Научная статья на тему 'ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА В ШКОЛЕ'

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
365
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ШКОЛА / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шипицин Антон Игоревич

Выявляются особенности современного искусства, позволяющие использовать его в качестве содержательной основы духовно-нравственного воспитания учащихся общеобразовательной школы. Обосновывается важность включения современного искусства как отдельного компонента в структуру школьного образования. Приводятся конкретные примеры наличия ценностно-смысловой составляющей в произведениях современного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шипицин Антон Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE MODERN ART AT SCHOOL

The article deals with the peculiarities of the modern art allowing to use it as the semantic basis of the spiritual and moral education of the students of the secondary general school. There is substantiated the importance of including the modern art as a separate component in the structure of the school education. There are given the concrete examples of the existence of the axiological orientation in the works of the modern art.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА В ШКОЛЕ»

известия вгпу

9. Vuorikari R., Punie Y., Carretero Gomez S., Van den Brande G. DigComp 2.0: The Digital Competence Framework for Citizens. Update Phase 1: The Conceptual Reference Model. Luxembourg Publication

Office of the European Union, 2016.

* * *

1. Merkulova O.P., Mihajlova N.S. Metodiche-skie predposylki razrabotki sredstv diagnostiki aka-demicheskoj kompetentnosti studentov vuza [Elekt-ronnyj resurs] // TekhnoOBRAZ' 2017: Innovacii v obrazovanii: sb. nauch. st. uchastnikov XI Mezhdunar. nauch. konf. (Grodno, 14-15 marta 2017 g.). Grodno, 2017. URL: http://depository.bas-net.by/EDNI/ Deposits/Details.aspx?Id=483 (data obrashcheniya: 20.11.2020).

2. Merkulova O.P. Praktikum akademicheskoj kompetentnosti. Kak uchit'sya v vuze uspeshno i samostoyatel'no? [Elektronnyj resurs]: ucheb. posobie. Saratov, 2018. URL: http://www.iprbookshop.ru/ 72463.html (data obrashcheniya: 20.11.2020).

3. Morozov A.I. Refleksivnaya poziciya v struktu-re akademicheskoj kompetentnosti studentov // Strizh: stud. elektron. zhurn. 2020. № 2. S. 85-90.

4. Shtorm pervyh nedel': kak vysshee obrazovanie shagnulo v real'nost' pandemii / A.V. Klyagin [i dr.]; Vyssh. shk. ekonomiki, In-t obrazovaniya. M.: NIU VSHE, 2020.

Academic and digital competencies: tendencies, peculiarities and structural interrelation

The article deals with the basic tendencies of the researches in the sphere of the academic and digital competencies, the peculiarities and significance of their structural interrelation in the context of e-learning. There is conducted the theoretical analysis of the concept of the digital competence DigComp framework 2.0 with the substantiation of the significance of the positive concepts in the practical resolution of the conflicts of the practice of e-learning.

Key words: academic competence, digital competence, digital literacy, digital prosperity, e-learn-ing, digital environment.

(Статья поступила в редакцию 16.12.2020)

А.и. Шипицин

(Волгоград)

воспитательные возможности современного искусства в школе*

Выявляются особенности современного искусства, позволяющие использовать его в качестве содержательной основы духовно-нравственного воспитания учащихся общеобразовательной школы. Обосновывается важность включения современного искусства как отдельного компонента в структуру школьного образования. Приводятся конкретные примеры наличия ценностно-смысловой составляющей в произведениях современного искусства.

Ключевые слова: современное искусство, духовно-нравственное воспитание, школа, развитие личности.

В деятельности школьных учителей традиционно большое место занимает воспитательная работа, что вытекает из миссии профессии и предписаний образовательной и культурной политики государства. С вступлением в силу поправок в закон «Об образовании в РФ» по вопросам воспитания обучающихся 1 сентября 2020 г. воспитательная функция нормативно закрепляется не только за школой, но и за другими образовательными организациями -училищами, колледжами, университетами, которые в обязательном порядке должны интегрировать воспитательную работу в свои образовательные программы. В этой связи особое значение приобретает проблема поиска содержательного основания духовно-нравственного воспитания учащихся, разработки критериев отбора актуального материала, адекватного современному этапу развития общества, сталкивающегося с новыми вызовами и угрозами.

