам, формам деятельности социальное состояние, внутри которого сложно взаимодействуют дети и взрослые».

Общественная жизнь детей стала предметом и объектом глубокого и всестороннего осмысления научного коллектива Международной ассоциации исследователей детского движения (Л.И. Швецова, Т.В. Трухаче-ва, А.Г. Кирпичник) (далее - Ассоциация), которая в течение тридцати лет активных научных дискуссий и исследований смогла выделить самостоятельную междисциплинарную область научного познания феномена детского движения - социокинетику детства.

Социокинетика детства - особая научная область, совокупность научных знаний о детском общественном (социальном) движении [Детское движение: 317].

Объектом социокинетики является детское движение в системе государства и общества - как особое социальное явление, реально связывающее мир детства и мир взрослых; как специфическая форма в общественной жизни, объективно заключающая в себе механизм реализации основных гражданских прав и свобод ребенка.

Предмет социокинетики включает в себя: состояние и развитие детского движения и государства в обществе: тенденции, факторы, закономерности; сущность детских общественных объединений: процессы создания, функционирования, типы, виды, социальные связи и отношения; процессы развития личности в деятельности детских общественных объединений: факторы, условия, социальные роли и позиции детей и взрослых.

Кроме введения научной категории «социокинетика», выделим еще некоторые главные результаты деятельности научного сообщества Ассоциации [Социокинетика: 20], оказывающие непосредственное влияние на развитие научного знания о современном детском движении:

1. Обоснованы принципиально новые подходы к пониманию роли и значения детского общественного движения в современном обществе, сутью которого выступает утверждение, что коллективная деятельность детских и молодежных общественных объединений, направленная на решение актуальных социальных задач по обустройству доступных сторон общественной жизни, вызывает партнерское отношение со стороны старших поколений и государственных органов.

2. Определены роли, позиции, статус, функции взрослого в детском движении, где его основной задачей является осознание глубинных потребностей и интересов детей, привнесение в стихию детской самоорганизации конструктивной организованности и позитивной направленности.

3. Дана характеристика социальных, социально-педагогических и педагогических потенциалов детского движения как системного образования, интегрирующего авангардные социальные ценности, инициативы, опыт подрастающего поколения, атрибуты детской и молодежной субкультур, ориентированных на удовлетворение индивидуальных творческих потребностей в среде значимых сверстников и творческое преобразование окружающей действительности.

4. Впервые введено понятие и проанализирована категория «методических систем в детском движении», в каждой из которых комплексно рассматриваются содержательные, организационные, кадровые, финансовые и психолого-педагогические основы, включенные и обеспечивающие деятельность разнонаправленных движений в отечественной истории детского движения (пионерской организации, скаутской организации, коммунарского движения и др.)

5. Впервые введено понятие «социальные ресурсы детского движения» как «основанное на знаниях, житейском опыте или интуиции, совокупное состояние взрослого сообщества, включающее понимание сущностных характеристик детского движения, положительно окрашенные переживания относительно участия детей в детских общественных объединениях» [Детское движение].

6. Выделены и описаны две разновидности социального движения детей: стихийное детское движение, возникающее без специального влияния извне, и организованное детское движение, т. е. направляемое взрослыми, общественно значимое, самоорганизующееся, отличающееся солидарной активностью детей в социуме.

7. Выявлены формы и способы участия детей в жизни школы, общества, государства, проведен

анализ практики и возможных путей «строительства мира, пригодного для жизни детей с их участием» (по материалам Детского Фонда ООН ЮНИСЕФ)

8. Дана взвешенная оценка всесоюзной пионерской организации как социально-политического, культурного, нравственного, педагогического феномена социализма, действовавшего на территории СССР почти семь десятилетий. Пионерская организация была элементом политической системы страны, но вместе с тем она строилась на ценностях мира детства, создав первый опыт массового вовлечения детей в дела, связанные с жизнью общества и государства, на основе социально значимых ориентиров и позитивных идеалов в детской среде.

