Научная статья на тему 'Воспитательный потенциал кафедры общегуманитарных дисциплин и иностранных языков в формировании социальной компетентности студентов'

Воспитательный потенциал кафедры общегуманитарных дисциплин и иностранных языков в формировании социальной компетентности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕ / STUDENTS / EDUCATION / UPBRINGING / SOCIAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреева Л. Г.

В статье раскрывается воспитательный потенциал кафедры общегуманитарных дисциплин и иностранных языков в формировании социальной компетентности и комплекс форм воспитательной, способствующий достижению целиI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article an educating potential of the chair of the humanities and foreign languages in forming social competence and a complex of forms and methods of upbringing work helping to achieve goals are being thrown light on

Текст научной работы на тему «Воспитательный потенциал кафедры общегуманитарных дисциплин и иностранных языков в формировании социальной компетентности студентов»

ПОДГОТОВКА КАДРОВ

УДК 37.062.2

Андреева Л.Г., к. пед. н.

(Пятигорский ф-л СКАГС)

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАФЕДРЫ ОБЩЕГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН И ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

В статье раскрывается воспитательный потенциал кафедры общегуманитарных дисциплин и иностранных языков в формировании социальной компетентности и комплекс форм воспитательной, способствующий достижению цели.

In this article an educating potential of the chair of the humanities and foreign languages in forming social competence and a complex offorms and methods of upbringing work helping to achieve goals are being thrown light on.

Ключевые слова: студенты, воспитание, социальная компетенция.

Key words: students, education, upbringing, social competence.

В настоящее время многие отечественные и зарубежные исследователи утверждают необходимость формирования и развития социальной компетентности личности. Рассматривая социальную компетентность как некий «эмоциональный интеллект» личности, социологический словарь приводит следующее определение: «Социальная компетентность (социальный - межличностный; компетенция, от лат. competere - встреча) подразумевает способность индивида к межличностным отношениям. Человек является социально компетентным, если его индивидуальные способности и навыки отвечают требованиям межличностной ситуации [1:44].

Готовность личности к общению в социуме выражается в способности к адаптации, сотрудничеству, умению осознавать собственные возможности, выстраивать личностную парадигму развития с учетом требований, предъявляемых окружающим миром. Это направление воспитательной работы в вузе становится наиболее актуальным.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования предполагает формирование у выпускника

социально-личностных компетенций, включающих определенные умения и навыки, среди которых ведущее место занимают:

- умение ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и учитывать особенности ценностно-смысловых ориентаций различных социальных, национальных, религиозных и профессиональных общностей и групп в российском социуме;

- способность занимать гражданскую позицию в социальноличностных конфликтных ситуациях;

- навыки установления и поддержания социокультурной и меж-культурной коммуникации, обеспечивающие адекватность социальных и профессиональных контактов;

- умение осуществлять различные формы социального взаимодействия в целях обеспечения сотрудничества в решении социальных и профессиональных задач; способности к самообразованию и постоянному совершенствованию в профессиональной деятельности.

Кроме того, специалист с высоким уровнем развития социально-личностных компетенций владеет наследием отечественной научной мысли, направленной на решение общечеловеческих задач.

В свете данных стандартов содержание воспитания должно способствовать тому, чтобы в период обучения в вузе молодой человек включался во все формы общественного бытия, активной социальной жизнедеятельности, что и обеспечит формирование высокого уровня его социально-личностных компетенций. Все вышеперечисленное направлено на становление личности нового социокультурного типа:

- гуманной, понимающей высокую ценность человеческой жизни;

- духовной, обладающей развитыми потребностями в познании окружающей действительности, самопознании, поиске смысла жизни, общении с искусством, пониманием уникальности своего внутреннего мира;

- креативной, с развитым интеллектом, стремящейся к преобразующей деятельности, готовой к инновациям, способной к активной социальной жизни и творчеству;

- владеющей новейшими технологиями реализации профессиональных знаний в новой экономической и социокультурной ситуации [2:14]. Формирование вышеназванных качеств является одним из основных направлений воспитательной работы кафедры общегуманитарных дисциплин и иностранных языков (ОГДиИЯ) Пятигорского филиала ФГОУ ВПО СКАГС.

Приоритетными задачами профессорско-преподавательского состава кафедры являются:

- развитие коммуникативных, социальных и образовательных компетенций будущих управленцев и экономистов;

- повышение качества подготовки кадров управления в области внешнеэкономической деятельности;

- социальное взаимодействие с государственными структурами, организациями, включая сферу бизнеса;

- воспитание чувства патриотизма и любви к своей стране;

- преподавание дисциплин с учетом современных реалий управленческой работы;

- привлечение к преподаванию людей, имеющих высокую научно-педагогическую квалификацию и опыт преподавательской и руководящей работы.

