Научная статья на тему 'ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВОЕННОМ ВУЗЕ'

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВОЕННОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / МАТЕМАТИКА / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шипицина Надежда Михайловна, Шалугина Татьяна Викторовна

В статье освещаются вопросы, раскрывающие сущность воспитательного процесса высшем учебном заведении, в том числе в военном вузе: основной целью воспитания является формирование и развитие у обучающихся качеств и отношений гражданина патриота, профессионала и высококвалифицированной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шипицина Надежда Михайловна, Шалугина Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL ASPECTS IN THE STUDY OF MATHEMATICAL DISCIPLINES IN A MILITARY UNIVERSITY

The article highlights issues that reveal the essence of the educational process in a higher educational institution, including in a military university: the main goal of education is the formation and development of the qualities and relationships of a citizen of a patriot, a professional (including a military one) and a highly qualified person in students.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВОЕННОМ ВУЗЕ»

В следующей статье, под названием «Бессильная злоба антидарвиниста» К.А. Тимирязев пишет: «возражение Данилевского касается не дарвинизма Дарвина, а дарвинизма, выдуманного самим Данилевским» [8, с. 36]. Подробно рассматривая аргументацию дарвинистов и антидарвинистов, Тимирязев указывает на нелогичность обобщений, сделанных на основе анализа биологического материала Данилевским. Эти ошибки проистекают от неверных научных посылок. Данилевский, по убеждению Тимирязева, идёт не от фактов к анализу, а подбирает к уже принятой им концепции факты, причём на вторичные причины, составляющие основу размышлений современного натуралиста, и Дарвина, в том числе, он не обращает внимания. Задача Данилевского и Страхова: «доказать, что процесс происхождения организмов - процесс загадочный, таинственный, необъяснимый без непосредственного вмешательства целесообразно предопределяющего разумного начала» [8, с. 59]. Отсюда гнев Данилевского и Страхова на дарвинизм возникает потому, что это учение своею попыткой объяснить происхождение организмов «вторичными причинами» оскорбляет их философское мировоззрение: «выражаясь определённее - их религиозное чувство» [8, с. 66].

Другой участник дискуссии, А.С. Фаминцын, прямо указывает на гносеологический характер возражений Ч. Дарвину: «Данилевский особенно раздражён тем, что дарвинизм послужил как бы новою точкою опоры для учения материалистов, лишая в то же время научной почвы учение идеалистов» [9, с. 624]. Однако исследования Дарвина имеют громадное значение для естественных наук и признание дарвинизма совершенно не обязательно ведёт к материализму: «неопровержимым доказательством этому служит признание Дарвиным личного божества» [9, с. 637]. По мнению автора статьи, Н.Я. Данилевский не понял дарвинизм или превратно его истолковал для себя, например, случайность не носит в нём абсолютного характера. Напротив, в теории естественного отбора случайность относительна и проявляется в результате цепочки закономерностей. Поэтому общее суждение о книге Н.Я. Данилевского нелестное: «Никто другой не приписывал учению Дарвина того тлетворного всесокрушающего влияния на человечество, которым столь глубоко озабочен и огорчён Данилевский» [9, с. 643].

Выводы. Таким образом, творчество Данилевского, как историософское, так и естественнонаучное, даёт основания для различных интерпретаций и оценок как его современниками, Н.Н. Страховым, К.Н. Леонтьевым, Ф.М. Достоевским, В.С. Соловьёвым, так и современными исследователями Г.Д. Чесноковым, Ю.С. Пивоваровым, И.А. Голосенко, К.В. Султановым, С.И. Бажовым, Б.П. Балуевым, Л.Р. Авдеевой и др. Ещё в «России и Европе» прослеживаются три уровня рассмотрения философско-исторических проблем. Первый и наиболее актуальный для того времени - это попытка решения Восточного вопроса через призыв к созданию федерации славянских народов во главе с Россией. Второй - это концепция культурно-исторических типов, разработанная для более объективного анализа исторических явлений и отрицающая европоцентризм, поразивший и русское общество болезнью «европейничанья». Выражением «европеничанья» Данилевский считает и получивший признание у русских натуралистов дарвинизм. И наиболее глубокий слой - религиозные воззрения автора «России и Европы», утверждающего глубокий провиденциальный смысл и назначение человеческой истории. Нравственно-религиозные ценности являются системообразующими для русского культурно-исторического типа, а их ревизия угрожает жизни цивилизации. В этой связи, особое значение Н.Я. Данилевский уделяет критическому анализу дарвинизма, острая полемика вокруг которого продолжается и поныне.

