ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
осуществляется как один из дополнительных, а не ведущих компонентов. Поэтому взаимопонимание как феномен познания, общения и отношений людей в контексте психосоциальной работы остается пока еще обычно вне системного и развернутого рассмотрения.
Началом решения вопроса могла бы быть специальная подготовка психологов для учреждений социального обслуживания или углубленная подготовка социальных работников с разработкой программ теоретической и практической специализации «психосоциальная работа», развернутые компаративистские иссле-
дования практик профессионального взаимодействия социальных работников разных специализаций, включая психологов. Для этого необходимо осуществить анализ социальной работы как деятельности, выделить ее «личностные компоненты», отражающие особенности «профессиограммы» специалиста, изучить не только внешние, но и внутренние, ценностно-смысловые аспекты взаимодействия социального работника с клиентом: их взаимоотношения, то, как они складываются и проявляются в процессах и результатах взаимопонимания.
Литература
1. Минигалиева М.Р. Проблемы практической подготовки психосоциальных работников. Калуга, 2013.
2. Обучение практике социальной работы / Под. ред. М. Доэла и С. Шадлоу. М., 1997.
3. Обучение социальной работе: Преемственность и инновации / Под. ред. Ш. Рамон и Р. Сарри. М., 1996.
4. Фирсов М.В. Концепция социального образования. М., 2002.
УДК 372.893
■ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО СТАНДАРТА
Е.А. Крючкова*
Аннотация. Рассматривается механизм реализации воспитательных задач школьного исторического образования, предлагаемый в историко-культурном стандарте.
Ключевые слова: воспитание, российская гражданская идентичность, базовые национальные ценности, ценностное отношение, историко-культурный стандарт.
EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE HISTORICAL AND CULTURAL STANDARD
EA. Kryuchkova
Abstract. The article looks at the mechanism for achieving the educational goals of teaching history suggested in the historic and cultural standard.
Keywords: education, Russian national identity, basic national values, value based relationships, historic and cultural standard.
© Крючкова Е.А., 2016 Статья опубликована в открытом доступе на сайте sovnauka.com
* КРЮЧКОВА ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВНА,
старший научный сотрудник центра социально-гуманитарного образования, кандидат педагогических наук Институт стратегии развития образования Российской академии образования Контакты: ул. Макаренко, д. 5/16, Москва, Россия, 105062 E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Научная специальность 13.00.02 — Теория и методика обучения и воспитания
Новым этапом модернизации исторического образования является разработка историко-культурного стандарта (2014 г.), призванного ввести единые подходы в преподавании отечественной истории в школе.
В обстановке обострения геополитической и финансово-экономической ситуации в мире, в России была принята концепция единого учебно-методического комплекса по истории, составной частью которой стал историко-культурный стандарт. Большинство учителей (по результатам анкетирования, проведенного лабораторией дидактики истории ИСМО РАО в 2014 г., 63%) позитивно восприняло эту новость, что свидетельствует о необходимости решения накопившихся в историческом образовании проблем, основная из которых — различные подходы к сложным вопросам истории России.
Место историко-культурного стандарта в системе базовых документов, действующих в сфере школьного исторического образования, определяется его теоретико-методологическим значением. Он призван обеспечить выполнение на новом качественном уровне нормативных документов, каковыми являются «Закон об образовании», «ФГОС основного общего образования», «ФГОС среднего (полного) общего образования».
Историко-культурный стандарт — это ответ вызовам, с которыми столкнулась Россия и российское образование. Школьный предмет «История» всегда имел особую мировоззренческую ценность, как проводник государственно-патриотической политики в области образования. Одни из вызовов — переосмысление своей истории новыми суверенными государствами, возникшими на постсоветском пространстве. Образ России и российская история в учебниках этих стран искажены (страны Прибалтики, Украина). Подчеркнем, что создание и распространение исторической мифологии как инструмента политической борьбы издавна принята в странах Западной Европы и США («Завещание Петра Великого» — фальшивка XVIII в., которую до сих пор используют западные исследователи и политики, занимающиеся вопросами геополитики.). Другие вызовы носят социально-экономический характер. Таким образом, российское образование сегодня — ресурс инновационного развития общества.