В отечественной педагогической науке вопросам духовно-нравственного воспитания уделяется повышенное внимание, что обусловлено как приоритетностью этой задачи для современного образования, так и сложностью самого изучаемого предмета. В рамках аксиологического подхода, разработанного с исполь-

* Исследование выполнено при поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00809.

Funding: The reported study was funded by RFBR, project number 20-013-00809.

О Шипицин А.И., 2021

зованием философского, культурологического, психологического знания, духовно-нравственное воспитание рассматривается как ценностно-смысловой феномен, представляющий собой педагогически организованный, целенаправленный процесс присвоения воспитанником ценностей, как совместный поиск педагогом и ребенком «ценностных оснований, целей, смыслов, содержания жизни» [5, с. 82]. Волгоградские ученые И.А. Соловцо-ва, Е.А. Сиротина выделяют в содержании духовно-нравственного воспитания внешнюю и внутреннюю стороны. Внешнее содержание -это непосредственно тот материал, который предлагается воспитанникам и источником которого выступает культура - исторические события, жизненные ситуации, научные открытия, произведения искусства и т. д. Внутреннее содержание - это ценности и смыслы, лежащие в основе того или иного явления культуры [8, с. 3-8].

В своей профессиональной деятельности педагоги нередко сталкиваются с проблемой поиска и отбора воспитательных кейсов, полагаясь чаще всего на собственную интуицию, опыт и личные предпочтения, что может привести к ситуации, когда отобранный материал актуален для воспитания педагога, но не учащегося. Это замечание в полной мере относится к искусству как культурному феномену с ярко выраженной воспитательной и социализирующей функциями. Неслучайно в решении задач духовно-нравственного воспитания учащихся в школе особая роль отводится предметам художественно-эстетического цикла - изобразительному искусству, литературе, музыке, МХК.

Однако на уроках и в методических разработках перечисленных предметов, в воспитательных мероприятиях учителей представлено преимущественно классическое искусство, причем с явным акцентом на его западноевропейский вариант, что отрывает современную образовательно-воспитательную модель российской школы от реальности, когда художественные практики второй половины ХХ - начала XXI в. остаются вне поля зрения нескольких поколений, в результате чего общая картина мира выпускника страдает неполнотой. В связи с этим изучение возможностей использования современного искусства в воспитательных целях и его внедрения в школьные образовательные программы становится крайне актуальным для формирования свободной, нравственной, культурной личности с

кие науки -

развитым творческим мышлением, эстетическим восприятием и открытостью к диалогу.

На сегодняшний день универсальной и однозначной трактовки современного искусства так и не сложилось. В данной статье под современным искусством мы понимаем искусство, которое берет свое начало с 1970-х гг. и обозначается в профессиональном языке искусствоведов термином contemporary art. «Это профессиональное поле, в котором главными ценностями считаются эксперимент и критический взгляд на вещи. Из этого следуют все остальные характеристики этого поля - муль-тимедийность, открытость, связь с теорией, внимание к повседневному, к контексту работы, к идеям художника, ключевая роль институций» [11, с. 12]. Такое искусство отличается подвижностью и условностью границ, широким спектром видов, направлений (живопись, скульптура, перформанс, диджитал-арт, ленд-арт, граффити, инсталляция и др.).

Как показал анализ научной литературы, проблема духовно-нравственного воспитания школьников средствами классического искусства в нашей стране изучена достаточно подробно и разносторонне (В.А. Беляева, 2014; Т.Г. Русакова, 2014; Р.И. Лозовская, 2017; Н.Е. Щуркова, 2017; Е.Н. Коробкова, О.П. Ха-бибулина, 2019). Однако исследований, посвященных воспитательному потенциалу современного искусства, почти нет. В ряде статей рассматриваются лишь отдельные аспекты этой темы (Е.П. Олесина, 2015; С.Г. Додонова, 2016; С.А. Егорычева, 2017).

Таким образом, одной из насущных задач на сегодняшний день является обнаружение и анализ общих специфических черт современного искусства, которые позволяют использовать его в качестве содержательной основы духовно-нравственного воспитания учащихся российской школы. Кратко рассмотрим их безотносительно учета возрастных ограничений, а также индивидуальных свойств реципиента.