Литература:

1. Бабаева А.В., Крашенинников A.A. Антропологическое измерение пространства современного города // Вестник Мининского университета. - 2019. - Т. 7, №2. - С. 14

2. Бажов С.И. Философия истории Н.Я. Данилевского. - М., 1997. - С. 62-63.

3. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-романскому. - СПб., 1995.

4. Данилевский Н.Я. Дарвинизм. Критическое исследование. - Спб., Т. 1, Ч.1. - С. 4.

5. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории. - М., 1997.

6. Сороковых В.В. Научно-философское наследие Н.Я. Данилевского в контексте современного кризиса России / В.В. Сороковых // Альманах религиоведения. - Вьш. 5. - Елец: ЕГУ им. И.Л. Бунина, 2004. - 359 с.

7. Тимирязев К.А. Опровергнут ли дарвинизм? // Русская мысль, 1887, №6. - С. 14.

8. Тимирязев К.А. Бессильная злоба антидарвиниста. (По поводу статьи Г. Страхова «Всегдашняя ошибка дарвинистов») // Русская мысль. - 1889, №5. - С. 36.

9. Фаминцын А.С. Н.Я. Данилевский и дарвинизм - Опровергнут ли дарвинизм Данилевским? // Вестник Европы. - 1889, №2. - С. 624.

Педагогика

УДК 378

преподаватель Шипицина Надежда Михайловна

Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань); старший преподаватель Шалугина Татьяна Викторовна

Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань)

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В

ВОЕННОМ ВУЗЕ

Аннотация. В статье освещаются вопросы, раскрывающие сущность воспитательного процесса высшем учебном заведении, в том числе в военном вузе: основной целью воспитания является формирование и развитие у обучающихся качеств и отношений гражданина патриота, профессионала и высококвалифицированной личности.

Ключевые слова: учебный процесс, воспитательный процесс, математика, общеобразовательные цели, воспитательные цели.

Annotation. The article highlights issues that reveal the essence of the educational process in a higher educational institution, including in a military university: the main goal of education is the formation and development of the qualities and relationships of a citizen of a patriot, a professional (including a military one) and a highly qualified person in students.

Keywords: educational process, educational process, mathematics, general educational goals, educational goals.

Введение. Воспитательный процесс в летном вузе направлен на формирование качеств, необходимых летчику - командиру для выполнения им функций в условиях воинской службы. Эффективность воспитания зависит от управления процессом воспитания. Управление качеством воспитания направлено на обеспечение ее оптимального функционирования и достижения желаемых целей. Ведущая роль в воспитании принадлежит кафедрам вуза. Они обеспечивают реализацию требований к специалисту и личности обучаемого, решение воспитательных задач в ходе изучения дисциплин, учитывают воспитательные возможности каждого вида занятий при изучении каждой дисциплины кафедры. На кафедре математики и естественнонаучных дисциплин изучается много дисциплин, но ведущей дисциплиной является математика.

Изложение основного материала статьи. Практика деятельности показывает, что эффективность реализации воспитательных целей во многом зависит от определенных педагогических условий: учебно-методического обеспечения; возможности развития мотивации; самопознания и самовоспитания обучающихся; морально-психологическое обеспечение деятельности личного состава.

Процесс обучения неразрывно связан с процессом воспитания. Воспитательная работа на занятии должна быть направлена на формирование и развитие приоритета общечеловеческих ценностей и любви к Родине, интереса к избранной профессии и т.д. Воспитательные аспекты должны присутствовать на каждом занятии, в процессе преподавания любой учебной дисциплины, в том числе и на занятиях по математике. Преподаватель в результате развивающего и воспитывающего обучения ставит цель выработки комплекса черт характера: готовность к разумному риску; самостоятельность; инициативность; доброжелательность друг к другу; честность; открытость; компетентность; находчивость; активность; разносторонность; дальновидность.

Одна из главных воспитательных задач, стоящих перед преподавателем - преодоление сухости и формализма в преподавании математики, укреплении связи обучения с жизнью и практикой. Осуществляется это в первую очередь через содержание задач. Тактика может быть разной - направленной на профессиональную подготовку обучающегося: расчет аэродинамического явления; факты летной практики; примеры из жизни войск; фрагменты из теории выполнения полетного задания (боевой задачи) [2].

