Научная статья на тему 'Воспитательный потенциал казахстанского социума: стратегия социального партнерства'

Воспитательный потенциал казахстанского социума: стратегия социального партнерства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
133
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / SOCIAL PARTNERSHIP / СОЦИАЛЬНОЕ УЧАСТИЕ / SOCIAL PARTICIPATION / СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / SOCIAL POTENTIAL / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / EDUCATIONAL POTENTIAL / ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ / INSTITUTES OF SOCIALIZATION / СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ / YOUTH''S SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тесленко Александр Николаевич, Дмитриенко Елена Александровна

В статье раскрывается сущность социального и воспитательного потенциала, их особенности в рамках стратегии социального партнерства. Авторы обосновывают сущность и специфику воспитательного потенциала, который соизмеряется лишь с положительной культурообразующей энергией (возможностями), в то время как социальный потенциал может характеризовать и негативные свойства социальных явлений. Определение научного статуса категории «воспитательный потенциал» авторы связывают с диалектическим движением анализа понятия от общего через особенное к частному: потенциал -социальный потенциал культура духовный потенциал воспитательный потенциал. Воспитательный потенциал можно охарактеризовать как оптимальное многообразие воспитательных возможностей проявления, утверждения, функционирования и развития социально-педагогических организаций и социума в целом, обеспечивающее в той или иной степени социальное благополучие как своих собственных членов, так и средового окружения, партнеров, объектов взаимоотношений. Именно общественное благополучие всех и каждого социальных субъектов, объектов, находящихся в жизненной сфере данной системы или имеющих к ней отношение, является основным критерием ее социального потенциала, социальной ценности. Социальное партнерство как элемент гражданского общества гарантирует позитивную социализацию молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational Potential of the Kazakhstan Society: Strategy of Social Partnership

In the article the essence of the social and educational potential, its specificity in the frames of social partnership is revealed. The authors prove the essence and specificity of the educational potential which corresponds to positive culture-forming energy (possibilities), at the same time the social potential can have negative properties of social phenomena. Scientific status determination of the category «educational potential» is connected with the dialectic movement of the concept analysis from general through special to private: potential social potential culture intellectual potential educational potential. Educational potential can be characterized as an optimum variety of educational opportunities of manifestation, statement, functioning and development of social and pedagogical organizations and society as a whole, providing social wellbeing in some extent of their own members and environment, partners, relationship objects. Public wellbeing of all and every social subject, objects which are present in the vital sphere of this system or related to it, is the main criterion of its social potential, social value. Social Partnership, as an element of the civil society, guarantees positive socialization of the youth.

Текст научной работы на тему «Воспитательный потенциал казахстанского социума: стратегия социального партнерства»

УДК 373

А. Н. Тесленко, Е. А. Дмитриенко

Воспитательный потенциал казахстанского социума: стратегия социального партнерства

В статье раскрывается сущность социального и воспитательного потенциала, их особенности в рамках стратегии социального партнерства. Авторы обосновывают сущность и специфику воспитательного потенциала, который соизмеряется лишь с положительной культурообразующей энергией (возможностями), в то время как социальный потенциал может характеризовать и негативные свойства социальных явлений. Определение научного статуса категории «воспитательный потенциал» авторы связывают с диалектическим движением анализа понятия от общего через особенное к частному: потенциал -социальный потенциал - культура - духовный потенциал - воспитательный потенциал. Воспитательный потенциал можно охарактеризовать как оптимальное многообразие воспитательных возможностей проявления, утверждения, функционирования и развития социально-педагогических организаций и социума в целом, обеспечивающее в той или иной степени социальное благополучие как своих собственных членов, так и средового окружения, партнеров, объектов взаимоотношений. Именно общественное благополучие всех и каждого социальных субъектов, объектов, находящихся в жизненной сфере данной системы или имеющих к ней отношение, является основным критерием ее социального потенциала, социальной ценности. Социальное партнерство как элемент гражданского общества гарантирует позитивную социализацию молодежи.

Ключевые слова: социальное партнерство, социальное участие, социальный потенциал, воспитательный потенциал, институты социализации, социализация молодежи.