1. Важнейшей особенностью современного искусства является его повышенный интерес к настоящему, что справедливо подчеркивает российский культуролог С.Т. Махлина: «Основная черта современного искусства -концентрация на современности, его документация. Как правило, содержание многих произведений не отсылает нас к прошлому и не обращается к будущему. В центре внимания -современность. Основное содержание - сегодняшний день» [6, с. 321]. В отличие от клас-

сических образцов мировой художественной культуры, произведения современного искусства сопричастны времени, в котором живут школьники, поэтому они лучше способны погружать человека в актуальный социокультурный контекст, помочь ему ориентироваться в сложной реальности - социальной, виртуальной, политической, культурной. Данное обстоятельство приобретает особое значение в условиях, при которых решение воспитательных задач осуществляется исключительно на материале прошлого - идеологизированных фактах военной истории и подвигах героев, а само воспитание трактуется узко как патриотическое.

2. На протяжении столетий искусство подобно бортовому самописцу самолета беспристрастно фиксирует в своих произведениях трансформации ценностной системы общества, идеалы, проблемы, тенденции - дух эпохи. Являясь ядром культуры, ценности как значимые ориентиры жизни оказывают влияние на целеполагание человека, его поведение, мировоззрение, отношение к другим людям, именно поэтому ценностно-смысловое содержание современного искусства наиболее точно и правдиво отражает мировосприятие нашего времени. Господствующие сегодня нравственные, интеллектуальные, эстетические, социальные, материальные ценности при всей их противоречивости и неоднозначности воплощаются в произведениях современного искусства, которое не идеализирует реальность, а прямо говорит на неудобные темы и задает острые вопросы.

Сложность задачи духовно-нравственного воспитания заключается в том, что она не решается простой трансляцией и механическим усвоением базовых социальных норм и культурных ценностей. Ценности нельзя навязать, они вырабатываются подростком самостоятельно в процессе напряженной деятельности - творческой, интеллектуальной, эмоциональной. Обращение к современному искусству как раз позволяет создать ситуацию самопознания и самоопределения, при которой подросток, под руководством педагога взаимодействуя с миром реальных, а не декларативных ценностей, формирует собственное отношение к ним, интериоризирует их или не принимает, вырабатывает ценностные ориентации и идеалы. «В эпоху тотальной "деперсонализации", обезличенности и, как следствие, одиночества, подлинная встреча с искусством - это путь к самому себе» [3, с. 90].

3. Специфическим свойством современного искусства, наделяющим его воспитательным потенциалом, является способность говорить на разные темы. В отличие от классического искусства contemporary art не только затрагивает и раскрывает вечные экзистенциальные вопросы (смысл жизни, долг, свобода, любовь, смерть, дружба), но также исследует широкий перечень злободневных социально-политических, экономических, культурных, научных проблем, имеющих моральное измерение (глобализация, искусственный интеллект, клонирование, генная инженерия, социальное неравенство, мультикультурализм). Так, в 2019 г. в главном российском музее современного искусства «Гараж» проходила масштабная выставка «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030-2100», где художниками ставился вопрос о роли человека в экосистеме планеты и последствиях, к которым может привести потребительское отношение к окружающему миру.

Другим примером могут служить произведения австралийского художника Стеларка, созданные на стыке искусства, науки и технологий в рамках популярного сегодня направления сайнс-арт (science art). Такие проекты не просто являются эстетическим источником знаний о научных открытиях и технологических изобретениях, а осмысляют их влияние на человека и общество, акцентируют внимание на вопросах этики в век виртуальной реальности, робототехники и трансгуманизма, описывают возможное будущее постчеловеческой эволюции.

4. Мультимедийность, разнообразие художественно-выразительных средств современного искусства расширяют эстетический и этический опыт человека, помещая его в ситуации встречи не только с прекрасным или трагическим, но и с шокирующим, странным, непонятным, отталкивающим, в ситуации выбора и соучастия. Эта особенность contemporary art традиционно является мишенью для критики со стороны приверженцев классического искусства, между тем в контексте фундаментальных трансформаций современной культуры справедливым видится замечание Л.Н. Толстого, высказанное им в эссе «Что такое искусство?»: «Люди поймут смысл искусства только тогда, когда перестанут считать целью этой деятельности красоту, то есть наслаждение» [9, с. 75].