В современных условиях подготовка летного состава в высшем военном учебном заведении является сложной задачей, при решении которой возникают значительные трудности. Только уверенно владеющий математическим аппаратом обучающийся может освоить такие дисциплины как аэродинамика и динамика полета, боевое применение летательного аппарата и т.д. [7].

В последние годы при изучении математики, особенно по программе высшей школы, у обучающихся возникают большие трудности, обусловленные следующими причинами: значительным ухудшением математической подготовки в средней школе; ограничение времени, отводимое учебной программой для изучения математики; «боязнь» математики многими обучающимися: психологически человек не расположен к изучению той дисциплины, которая однажды уже вызвала у него непонимание и большие трудности при изучении. Обычно для взрослого человека изучения математики составляет не очень приятную часть детских воспоминаний. В таких ситуациях преподавателям всех уровней следует уделять особое внимание основам математики. Недооценка этих дисциплин имеет исторические корни. И 100 лет назад российские педагогики отмечали, что из всех предметов школьного курса математики именно арифметика усваивалась хуже всего [2]. Следовательно, и раньше изучение арифметики и алгебры было в значительной степени формальным.

Названные обстоятельства указывают на необходимость традиционной методики изучения математики. Прежде всего, необходима значительная активизация и индивидуализация учебного процесса. С этой целью программа изучения математики обязательно должна включать контрольные задания и курсовые работы, выполняемые в каждом семестре по важнейшим разделам дисциплины. Например, для изучения теоретической механики, обучающиеся должны иметь твердые знания векторной алгебры, хорошо знать производные и дифференциалы, уметь интегрировать, иметь навыки решения дифференциальных уравнений. Только на таком математическом фундаменте возможно успешное изучение дисциплины теоретическая механика, которая в свою очередь, является основной базой для изучения теоретической и практической аэродинамики, динамики полета.

Особое значение в ВУЗе для изучения любой дисциплины имеет лекция. Лекционный материал составляет более 40% учебного времени. Практика учебного процесса показывает, что самостоятельная работа обучающегося не позволяет достичь приемлемой степени усвоения лекционного материала по математике [1]. При проведении лекции лектор, наряду с традиционным использованием доски, должен обязательно иметь демонстрационный материал: схемы, плакаты, таблицы, применять ТСО, компьютерные демонстрации учебного материала. В лекциях следует избегать сложных и громоздких доказательств, а исходить порой из конечного результата теоремы или формулы, показывая их использование при решении конкретной задачи. Задачи на самостоятельную подготовку должны включать решение одной - двух несложных задач по теме лекций [3].

Приведем некоторые методы интерактивных лекций, которые используются преподавателями математики кафедры математики и естественнонаучных дисциплин. Проблемная лекция начинается с постановки проблемы, которую нужно решить в ходе изложения материала. На такой лекции, обучающиеся активно привлекаются к разрешению проблемной ситуации. Постановка проблемных вопросов стимулирует интерес обучаемых к самостоятельному изучению литературы, участию в научных исследованиях. На одной из первых лекций по математике в теме «Комплексные числа» перед курсантами ставится проблема: найти

решение квадратного уравнения H" 1 = О которое в школе считали не имеющим корней, хотя, как известно, число корней уравнения равно показателю его степени. После этого вводится понятие комплексного числа, которое расширяет представление обучаемых о числах.

Опыт подсказывает, что среди первокурсников редко встречаются обучающиеся с уже сформированными умениями рассуждать и анализировать. В диалог на лекции включаются один - два

курсанта из группы, остальные боятся высказать свое мнение перед всем потоком. К таким лекциям нужно готовить курсантов постепенно и заранее. Подготовка к лекции - визуализации состоит в том, чтобы изменить, переконструировать учебную информацию в визуальную форму с помощью технических средств обучения, схем, рисунков, чертежей и т.д. К этой работе могут привлекаться и обучающиеся, при этом формируются соответствующие умения, развивается высокий уровень активности. Такая лекция способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала. При изучении темы «Поверхности второго порядка» достаточно сложно подавать материал традиционно с изображением фигур на доске. На кафедре разработаны плакаты, слайды, презентации, по которым преподаватель знакомит обучающихся с раз личными видами поверхностей, их уравнениями и способами построения. Аналогичный материал с готовыми чертежами курсанты получают индивидуально в виде заранее подготовленного раздаточного материала.