A. N. Teslenko, E. A. Dmitrienko

Educational Potential of the Kazakhstan Society: Strategy of Social Partnership

In the article the essence of the social and educational potential, its specificity in the frames of social partnership is revealed. The authors prove the essence and specificity of the educational potential which corresponds to positive culture-forming energy (possibilities), at the same time the social potential can have negative properties of social phenomena. Scientific status determination of the category «educational potential» is connected with the dialectic movement of the concept analysis from general through special to private: potential - social potential - culture - intellectual potential - educational potential. Educational potential can be characterized as an optimum variety of educational opportunities of manifestation, statement, functioning and development of social and pedagogical organizations and society as a whole, providing social wellbeing in some extent of their own members and environment, partners, relationship objects. Public wellbeing of all and every social subject, objects which are present in the vital sphere of this system or related to it, is the main criterion of its social potential, social value. Social Partnership, as an element of the civil society, guarantees positive socialization of the youth.

Keywords: social partnership, social participation, social potential, educational potential, institutes of socialization, the youth's socialization.

Условием устойчивого развития нашей страны, пережившей драматическую трансформацию политико-экономического устройства, является единство и согласие в обществе. Причем социальный консенсус по поводу возникающих в ходе общественного развития проблем и противоречий необходимо находить в диалоге, цивилизованных переговорах.

По сути речь идет об изменении мышления людей в том, чтобы рассматривать каждого человека, находящегося в зоне сотрудничества, не как пассивный объект благодетельности со стороны государства и общества, а в качестве стратегического ресурса, потенциал которого необходимо широко использовать, - как субъекта социальной практики. Этому призваны способствовать со-

вместные действия органов исполнительной власти, неправительственные организации и широкая общественность.

Утверждение местного самоуправления, развития самодеятельности населения, социальной инициативы широких слоев населения позволяют перейти к реализации принципа «социального участия», суть которого в делегировании государством части своих полномочий местным администрациям, НПО, хозяйствующим субъектам и т. д. Действующим механизмом стратегического достижения согласия, предотвращения негативных явлений в общественной жизни является социальное партнерство как элемент гражданского общества.

© Тесленко А. Н., Дмитриенко Е. А., 2014

Воспитательный потенциал казахстанского социума: стратегия социального партнерства

23

Социальное партнерство сравнительно молодо. Как эффективное средство регулирования социальных отношений между большими группами людей и слоями населения оно широко используется на Западе лишь в последние десятилетия. Сам термин появился после Первой мировой войны благодаря рождению теории социальных реформ (Л. Блан, П. Прудон, Ф. Лассаль и др.) - в противовес теории классовой борьбы (К. Маркс, В. И. Ленин и др.).

Если первоначально теория и практика социального партнерства строилась на разрешении противоречий между трудом и капиталом, то в конце ХХ века под воздействием НТР общество, с одной стороны, получило новые возможности для удовлетворения жизненных потребностей, с другой - повысило требования к качеству рабочей силы, ее профессионализму. Большую важность в этой связи приобрела социально-психологическая составляющая отношений между участниками общественной жизни - появилась необходимость в гуманизации отношений, в социальном диалоге.

Социальное партнерство - специфический тип общественных отношений, присущий цивилизованному обществу с рыночной экономикой. Характеризуется следующими чертами:

- отношения между субъектами, сторонами, имеющими наряду с тождественными интересами и принципиально различные, противоположные социальные, экономические, политические интересы;

- отношения ориентируются не на конфронтацию сторон, а на поиск, достижение социального консенсуса, при котором каждая из сторон достигает удовлетворения своих интересов;

- это отношения, в которых объективно заинтересованы все социальные группы, общество в целом, т.к. при нем достигается социальная стабильность, его прогресс [1, с. 193].

В последние годы мы наблюдаем широкий интерес к концепции социального партнерства в Казахстане. Мировая практика свидетельствует, что в институционализации механизмов социального партнерства важную роль играют взаимосвязи между различными элементами социальной системы общества.