Таким образом, с позиции социокинетики феномен «детское общественное движение» выступает частью социального движения, актуальной формой общественной соактивности детей, выраженной в специфической социально-педагогической реальности детей и взрослых.

В отличие от предшествующего опыта научного познания, раскрывающего особенности социально-педагогической реальности до 90-х годов XX века, в которой первичные детские объединения действовали в рамках единой пионерской организации, актуальная социально-педагогическая реальность представлена самым широким спектром форм самодеятельности детей, их социальной самореализации: инициатив детей и их сообществ; деятельностью органов детского самоуправления; коллективные и индивидуальные поручения; самодеятельные клубы, группы разнообразной направленности; детские организации; движения социальной и профессиональной направленности [Алиева: 190].

Несмотря на несомненную специфику каждого конкретного детского объединения, существующего в конкретных временных и географических условиях, социокинетический взгляд на проблему позволяет выделить ряд устойчивых общих черт (уровней) социально-педагогической реальности детского движения:

- смысловой (целеценностный), определяющий направления деятельности детских объединений;

- содержательный, раскрывающий формы и направления достижения поставленных целей и ценностей;

- методический, описывающий совокупность содержательных, организационных, кадровых, финансовых и психолого-педагогических основ деятельности детского объединения;

- технологический, раскрывающий способы и технологии работы детских объединений во внутренней и внешней среде;

- позиционный, описывающий роль и позицию взрослого как индивидуальный способ реализации функций взрослого в детском объединении (идеоло-

гической, организаторской, развивающей, защитной, представительской, имиджевый).

Все эти компоненты структуры социально-педагогической реальности детского движения находятся во взаимодействии, взаимопроникают и дополняют друг друга при решении конкретных задач социальной практики. Доминантным уровнем является целеценностный, задающий смысл деятельности выбор тех или иных практических форм каждого детского объединения.

Особенностью методического и технологического уровней является то, что они аккумулируют в себе накопленный в ХХ-ХХ вв. исторический опыт привлечения детей к решению государственных социальных задач. Методические системы и технологии детских общественных объединений инвариатив-ны (неизменны) и обладают свойством надполи-тичности, постоянно трансформируются и находят применение в деятельности детских общественных объединений [Богуславский: 4]. Так, современный метод проектов, востребованный сегодня волонтерскими организациями, содержит в своей основе актуализированный коммунарский метод «коллективно-творческой деятельности».

Кроме инвариативного фактора методических систем их также характеризуют факторы, определяющие теоретические и практические подходы к методическим системам в детском движении на различных стадиях развития и современные вариативные методические системы, определяющие развитие детского движения в ближайшей перспективе.

Отечественные инвариативные факторы, характеризующие детские объединения России показательны:

1. Социально-философский фактор коммунитар-ности детского общественного объединения, состоящий в том, что интересы ребенка и взрослого реализуются не через социальные институты, не путём индивидуальных действий, а через объединение индивидов в «коммунитарные сообщества», представляющие собой самоуправляемые и децентрализованные группы, свободно формируемые индивидами на базе общих интересов, нравственных принципов социального равенства и социальной справедливости, миссианской направленности детских объединений, стремления нести передовые идеи как во внутренний социум, так и во внешнее окружение.

2. Социально-педагогический фактор использования детскими общественными объединениями различной направленности традиционных для нашей культуры педагогических форм: ритуалов, традиций, обрядов, игр, романтики, воспитания в природе и с опорой на природу ребенка, праздничности, где комплексной педагогической формой выступает инициация, или посвящение, члена детского объедине-

ния на более высокую ступень положения в организации по мере внутреннего роста ребенка и взрослого.

3. Психологический фактор, на котором базируются все детские объединения, заключающийся в формировании образа детского объединения, соответствующего: эмоционально-чувственным представлениям личности; выбору доминирующих отношений в детском объединении (авторитарные - манипуля-тивные - поддерживающие); возрастным социальным предпочтениям членов объединения (альтруистичность подростков, их готовность к деятельности для других; креативность подростков, их готовность к творческому преобразованию окружающего мира).