Лекция-беседа представляет собой диалог с аудиторией. Преподаватель адресует вопросы всей аудитории, учащиеся отвечают с места. Лектору необходимо заранее составить и хорошо обдумать перечень предлагаемых вопросов так, чтобы ответы на них привели к желаемому результату. Дискуссия на лекции в полной мере развернуться не может, но при изложении учебного материала преподаватель может организовать свободный обмен мнениями, взглядами по исследуемому вопросу. Эффект такой дискуссии может быть достигнут при правильном подборе вопросов, широком вовлечении обучающихся в их обсуждение и умелом, целенаправленном управлении преподавателем деятельностью аудитории. Для организации дискуссии могут применяться различные методики. Например, методика «эстафета», при которой каждый выступающий участник может передать слово тому, кому считает нужным. В ходе такого обучения слушатели учатся критически мыслить, рассуждать, правильно формулировать собственное мнение, строить доказательства своей точки зрения, слышать альтернативное мнение, принимать взвешенные решения. На самостоятельной подготовке обучающиеся должны работать с демонстрационным материалом, который использовался на лекции. Это позволяет повышать степень усвоения обучающимися учебного материала.

В настоящее время главной задачей является воспитание социально зрелой личности обучающихся, с помощью учебно-воспитательного процесса обучения математики формирования у всех обучающихся учебной самостоятельности. Поэтому оценивать работу преподавателя математики, необходимо по тому, как он сумел организовать деятельность обучающихся, насколько активно обучающиеся работают над осуществлением целей обучения.

Подлинная активность учащихся состоит в сосредоточенной и целеустремленной работе мысли по осмыслению содержания учебного материала, по поиску путей решения задач, по анализу проведенного решения, по выявлению общих способов действий. Занятие, построенное на подлинной активности обучающихся, идет внешне неторопливо, без потока вопросов и ответов, при незаметном, ненавязчивом руководстве преподавателя. В основу оценки деятельности преподавателя выбирается не отдельное занятие, проведенное им, а система занятий отдельной темы программы обучения. В этом случае деятельность преподавателя начинается с подготовки очередной темы. И конечно проводится логико-психологический анализ учебного материала темы. Целью такого анализа является выявить содержание строение тех конкретных действий обучающегося, посредством которых он может быть введен в область знаний данной темы. На основе такого анализа необходимо выделить идеи, которые лежат в основе данной темы и овладение которыми составляет глубинную цель ее изучения. А дальше устанавливается логическая структура темы, выделяются основные (исходные) понятия, на основе которых могут быть введены все остальные понятия и логические связи между ними. И конечно составляется четкий перечень их знаний, которые должны быть усвоены обучающимися, умений, которыми они должны овладеть. На основе логико-психологического анализа содержания предстоящей темы и при учете принципов самостоятельной деятельности строится модель учебной деятельности обучающихся по изучению данной темы. В последующем эта модель ляжет в основу плана работы по данной теме.

На основе результатов логико-психологического анализа содержания учебного материала и модели учебной деятельности обучающихся составляются неурочные планы изучения предстоящей темы программы. В этих планах предусматривается вся деятельность преподавателя и обучающегося по изучению материала, формы этой деятельности, методы и средства осуществления.

Каждый преподаватель математики для каждой учебной группы должен разработать свой особый план работы по данной теме при учете всех условий, в которых эта работа должна быть проделана. В соответствии с планом преподаватель готовит все необходимые пособия, дидактические материалы и другие вспомогательные средства, которые понадобятся в ходе обучения. Деятельность преподавателя в ходе изучения темы неотделима от деятельности обучающихся и проходит в форме совместной деятельности с ними. Эта деятельность состоит из основных этапов: мотивационного, операционально-познавательного и рефлексивно-оценочного.

Обучающимся предстоит изучение темы «Теория вероятностей и математическая статистика». На первой лекции по данной теме преподаватель сообщает обучающимся примерно такую информацию: «Приступая к изучению теории вероятностей с ее специфическим объектом, надо отдавать отчет о том, что прогнозы, даваемые методами этой науки, несколько отличаются по своему характеру от привычных нам прогнозов «точных наук». Вероятностный прогноз является приближенным: он указывает только границы, в которых с достаточно высокой степенью достоверности будут заключены интересующие нас параметры. Чем обширнее изучаемый массив случайных явлений, тем уже эти границы, тем точнее и определённее становится вероятностный прогноз».