Воспитательный потенциал кафедры в формировании социальной компетентности студентов реализуется в процессе преподавания таких дисциплин как «Иностранный язык» (английский, немецкий, французский, испанский), «Русский язык и культура речи», «Документационное обеспечение управления», «Риторика», «Психология и педагогика». Содержание учебных дисциплин нацелено на формирование профессиональных умений и навыков ориентации в том числе и в сложной системе общечеловеческих ценностей с учетом особенностей различных социальных, национальных, религиозных и профессиональных общностей и групп российского социума.

Особый профессиональный интерес студенческой молодежи вызывают дисциплины «Переговоры во внешнеэкономической деятельности» и «Контракт во внешнеэкономической деятельности», которые читаются на английском языке. Ведущей воспитательной целью, выдвигаемой в ходе изучения дисциплин, является формирование способности студентов к социальной адаптации, умению осознавать и оценивать собственные возможности, выстраивать парадигму личностного развития с учетом требований, предъявляемых окружающей действительностью.

Потребность молодежи в самоопределении, стремление к самоутверждению, самоусовершенствованию удовлетворяется на занятиях физической культурой, которые проводятся на кафедре как в традиционной форме, так и организуются согласно индивидуальным предпочтениям студентов. Помимо основных занятий по дисциплине ребятам предоставляется возможность заниматься фитнесом, пилатесом, посещать тренажерный зал, спортивные секции по волейболу, баскетболу, дзюдо.

Не менее важной, с точки зрения формирования готовности молодежи к социальному взаимодействию, является научно-

исследовательская работа преподавателей кафедры, которая ведется по следующим основным направлениям:

- теоретические и прикладные аспекты исследования языка управления и бизнеса;

- психолого-педагогическая подготовка управленцев в сфере профессиональной деятельности;

- лингвистика и межкультурная коммуникация: лингвистика диалога, прагмалингвистика, социопрагмалингвистика, лексическая семантика, перевод и переводоведение, лингвокультурология;

- лингвопедагогика: обучение деловой и экономической лексике.

- этнопедагогика и психология: семейная педагогика, теории нравственного воспитания; стрессоустойчивость управленцев в экстремальных ситуациях.

Сотрудники кафедры принимают участие в межвузовских, всероссийских и международных конференциях.

Привлечение к преподавательской деятельности, помимо штатных сотрудников, преподавателей российских и зарубежных высших учебных заведений позволяет не только удовлетворить потребность студентов в познании окружающей действительности, но и сформировать у них способность занимать гражданскую позицию в социальном, межнациональном и профессиональном общении.

В современных условиях приоритет имеет личность, которая обладает системой универсальных возможностей, владеющая культурой самоопределения в любых жизненных условиях. Соответствующим должно быть и образование, помогающее установить человеку направление его успешной деятельности. Это возможно только с помощью введения в систему высшего профессионального образования дополнительного образования различных направлений, которое в отличие от основного, определяет не знания дисциплин стандарта, а целостную культуру жизненного профессионального самоопределения.

Дополнительное образование в наше время один из самых динамично развивающихся компонентов современной образовательной системы. Оно трактуется как единый целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности [3]. Дополнительное образование - очень гибкий элемент системы и одновременно творческая развивающая среда, создающая разнообразие и альтернативность в системе образования, возможность свободного выбора в освоении дополнительных образовательных программ. Формированию умения выстраивать собственную личностную парадигму развития с учетом требований, предъявляемых окружающим миром, способствует

реализация программ дополнительного профессионального образования, разработанных преподавателями кафедры.

Студенчество занимает особое положение в социальной структуре общества, отличаясь высоким стремлением к личностнопрофессиональному самоутверждению, творческим потенциалом, активным интересом к практическому участию в социальных преобразованиях России, собственным отношением к различным сторонам общественной жизни страны. В этой связи актуальным становится своевременное получение и применение новых, востребованных рынком труда знаний по таким направлениям как «Документная лингвистика», «Административная риторика и деловое общение», «Основы коммуникативной презентации», «Повышение профессионализма управленцев в экстремальных ситуациях», «Основы стресс-менеджмента», «Психология профессиональной деятельности управленцев», «Международный бизнес и коммерция», «Менеджмент и маркетинг туристического и гостиничного бизнеса».

Актуализация воспитательного потенциала кафедры ОГДиИЯ обусловлена тем, что «в обществе имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на подрастающее поколение институтов социализации» [4:24], в частности семьи: зачастую родители сами испытывают кризис адаптации к реалиям современной действительности. Кроме того, в «социуме нарушена эффективно действующая система норм и правил, устанавливаемая взрослым сообществом по отношению к подрастающему поколению и реализуемая социальными институтами» [4:25]. Все эти противоречия приводят к острому «внутреннему конфликту, лишая молодых людей возможности занять активную социальную позицию, интенсифицируя, с одной стороны, откровенно потребительскую стратегию жизни, с другой - выраженное состояние аномии, проявляющееся в неверии, дезадаптивности, агрессивности. Выделенные внутренние и внешние конфликты проявляются и в сфере труда» [4:24]. Для преодоления обозначенных противоречий кафедрой ОГДиИЯ разработаны «Положение о работе психологической службы помощи студентам» и «Программа работы психологической службы помощи студентам». В рамках этого направления проводится коллективная (лекции для студентов и кураторов по проблемам социальной адаптации, стрессоустойчивости) и индивидуальная (личные беседы, консультации, тьюторская помощь в разработке личностной парадигмы развития) работа.