«Методическая система детского движения - это комплекс организации деятельности и отношений детей и взрослых, включающий в себя такие компоненты, как целеполагание, содержание и способы организации деятельности и отношений, результативность в её объективном и субъективном выражении» [Ответственный выбор: 25]. Описывая современные методические системы детских объединений, исследователи с большой долей успешности опираются на выделенные и описанные ранее инварианты методических систем пионерской организации, союза молодежи, скаутской организации и коммунаров и др.

Методическая система скаутинга «включает в себя: скаутский долг - это долг перед Богом, долг перед другими и долг перед собой; обещание и закон, учебу через дело, членство в малых группах; прогрессивные и стимулирующие программы» [Решетников: 25].

Методическая система пионерской организации основывалась на деятельности человека-коллективиста, устремленного в будущее: «Быть пионером - значит принимать участие в улучшении окружающей жизни, думать над тем, как это сделать» (Н.К. Крупская).

Методическая система коммунаров строилась на включении человека в личностно значимую деятельность как проявление заботы о его настоящем и будущем дне.

На современном этапе развития детского движения, обобщая опыт научного осмысления Ассоциации исследователей детского движения, можно утверждать, что методическая система современного детского объединения представляет собой сложное интегративное образование, включающее подсистемы последовательного взаимодействия двух и более алгоритмов организации процесса деятельности: взрослого (или взрослых), непосредственно или опосредованно причастных к данному объединению; последовательного действия процесса деятельности непосредственно участников детского объединения.

Оптимальное взаимодействие названных алгоритмов способствует движению названных подсистем к позитивному либо негативному результату.

Выделяя инварианты социально-педагогической концепции И.П. Иванова [Иванов: 8-12], переосмысливая и развивая его подход о «коллективной организации жизнедеятельности», отметим, что взаимодействие алгоритмов организации процесса деятельности целенаправленно формирует навык участия и, как следствие, - формирование характерного отношения ребенка и взрослого к окружающей жизни, к разным ее сторонам, к самому себе, помогает преодолевать возрастные кризисы и вопросы взросления человека посредством:

- прямой и косвенной передачи готового опыта, критичного его восприятия и возможности сформулировать собственную позицию;

- прямого и косвенного усвоения передаваемого опыта, с возможностью применить его для развития личностного потенциала;

- создания нового опыта во взаимодействии с взрослым человеком и сверстниками;

- обмена опытом между участниками общественного объединения;

- накопления и укрепления вновь создаваемого опыта в виде традиций объединения;

- преодоления отрицательного опыта;

- формирования отношения человека к окружающему миру и себе, охватывающего все стороны его жизни в детском объединении;

- воспитания как целенаправленного развития значимых качеств и отношений;

- самовоспитания взрослых;

- воспитания взрослых воспитанниками;

- самовоспитания воспитанников.

Под воспитанием здесь понимается, и организация личностного опыта жизнедеятельности подростка в контексте ценностной доктрины детской общественной организации [Детское движение: 34], и «процесс выработки у растущего человека личностных свойств и качеств, опыта социальных отношений в ходе совместной со сверстниками (и поддерживающими взрослыми), самостоятельно организуемой деятельности по обустройству доступных сторон окружающей и собственной жизни» [Детское движение: 34].

Важно, что взаимное влияние взрослых и детей в деятельности детского объединения имеет характер межвозрастного взаимодействия [Круглов: 9], в основе которого лежит межличностное и деловое (функциональное) общение и взаимоотношения индивидов в процессе совместных дел. Оптимальное межвозрастное взаимодействие способствует как эффективной реализации воспитательного потенциала первичного коллектива (детского объединения), так и личностному росту каждого члена детского объединения.

К педагогическим принципам организации межвозрастного взаимодействия как фактора эффектив-

ной реализации воспитательного потенциала детского объединения можно отнести: активное включение всех членов в разнообразную деятельность в различных формах, видах общения, взаимоотношений с учетом возрастных возможностей подростков; определение роли и позиции старших подростков по отношению к младшим товарищам; формирование позитивной эмоциональной атмосферы в детском объединении; совместная выработка этической базы межвозрастного взаимодействия.