На практическом занятии «Сложение и умножение вероятностей» можно предложить курсантам найти самостоятельно 5 способов решения следующих задачи: Два вертолета обнаружили цель и независимо друг от друга выпустили по одной ракете. Вероятность поражения цели поражения ракетами первого, второго вертолетов соответственно равны 0,6 и 0,7. Определить вероятность поражения цели.

Решение. Введем следующие события: событие ^ - поражение цели; событие 1 - поражение цели первым вертолетом; событие - поражение цели вторым вертолетом.

1 способ:

2 способ т)=Рсд-1)тя)+т1)гаа-) = о,4о,7 + о,бо,з = о,е8

3 способ: РШ=1 -РОДРГО = 1 - ОД ■ 0,3 = 0,88

4 способ: Р(Л) = РСА^ + РОДРСЛ2> = 0,6 + 0,4 ■ 0 .7 = 0,88

5 способ:

При решении данной задачи курсанты обычно предлагают первые три способа. Преподавателю следует обсудить с курсантами достоинства и недостатки каждого из предложенных способов и предложить рассмотреть 4 и 5 способы (они идентичны), поясняя их смысл. Таких примеров при дальнейшем изучении темы будет довольно много. Как видим, весь этот этап изучением темы очень важен для становления учебной самодеятельности, для развития мотивации и интересов обучающихся.

В приказе министра обороны РФ от 15.09.2014года №670 «О мерах по реализации отдельных статей 81 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-Ф3 «Об образовании в РФ» (с изменениями и дополнениями) говорится о текущем контроле, который может, проводится в виде рубежного контроля и контрольных работ (занятий). Рубежный контроль можно провести в виде математического диктанта или самостоятельной работы. Приведем пример такого математического диктант по теме «Векторы. Скалярное произведение векторов»:

1. Вектор обозначают_, например,_, или_, например,_.

2. Координаты вектора - это_

3. Линейными операциями над векторами называются_

4. Два вектора называются_, если они сонаправлены и имеют одинаковую длину.

5. Если вектор АВ задан точками начала А(Xl'Л'^ и конца B(x2' У2, то его длину

вычисляют по формуле:_

6. Векторы называются компланарными, если они_

7. Базисом в пространстве называют

8. Вектор, длина которого равна единице называется_и обозначается

9. Направляющие косинусы - это _. Записать формулы вычисления

направляющих косинусов: COS СС=_ COS /?=_COsy=_

10. Скалярным произведением двух векторов a и b называется_, равное

Записать формулу скалярного произведения векторов (по определению):

—^

11. Записать формулу скалярного произведения векторов и ^ в координатной форме

12. Записать формулу вычисления проекции вектора d на вектор &

Приведем пример варианта уровневой контрольной работы по теме «Аналитическая геометрия на тоскости и в пространстве»

Уровень А. 1. Даны векторы: G — 2Е — J + к, Ь 31+ /с, С = I + J — к.

а' /1 I CL [ | X J

"t; б) векторное произведение \ / в)

смешанное произведение С1.Ьс.

-3;

2. Даны точки-"ч-1-' Составить уравнение прямой, проходящей через две данные

точки.

2; 3j и М2(3; 0;

3. Составить уравнение плоскости, проходящей через точки: параллельно вектору ^ = {2/ 1» !■}■

—♦

Уровень В. 1. Даны векторы ^ ~ ¿> — {0, 2, 1} Найти проекцию вектора & на

направление вектора .

2. Составить уравнение прямой, проходящей через точку 3^ параллельно прямой

X+1_у-2_2 3 -1 2"

Уровень С. 1. Даны точки 2). 6, 2) и С1, 3, 1) Вычислить

площадь треугольника АВС.

2. Определить угол ^Р , образованный двумя прямыми:

Суть такого вида контрольной работы состоит в том, что курсант сам выбирает, сколько заданий и какие он выполнит. Все задания под уровнем А оцениваются на удовлетворительную оценку; под уровнями А и В - на хорошо; под уровнями А и В, С - на отлично. Но при проверке контрольных работ можно пройти по другому пути: если выполнены пять заданий под любыми индексами, выставляется оценка «удовлетворительно»; если выполнены семь заданий, выставляется оценка «хорошо».

Выводы. Деятельность преподавателя нельзя регламентировать, нельзя ограничивать какими-то правилами и рецептами. Деятельность преподавателя творческая, и в ней он может добиться своего самовыражения. В процессе обучения математики в высшей школе можно сказать, что в настоящее время успех и плодотворность процесса обучения математике решает в конечном итоге воспитание обучающихся

опора на их неиссякаемые силы, вера в их способности. Через воспитание, в процессе воспитания только и можно эффективно и по-настоящему осуществить цели и задачи обучения математике.