Плюрализм художественных языков, информационная перенасыщенность, виртуали-

зация жизни, преобладание визуального компонента в культуре серьезным образом изменили когнитивную и эмоциональную сферы детей и подростков, их опыт восприятия и понимания искусства. Таким образом, современная динамичная эпоха предъявляет новые требования к зрителю, который должен обладать развитым эстетическим сознанием и вкусом, уметь настраивать свой взгляд и мышление в соответствии с типом медиа, что обеспечивает осмысление разнообразных явлений мировой культуры с эстетической и этической позиций и приобщение к ним.

К тому же для современной педагогики принципиальным является вывод о том, что «в деятельности по духовному воспитанию необходимо использовать ситуации, не только вызывающие у ребенка положительные эмоции, но и такие, которые предполагают муки выбора, пробуждают совесть и сострадание и тем самым обращают ребенка к сфере ценностей и смыслов. Чем многообразнее проявления бытия, составляющие содержание воспитывающих ситуаций, тем больше у воспитанников возможностей для выбора собственного пути духовного становления» [7, с. 88].

5. Ценным качеством современного искусства является критический ракурс отображения действительности. Если в России главными объектами критики для художников традиционно были и остаются политика государства, власть, идеология, социальные институты, то западные художники активно проблема-тизируют такие темы, как колониальное прошлое, историческая память, холокост, феминизм, телесность, искусство и художественный рынок. Например, работы известного во всем мире английского стрит-арт-художника и политического активиста Бэнкси содержат критические высказывания о капитализме, войне, обществе потребления.

Целенаправленное использование в образовательно-воспитательной практике произведений современного искусства позволит привить ребенку навык критического мышления, который системно не формируется в российской школе. Многочисленные исследования констатируют, что сегодня все большее значение для будущей карьеры приобретают неспециализированные «мягкие навыки» - критическое мышление, эмоциональный интеллект, гибкость, креативность, эмпатия, работа в команде, коммуникативные компетенции, презентационные навыки. К сожалению, в большинстве общеобразовательных учреждений

кие науки -

этому не учат, а мировой тренд на формирование soft skills в нашей стране находится только на стадии осмысления. Приобщение к современным художественным практикам может помочь развитию у ребенка сквозных над-профессиональных компетенций.

6. Другая особенность contemporary art заключается в развитии открытого и толерантного отношения к миру как единству многообразия. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России отмечено, что важным свойством духовно-нравственного развития гражданина России является открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами [2, с. 17]. Через восприятие обобщенного опыта человечества в рамках современного искусства, предполагающее встречу с непохожим, познание «Другого», межкультурное взаимодействие, происходит самопознание, формируется культурная и национальная идентичность, при этом организуется пространство диалога, позволяющего увидеть общечеловеческие ценности, преодолеть собственную ограниченность и войти в мировой культурный контекст.

7. Восприятие современного искусства не ограничивается пассивным потреблением художественных образов, а требует от реципиента рефлексии, познавательной активности, интеллектуальных усилий. Российский искусствовед В.А. Крючкова следующим образом определяет воспитательную функцию искусства в XXI веке: «Оно учит самостоятельно мыслить, искать вместе с художником разные модели и ракурсы созерцания, одновременно открывая бесконечное разнообразие реальности, возможностей ее познания, точнее - собственно человеческого освоения. <...> Если можно говорить о воспитательной роли искусства в современном обществе, то она состоит не в наполнении сознания идеальными эталонами того или иного рода, а в преобразовании самих мыслительных структур, в их переориентации на видение ацентричного мира, бесконечно богатого возможностями, раскрывающего свои смыслы при созерцании с разных точек зрения, при разных установках сознания» [4, с. 70].