В межвозрастном взаимодействии проявляются сложные совокупности актуальных и потенциальных характеристик человека как субъекта деятельности, формирующие актуальный и виртуальный воспитательный потенциал детского общественного объединения.

Воспитательный потенциал современного детского общественного объединения заключается, с одной стороны, в определенной целостности социально-психологических факторов, обуславливающих потребность личности в жизнедеятельности объединения, позицию субъекта (ребенка и взрослого) познания, деятельности, общения, права, творчества и саморазвития [Детское движение: 35]. С другой -в системе ценностей (социальная активность, творчество, действие/поступок, дружба и др.), целях и функциях, ключевых идеях, общественно и личностно значимом содержании деятельности, гуманистических отношениях, условиях для самосовершенствования и выбранной методической системе [Кабуш] детского общественного объединения.

Воспитательный потенциал детского общественного объединения выступает как средство личностного развития каждого члена объединения и проявляется в содержании деятельности объединения. Обеспечивает эффективность и продуктивность детского общественного объединения лидер организации.

Феномен лидерства является объектом научного и практического интереса уже давно. Его изучают социологи, психологи, педагоги и специалисты в области менеджмента, однако единого понимания содержания этого феномена и механизмов его формирования до сих пор не существует.

Слово «лидер», согласно Оксфордскому словарю английского языка, возникло в XIII в. Понятие же «лидерство» не обнаруживается до XIX века. Начало ХХ века ознаменовалось всплеском интереса к проблеме лидерства. После Второй мировой войны происходит проникновение понятия «лидер» в разные языки. Сегодня существует более 350 определений лидерства [Ерастова]

Лидер (от англ. Leader - ведущий) - лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного сообщества.

Лидерство - вид социального действия и психологического сотрудничества между лидером и последователями, основой которых является добровольность, а главными характеристиками - наличие перспективы, инновации, оправданный риск, созидание, активное вовлечение последователей в деятельность организации.

На каждом этапе развития общества существуют объективные и субъективные факторы, порождающие необходимость лидерства и, соответственно, в истории философской мысли формируются парадиг-мальные системы представлений о лидерстве, определяющие способы интерпретации этого феномена и оказывающие существенное влияние на формирование ценностей и символов, призванных осмыслить роль личности в историческом процессе. Многообразные определения лидерства, имеющиеся в современной литературе, можно объединить в 14 групп, которые несут разные функциональные смыслы и соответствуют развитию тех или иных теорий лидерства.

Обобщая различные теории и подходы к описанию лидерства, можно выделить основные сущностные характеристики лидерства в социально-педагогической среде детского общественного объединения: лидер имеет последователей, и именно последователи делают индивида лидером; лидерство формируется при взаимодействии, что уводит от понимания лидера как личности с определенным набором персональных качеств; лидера формируют действия и поступки, которые анализирует окружение. Поэтому лидерство рассматривается как межличностный феномен; лидерство основано на авторитете, которое определяется преданностью членов коллектива. Коллектив доверяет и принимает решения лидера, лояльно относится к его действиям, которые он формирует самостоятельно. При этом авторитет имеет психологическую природу, сформированную заинтересованностью людей. Следует отметить, что должностной авторитет в идеальном случае подкреплен деловым и моральным; лидерство основано на неформальном влиянии лидера, то есть описанный выше авторитет влияет на последователей, а не является формальным исполнением должностных инструкций. Здесь также проявляется отличие лидера от руководителя, где лидер не приказывает, а предлагает определенные решения; лидерство состоит из дискретных событий, которые можно назвать актами лидерства. Сферы взаимодействия лидера и коллектива имеют начало, достигают зрелости и завершаются. Лидерство определяется исходя из количества данных дискретных актов; лидерство понимается как когнитивный конструкт восприятия последователей, так как оно не наблюдается, а воспринимается на когнитивном уровне. Для успешного положения лидерства необходимо изучать факторы, которые воспринима-

ют последователи, и корректировать в соответствии с ними свое поведение.