Важнейшим компонентом любой социальной системы является его социальный потенциал. По определению И. Я. Писаренко, социальный потенциал - «это интегральный показатель нереализованных возможностей прогрессивных изменений социальной действительности. (...) Эмпи-

рические показатели отдельных слагаемых социального потенциала следует определить лишь условно, поскольку как только мы называем их таковыми, то обязательно предполагаем «подключение» к выделеному показателю других, параллельных или взаимоувязанных по вертикальному «срезу» [1]. Вполне очевидно, что социальный потенциал можно условно обозначить понятием «проектная мощность» социальной системы.

Социальный потенциал общественных систем интегрируется на многоуровневой системной основе. Ее главным векторами (параметрами) являются личностные и общественные социальные отношения, образующие некую относительную систему при сохранении своей автономности. Таким образом, социальный потенциал можно охарактеризовать как оптимальное многообразие социальных возможностей проявления, утверждения, функционирования и развития, то есть реального существования данной общественной системы, обеспечивающей в той или иной степени социальное благополучие как своих собственных членов, так и средового окружения, партнеров, объектов взаимоотношений. Именно общественное благополучие всех и каждого социальных субъектов, объектов, находящихся в жизненной сфере данной системы или имеющих к ней отношение, является основным критерием ее социального потенциала, социальной ценности.

Как системное сущностное образование социальный потенциал представляет собой интегрированные возможности своих системообразующих компонентов. Прежде всего, собственно человеческие возможности своих членов как субъектов социализации.

Общественные образования, обладающие всеми внешними свойствами социальных систем, особенно важным социальным потенциалом, принято считать институтами социализации. Именно они организовывают процесс социализации личности на основе определенных правил и процедур, обеспечивающих ее интеграцию в систему общественных отношений, направляют его на образование и совершенствование взаимоотношений, связей личности с различными социальными субъектами для достижения социально значимых целей и благонамеренных перспектив. Ценностная значимость институтов социализации, их сущностная основа, социальный потенциал формируется и реализуется не некими абстрактными силами, а ценностными устремлениями, культуро-преобразующими отношениями ее

индивидов, социальных субъектов, существующими в реальных условиях конкретного социума.

Следовательно, педагогическая сущность любого института социализации может быть определена не просто как некий социальный потенциал, а именно как воспитательный потенциал, ведь воспитание, по определению Л. С. Выготского, есть не что иное, как специально созданные (искусственные) культурологические условия, содействующие полноценному социальному развитию личности. Уточним, что понятие «потенциал» является междисциплинарной категорией, используемой в самых различных отраслях знаний для интегральной характеристики имеющихся в резерве источников той или иной энергии или возможностей исследуемого объекта выйти на более высокий уровень развития при необходимых благоприятных условиях. Если термин «воспитательный потенциал» изначально соизмеряется лишь с положительной культуро-образующей энергией (возможностями), то понятие «социальный потенциал» может характеризовать и негативные свойства социальных явлений, несущих в себе заряды агрессии, насилия, деградации и других негативных характеристик.

Воспитательный потенциал любого института социализации, как разновидность социального потенциала общественных систем, не образуется и не существует вне социальных процессов. Социальный процесс есть не что иное, как динамичная совокупность устойчивых актов взаимоотношений людей, выражающих определенную тенденцию изменения и сохранения их общественного положения (социального статуса) или образа жизни больших социальных групп, условий воспроизводства и развития каждого кон -кретного человека как личности, а также влияющих на социальное самочувствие, благополучие всех включенных в данный процесс социальных субъектов. В отличие от отдельных, единичных событий и явлений социальный процесс характеризуется протяжностью во времени, логической последовательностью, пространственными параметрами. Ему свойственны такие характерологические признаки:

- многократность повторения типичных социальных явлений, их массовое проявление с доминированием наиболее общих характерологических свойств;

- явно выраженная направленность на стабилизацию, укрепление, совершенствование и обогащение социальных отношений, систематизацию общественных формирований;

- относительная свобода социального выбора участников социального процесса, обусловленная мерой их личной ответственности, определяющая степень их самодеятельности, самостоятельности, автономности и уровень социального статуса в сложившейся системе общественных взаимоотношений;

- закономерность развития, обеспечивающая устойчивость, диалектическую стабильность, управляемость социального процесса [2, с. 109].