Анализ специфики контингента выпускников высших учебных заведений на рынке труда показывает, что наряду с низким уровнем правовой грамотности, информированности о рынке труда, об услови-

ях дальнейшего трудоустройства, обучения, занятости молодежь отличает отсутствие опыта профессиональной деятельности, психологическая неготовность к самостоятельным действиям, низкий уровень активности, инициативности, мотивированности. Для решения этой проблемы в воспитательной работе кафедры используются инновационные формы и методы, направленные на формирование у студентов опыта гражданского действия. К ним относятся деловые игры, моделирующие работу фирмы, участие в которых требует от студентов сосредоточенности, готовности к самостоятельному поиску выхода из сложившейся ситуации, творческой и социальной активности. Проведение подобных мероприятий на иностранном языке способствует погружению в языковую и социокультурную среду, актуализирует лингвистические навыки учащихся.

Средства и методы социального образования не должны быть отделены от конкретных ситуаций, в которые попадает каждая возрастная группа, и от социального строя, в котором формируются. Поэтому интересным для современных студентов является предложение о самостоятельном создании пакета документов, обеспечивающего управление организацией. Используемый преподавателями кафедры способ моделирования ситуации позволяет не только придать социальную направленность процессу освоения учебного материала, но и подвигнуть студентов к различного рода инновациям в данной практической сфере.

Сегодня социальное образование должно быть сфокусировано на достижении двух взаимосвязанных целей: успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвитии человека как субъекта гражданской деятельности. Именно поэтому ряд воспитательных мероприятий, проводимых на кафедре ОГДиИЯ, нацелен на формирование опыта гражданских действий.

Рассматривая гражданственность как «интегративное качество личности, основными составляющими которого являются гармонически сочетающиеся честь и достоинство, совесть и справедливость, внутренняя дисциплинированность и свобода, уважение и доверие к другим гражданам, патриотизм и интернационализм, долг и ответственность перед собой, своей семьей, городом, страной, планетой» [1:28-34], профессорско-преподавательский коллектив кафедры уверен, что эффективной социализации студенческой молодежи способствует комплексное решение ряда задач нравственного, правового и социально-политического воспитания. Компоненты нравственного воспитания, основанные на принципах морали и этики, придают действиям личности соответствующую окраску. Правовой признак граж-

данственности выражается в сознательном и активном выполнении гражданских обязанностей и гражданского долга перед государством, обществом, разумном использовании своих гражданских прав, точном соблюдении правовых установлений и законов. Социальнополитический признак гражданственности прослеживается через комплекс чувств, взглядов, идей, убеждений, принципов, отношений, поступков человека[1:28-34].

Интересной формой воспитания, позволяющей соединить все выше названные компоненты, является «Метод социальных проектов». Перед студентами ставится задача - оказать благотворительную помощь детям, проживающим в подшефном детском доме. Средства, необходимые для покупки подарков, можно заработать на ярмарке. Чтобы ярмарка прошла интересно и привлекла максимальное количество покупателей, необходимо найти компонент, объединяющий всех: студентов, преподавателей, сотрудников вуза. В качестве такого компонента кафедра общегуманитарных дисциплин и иностранных языков предлагает использовать диалог культур. Изготовление и продажа блюд национальной кухни дает студентам возможность рассказать об уникальной культуре своего народа, а продажа блюд - оказать действенную помощь детям, которые лишены семьи. Поездка в детский дом, общение с ребятами, оставшимися без попечения родителей, помогает осознанию родительской ответственности.

Таким образом, при формировании социальных компетенций кафедра ОГДиИЯ использует различные опережающие, адаптационные, развивающие профориентационные программы социального обучения. При построении и реализации этих программ коллектив кафедры опирается на реализацию трех основных моментов:

- обеспечение единства профессиональной и жизненной перспективы молодежи;

- обеспечение профессиональной и социальной мобильности, смены профессиональных ролей в течение жизни как естественного процесса;

- формирование психологической готовности к реализации индивидуальных жизненных моделей.

Такой подход направлен на развитие индивидуальных ресурсов и возможностей личности, ее активизацию, формирование социальной компетентности, новых стратегий социально-профессионального поведения, поведенческих установок и ценностных ориентаций, отражающих новые социальные экономические реалии, обеспечение социальной и профессиональной мобильности.

Литература

1. Социологический словарь / Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москви-чева, О.Е. Чернощек. М.: Норма, 2008.

2. Кагерманьян В.С. Концептуальные основы формирования систе-

мы воспитания социально активной личности студентов // Организация развивающего воспитательного пространства вуза: сборник научно-

методических материалов / Сост. И.И. Зарецкая. М.: АПК и НПРО, 2005.

3. Закон РФ «Об образовании». М., 2002.

4. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. № 11. 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.