Контент-анализ литературы и исследований в области социального лидерства, а также работа экспертных групп в рамках деятельности Международной ассоциации исследователей детского движения позволяет сделать вывод, что лидер детского общественного объединения - это личность, эффективно и продуктивно осуществляющая формальное и неформальное руководство в группе, обладающая необходимыми качествами и умеющая контролировать ситуацию. Его способ принятия управленческих решений включает формулирование задачи для подростков, обсуждение этой задачи вместе с ними и полное доверие объединению в принятии решения при умелом сохранении своего влияния на процесс и личной ответственности за его принятие [Социокинетика: 23].

Понимая под целью процесса управления детским общественным объединением персональный императив его лидера - сделать организацию результативной и эффективной в ближайшей и долгосрочной перспективе, а также выделяя в качестве главной це-леценностную характеристику социально-педагогической реальности детского движения, выделим гуманистические константы воспитательного потенциала лидерства в современном детском объединении:

1. К субъективным факторам процесса лидерства можно отнести личности самого лидера и последователей, взаимоотношения между ними и степень приверженности тому социальному коллективу, членами которого они являются. К объективным условиям лидерского процесса относится социальный контекст, который определяется совокупностью социальных, экономических, политических и культурных условий, характеризующих данный социум в данный конкретный исторический отрезок времени.

2. Взаимосвязь, взаимодействие и взаимовлияние четырех элементов лидерства (лидер, последователи, среда или социальный контекст, задача) являются очевидными, динамика социальной среды диктует необходимость изменения лидерских действий. Вероятно, постоянной константой внутри этих действий могут явиться ценности.

3. Лидерство не может быть сведено к набору личных качеств или каких-либо способностей индивида или группы индивидов, данных им от природы, а является особым видом межсубъектных отношений. Лидерству можно и должно обучиться.

4. Лидерство может быть присуще не индивиду как таковому, но роли, которую он исполняет в определенной общественной системе. С лидерством ассоциируются не все имеющие место в данной социальной общности влияния, но влияния целенаправленные. Процесс лидерства динамичен, гуманистичен и ценностен.

5. Лидерство является главным в понимании работы социальных институтов. Ценностное лидерство фокусирует свое внимание как на операциональности, так и на контекстуальности, вот почему оно имеет отношение как к лидерским действиям по созданию определенного контекста, внутри которого происходит организационный процесс, так и к особым технологиями. Вместе контекст и технологии относятся к межсубъектным взаимоотношениям, характеризующим общество. Лидерство всегда ориентировано на людей и на задачу. Это признается как тремя типами ранних моделей, так и новой ценностной моделью. Однако в формулу «люди - задача» вкладывается разный смысл. Хотя в ценностной теории одинаково большое значение придается как людям, так и задаче, но эта модель требует от лидера применения стиля руководства, ориентированного прежде всего на людей. В этом состоит одно из основных отличий ценностных теорий от предшествующих.

6. Все лидерские действия предполагают межсубъектное взаимодействие и взаимовлияние членов данного социума друг на друга.

Резюмируя все сказанное, отметим, что лидерство формируется при взаимодействии, что уводит от понимания лидера как личности с определенным набором персональных качеств. Лидера формируют действия и поступки, которые анализирует окружение. Поэтому лидерство рассматривается как межличностный феномен. Лидерство состоит из актов лидерства. Для успешного положения лидерства необходимо изучать факторы, которые воспринимают последователи, и корректировать в соответствии с ними свое поведение.