Применительно к современному искусству данное утверждение справедливо вдвойне, т. к. процесс взаимодействия с ним предполагает не просто понимание идеи и замысла, а собственный поиск и производство смыслов. Произведения contemporary art отличаются

тем, что не навязывают и не диктуют зрителю однозначных трактовок и вкусов, наделяя его статусом соавтора, новые художественные формы превращают реципиента из стороннего наблюдателя в творца. Данное качество особенно актуально для работы с учащимися школы, чье общение с искусством, как правило, огранивается продукцией массовой культуры, подавляющей гибкость мышления, активную смыслотворческую деятельность, способность вырабатывать собственные эстетические суждения. «Совращающая интенция массовой культуры направлена на то, чтобы через медиализацию порождать потребителей. Но если массовая культура опускает человека до состояния потребителя, то современное искусство возвышает его до состояния интерпретатора ("любой человек может стать интеллектуалом")» [1, с. 363].

В заключение отметим, что за последние двадцать лет множество городов мира обзавелось собственными музеями современного искусства. В России также фиксируется ежегодный рост количества государственных и частных институций современного искусства - музеев, галерей, арт-центров - не только в Москве и Санкт-Петербурге, что свидетельствует о растущем интересе к этому культурному явлению. Однако ареал современного искусства не ограничивается институциональной сферой, оно постоянно расширяет поле своего присутствия, затрагивая практически все сферы жизни от дизайна и рекламы до архитектуры и политики.

«Сегодня войти во взаимодействие с современным искусством можно не только в музейном или галерейном пространстве. Все чаще с ним сталкиваются горожане - граффити, стрит-арт, паблик-арт и лэнд-арт превращают любого прогуливающегося по бульвару или спешащего через арки и дворы на работу в зрителя или по крайней мере в воспринимающего художественное высказывание. Медиа-арт и саунд-арт стали неотъемлемой частью фестивалей. Перформансы, современный танец и междисциплинарные практики входят в программу мероприятий музейных институций, ранее считавшихся классическими. По сути, в любой момент времени горожанин может оказаться в зоне воздействия современного искусства, порой не сразу это осознавая» [10, с. 379]. Это лишний раз доказывает необходимость знакомства ребенка, подростка с основами contemporary art, которое поможет подготовиться к синкретичному восприятию

мира без страха, недоверия, враждебности, навязанных стереотипов. Тем не менее, несмотря на имеющиеся воспитательные возможности и многочисленные доводы за, идея внедрения современного искусства в структуру школьного образования на данный момент труднореализуема в силу как объективных, так и субъективных причин, анализ которых требует отдельного исследования.

Список литературы

1. Бакштейн И. Внутри картины: Статьи и диалоги о современном искусстве. М.: Нов. лит. обозрение, 2015.

2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009.

3. Коробкова Е.Н., Хабибулина О.П. Преподавание искусства в школе: смена парадигмы // Науч. мнение. 2019. № 7-8. С. 87-92.

4. Крючкова В.А. Современное искусство как фактор культурной эволюции // Антропология искусства. Язык искусства и мера человеческого в меняющемся мире. М., 2017. С. 55-79.

5. Лузина Л.М. Теория воспитания: фило-софско-антропологический подход. Псков: ПГПИ им. С.М. Кирова, 2000.

6. Махлина С.Т. Ценности и смыслы искусства в XXI веке // Диалог культур: ценности, смыслы, коммуникации: XIII Междунар. Лихачевские науч. чтения, 16-17 мая 2013 г. СПб.: СПбГУП, 2013. С. 320-322.

7. Соловцова И.А. Проблемы духовного воспитания: концептуальные основания и направления исследования // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2011. № 8(62). С. 86-91.

8. Соловцова И.А., Сиротина Е.А. Содержание и формы воспитания: на пути к новой школе // Воспитание школьников. 2015. № 1. С. 3-8.

9. Толстой Л.Н. Что такое искусство? // Его же. Собрание сочинений: в 22 т. М., 1983. Т. 15. С. 41-221.

10. «Что-то новое и необычное»: аудитория современного искусства в крупных городах России / отв. ред. А.Ю. Прудникова; науч. ред. Л.Е. Петрова. М. - Екатеринбург, 2018.

11. Шурипа С. Действие и смысл в искусстве второй половины XX века. М.: Ин-т проблем современного искусства, 2017.

* * *

1. Bakshtejn I. Vnutri kartiny: Stat'i i dialogi o sovremennom iskusstve. M.: Nov. lit. obozrenie, 2015.

2. Danilyuk A.Ya., Kondakov A.M., Tishkov V.A. Koncepciya duhovno-nravstvennogo razvitiya i vos-

педагогические науки

pitaniya lichnosti grazhdanina Rossii. M.: Prosve-shchenie, 2009.