Основная цель введения историко-культурного стандарта — повышение качества школьного исторического образования, его соответствие современному уровню развития исторической науки и педагогики, методики
преподавания истории, потребностям общества и государства, ориентированным на инновационные подходы и продвижение по пути цивилизационного развития, максимальное использование воспитательного, развивающего и образовательного потенциала истории, учет недостатков предыдущего этапа модернизации, в частности чрезмерной политизированности в преподавании истории. Школьная история должна быть ориентирована на сплочение общества, формирование гражданской солидарности, активной жизненной и гражданской позиции, помогать школьникам в приобретении социокультурной и гражданской идентичности, ориентировать на нравственные примеры высокого служения Отечеству.
В ИКС заложен линейный принцип построения предмета взамен действующего сегодня концентрического, что меняет методические приоритеты при конструировании школьных курсов истории (сегодня в старшей школе используется проблемный метод освоения учебного исторического материала на базе уже изученного).
Одна из приоритетных тематических линий историко-культурного стандарта — создание единого историко-культурного и информационно-образовательного пространства.
По мнению разработчиков проекта ИКС, общие подходы к преподаванию истории образуют единое образовательное поле в обучении истории, помогут вычленить в содержании исторического образования и тот материал, который всегда работал на воспитание гражданско-патриотических качеств личности, и сориентировать на осмысление ценностного компонента, что стало возможным в результате обновления исторического содержания.
Историко-культурный стандарт усиливает те содержательные моменты в обучении истории, которые направлены на формирование гражданской идентичности школьников (общая историческая судьба народов России, создание единого многонационального государства, формирование российской нации, складывание общероссийского менталитета, исторически сложившиеся формы межнационального общения и взаимодействия во всех сферах государственной и общественной жизни, традиционные религии России и их роль в системе общественных отношений, значение России в мировой истории, значимые достижения науки и культуры, образ России и россиян в мире и др.).
Проанализируем основные методологические подходы к изложению и структурированию учебного материала в свете их воспитательного потенциала.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Многоуровневость истории показывает систему вертикальных связей: общероссийская история, региональная, история народов, локальная история, история семьи (формирование российской гражданской идентичности, социальной идентичности в широком смысле). Многофакторный характер истории раскрывает все стороны развития общества и государства: экономика, политика, культура, традиционные религии и др. (формирование исторического мышления как основы российской идентичности). Историко-антропологический подход раскрывает цивилизационное развитие как результат деятельности субъектов истории, дает представление о деятелях отечественной и зарубежной истории, наполняет школьную историю смыслами и мотивами деятельности (формирование мотивации, способности к оценочно-ценностной деятельности, эмоционально-ценностного отношения к истории). Историко-культу-рологический подход показывает формирование единого историко-культурного пространства России, особенности цивилизаций и культур (межкультурный диалог, уважение к другим культурам и народам, толерантность и др.) [3, с. 3].
На решение задач формирования российской идентичности направлена и тематическая линия, показывающая роль России в мировой истории. Привлекаемые в этой связи контекстные знания по всеобщей истории помогают увидеть в сравнительно-историческом ключе процессы и явления мировой истории, ци-вилизационное развитие стран Европы и мира, общее и особенное в развитии национальных культур, что поможет объективно оценить вклад России в мировую культуру и науку.
Историко-культурный стандарт актуализирует нравственный пример в воспитании школьников. Разработчики стандарта создали галерею деятелей отечественной истории. Новшеством стало активное использование гендерного принципа, ранее не культивируемого, в отборе исторических личностей. Другим принципом стало обращение к истории религий, активное введение в историко-культурный оборот фактов из истории религиозно-культурной жизни, включение в перечень исторических лиц религиозных деятелей. Изучение традиционных религий России в культурологическом аспекте способствует объективно-историческому подходу в освещении приоритетов в духовно-нравственном развитии общества.