Лидерство - это одновременно наука и искусство. Это искусство, поскольку многие навыки и качества, необходимые для лидера, нельзя приобрести лишь с помощью учебников. Становление лидера происходит в процессе приобретения практического опыта и личного развития. Однако лидерство является также и наукой, поскольку требует обширных знаний, касающихся организационных процессов, и применения профессиональных навыков, направленных на достижение целей детского общественного объединения. Изучение различных аспектов лидерства позволит понять, сколь большое значение имеет эффективное руководство для успеха всего объединения и сколь трудно быть настоящим лидером. Кроме того, обучение позволит открыть в человеке те способности, о которых он раньше не знал. Изучение вопросов лидерства поможет человеку приобрести навыки, которые он в дальнейшем будет использовать на практике в повседневной жизни.

Лидерство в детском общественном объединении направленно на воспитание подрастающего поколения. Для проявления лидерства в сфере социальных

отношений необходимо гармоничное сочетание организаторских способностей, наличие коммуникативных навыков, профессиональная компетенция и личные качества, харизма взрослого. Именно в сочетании данных параметров заключается особенность взрослого лидера детского общественного объединения.

Список литературы

Алиева Л.В. Детское движение - субъект воспитания: Теория, история, практика: монография. М., 2002. 224 с.

Богуславский М.В. Детское движение в России: между прошлым и будущим: монография. Тверь, 2007. 112 с.

Воспитать человека: сб. нормативно-правовых, научно-методиче ских, организационно-практических материалов по проблемам воспитания / под ред. В.А. Березиной, И.А. Зимней и др. М., 2002. 384 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Детское движение: словарь-справочник / ред.-сост. Т.В. Трухачева, А.Г. Кирпичник. М., 2005. 544 с.

Ерастова А.В., Черкасова О.В. Лидерство: учеб. пособие / Мордовский государственный университет. Саранск, 2015. 73 с.

Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи / ред., сост. И.П. Иванов, И.Д. Аванесян, Е.В. Титова, Т.В. Трухачева. Рязань, 1994. 114 с.

Кабуш В.Т. Гуманистическая воспитательная система: теория и практика. Минск, 2001. 332 с.

Круглов В.В. Межвозрастное взаимодействие как фактор реализации воспитательного потенциала детского общественного объединения: автореф. ... дис. канд. пед. наук. М., 2010. 25 с.

Макаренко А.С. О воспитании молодежи: сб. избр. пед. произведений. 2-е изд. / под общ. ред. Г.С. Макаренко. М., 1951. 395 с.

Методический акцент: Книга о подходах к развитию компетенций методиста / сост. и ред. Т.В. Трухачева, А.Г. Кирпичник. М., 2012. 320 с.

Методические системы в детском движении: опыт и результаты: материалы науч.-практ. конф / ред.-сост. Т.В. Трухачева, А.Г. Кирпичник. Кострома, 1999. 74 с.

Основы социокинетики детства: пособие / сост., ред. Т.В. Трухачева, А.Г. Кирпичник. М., 2009. 528 с.

Ответственный выбор: курс на взаимодействие: сб. науч. работ / сост. и ред. А.Г. Кирпичник, Т.В. Трухачева. Кострома, 2014. 230 с.

Решетников О.В. Концепция развития общественной политики в современной России: монография. М., 2012. 168 с.

Современные гуманитарные подходы в теории и практики воспитания: сб. науч. ст. / сост. и отв. ред. Д.В. Григорьев. Пермь, 2001. 201 с.

Социокинетика: стратегия движения к созданию новой области знания / сост., ред. Т.В. Трухачева, А.Г. Кирпичник. М., 2010. 55 с.

References

Alieva L.V. Detskoe dvizhenie-subekt vospitanija: Teorija, istorija, praktika: Monografija [Children's movement-the subject of upbringing: Theory, history, practice: monograph]. Moscow, 2002, 224 p. (In Russ.)

Boguslavskij M.V. Detskoe dvizhenie v Rossii: mezh-du proshlym i budushhim. Monografija [Children's Movement in Russia: between the Past and the Future. Monograph]. Tver', 2007, 112 p. (In Russ.)

Vospitat' cheloveka: Sbor. normativno-pravovyh, nauchno-metodicheskih, organizacionno-prakticheskih materialov po problemam vospitanija [To educate a person: Collection of regulatory, scientific, methodological, organizational and practical materials on the problems of upbringing], ed. by V.A. Berezinaja, I.A. Zimnaja et al. Moscow, 2002, 384 p. (In Russ.)