3. Korobkova E.N., Habibulina O.P. Prepodava-nie iskusstva v shkole: smena paradigmy // Nauch. mnenie. 2019. № 7-8. S. 87-92.

4. Kryuchkova V.A. Sovremennoe iskusstvo kak faktor kul'turnoj evolyucii / Antropologiya iskusstva. Yazyk iskusstva i mera chelovecheskogo v me-nyayushchemsya mire. M., 2017. S. 55-79.

5. Luzina L.M. Teoriya vospitaniya: filosof-sko-antropologicheskij podhod. Pskov: PGPI im. S.M. Kirova, 2000.

6. Mahlina S.T. Cennosti i smysly iskusstva v XXI veke // Dialog kul'tur: cennosti, smysly, kom-munikacii: XIII Mezhdunar. Lihachevskie nauch. chteniya, 16-17 maya 2013 g. SPb.: SPbGUP, 2013. S. 320-322.

7. Solovcova I.A. Problemy duhovnogo vospi-taniya: konceptual'nye osnovaniya i napravleniya issledovaniya // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2011. № 8(62). S. 86-91.

8. Solovcova I.A., Sirotina E.A. Soderzhanie i formy vospitaniya: na puti k novoj shkole // Vospitanie shkol'nikov. 2015. № 1. S. 3-8.

9. Tolstoj L.N. Chto takoe iskusstvo? // Ego zhe. Sobranie sochinenij v 22 t. M., 1983. T. 15. S. 41-221.

10. «Chto-to novoe i neobychnoe»: auditoriya sovremennogo iskusstva v krupnyh gorodah Rossii / otv. red. A.Yu. Prudnikova, nauch. red. L.E. Petrova. M. - Ekaterinburg, 2018.

11. Shuripa S. Dejstvie i smysl v iskusstve vtoroj poloviny XX veka. M.: In-t problem sovremennogo iskusstva, 2017.

Educational potential of the modern art at school

The article deals with the peculiarities of the modern art allowing to use it as the semantic basis of the spiritual and moral education of the students of the secondary general school. There is substantiated the importance of including the modern art as a separate component in the structure of the school education. There are given the concrete examples of the existence of the axiological orientation in the works of the modern art.

Key words: modern art, spiritual and moral education, school, development of personality.

(Статья поступила в редакцию 12.10.2020)

н.и. тихоненков

(Волгоград)

е.а. савельева-рат

(Гурзуф)

опыт цифровой реализации воспитывающей среды организации отдыха детей и их оздоровления*

Систематизируется накопленный опыт цифровой реализации воспитывающей среды организации отдыха детей и их оздоровления на примере ряда онлайн-смен. Предлагаются альтернативы традиционным форматам, методике, техническому и цифровому наполнению содержания каникулярного отдыха детей. Раскрываются преимущества педагогической дистанционной организации развивающего досуга детей и подростков.

Ключевые слова: воспитывающая среда, он-лайн-мероприятие, онлайн-смена, онлайн-ла-герь, организация отдыха, педагогический коллектив, трансляция.

Создание эффективной воспитывающей среды в организациях отдыха детей и их оздоровления всегда признавалось признаком высокого уровня профессионального мастерства. Здесь важны опыт педагогического коллектива, традиции, высокая доля инновационных решений при построении педагогической системы и организации образовательного процесса.

Сезон отдыха детей и их оздоровления 2020 г. в России и в мире был осложнен принятыми мерами противодействия распространению СОУТО-19. Условия пандемии потребовали от педагогических коллективов нестандартных подходов к созданию максимально комфортной и благополучной воспитывающей среды для детей средствами дистанционных технологий. Появился уникальный опыт цифровой реализации воспитывающей среды организации отдыха детей и их оздоровления, а следовательно, возникает потребность его педагогического осмысления.

* Исследование выполнено при поддержке РФФИ в рамках научного проекта N° 19-29-14064 «Теоретико-методологические основы и технологическое обеспечение реализации образовательной деятельности в он-лайн-сообществах учащихся школ».

О Тихоненков Н.И., Савельева-Рат Е.А., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.