Нововведением стало и прямое формулирование оценочных суждений и выводов. В 1990-е гг. авторами программ и учебников был взят на вооружение принцип объективности и беспристрастности в изложении исторических событий, согласно которому автор не навязы-
вает субъекту познания — ученику — своей точки зрения. Тогда в практику подготовки учебников истории был внедрен принцип вариативности. Разработчики концепций учебников истории нового поколения и авторы учебной литературы активно вводили в процесс обучения способы и методы работы профессиональных историков: работа с историческими источниками разных типов, с точками зрения и мнениями историков-ученых. Так вырабатывались новые виды учебной познавательной деятельности школьников. Работа с ценностным компонентом исторической информации, формулирование собственных оценочных суждений и оценочных выводов — эти аспекты учебной деятельности развивали и обогащали личность учащихся. ИКС предусматривает работу с точками зрения и оценками, но в то же время стандарт дает ключевые версии и оценки событий, что ограничивает возможности учащихся в оценочной деятельности.
Принятие историко-культурного стандарта выявило две тенденции в развитии исторического образования. Первая — позитивная — выражается в снятии противоречий в преподавании истории, выявлении содержания, актуального для формирования патриотических и нравственных качеств личности (борьба за независимость Отечества и другие близкие сюжеты); создание единого образовательного пространства, формирование единой системы базовых национальных ценностей. Вторая — негативная: сужение возможностей для личностной интерпретации явлений, событий и деятелей отечественной истории, для развития творческих сил и способностей учащихся.
Учитывая возможности открытого информационного общества, существует вероятность, что школьники столкнутся с недостоверными мнениями и оценками, более привлекательными для восприятия. Поэтому педагогам следует обратить внимание именно на деятель-ностный компонент обучения. Учащиеся, освоившие в школе способы и методы реконструкции исторической реальности, смогут убедительно аргументировать свою позицию, активно противостоять любым попыткам фальшивой интерпретации истории России и ее роли во всемирной истории.
Противоречия историко-культурного стандарта следующие:
1) линейный принцип преподавания истории, введенный в ИКС, делает неэффективной, предусмотренную ФГОС среднего (полного) образования, уровневую дифференциацию (базовый и профильный уровни), а, соответственно, уменьшает возможности использования мотивации к изучению истории как воспитательного ресурса;
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
2) формулирование готовых оценочных выводов затрудняет осмысление истории на личностном уровне, объективно создает мотивы и предпосылки для поиска учащимися ответов за пределами школьного курса истории;
3) расширение знаниевого компонента (перечень персоналий, событий, хронологии) и необходимость усвоения этого учебного материала уменьшает возможности творческой самостоятельной деятельности учащихся, привносит определенные педагогические риски (необходимость освоить весь знаниевый материал, ориентация на ОГЭ и ЕГЭ);
4) снижение возможностей для реализации принципа вариативности в преподавании истории.
Таким образом, историко-культурный стандарт, с одной стороны, продолжает линию, начатую в 1990-е гг., которая заключается в обогащении методологии и фактологии преподавания школьной истории за счет введения перспективных теоретических и тематических направлений развития фундаментальной науки, с другой стороны, снижает дидактические возможности предмета, ограничивая выбор способов и направлений размышлений учащихся над некоторыми темами.
Литература
1. Байбородова Л.В. Повышение воспитательных возможностей уроков истории // Преподавание истории и обществознания в школе. 2010. № 1.
2. Вяземский Е.Е., Синельников И.Ю. Воспитательный потенциал школьного исторического образования: основные подходы к пониманию и реализации // Преподавание истории и обществознания в школе.
2014. № 9—10.
3. Историко-культурный стандарт // Концепция единого учебно-методического комплекса по Отечественной истории. URL://http://www./Mstrf.ra/ra/ЫbHoteka/book/kontsieptsiia-novogho-uchiebnomietodichieskogho-kompHeksa-po-otiecЫestviennoi-istorii
4. Коростелева А.А. Методологические основы реализации воспитательного потенциала при изучении духовно-нравственной культуры в курсе «Обществознание» // Проблемы современного образования.
2015. № 2.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М., 2012.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. М., 2013.