Detskoe dvizhenie. Slovar-spravochnik [Children's movement. Dictionary-reference], comp., ed. by T.V Truhacheva, A.G. Kirpichnik. Moscow, 2005, 544 p. (In Russ.)

Erastova A.V., Cherkasova O.V. Liderstvo: ucheb-noeposobie [Leadership: a textbook]. Mordovskijgosu-darstvennyj univeristet [Mordovians State University]. Saransk, 2015, 73 p. (In Russ.)

Ivanov I.P. Zveno v beskonechnoj cepi [Link in an infinite chain], comp., ed. by I.P. Ivanov, I.D. Avanesjan, E.V. Titova, T.V. Truhacheva. Rjazan, 1994, 114 p. (In Russ.)

Kabush V.T. Gumanisticheskaja vospitatel'naja sistema: teorija i praktika [Humanistic upbringing system: theory and practice]. Mn., 2001, 332 p. (In Russ.)

Kruglov V.V. Mezhvozrastnoe vzaimodejstvie kak faktor realizacii vospitatel'nogo potencíala detskogo obshhestvennogo obedinenija: avtoref. ... dis. kand. pedagog. nauk [Inter-age interaction as a factor in realizing the upbringing potential of a children's public association: abstract. ... dis. candidate of pedagogical sciences]. Moscow, 2010, 25 p. (In Russ.)

Makarenko A.S. O vospitanii molodezhi. Sbornik iz-brannyh pedagogicheskih proizvedenij [About the upbringing of young people. Collection of selected pedagogical works], 2nd ed., ed. by G.S. Makarenko. Moscow, 1951, 395 p. (In Russ.)

Metodicheskij akcent. Kniga o podhodah k razvitiju kompetencij metodista [The book is about approaches to the development of the competencies of a methodologist], comp., ed. by T.V Truhacheva, A.G. Kirpichnik. Moscow, 2012, 320 p. (In Russ.)

Metodicheskie sistemy v detskom dvizhenii: opyt i rezul'taty: materialy nauch.-prakt. konf [Methodological systems in the children's movement: experience and results: materials of scientific and practical conference], comp., ed. by T.V. Truhacheva, A.G. Kirpichnik. Kostroma, 1999, 74 p. (In Russ.)

Osnovy sociokinetiki detstva-posobie [Fundamentals of childhood sociokinetics: stipend], comp., ed.

by T.V. Truhacheva, A.G. Kirpichnik. Moscow, 2009, 528 p. (In Russ.)

Otvetstvennyj vybor: kurs na vzaimodejstvie: sb. nauch. rabot [Responsible choice: a course on interaction: collection of scientific. works], comp., ed. by A.G. Kirpichnik, T.V. Truhacheva. Kostroma, 2014, 230 p. (In Russ.)

Reshetnikov O.V Koncepcija razvitija obshhestven-noj politiki v sovremennoj Rossii: monografija [The concept of the development of public policy in modern Russia: monograph]. Moscow, 2012, 168 p. (In Russ.)

Sovremennye gumanitarnye podhody v teorii i prak-tiki vospitanija: Sb. nauchn. Statej [Modern humanitarian approaches in the theory and practice of upbrin-

ging: Collection of scientific articles], comp., ed. by D.V Grigor'ev. Perm', 2001, 201 p. (In Russ.)

Sociokinetika: strategija dvizhenija k sozdaniju no-voj oblasti znanija [Sociokinetics: the strategy of movement towards the creation of a new field of knowledge], comp., ed. by T.V. Truhacheva, A.G. Kirpichnik. Moscow, 2010, 55 p. (In Russ.)

Статья поступила в редакцию 29.09.2021; одобрена после рецензирования 11.11.2021; принята к публикации 11.11.2021.

The article was submitted 29.09.2021; approved after reviewing 11.11.2021; acceptedfor publication 11.11.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.