Качественные характеристики воспитательных отношений в социуме, обеспечивающих жизнедеятельность человека, в психолого-педагогической литературе рассматриваются как явление социализации, отражающие динамику и результаты усвоения и активного воспроизводства индивидом определенных социокультурных ценностей. Иными словами, социализацию можно рассматривать как реальную «включенность» человека в существующую систему общественных отношений, точнее, во взаимоотношения с материальным миром. Именно в процессах социализации наиболее полно проявляются и осуществляются развитие взаимоотношений индивида с окружающим миром собственно человеческими способами.

Результат социализации - освоение молодым человеком опыта, культуры человеческих взаимоотношений с социальной средой, которое сопровождается моделированием своего жизненного пространства и образа жизни, всей сферы личностного бытия. Особенности социализации личности во многом определяются качественным состоянием, сущностным потенциалом и реальными возможностями окружающей действительности или средовыми факторами, объективно обусловливающими актуальную ситуацию социального развития, взаимосуществования природы, человека и общества.

В современном обществе процесс социализации - это, прежде всего, овладение демократическими ценностями, нормами и культурными образцами. Результатом такой социализации в идеале является зрелый гражданин, не подверженный колебаниям политической конъюнктуры, способный без посторонней помощи и подсказки принять решение по важнейшим вопросам. Такой человек сам определяет свои позиции и делает выбор, несет ответственность за свое поведение, руководствуясь собственными представлениями о том, что входит в его обязанности и права.

В этом плане казахстанская молодежь демонстрирует значительные трансформации, выра-

Воспитателъный потенциал казахстанского социума: стратегия социального партнерства

25

жаемые в самооценке, поведении, ценностных ориентациях и проявляющиеся в общей социальной апатии, кризисе нравственных ценностей, падении престижа честного труда, росте гедонистических и потребительских настроений. Уве -личивается разрыв между растущими запросами молодежи и возможностями их удовлетворения. В значительной мере это обусловлено коммерциализацией и вестернизацией сферы культуры, популяризирующими через СМИ нравственные образцы и стиль жизни потребительского общества. Существующая низкая субъектная включенность молодежи в социально-политические процессы формирующегося гражданского общества развивает адаптационный механизм социализации, что значительно тормозит инновационные по своему характеру реформы в Республике Казахстан.

Библиографический список

1. Писаренко И. Я. Социальное партнерство [Текст] / И.Я Писаренко // Социологический словарь. - Минск, 2001.

2. Социальное партнерство [Текст] / под ред. Т. Заславской -М.: Экономика, 1999.

3. Тесленко А. Н. Социализация молодежи: педагогика отношений в социуме [Текст]: монография / А. Н. Тесленко. - Алматы, 2003

Переход от традиционного к современному типу общества связан с усложнением форм и условий освоения социальных ролей, гражданской идентификации со всеми сопутствующими правами и обязанностями. Поэтому современное общество обязано давать определенное время каждому молодому человеку для освоения этой роли и не только предоставить время, но и создать условия для ее освоения на необходимом уровне. Необходима целенаправленная, систематическая пропагандистская и просветительская работа в молодежной среде через СМИ и систему образования с целью формирования у молодежи партнерских и ответственных отношений. Такого рода социализация должна осуществляться и всеми социальными институтами, где происходит становление личности, формирование ее гражданских качеств и правовой культуры.

Bibliograficheskij spisok

1. Pisarenko I. YA. Sotsial'noe partnerstvo [Tekst] / I.YA Pisarenko // Sotsiologicheskij slo-var'. - Minsk, 2001.

2. Sotsial'noe partnerstvo [Tekst] / pod red. T. Zaslavskoj -M.: EHkonomika, 1999.

3. Teslenko А. N. Sotsializatsiya molodezhi: peda-gogika otnoshenij v sotsiume [Tekst]: monografiya / А. N. Teslenko. - А^1у, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.