Литература:

1. Панцева Е.Ю. Особенности организации и проведения вузовской лекции. В сборнике: Методические особенности преподавания дисциплин естественно-научного цикла в военном вузе. Сборник трудов. - Киров, 2020. - С. 40-45.

2. Панцева Е.Ю., Тойшева О.А., Шалугина Т.В., Снадченко С.В. Особенности математического образования в военном авиационном вузе. Проблемы современного педагогического образования. - 2017. -№ 56-6. - С. 208-216.

3. Шалугина Т.В., Шипицина Н.М., Хазова А.А. Влияние междисциплинарных, межпредметных связей на формирование личности обучающегося в высшей школе. Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 65-4. - С. 276-280.

Педагогика

УДК 372.854

кандидат биологических наук, доцент кафедры химии и методики преподавания химии Ширяева Ольга Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Оренбургский государственный педагогический университет (г. Оренбург); кандидат химических наук, доцент кафедры химии и методики преподавания химии Бахарева Светлана Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Оренбургский государственный педагогический университет (г. Оренбург)

БИОХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ХИМИИ

Аннотация. В статье рассмотрены основные биохимические понятия, которые изучаются в школьном курсе химии. Предложена теоретическая модель системы биохимических знаний обучающихся.

Ключевые слова: биохимические понятия, школьный курс химии, химический состав живых организмов, химические ферментативные реакции.

Annotation. The article deals with the basic biochemical concepts that are studied in the school chemistry course. A theoretical model of the system of biochemical knowledge of students is proposed.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: biochemical concepts, school chemistry course, chemical composition of living organisms, chemical enzymatic reactions.

Введение. Основным составляющим системы научных знаний у обучающихся являются научные понятия, формирование которых включается в процесс обучения, выполняет большую роль в научном познании и составляет логическую основу научных систем и теорий. В связи с этим совершенствование процесса формирования системы научных понятий у обучающихся школ является важной задачей процесса обучения, которое способствует повышению эффективности учебного процесса, качества и прочности знаний, а также сформированности научного мировоззрения [1, 7, 8].

Биологическая химия представляет собой науку о качественном составе, количественном содержании и преобразованиях в жизненных процессах соединений, образующих живую материю. Совокупность всех процессов синтеза и распада веществ в живых организмах осуществляется в постоянной взаимосвязи с окружающей. Важной особенностью живой материи является способность живой природы извлекать из окружающей среды энергию, преобразовывать ее и использовать для построения высших уровней организации, для выполнения физической работы и собственного биосинтеза. Познание химической организации живой природы, закономерностей ее функционирования обеспечивается синтезом знаний предметов естественно-научного цикла, прежде всего химии и биологии. В этом синтезе особое место занимает система биохимических понятий. Особенности развития современного общества приводят к все большей значимости биохимических знаний. В современных условиях биохимическим понятиям отводится важная роль, так как возникает повышенное внимание к здоровью человека. Биохимические знания всегда были представлены в содержании школьных предметов. Содержание биохимического материала в школьном курсе химии позволяет описать и объяснить на химическом уровне известные биологические явления, способствует формированию естественно-научного мировоззрения. В связи с развитием науки, определенными требованиями общества и образования происходит совершенствование их содержания и методики изучения. Следовательно, начальные этапы формирования биохимических понятий осуществляются в школьных курсах химии и биологии, что позволяет в дальнейшем использовать полученные знаниях при изучении биологической химии на более углубленном уровне в высшем учебном заведении [6].

Изложение основного материала статьи. Содержание школьного курса химии представлено определенным объемом химических знаний, которые являются важным звеном естествознания и необходимы для формирования целостного представления о мире. Биохимическое содержание в школьном курсе химии способствует развитию у обучающихся познавательных интересов к исследованию живых организмов; научному пониманию сущности Жизни; пониманию необходимости здорового образа жизни; способности применять полученные биохимические знания в повседневной жизни [1]. Основные биохимические понятия входят в состав фундаментального ядра содержания общего образования. Ранее биохимические знания были интегрированы и изучались постепенно. С введением ФГОС содержание школьного курса химии условно разделили на четыре раздела:

1. Теоретические основы химии.

2. Основы неорганической химии.

3. Основы органической химии.

4. Химия и жизнь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.